Тема Опера самый значительный жанр вокальной музыки

5 класс

Тема: Опера – самый значительный жанр вокальной музыки

Как в литературе существуют крупные произведения: повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры: оратория, опера, балет, симфония.

О́пера (итал. opera «дело, труд, работа», из лат. opera «труд, изделие, произведение») — вид музыкального спектакля, в котором главным средством выразительности является пение.

Первые оперы были созданы в Италии в XVI—XVII вв.

Опера — особый жанр музыки, так как она синтезирует в себе различные виды искусства:

музыку (вокальную и инструментальную)

литературу,

хореографию,

изобразительное искусство,

драматическое искусство.

Множество людей различных профессий участвуют в создании оперы:

Композитор-автор музыки.

Артисты-певцы (им помогают разучивать партии концертмейстеры).

Хор под управлением хормейстера.

Поэт, писатель-автор литературного произведения.

Либреттист- автор либретто или сценария -пересказа литературного произведения для музыкального театра. Источником для либретто могут служить авторские произведения: поэмы, романы, сказки или мифы, легенды и т.п.

Балетмейстер-постановщик танцевальных номеров.

Хореограф — разучивает с артистами балета танцевальные партии.

Артисты балета-балерины и танцовщики.

Художник-постановщик — продумывает всё художественное оформление спектакля.

Художники, декораторы, костюмеры, гримеры, бутафоры, осветители, рабочие театральных мастерских, механики, рабочие сцены — создают художественный образ спектакля.

Режиссер — осуществляет сценическую постановку спектакля (театральная игра артистов: солистов и хора ; мизансцены — расположение актеров на сцене в определенный момент спектакля).

Опера — самое живое из искусств. На сцене просто взрывается жизнь в тот момент, когда поднят занавес. Подумайте, опера — это ведь еще и самый совершенный вид искусства, в ней есть все: и драма, и оркестровая музыка, и вокал, и балет.

Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена.

На открытом воздухе в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни ставятся на сцене.

Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее — хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.

Театральные произведения с музыкой были известны и в Средние века. Но все эти «предки» современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.

Она быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам.

Виды оперы:

Опера-сериа (серьёзная опера — А. Скарлатти, Г. Ф. Гендель, , X. Глюк)

Гранд-опера (большая опера — Д.Мейербер)

Семисериа (полукомическая — некоторые оперы А. Скарлатти, Н. Пиччинни, Д. Паизиелло)

Опера-буффа (комическая — Д. Перголези, Д. Чимароза, Г. Доницетти, Дж. Россини.)

Реалистическая опера (Дж.Верди, Ж.Бизе, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, Д.Пуччини)

Романтическая опера (В.Маршнер, К.М.Вебер)

Музыкальная драма (Р.Вагнер)

В XIX веке одно из ведущих мест в мировом искусстве заняла русская опера.

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х г.г. 18 века. Это были комедии бытового плана. Первая русская опера, написанная в русских нравах — «Танюша, или Счастливая встреча», музыка Ф. Г. Волкова (1756).

Эпоха 60-х вызвала дальнейший подъем русской оперы.

Начало блестящему развитию русского музыкального театра положил М.Глинка операми «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В его творчестве определились основные черты русской оперной классики: высокая идейность, художественная правдивость, близость к народной песенности, великолепное мастерства и новаторство.

Традиции Глинки продолжили русские композиторы в XIX веке — А.Даргомыжского («Русалка»), М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»), П.Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая Дама»).

Особенно прославились своими замечательными операми композиторы «Могучей кучки»:

Н.Римский-Корсаков

М.Мусоргский

А.Бородин

Ц.Кюи

М.Балакирев

Традиции русской оперы живут и в операх советских композиторов:

Д.Шостакович («Катерина Измайлова»), С.Прокофьев («Война и мир». «Семён Котко», «Дуэнья»), Т.Хренников («В бурю», «Мать»), Д.Кабалевский («Кола Брюньон», «Семья Тараса»).

Послушаем ариозо Ленского из оперы П.Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении С.Лемешева.

Эта опера создана по одноименному роману в стихах А.Пушкина «Евгений Онегин».

У Чайковского есть и другие оперы по произведениям Пушкина: «Пиковая дама», «Мазепа».

Вопросы:

О чём идёт речь в этом ариозо?

Какой голос его поёт?

По какому литературному произведению создана опера «Евгений Онегин»?

Какие ещё оперы Чайковского есть по произведениям Пушкина?