Тема «Первые дни ребёнка в школе»

Выступление перед профессиональным сообществом

учителя МОУ «СОШ№21»

Прошевой Ирины Борисовны.

Тема: «Первые дни ребёнка в школе».

По программе Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе.»

апрель 2012 г.

Программа «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой.

В основе программы лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

Цели и задачи курса

обеспечивать знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока;

способствать психологической адаптации детей в школе;

знакомить с основными школьными правилами;

прививать навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучать элементарным приемам обратной связи;

развивать внимание, память, мышление, воображение;

формировать классный коллектив.

Программа рассчитана на 30 часов.

Программа состоит из следующих разделов:

Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь.

Содержание курса. (автор предлагает материал к каждому уроку)

Приложение.

Познакомившись с содержанием занятия, автор предлагает учителю или воспитателю самому решить, использовать предлагаемый материал или придумать и опробовать свой собственный вариант.

HYPERLINK \l «_Toc294167675» Зачем и как вводить ребенка в школьную жизнь

HYPERLINK \l «_Toc294167676» На перепутье между дошкольной и школьной жизнью (об ожидании и тревожности ребёнка., о покупке школьных аксессуаров)

HYPERLINK \l «_Toc294167677» Кого мы вводим в школьную жизнь ( эта тема составлена на основе анализа разных педагогических систем, характеризующихся разными целями и идеалами)

HYPERLINK \l «_Toc294167678» Выбор пути: в какую школьную жизнь мы хотим ввести ребенка (автор предлагает свободный выбор пути, чтобы по возможности освободиться от навязанных стереотипов)

HYPERLINK \l «_Toc294167679» Школьная готовность (не дети должны быть готовы, а школа должна быть готова учить, развивать, любить)

HYPERLINK \l «_Toc294167680» Как договариваться с детьми о нормах сотрудничества

HYPERLINK \l «_Toc294167681» Как ребенку учить себя с помощью взрослого

HYPERLINK \l «_Toc294167682» Сотрудничество ребенка со сверстниками

HYPERLINK \l «_Toc294167683» Отношения ребенка с самим собой……………………………………………………..

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ УРОК 1

Знакомство.. В программе Цукермана обучение осуществляется в форме работы с группами, поэтому необходимо, чтобы дети познакомились друг с другом.

Таким образом, целью первого этапа данного урока является введение специального знака, а материалом для такого введения выбрана процедура знакомства. В процессе знакомства разыгрывается ситуация необходимости договориться и ввести знак «Я».

Важная особенность курса – присутствие в классе родителей. Родители реально помогают учителю, поскольку наличие нескольких групп пока еще не способствует организации классной работы, а скорее усложняет ее. Поэтому необходимы ассистенты.

Чтобы дети сидели группами, парты удобнее расставить так, как показано на рисунке 1.

Первым представляется учитель. Она здоровается с детьми, называет свое имя, рассказывает немного о себе: что любит, чего не любит, есть ли у него домашние животные, почему он захотел стать учителем. Предлагает спросить его о чем-нибудь еще, чтобы быстрее познакомиться.

Теперь нужно, чтобы дети познакомились друг с другом. Чтобы ввести норму, правило школьной жизни «хочешь говорить – подними руку», удобно начать с нарушения этой нормы. Учитель предлагает детям быстро познакомиться: на счет «раз-два-три» каждому громко назвать свое имя, а на сигнал «молчок» (палец на губах) закрыть рот ладошкой.

В итоге знакомство не состоится – получится только шум. Вывод: всем вместе говорить не стоит: никто ничего не услышит. Говорить надо по очереди! Но сразу всех 20 – 30 детей не запомнишь. Значит, прежде следует познакомиться по группам.

Начало организации групп. Учитель поясняет детям, что нужно сделать, чтобы быстрее договориться, кто будет первым. Показывает короткую пантомиму: стучит себя в грудь («Я буду первым»), затем показывает рукой на ребенка («Он будет следующим»). Отворачивается и считает до пяти. На счет «пять» в каждой группе должен встать один ребенок – тот, кто будет представляться первым из детей.

4. Дается дополнительное задание: в новых группах найти редкие имена – такие, которых в классе еще не называли. Когда дети начнут выкрикивать эти имена с места, надо напомнить им неудачу первого знакомства и снова подчеркнуть, что, когда каждый говорит свое, никто ничему не может научиться. Кто хочет сказать что-то другим так, чтобы его выслушали, должен вести себя как школьник. (Учитель указывает на знак «Я» и делает это всякий раз, когда возникают выкрики). Когда будут названы все имена, дети прикрепляют визитные карточки (см. Приложение, I. Знаки) и ходят с ними последующую неделю.

Рассказ учителя о значении некоторых имен.

АЛЕКСАНДР – защитник людей (ит. Алессандро, венгр. Шандор).

АЛЕКСЕЙ – защита, помощь (фр. Алексис, польск. Алексий).

АНАТОЛИЙ – восход солнца, восток (фр., нем. Анатоль).

АНДРЕЙ – мужественный, храбрый (фр. Андре, венгр. Андор, нем. Андреас

АННА – миловидная, симпатичная (фр. Аннет).

ВАРВАРА – чужая, иноземная (фр. Барбе, нем. Барбара).

ВАСИЛИЙ – царский (фр. Базиль, нем. Базилиус).

ГАВРИИЛ – Бог – моя сила (фр. Габриэл, ит. Габриэлло, венгр. Габор).

ГЕОРГИЙ (Юрий) – земледелец (ит. Джиорджио, датск. Иорген, англ. Джордж).

ГРИГОРИЙ – бдительный, осторожный (фр. Грегуар, исп. Грегорио).

ДАНИИЛ (Данила) – Бог – мой судья (ит. Даниэль).

ДАВИД – любимый (англ. Дэйвид).

ДМИТРИЙ – принадлежащий Деметре, богине плодородия и земледелия (фр. Деметриус, исп. Деметрио).

ИВАН – Бог даровал (англ. Джон, фр. Жан, ит. Джиованни

и т. д.

7.Учитель обращается к детям: «Имя каждого из вас мы узнали и скоро запомним. Кто умеет читать, тот всегда сможет прочесть имя товарища на визитной карточке. А как назвать группу? Как обратиться к целой группе? Перечислять все пять имен долго. Пусть каждая группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя, которое можно нарисовать. Имя своей группы вы нарисуете на своих визитных карточках. Например, группа «Веселые» может нарисовать свое имя так (рисует улыбающуюся рожицу), группа «Ландыш» — так (рисует цветок). Закройте глаза. Представьте, какое имя вы хотите предложить своей группе. Кто придумал, пусть шепнет: «Я придумал».

.

УРОК 2

Режим дня школьника. Смысловой центр урока – введение схемы времени. Дети работают не с традиционным круглым циферблатом, а со знаком времени – линией, своего рода временным лучом. В результате работы со схемой времени ребенок должен овладеть еще одним средством организации своего поведения.

Предлагается схема. На схеме отмечается время, когда вы встаете, начало уроков, конец уроков».

Задания группам:

вспомнить не менее трех дел, которые обязательно надо делать по утрам до школы;

выбрать того, кто будет говорить от имени группы;

выбранный должен шепотом назвать группе утренние дела, которые все дети считают важными.

.

Учитель коротко сообщает о школьном времени, обозначая на схеме уроки красным цветом, а перемены – синим. Границы уроков и перемен отмечаются изображениями звонка (рис. 3).

Задание группам: выложить из наборов красных и синих бумажных полосок план такого школьного дня, который детям нравится. Группа может сделать один общий план, а может дать несколько вариантов. Кто-то захочет, чтобы завтра были одни только уроки и не было перемен. Он выложит все школьное время из красных полосок. Кто-то захочет короткие уроки и длинные перемены. Он возьмет маленькие красные полоски и длинные синие. Кто-то захочет, чтобы было два урока, кто-то – чтобы было десять уроков.

Задание группам: назвать четыре дела, которые должен делать школьник после школы (а дошкольник не должен).

Учитель, выслушав ответы детей, называет главные дела после школы: убрать форму, сделать уроки, сложить портфель, кому-нибудь помочь.

УРОК 3

Схема класса. Схема класса является средством организации фронтальной, групповой работы детей на уроке.

Учитель показывает детям схему класса (рис. 4). Сначала сам указывает на основные «опорные точки»: дверь, доску, окна, учительский стол. Затем дети находят на схеме свои места (места своих групп).

Другая работа может быть проведена, например, при загадывании загадок: учитель читает загадку и указывает на схеме класса, кто будет отвечать. Группа может предварительно посовещаться и ответить хором.

ДЕНЬ ВТОРОЙ УРОК 1

1.На этом уроке вводится новый ритуал – приветствие детьми учителя и друг друга. Поэтому главное – показать детям разные формы приветствия. «Сейчас я к вам вхожу как учитель – как вы меня поприветствуете»?» — разыгрывается сцена приветствия учителя.

.2. Далее учитель предлагает продолжить знакомство:- А какие еще вопросы люди задают друг другу, когда знакомятся. Чтобы в классе было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит.

Работать будем группами. Учитель объясняет, как можно быстро и без шума договориться, кто будет говорить первым.

3. Работа на листочках .Рассказать о себе без слов, с помощью рисунка.

4 Учитель продолжает, что вы больше всего не любите делать. Это предлагается изобразить на рисунке.

5.Дети пробуют расшифровать рисунок.

6.Доклады групп, строящиеся по формуле: «Коля не любит… Вика не любит…» И идёт обсуждение- зачем надо знать, кто , что любит, и кто что-то не любит.

Этот урок можно закончить подвижной игрой «Найди попутчика».

УРОК 2

Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я».. Главная цель – привлечь внимание детей к новому знаку.

1.Учитель объясняет:

-Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый мог сказать все, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга и чтобы каждый услышал все то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие-то дела дети делают вместе, дружно, хором (показывает знак «Хор»), а что-то каждый делает один (показывает знак «Я»).

.

2.Введение «Ордена Внимания». Учитель задает каждой группе по три вопроса. Группа выходит к доске, указывает на соответствующий знак. Остальные группы – жюри. Если все три раза группа отвечает верно, ее награждают орденом Внимания.

УРОК 3

Оценка. На первом же уроке по этой теме вводится различение оценок за красоту и за правильность. Учитель, задавая какую-либо работу, всегда должен оговаривать, на что детям надо обратить внимание – каков главный критерий оценки, каков предмет работы.

Всякая оценка должна быть очень точной, то есть дифференцированной, узконаправленной.

Введение способа оценки. Учитель на доске пишет любое имя (не слишком красиво) и приглашает 4 – 5 помощников: «Вот мальчик Павлик записал свое имя. Давайте оценим его работу. Сначала оценим, красиво ли он написал. (Рисует линеечку «К» — «Красота», рис. 7.)

Если я считаю, что слово написано очень-очень-очень красиво, красивее невозможно, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик на самом верху линеечки.) Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, но бывает и хуже, я поставлю свою оценку здесь. (Ставит крестик в нижней трети линеечки.) А где я поставлю свою оценку, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно было бы сделать еще лучше? (Помощники показывают место на линеечке; учитель их корректирует, стирает свои предыдущие значки.) Понятно, как оценивать красоту работы по линеечке? Теперь пусть каждый мой помощник сам оценит работу Павлика. (Дети ставят крестики, учитель ставит свой крестик последним или же обводит оценку кого-то из детей, соглашаясь с ней.)

ДЕНЬ ТРЕТИЙ УРОК 1

На этом же уроке вводят знак «Мы» и соответствующий ему жест.

Далее от буквального уподобления переходят к упражнениям, в которых ребенок должен обратить внимание на партнера. Это первый шаг к тому, чтобы ребенок научился внимательно смотреть, слушать партнера, относиться к его высказываниям.

УРОК 2

Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-».Главная задача урока – добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю.

Введение знаков «+», «-». Учитель говорит: «В другом классе в прошлом году все дети единодушно присудили Оле орден Внимания за внимательность к человеку. Оля очень добрая, она всегда старалась каждому помочь. Когда ученик отвечал в классе, она показывала ему знак «+» (показывает перекрещенные указательные пальцы), и он был рад, что все хорошо. Иногда Оля показывала знак «-» (указательный палец вытягивает горизонтально, имитируя знак «-»), и ребенок мог быстро исправиться». (Предлагает детям поучиться быть внимательными друг к другу.)

2. Группа придумывает 2 – 3 вопроса и ведет игру «Да и нет не говорите…».

3 . Проводится игра «Слон-пальма-скунс». Главная задача игры – чтобы каждый ребенок оценил действия другого.

УРОК 3

Самооценка, критерии, оценка.

. На данном уроке ребенок оценивает свою работу и соотносит свою оценку с оценкой учителя. На уроке вводятся новые критерии оценки работы: легкость-трудность, интересно-неинтересно и т.п.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК 1

Отработка введенных ранее знаков: «+», «-», «Я», «Мы», «Хор».

.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК 3

Диагностика и отработка разных критериев оценки.

. . . . . .

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ УРОК 1

К девятому дню у учителя обязательно появится необходимость что-то повторить, остановиться на каких-то особенно удачных, полюбившихся детям сюжетах или заданиях.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Праздник «Посвящение в ученики».

День можно завершить чаепитием или как-то иначе – на усмотрение учителя.

Учитель приглашает детей в гости в лесную школу. Каждый ребенок должен познакомиться со зверюшками-учениками и определить, на кого из них он больше всего похож. Это: лошадка, медвежонок, котёнок и.т.

Примечание. Предложенные здесь персонажи воплощают 5 типов учеников: тревожный, интеллектуальный, исполнительский, игровой и коммуникативный. Ясно, что эти типы могут быть воплощены в самых разных образах. Эти персонажи – чистая условность, их можно заменить другими.

.

Приложение

I. Знаки

«Я» (условное изображение ребенка с поднятой рукой);

«Хор» (условное изображение нескольких детских головок с открытыми ртами);

«Мы» (условное изображение двух детей, взявшихся за руки);

«Звонок» (этот знак должен быть таким, чтобы его можно было прикреплять к схеме времени и схеме класса);

«Вопрос» (кроме знака «Вопрос» на большом плакате для всего класса, каждый ребенок изготавливает себе такой же знак на небольшом листочке бумаги);

«Ловушка».

II. Материальное обеспечение курса

Колокольчик. Учитель пользуется им, чтобы свободно менять продолжительность уроков.

Визитные карточки. Это небольшие карточки с именем и фамилией ребенка. Их прикрепляют на грудь с левой стороны или вешают на шею на ленточке. Имя пишется крупными буквами, фамилия – мелкими.

Ордена – любой формы, цвета и размера значки для награждения детей.

Разнообразные сюжетные картинки.

Схема класса. На магнитной доске или фланелеграфе учитель каждый день меняет в соответствии с организацией классного пространства расположение элементов, изображающих мебель.

Схема времени – длинная широкая полоска бумаги, которую помещают в верхней части доски. К ней прикрепляются значки, обозначающие события школьной жизни.

Различные куклы, мягкие игрушки.

III. Игры-«энергетики»

Игры, поднимающие общий тонус класса.

Групповое жонглирование

Ива на ветру

Именной поезд

Невидимая скульптура

Мы – детективы!

Общие настроения

Невидимая скульптура

Класс делится на группы из трех человек. В каждой группе один игрок – художник, другой – модель, третий – глина. Художник и глина закрывают глаза. Так как им предстоит держать глаза закрытыми не менее трех минут, то удобнее использовать повязки. Пока двое игроков завязывают глаза, модель, которая может оставаться зрячей, принимает такую позу, в которой она сможет находиться не менее трех минут. Когда модель сообщает о своей готовности, за работу принимается художник. Он вежливо ощупывает модель, чтобы определить позу, а затем превращает кусок глины в произведение искусства, воспроизводя при этом модель. Когда художник сообщит, что шедевр закончен, все открывают глаза и предстают перед судом зрителей, оценивающих степень сходства скульптуры с образцом.

Будет занятно создать большую групповую скульптуру, используя много моделей и большие запасы глины. Но такая виртуозная игра требует налаженной кооперации и полного доверия между игроками.

Программа «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой.