Тема №1 Психологические особенности профессионально-педагогическ

Темы и планы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

Тема №1 Психологические особенности профессионально-педагогической деятельности

План:

Структура и содержание профессионально-педагогической деятельности.

Мотивация педагогической деятельности.

Индивидуальный стиль учителя в профессиональной деятельности.

Литература:

Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2004. – С. 27-35.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2001 – С. 262-286.

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб., 1999. – С.223-232.

Якунин В.А., Линов Е.Н. Психология педагогической деятельности – Л, 1990.

Тема №2 Профессиональная мотивация педагога

План:

1. Понятие «профессиональная мотивация». Механизмы формирования мотивационных тенденций личности.

2. Мотивы педагогической деятельности.

3. Влияние мотивации на удовлетворенность педагогической профессией.

Литература:

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб., 1999. – С.63-75.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

Психология труда / под ред. А.В. Карпова. – М., 2005. – С.223 – 237.

Носкова О.Г. Психология труда / под ред. Е.А. Климова. – М., 2004. – С. 85-113.

Тема №3. Кризисы профессионального становления личности педагога

План:

Анализ понятия «кризис развития» в отечественной и зарубежной психологии.

Типология кризисов развития личности.

Психологические особенности кризисов профессионального становления.

Роль кризисов в развитии человека.

Литература:

Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2005. – С. 15-20.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004. – С. 131-141.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997. – С.125-149.

Левинхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

Носкова О.Г. Психология труда / под ред. Е.А. Климова. – М., 2004. – С. 130-133.

Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1994. — №1. – С. 61-69.

Тема №4. Профессиональные деформации личности

План:

1. Понятие «профессиональная деформация». Психологические детерминанты профессиональных деструкций.

2. Уровни профессиональных деформаций.

3. Профессиональные деформации педагогов.

Литература:

Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997. – С.149- 169..

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004. – С. 141.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.147 – 163.

Юдищ Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // журнал практического психолога, 1998. — № 7.

Носкова О.Г. Психология труда / под ред. Е.А. Климова. – М., 2004. – С. 138-144.

Тема №5. Психологическая культура личности педагога

План:

Содержание понятия «психологическая культура».

Условия развития и становления психологической культуры личности учителя.

Роль психологической культуры в педагогической деятельности.

Литература:

1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М, 2004. – С. 552-585.

2. Психологическая культура как базовая компетенция в подготовке учителя в условиях модернизации российского образования: Материалы 1V Межрегиональной научно-практической конференции – Тобольск, 2005.

3. // Вопросы психологии

Тема №6. Психологические условия формирования профессиональной компетентности учителя

План:

Психологическое содержание понятия «компетентность».

Виды профессиональной компетентности.

Условия и динамика развития профессиональной компетентности учителя.

Литература:

1.Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. – М., 2004. – С. 68-76, 198-202.

Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.31-39.

Психологическая культура как базовая компетенция в подготовке учителя в условиях модернизации российского образования: Материалы 1V Межрегиональной научно-практической конференции – Тобольск, 2005. – С.56-65,.

Тема №7. Психологические особенности подростков с девиантным поведением

План:

Содержание понятий «поведение», «поступок», «отклонения в поведении».

Причины педагогической запущенности.

Психолого-педагогическая коррекция отклоняющего поведения.

Литература:

Психологическая поддержка с отклонениями в поведении // Школьный психолог, 2000. — № 29, 30.

Зеер ЭФ. Психология профессионального образования. – М., 2003.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.

Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. – М., 1999. – С.141-151.

Тема №8. Проблема личностного и профессионального самоопределения в юношеском возрасте

План:

Психологические особенности личностного самоопределения в юношеском возрасте.

Особенности профессионального становления личности в юношеском возрасте.

Условия и динамика развития личности в ранней юности.

Литература:

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.

Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М., 1981.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979.

Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. – М., 1999. – С.89-107..

Тема 9. Особенности развития познавательных процессов младших школьников

План:

Переход от непроизвольности к произвольности у младшего школьника (внимание, память, восприятие). Характеристика познавательных процессов.

Условия возникновения постпроизвольного внимания и его значение для учения.

Приёмы развития смысловой памяти младшего школьника.

ЛИТЕРАТУРА:

Божович Л.И. Развитие личности в онтогенезе. М., 1981.

Гальперин П.Я. К вопросу о внимании. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Петровского. М., 1987.

Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. МГУ, 1981.

Тема 10. Становление самосознания подростков

План:

Психологические факторы, влияющие на становление самосознания подростка.

Роль самооценки подростка в развитии его самосознания.

Факторы, влияющие на самооценку подростка: отношение родителей, учителей и сверстников.

ЛИТЕРАТУРА:

Абрамова Т.С. Возрастная психология. Глава 4. Екатеринбург. 1999.

Соколова Е.Г., Чеснова И.Г. Зависимость самооценки подростков от отношения к ним родителей.//ж. «Вопросы психологии», №3, 1980.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Глава 6. М., 2000.

Эриксон Э. За идентичностью. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Мухиной В.С. М., 2001. 466с.

Тема 11. Особенности общения подростка

План:

Интимно-личностное общение как ведущая деятельность возраста (раскрыть по Д.Б. Эльконину).

Особенности общения подростка со взрослыми: а) с родителями; б) с учителями.

Особенности общения подростка со сверстниками

ЛИТЕРАТУРА:

Алёшина Ю.А., Коноводова Н.Е. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе.//ж. Вопросы психологии. -№2. — 1988.

Мухина В.С. возрастная психология. Раздел 3. М., 1997

Психология современного подростка. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Глава 3. М., 1987.

Обухова Л.Ф. возрастная психология. М., 2000.

Тема 12. Роль общественно-полезной деятельности в подростковом возрасте

План:

Концепция Д.С. Фельдштейна об общественно-значимой деятельности в подростковом возрасте.

Условия организации ОПД для подростка.

Виды ОПД в подростковом возрасте.

ЛИТЕРАТУРА:

Алёшина Ю.А., Коноводова Н.Е. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе.//ж. Вопросы психологии. -№2. — 1988.

Мухина В.С. возрастная психология. Раздел 3. М., 1997

Психология современного подростка. /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000.

Тема 13. Психология юношеского возраста

План:

Закономерности психического развития в юности.

Развитие и становление эго – идентичности.

Особенности эмоциональной сферы в юности.

ЛИТЕРАТУРА:

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Крутецкий. Психология старшеклассника. Хрестоматия по общей и возрастной психологии. Под ред. И.В. Петровского. М., 1987.

Мудрик А.В. Современный старшеклассник. Там же.

Тема 14. Профессиональное самоопределение в юности

План:

Мотивация выбора профессии.

Психологические факторы формирования профессионального самоопределения: способности, склонности, увлечения, интересы.

Социально-психологические факторы профессионального самоопределения: УПК, кружки, секции и т. д.

ЛИТЕРАТУРА:

Гинзбург М.Ю. Психологическое содержание личностного самоопределения. //ж. Вопросы психологии. — №5. –1994.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Мудрик А.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия повозрастной психологии. МГУ, 1994.

Тема 15. Подростковая субкультура

План:

Понятие и определение субкультуры, её место в духовной культуре общества.

Мотивация возникновения подростковой субкультуры в современном обществе

Формы проявления подростковой и молодёжной субкультуры.

ЛИТЕРАТУРА:

Борисов И.Ю, Радзиховский К.А. Зарубежные исследования молодёжных субкультур. Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Мухиной. М., 2001. с. 507-515.

Мудрик А.В. Юношеский тип общения. Там же. С. 493-500.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Психология современного подростка. Фельдштейн Д.И. М., 1987

Тема 16. Предмет и задачи педагогической психологии

Предмет и задачи современной педагогической психологии

Личностно — деятельностный подход в отечественной педагогической психологии

Методы педагогической психологии

Практическая работа:

Разработка и анализ психолого-педагогической беседы с точки зрения требования к её проведению

Задание: составьте конспект психологической беседы на любую, интересующую Вас психологическую тему (для примера см. В.А.Родионов, М.А.Ступницкая, О.В.Кардашина. Я и другие. Ярославль. «Академия развития». 2001)

Конспект должен включать следующие элементы:

Вводная часть: для какого возраста вы составляете эту беседу, возрастные «проблемы» детей в этом периоде, какой вопрос Вы актуализируете в своей беседе? – отсюда поставьте цель, задачи и методическое оснащение беседы. Методическое оснащение включает в себя, исходя из целей и задач, психологические игры, упражнения, психодиагностики, предметы, необходимые для раскрытия содержания беседы и пр.

Основная часть: она направлена на формирование новых представлений (осуществляется с помощью ролевых игр, психологических игр, организации дискуссий, экспресс- методик). Конспект должен включать описание используемых приёмов, игр, методик и пр.

Заключительная часть: включает предполагаемый отбор школьниками личной стратегии поведения и осмысление полученного опыта, рефлексия. Предложение «домашнего задания»

Литература:

Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М.: Логос, 2001. Часть 1. Гл. 2. Часть 2. Гл. 1. § 3.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: ACADEMIA. 1999. Гл. 1.

Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М. «Просвещение». 1988. с. 17-20, 43-69.

А.А.Бодалёв. Проблемы гуманизации межличностных отношений и основные направления их психологического изучения. / Ж..“ВП”. 1989. № 6.

М.А.Родионов, М.А.Ступницкая, О.В.Кардашина. Я и другие. Ярославль.: «Академия развития». 2001

Тема 17. Проблема соотношения обучения и развития

Зарубежные психологические подходы к соотношению обучения и развития (Ж. Пиаже, Ф.Б. Скиннер, Дж. Брунер)

Концепция Л.С. Выготского о «Зоне ближайшего развития и уровне актуального развития»

Подходы к интеллектуальному развитию учащихся

Литература:

Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М.: Логос, 2001. с. 97-102 (в.1), 106-107 (в.2), 102-106 (в.3).

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: ACADEMIA. 1999. с. 46-47

Ю.З.Гильбух. Понятие «зоны ближайшего развития» и его роль в развитие актуальных задач педагогической психологии./ Ж. «ВП» 1987. № 3.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте// Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: «ACADEMIA», 2005. С.278-282

Тихомиров О.К. Информационная и психологическая теория мышления // Гиппенрейтер Ю.Б., Петухов В.В. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 328-331

Тема 18. Психологические причины школьной неуспеваемости

Понятия обученности и обучаемости в психологическом аспекте. Критерии обучаемости.

Психологическая готовность к школьному обучению.

Психологические причины неуспеваемости школьников в обучении

Формальное усвоение знаний как фактор неуспеваемости

Мотивация учения неуспевающих учеников

Межличностные отношения в классе и школьная неуспеваемость

Литература:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст