Тема «Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного

ГОУ ВПО МО «Академия социального управления»

Кафедра общего менеджмента

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Формирование имиджа конкурентоспособного образовательного учреждения»

Руководитель работы:

 Корнетов Григорий Борисович, доктор педагогических наук, профессор_______________ «___»____2012 г.

Выполнена слушателем 4 группы

профессиональной переподготовки

Терентьева Анжела Николаевна

________________ 29.04.2012 г.

Консультант:

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Работа допущена к защите:

Зав. Кафедрой __________________

_______________________________

__________ «____»______2012 г.

Работа защищена

«____» ________ 2012 г.

Оценка

«________________»

Председатель ГАК ______________

2012 год

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………… 4

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc323848836» 1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения PAGEREF _Toc323848836 \h 14

HYPERLINK \l «_Toc323848837» 1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения PAGEREF _Toc323848837 \h 19

HYPERLINK \l «_Toc323848838» 1.3. Особенности формирования и критерии оценки имиджа образовательного учреждения PAGEREF _Toc323848838 \h 28

HYPERLINK \l «_Toc323848839» Выводы PAGEREF _Toc323848839 \h 31

HYPERLINK \l «_Toc323848840» 2.1. Общая характеристика школы PAGEREF _Toc323848840 \h 34

HYPERLINK \l «_Toc323848841» 2.1. Анализ существующего имиджа школы PAGEREF _Toc323848841 \h 37

HYPERLINK \l «_Toc323848842» Выводы PAGEREF _Toc323848842 \h 42

HYPERLINK \l «_Toc323848843» Глава 3. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа PAGEREF _Toc323848843 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc323848844» 3.1. Способы привлечения учащихся в школу PAGEREF _Toc323848844 \h 43

HYPERLINK \l «_Toc323848845» 3.2. Практические рекомендации по развитию имиджа школы PAGEREF _Toc323848845 \h 46

HYPERLINK \l «_Toc323848846» Выводы. PAGEREF _Toc323848846 \h 51

HYPERLINK \l «_Toc195288391» Заключение52

HYPERLINK \l «_Toc195288392» Литература57

HYPERLINK \l «_Toc195288393» Приложения

Введение

Актуальность темы:

С каждым годом в образовании возрастает конкуренция между учреждениями, расположенными в одном микрорайоне, в одном городе или районе. Как показывает опыт реструктуризации образовательных учреждений в сельской местности, и здесь встречаются элементы конкурентной борьбы между школами за учеников.

Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано.

Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательном учреждении, наличию системы дополнительного образования, разнообразию досуга детей, желанию ребенка учиться именно в этой школе, классе и т.д.

Из каких источников получают родители и общественность информацию о своей школе? Пока ребенок учится, его рассказы — основной источник положительной или отрицательной информации.

К сожалению, чаще всего, отрицательной. Большинство детей на вопрос: «Как у вас в школе?», отвечают – «Нормально» или подробно рассказывают о неприятных моментах: кому-то несправедливо поставили оценку, с кем-то учитель вступил в открытый конфликт и прочее.

Естественно у родителей складывается отрицательный образ школы, в котором обижают детей несправедливые учителя. Особую роль в создании негативного мнения о школе стали играть средства массовой информации, которые с удовольствием во всех мыслимых и немыслимых подробностях готовы освещать любую спорную ситуацию, особенно если она носит негативную окраску.

К сожалению, стало «доброй» традицией в преддверии праздника «День учителя» показывать передачи, рассказывающие о несправедливых, по отношению к детям, поступках учителей.

Противопоставление родителей, детей и педагогов школы, прежде всего, влияет не на численность учащихся, а на характер и особенности решения проблем возникающих в образовательном учреждении.

Мы прекрасно понимаем, что важно не только привлечь потребителей (родителей и учащихся), а создать условия, в которых каждый из участников образовательного процесса стремился к достижению общей цели – повышения качества образования, создания комфортной воспитывающей среды, становлению ответственного гражданина своей страны.

Одним из механизмов привлечения внимания родителей и общественности к делам школы выступает процесс создания положительного имиджа.

Имидж образовательного учреждения – это образ организации созданный в результате целенаправленного непрерывного процесса формирования, согласования и интегрирования представлений педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума.

В понятие имиджа включают культуру взаимоотношений между людьми, манеру работы с партнерами и клиентами, дизайн оформления помещений и даже одежду сотрудников.

Можно выделить следующие компоненты, определяющие имидж (образ) образовательного учреждения: образ выпускника школы; образ жизнедеятельности школы, построения в ней деятельности, общения и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса; представление о месте и роли отдельных индивидов и групп в жизни учебного заведения; представление о взаимодействии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой.

Создание положительного имиджа и высокой репутации школы является сложным и длительным процессом. Среди основных причин, влияющих на готовность образовательного учреждения тратить временные, людские и финансовые ресурсы на формирование имиджа – потребности в выделении в массе подобных учреждений, завоевании определенной известности, приобретении репутации и высокого статуса, обеспечении привлекательности для потребителей, а, следовательно, создании условий для привлечения финансовых средств для развития учреждения.

Основным преимуществом имиджа является его направленность на создание образа (изображения), призванного оказывать эмоционально-психологическое воздействие на всех участников образования (педагогов, родителей, детей, общественность) своим устойчивым представлением об объекте в целях его упорядочения.

Таким образом, созданное представление о школе как об успешном, престижном, комфортном и т.п. учреждении будет оказывать влияние, и на внешнею среду школы, и на внутреннюю.

В формировании имиджа возможны два подхода: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей (на практике мы наблюдаем сочетание этих подходов).

Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Проведение маркетингового исследования с целью определения приоритетных направлений учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление плана деятельности.

5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов деятельности.

При проведении маркетингового исследования необходимо помнить, что имидж одной и той же школы может быть различным для разных групп общественности, поскольку желаемое поведение отдельных групп общественности в отношении школы может различаться. Например, для жителей района важна социальная позиция школы. Для родителей высокий процент поступления в вузы.

Для партнеров (других образовательных учреждений) важная конкурентная позиция организации — склонность к агрессивному отстаиванию своего статуса или к установлению сотрудничества.

Естественно, формирование имиджа образовательного учреждения опирающегося только на мнение потребителей, без учета ресурсов учреждения, возможно только в теории. На практике мы должны проанализировать возможности, слабые и сильные стороны образовательного учреждения.

Не секрет, что родители, выбирающие школу для своего ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слухи порождаются мнениями и оценками других людей. Причем, всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.

В-четвертых, огромную роль в выборе профессии играют электронные средства массовой информации, которые в современной России выполняют исключительно функции идеологической машины. Все это, безусловно, влияет на выбор профессии молодыми людьми. Таким образом, актуальность выбранной темы является очевидной.

Однако, складывающаяся ситуация не является критической. Безусловно, преодолеть кризисные явления можно путем формирования положительного имиджа образовательных учреждений. Имидж образовательных учреждений мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.

Идея о связи имиджа образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации деятельности.

Объект исследования: имидж образовательного учреждения.

Предмет исследования: механизм формирования и способы построения положительного имиджа образовательного учреждения.

Цель исследования: заключается в проведении анализа имиджа и выработке практических рекомендаций по его дальнейшему укреплению.

Задачи исследования:

— рассмотрение понятия имиджа образовательного учреждения;

— изучение механизма формирования и способов построения имиджа образовательного учреждения;

— анализ существующего имиджа предмета исследования;

-разработка практических рекомендаций по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа.

Гипотеза исследования: формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Степень изученности проблемы: Устойчивый позитивный имидж образовательных учреждений можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта ОУ и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.

Изучение вопроса формирования имиджа образовательного учреждения.

С каждым годом внимание к теме имиджа растет, о чем свидетельствует количество публикаций и диссертационных исследований. Тем не менее, проблема создания имиджа образовательных учреждений остается недостаточно изученной. Единой работы, в которой был бы обобщен опыт изучения имиджа образовательного учреждения, пока нет.

Имидж организации или корпоративный имидж изучают: экономисты, маркетологи, менеджеры, психологи, специалисты по связям с общественностью, рекламисты, дизайнеры и пр. Например, маркетологи и экономисты, относят имидж к нематериальным активам организации. Выведены даже формулы, благодаря которым можно оценить вклад деловой репутации (имеющей прямое отношение к имиджу фирмы) в рыночную стоимость организации.

Первые публикации по имиджу ОУ появились в середине 1990-х годов. Но вплотную занялись разработкой всевозможных аспектов формирования имиджа сравнительно недавно, только с начала 2000-х гг.

Большая часть работ по интересующей нас теме была издана в специализированном периодическом журнале «PR в образовании».

В публикациях рассмотрены разные виды имиджа, в зависимости от уровня и типа образовательного учреждения.

В основном авторы, изучающие имидж ОУ, ссылаются на исследования Е.В. Гришуниной (1995), Пискуновой Т.Н. (1998), Е.Б. Карпова (2002), Нестерчук О.Я., Петровой Е.А. и Пискунова М.С.

По теме имиджа образовательных учреждений (далее ОУ) с 1998 года по настоящее время, были защищены около 22 диссертаций. Среди них: 8 диссертаций по педагогике, 7 диссертаций по психологии, 5 диссертаций по экономике, по одной диссертации по социологии и по филологии.

Спектр вопросов, которые интересовали диссертантов:

С точки зрения педагогической науки: имидж руководителя образовательного учреждения, имидж педагога .

С точки зрения психологии: имидж руководителя ОУ, педагога (начальной, средней и старшей школы), а также условия и факторы формирования позитивного имиджа ОУ.

С точки зрения экономики: формирования и оценки брэнда ОУ как одного из факторов конкурентного преимущества, связанного с имиджем; маркетинговая политика школы; связь имиджа с конкурентоспособностью ОУ.

С точки зрения социологии: имидж педагога и его трансформация в современной России.

Непосредственно вопрос формирования имиджа ОУ был изучен специалистом психологии (Пискунова Т.Н «Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения») В остальных работах рассматриваются отдельные элементы имиджа ОУ (имидж руководителя ОУ, имидж преподавателя, бренд и пр.)

В диссертации данного автора ключевым понятием является имидж ОУ. Пискунова Т.Н. рассматривает имидж общеобразовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социального окружения общеобразовательного учреждения».1 (Это определение является самым часто цитируемым). По данным исследований Пискунова М.С., ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

для учащихся начальной школы и их родителей — образ классного руководителя;

для старшеклассников — образ учителя-предметника и образ директора;

для родителей с высшим образованием — представление о качестве образования и стиле работы школы;

для родителей детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной среды.2

В 2002 году в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» была опубликована статья начальника отдела маркетинга РГПУ имени А.И. Герцена, кандидата психологических наук Даниленко Л.В., «Менеджмент имиджа образовательного учреждения»3, в которой автор определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума».

Если обратиться к мнению Меньшиковой В.В. и Утлика Э.П. о том, что является важным для формирования позитивного имиджа ОУ, то видим,что «важны такие социальные представления людей, как представления о финансовом положении организации («стабильная», «процветающая» и т.д.); об истории организации, ее традициях, репутации («существует долгое время», «с ней имеют дело солидные фирмы» и пр.); о личности руководителя («во главе стоит солидный и порядочный человек» и т.д.); об особенностях «паблисити» — рекламной известности («хорошие отзывы» и пр.); об отношении к персоналу («персонал спокоен за свое будущее», «много свободы при высокой ответственности» т.д.); о социальной ответственности перед обществом — качество работы, род деятельности, направленность на потребителя, забота о нем («обязательная», «выпускает добротную и нужную продукцию» и др.); об управлении организацией («с честью выходит из сложных ситуаций», «прогрессивное научно обоснованное управление» и т.д.); о фирменном стиле («солидный офис», «красивая эмблема» и пр.); об этичности деятельности и отношений («честная» и пр.).3

Публикации 2003 года:

Александрова Е.А., автор статьи «Школа с изюминкой», не исключает, что имидж образовательного учреждения, в данном случае — школы, создается при участии «сарафанного радио», т.е. родители будущих учеников расспрашивают всех знакомых, соседок, попутчиков о школах города и, на основании их мнения, составляют собственное. 4

Публикации 2004 года:

Лернер П.С. «Имидж средней школы: восприятие, ожидание», сравнивает представление учеников о своей школе в процессе обучения и после поступления в вуз. 5 Конкретного определения имиджа ОУ автор не предлагает.

Публикации 2005 года:

Лазаренко И.Р. в статье «Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество» на основе проведенного исследования приходит к выводу о том, что ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

для учащихся начальной школы и их родителей — образ классного руководителя;

для старшеклассников — образ учителя-предметника, образ директора;

для родителей с высшим образованием — представление о качестве образования, стиле работы школы;

для родителей детей с ослабленным здоровьем — комфортность школьной среды6(та же схема есть в работе Пискунова М.С.).

Публикации последних лет:

Щербаков А.В. в работе «Имидж образовательного учреждения» рассматривает два подхода формирования имиджа ОУ: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей (на практике мы наблюдаем сочетание этих подходов).

Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Проведение маркетингового исследования с целью определения приоритетных направлений учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление плана деятельности.

5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов деятельности. 7

А также автор предлагает использовать SWOT-анализ при оценке имиджа и дает небольшие рекомендации в виде «памятки» — «для творческих групп, заинтересованных в улучшении имиджа ОУ, формированию его структурных компонентов».

Большое количество научных и научно-публицистических работ еще не говорит о том, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее наоборот, тема имиджа образовательных учреждений, на мой взгляд, находится на начальном этапе изучения.

Даже определений имиджа образовательных учреждений не так много, чтобы провести анализ и классификацию. «Из статьи в статью переходит одно и тоже определение, которое, в зависимости от уровня образовательного учреждения, описываемого в работе, просто немного видоизменяется»8

По мнению ведущих экспертов, по теме имиджа образовательных учреждений проводится очень мало социологических и маркетинговых исследований, которые помогали бы создавать эмпирическую базу.

Очень мало работ, в которых рассматриваются возможности PR-технологий в процессе создания имиджа ОУ, концепции фирменного стиля, даются рекомендации по поддержанию положительного образа образовательной организации; рассматриваются вопросы, связанные с деловой репутацией, брендом и пр.

А о том, насколько эта тема становится актуальной и практически необходимой в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне.

Проведённый анализ отечественных исследований всё же позволяет говорить о том, что результаты исследования вносят вклад в изучение проблем формирования и укрепления имиджа образовательного учреждения.

Практическая значимость: представленная информация в дипломной работе может быть интересна, прежде всего, непосредственно администраторам а, а также педагогам, интересующимся формированием своего положительного образа как в глазах профессионального окружения, так и в мнении своих учеников.

Методической и теоретической основой данной работы являются работы российских и зарубежных авторов по теории имиджа.

Методы работы: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.

Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения

1.1. Понятие имиджа образовательного учреждения

В условиях рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения. Конкурентоспособное образовательное учреждение – это учреждение, которое обеспечивает устойчивый уровень качества образовательных услуг. Когда образовательное учреждение, предлагает образовательные услуги и обеспечивает устойчивый уровень их качества, то оно начинает работать над созданием собственного имиджа.

Идея о связи имиджа организации с ее конкурентоспособностью не является новой. Научные исследования свидетельствуют, что главной функцией имиджа является формирование положительного отношения к кому-либо или чему-либо. Если положительное отношение сформировано, то за ним, как результат влияния социальных связей, обязательно последуют доверие и, в свою очередь, – высокие оценки и уверенный выбор. Такова психологическая цепочка, порождаемая положительным отношением. К тому же положительный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а следовательно, авторитета и влияния. Позитивный имидж является также важным фактором высокого рейтинга, что очень важно в насыщенной разнообразной информации публичной деятельности.

Следует отметить, что положительный имидж формируется только на основе устойчивой качественной образовательной услуги. Определение качественного в образовательной системе является проблемой, требующей привлечения системы экспертных оценок данных. Однако, прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения и особенностей его формирования, необходимо уточнить смысл понятия «имидж».

Современный словарь трактует понятие «имидж» как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п[].

Обратим ваше внимание на несколько ключевых слов: «целенаправленно» — т.е., имидж – это то, что можно планировать и создавать; «эмоционально-психологическое воздействие» — т.е., он «работает» с чувствами, а не только с логикой; «воздействие на кого-либо» — т.е., необходимо увидеть тех субъектов, ради которых вся эта работа и затевается.

Под имиджем образовательного учреждения мы понимаем сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду.

Можно встретить и такое определение: имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума — такое определение дается в статье М.С.Пискунова, подробно характеризующего структуру и механизмы формирования имиджа образовательного учреждения[].

Автор-составитель книги «Имиджелогия» В.М. Шепель[] к основным характеристикам имиджа образовательного учреждения относит, в первую очередь, образ руководителя (его способности, установки, ценности социально-психологические характеристики, внешний вид), затем образ персонала образовательного учреждения (социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики и т.д.), кроме этого, уделяется внимание представлению социального окружения о качестве образования, стиле школы, уровне комфортности школьной среды, цене образовательных услуг и внешней атрибутике.

Как утверждается в статье И.Р. Лазаренко[], проблема представления образовательного учреждения как открытой социально-педагогической системы (создание имиджа) существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется особенно отчетливо. Связано это как с процессами становления и развития различных типов и видов образовательных учреждений, с сокращением численности учащихся, так и с отсутствием понимания целей, содержания, педагогических инноваций со стороны родителей.

В маркетинговой литературе для характеристики имиджа используются разные определения — желаемый, реальный, традиционный, благоприятный, позитивный, идеализированный, новый (обновленный). Наиболее часто встречающиеся из них — желаемый имидж, благоприятный имидж. Упомянутые названия следует причислять не к разряду отдельных видов имиджа, а рассматривать как характеристики имиджа, грани одной призмы, новое качество объекта. Перечисленные характеристики имиджа не исключают друг друга, не противоречат и не отрицают друг друга, при этом имидж может переходить из одного качества в другое. Так желаемый имидж при определенных усилиях со стороны заинтересованной в нем организации может стать реальным, а традиционный имидж перейти в новое качество или получить обновленное лицо.

Говоря об имидже, необходимо иметь ввиду, что у него всегда есть две стороны — одну определяет отношение к нему внешних аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, и другая — данный имидж в представлении самого носителя имиджа, а именно учебного заведения. Из сказанного логично следует два вывода. Первый вывод, если мнения сторон совпадают — эффект (общественный и коммерческий) получается положительным, если существует диссонанс между мнениями желаемый результат не достигается. Вывод второй, профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении аудитории, которой данный имидж адресован.

С понятием имиджа тесно связана и репутация образовательного учреждения, которая складывается из нескольких составляющих и которая удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации, на мой взгляд, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Будет ли кто-нибудь спорить с тем, что качество имиджа – это не только психологический аванс, но и вполне внятные материальные инвестиции, которые школа может (не)получить в перспективе? Видимо, нет.

Можно выделить постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательного учреждения.

К числу постоянных имиджа относятся:

— четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательного учреждения;

— оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;

— педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;

— сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, личности яркой, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;

-эффективная организационная культура образовательного учреждения, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;

— качество образовательных услуг;

— наличие и функционирование детских общественных организаций;

— связи образовательного учреждения с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;

— уклад образовательного учреждения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;

— забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса (тем или иным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям и пр.);

— наличие яркой внешней символики.

К числу переменных имиджа можно отнести:

— содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;

— виды образовательных услуг;

— материальную базу образовательного учреждения.

Следовательно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения необходимо первостепенное значение придавать, прежде всего, неизменным и постоянным компонентам. На наш взгляд, с позиции управления образовательным учреждением выявленные составляющие условно можно сгруппировать в следующие блоки:

— комфортность среды образовательного учреждения (оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.);

— качество образовательных услуг (вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения; связи школы с различными социальными институтами и т.д.);

— позитивно воспринимаемый стиль образовательного учреждения (эффективная организационная культура школы; наличие и функционирование детских общественных организаций и т.д.);

— позитивный образ руководителя и персонала образовательного учреждения (педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников);

— яркая внешняя атрибутика (наличие внешней символики, ритуалов и пр.).

Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдален во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.

1.2. Механизмы формирования и способы построения имиджа образовательного учреждения

Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

Так, в статье Е.И.Зуевой выделяются следующие основные этапы формирования имиджа[]:

-анализ внешней среды; выделение целевой группы, к которой будет обращен имидж;

-анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.);

-мотивация участников проекта;

-ролевое распределение;

-выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный, имидж на рынке труда и т.д.;

-определение принципов формирования имиджа;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст