Тема №1

Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета

Тема № 1. Электрооборудование самолета

Вопросы:

Назначение и общая характеристика электрооборудования.Источники электроэнергии на самолете.Технические данные, конструкция и принцип действия генератора и преобразователя.Аккумулятор, его технические данные, конструкция и принцип действия, правила зарядки и проверки.Регулирующие устройства, их назначение и принцип действия.Потребители электроэнергии на самолете и их характеристика.Правила проверки источников электроэнергии перед полетом.

Тема № 2. Приборы контроля за работой двигателя, отдельных систем и агрегатов

Вопросы:

Назначение, комплект, принцип действия и работа электрического трехстрелочного индикатора, тахометра, термоэлектрического термометра цилиндров, мановакуумметра, термометра, измеряющего температуру воздуха, поступающего в карбюратор.Манометр сжатого воздуха.

Тема № 3. Пилотажно-навигационное оборудование самолета

Вопросы:

Общая характеристика пилотажно-навигационного оборудования самолета.Указатель скорости, принцип его действия, устройство и погрешности.Высотомер, принцип его действия, устройство и погрешности.Комбинированный прибор ДА-30, принцип его действия, устройство и работа.Авиагоризонт, принцип его действия, устройство и работа.Правила пользования авиагоризонтом.Акселерометр АМ-9С.Самописец скорости и высоты К.2-715, назначение, устройство и работа.Магнитный компас КИ-13. Устройство и правила его использования.Погрешности КИ-13.Устранение и списание девиации КИ-13.Курсовая система (гиромагнитный компас), принцип работы и правила пользования ею в полете.

Тема № 4. Радиосвязное и радионавигационное оборудование самолета

Вопросы:

Тактико-технические данные радиостанции.Назначение, технические данные радиостанции.Назначение блоков станции и размещение их на самолете.Назначение пульта дистанционного управления.Размещение органов управления.Порядок включения и настройки радиостанции.Самолетное переговорное устройство.Назначение, технические данные и устройство.Назначение абонентского аппарата.Автоматический радиокомпас. Назначение, принцип действия и основные данные.Назначение основных блоков радиокомпаса.Размещение органов управления на лицевой панели-пульта управления.Порядок включения, настройка и проверка радиокомпаса.

ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИБОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ И ПРИНЦИПУ ДЕЙСТВИЯ

Назначение авиационных приборов состоит в обеспечении надежного контроля за текущими значениями параметров, характеризующих режимы полета самолета, работу двигателя и отдельных систем. Полет в сложных метеорологических условиях и ночью немыслим без приборов, показывающих положение самолета в воздухе и направление его полета. Устанавливая наиболее рациональные режимы работы двигателя и режимы полета, можно увеличить срок службы двигателя, сделать полет более экономичным, увеличить дальность и продолжительность. При точных показаниях авиационных приборов, надежной их работе и правильном пользовании ими обеспечивается безопасность полета. Пилот, в совершенстве владеющий полетами по приборам, может вывести самолет из любого сложного положения.

По назначению авиационные приборы могут быть разделены на три группы.

Пилотажнo-навигационные приборы. В эту группу входят приборы, необходимые для пилотирования самолета и решения навигационных задач, а также пилотажпо-навигационные системы: указатель поворота и скольжения ЭУП-53М, авиагоризонт АГИ-1К, магнитный комипс КИ-13К, акселерометр АМ-10, часы АЧС-1, курсовая система ГМК-1А.

Приборы, контролирующие работу двигателя. В эту группу входят приборы, по которым можно определить тепловой режим и состояние смазки двигателя, а также приборы, показывающие запас и расход топлива. К ним относятся указатель сигнализатора уровня топлива ИУТ-3-1, тахометр ИТЭ-1Т, трехстрелочный индикатор ЭМИ-ЗК, термометр головок цилиндров ТЦТ-13К, термометр сопротивления ТУЭ-48, мановакуумметр МВ-16К.

Вспомогательные приборы не имеют непосредственного отношения к управлению самолетом или двигателями в полете, но позволяют проверять исправность, положение или состояние той или иной группы оборудования самолета. К этим приборам относятся вольтамперметр ВА-2К и манометр воздуха 2М-80

По принципу действия авиационные приборы делятся на следующие группы

манометрические, измеряющие разность давления (указатели скорости, манометры, вариометры);

барометрические, действие которых основано на измерении абсолютного давления (барометрические высотомеры);

гироскопические, работающие на использовании свойств гироскопа с двумя и тремя степенями свободы (указатели поворота, авиагоризонты);

электрические, измеряющие неэлектрические величины электрическим способом (термометры, манометры масла и топлива, бензиномеры);

магнитные компасы, работа которых основана на свойстве свободно подвешенного магнита ориентироваться в направлении магнитного меридиана Земли;

механические, работа которых основана на использовании законов механики (часы, акселерометры);

комплексные агрегатные приборы, в которых работа составных элементов основана на использовании различных физических законов (курсовые системы, гироиндукционные компасы).

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЫ САМОЛЕТА ЯК-52

Рис. SEQ Рис. \* ARABIC 1 Приборная доска первой кабины

1. Кнопка КОНТР. ЛАМП КНР

21. Указатель индикатора ЭМИ-ЗКУКЗ-1

2. Переключатель магнето ПМ-1

22. ТахометрИТЭ-1К

3. Кнопка ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯКНР

23. Сигнальная лампа ПРЕДЕЛЬН. ПЕРЕГРТС-5-К

4. Сигнальные лампы ШАССИ ВЫПУЩЕНОСМ-28-2-3-

24. Указатель скоростиУС-450К

5. Кран ШАССИ ВЫПУЩЕГО-УБРАНО62530М

25. АвиагоризонтАГИ-1К

6. Сигнальная лампа ШИТКИ ВЫПУЩЕНЫСМ-28-2-Ж

26. УказательДА 30

7. Сигнальная лампа ШИТКИ УБРАНЫСМ-28-2-3-

27. ВольтамперметрВА-2К

8. Сигнальные лампы ШАССИ УБРАНОСМ.28-2-К

28. АкселерометрАМ-9С

9. Сдвоенный манометр сжатого воздуха2М-80К

29. КомпасКИ-13К

10. Сигнальная лампа СРЫВТС-5-К

30. Заливной шприц740400

11. Сигнальная лампа ОПАСНАЯ СКОРОСТЬТС-5-Ж

31. Абонентский щитокСПУ-9

12. ЧасыАЧС-1К

32. Пульт управления радиостанциейБаклан 5

13. Сигнальная лампа СТРУЖКА В МАСЛЕТС-5-Ж

33. Переключатель АККУМ. — ОТКЛ. — АЭР. ПИТППНГ- 15К

14 Сигнальная лампа ОТКАЗ ГЕНЕРАТОРАТС-5-К

34. Выключатель ГЕНЕРВГ-15К-10

15. Термометр смесиТУЭ-48К

35. Автомат защиты ЗАЖИГАНИЕАЗГРК-10

16. Указатель температуры цилиндровТЦТ-13К

36. Автомат защиты ОБОГР. ПВД. ЧАСЫАЗРГК-10

17. Указатель сигнализатора уровня топливаИУТ-3-1

37. Сигнальная лампа ГМК НЕ ПОЛЬЗТС-5-Ж

18. МановакуумметрМВ-16К

38. Сигнальная лампа ОБОГРЕВ ПВДРТС-5-3

19. ВысотомерВД-ЮК

39. Сигнальная лампа ОБОГРЕВ ДСТС-5-Э

20. УказательУГР-4УК

40. Кнопка «КОНТР. СРЫВА»КНР

Рис. SEQ Рис. \* ARABIC 2 Приборная доска второй кабины

1 Кнопка КОНТР. ЛАМПКНР

20. Указатель температуры цилиндровТЦТ-13К

2. Переключатель магнетоПМ-1

21. ТахометрИТЭ-1К

3. Кнопка ЗАПУСК ДВИГАКНР

22. Сигнальная лампа АККУМ ВКЛТС.5-3

4. Сигнальные лампы ШАССИ ВЫПУЩЕНОСМ-28-2-3

23 Указатель скоростиУС-450К

5. Командный кран ШАССИ ВЫПУЩ-УБРАНО525502-10

24. АвиагоризонтАГИ-1К

6. Сигнальные лампы ШАССИ УБРАНОСМ-28-2.К

25. УказательДА-30

7. Переключатель ЗАЖИГ I КАБИНА 2 КАБИНА2ВГ 15К

26. ЧасыАЧС-1К

8. Сигнальная лампа ЩИТКИ ВЫПСМ-28-2.Ж

27. АкселерометрАМ-9С

9. Сигнальная лампа ЩИТКИ-УБРСМ-28-2.3

28 КомпасКИ-13К

10. Сдвоенный манометр сжатого воздуха2М-80К

29. Абонентский щитокСПУ-9

11. Сигнальная лампа ПРЕДЕЛЬН ПЕРЕГРТС-5-К

30. Автомат защиты ПИТАН, „имит отказов приб»АЗРГК-10

12. Сигнальная лампа СРЫВТС-5-К

31. Выключатель имитации отказа УС 150ВГ-15К

13. Сигнальная лампа ОПАСНАЯ. СКОРОСТЬТС-5-Ж

32 Выключатель имитации отказа АГИ 1ВГ-15К

14. Сигнальная лампа ОТКАЗ ГЕНЕРТС-5-К

32 Выключатель имитации отказа АГИ 1ВГ-15К

15. Сигнальная лампа ГОРЮЧ. 12Л ЛЕВТС-5-К

34. Сигнальная лампа ГМК НЕ ПОЛЬЗТС-5-Ж

16. Сигнальная лампа ГОРЮЧ. 12Л ПРАВТС-5-К

35. Сигнальная лампа СТРУЖКА В МАСЛЕТС-5.Ж

17. ВысотомерВД.10К

36. Сигнальная ламяа ОБОГРЕВ ПВДТС-5-3

18. УказательУГР-4УК

37. Сигнальная лампа ОБОГРЕВ ДСТС-5-3

19. Указатель индикатора ЭМИ-ЗКУКЗ-1

 

ПУЛЬТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Рис. SEQ Рис. \* ARABIC 3 Пульты. 1-я кабина: 1 — переключатель (ПНГ-15) „разжижение масла» , 2 — автомат защиты АЗРГК-5-2С „обогрев ДС» ; 3 — Автомат защиты АЗРГК-2-5с „срыв» ; 4 — ручка стопора ; 5 — ручка управления заслонкой маслорадиатора • 6 — ручка управления жалюзи ; 7 — ручка управления подогрева смеси; 8 — аварийный кран шасси; 9 — светосигнализатор МС-2-4 (зелёный) ;10 — пульт управления АРК 15М; 11 — пульт управления ГМК-1АЭ 12 — ручка управления пожарным краном; 13 — ручка управления газом , 14 — кнопки „РАДИО» и „СПУ»; 15 — ручка управления шагом винта ; 16 — ручка стопора 17 — выносное сопротивление ВС 25-Б; 18 — кран сети; 19 — автомат защиты АЗРГК-2-2с „ГМК» , 20 — автомат защиты АЗРГК-2-2с „АРК»; 21 — автомат защиты АЗРГК-5-2с „приборы двигагеля» , 22 — автомат защиты АЗРГК-20-2с „ПТ-200″ , 23 — автомат защиты АЗРГК-5-2с „сигнализация шасси,,; 24 — автомат защиты АЗРГК-5-2с „ПАГ 1Ф; 25 — автомат защиты АЗРГК-2-2с „СПУ» ; 26 — автомат АЗРГК-5-2с „У KB» ; 27 — кран посадочных щитков.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Основым источником постоянного тока напряжением 28,5 в на самолете является генератор ГСР-3000М 4-й серии, установленный на двигателе.

В цепь генератора включены регулятор напряжения Р-27, работающий с трансформатором стабилизации ТС-9М2, автомат защиты от перенапряжения АЗП-А2, установленный на противопожарной переогородке на шпангоуте 0. Генератор подключается к бортсети с помошью комплексного аппарата ДМР-200Д.

Резервным источником постоянного тока является аккумуляторная батарея 12-АСАМ-23, установленная в корневой части левой консоли крыла.

Для питания оборудование трехфазным nepeменным током напряжением 36В частотой 400 Гц служат преобразователи ПАГ-1ФП и ПТ-200Ц. Слева на шпангоуте 5 фюзеляжа установлен ПАГ-1ФП, а справа между шпангоутами 11 и 12 ПТ-200Ц

Для подключения генератора к бортсети сложит щиток питания установленный на противопожарной перегородке шпангоута 0.

Коммутация и защита цепей осуществляются различпыми контакторами и реле, установленными на электрощитке реле. Щиток реле установлен на правом борту в районе шпангоута 6.

Для питания потребителей сети постоянного тока (+27в) во время их проверки и отладки на земле в аэродромных условиях на самолете остановлен штепсельный разъём ШРАП-500 К.

Рядом с разъемом расположена зеленая сигнальная лампа, которая горит при включенном аэродромном питании

Контроль напряжения в бортовой сети осуществляется -вольтамперметром ВА-2 остановленным на приборной доске первой кабины.

АГРЕГАТЫ СИСТЕМЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ГЕНЕРАТОР ГСР-ЗОООМ

Генератор шунтовой с самовозбужедением. Он предназначен для питания бортовой электросети постоянным током

Для поддержания постоянства напряжения, защиты от обратных токов и чрезмерного повышения напряжения генератор работает совместно со следующей аппаратурой

— регулятором напряжения Р-27 ;

— дифференциальным минимальным реле ДМР-200Д ;

— автоматом защиты от перенапряжения АЗП-А2 ,

— трансформатором ТС 9М-2

Установка уровня напряжения осуществляется выносным сопротивлением ВС-25Б.

Генератор установлен на двигателе и крепится за фланец. Охлаждение генератора в полете производится потоком встречного воздуха

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ГЕНЕРАТОРА ГСР-3000М

Номинальное напряжение28,5 В

Номинальный ток100 А

Мощность3000 Вт

Скорость вращения4 000-9 000 об/мин

Режим работыпродолжительный

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ Р-27

Угольный регулятор напряжения предназначен для автоматического поддержания стабильного напряжения самолетного генератора

Он состоит из электромагнита с якорем, воспринимающего изменение регулируемого напряжения и угольного столба, являющемся в регуляторе переменным сопротивлением

Принцип действия регулятора состоит в том, что при изменении напряжения генератора в регуляторе изменяется сила притяжения якоря к электромагниту, что приводит к перемещению якоря. При перемещении якоря изменяется давление на угольный столбы, следовательно, его электрическое сопротивление

Это приводит, в свою очередь, к изменению тока возбуждения генератора, благодаря чему напряжение стремится прийти к прежнему уровню

Регулятор работает вместе с выносным сопротивлением ВС-255 и конденсатором. Конденсатор предназначен для локализации помех радиоприему

Регулятор напряжения установлен между шпангоутами 0 и 1, слева внизу Выносное сопротивление установлено на левом пульте 1-ой кабины

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ РЕГУЛЯТОРА Р-27

Номинальное напряжение28,5 В

Предел регулирования ВС-25Б, В4-2-2,5 В

Режим работыдлительный

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ МИНИМАЛЬНОЕ РЕЛЕ ДМР-200Д

Дифференциальное минимальное реле предназначено — для подключения генератора к бортсети самолета, когда напряжение генератора превысит напряжение в бортсети при правильной полярности генератора;

для отключения генератора от сети при обратном токе,

— для отключения генератора при обрыве провода в генераторной линии,

для сигнализации отказа генератора. Реле установлено в электрощитке питания.

Рис. SEQ Рис. \* ARABIC 4 ДМР-200Д: а — внешний вид; б — дифференциальное реле: 1-плита нижняя; 2-пластина контактная; 3-магниты постоянные; 4-винт контактный; 5- втулка; 6-плита верхняя; 7-винт упорный; 5-якорь; 9-винт; 10-виток сериесньш; 11-скоба; 12-пружина; 13-катушка с шунтовой обмоткой

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ДМР-200Д

Напряжение питания реле25-30 В

Номинальной ток в цепи силовые контактов200 А

Ток в цепи клеммы С,не более5 А

Обратный ток отключения10-25 А

Превышение напряжения генератора над напряжением сети, при котором срабатывает реле

на включение0,2-1 В

АВТОМАТ ЗАЩИТЫ АЗП-А2

Автомат предназначен для защиты самолетной сети постойного тока от аварийного повышения напряжения, связанного с отказом регулятора Р-27

Автомат работает совместно с регулятором напряжения Р 27 и дифференциальным — минимальным реле

Автомат защиты от перенапряжения — одноразового действия, после срабатывания автомата для восстановления схемы необходимо нажать кнопку на крышке автомата

Автомат установлен между шпангоутами 0 и 1

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АЗП-А2

Напряжение срабатывания автомата (при обрыве цепи рабочей обмотки РН) 31,5+0,5 В

Время срабатсвания автомата при внезапном повышении напряжения генератора:

до 37 В0,17-0,5 с

до 60 В0,05-0,12 с

ВОЛЬТАМПЕРМЕТР ВА-2

Вольтамперметр предназначен для дистанционного измерения тока и напряжения постоянного тока

Принцип действия прибора основан на взаимодействии магнитных полей неподвижного постояного магнита и обмотки подвижной рамки по которой протекает ток Он работает совместно с шунтом ША-240 Вольтамперметр установлен на приборной доске 1-ой кабины а шунт — в щитке питания

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ВА-2

Диапазон измерения

— для тока20-0-60 А

для вольтметра0-30В

ТРАНСФОРМАТОР ТС9-М-2

Трансформатор предназначен для повышения устойчивости работы генератора. Трансформатор- стержневого типа с 0 — образной магнитной системой Верхняя съемная часть магнитопровода прямоугольной формы Нижняя часть имеет П-образную форму. Трансформатор установлен в электровдитке питания.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ТС9-М-2

Коэффициент трансформации :

при 0,33±10%

при 0,33±10%

Ток холостого хода, не более0,4 А

Режим работыпродолжительный

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ (12-АСАМ-23)

Аккумуляторная батарея применяется в качестве запасного источника электрической энергии и совместно с генератором обеспечивает питание бортовой сети самолёта

Аккумуляторная батарея состоят из 12 последовательно соединеных между собой, аккумуляторов, собранных в эбонитовом двенадцатикамерном моноблоке

Аккумуляторная батарея установлена в корневой части левой консоли крыла

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АККУМУЛЯТОРА 12-АСАМ-23

ЭДС заряженной батереи не менее24 В

Емкость батареи23 А-час

ШТЕПСЕЛЬНЫЙ РАЗЪЁМ ШРАП-500К

Штепсельный разъём предназначен для включения в электрическую сеть самолёта аэродромного источника питания при запуске двигателя и проведении наземных работ по техническому обслуживанию самолёта

Штепсельный разъем имеет три контактных пары, две из которых силовные, а одна — вспомогательная, предназначенная для переключения питания с бортсети самолёта на аэродромное.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст