Тема. Основы исследовательской деятельности

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Южно – российский лицей казачества и народов Кавказа»

Тема. Основы исследовательской деятельности

(элективный курс для школы старшей ступени)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Составлена: Олейник В.В.

Зав. музеем истории и культуры терских

казаков. Заслуженный работник культуры

Республики Дагестан.

Рецензия: 23. 08. 2004г. Миронова В.Д.,

ГОУ Георгиевский региональный

колледж «Интеграл». Заслуженный учитель

Российской Федерации.

Программа обновлена 20. 08. 2009 г.

Рецензия: 27 января 2010г. Маркова Г.А.,

кандидат биологических наук, БГТУ им.

В.Г. Шухова.

П. Иноземцево.

2009г.

Содержание.

Введение …………………………………………………………………………………………3

Пояснительная записка…………………………………………………………….………………………………4

Содержание программы………………………………………………………………………………………

Библиография………………………………………………………………………………….

Пояснительная записка.

Вводная часть.

Неподготовленный к проектно-исследовательской деятельности человек в будущей карьере не представляет интереса, как государственник. Школа на современном этапе призвана восполнить этот пробел.

С 2000 года в общеобразовательных учебных заведениях внедряются программы, рассчитанные на реализацию способностей учащихся. Общеобразовательные учреждения стремятся вывести выпускников по окончании школы на дорогу поиска в большой науке, помочь полнее овладеть теми или иными современными специальностями.

Исследовательская деятельность на этапе общего образования является средством развивающего обучения. На современном этапе модернизации образования она выступает одной из форм учебной деятельности среднего и старшего звена общеобразовательной школы. В результате освоения первичных навыков исследовательской деятельности у учащихся вырабатываются основы аналитического мышления.

Более того, автор полагает, что педагог-исследователь сознательно создает условия для самостоятельного решения учащимися тех или иных исследовательских задач.

Предлагаемая автором образовательная программа разрабатывалась на протяжении 5 лет. Она предназначена для педагогов-экспериментаторов, работающих в системе модернизации российского образования, способствует интеллектуальному развитию учащихся.

Будущим студентам даются базовые навыки проектно- исследовательской деятельности в области естественных, точных и гуманитарных наук. Программа предназначена для реализации как элективный курс в общеобразовательных учреждениях.

Во многих школах России и Ставропольского края успешно действуют малые академии наук. При содействии учителей, занимающихся научной деятельностью, учащиеся успешно выступают на краевых и российских конференциях. МОУ ЮРЛК и НК в этом плане не отстаёт от других, учащиеся занимают призовые места, публикуются.

Для того, чтобы образовательное учреждение действительно могло стать научно-исследовательским центром посёлка, города, требуется провести некоторую подготовительную работу, например, в рамках городской экспериментальной площадки привести в систему занятия элективного курса «Основы исследовательской деятельности», направленного на развитие интеллектуальных умений учащихся. Каждое занятие должно иметь конкретные цели и задачи.

Правовая основа.

— Конституция Российской Федерации, Ч.1, статья 14;

— Декларация ООН о правах ребенка;

— Конвенция о правах ребенка;

— Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

— Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года;

-Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации № 196 от 19. 03. 2001 г.

— Приказ от 25 января 2002г. №193 МО РФ «О реализации решения коллегии Минобразования России от 25. 12. 2001. №19/2

— Приказ от 9 марта 2004г. №1123 МО РФ «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования»

— Закон РФ «Об образовании», ( с изменениями на 01. 01. 2005г.) п. 4, статья 2;

— Закон Ставропольского края «Об образовании»;

— Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы;

— Указ Президента РФ от 6 апреля 2006г. № 325 (Д) «О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи»

— Краевая целевая программа развития образования Ставропольского края на 2007-2009 годы, п.п. «Совершенствование работы с одарёнными детьми»; « Развитие научно-исследовательской и экспериментальной деятельности учреждений системы образования»;

— Целевая программа опытно-экспериментальной деятельности в системе образования Ставропольского края на 2007-2012гг.; :

— Положение о научно-исследовательской деятельности в системе образования Ставропольского края;

— Положение о деятельности государственного муниципального образовательного учреждения Ставропольского края в режиме ресурсного центра;

Цели и задачи курса

Основная цель предлагаемой программы заключается в становлении профессионализма учителей современной школы в области руководства начальными основами исследовательской деятельности учащихся.

Главной целью обучения основам исследовательской деятельности является научить учащихся, способных и склонных к проектно-исследовательской деятельности поступательному раскрытию выбранной темы, дойти до реального результата. По достижении цели учащийся сознательно повышает статус своих знаний в определённой области той или иной науки, что непременно отразится на его будущей профессиональной деятельности.

Главной задачей обучения учитель ставит приобретение навыков для самостоятельного творческого решения поставленных задач теоретического или прикладного характера, что возможно после:

— представления учащимися научного проекта или исследования как системы,

— получения навыков поиска и работы с информацией по заданной теме,

— приобретения навыков публичного выступления, защиты своего проекта или исследования,

— приобретения навыков исследовательской культуры.

Методическая подоплёка.

Методическими особенностями программы являются:

— актуализация требований современной образовательной системы к личности преподавателя – научного руководителя проектно-исследовательских работ учащихся;

— раскрытие функционала преподавателей через постижение методики и технологии проектирования исследовательских задач в различных образовательных областях;

— умение сочетать теоретический материал с активными формами подготовки слушателей, применение тренинговых методик групповой работы с учащимися по отработке основных понятий в обучении проектно-исследовательской деятельности;

— создание условий для роста активности и тяги учащихся к научному проектированию и исследованию.

Не менее важной задачей является приобретение навыков методологической компетентности, а именно:

— научить способам получения знаний по определённой теме,

-научить технологии поисковой и творческой деятельности, при этом акцентировать внимание на:

а) проблеме выделения главного и его обоснования,

б) умении ставить цели и задачи, затем их решать,

в) умении выбрать метод и способ решения поставленной задачи,

г) умении анализировать и делать аналитический вывод,

д) умении грамотно работать в научной библиотеке и в архиве,

е) умении логически мыслить и излагать свои мысли,

ж) соблюдении логики изложения.

Структура программы.

В начале предлагаемой программы учитель проводит опросно-оценочную диагностику интеллектуальных возможностей учащихся, что позволяет выявить их научный потенциал. Дальнейшая диагностика помогает корректировать ход обучения. Программа включает в себя обучение письменным и речевым навыкам деловой и научной внутренней и внешней речи.

В объект овладения навыками внешней и внутренней речи входит обучение:

— ясности излагаемой мысли через культуру поведения во время выступления,

— умению высказывать собственные суждения, оппонировать и аргументировать в ходе беседы,

-умению интересно, кратко и грамотно говорить, излагать свои мысли,

-логике мышления, сравнения,

— развитию способностей к компромиссу,

-умению слушать себя и других

-скорочтению и скорописи,

-умению выделить главное из прочитанного, грамотно записать,

-умению составить тематическую картотеку для проведения исследования,

— умению работать с книгой, исследованиями, архивными документами,

-умению составить план будущего исследования,

-умению составить научную библиографию и грамотно выполнить библиографические сноски в научном тексте,

-развитию аналитического мышления,

-умению сделать сравнительный и обобщающий анализ из прочитанного, сказанного или написанного,

-технике и технологии выполнения исследования.

Таким образом, программа состоит из следующих разделов:

— подробной предварительной диагностики возможностей учащихся к исследовательской деятельности,

— получения навыков научного изложения,

— получения навыков логического мышления, подробного анализа и обобщения,

— получения навыков развития научной речи,

— получения навыков технологии работы над беллетристическим, исследовательским, архивным материалами.

Овладение навыками исследовательской деятельности.

Учитель должен дать базовые знания по основам исследовательской деятельности, основываясь на широком использовании понятийного материала, как основы, научить последовательному процессу исследования, его технологии, научить грамотно выступать перед аудиторией, уметь защитить полученные результаты исследования, освоить стандарты составления научной библиографии.

По окончании учебного курса учащиеся должны будут овладеть начальными навыками основ исследовательской деятельности, навыками культуры выступления на научных конференциях, уметь работать с картотекой, быть коммуникабельным и способным к компромиссу – важным составляющим в работе исследователя, уметь составить научное исследование согласно требованиям.

Знать:

— понятийный аппарат для организации научного исследования;

— основные направления организации и ведения научного исследования;

— сущность, принципы и виды исследовательской деятельности;

— методы исследования;

— требования к написанию и оформлению работы.

Уметь:

— работать с архивными материалами и научной литературой;

— определять объект и предмет исследования;

— чётко ставить цели, решать задачи исследования;

— разработать и аргументировать гипотезу исследования;

— анализировать и делать выводы;

— определять теоретическую и практическую значимость проблемы исследования;

— работать с программой Microsoft Office Power Point.

Приобрести навыки:

— обработки полученной информации по теме исследования;

— запоминания главных положений, выведенных в результате поисково –исследовательской деятельности;

— корректности изложения материала в работе;

— научной терминологии;

— аргументации достигнутых результатов исследования;

— публичного, спокойного, уверенного выступления с использованием научных оборотов в устной речи.

Содержание программы.

Наименование темы

Всего часов

лекции

Практич. занятия

1.

Лекция. Наука и научное мировоззрение. Научный подход к общему образованию.

Практика. Самостоятельное определение научной литературы, научно-популярной, популярной, источниковой (архивный материал)

5

2

3

2.

Лекция. История развития и современное состояние обучения проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательном учебном учреждении России.

Практика. Работа по отличию научного проекта от научного исследования

2

1

1

3.

Практика. Диагностика исследовательского потенциала (методы опроса, анкетирование, проверка научной адаптации)

4

4

4.

Лекция. Теоретическая база исследовательской деятельности. Элементы обучения основам проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учебном учреждении.

Виды научной работы:

— доклад;

— тезисы;

— реферат;

— статья;

— проект;

— исследование

Практика. Учить различиям видов научных работ.

8

2

6

5

Лекция. Понятие темы, проблемы и объекта, предмета, научной гипотезы исследования.

Практика. Коллективное определение правильности названия темы, проблемы, объекта, предмета и научной гипотезы исследования.

6

2

4

6.

Лекция. Выбор темы проекта, исследования:

— широкие и узкие темы;

— лаконизм и точность формулировки темы;

— обоснование выбора темы;

-обоснование актуальности темы

Практика. Коллективная проверка формулировки выбранных тем исследований.

6

2

4

7.

Практика. Коллективная работа по определению и

формулировке проблемы, объекта, предмета исследования. Создание логической цепочки научного познания

3

3

8.

Лекция. Методы исследования:

— понятие о методах исследования;

— эмпирические методы;

— теоретические методы;

— практические методы.

Практика. Коллективная работа. Примерная подборка методов исследования на примерах личных изысканий.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст