Тема «Быт горнозаводского населения Урала»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МОУО г. Ирбит

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ирбитская средняя общеобразовательная школа № 9»

Тема: «Быт горнозаводского населения Урала»

Автор: Крамаренко Юлия Михайловна

ученица 10 «б» класса МОУ СОШ № 9

г. Ирбит, ул. Мальгина, 27

т.(34355) 38356

Домашний адрес:

623850 г. Ирбит

ул. Азеева, 25 -3

Руководитель: Голубчикова Марина Владимировна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 9

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Убранство дома горнозаводского населения

Одежда

Праздники, традиции, обычаи

Мастерская

Заключение

Сноски

Список литературы

Приложение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители В.В. Блажес, М.А.

Литовская. – Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. ун-та, 2007

Батан М.А. Творчество П.П. Бажова. Свердловское книжное издательство, 1953.

Герштейн. Л. Ирбит и его окрестности. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, 1995.

Голикова С.В. «Люди при заводах»: обыденная культура горнозаводского населения Урала XVIII – начала XXвека.- Екатеринбург, 2006 г.

История Урала с древнейших времен до 1861 г. – М.: Наука, 1898 г.

Рассказы об уральской истории. – Свердловск: Сред.-Урал. Кн.изд-во, 1990 г.

Хоринская Е.Е. Наш Бажов: Повесть. – Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство, 1989.

Шигина А.Н. Человек построил дом. Стал человек в доме жить. — Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Центр «Учебная книга», 2005г.

ВВЕДЕНИЕ

В XVIII веке началось активное промышленное освоение Урала.

Заводы творили вокруг себя собственный, особый, «новый» мир. Творцом его стало горнозаводского население.

Горщики, рудобои, рудознатцы, медеплавильщики, чеканщики, камнерезы — все, кто неразрывно связан своим трудом с природой Урала, искали объяснений происхождению «земляных богатств» и создавали легенды. Легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, они завещали помнить о неисчерпаемых сокровищах уральской земли.

Семья Бажовых — это несколько поколений горнозаводских мастеров, людей «огненного труда». Дед и прадед писателя были крепостными рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на барских заводах. Мать писателя была искусной кружевницей. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого.

Из года в год летом колесил он по родным местам, и в Уральском краю едва ли найдется уголок, где бы ни побывал этот добытчик устного речевого золота и искатель самородных сказаний. Везде-то он с интересными людьми знался, про жизнь слушал и во все вникал. День и ночь работал сказочник. И на белых листах распускались неувядаемые каменные цветы, оживали добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и веселые козлики. Сам же писатель говорил: «Хотелось бы, чтобы эта запись по памяти хоть в слабой степени отразила ту непосредственность и удивительную силу, которыми были полны сказы, слышанные у караулки на Думной горе».

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах — жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Цель: исследовать (изучить) культуру и быт горнозаводского населения на Урале в конце XVIII – в первой половине XIX веков.

Предмет исследования: культура и быт горнозаводского населения на Урале в конце XVIII – в первой половине XIX веков

Методы исследования: 1. Опросы, анализ архивных документов

2. Анализ литературы по теме проекта

3. Компьютерные технологии

Этапы работы: I. Подготовительный

1. Погружение в проблему

2. Изучение сказов П.П. Бажова

II. Сбор материалов

1. Анализ источников по особенностям истории Урала

2. Посещение архива, историко-этнографического музея

III. Заключительный

Оформление работы

Подведение итогов

Проведение экскурсий в школьном музее

1.УБРАНСТВО ДОМА ГОРНОЗАВОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Русские принесли с собой на Урал традиционные типы сельских и городских поселений, аналоги которым можно найти и на севере, и в средней полосе, и на юге европейской части России. Однако зарождение здесь в XVIII веке крупной горнозаводской промышленности привело к появлению качественного нового типа поселения – заводского. Расположение заводских селений определялось особенностями размещения производства, для которого в качестве исходной основы были необходимы сырьё (руда) и топливо (лес).

Дома мастеровых почти все имели одинаковую форму и не многим отличались от обыкновенных крестьянских изб.

Среди зажиточного населения распространялись одноэтажные дома – пятистенки на пять, реже на шесть окон, да ещё с боковым пристроем.

Изба делилась на части: помещения для хозяев — «обыденную», помещение для стряпки – придел и чистую горницу, часто можно было увидеть пристрой – мастерскую или «малуху».

И по своему интерьеру жилище заводских рабочих во многом напоминало убранство крестьянкой избы: пол в избе был тесовым, строганным из соснового или кедрового леса. Полы покрывались половиками «местной работы» с красивой расцветкой.

Потолок тоже тесовым. Стены были тёсаны, у некоторых строганы. На окнах имелись шторы-завесы, сделанные из белого коленкору или цветного ситцу.

В углу передней части избы находился стол, вокруг которого с двух сторон располагались лавки. Столы самодельной работы покрывались домоткаными набивными скатертями. Здесь же была божница с обязательной иконой святого Николая – Чудотворца.

Тут же в «обыденной» находилась горка из 4 – 5 сундуков, тагильского или невьянского производства, в которых хранилась одежда семьи.

Другая мебель (самодельные стулья, диваны), как правило, находилась в «чистом» помещении – горнице. Горница использовалась главным образом для приёма гостей, а вся семья в силу традиции продолжала ютиться в жилой избе.

Подобное явление в Полевском заводе довелось наблюдать в детстве П.П. Бажову: «Дом был довольно просторный, с горницей, через сени. Горницей однако не пользовались. Там даже печь не топили, чтоб ненароком не заглохло имущество. С едой туда тоже нельзя было входить, — ещё мышей приманишь. В горнице стояли три кровати в полном уборе, но никто на них не спал, шкафы с посудой, которой никто не пользовался. Всё это было своим родом выставкой, показом, что «живём не хуже добрых людей»

Вся мебель была деревянная, крашенная в коричневый или чёрный цвет масляной краской. «Венские стулья», трюмо, кровати, этажерки, комоды – считались роскошью. Дешёвые стенные часы были признаком довольства в доме. В кути или середе избы находился шкаф с посудой, иначе называемый – залавок.

Большое пространство избы было занято русской печью. Она могла занимать до четверти избы. Сбитая из глины или кирпича и в обязательном порядке снабжена кирпичной трубой.

Рано в заводском обиходе появились вилки, «кострули» и вообще масса предметов домашнего обихода из различных металлов: железа, меди.

Это и клюка, ухваты, сковороды, поварёшки, водоносные вёдра, рукомойники и утюги, подсвечники.

Деревянную утварь, как и металлическую раскрашивали, расписывали и лакировали. Роспись наносили на прялки, ткацкие станы, кадушки. Расписывались коромысла, туеса, вёдра, тазы, подсвечники. «Домовые росписи» начинали с украшения печи, двери, окна.

«Чистота и опрятность» внутри домов поддерживалась «рачительно».

Пол и лавки в избе каждую субботу мыли с песком, а к святой «Пасхе» всю избу и скоблили ножами.

Освещение в горнозаводских посёлках, по свидетельству очевидцев, в середине XIX века состояло большей частью из сальных свечей, но так как они слишком дороги, то большая часть жителей использовала лучину. Самодельные сальные свечи жгли только по большим праздникам. Затем постепенно в обиход начали входить керосиновые лампы.

2. ОДЕЖДА

Особое внимание хотелось бы уделить одежде горнозаводского рабочего.

Одежда простонародья не претерпела заметных изменений. В семьях крестьян, мастеровых, частично – посадских одежду не только шили сами, но зачастую и ткали для нее ткань из конопляного и льняного волокна, шерсти.

К середине XIX века ношение сарафанов превратилось в удел «простых» женщин. Самой модной одеждой считалось в то время «парочка» — юбки и кофты (или шугайчика). Позднее в качестве одежды девушек и молодых женщин появились платья из шёлковых материй, ситцев, полуситцев, коленкоров, реже холста.

Мужчины носили рубахи и штаны. Мужские рубахи в XVIII – в начале XIX века могли быть из белого холста или синими. Ближе к середине XIX века в моду вошли красные «кумашные» рубахи. Не смотря на распространения фабричных материй, даже молодёжь продолжала носить домотканые рубашки. Лучшие праздничные рубахи делали из красного французского ситца, с косым воротником, застёгнутым на большие перламутровые пуговицы, «которые для красы у некоторых нашиваются по косине в 2 ряда».

Разделение на рабочую и праздничную одежду приобрело в горнозаводской среде особую значимость. Праздничная одежда женщин и мужчин отличалась не только более дорогими тканями, но и яркой расцветкой. Из головных уборов у мужчин популярностью пользовались шерстяные и войлочные шляп с высокими тульями и круглыми полями и шапки на меху. В сильные морозы использовали шапки-ушанки, треухи и малахаи из овчины. Замужние женщины надевали на головы повойники, корошнеки, чепцы, шамшуры, а девушки – ленты и различные повязки из парчовых, атласных и позументных тканей. Неизменной деталью женского и мужского туалета были богато украшено пояса из разнообразных тканей, у мужчин были и особые пояса – кушаки, носимые на верхней одежде. Основной обувью крестьян оставались лапти из лыка или бересты, но широкое распространение имела и кожная обувь – башмаки, сапоги, чоботы.

Длительное пребывание на «огненном» производстве или в местах добычи ископаемых повлекло за собой появление рабочего костюма. «Придёт человек в синей рубахе, часа через 3 рубаха белая, а на ощупь хрустит – сними, поставь на пол, стоять будет. Это от соли, солёного поту».

Особенностью рабочей одежды стало появление фартука, причём не только на «огненном» производстве. В горняцком быту «фартук с нагрудником служил для того, чтобы не сыпалась с голенища земля, чтобы вытираться им взамен с полотенцем». Различались «рабочие» передники, сделанные из мешка и «щегольские» из хорошего белого холста.

3.ПРАДНИКИ, ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ

Праздники играли важную роль в сближении народов, поскольку в них могли участвовать люди разных национальностей. Запретов на участие в них по этническому признаку на Урале не существовало. Праздничный эмоциональный настрой способствовал установлению взаимопонимания, дружеских взаимоотношений и, в конечном счете, культурному взаимообогащению.

Горнозаводское селение сохраняло уважительное отношение к праздникам. На протяжении XVIII – XIX веков одновременно действовало несколько традиций проведения праздника: церковная, народная, официальная государственная, городская. Понятие «праздник» включало в себя воскресенье, Пасха, Святки, Масленица, брачины, семейные торжества, гуляния – сборища. Новые виды развлечений досуга, игры, одежды и пищи появлялись в «праздное» время. Слова в роде «мерси» и танец «кадриль» проникли здесь во все дома заводских жителей: редкая девочка и молодой парень не знают этих слов и танца.

Массовыми гуляньями с обильным угощением отмечались все крупные календарные и храмовые праздники. Молодежные забавы проходили отдельно от развлечений взрослых. К общим потехам относились кулачные бои, ряженье, народный театр на святочных игрищах, рассказывание сказок зимними будними вечерами.

4. МАСТЕРСКАЯ

Получив «вольную» ( HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/6862.html» после HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/6952.html» HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/6912.html» реформы 1861 года), многие гранильщики HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/3133.html» стали трудиться на дому. Приобретали нехитрый инструмент.

Кайло — это достаточно древний инструмент (до сих пор применяется геологами.) Оно состоит из рукоятки и ударной части, предназначен для раскалывания какой-либо горной породы, камней.

Наковальня — твёрдая опора, на которой ковалось изделие. Она ставилась на толстый чурбан, врытый в землю. Чаще её можно было встретить в кузнице, а также на них работали ювелиры. (Тогда у наковальни был чуть меньший размер). При ювелирных работах было необходимо зажимное приспособление для удержания, обрабатываемого предмета. Таким приспособлением являются металлические тисы. (В XVII — XVIII веках можно было встретить деревянные тисы). Также обрабатывали камень при помощи точильного бруса. Молоток, долото, напильники – были основными инструментами мастера.

В одном доме семья делала брелки, в другом — HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/6727.html» HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/6668.html» пасхальные HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/6727.html» яйца, а в третьем — пепельницы, в HYPERLINK «http://russia.rin.ru/guides/10097.html» четвертом — спичечницы в виде башмака — всего не перечесть. И что самое интересное — кустари стали использовать поделочные камни для украшений: изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, сережках, запонках. Есть сведения, что эти изделия продавались на ярмарке в Ирбите.

Нередко обработка камня становилась фамильным делом, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение

До конца XVIII — начала XIX веков обработка камня велась вручную.

Твёрдый камень сортировали по величине кусков, окраскам, рисункам. Обивали, затем распиливали на части пилой, шлифовали, придавали форму, делали оправу, полировали.

Уральские камнерезы уже тогда понимали, что каждый цветной камень сам по себе является произведением искусства, созданным природой. Он уникален, и нужно только внимательно всмотреться, уловить, понять художественный замысел природы, помочь выявить его. С давних пор и по сей день славятся своим мастерством уральские умельцы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом учебном году в нашей школе проходил фестиваль «П.П. Бажов – уральский сказитель». В формате этого фестиваля прошло много интересных мероприятий. Музейный актив тоже включился в проведение школьного Бажовского фестиваля. В итоге исследовательской работы во время фестиваля была открыта экспозиция в школьном музее «Быт горнозаводского населения Урала». Экскурсоводом, которой я и являлась.

Нашу экспозицию посетило уже более 200 человек. Это учащиеся нашей школы и их родители, гости окружного и областного семинаров, которые проходили на базе нашей школы, учащиеся других школ, городской Совет ветеранов. Но экспозиция продолжает действовать, и мы надеемся, что к нам ещё придут желающие.

То, что экскурсия интересна и полезна, говорят добрые отзывы в нашей книге.

В ходе исследовательской работы я научилась через рассказ заинтересовать и ознакомить слушателей с жизнью горнозаводского населения Урала.

В дальнейшем планирую продолжить начатую мною работу в данном направлении, так как она способствует положительным результатам и имеет большое значение для духовно нравственного развития:

даёт возможность каждому, и взрослому и ребенку, ознакомиться с бытом горнозаводского населения Урала;

приобщать к культуре и традициям народа, воспитывать лучшие качества присущие народу: доброту, взаимовыручку, трудолюбие и сочувствие.

Я буду продолжать заниматься этой темой, и надеюсь, что все мои старания и умения пригодятся в дальнейшем.