Тема «Миссия Аршакидов»

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся

“ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА”

Направление: история

Тема: «Миссия Аршакидов»

Куприянова Варвара ГБОУ Гимназия 1505 10 класс

Научный руководитель:Наумов Леонид Анатольевич, к.и.н.

г. Обнинск, 2012/2013 учебный год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1

Описание коллекции монет музея гимназии №1505……………………………………………………………………………………..4

Глава 2

2.1. Основные положения теории Г. А. Кошеленко………………………………………………………………………………..8

2.2. Артабан II по нарративным источникам……………………………………………………………………………….9

2.3. Артабан по нумизматическим источникам………………………………………………………………………………11

Глава 3

Взаимоотношения Парфии, Рима и Иудеи через призму «Иудейских древностей»………………………………………………………………………………13

Список используемой литературы………………………………………………………………………………15

Приложения………………………………………………………………………………16

Введение

Свыше четырехсот веков на юго-западе Европы существовало Парфянское государство. Собственно, такое название оно получило только после захвата племенем парнов всего Ирана. До этого, знаменательного для истории Парфии события, правящей династией были Селевкиды, наделенные абсолютной властью, но, тем не менее, подчинявшиеся грекам. После появилась династия Аршакидов (род велся от того самого Аршака, пришедшего с парнами), независимая и не подчинявшаяся другим народам. В конце концов, бурная политика Аршакидов привела к окончательному распаду ослабевшей империи Селевкидов (при Митридате II – 124-87 г. до н. э.).

История России, так или иначе, связана с историей Парфии: историческое ядро Парфиена находилась в Северной Туркмении на территории бывшего СССР. Собственно и «открытие» Парфии — заслуга в значительной мере российских ученых.

Один из важнейших вопросов, интересующих исследователей заключается в том, как Аршакидам удалось почти 400 лет, удерживать под своей властью многочисленные завоеванные территории. Предшествующая история Ближнего Востока и Средней Азии не дает нам таких примеров: персидское царство Ахеменидов просуществовало 200 лет, империя Александра Македонского распалась сразу после его смерти, да и Селевкиды смогли сохранить контроль над «ядром» своей державы (Сирия и Месопотамия) чуть более 150 лет. Между тем в 141 г. до н.э. войска Митридата II заняли Месопотамию, и с этого момента держава Аршакидов по праву может считаться одной из мировых империй. Она будет существовать до начала III века н.э. – 360 лет.

Собственно, парфянских письменных источников, рассказывающих о политической истории державы Аршакидов практически нет. До сих пор историки работают с текстами греческих и римских авторов: Плутарха, Тацита, Помпея Трога, Иосифа Флавия и др. Поэтому, не отказываясь от изучения письменных источников, я хотела рассмотреть единственный источник, созданный парфянами, отображающий парфянскую историю – монеты. Деньги – это идеальный способ воздействия на человека. Они все время используются в обращении и человек, неосознанно попадает в зависимость от той информации, которая содержится в них. В условиях, когда различные народы, входящие в империю говорят на разных языках, а большинство неграмотно – монета самый простой и доступный способ сообщить подданным о системе ценностей и идеологических приоритетах правителей.

В последние десятилетия развитие парфяноведения в нашей стране опирается на концепцию Г.А. Кошеленко. Он выдвигает гипотезу, согласно которой, происходившие события между римлянами и парфянами около I в. до н. э. – I в. н. э. можно объяснить гражданскими войнами в Парфии: разделением знати на две группировки «западников», поддерживающих Рим и «кочевников-варваров», предпочитающих вести независимую завоевательную политику. Отчасти, российский историк прав, но некоторых деталей он не замечает. В моем исследовании я попытаюсь доказать это с помощью парфянских монет.

Задачи исследования:

Изучение исторических источников:

— изучение парфянских монет, в коллекции музея гимназии №1505.

— изучение сочинений Юстина (Помпея Трога), Тацита, Плутарха, Флавия;

Изучение историографии Парфии:

— работа с книгой М. Колледжа «Парфяне. Последователи пророка Заратустры»

— работа с исследованиями Г.А. Кошеленко

Выводы из проделанной работы.

Изучение Артабана II по:- нарративным источникам (Тацит, Иосиф Флавий)- нумизматическим источникам (монеты из коллекции музея гимназии 1505; каталог Селвуда)

Изучение специфики парфянской культуры указанного периода времени

Глава 1. Описание коллекции монет музея гимназии №1505

В процессе анализа парфянских монет была создана таблица, содержащая данные о парфянских монетах из коллекции музея гимназии. Монеты расположены в хронологическом порядке и атрибутированы по каталогу Селвуда.

Царь

Аверс

Реверс

Номер в каталоге Селвуда

Аршак I/II

(247-211 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, без бороды, царский головной убор – кирбасий

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

1-6

Артабан I

(211-191 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободка» нет

Сидящий на троне Аршак, богиня передает ему пальмовую ветвь

19-22

Артабан II

(128-124 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

61-63

Митридат II

(124-87 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» (одинаковые драхмы и тетрадрахмы)

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук (алтаря нет)

23-29

Готарз I

(91-78 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – куллах, фарн

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

33

Синатрук I

(77-70 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная (традиционная) борода, царский головной убор — куллах, фарн

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

34

Готарз II

(38-51 гг. н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок»

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

65-66

Вардан I

(39-47 гг. н.э.)

Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты

Сидящий на троне Аршак, богиня передает ему пальмовую ветвь

64

Вонон II

(51 г. н.э.)

Портрет: анфас, без бороды, царский головной убор – куллах, «ободок», две звезды

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

67

Вардан II

(56-58 гг. до н.э.)

Портрет: профиль влево, короткие борода и волосы (напоминает римскую прическу), царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты (тетрадрахма)

Сидящий на троне Аршак богиня передает ему пальмовую ветвь

69

Вардан II

(56-58 гг. н.э.)

Портрет: профиль влево, длинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты (драхма)

Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

69

Вологез I

н.э.)

1)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок»

2)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, фарн, «ободок»

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

+ арамейские надписи

68, 70-71

Вологез III

(105-147 гг. н.э.)

1)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок» (драхма)

2) Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема/куллах, «ободок» (тетрадрахма)

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак богиня передает ему пальмовую ветвь

78-79

Митридат IV Евпатор

(128-147 гг. до н.э.)

1)Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема, «ободок» по краю монеты

2)Портрет: профиль влево, короткая борода, царский головной убор – диадема, «ободка» нет

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

82

Вологез IV

(148-192 гг. н.э.)

1) Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема, «ободок»

2)Портрет: профиль влево, недлинная борода, царский головной убор – диадема

1)Сидящий на троне Аршак, в руках – лук

2) Сидящий на троне Аршак богиня передает ему пальмовую ветвь

84

Как пишет А. Никитин, первые парфянские монеты были отчеканены при Аршаке или при одном из его ближайших преемников. На лицевой стороне этих серебряных драхм помещен портрет правителя в кирбасии; на оборотной — сидящий на троне без спинки царь или божество с луком в руке

Первое, на что я обратила внимание – греческие легенды монет.

ΑΡΣΑΚΟΥ — Аршак

ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΜΕΓΑΛΟΥ — великий царь

ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ — царь царей

ΝΙΚΑΤΟΡΟΣ – победитель и т.д.

То есть, несмотря на то, что держава Аршакидов формировалась в постоянной борьбе с греко-македонским Сирийским царством, парфянские цари использовали на монетах именно греческий язык.

Важным проявлением этой самой терпимости завоевателей по отношению к завоеванным и способом обеспечения лояльности населения только что завоеванного города, где греки составляли большинство, можно считать то, что начиная с Митридата I они именуют себя ΦΙΛΕΛΛΗΝΟΣ – (филэллин) — «любящий (благоволящий) эллинов».

Кроме того я выяснила, что фигура сидящего Аршака на реверсе монеты скорее всего является подражанием фигуре Аполлона на монетах Селевкидов.

реверс, Аполлон реверс, Аршак

На первый взгляд может показаться, что парфяне просто скопировали греческую монету, изменив лишь поворот головы, но на самом деле это не так. Во-первых, на парфянских монетах цари преимущественно обладают восточной внешностью (в основном с длинной бородой); во-вторых, на реверсе монеты изображен не Аполлон, а Аршак. Кроме того у него в руках лук, который считался у иранцев особым атрибутом верховной власти и подчеркивал ее божественное происхождение. Лучник был изображен и на монетах Ахеменидов. Само по себе это не может не быть идеологическим и политическим вызовом традиции греко-македонского господства. Важным мне также показалось и то, что титулы парфянских царей восходят к месопотамской и персидской традиции: «великий царь, царь царей». Так что парфяне, взяв за основу чужие монеты, и, периодически изменяя легенду на вариант политически более удобный для них в конкретный момент, все же сумели «не утонуть» в чужой культуре, частично переняв ее, но и большей частью сохранив свою собственную.

Таким образом, где-то в начале II века до н. э. парфяне начинают понимать, что основной проблемой является не само завоевание какого-либо народа, а его удержание под своей властью (наглядным тому примером служила империя Александра Македонского). Парфяне, и это доказывают монеты, смогли найти решение этой проблемы. Благодаря их гибкой политике и восприимчивости к культуре других народов, Парфянское царство вместе с достаточно большим объемом завоеванных территорий просуществовало около 400 веков.

Как мы видим из таблицы, на протяжении правления всех указанных в ней Аршакидов, детали на монетах изменяются, вероятно, в зависимости от политической ситуации в стране. Особенно это заметно при наблюдении за т.н. «парфянском поворотом». Правда, в нашей коллекции таких монет нет.

Существуют три основные традиции в положении головы царя на монете:

поворот головы вправо — греко-македонская, а затем и римская (западная)

поворот головы влево — парфянская

поворот головы вправо — сасанидская

В парфянскую (и сасанидскую) эпоху практиковалось также фасовое изображение царя.

Р. Варданян отмечает, что этим изменением поворота головы Аршак стремился отметить свою оппозиционность по отношению к Селевкидам, подчеркнуть, что это — монетный чекан новой династии. «Парфянский поворот», по-видимому, имел далеко идущие претензии — демонстрировать возникновение новой политической силы, «диаметрально» противопоставляющей себя Селевкидам, выступающей против их господства в Иране; эти притязания, как показал дальнейший ход развития истории, не были безосновательными. До появления левого поворота на парфянских монетах правый поворот не имел альтернативы и практиковался везде как неосознанная традиция. Определенное значение это явление приобрело именно с появлением «парфянского поворота». И только после этого феномен портретного поворота на монетах приобрел значение политического символа.

Но за всю историю царствования династии Аршакидов, цари не раз оказывались изображенными с правым поворотом головы или в фас. В нашей коллекции это монета Вонона II.

Первое можно объяснить тем, что парфянские цари, завоевав несколько крупных эллинистических городов, вынуждены были проявлять терпимость по отношению к завоеванным. Именно поэтому на монетах периодически возникает правый поворот головы. Левый поворот головы, таким образом, оказывается более характерным для чеканки восточных (иранских) монетных дворов. И только при Митридате II устанавливается устойчивый поворот головы влево на монете, с этого времени утверждается общегосударственный иконографический эталон парфянской монеты.

Второй вопрос в настоящее время изучен недостаточно хорошо. Но существует, например, теория В.Г. Луконина, который считает, что, так же как и у Сасанидов, изображением царя в фас, возможно, выделяли тот или иной выпуск из серии монет (особые, праздничные выпуски и т.п.).

Кроме того, обращает на себя внимание, неожиданно появляющийся на монетах Синатрука I и Готарза I фарн (сияние над головой правителя) свидетельствует об обожествлении царя. Интересно то, что появляется он именно в смутные, трудные для людей времена, когда народу требовался символ единой сильной правящей династии.

Произошли парфяне от скифских изгнанников. Это следует из самого их наименования, поскольку на скифском языке слово «парфы» означает «изгнанники». Но парфяне не всегда были свободны и независимы. Первоначально, они были лишь небольшим кочевым племенем дахов, не имеющим большой территории. Но им удалось «своей доблестью достичь такого успеха, что они повелевают теми самыми народами, под властью которых они были ни чем иным, как скопищем рабов». Достигнуть подобных успехов этот народ смог лишь благодаря вмешательству некоего Аршака, который возглавил вторжение дахов в Парфию, в то время частично находившуюся под властью Селевкидов. Аршак также стал и основателем всей династии Аршакидов. «Память его парфяне чтили так, что с тех пор все парфянские цари нарекались именем Арсака». Это превратилось в традицию, более того, царь должен был, «иначе, это противоречило бы закону, происходить непременно из рода Аршакидов».

Возможно, именно из совокупности всех этих специфических особенностей в создании Парфянского царства, и возникла особая идеология Аршакидов. Эта важность происхождения, принадлежности к династии, к древнему роду, и легла в основу представления парфянских правителей об избранности или благословенности их рода. В Парфии складывается особый канон: его отражения заметны и в тронных именах царей и в данных нумизматики.

История Парфии воссоздавалась буквально по крупицам. Во-первых, из-за того, что сохранилось поистине мизерное количество информации: письменные источники отсутствуют, а результаты археологических раскопок довольно скудны. Во-вторых, потому что данные источников не совпадают. За всю, почти четырехсотлетнюю историю Парфянского царства, насчитывается лишь пара-тройка совпадений. Одно из них – время борьбы Вонона с Артабаном и последующее правление второго. На монете появляется имя правителя (см. предыдущую главу, легенда драхмы Вонона), следовательно, появляется уникальная возможность определить наверняка рамки его правления и соотнести данные нумизматики с письменными источниками.

Больше всего споров и сомнений вызывает у меня попытка объяснить причины «ухудшения» монеты при переходе власти от старшей ветви Аршакидов к младшей. Это «ухудшение – упрощение» выражается в:

А) уменьшении количества деталей, особенно заметном при изображении лица царя (сравним драхмы Митридата II и Артабана II)

Б) отказе от попыток сохранить на драхмах портретое сходство

В) ухудшении качества легенды и появлении большого количества ошибок

Монеты становятся более схематичными и примитивными, перестают быть художественным произведением.

Но каковы причины и смысл этого упрощения?.

Глава 2

2.1. Основные положения теории Г. А. Кошеленко

Как уже было упомянуто во введении, российский историк Кошеленко Г. А. объясняет события, происходившие в Парфии в I в. до н. э. – I в. н. э. расколом в парфянском обществе, которое разделилось на парфян, симпатизирующих Риму, согласных на проведение римской политики на территории Аршакидов и на тех, кто хотел продолжать независимую завоевательную политику.

Рассмотрим фрагмент из книги Кошеленко, посвященный именно этому периоду в жизни Парфянского царства.

Историк начинает с того, что изначально Парфия (тогда еще государство Селевкидов) зависела от греческих городов. Кошеленко не дает объяснения причине этой зависимости, но известно, что после завоевательных походов Александра Македонского государством Селевкидов правили эллинские ставленники.

Автор замечает, что историки уделяют основное внимание борьбе Рима с Аршакидами так, что причины внутриполитической борьбы в Парфии остается неисследованными, а события рассматриваются как проявление внутридинастической борьбы, осложненной вмешательством римлян. Кошеленко считает, что немаловажным фактором являлся процесс развития парфянской культуры и государственности, совпавший по времени с обострением борьбы во внутренней политике Парфии.

Историк пишет, что римляне, завоевав почти всю Малую Азию, «дошли» до границ Парфии, что означало: завоевание этой империи – дело времени. Соответственно, в 54 г. до н. э., начался поход Красса.

Далее автор освещает некоторые события, касающиеся жизни Митридата III, так как он является достаточно ярким и показательным примером первых правителей Парфии, явно симпатизирующих римлянам. Сначала, после недолгого правления он бежит в римскую Сирию, позже – вторгается в Вавилонию, а потом его побеждает брат Ород. Очень показательно то, что хоть Митридату и не была оказана поддержка со стороны римлян, но ему «был обеспечен их благожелательный нейтралитет: он идет в поход, считая римскую Сирию своим тылом», также он не принимает титула парфянского царя, в чем «сказывается заискивание перед Римом». Главной базой для Митридата в этой войне были греческие и вавилонские города, ему была обеспечена поддержка местного населения, что сказывается на монетах того времени: «Тихи Селевкии, с пальмовой ветвью в руках приветствующей Митридата и коленопреклоненной перед сидящим на троне Ородом». Силы, стоявшие за Ородом – это группы парфянской знати, которые были связаны с восточными (иранскими) районами Парфии. Исход этой войны можно считать началом разногласий по важнейшему внешнеполитическому вопросу: проблеме взаимоотношений с Римом. Эти разногласия переходят в борьбу за парфянский престол. Соответственно, происходит формирование двух направлений внешней политики: капитуляция перед Римом и признание своей зависимости от него (сторонники – знать греческих и часть восточных городов) и тенденция бескомпромиссной борьбы (круги знати восточных районов Парфии).

Кошеленко акцентирует внимание на чеканку монеты с уникальной легендой: «фло..рома..» некоего Тиридата, пытавшегося в 26 г. до н. э. захватить власть в Парфии. Его опорой были греческие и вавилонские города. «Показательно», — пишет автор, — «что Рим, перешедший к новой политике на Востоке, сводившейся к отказу от завоеваний, перешел к политике использования внутренних противоречий в Парфии.

Очень интересен эпизод с царствованием Артабана. Первоначально, «…одна из групп парфянской знати возводит на престол римского ставленника Вонона. Однако его проримская политика вызвала консолидацию всех «патриотических» сил, и вскоре против него выступил некий Артабан», победивший как Вонона, так и Тиридата III, следующего претендента на престол. Так как Артабан собирал войско и отступал на восток, можно сделать вывод, что он, как и его предшественники схожих политических взглядов имеет в союзниках восточную знать. Но у Иосифа Флавия имеется сообщение о том, что Артабан «собирался использовать небольшое владение братьев евреев … против западных сатрапий, которые восстали,…например, Вавилонии». Кошеленко все же не рассматривает иудеев как потенциальных союзников Артабана, он даже предоставляет гораздо больше информации о других противниках «римской идеологии» — кочевых народах Средней Азии.

Итак, Кошеленко делит парфянскую знать на две группировки. С одной стороны – это знать греческих и вавилонских городов, некоторая часть, осевшая на западе. С другой – парфянская знать, связанная с восточными (иранскими) территориями царства Аршакидов. Политические программы противоположны: в первом случае – это союз и, даже, образование зависимости от Рима, во втором – политика завоевательная «великодержавная».

Анализируя некоторые парфянские монеты периода I века до н.э – I века н.э., можно сделать вывод, что монеты старших Аршакидов являются проявлением синтеза иранской и греческой культур. Точнее говоря, попыткой синтеза, так как после перехода власти к младшей ветви Аршакидов — к Артабану II — произошло «упрощение» монет. Внимание этому факту уделяет Г. А. Кошеленко в своей книге «Греческий полис на эллинистическом Востоке». Объясняя странный «перелом», произошедший в нумизматике, историк говорит о том, что борьба между парфянскими группировками сыграла в нем немаловажную роль, акцентируя внимание на том, что эти изменения произошли в период правления Артабана. Но, при тщательном рассмотрении его биографии с использованием разных видов источников, выясняется, что это не совсем так. Рассмотрим же знаковую фигуру правителя Парфии немного подробнее.

2.2. Артабан II по нарративным источникам

В 10-38 гг. н. э. власть в Парфии перешла к младшей ветви Аршакидов. А именно — к Артабану II (III). Сын парфянской принцессы, он жил и воспитывался в Скифии, в племени дахов. Отец его неизвестен, но, судя по всему, он был именно из этого племени. По свидетельству Тацита он связан родством с гирканами и карманиями.

На самом деле, у старшей ветви Аршакидов был наследник. И даже не один. Но, проблема заключалась в том, что жалкая уцелевшая горстка потомков Аршакидов жила и воспитывалась в Риме, а, следовательно, на троне могла бы быть всего лишь его пешкой. Но, все же, до 10 г. н.э., Парфией официально правил Вонон I, представитель старшей ветви и римский ставленник. Понятно, что никакой поддержки среди двора он не нашел. И парфянская знать, будучи настроенной по вполне понятным причинам против Рима, приглашает на царство человека, на которого римскому императору невозможно будет оказывать влияние. Они приглашают на царство Артабана. О размерах амбиций Артабана можно судить по тому, что на тот момент он уже занимал достаточно высокий пост – носил статус правителя Мидии, которая являлась одной из самых значимых провинций Парфии. Безусловно, для человека подобного происхождения, это было очень серьезное достижение. Но он не собирался останавливаться на достигнутом.

Артабан собирает войско среди дахов и движется на Вонона. Но его первый шаг оборачивается неудачей, и он бежит в Селевкию с немногочисленными приверженцами. Вновь собирает войско и наносит Вонону поражение. Вонон бежит в Армению, ослабленную из-за территориального расположения (между сильнейшими державами Римом и Парфией, соперничающими за обладание ею), где и становится царем. Но править ему там оставалось недолго, так как при посредничестве Артабана римляне «ссылают» его в Сирию, а позже, при попытке побега через Армению к скифскому царю убивают. Артабан тут же начинает требовать казну Вонона от легата Сирии. А на престол Армении он сажает своего сына. После захвата парфянского престола Артабан отнюдь не бездействует, он ведет, согласно Тациту, «удачные войны с окружающими народами». Судя по всему, эти войны велись на Востоке, с такими народами как скифы и кушаны, так как на Западе парфяне вели борьбу в основном с римлянами.

Вскоре после этого в римское консульство прибывает несколько знатных парфян с просьбой о помощи в замене Артабана Фраатом, который жил и воспитывался в Риме. Тиберий отпускает Фраата в Парфию. Но ему удается добраться лишь до Сирии, где он и умирает, исключительно от непривычного ему парфянского уклада жизни.

Противостояние Парфии и Рима в правление Артабана II началось с борьбы за Армению, которая оказалась между двух огней. Ослабленное государство, находящееся между двумя могущественнейшими державами Востока, «ненавидящее римлян и завидующее парфянам», это – Армения, ставшая камнем преткновения между Римом и Парфией.

И Тиберий не сдается. Именно по его напутствию, царь Иберии, сам по себе боявшийся и желающий устранить угрожающего соперника, натравливает на Парфию скифов (или, по другой версии, самих иберов), которые отбивают у сына Артабана (Орода) Армению. Лишившись Армении, парфянский царь лишается власти, так как римляне буквально натравливают его народ против него самого. Артабан бежит с малочисленной горсткой преданных ему людей в земли, граничащие со Скифией. А Тиридата III, внука Фраата IV также живущего с самого рождения в Риме, коронуют в Селевкии. Но, впоследствии, римский ставленник оказывается непопулярным, и Артабана разыскивают в гирканских землях и просят вернуться. «Покрытый грязью, оборванный, он добывал себе пропитание луком и стрелами» — таким нашли парфяне своего царя. Удивительно, как Артабану удалось выжить, ведь, к тому времени он должен был быть немощным стариком.

Артабан вскоре собирает войско из дахов и саков и возвращает себе власть. Получив известия об этом, Тиберий предлагает ему дружественный союз, и тот соглашается. Союз был заключен на берегах Евфрата Артабаном и Ветеллием. Вскоре после этого Артабан послал Тиберию в качестве заложника своего сына Дария и отправил императору богатые дары. Почувствовав, что в пределах страны ему опереться не на кого, он бежит в горные сатрапии, где просит помощи у Изата. Тот пишет парфянам письмо, убеждая их вновь принять к себе своего царя. На тот момент в Парфии на недолгое время воцаряется воспитанник Артабана — Киннамон. Но, получив письмо Изата, Киннамон добровольно отдает бразды правления своему учителю.

Артабан, во время своего правления активно пользовался помощью, как и восточных сатрапий (дахи), так и иудеев. Он приглашает в Парфию иудейских братьев Анилея и Асинея, возглавивших мятеж в Иудее, «думая сделать из них оплот против своих собственных сатрапий», против независимости, неподчинения и бунтов которых, ему пришлось сражаться всю вторую половину жизни. Особенно отличилась Селевкия, в 35 г. н.э. восставшая против парфянского правления и объявившая себя независимой. Она продолжала отстаивать свою независимость вопреки возвращению на трон Артабана.

Вскоре, в 38 г. н. э. Артабан умирает.

Он был редкой личностью. Человек не самого высокого происхождения, сделавший сумасшедшую карьеру: ставший правителем Мидии, а затем и Парфии. Он в одиночку вел борьбу с Римом, который периодически натравливал на него мелкие народы с Востока, удерживал власть над Арменией и пытался выстоять против внутренних конфликтов в Парфии. Его свергла парфянская знать, его же народ восстал против него. Но он, уже, будучи стариком, сумел выжить. И свергнувшие его люди вернулись к нему. Он до конца жизни боролся со своенравной знатью. И борьба эта была более чем успешной. Артабан, нужно отдать ему должное, умел выживать. Многое складывалось против него. А он сумел устоять.

2.3. Артабан II по нумизматическим источникам

Взглянем на период его правления со стороны нумизматических данных.

Если сравнивать монеты Вонона I и Артабана II, то на первый взгляд, можно обнаружить не так уж много различий. И у первого и у второго тетрадрахмы чеканились в Селевкии, а драхмы – в Экбатане, столице Мидии. Тетрадрахмы не имеют каких-либо значимых различий. Но довольно любопытное обстоятельство выявляется при сравнении легенд монет этих двух правителей.

Тетрадрахма Артабана: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ / ΑΡΣΑΚΟΥ / ΔΙΚΑΙΟΣ / ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΕΛΛΗΝΟΣ (Царь Царей/Аршак/Справедливый/Прославляющий эллинов)Тетрадрахма Вонона: ΒΑΣΙΛΕΩΝ / ΑΡΣΑΚΟΥ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ / ΔΙΚΑΙΟΥ / ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΕΛΛΗΝΟΣ (Царь/Благородный Аршак/Справедливый/Прославляющий эллинов)

Драхма Артабана: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΒΑΣΙΛΕΩΝ / ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ ΑΡΣΑΚΟΥ / ΔΙΚΑΙΟΥ / ΝΙΚΙΦΟΡΟΥ

ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ (Царь царей/Благодетель Аршак/Справедливый/Победитель Славный)Драхма Вонона: ΒΑΣΙΛΕΥΣ / ΟΝΩΝΗΣ / ΝΕΙΚΗΣΑΣ / ΑΡΤΑΒΑΝ[ΟΝ](Царь/Вонон/Победивший/Артабана)

Впервые на монете не только тронное имя «Аршак» заменено на личное, но и появляется постороннее имя, имя врага, к тому же, исчезает устоявшаяся формула «царь царей». Более того, с монет начинает уходить четкая портретная прорисовка.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст