Тема «Государственная регистрация коммерческих организаций воп

HYPERLINK «http://academicians.narod.ru/» http://academicians.narod.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: «Предпринимательское право»

Тема: «Государственная регистрация коммерческих организаций: вопросы теории и практики»

МОСКВА

2008 год

Содержание TOC \o «1-5» \h \z \u

HYPERLINK \l «_Toc227881240» Введение PAGEREF _Toc227881240 \h 1

HYPERLINK \l «_Toc227881241» Государственная регистрация юридических лиц PAGEREF _Toc227881241 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc227881242» Государственная регистрация юридического лица при его создании в форме общества с ограниченной ответственностью (пример) PAGEREF _Toc227881242 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc227881243» Отдельные аспекты и проблемы государственной регистрации коммерческих организаций PAGEREF _Toc227881243 \h 17

HYPERLINK \l «_Toc227881244» Заключение PAGEREF _Toc227881244 \h 29

HYPERLINK \l «_Toc227881245» Список использованной литературы PAGEREF _Toc227881245 \h 30

Введение

Согласно ст. 50 Гражданского кодекса РФ (части первой) коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В отличие от коммерческих организаций некоммерческие – это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческие организации могут лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы являются юридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются юридическими лицами, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (ст. 66 ГК РФ). Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества (открытого и закрытого), общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).

Правовое положение юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, определяется Гражданским кодексом РФ (частью первой) и законами о юридических лицах соответствующей организационно-правовой формы: Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Учредительными документами юридического лица являются устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. Например, согласно п. 1 ст. 89 Гражданского кодекса РФ, учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ, предмет и цели деятельности юридического лица должны быть определены в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Содержащееся в Гражданском кодексе РФ правило о включении (в перечисленных в нем случаях) в учредительные документы указания на предмет и цели деятельности юридического лица связано с установленным ст. 49 Гражданского кодекса РФ принципом специальной правоспособности соответствующих юридических лиц.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абз.2 п. 1 ст. 49 ГК РФ).

«Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (статья 49 ГК РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься» (п. 18 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст.ст. 113 — 115 ГК РФ), банков (согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности»), фондовых бирж (в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»), страховых организаций (согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций специальной правоспособностью обладают и некоммерческие организации.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, «отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)». Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным в указанном законе. Отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию, на которые не распространяется действие указанного федерального закона, регулируются отдельными законодательными актами. Например, деятельность кредитных организаций и лицензирование банковских операций, совершаемых кредитными организациями, регулируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Государственная регистрация юридических лиц

Согласно п. 1 ст. 51 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Таким образом, государственная регистрация является необходимым условием создания юридического лица.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет за собой административную ответственность (ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Если осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации причинило крупный ущерб гражданам, организациям либо государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то данное деяние влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 Уголовного кодекса РФ).

Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

«Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»» (ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является Федеральная налоговая служба (ФНС России) (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе»).

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), а именно статьей 333.33 Налогового кодекса РФ (частью второй) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Государственная регистрация юридического лица при его создании в форме общества с ограниченной ответственностью (пример)

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ, за государственную регистрацию юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины».

Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) утверждена Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19.06.2002 N 439.

Согласно Требованиям к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденному Постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19.06.2002 N 439, подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариально.

В случае, если учредителями общества с ограниченной ответственностью являются несколько лиц, решение о создании общества с ограниченной ответственностью оформляется в виде протокола общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью (протокола о создании юридического лица). Если учредителем общества с ограниченной ответственностью является одно лицо, то решение о создании общества с ограниченной ответственностью оформляется в виде решения единственного участника общества с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 1 ст. 89 Гражданского кодекса РФ, «учредительными документами общества с ограниченной ответственностью являются учредительный договор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав».

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, «в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида».

В соответствии с требованиями гражданского законодательства РФ, предмет и цели деятельности юридического лица должны быть определены в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, «в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава».

Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью должны содержать, согласно п. 2 ст. 89 Гражданского кодекса РФ, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ, «условия о размере уставного капитала общества; о размере долей каждого из участников; о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов; о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом об обществах с ограниченной ответственностью».

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ, «в учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества».

В п. 2. ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлены требования к содержанию устава общества с ограниченной ответственностью: «Устав общества должен содержать:

полное и сокращенное фирменное наименование общества;

сведения о месте нахождения общества;

сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

сведения о размере уставного капитала общества;

сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

права и обязанности участников общества;

сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам».

В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» «в случае несоответствия положений учредительного договора и положений устава общества преимущественную силу для третьих лиц и участников общества имеют положения устава общества».

В соответствии с положениями Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно. Если номинальная стоимость доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.

Необходимость заключения независимого оценщика по оценке имущества обусловлена тем, что указание размера уставного капитала в учредительных документах общества с ограниченной ответственностью обязательно.

Если вклады в уставный капитал общества вносятся в форме денежных средств, то до государственной регистрации юридического лица взносы в уставный капитал общества можно полностью или частично внести на накопительный счет в коммерческом банке. Для открытия накопительного счета необходимо предоставить в банк следующий перечень документов: проект устава, проект учредительного договора, протокол о создании юридического лица, копии паспортов учредителей, нотариально заверенная доверенность на открытие временного накопительного счета (от каждого учредителя с указанием доли в уставном капитале), заявление на открытие временного накопительного счета, а также другие документы, конкретный перечень которых устанавливается каждым банком.

Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. При этом стоимость вклада каждого учредителя общества должна быть не менее номинальной стоимости его доли. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета его требований к обществу.

На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган».

На территории г. Москвы таким регистрирующим органом является Межрайонная инспекция ФНС РФ № 46 по г. Москве.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ».

В абз. 1 п. 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 содержится следующее положение: «Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения», в связи с чем уполномоченных орган отказывал в регистрации юридических лиц на том основании, что заявление предоставлялось в регистрирующий орган непосредственно не заявителем, а доверенным лицом. Верховный суд РФ в своем решении от 01.08.2006 № N ГКПИ06-735 признал абз.1 пункта 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, в части содержащегося в нем после слов «представляется в регистрирующий орган непосредственно» слова «заявителем» недействующим со дня вступления данного решения в законную силу. Доводы Суда были следующими. Правительство РФ не вправе было ограничивать, по сравнению с Федеральным законом, права граждан по представлению документов в регистрирующий орган непосредственно ими самими, исключив при этом их право на осуществление таких действий через своего представителя или любого другого лица. О самой возможности осуществления гражданами такого рода действий через своего представителя свидетельствуют и положения ст. ст. 182 и 185 Гражданского кодекса РФ. Но даже после вступления в силу указанного выше решения Верховным судом регистрирующий орган продолжал отказывать принимать документы на регистрацию юридического лица от представителя заявителя по доверенности.

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом».

«Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов» (п. 3 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным законом.

Согласно ст. 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством РФ».

Согласно п. 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О едином государственном реестре юридических лиц» от 19 июня 2002 г. N 438, регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица бесплатно представляет сведения о юридическом лице в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики. Свидетельства о постановке на учет в указанных органах должны высылаться заявителю по почте. Однако на практике часто возникает необходимость заявителю самостоятельно обращаться в названные органы.

После процедуры государственной регистрации юридического лица необходимо, помимо постановки на учет во внебюджетных государственных фондах и Федеральной службе государственной статистики, изготовить печать юридического лица, после чего открыть расчетный счет в банке и уведомить налоговые органы об открытии расчетного счета.

Для занятия определенными видами деятельности, согласно российскому законодательству, необходимо получение специального разрешения – лицензии, в противном случае юридическое лицо будет нести предусмотренную законодательством ответственность. А также для организаций, занимающихся определенными видами деятельности, требуется постановка на учет в специализированные государственные органы, помимо внебюджетных государственных фондов и Федеральной службы государственной статистики.

Для завершения создания организации также необходимо издание локальных нормативных актов организации, регулирующих организацию работы юридического лица, внутренний распорядок.

Отдельные аспекты и проблемы государственной регистрации коммерческих организаций

Ранее порядок регистрации юридических лиц опирался главным образом на Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации». Недостатками действовавшего ранее нормативного регулирования были противоречия этих актов друг другу; явная децентрализация закрепленной в них процедуры регистрации юридических лиц, осуществлявшейся в местных администрациях без единой информационной базы данных; огромное количество пробелов правового регулирования, которые позволяли широко распространиться административным барьерам.

Чтобы устранить эти и другие значительные недостатки, решено было значительно изменить институт государственной регистрации юридических лиц, придать ему новый, более систематизированный, облик. Итогом явился Федеральный закон № 129-ФЗ, введение которого в середине 2002 г. является значительным шагом вперед к эффективному регулированию правоотношений в области государственной регистрации юридических лиц. Однако, несмотря на столь привлекательные общие принципы нового законодательства, следует задаться вопросом об эффективности и практичности его конкретных норм.

А.В. Чуряев в своей статье, опубликованной в журнале «Адвокат», 2006, №4, к безусловным достоинствам Закона относит следующие:

принцип «одного окна», сделавший возможным легитимацию юридического лица в значительно упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;

введение в практический оборот единого информационного ресурса — Единого государственного реестра юридических лиц, вобравшего в себя сведения о зарегистрированных на территории Российской Федерации практически всех юридических лицах;

стремление законодателя к унификации и персонификации общих принципов юридической ответственности как регистрирующих органов, так и заявителей.

Эти и многие другие достоинства Федерального закона № 129-ФЗ и ряда других правовых актов позволяют говорить о продвижении отечественной системы права к общемировым стандартам, к эффективному регулированию необходимых общественных отношений.

Но наряду с указанными достоинствами законодательства о государственной регистрации юридических лиц оно содержит и значительное число недостатков, которые состоят:

в фактическом отсутствии нормативно-правового регулирования процессуальных действий регистрирующего органа по принятию решения о государственной регистрации юридического лица, в том числе в отсутствии стадии правовой экспертизы представленных на регистрацию документов;

в недостаточной проработке (неоправданном сужении) законодателем оснований для отказа в регистрации юридического лица;

в неточностях законодательной техники, касающихся главным образом наименований государственных органов и описания отдельных составов правонарушений.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ввел разделение единой процедуры государственной регистрации на общий порядок регистрации юридических лиц и специальный порядок регистрации юридических лиц (регистрация общественных объединений, средств массовой информации, кредитных и религиозных организаций и ряд других юридических лиц). В ст. 10 указанного закона говорится, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Основанием такого деления служат особенности в статусе юридических лиц, отнесенных к разным порядкам регистрации. Если юридические лица, регистрируемые в общем порядке, представляют собой обычные организации, чаще всего создаваемые для извлечения прибыли, то юридические лица, регистрируемые в специальном порядке, создаются для общественно и государственно важных целей.

Проводится различие в органах, принимающих решение о регистрации юридических лиц. Если решение о регистрации юридических лиц в рамках общего порядка принимают органы Федеральной налоговой службы, являющиеся одновременно и регистрирующими органами (т.е. органами, осуществляющими государственную регистрацию), то решение о регистрации юридических лиц в рамках специального порядка принимает специально уполномоченный орган, отличный от регистрирующего органа. К таким специально уполномоченным органам относятся органы Министерства юстиции РФ (регистрация общественных объединений, религиозных организаций, торгово-промышленных палат), Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (регистрация средств массовой информации), Центральный банк РФ (регистрация кредитных организаций).

Различие общего и специального порядков регистрации сводится к различным срокам регистрации. Основываясь на базовом принципе «одного окна», срок регистрации юридических лиц в рамках общего порядка сократился до пяти рабочих дней. А регистрация, например, общественных объединений, религиозных организаций, торгово-промышленных палат, профессиональных союзов, кредитных организаций осуществляется в течение одного месяца с момента представления в уполномоченный орган необходимых документов. Полностью признать эффективность установления подобных сроков вряд ли верно. Можно лишь согласиться с тем, что действительно необходимо с должным вниманием подходить к регистрации юридических лиц, которая проводится в специальном порядке.

По сравнению с действовавшими ранее правовыми актами Федеральный закон № 129-ФЗ существенно снизил сроки государственной регистрации юридических лиц, регистрируемых в обычном порядке. Если до июля 2002 г. государственная регистрация таких юридических лиц осуществлялась в течение одного месяца со дня представления в регистрирующий орган необходимого пакета документов, то с июля 2002 г. этот срок снижен законодателем до пяти рабочих дней. Этим, по мнению специалистов Правительства и ряда ученых, удалось достигнуть значительного уменьшения административных барьеров при проведении государственной регистрации. А.В. Чуряев считает, что устранение административных препон как цель введения сокращенных сроков регистрации достигнута не совсем корректными средствами. Ясно, что снизив срок регистрации почти в шесть раз, сама процедура регистрации должна быть также примерно в шесть раз урезана.

Наиболее полно и четко это можно проследить, проанализировав процессуальные действия регистрирующих органов, результатом которых является принятие либо решения о государственной регистрации юридического лица, либо решения об отказе в такой регистрации. Однако Федеральный закон N 129-ФЗ такой возможности не предоставляет. В нем нет ни одной нормы, которая бы закрепляла правила принятия таких решений. Существующие в его содержании статьи под наименованием «Порядок государственной регистрации» указывают лишь на сроки, место регистрации, правила подачи документов и т.п. Нет подобной информации и среди подзаконных актов Правительства РФ и Федеральной налоговой службы.

Вместе с тем необходимые нам правила (хоть и не в идеальном состоянии) закреплены в отношении принятия решения о регистрации общественных объединений, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, т.е. в отношении регистрации тех юридических лиц, решение о которой принимают органы Министерства юстиции РФ. Согласно Правилам рассмотрения заявлений и принятия Минюстом России и его территориальными органами решения о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий, эти органы, прежде чем принять решение о государственной регистрации общественного объединения, проверяют документы с точки зрения: 1) соответствия Конституции РФ, Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральному закону «Об общественных объединениях», федеральным законам об отдельных видах общественных объединений; 2) наличия полного перечня требуемых по закону документов; 3) соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления документов; 4) достоверности информации, содержащейся в представленных на государственную регистрацию документах; 5) соответствия названия общественного объединения требованиям закона; 6) наличия в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрированного общественного объединения с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность.

Исходя из представленного перечня можно сказать, что органы, принимающие решение о государственной регистрации общественных объединений, осуществляют, во-первых, количественную и, во-вторых, качественную проверку. Если первой соответствует проверка количества представленных на регистрацию документов и наличия в них необходимых сведений (п. 2, 3), то для второй характерна проверка этих сведений на истинность, достоверность, соответствие нормам законодательства (п. 1, 4 — 6).

В целях реализации перечисленных задач орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, вправе: 1) получать для ознакомления у обратившегося за государственной регистрацией общественного объединения подлинные экземпляры документов и иных материалов; 2) получать справки и объяснения от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией общественного объединения; 3) направлять запросы в государственные органы и общественные объединения; 4) получать заключения специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией общественных объединений; 5) совершать иные действия, вытекающие из требований закона.

Закрепление подобных требований и правил также и в законодательстве, регулирующем государственную регистрацию юридических лиц с обычным статусом, не только желательно, но и необходимо. Это позволит четко определить круг прав и обязанностей органов, принимающих решения о государственной регистрации юридических лиц.

На сегодняшний же день процессуальные действия органов Федеральной налоговой службы при принятии решения о регистрации юридического лица можно определить только из оснований отказа в государственной регистрации юридического лица, ибо последние отражают главным образом суть регистрации, т.е. описывают те факты, поиском которых и занимаются регистрирующие органы.

Федеральный закон N 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в регистрации юридического лица называет лишь: 1) непредставление необходимых для государственной регистрации документов (п. 1 ст. 23); 2) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (п. 2 ст. 23); 3) ситуацию, когда юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, является учредителем другого юридического лица (п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 20); 4) ситуацию, когда происходит государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в процессе ликвидации (п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 20).

Как видно из представленного списка, законодатель в качестве оснований для отказа в регистрации юридического лица выделяет лишь количественные критерии, связанные с нарушением правил оформления представленных на регистрацию документов. Качественная же сторона (проверка достоверности представленных сведений) остается за рамками регистрации. Вместе с тем именно она (качественная сторона регистрации) и является осевой (центральной, сущностной) стороной государственной регистрации вообще и государственной регистрации юридических лиц в частности.

Существующий на сегодняшний день список оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц, регистрируемых в обычном порядке, нельзя никак назвать полноценным и тем более эффективным. Законом этот список необоснованно сужен. За его рамками находится масса ситуаций, в которых вполне оправданно и разумно было бы отказать юридическим лицам в государственной регистрации. К этим случаям можно отнести, например, использование в наименовании юридического лица слова «Россия» и производных от него слов, указание в представленных на регистрацию документах недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица, учреждение общества с ограниченной ответственностью другим хозяйственным обществом, состоящим из одного лица, и многие другие ситуации.

Федеральный закон N 129-ФЗ предусматривает лишь один вариант, когда регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, — «в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц» (п. 2 ст. 25). При этом законодатель вменил эти действия не в обязанность, а в правомочия регистрирующему органу. В связи с этим следует присоединиться к вопросу отдельных специалистов, которые не понимают логику нашего законодателя: зачем регистрировать юридическое лицо, вносить данные о нем в Государственный реестр для того, чтобы потом его ликвидировать и исключать из Реестра?

Значительной особенностью нового законодательства о государственной регистрации юридических лиц следует назвать сам принцип «одного окна», согласно которому путем одной подачи документов в регистрирующий орган предприниматель получает: 1) свидетельство о государственной регистрации юридического лица; 2) свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет, 3) документы, свидетельствующие о регистрации юридического лица в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ, органах Фонда социального страхования РФ, органах Фонда обязательного медицинского страхования РФ; 4) документ, свидетельствующий о присвоении юридическому лицу номера в Федеральной службе государственной статистики.

Обязанность по предоставлению всех необходимых сведений из Единого государственного реестра юридических лиц в уполномоченные государственные органы возложена на держателя этого Реестра — органы Федеральной налоговой службы. Порядок такого представления достаточно прост. В пятидневный срок со дня принятия решения о регистрации юридического лица налоговые органы пересылают все сведения в соответствующие государственные органы, где на их основе производятся необходимые процессуальные действия. После принятия этими органами соответствующего решения оно направляется обратно в органы Федеральной налоговой службы, должностные лица которых связываются с заявителем государственной регистрации юридического лица и передают ему необходимые сведения, сделав соответствующие пометки в Государственном реестре.

Постановка же юридического лица на налоговый учет происходит еще проще, а именно путем предоставления сведений из одного отдела органа Федеральной налоговой службы, занимающегося регистрацией юридического лица, в другой, уполномоченный ставить юридические лица на налоговый учет.

Данное нововведение действительно облегчило всю процедуру легализации предпринимательской деятельности и устранило излишние административные проволочки при регистрации предпринимателей в соответствующих государственных органах. Законодательством, на наш взгляд, четко и слаженно отрегулирована вся система движения сведений, начиная от предоставления их из Государственного реестра и заканчивая выдачей необходимых документов заявителю регистрации юридического лица.

Кокорин Д.Ю. (статья «Проблемные стороны реализации Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в газете Налоги, 2006, №4) видит другие проблемные стороны реализации указанного федерального закона.

С момента введения в действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» у юридических лиц существует обязанность в течение трех дней с момента смены лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, предоставлять в регистрирующий орган по месту своей регистрации соответствующие сведения для их внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Данная обязанность вытекает из содержания п. 1 и п.5 ст. 5 названного Федерального закона.

Ситуация со сменой руководителя организации достаточно часто встречается на практике. В связи с этим рассмотрение порядка предоставления информации о таких изменениях для внесения их в ЕГРЮЛ представляется весьма актуальным.

В силу положений п. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения предоставляются в регистрирующий орган по форме N Р14001, утвержденной Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439).

Абзацами 3 и 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что заявление подписывается уполномоченным представителем юридического лица, подпись заявителя подлежит нотариальному удостоверению. При этом заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Учитывая вышеизложенное, в ходе деятельности юридического лица заявителем в случае предоставления сведений об изменении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, должен выступать именно руководитель юридического лица.

Значительное время предприниматели, осуществляющие подачу в регистрирующие органы сведений о смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, сталкивались с неожиданными требованиями: заявителем в данном случае должен выступать прежний руководитель организации. При этом налоговые органы ссылаются на письмо ФНС РФ от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223.

Согласно данному письму налоговые органы ссылаются на п. 4 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», где указано: при несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных для государственной регистрации, сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений. Из этого делается вывод о том, что при смене руководителя юридического лица в регистрирующий орган должно представляться заявление по форме N Р14001, подписанное лицом, сведения о котором содержатся в государственном реестре (прежним руководителем). При этом указано, что, если в регистрирующий орган представлено заявление, подписанное лицом, сведения о котором не содержатся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе вынести решение об отказе по причине непредставления документа.

Исходя из содержания письма ФНС РФ от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223 данные требования вызваны необходимостью «исключения случаев недобросовестности со стороны третьих лиц при смене руководителя постоянно действующего исполнительного органа юридического лица», недопущения случаев «захвата» фирм, а также недопущения функционирования фирм-однодневок, в которых в качестве руководителя указаны подставные лица.

Учитывая тот факт, что в силу требований Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подпись уполномоченного лица на заявлении подлежит нотариальному удостоверению, для заявителя возможны определенные практические проблемы. Нотариус обязан проверить, надлежащее ли лицо обратилось за совершением нотариального действия. Это особо оговорено в последнем абзаце письма ФНС РФ от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223, также в письме МНС РФ от 20 сентября 2004 г. И здесь перед представителями организации возникает дилемма: предоставить нотариусу устаревшие, т.е. уже недостоверные, сведения (старый протокол, выписку из ЕГРЮЛ) либо новые документы. В последнем случае заявитель может получить вполне обоснованный отказ в совершении нотариальных действий: ведь с момента принятия соответствующим органом решения о смене руководителя его полномочия прекратились. В первом случае и заявитель, и нотариус совершают заведомо противоправные действия.

Непоследовательность налоговых органов в определении надлежащего уполномоченного лица отчетливо прослеживается в содержании письма ФНС РФ от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223. В нем, в частности, предусмотрено, что в случаях:

— непредставления заявления о смене руководителя лицом, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ;

— смерти прежнего руководителя;

— признания прежнего руководителя умершим либо отсутствующим — указанные сведения могут быть представлены в регистрирующий орган учредителями юридического лица, вновь назначенным руководителем либо третьими лицами.

Таким образом, по логике налоговых органов у нового руководителя полномочия на подачу соответствующего заявления в ЕГРЮЛ могут возникнуть только в случае нежелания или невозможности подачи такого заявления прежним руководителем. Более того, предусматривается возможность подачи заявления третьими лицами, при этом непонятно, на чем основываются такие полномочия третьих лиц.

До недавнего времени хозяйствующие субъекты во исполнение предписаний ФНС были вынуждены смириться с подобной практикой представления в регистрирующий орган сведений о новом руководителе.

Ситуация изменилась относительно недавно. Решением от 29 мая 2006 г. по делу №2817/06 Высший Арбитражный Суд РФ признал положение письма ФНС от 26 октября 2004 г. N 09-0-10/4223, обязывающее юридические лица предоставлять в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001, подписанное прежним руководителем юридического лица, недействующим как не соответствующее Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В соответствии со ст. 180 АПК РФ данное решение вступило в законную силу 29 мая 2006 г.

В решении ВАС РФ указал, что, исходя из п. 1 ст. 53 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо действует через свои органы, образование и действие которых определяются законом и учредительными документами юридического лица. Законодательство о юридических лицах, в частности п. 2 ст. 49, ст. 62, п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 6 ст. 37, п. 1 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», связывает возникновение прав и обязанностей единоличного исполнительного органа с решением уполномоченного органа управления данного юридического лица, которое оформляется протоколом общего собрания акционеров (участников) или решением единственного акционера (участника).

Суд высшей инстанции указал, что с момента прекращения уполномоченным органом управления юридического лица полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, по смыслу приведенных норм не вправе без доверенности действовать от имени юридического лица, в том числе подписывать заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о новом единоличном исполнительном органе (директоре). Следовательно, направленное юридическим лицом в регистрирующий орган заявление не может быть расценено как ненадлежащее только по причине его неподписания прежним руководителем.

Заключение

Из сказанного выше видно, что существует ряд проблем в правоприменительной практике, обусловленных как недостатками самого Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», так и несовершенством системы органов исполнительной власти в РФ, неправильным толкованием закона должностными лицами этих органов. Ряд проблем решается путем обращения в судебные органы с заявлениями. Однако даже после принятия решений судебными органами правоприменительная практика исполнительных органов не всегда следует выводам этих решений, и в каждом конкретном случае заявители обращаются в суд с аналогичными заявлениями.

Кроме того, у специалистов существует различное мнение относительно отдельных положений закона: является ли то ли иное положение достоинством или недостатком нового порядка государственной регистрации. Например, одни считают, что упрощение порядка государственной регистрации является достоинством закона, другие, как было приведено выше мнение Чуряева А.В., считают это недостатком, а также считают необходимым усложнение процедуры регистрации с точки зрения достоверности предоставляемых сведений, поскольку недостоверность сведений, поданных при государственной регистрации, в будущем может привести к нарушению прав других участников хозяйственного оборота.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.07.2008).

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008).

4. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.07.2008).

5. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 01.12.2007).

6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.04.2008).

7. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006).

8. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 01.12.2007).

9. Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 18.12.2006).

10. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 08.04.2008).

11. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 06.12.2007).

12. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 29.11.2007).

13. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 15.07.2008).

14. Постановление Правительства РФ «О едином государственном реестре юридических лиц» от 19 июня 2002 г. N 438 (ред. от 27.07.2007).

15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» от 19.06.2002 № 439 (ред. от 27.07.2007).

16. Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).

17 . Решение Верховного Суда РФ от 01.08.2006 N ГКПИ06-735 «О признании частично недействующим абзаца первого пункта 3 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439».

18. Кокорин Д.Ю. Проблемные стороны реализации Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Налоги (газета), 2006, №4.

19. Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц в России: отдельные аспекты // Адвокат, 2006, № 4.

PAGE

PAGE 30