Тема Ответ

Разъяснения законодательства за июль 2009 г. назад

Тема

Ответ

Ссылка на документ

Налог на добавленную стоимость

Заполнение счетов-фактурСчета-фактуры должны составляться на бумажном носителе и собственноручно подписываться руководителем и главным бухгалтером. Использование электронной цифровой подписи не допускается. HYPERLINK \l «_Hlk237764478» \s «1,6584,6634,0,,Письмо Минфина РФ от 7 июля 2009» Письмо Минфина РФ от 7 июля 2009 г. N 03-07-14/63Оказание брокерских услугОказание брокерских услуг, по таможенному оформлению товаров, ввозимых на территорию РФ подлежит обложению по ставке 18% поскольку особого порядка обложения таких услуг НК РФ не предусмотрено. HYPERLINK \l «_Hlk237758505» \s «1,6234,6281,0,,Письмо Минфина РФ от 08.07.2009 » Письмо Минфина РФ от 08.07.2009 N 03-07-08/145Вычет НДС налоговыми агентамиРоссийская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы налога на добавленную стоимость, имеет право на вычет данных сумм налога в том налоговом периоде, в котором произведена фактическая уплата этих сумм налога в бюджет. HYPERLINK \l «_Hlk237758132» \s «1,5880,5929,0,,Письмо Минфина от 15 июля 2009 г» Письмо Минфина от 15 июля 2009 г. N 03-07-08/151Экспорт в БеларусьДекларация по НДС, в которой отражена реализация товаров на территорию Республики Беларусь, представляется за налоговый период, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Для подтверждения права на эту ставку инспекция вправе принимать данные электронного обмена информацией между налоговыми органами РФ и Белоруссии, однако такой обязанности у нее нет. HYPERLINK \l «_Hlk237427093» \s «1,14812,14862,0,,Письмо Минфина от 10 июля 2009 г» Письмо Минфина от 10 июля 2009 г. N 03-07-13/1/04Налог на прибыль

Выплата премийСтимулирующие и поощрительные премии, в частности за производственные результаты, включаются в расходы по налогу на прибыль. HYPERLINK \l «_Hlk237689421» \s «1,6879,6930,0,,Письмо Минфина от 10 июля 2009 г» Письмо Минфина от 10 июля 2009 г. N 03-03-06/1/457Иностранная компания в РФРазъяснен порядок предоставления документов, подтверждающих право на освобождение доходов иностранной компании от обложения налогом на прибыль.

HYPERLINK \l «_Hlk237692851» \s «1,9612,9657,0,,Письмо Минфина от 21 июля 2009 г» Письмо Минфина от 21 июля 2009 г. N 03-08-05Учет расходов на з/п иностранному работникуОрганизация вправе учитывать расходы на оплату труда иностранного работника вне зависимости от наличия разрешения на его привлечение и использование труда такого работника. HYPERLINK \l «_Hlk237424617» \s «1,24500,24562,0,,Письмо УФНС по г. Москве от 12 ф» Письмо УФНС по г. Москве от 12 февраля 2009 г. N 16-15/012340

Учет скидок, предоставляемых покупателямНалогоплательщик вправе включить скидки, которые он предоставляет контрагентам по договорам поставки, в расходы по налогу на прибыль. HYPERLINK \l «_Hlk237427578» \s «1,32777,32828,0,,Письмо Минфина от 10 июля 2009 г» Письмо Минфина от 10 июля 2009 г. N 03-03-06/1/458

НДФЛУвеличение УКПри увеличении уставного капитала ЗАО за счет нераспределенной прибыли без изменения его долей у участников общества — резидентов иностранных государств возникает доход в размере увеличения номинальной стоимости их долей, который квалифицируется как дивиденды. HYPERLINK \l «_Hlk237689723» \s «1,14675,14720,0,,Письмо Минфина от 21 июля 2009 г» Письмо Минфина от 21 июля 2009 г. N 03-08-05Продажа ценных бумагДоходы, которые получены физлицом от реализации ценных бумаг, облагаются НДФЛ и могут быть уменьшены на сумму расходов по приобретению, реализации и хранению данных бумаг. HYPERLINK \l «_Hlk237425782» \s «1,31948,31997,0,,Письмо Минфина от июля 2009 г. N» Письмо Минфина от июля 2009 г. N 03-04-05-01/514УСНПраво на применение УСН Разъяснен порядок применения УСН. ФНС доводит до сведения налоговых органов позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в постановлении от 12 мая 2009 г. N 12010/08, согласно которой величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, должна быть не выше 21 072 180 рублей. HYPERLINK \l «_Hlk237752301» \s «1,27652,27700,0,,Письмо ФНС РФ от 3 июля 2009 г.» Письмо ФНС РФ от 3 июля 2009 г. N ШС-22-3/[email protected]

ЕСН

Выплата трудового пособия, не предусмотренного ТК РФЕсли выходное пособие выплачивается увольняемым работникам по основаниям, не предусмотренным в ст. 178 ТК РФ, оно облагается ЕСН в общеустановленном порядке. Сумму пособия можно включить в расходы по налогу на прибыль, если такая выплата установлена соглашением к трудовому договору. HYPERLINK \l «_Hlk237688753» \s «1,41722,41773,0,,Письмо Минфина от 23 июля 2009 г» Письмо Минфина от 23 июля 2009 г. N 03-04-06-02/51

Налоговое администрирование

Оплата налогов обособленного подразделенияГоловная организация вправе перечислить НДФЛ с доходов работников обособленных подразделений, которые расположены на территории одного муниципального образования, единым платежным поручением, если эти подразделения зарегистрированы в одной инспекции и имеют одинаковый КПП. HYPERLINK \l «_Hlk237689120» \s «1,30330,30381,0,,Письмо Минфина от 3 июля 2009 г.» Письмо Минфина от 3 июля 2009 г. N 03-04-06-01/153

Блокировка счетаЕсли операции по счетам налогоплательщика приостановлены, банк не вправе перечислять с них средства на выплату зарплаты сотрудникам организации. HYPERLINK \l «_Hlk237689088» \s «1,33458,33509,0,,Письмо Минфина от 20 июля 2009 г» Письмо Минфина от 20 июля 2009 г. N 03-02-07/1-371

Письмо Минфина РФ от 7 июля 2009 г. N 03-07-14/63

Вопрос: Правомерно ли оформление счетов-фактур в электронном виде и подписание их электронно-цифровой подписью?

В связи с письмом об оформлении организацией счетов-фактур в электронном виде Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Статьей 9 Закона предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случае если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении документа на бумажном носителе.

Таким образом, при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», первичные учетные документы могут оформляться и подписываться электронной цифровой подписью.

Что касается оформления в электронном виде и подписания электронно-цифровой подписью счетов-фактур, то согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счета-фактуры, реквизиты которых предусмотрены п. п. 5, 5.1 и 6 ст. 169 Кодекса, первичными документами не являются, а служат основанием для принятия предъявленных сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса. При этом данной статьей Кодекса возможность использования электронно-цифровых подписей директора и главного бухгалтера не предусмотрена.

Кроме того, Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, также не предусмотрен порядок, позволяющий использовать электронно-цифровые подписи директора и главного бухгалтера организации.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина РФ от 08.07.2009 N 03-07-08/145

Вопрос: О порядке применения НДС в отношении брокерских услуг, связанных с таможенным оформлением товаров, ввозимых на территорию РФ.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения налога на добавленную стоимость в отношении брокерских услуг, связанных с таможенным оформлением товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к таким операциям, установлены ст. 164 Кодекса.

Нормами гл. 21 Кодекса особый порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении брокерских услуг, связанных с таможенным оформлением товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, не предусмотрен. Поэтому указанные услуги, на основании п. 3 указанной ст. 164 Кодекса, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателям этих услуг, подлежат вычету в порядке, предусмотренном ст. ст. 171 и 172 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 15 июля 2009 г. N 03-07-08/151

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваши обращения по вопросу принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных российской организацией в бюджет в качестве налогового агента при приобретении у иностранного лица услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, и сообщает следующее.

Согласно пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налоговыми агентами при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса такие вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы налога на добавленную стоимость, имеет право на вычет данных сумм налога в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором произведена фактическая уплата этих сумм налога в бюджет.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающимся# от трактовки, изложенной в настоящем письме.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 10 июля 2009 г. N 03-07-13/1/04

Вопрос: О сроках представления налоговой декларации по НДС и документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по НДС при реализации товаров на территорию Республики Беларусь в 2006 г., а также о возможности принятия налоговыми органами решения о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки по НДС на основании данных электронного обмена информацией между налоговыми органами РФ и Республики Беларусь.

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о правомерности применения положений Письма ФНС России от 16.02.2006 N ММ-6-03/171, касающихся срока представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров на территорию Республики Беларусь, и сообщает.

Согласно указанному Письму налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, в которой отражены операции по реализации товаров на территорию Республики Беларусь, представляется за налоговый период (в 2006 г. — месяц), в котором собран полный пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость.

По нашему мнению, указанные положения Письма ФНС России с учетом норм п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ и Федерального закона от 13.10.2008 N 172-ФЗ не противоречат нормам Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004.

Что касается подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость на основании данных, полученных российскими налоговыми органами от белорусских налоговых органов в электронном виде, то Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью указанного Соглашения, предусмотрено право налоговых органов, а не обязанность принимать решения о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость на основании данных электронного обмена информацией между налоговыми органами Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом порядок принятия решения на основании имеющегося в налоговых органах подтверждения в электронном виде факта уплаты налога в стране-импортере нормами указанного Положения не регламентирован.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 10 июля 2009 г. N 03-03-06/1/457

Вопрос: Трудовым договором предусмотрена возможность выплаты работодателем работникам разовой негарантированной премии за производственные результаты. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль учесть в составе расходов указанные премии? Какими документами должна подтверждаться выплата премий?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов в виде премий и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Таким образом, стимулирующие и поощрительные премии, в частности премии за производственные результаты, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

Что касается вопроса о документах, необходимых для подтверждения выплаты премии, то данный вопрос не относится к компетенции Департамента.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 21 июля 2009 г. N 03-08-05

Вопрос: Какая дата считается датой представления иностранной организацией подтверждения постоянного местонахождения в целях применения международных договоров об избежании двойного налогообложения: дата выдачи его уполномоченными органами или дата осуществления его перевода на русский язык? Предоставляется ли освобождение от удержания налога на прибыль у источника выплаты доходов при выплате дохода в начале года и представлении подтверждения, датированного декабрем прошедшего года, с переводом на русский язык, осуществленным до даты выплаты дохода?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо относительно требований, предъявляемых к документу, подтверждающему постоянное местонахождение иностранной организации на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту представляется также перевод на русский язык.

Датой представления документа, подтверждающего постоянное местонахождение иностранной организации в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор об избежании двойного налогообложения, считается дата, указанная в данном подтверждении при выдаче уполномоченными органами. При этом дата осуществления перевода на русский язык не влияет на определение периода, к которому относится данное подтверждение.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В связи с тем что Кодексом не установлена обязательная форма документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве, в п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, даны разъяснения о форме и порядке оформления и представления таких документов.

В частности, в указанных Методических рекомендациях разъяснено, что в документе, подтверждающем постоянное местопребывание иностранной организации, должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

В случае если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п. 1 ст. 312 Кодекса, то она на основании положений ст. 310 Кодекса обязана произвести удержание налога у источника выплаты по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 Кодекса (в отношении соответствующего вида дохода).

В случае если в выданном документе не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, считается, что такое подтверждение относится к календарному году, в котором выдан данный документ. При этом Кодекс не содержит положений, запрещающих предоставлять освобождение от удержания налога на прибыль у источника выплаты доходов при выплате дохода в начале календарного года в случае представления указанного подтверждения, датированного декабрем прошедшего календарного года и переведенного на русский язык до даты выплаты дохода.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо УФНС по г. Москве от 12 февраля 2009 г. N 16-15/012340

Вопрос: У иностранного работника истек срок разрешения на работу в РФ, а новое разрешение еще не получено. Вправе ли организация учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда данного иностранного работника?

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) вправе привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с положениями ТК РФ.

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Об этом говорится в статье 56 ТК РФ.

В пункте 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно статье 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Так, к расходам на оплату труда в целях главы 25 Налогового кодекса РФ относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (п. 1 ст. 255 НК РФ).

Следовательно, если иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность в российской организации на основании трудового договора, то работодатель — российская организация вправе учитывать затраты, связанные с оплатой труда этого работника, с исчисленными в соответствии с принятыми у российской организации формами и системами оплаты труда, в составе расходов на оплату труда.

При этом согласно письму Минфина России от 26.12.2005 N 03-03-04/1/444 для целей налогообложения прибыли не важно, имеется ли у работодателя разрешение на привлечение и использование труда иностранного работника.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 10 июля 2009 г. N 03-03-06/1/458

Вопрос: Организация в целях расширения рынка сбыта заключила договор поставки с магазином, условиями которого предусмотрено, что поставщик в конце соответствующего календарного периода (месяца, квартала, полугодия и т.д.) предоставляет покупателю скидку за выполнение следующих условий: приобретение покупателем товаров продавца, минимальное количество которых указано в приложении к договору поставки; представление товаров продавца в торговых центрах покупателя, минимальное количество которых также указано в приложении к договору. Вправе ли организация-поставщик учесть при исчислении налога на прибыль в составе внереализационных расходов указанные скидки?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета скидки и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Таким образом, положения, установленные пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, распространяются на договоры купли-продажи.

Из положений п. 5 ст. 454 ГК РФ следует, что к отдельному виду договора купли-продажи относится, в частности, договор поставки товаров.

Таким образом, расходы в виде скидки по договору поставки товаров могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 21 июля 2009 г. N 03-08-05

Вопрос: Учредителями ЗАО являются иностранные компании — резиденты Финляндии и Великобритании, владеющие 95% и 5% акций. Учредители планируют увеличить уставный капитал ЗАО путем выпуска дополнительных акций за счет его нераспределенной прибыли. Дополнительные акции будут распределяться между акционерами общества без изменения долей его участников. Возникает ли при этом доход у иностранных учредителей в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов в виде взносов в уставный капитал и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» уставный капитал общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая доход в виде превышения цены размещения акций (долей) над их номинальной стоимостью (первоначальным размером).

Также согласно пп. 15 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде стоимости дополнительно полученных организацией-акционером акций, распределенных между акционерами по решению общего собрания пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разницы между номинальной стоимостью новых акций, полученных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала акционерного общества (без изменения доли участия акционера в этом акционерном обществе).

Как следует из письма, ЗАО увеличивает свой уставный капитал путем размещения дополнительных акций для распределения прибыли в пользу иностранных учредителей — финской и английской компаний.

В соответствии со ст. 7 Кодекса если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. На основании этого в рассматриваемой ситуации налогообложение доходов иностранных учредителей ЗАО, полученных в результате распределения прибыли, осуществляется с учетом положений Соглашений об избежании двойного налогообложения между Россией и Финляндией, Россией и Великобританией.

В соответствии с Комментариями к модели конвенции Организации Экономического Сотрудничества и Развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются Российской Федерацией с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, платежи, рассматриваемые в качестве дивидендов, могут включать не только распределение прибыли, принимаемое решением ежегодных собраний акционеров, но также денежные суммы или дополнительные выплаты в форме акций, премии, прибыль от ликвидации общества, а также скрытое распределение прибыли.

Согласно положениям ст. 10 «Дивиденды» соответствующих международных соглашений термин «дивиденды» означает доходы от акций и других прав, не являющихся долговыми требованиями, и включает любой доход от акций или от участия в прибыли в соответствии с законодательством того государства, резидентом которого является компания, распределяющая прибыль.

При этом согласно п. 1 ст. 43 Кодекса дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.

Перечень доходов, не признаваемых дивидендами, установленный п. 2 ст. 43 Кодекса, не содержит такого вида дохода, как доход участника организации в виде увеличения номинальной стоимости его доли в уставном капитале за счет нераспределенной прибыли.

На основании изложенного при увеличении закрытым акционерным обществом за счет нераспределенной прибыли уставного капитала без изменения долей его участников у налогоплательщиков — участников данного общества, являющихся налоговыми резидентами Финляндии и Великобритании, возникает доход в размере увеличения номинальной стоимости их долей в уставном капитале ЗАО, который, по нашему мнению, следует квалифицировать как доход в виде дивидендов. Следовательно, налогообложение данного дохода иностранных компаний осуществляется в соответствии с положениями ст. 10 вышеупомянутых международных соглашений, регулирующей налогообложение дивидендов.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от июля 2009 г. N 03-04-05-01/514

Вопрос: Физическое лицо с 1992 г. владеет акциями, приобретенными в результате приватизации. Подлежит ли налогообложению НДФЛ доход от реализации в 2009 г. физическим лицом указанных ценных бумаг, учитывая, что срок владения ими составляет более 3 лет?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу исчисления и уплаты налога с доходов от реализации ценных бумаг, полученных в порядке приватизации, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг, установлены ст. 214.1 Кодекса.

Пунктом 3 ст. 214.1 Кодекса предусмотрено определение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг как разницы между суммами доходов, полученных от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг, фактически произведенными налогоплательщиком.

Таким образом, доходы, полученные налогоплательщиком от реализации ценных бумаг, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях и в соответствии с положениями ст. 214.1 Кодекса могут быть уменьшены на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением, реализацией и хранением указанных ценных бумаг.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо ФНС РФ от 3 июля 2009 г. N ШС-22-3/[email protected]

В связи с поступающими вопросами Федеральная налоговая служба сообщает, что при проведении налоговыми органами контрольных мероприятий в части проверки по вопросу правильности определения налогоплательщиками предельного размера доходов в целях применения упрощенной системы налогообложения (пункт 2 статьи 346.12 и пункт 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации) следует учитывать позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС России) по данному вопросу, изложенную в Постановлении ВАС России от 12 мая 2009 года N 12010/08.

Указанную позицию ВАС России следует также учитывать при рассмотрении налоговых споров и обращений налогоплательщиков по вышеизложенному вопросу.

Доведите данную информацию до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.ШУЛЬГИН

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 мая 2009 г. N 12010/08

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. —

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью «Новгородский стоматологический центр» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 по делу N А44-42/2008 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2008 по тому же делу.

В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Василевский Г.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Новгородский стоматологический центр» (далее — общество) 29.10.2007 обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее — инспекция) с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Уведомлением от 09.11.2007 N 269 инспекция сообщила обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения с 01.01.2008 в связи с превышением предельно допустимого уровня доходов, установленного статьей 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области решением от 28.12.2007 N 220-12/102-01 отказало обществу в удовлетворении его жалобы на уведомление инспекции со ссылкой на то, что коэффициент-дефлятор на 2007 год, равный 1,247, установлен с учетом коэффициента-дефлятора 2006 года в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 x 1,132), поэтому величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, равна 18 615 000 рублям (15 000 000 рублей x 1,241), доход же общества за этот период составил 20 242 127 рублей.

Инспекция в отзыве на заявление общества привела аналогичные доводы.

Общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании уведомления инспекции недействительным.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 в удовлетворении требования общества отказано.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа Постановлением от 06.06.2008 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и Постановления суда кассационной инстанции общество просит их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами статьи 346.12 Кодекса.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлении присутствующего в заседании представителя инспекции, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

В силу абзаца первого пункта 2 статьи 346.12 Кодекса организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 15 000 000 рублей. Величина предельного размера доходов организации, ограничивающая ее право перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 346.12 Кодекса подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 этой статьи ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации ежегодно не позднее 20 ноября публикует в Российской газете согласованный с Министерством финансов Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год.

На 2006 год Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 установлен коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Кодекса, равный 1,132.

На 2007 год Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241. Из текста этого Приказа не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом размера предыдущего.

Требования же статьи 346.12 Кодекса, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.

Следовательно, величина предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающая право перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008, должна быть не выше 21 072 180 рублей (15 000 000 x 1,241 x 1,132).

Кроме того, судами не учтено, что указанная в уведомлении инспекции величина предельного дохода (18 615 000 рублей), ограничивающая право общества перейти на упрощенную систему налогообложения, не соответствует пункту 2 статьи 346.12 Кодекса, так как не учитывает коэффициент-дефлятор, установленный согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 06.02.2008 по делу N А44-42/2008 и Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2008 по тому же делу отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью «Новгородский стоматологический центр» удовлетворить.

Уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области от 09.11.2007 N 269 признать недействительным.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 23 июля 2009 г. N 03-04-06-02/51

Вопрос: Филиал иностранной организации, ведущий подготовительно-вспомогательную деятельность в РФ, выдает работникам подарки, подарочные сертификаты к праздничным датам (Новый год, 8 Марта, 23 февраля) и к дням рождения, а также проводит корпоративные мероприятия, что не предусмотрено трудовыми и коллективными договорами и не относится к оплате труда. Облагается ли стоимость подарков, сертификатов и корпоративных мероприятий ЕСН и взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения единым социальным налогом стоимости подарков, подарочных сертификатов, проведения корпоративных мероприятий и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что выдача подарков, подарочных сертификатов и проведение корпоративных мероприятий не предусмотрены трудовыми и коллективными договорами.

Пунктом 1 ст. 236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам.

Выплаты, производимые организацией в пользу своих работников в виде стоимости подарков, подарочных сертификатов к праздничным датам (Новый год, 8 Марта, 23 февраля) и к дням рождения, проведение корпоративных мероприятий непосредственно не связаны с выполнением работниками их трудовых обязанностей.

В связи с вышеизложенным данные выплаты не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом.

Вопросы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к компетенции Минздравсоцразвития России.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 3 июля 2009 г. N 03-04-06-01/153

Вопрос: Организация имеет 17 обособленных структурных подразделений на территории одного муниципального образования, состоящих на учете в одном налоговом органе. Каждое из подразделений имеет свой КПП. Организация уплачивает НДФЛ, удержанный из доходов работников обособленных подразделений, отдельно за каждое подразделение. Вправе ли организация перечислять указанные суммы НДФЛ централизованно одним платежным поручением?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу перечисления налога на доходы физических лиц, удержанного с доходов работников обособленных подразделений, и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

В соответствии со ст. 13 Кодекса налог на доходы физических лиц является федеральным налогом. При этом перечисление налога производится на единый казначейский счет, с которого потом соответствующими органами Федерального казначейства производится распределение указанных поступлений (налоговых доходов) по соответствующим бюджетам. И часть данных доходов по соответствующим нормативам распределяется в местные бюджеты согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Доходы местных бюджетов формируются, в частности, за счет налога на доходы физических лиц, зачисляемого в соответствующий местный бюджет.

Следовательно, головная организация обязана вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация должна уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений.

При этом она обязана оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется налог на доходы физических лиц.

Учитывая вышеизложенное, головная организация вправе перечислить суммы налога на доходы физических лиц, удержанного из доходов работников обособленных структурных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, одним платежным поручением, если эти обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП.

HYPERLINK \l «_Hlk237408572» \s «1,978,983,0,,назад» назад

Письмо Минфина от 20 июля 2009 г. N 03-02-07/1-371



Страницы: 1 | 2 | Весь текст