Тема «подготовка руки к письму в старшем дошкольном возрасте»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЬГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №164 «УЛЫБКА»

Шоссе Нефтяников 65,г. Краснодар, 350051, тел/факс (861) 224-13-22

ТЕМА: «ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Автор опыта: Дрозд Инна Николаевна

воспитатель МБДОУ

МО г. Краснодар «Детский сад №164»

г. Краснодар, 2012 г.

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………………………………..3

2. Состояние проблемы в научно-методической литературе………………………………5

3. Методы и организация исследования……………………………………………………..8

4. Результативность педагогического опыта по подготовке руки к письму старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..14

5. Библиографический список..……………………………………………………….……..17

6. Приложение: ………………………………………………………………………..……..18

6.1 Приложение № 1 Перспективное планирование по подготовке руки к письму в старшей и подготовительной к школе группе………………………………………………18

6.2 Приложение № 2 Пальчиковая гимнастика………………………………………….….40

6.3 Приложение № 3 Игры с предметами ………………………………………………..…42

6.4 Приложение № 4 Памятка для воспитателя…………………………………………………46

6.5 Приложение № 5 Памятка для родителей……………………………………………..53

6.6 Приложение № 6 Практическое пособие по подготовке руки к письму (первый год обучения) (на электронном носителе)

6.7 Приложение № 7 Практическое пособие по подготовке руки к письму (второй год обучения) (на электронном носителе)

1.Введение:

Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Работая в тесном контакте с учителями начальных классов, выяснилось, что дети на первом этапе обучения чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Ребёнок не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения вызваны слабостью мышц пальцев руки, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.

Изучив педагогическую литературу, приходишь к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребенка в школу. Конечно, обучение письму – это задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребенок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение будет облегчено.

Актуальность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимание, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенка двигательного и практического опыта, для развития графических навыков. Овладев основными механизмами письма, можно прогнозировать результат на момент выхода в школу:

— укрепление мышечного тонуса кисти руки;

— развитее четкого движения и координацию рук;

— снижение утомляемости и повышение работоспособности;

— навык владением карандашом, ручкой;

— графические навыки на уровне возрастных требований;

— ориентировка на листе бумаги;

— ориентировка в пространстве;

— развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их приделы, соблюдать одинаковое расстояние между линиями);

— овладение гигиеническими правилами (как правильно сидеть, как положить руки, листок, карандаш, ручку, тетрадь).

Из всего выше сказанного можно сформировать предмет исследования, объект исследования и гипотезу.

Объект исследования:

Процесс развития графических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования является педагогическая работа по подготовке руки к письму у старшего дошкольника.

Гипотезой исследования является предположение о том, что система работы с детьми старшего дошкольного возраста позволить совершенствовать графические навыки ребенка.

Таким образом, обозначим задачи исследования:

Изучить литературу по теме исследования;

Разработать перспективное планирование по подготовке руки к письму в испытуемой группе;

Осуществить эксперимент в опытной группе по подготовке руки к письму;

Добиться положительных результатов по совершенствованию графических навыков;

Разработать систему работы по подготовке руки к письму.

Обозначим план выполнения задач, который будет служить и структурой опытной работы:

Часть первая – теоретическая.

Изучение проблемы в научно-методической литературе.

Часть вторая — опытная.

Методы и организация исследования своей проблемы.

Результативность педагогического опыта по подготовке руки к письму в старшем дошкольном возрасте

Вывод.

В структуру работы включены: содержание, введение, библиографический список, приложение.

2. Состояние проблемы в научно-методической литературе.

В истории развития человечества роль руки исключительно велика – она дала возможность развить путём жестов – указывающих, изображающих, очерчивающих, оборонительных и т.д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию[6]. Действия ребёнка с предметами, как это было замечено уже давно, оказывают большое влияние на развитие функции мозга. Выдающийся русский просветитель Н.И.  Новиков ещё в 1782 году писал, что натуральное побуждение к действию над вещами есть основное средство не только для того, чтобы дать им знания о вещах и их назначении. Но и для всего их умственного развития [7]. Эту мысль нужно считать впервые сформулированной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придаётся такое большое значение в развитии психики ребёнка.

Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Наблюдения за детьми первого года, проводимые в исследованиях П.Я. Гальперина [10] , Т.Д. Марцинковской [14] и других показали, что все более или менее сложные формы предметных действий формируются под влиянием научения. Учёные считают, что игра младенца с предметами не инстинктивно врождённое действие. Своими исследованиями они доказали, что предметные действия развиваются в процессе общения ребёнка с взрослыми, воспитываются и это воспитание требует определённых условий.

Очень интересным является эксперимент учёных Г.  Хилдрет и Н.Манн [4]. У детей в возрасте 6 недель в доме ребёнка снималась энцефалограмма, затем у этих детей тренировали руки. Тренировка заключалась в массаже кисти и пассивных сгибаниях и разгибаниях пальцев. Через 2 месяца после начала тренировки записывалась ЭЭГ.

Оказалось, что тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. Таким образом, объективно было зарегистрировано стимулирующее влияние проприоцентивных импульсов от пальцев рук на процесс созревания мозга и даже определено это количество.

И.П.  Павлов высказывал предположение о том, что развитие функции обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, так как активно повышает её функциональное состояние [15].

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно ещё во 2 веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии [4].

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце [7].

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока – белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М.Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи [ 6]. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев[15].

По мнению известного педагога Марии Монтессори: «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»[11]

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной [9].

Первый этап мышления называют наглядно – или предметно – действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» – ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.

Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву, как баранка».

Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме.

Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления даёт рука. Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»[15].

Современные педагоги, опираясь на данные физиологии и нейропсихологии, пытаются определить по ручной умелости детской руки особенности развития мозга, центральной нервной системы, а также выяснить степень соответствия возрастным нормам, требованиям и «стандартам», степень и уровень подготовленности руки к школьному обучению[3].

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдёт в школу, – это развитие точных движений, или, как их ещё называют, тонкой моторики[7].

В психическом развитии человека очень многое определяет тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная. Развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением

и траекторией движения, которое он осуществляет, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевого центра головного мозга и, следовательно, способствует умению говорить. В головном мозге самые большие зоны «обслуживают» движение руки, особенно кисти и больше всего – большого пальцев.

Полноценное развитие движений – необходимый этап и условие мыслительной деятельности; известно, например, что глухонемые дети, объясняющиеся посредством жестов, не всегда могут овладеть абстрактными понятиями и достичь высокого уровня обобщения.

Развитие движений ребёнка происходит «от плеча к кисти»: сначала это беспорядочные движения рук младенца, который нередко попадает себе по носу, но промахивается, пытаясь достать погремушку. Затем, в возрасте 1 – 3 лет, это возникновение так называемого «предметного действия», действия согласно основному предназначению предмета: если это ложка, ребёнок должен ею есть, а не стучать, расчёской – причёсываться и т.д.

Примерно с 3 лет возникает интерес ребёнка к изображению предметов, и он пытается овладеть карандашом. И, наконец, в возрасте 6 –7 лет его моторика уже готова к тому, чтобы учиться писать скорописью. Причём любопытно, что именно в этот момент в созревании центральной нервной системы происходит резкий скачок, и 6 – летки разительно отличаются по своим двигательным возможностям от 7 – леток (на этом, в частности, строится много возражений против обучения с 6 лет)[7].

Очень часто общеинтеллектуальное развитие ребёнка опережает его моторные навыки, и бывает обидно, если обучение в школе осложняется или вообще откладывается на год по этой причине.

Таким образом, изучив исследования многих ученых, я прихожу к выводу, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением письму в школе и другие проблемы в развитии ребёнка.

Методы и организация исследования.

Методы и организации исследования по подготовке руки к письму проходили в опытной группе в ДОУ детский сад №164. Можно представить в виде схемы:

EMBED Word.Document.12 Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого. Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

1. РАЗВИТИЕ РУКИ.

2. ПОДГОТОВКА К ТЕХНИКЕ ПИСЬМА.

3. АНАЛИТИКОСИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

4. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

1. Развитие руки.

1.1. Сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает.

Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом «Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами», игровые упражнения типа «Посолим суп». (Приложение 2.)

1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление, когда пишем снизу вверх.) Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

1.3. Развивать мелкую моторику рук

Работа с детьми данной группы по развитию руки началась еще в средней группе. Дети с удовольствием выполняли пальчиковую зарядку. Играли с мозаикой, конструктором, лего. Раскладывали и складывали разборные игрушки (матрёшки, пирамидки, чашечки). Нанизывали бусы на веревочки, наматывали нитки на катушки.

2. Подготовка к технике письма.

2.1. Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Прежде всего, ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой — спереди). При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови». Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений. Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (формат А 5). . Насколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между предметами можно использовать сюжетную картинку. Дать задания:

-показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

— показать, что на картинке изображено далеко, что близко

— сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой. ( Выше – ниже, впереди – сзади, справа – слева);

— назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблюдается склонность к их «зеркальному» изображению). Поэтому на занятиях с таким ребенком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребенку и друг к другу.( Приложение 6,7).

2.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксировать ритм посредством ритмических рисунков (бордюров) и читать их. Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении ритмичных упражнений в письме. В упражнении «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представлении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться в ней.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упражнения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элементы букв и сами буквы. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать, и когда сформированы предпосылки к письму. (Приложение 6,7.)

В большинстве случаев обучению в ориентировке на разлинованном листе бумаги не уделяется должного внимания. Все эти навыки приобретаются в школе, хотя в дошкольном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны понять и запомнить правила письма в разлиновке.

2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: при письме все горизонтальные линии ведутся слева направо, все вертикальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, затем – рисовать стрелочки, указывающие направление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке, и ребенок научил понимать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует. (Приложение 6,7)

Важно также объяснить детям, какие линии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать наглядно.

3. Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

3.1. Анализ и синтез графических, условных изображений предметов.

Игровые упражнения данного направления предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок). (Приложение 6,7.)

3.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

— количество элементов (сколько элементов составляет букву?);

— характеристику элементов (какие это элементы?);

— пространственное расположение элементов в букве.

3.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Необходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

3.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопоставляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

4. Формирование элементарных графических умений.

4.1.Упражнять в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее).

4.2. Проводить упражнения в тетрадях в клетку. ( Приложение 6,7.)

4.3.Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (»Клубочки», «Волны»). (Приложение 6,7.)

Новизна: Сочетание этапов: развитие руки, подготовка к технике письма, аналитико-синтетическая деятельность и формирование элементарных графических умений. Это эффективно подготавливают руку ребёнка к письму. Они обеспечивают подготовку руки ребёнка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания. А это является важной задачей подготовки ребёнка к систематическому обучению в школе.

К вопросу организации предметно-развивающей среды в системе по подготовке руки к письму необходимо подходить творчески, стараясь, разнообразить её компоненты. Приведу пример организации предметно-развивающей среды по организации деятельности в работе.

Начиная со средней группы, дети с интересом и осознано играют с мозаикой, кубиками. Мальчики с увлечением собирают роботов из деталей, работают с конструктором, закручивают гайки, шурупы. Девочки охотно играют с «киндерами» игрушками.

В старшей и подготовительной группе — игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, орехами. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить детей перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых. Использование игр со счетными палочками, катушкой и карандашом, со скрепками, разными шариками и мелкими предметами у ребенка развивается не только мелкая моторика, но и память (зрительная, слуховая) и алгоритм действия по условию и схеме. Все упражнения составляются с учетом постепенного перехода от простого к сложному, и многократно повторяются.( Приложение 3.)

Формы организации по подготовке руки к письму:

Специально организованная деятельность с детьми.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки к письму.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Педагогу необходимо видеть весь объем предстоящей работы и проводить ее с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Соблюдать гигиенические правила на занятиях, использовать упражнения для профилактики зрения, гимнастику для рук, шеи. Систему упражнений по формированию готовности старших дошкольников к обучению письму следует включить в ежедневное планирование.

Методики обследования:

Определение ведущей руки

Определение ведущего глаза

Определение ведущего глаза

Определение графической подготовленности

Определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев

(Тесты содержатся в Приложение 4)

Следует применять в комплексе различные методы и приемы:

-Игровой, наглядный, словесный (объяснения, совет, указание, вопросы).

-Аналитический, синтетический, частично-поисковый; работа под руководством воспитателя, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль.

При анализе и оценки действий детей, обязательно нужно использовать приёмы стимулирующие деятельность детей:

-Дидактические игры.

-Сладкие призы, различные предметные картинки, наклейки др.

-Занимательные задания, создание ситуации эмоционально- нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины); поощрение и порицание.

Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

К подготовке руки ребёнка к письму в работе следует максимально привлекать родителей ребёнка.

Я ставлю перед собой задачи и реализую их.

1.Установить партнерские отношения с семьёй каждого ребенка.

2.Объединить усилия для развития и воспитания детей.

3.Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5.Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

6.Представлять членам семьи возможности делать выбор и принимать решения.

(Приложение 5)

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия. Работу надо строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, соблюдая гигиенические правила на занятиях по формированию графических навыков. Использую упражнения для профилактики зрения, гимнастика для рук. (Приложение № 4.)

4. Результативность педагогического опыта. EMBED MSGraph.Chart.8 \s

В начале 2008-2009 учебного года в ДОУ №164 в старшей группе в количестве 35 человек были проведены тесты. Результаты представлены в таблице:

Уровень

Количество человек

%

высокий

8

20,5

средний

12

35,2

Низкий

15

44,3

В течение года проводилась работа по подготовке руки к письму согласно перспективному планированию. В мае 2008-2009 года была проведена повторная диагностика. Результаты представлены в таблице.

Уровень

Количество человек

%

высокий

12

34

средний



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст