Тема опыта

Музыка. ИЗО. МХК.

Тема опыта: «Развитие творческих способностей гимназистов I-II ступени обучения на уроках изобразительного искусства посредством введения краеведческого материала»

Автор опыта: Ерёмина Тамара Николаевна, учитель изобразительного искусства муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №18» г. Старый Оскол Белгородской области

Рецензенты: Белогурова Л.М., заведующая кафедрой профессионального образования ГОУ ДПО БелРИПКППС , кандидат философских наук, доцент

Масленникова И.А., старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания ГОУ ДПО БелРИПКППС

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18» было открыто в сентябре 1981 года. Гимназия расположена по адресу: микрорайон «Олимпийский», дом 8 в Старооскольском городском округе Белгородской области.

Всего учащихся в гимназии 668 человек. Всего родителей 1163 человека. Социальное происхождение: служащие – 43%, рабочие – 45,2% , безработные – 4,6%, частные предприниматели – 6,4%, пенсионеры, инвалиды – 0,8%.

В гимназии осуществляется деятельность по следующим

направлениям:

раннее изучение иностранного языка

билингвальное обучение

внедрение развивающих технологий обучения

работа научных обществ «Биотоп», «Краевед», «Клуб любителей математики», «Клуб филателистов «Гермес», «Клуб юных психологов», студия «Открытие», фольклорный клуб «Родничок»

работа по комплексным целевым программам: «Преемственность», «Одаренность», «Здоровье», «Лидер», «Мир красоты и гармонии», «Информатика», «Иностранный язык»

работа в режиме по обновлению структуры и содержания образования

работа по внедрению теории саморазвития личности школьников (автор Г.К. Селевко).

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 18» работаю с 1983 года, веду уроки изобразительного искусства с 1 по 9 классы.

Гимназисты с раннего возраста уважают и ценят традиции и обычаи родной страны, изучают народный фольклор, у них развивается интерес к прошлому и настоящему своего народа.

Актуальность опыта

Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, способствующие его дальнейшему развитию и совершенствованию. Для формирующейся личности особую важность приобретают готовность к творческой деятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, к его региональным проявлениям требует изучения на уроках изобразительного искусства художественной культуры родного края.

Сегодня особую актуальность приобретает народная педагогика — педагогика национального развития, подъема, возрождения. Это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

В ходе работы были выявлены следующие противоречия:

Между подготовленностью отдельных школьников I-II ступени к творческому восприятию краеведческого материала и программными требованиями к преподаванию изобразительного искусства;

Между недостаточной разработкой технологии интеграции учителями, преподающими предметы эстетического цикла, и современными требованиями программ по данным учебным дисциплинам;

Между разобщенностью родителей и учителей в осуществлении эстетического воспитания и возможностями для развития творческих способностей обучающихся I-II ступени в условиях гимназии.

Выявление противоречий помогло определить проблему опыта: совершенствование преподавания изобразительного искусства гимназистам I-II ступени обучения на основе традиций народного художественного творчества.

Ведущая педагогическая идея заключается во введение в систему уроков изобразительного искусства этнографического краеведческого материала, отработка практических умений по воссозданию элементов народного художественного творчества и развитию на базе этого творческих способностей гимназистов.

Длительность работы над опытом охватывает период с 2003 по 2009 год в несколько этапов.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме опыта.

Изучение опыта преподавания различных аспектов народного декоративно-прикладного искусства.

Разработка и экспериментальная проверка методов, путей и средств улучшения эстетического воспитания обучающихся по народному декоративно-прикладному искусству.

Выбор тематики и технологии выполнения эскиза изделий с учетом национально-регионального компонента.

Вариативность тем заданий и выбор материала, техники исполнения для учащихся: гуашь, акварель, восковые мелки, тушь, кисть, перо, карандаш, фломастеры, аппликация, пластилин, глина.

Обобщение и анализ полученных данных описания результатов исследования.

Теоретическая база опыта

Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской школы. В последние годы вопросы методики эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства находят широкое отражение в трудах Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Б.П. Юсова, Т.Я. Шпикаловой, которые разрабатывают вопросы погружения обучающихся в художественную культуру России, в огромный мир красоты, добра и гармонии.

Теоретически обоснованные и практико-ориентированные новые образовательные технологии преподавания изобразительного искусства реализуются по программе Т.Я. Шпикаловой на следующих принципах:

формирование целостной картины мира;

открытость для социокультурной среды;

культурологическая и комплексная направленность;

единство федерального культурно-образовательного пространства;

приоритет общечеловеческих духовных ценностей;

личностно ориентированные подходы к развитию у обучающихся творческих интересов в разных сферах жизни;

практическая направленность созидательной творческой деятельности обучающихся.

Достижение качественных изменений в содержании и методике преподавания интегрированного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» обеспечивается следующими параметрами:

преемственность ценностных ориентиров содержания образования, а также образовательных технологий преподавания интегрированного курса;

единство задач программы по годам обучения;

включение регионального компонента;

усиление эмоционально-образного компонента преподавания интегрированного курса;

активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся, а также создание условий для реализации или своих творческих способностей.

В работе использую учебно-методический комплекс 1-4 классов по изобразительному искусству:

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 1 класс.- М.: Просвещение, 2004

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 2 класс.- М.: Просвещение, 2002

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 3 класс.- М.: Просвещение, 2003

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. 4 класс.- М.: Просвещение, 2006

Все это возможно реализовать в педагогической практике при искренней заинтересованности в творческом, нравственно-эстетическом развитии своих учеников и при условии отношения к учебному предмету как наиболее действенному способу и средству, формирующему личность.

Педагогическая деятельность строится на принципах классической педагогики: доступность, посильность, наглядность.

Степень новизны – создание системы использования краеведческого материала на уроках изобразительного искусства.

Практическая ценность знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения народного искусства, заключается в их универсальности, возможности применения в трудовой и умственной деятельности обучающихся, профессиональной подготовке.

Доступность опыта проявляется в том, что он может послужить основой для дальнейшего поиска путей совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации эстетического воспитания в системе образования, связанных с изучением народного декоративно-прикладного искусства, краеведческого материала.

Технология опыта

Основная цель опыта — формирование в каждом гимназисте творческой личности, понимающей закономерности развития отечественной национальной культуры, живущей по законам красоты, умеющей отстаивать эстетические идеалы, способной к созидательному творчеству.

Постановка задач, способствующих достижению данной цели:

Создание условий для наиболее полного и всестороннего выявления и развития творческих способностей гимназистов I-II ступени в процессе преподавания изобразительного искусства.

Расширение содержания программных требований за счет введения краеведческого материала, раскрывающего самобытную художественную культуру Старооскольского края.

Включение в практику работы активных форм обучения и информационных технологий.

Описание средств достижения цели

Без творческого сотрудничества учителя и его учеников позитивная динамика учебных достижений невозможна. Изобразительное искусство — культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Уроки проводятся с учетом интереса ученика, мотивации успешности его деятельности, с опорой на комфортную атмосферу, стимулирующую творческую активность личности. Это создает условия для формирования готовности обучающегося к саморазвитию, способности адаптироваться в быстро меняющимся мире.

В работе реализуются следующие методологические подходы:

личностно ориентированный

деятельностный

интегративный и художественно- эстетический.

Для реализации личностно ориентированного и деятельностного подходов используются вариативный и дифференцированный характер заданий. Среди них следующие:

вариативность тем заданий и выбор материала, техники для творчества учащихся: гуашь, акварель, восковые мелки, пастель, тушь, кисть, перо, карандаш, фломастеры, аппликация, пластилин

вариативность задания по композиции в натюрморте, сюжете, пейзаже, в художественном оформлении вещи (предмета)

широкий выбор тематики и технологии выполнения эскизов изделий с учетом национально – регионального компонента.

Учащиеся должны использовать знания, полученные на уроках истории, литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства, чтобы лучше представить язык и фольклор национального искусства. Межпредметные связи способствуют общему развитию ребенка и глубокому подходу к изучаемым на уроке темам.

Основная проблема при разработке блоков уроков по изобразительному искусству на основе изучения декоративно-прикладного искусства состоит в том, что необходимо подобрать систему объектов труда и соответственно изучения декоративно-прикладного искусства нашего края.

Цель такой работы — создание целостного представления о традициях Старооскольского края, соединение получаемых учащимися знаний и умений в единую систему, раскрытие самобытности, единства природы и человека.

Постижению специфики культуры Староосколья способствовало знакомство с материалами Старооскольского городского краеведческого музея, Русского музея Старооскольского педагогического колледжа, Старооскольского Дома ремесел, с книгой Т.П. Беликовой и М.И. Емельяновой «Живые родники Староосколья» и книгой И.П. Зотовой «Белгородский народный костюм». Особое место в изучении народного творчества играют экскурсии по селам Старооскольского района.

Частыми гостями у наших школьников бывают необыкновенно талантливые, разносторонне одаренные народные мастера глиняной игрушки — Пырьева В. П. и Реброва В.А., методисты «Дома ремесел». В гимназии создан этнографический музей. Наша «изба» живет своей жизнью, возрождая старинные обычаи и обряды.

Значимость такого обучения — в органичном сочетании теории и практики, закреплении материала при выполнении творческих заданий.

На всех этапах обучение носит репродуктивный и творческий характер. Расширяются и углубляются знания о национальной культуре, быте, традициях.

Тематика заданий включает в себя следующее:

разработку моделей одежды в народных традициях;

изображение женского, мужского костюма различных районов Старооскольского края;

изучение народных традиций;

орнаментика, колористика в оформлении народной одежды (фрагменты оплечья, ворота, рукавов, подола);

традиционные приемы обработки (вышивка, набойка, элементы плетения);

особенности узора, цветовые сочетания в орнаменте, характерные для различных районов Старооскольского края.

Собирая материалы, обучающиеся находят то, что еще уцелело на местах, в районах. Например, одна из учениц привезла от бабушки из села Роговатое узорные чуни, поневу, полотенце с характерным орнаментом нашего края. Для обучающихся само выполнение работы по историческому анализу является школой мастерства. Во время работы они учатся читать и составлять схемы вышитых узоров, приобретают навыки самостоятельной работы и, главное, у них появляется интерес к народному творчеству.

В практике работы сложился определенный алгоритм уроков-практикумов:

1 этап — организационный. Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку, организация их внимания.

2 этап – проверка задания. Выявление факта выполнения задания у всего класса. Установление типичных ошибок и их ликвидация.

3 этап – подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Сообщение темы, формулировка цели и задач урока. Показ практической значимости, мотивация к усвоению нового материала. Постановка перед обучающимися учебной проблемы.

4 этап – усвоение новых знаний. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала. Погружение в мир творчества. Созерцание произведений мастеров.

5 этап – закрепление новых знаний. Практическая работа. Закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике. Выработка соответствующих навыков и умений.

6 этап – итог урока. Анализ работоспособности класса. Мотивирование домашнего задания.

Старооскольский край обладает уникальными и разнообразными видами рукотворного творчества. Изделия отличаются самобытностью. Это объясняется тем, что само создание вещи сопряжено с особенностями условий уклада жизни (экологическими, национальными, психологическими, социальными и т.д.). Каждый район создавал свои традиции на протяжении веков, выбирая то лучшее, что предоставляли им предыдущие поколения.

О различных видах народного костюма Старооскольского района, детской, женской и мужской одежды, головных уборах и обуви, об истории возникновения орнаментов, значений знаков-символов и знаков-оберегов, цвета в раскраске каждой детали костюмов обучающиеся узнали на уроке-импровизации «Народный костюм Староосколья. Приемы художественного моделирования». (Приложение № 1)

При изучении праздничного костюма Староосколья в начале урока показываются образцы одежды разных народов. Это помогает обучающимся увидеть черты национального своеобразия в одежде, осознать ее не только как функциональную вещь, но и как выражение народных представлений о красоте. У детей складывается представление о северорусском и южнорусском комплексе одежды, об украшении орнаментом жизненно важных участков в одежде (ворот, оплечья, грудь, рукава), защитно-охранительном значении орнамента.

Где нужно учиться пользоваться всем этим богатством, созданным творчеством? В семье это происходит редко, так как разорваны традиции, а вот в школе можно попытаться это наладить. На уроках изобразительного искусства особое внимание уделяется тому, чтобы в сознание детей входила информация о традициях и обычаях народов мира, в первую очередь, своего народа, своего края.

Народное искусство Старооскольского края — составная часть культурного наследия России. Региональная орнаментальная культура является одним из притоков огромного полноводного русского орнаментального пространства. Орнамент входил во все многообразие одежд и предметов домашнего обихода (полотенца, простыни, платки, настольники, полавочники). Во все времена природа являлась неисчерпаемым источником орнамента. Человек жил среди природы, постоянно общался с ней с самого своего рождения. Природа не только кормила, поила, одевала человека, но и своей красотой влияла на его душу, удивляла и приводила в восторг. Эмоциональное выражение орнамента бесконечно. Он способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость и изящество, плавность, напряжение и спокойствие.

Главная задача урока по теме орнамента — помочь обучающимся в освоении языка орнамента на материале народной вышивки, формировать умение выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные мотивы. Большой интерес представляет в орнаменте символика цвета. Для старооскольского орнамента характерны красный цвет и его оттенки (символизируют огонь, зарю, жизнь); зеленый цвет (красота, доброта, цвет природы); белый цвет (духовное начало, чистота, снег); черный цвет (земля, покой); желтый цвет (солнце, тепло, свет) и синий цвет (небо, вода, духовность, разум).

Сложившиеся в результате беседы представления обучающихся о символике формы и цвета в орнаменте старооскольской вышивки, об особенностях его построения находят воплощение в практической творческой работе, связанной с выполнением эскиза орнамента вышивки на полотенце, фартуке, рубашке.

Необходимая информация включается в урок в виде специального рассказа, предшествующего выполнению практического задания или завершающего урок. Постепенно к работе по сбору соответствующих материалов подключаются и ученики. Они готовят небольшие сообщения на заданную тему, пользуясь дополнительной литературой, которую можно найти в библиотеке или дома, а также по возможности подбирают соответствующий иллюстративный материал. У детей развиваются поисковые способности, умение работать с литературой, расширяется их кругозор, совершенствуется речь.

Духовное наследие русского народа — это прекрасное, бесценное богатство. Особое место имеют традиции, обычаи и праздники. В них отразилась глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа. Серия уроков и мероприятий со своеобразной историко-культурной направленностью традиционно проводится в третьей четверти. Занятия строятся на базе народных обычаев, посвященных проводам зимы и встрече долгожданной весны. Празднику предшествует длительная подготовка. На помощь приходят родители и старшеклассники. Родители принимают самое активное участие в изготовлении костюмов, пекут блины, помогают украсить зал. Ученики на уроках изобразительного искусства рисуют образ масленицы, который украшает праздник. (Приложение № 2)

Примерно в одно и то же время с проводами зимы устраивались праздники, посвященные весне. На уроках ученики лепят из глины или пластилина пряник по собственному замыслу, создавая фигуры жаворонка.

Более поздний по происхождению праздник Пасхи. Он очень почитается среди христианских народов. Славился своими умелыми руками и наш Старооскольский край в создании яиц-писанок, «своеобразных писем к Богу». В народе существует поверье, что человек, расписывающий пасхальные яйца, обязательно должен быть светлым душой, добрым, уравновешенным. Яйца-писанки освещают дом, изгоняют все печали и болезни. В связи с возрождением такой традиции проводится серия уроков. Дети выполняют специальные сувениры, эскизы росписи пасхальных яиц, пасхальные натюрморты. Уроки, на которых дети узнают о древних народных обычаях и обрядах, позволяют эмоционально приобщиться к истории народа, дают возможность оценить цельность народной эстетики, не потерять ее мировоззренческий смысл в последующем более детальном изучении. На уроке «Русский костюм и современная мода» дети показывают роль традиций в современном костюме. (Приложение № 3)

Внеклассное мероприятие «Красная горка» является логичным подведением итогов годовой работы по краеведению. (Приложение № 4)

Для создания эмоционального настроя и одухотворенной атмосферы нужны нетрадиционные формы уроков, пробуждающие в учениках высокие чувства, мысли, объединяющие всех в единый коллектив. Все формы занятий способствуют творческому развитию обучающихся, то есть вырабатывают у них стремление к самостоятельному творческому мышлению, проявлению собственной инициативы.

Результативность

Планомерная и систематическая творческая деятельность помогает добиться определенных успехов.

Результаты успеваемости обучающихся за последние три года

Учебный

год

Кол-во обучающихся

Классы, в которых учитель работает, согласно тарификации

Успеваемость по предмету

(в %)

Кол-во и % учащихся, успевающих на «4», «5»

2005/

2006

175

2 «Б». 3 «Б»,4 «Б», 5 «Б»,5 «А», 6 «Б», 5 «В», 9 «А», 9«Б», 9 «В»

100%

154-88%

2006/

2007

175

5 «А», 5 «Б»,5 «В», 6 «А», 6 «Б», 6 «В», 7 «Б», 8 «А»

100%

158 -90%

2007/

2008

163

1 «Б» (без оценок), 5 «Б»,6 «А», 6 «Б», 6 «В», 7 «Б», 9 «А»

100%

149 -91%

Показатели качества знаний в испытуемом классе

Учебный год

Класс

Количество обучающихся

Успеваемость по предмету

Кол-во и % обучающихся на «4» и «5»

2005-2006

4 «Б»

21

100%

21 – 100%

2006-2007

5 «Б»

21

100%

21 – 100%

2007-2008

6 «Б»

21

100%

21 – 100%

Победители и призеры предметных олимпиад

п/п

Ф.И.О.

Год

Класс

Название олимпиад

Занятое место

Уровень олимпиады (муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1.

Расторгуева Наталья

2005

11

«Созвездие»

Свидетельство, каталог

Всероссийский

2.

Митрофанова Кристина

2005

11

«Созвездие»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст