Тательная деятельность детского оздоровительного лагеря история

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НОВОСИБИРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА ОТДЫХ И РАЗВИТИЕ «ДАР»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Сборник научных статей

Ответственный редактор Т. А. Ромм

Новосибирск, 2008

УДК 374 (082)

ББК 74.200.585 я 43

В 77

Рецензенты: кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики НИПКиПРО

Л. И. Боровиков;

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики НГПУ

М. П. Малиновская

Редколлегия: Н. П. Аникеева, З. И. Лаврентьева, Т. А. Ромм (отв. ред.)

Воспитательная деятельность детского оздоровитель-

В 77   ного лагеря: история и современность : сб. науч. ст. / редкол. : Н. П. Аникеева, З. И. Лаврентьева, Т. А. Ромм. – Новосибирск, 2008. – 200 с.

В сборнике раскрыты теоретические основы организации воспитательной деятельности в условиях временного детского коллектива, стратегия летнего отдыха в контексте исторического опыта, представлена методика организации детского отдыха в современных условиях и определены особенности профессиональной подготовки вожатых.

Материалы будут полезны членам педагогических коллективов детских оздоровительных лагерей, студентам, аспирантам, преподавателям.

УДК 374 (082)

ББК 74.200.585 я 43

© ГОУ ВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет», 2008

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯИз отчета о положении детей в Новосибирской области. 2006 год

В данном разделе представлены официальные материалы органов исполнительной власти Новосибирской области об организации отдыха и оздоровления детей, в том числе в загородных оздоровительных лагерях. Анализ основных аспектов оздоровления, образования и развития детей в детских оздоровительных лагерях выступает основой научной разработки стратегии отдыха и оздоровления детей на ближайшее десятилетие.

В целях организации оздоровления, отдыха и занятости детей в области были приняты распоряжение администрации Новосибирской области от 24.04.2006 №171-ра «О плане мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей на территории Новосибирской области в 2006–2008 годах», постановление губернатора Новосибирской области «Об организации оздоровления, отдыха и занятости детей на территории Новосибирской области в 2006 году».

Всеми видами и формами организованного отдыха, оздоровления и занятости с начала года охвачены более 335 тыс. детей (в 2005 г. – 328 тыс. детей).

В летний период функционировали 1136 учреждений оздоровления и отдыха для детей и подростков, в т. ч. 88 загородных оздоровительных учреждений (в 2005 г. – 94) и 1048 лагерей с дневным пребыванием, в которых отдохнули соответственно более 35 тыс. детей (2005 г. – 37 тыс. чел.) и 86 тыс. детей (2005 г. – 85,5 тыс. чел.).

Всего с начала года в оздоровительных учреждениях области отдохнули около 140 тыс. детей, свыше 10 тыс. детей приняли участие в районных профильных сменах и более 3 тыс. – в областных.

Оздоровлены все дети, проживающие в приютах, дети из приемных семей, дети, чьи родители пострадали от радиационных катастроф.

В 2006 году на организацию оздоровления, отдыха, занятости детей израсходовано почти 530 млн рублей (2005 г. – 409 млн рублей), в т. ч.:

средства фонда социального страхования – 225 млн 272 тыс. рублей,

средства федерального бюджета – 31 млн рублей,

средства областного бюджета – 99 млн рублей,

средства местных бюджетов – 64,2 млн рублей,

средства предприятий – 72,4 млн рублей,

средства привлеченные – 38,1 млн рублей.

Формы и виды оздоровления и отдыха детей

В рамках межведомственного взаимодействия проведены областные профильные смены, соревнования и слеты: «школа программирования», «юных экологов» совместно с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, для воспитанников спортивно-технических объединений совместно с Новосибирским ОС РО-СТО (ДОСААФ), полевой лагерь «Юный спасатель» Всероссийского движения «Школа безопасности» совместно с Главным управлением МЧС России по Новосибирской области, для детей, чьи родители принимали участие в боевых и локальных конфликтах, для подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, для воспитанников Областного центра педагогической поддержки и реабилитации «Дом», профильная смена юных инспекторов дорожного движения «Безопасное колесо» совместно с ГИБДД ГУВД. В течение летних каникул совместно с Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков в детских оздоровительных лагерях проведена акция «Лагерь – территория здоровья».

В 45-ти загородных лагерях области проведены районные и городские профильные смены: «Школа безопасности» в Коченевском районе, «Лидер 21 века» в Доволенском районе, «Школа вожатых», «Юный исследователь» в Ордынском районе и др. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организованы и проведены профильные смены «Радуга детства» и «Малые игры доброй воли». РАОО «ДАР» проведена благотворительная акция «Добрая» для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

В сменах для одаренных детей из районов области «Сибирская жемчужина» и «Юные таланты Сибири» приняли участие более 170 одаренных детей Новосибирской области из 22 районов и городов области. Творческие смены этого года прошли в рамках II Международного форума детских творческих коллективов. Детям Новосибирской области была предоставлена возможность не только отдохнуть и укрепить здоровье, но и познакомиться с творчеством своих сверстников из других регионов России, Китая и Монголии.

Стартовал областной Фестиваль детских оздоровительных лагерей – «Лагерь – единство непохожих». Более 600 детей обучались сами и учили своих ровесников различным играм и видам деятельности. Состоялись фестиваль клубов интеллектуального развития «Интеллект будущего», первенство области по легкой атлетике (четырехборье), финальные соревнования на призы Якова Розенфельда по легкой атлетике, спартакиада учащихся Новосибирской области, областной слет ученических производственных бригад, областные соревнования по технике пешеходного туризма и др. В рамках Дня авиации прошли соревнования по метательным планерам и воздушным змеям, в которых приняли участие более 150 учащихся. Пятый год проводятся Всероссийские соревнования по судомодельным видам спорта и 12 лет подряд по авиамодельным видам спорта на Кубок Сибири.

В целях обмена опытом, расширения и укрепления межрегиональных творческих связей между детскими и педагогическими коллективами, повышения их профессионального мастерства проведены: Всероссийский фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица», Международный форум детских творческих коллективов совместно с продюсерским центром «Дебют-2000» и центром детского и молодежного творчества ИЛЬМА.

В течение июля и августа 450 подростков из 12 районов и городов области несли Вахту памяти у Вечного огня на посту № 1 монумента Славы воинам-сибирякам.

В течение лета управлением по делам молодежи области были организованы поездки групп школьников в ВДЦ «Орленок», «Океан».

Специалистами Новосибирской областной юношеской библиотеки организована летняя школа на базе добровольческого молодежного центра для активистов молодежных и детских общественных организаций. В этом году 28 молодых активистов из библиотек 18 районов области прошли обучение в режиме интерактивных семинаров, методических консультаций, слайд-презентаций молодежных проектов под руководством специалистов областной юношеской библиотеки в детском оздоровительном лагере «Лесная сказка». Темы лекций и семинаров были самыми разнообразными: «Человек. Время. Литература», «Личность. Карьера. Успех», «Дороги, которые мы выбираем», «Поколение NЕХТ выбирает закон» и другие. Издан справочник для поступающих в образовательные учреждения высшего, среднего, начального профессионального образования г. Новосибирска. В этом году 1190 экземпляров справочника распределены между городскими, районными и сельскими библиотеками Новосибирской области.

Областной детской библиотекой им. А. М. Горького проведен конкурс летнего чтения. В нем приняли участие более 1000 детей из 25 районов Новосибирской области, победителями признаны участники из Болотнинского, Искитимского, Карасукского, Мошковского, Ордынского, Северного районов. По инициативе Областного центра русского фольклора и этнографии на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Солнышко» Краснозерского района организована летняя фольклорно-этнографическая экспедиция «Малая моя Родина», в которой приняли участие дети из Болотнинского, Татарского, Колыванского, Краснозерского, Новосибирского районов и г. Новосибирска. Целью проведения данного проекта является духовно-нравственное воспитание детей и юношества через приобщение к подлинной русской традиционной культуре. Были проведены занятия по народным играм, традиционному рукоделию, народному пению и народной художественной культуре. В качестве форм учебной работы использовались фольклорные экспедиции в села, расположенные по соседству с лагерем, а также подготовка и проведение календарных концертно-игровых программ в детском оздоровительно-образовательном центре «Солнышко».

Научно-методическое и кадровое обеспечение

С февраля по апрель управлением по делам молодежи Новосибирской области была организована работа межвузовской школы вожатых, которая включала проведение теоретических семинаров и практических занятий. Филиалы школы работали в Татарске, Куйбышеве, Болотном. Итогом работы стал выездной инструктивный сбор вожатых на базе СОЛКД «Тимуровец». Свыше 500 студентов различных вузов, в том числе педагогического, прошедшие подготовку в межвузовской школе вожатых, были направлены для работы в детские оздоровительные лагеря Новосибирской области и за ее пределы. Для работы в лагерях с дневным пребыванием были сформированы 296 педагогических отрядов старшеклассников (3862 чел.).

На базе детского оздоровительного лагеря им. В. Дубинина департаментом образования совместно с управлением по делам молодежи, департаментом труда и социального развития Новосибирской области, управлением образования мэрии и другими заинтересованными организациями и учреждениями проведен областной семинар-совещание для организаторов летнего отдыха. В семинаре приняли участие руководители и заместители загородных оздоровительных лагерей Новосибирской, Тюменской и Кемеровской областей. Участниками семинара стали 140 человек, в т. ч. 65 директоров. К семинару были подготовлены нормативно-распорядительные документы и методические рекомендации по организации летнего отдыха и занятости детей и учащейся молодежи. Методической службой ОДООЦ «Феникс» был выпущен сборник положений областных профильных смен, большим тиражом сделан электронный вариант сборника «Нормативно-правовая база: сборник положений, инструкций и приказов для организаторов летнего отдыха», рабочая тетрадь директора ДОЛ «Анализ деятельности директора детского оздоровительного лагеря». Состоялась открытая региональная встреча организаторов летнего отдыха и руководителей детских оздоровительных лагерей Сибири, в которой приняли участие свыше 70 человек. Региональной ассоциацией организаций отдыха и занятости детей и молодежи «ДАР» организованы и проведены дни открытых дверей в детских оздоровительных лагерях им. Дзержинского, «Кировский», «Созвездие Юниор», «Олимпиец».

На площадке перед Новосибирским государственным академическим театром оперы и балета совместно с РАОО «ДАР» впервые была проведена перекличка педагогических отрядов детских оздоровительных лагерей Новосибирской области «Ключ – на старт!». В перекличке приняли участие 25 детских оздоровительных лагерей. Цель мероприятия: проверка готовности педагогических отрядов детских оздоровительных лагерей Новосибирской области к летней оздоровительной кампании 2006 года.

Управлением по делам молодежи Новосибирской области совместно с НРО МОО «Содействие детскому отдыху» проведен смотр-конкурс детских оздоровительных лагерей области, в котором приняли участие 30 учреждений.

Подведены итоги областного конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, целью которого являлось повышение качества содержательного уровня работы детских оздоровительных лагерей. Всего на конкурс было представлено 20 программ.

По итогам лета 2006 года на базе ДСОЛКД «Тимуровец» (п. Новый) был проведен XI фестиваль детских оздоровительных лагерей Новосибирской области «Прощаясь с летом…». Участниками фестиваля стали представители педагогических коллективов из 40 детских оздоровительных лагерей Новосибирской области (500 чел.). В Центральном парке культуры и отдыха г. Новосибирска в 2006 году впервые во время фестиваля работали творческие площадки лагерей «Мир, где сбываются мечты», организована встреча детей, отдыхавших в оздоровительных лагерях в этом году, с вожатыми и друг с другом.

Делегация Новосибирской области, состоящая из директоров, заместителей директоров и вожатых детских оздоровительных лагерей, в составе 140 человек, приняла участие во встрече организаторов летнего отдыха детей и молодежи России, которая проходила на базе культурно-оздоровительного центра «Премьера» (г. Анапа).

Создание безопасных условий для отдыха детей

В период подготовки и хода летней оздоровительной кампании санитарной службой области особое внимание было уделено вопросам организации питания, водоснабжения, физического воспитания и медицинского обслуживания детей.

Для оздоровления и реабилитации детей и подростков использовались базы лечебно-профилактических учреждений: детские соматические отделения (санаторные группы для детей с хроническими заболеваниями, дневные стационары), реабилитационные отделения (физиотерапевтические кабинеты, кабинеты массажа, залы ЛФК) поликлиник, федеральные клиники.

Продолжительность оздоровительных смен в загородных оздоровительных учреждениях составила 21 день, профильных смен – 3–10 дней, в учреждениях с дневным пребыванием детей – 18 дней.

Оснащенность медицинских кабинетов в загородных оздоровительных лагерях соответствовала нормативам, имелось оборудование для определения физического развития детей, аптечки для оказания неотложной медицинской помощи, в изоляторах – необходимые медикаменты.

При направлении в летний лагерь для медицинских работников были организованы инструктажи по медицинскому обеспечению и оказанию медицинской помощи детям и подросткам.

Зарегистрировано 57 покусов детей клещами, из них 1 на территории лагеря. Всем детям введен иммуноглобулин. Заболевших не было.

По сравнению с 2005 годом показатель общей заболеваемости снизился и составил 17,9 на 1000 детей (в 2005 г. – 51,8). В 3 раза уменьшилось количество травм (с 669 в 2005 г. до 193 в 2006 г.) и количество капельных инфекций (с 6351 случая в 2005 г. до 1865 случаев в 2006 г.).

Оценка эффективности оздоровления показала: выраженный оздоровительный эффект отмечен у 75% детей (в 2005 г. – 55%), слабый у 21% (в 2005 г. – 44%) и отсутствие эффекта у 4% (в 2005 г. – 1%).

В летний период сотрудниками ОВД были проведены рабочие встречи с главами органов местного самоуправления по вопросам организации взаимодействия с органами внутренних дел по обеспечению охраны правопорядка и общественной безопасности в летний период. Разработаны планы, в которых были предусмотрены мероприятия по предупреждению актов терроризма, меры по усилению охраны порядка и общественной безопасности в зонах размещения детских оздоровительных учреждений, обеспечению безопасности при организованных перевозках несовершеннолетних.

На проведение противоклещевых обработок территорий бюджетных детских оздоровительных учреждений из областного бюджета выделено 501,8 тыс. рублей. Акарицидная обработка проведена в 68 загородных оздоровительных учреждениях, расположенных в эндемичных районах.

Лабораторный контроль проводился в рамках государственного санитарного надзора. Удельный вес проб питьевой воды, не соответствующих нормам по микробиологическим показателям, составил 4,4% (в 2005 г. – 4,7%).

В связи с неудовлетворительными результатами проб воды по микробиологическим показателям из разводящей сети Территориальным управлением Роспотребнадзора была приостановлена деятельность 2-х загородных учреждений: ДОЛ «Восток» и ДОЛ «Орбита».

Качество воды по санитарно-химическим показателям несколько улучшилось и составило 27,6% (в 2005 г. – 36,2%).

В оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей организовано 2–3-разовое горячее питание детей на сумму 46–54 рубля на 1 ребенка в день. В загородных лагерях организовано 5–6-разовое питание детей на сумму от 100 до 220 рублей.

Питание во всех загородных оздоровительных учреждениях осуществлялось в соответствии с согласованными с территориальным управлением и территориальными отделами 10-дневными меню.

Для профилактики йододефицитных состояний использовалась йодированная соль. Во многих лагерях детям выдавалась йодированная и фторированная питьевая вода, пищевые продукты, обогащенные микронутриентами и витаминами (вафли, печенье и т. д.). В большинстве учреждений питьевой режим осуществлялся бутилированной водой.

Проведено 2179 обследований, в т. ч. с лабораторными исследованиями – 1255. Удельный вес проб готовых блюд, не соответствующих нормам по микробиологическим показателям, составил 4,0% (в 2005 г. – 2,9%); смывов на бактерии группы кишечной палочки с посуды, кухонного инвентаря – 3,8% (в 2005 г. – 5,5%). Показатели калорийности и качества термической обработки составили 32% и 0,2% соответственно (в 2005 г. – 7,5% и 0,4%).

За несоблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в оздоровительных учреждениях области было наложено 344 штрафа на сумму 557 100 рублей (в 2005 г. – 329 штрафов на сумму 306 350 рублей).

Исследовано 135 проб воды из водоемов и бассейнов, в т. ч. 19 проб на вирусологическое исследование. Антигены неполиомиелитных вирусов не обнаружены.

С мая 2006 года во всех детских оздоровительных учреждениях проведены плановые мероприятия по контролю выполнения обязательных требований пожарной безопасности, изучено состояние подъездных дорог, противопожарного водоснабжения, связи с пожарными частями.

При подготовке к оздоровительному сезону для выполнения противопожарных мероприятий из внебюджетных средств балансодержателей направлено 1 млн 443 тыс. рублей, в период функционирования – 3,5 млн.

В период функционирования ДОЛ территориальными подразделениями Государственного пожарного надзора, в соответствии с указанием УГПН ГУ МЧС РФ по НСО, не реже 2-х раз в сезон осуществлялись проверки противопожарного состояния ДОУ с проведением тренировок по эвакуации, инструктажами должностных лиц.

По выявленным нарушениям требований пожарной безопасности принимались меры административного воздействия.

Проводимая совместная работа комиссии по вопросам организации круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, должностных лиц ДОЛ и сотрудников ГПН позволила не допустить возникновения пожаров в детских оздоровительных учреждениях, гибели и травматизма детей.

Профилактическая работа позволила повысить противопожарную укрепленность ДОЛ. С каждым оздоровительным сезоном остается меньше выявляемых нарушений требований пожарной безопасности, становится выше процент их устранения.

В течение всего лета деятельность детских оздоровительных лагерей находилась под контролем рабочей группы областной межведомственной комиссии, благодаря которой оперативно решались возникающие проблемы и вопросы оказания помощи детским оздоровительным лагерям и районным межведомственным комиссиям.

Раздел 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

УДК 374 + 37.0

Т. А. Ромм

Новосибирский государственный педагогический университет

Социальное воспитание в детском оздоровительном лагере: нормативно-интерпретативный подход

Автор раскрывает диалектическую взаимосвязь нормативных и интерпретативных характеристик социального воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря.

Детский отдых и его организация воспринимается массовым сознанием и педагогикой по-разному: как досуг в широком значении этого слова; получение дополнительного образования; способ решения проблем занятости детей в каникулярное время и т. п. Реализация данных направлений осуществляется в различных вариантах, начиная от профильных смен и специализированных программ на базе стационарно существующих детских оздоровительных лагерей, заканчивая предоставлением услуг по организации праздничных мероприятий. Не отрицая значимости и возможности подобного подхода к пониманию задач детского отдыха, а также признавая успешность многих детских оздоровительных лагерей в их осуществлении, обратим внимание на тот факт, что традиционное понимание сущности феномена детского оздоровительного лагеря в отечественной педагогической традиции всегда было сопряжено с реализацией воспитательного потенциала последнего. Что весьма наглядно обращение к «истории и теории детского отдыха» и демонстрирует. Достаточно вспомнить летние колонии по версии С. Т. Шацкого и А. С. Макаренко, опыт детских оздоровительных лагерей всесоюзного («Артек») и всероссийского («Орленок», «Океан») значения, педагогические концепции летнего отдыха О. С. Газмана, С. А. Шмакова, психолого-педагогическое обоснование деятельности временных детских коллективов А. Н. Лутошкина, А. Г. Кирпичника, В. И. Ижицкого и многое другое. Вместе с тем сказанное выше не снимает и поныне актуальные вопросы о потенциальной и реальной способности современной организации детского отдыха отвечать своему воспитательному назначению, и, наконец, – каковы возможности детских оздоровительных лагерей в реализации задач воспитания в современных условиях.

Современный человек существует в исключительно сложной обстановке, реально выступая носителем как общечеловеческих, так и конкретно-исторических идей, программ, в том числе выдвигаемых разными обществами, субкультурами, локальными группами. Объективно осуществляющаяся социализация человека в процессе его функционирования в современном обществе происходит одновременно во многих плоскостях и в разных сферах взаимоотношений с другими людьми. Поэтому проблема «среды», в широком понимании как активно действующего фактора, приобретает новое звучание в более сложном и многогранно переструктурированном общем социокультурном пространстве развития человека.

Особое значение это имеет для растущего человека. С одной стороны, взрослый мир приблизился к ребенку: элементы взрослой жизни (формы досуга, заработка, отношений) стремительно «молодеют»; с другой стороны – отдалился, т. к. взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не имеют четкой позиции в отношении детей и детства. Деформация подростково-юношеского самосознания проявляется в том, что растущий человек внутренне не готов к занятию социально значимой позиции и осознанию своего «Я» в системе многоплановых отношений взрослых. Общество также испытывает затруднения в готовности принять его в таком качестве. Впечатление внешне полной социальной самостоятельности («внешней взрослости») все более сочетается с такими проявлениями, как социальный инфантилизм и эгоизм. «На горизонтальном уровне» это приводит к развитию стихийных субкультурных образований, зачастую с асоциальной направленностью. «В вертикальной плоскости» это ведет к тому, что дети не включены в сферу деятельности общества, отстранены от проблем реальной взрослой жизни.

В такой ситуации особое значение приобретает эффективное осуществление воспитания, нацеленного на разрешение всех тех проблем и противоречий, которые возникают в процессе социализации человека. При этом задача состоит в том, чтобы не просто «вписать» современного человека в конкретные нормы и правила реального социума, а совместить их с индивидуальными, социально приемлемыми запросами и потребностями последнего. Однако здесь вновь возникает вполне закономерный вопрос: а готовы ли традиционные воспитательные институты взять на себя ответственность за разрешение этого противоречия, если известно, что в эпоху социальных перемен везде и повсюду наблюдается снижение их эффективности? Ответ очевиден: если и готовы, то лишь отчасти. Возможности традиционного понимания воспитания оказываются недостаточными для ответа на социальные запросы, предъявляемые к гражданам российским обществом в новой социально-экономической и политической ситуации. Долгое время воспитание было ориентировано в основном на развитие в человеке соответствующих идеологически заданных форм социальности через формирование, как правило, внешней социально заданной стороны жизнедеятельности. Как следствие, современная педагогика сталкивается с необходимостью преодоления негативных последствий воспитательной практики предыдущего периода, т. е. с потребностью актуализации целеполагания воспитания не только на формирование внешней, но и внутренней (индивидуально обусловленной) стороны современной социально ответственной, компетентной и творческой личности. В связи с этим актуализируется социальная миссия воспитания, поиск его возможностей по обеспечению решения задач социализации человека педагогическими средствами, что является сутью социального воспитания, которое понимается нами, вслед за А. В. Мудриком, как вид воспитания, направленный на обеспечение решения задач социализации человека по включению человека в существующую систему социокультурных отношений общества путем усвоения и воспроизводства культуры и, одновременно, развитие и самоизменение человека в этом процессе.

Представления о социальном воспитании, его содержании и возможностях в детских оздоровительных лагерях связаны, в первую очередь, с уточнением методологических позиций, задающих способы осознания и восприятия педагогических феноменов. Теоретизация социального воспитания учитывает разнонаправленные исследовательские установки в понимании социального, личности и воспитания, которые, в той или иной степени, тяготеют к двум ведущим общенаучным подходам. Нормативный общенаучный исследовательский подход заложен традицией позитивизма и свое развитие получил в концепциях Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, К. Н. Леонтьева, А. С. Хомякова и др. Он позволяет учесть объективные закономерности приобщения человека к нормам и ценностям общества (т. е. причинно-следственные детерминанты и функционально-ролевые механизмы формирования заданного стандарта личности в четко заданной системе ценностей). Интерпретативный общенаучный подход, зародившийся в «понимающей социологии» М. Вебера и «философии жизни» В. Дильтея, далее развитый идеями Дж. Г. Мида, П. Бергера и Т. Лукмана, Э. Гуссерля, С. Р. Булгакова, С. И. Гессена, К. Н. Вентцеля, В. В. Зеньковского и других, носит антисциентистскую, феноменологическую направленность. В методологии интерпретативного подхода актуализируется ориентация на культурные, ценностно-смысловые детерминанты самоопределения и самореализации индивида в предлагаемых социальных условиях.

С точки зрения нормативного подхода, воспитание как часть социокультурной системы выполняет транслирующую, контролирующую и нормирующую функции. Это затрудняет саму возможность выделения собственно «социального воспитания», т. к. «воспитание и так социально»: является функцией общества, выполняет некую общественную миссию, всегда связано с задачами социального функционирования. Но даже если признается возможным вычленить «социальное воспитание» как разновидность воспитания, то его цели и задачи определяются преимущественно внешними приоритетами, связаны с формированием заданного извне стандарта личности в четко определенной однозначной системе ценностей (например, в представлениях А. В. Луначарского, Н. К. Крупской и др.). Социальное воспитание предстает как способы, приемы и стратегии, позволяющие обществу наиболее эффективно, оптимально и безболезненно включать (приобщать) личность к объективно сложившейся системе социально приемлемых структур, ролей и взаимодействий, в которых личность могла бы приносить себе и обществу максимальную пользу.

При подобном нормативном (позитивистском, объективистском) понимании вне пределов педагогики остается достаточно широкий круг вопросов, связанных с развитием и формированием личности в аспекте взаимных отношений между индивидом и средой. Однако очевидно, что любой человек, чтобы быть принятым группой, должен получить в процессе социализации не только знания о структуре и значении подлежащих социальных элементов, но и возможной интерпретации этих элементов. Следовательно, целенаправленное влияние на процесс социализации также не ограничивается передачей знаний, а простирается в сферу эмоций, смыслов, понимания. В этом случае для эффективной социализации человека особую значимость приобретают субъективные значения, смыслы вещей, которые возникают у личности во взаимодействиях с социальным окружением.

С точки зрения интерпретативного подхода, воспитание онтологически осуществляется в широком контексте повседневной реальности, многогранной, противоречивой, полисубъектной. Все эти разнообразные субъекты становятся носителями разной социальности, и вряд ли можно говорить о воспитании как единственно возможном. Социальное воспитание существует наряду с религиозным, семейным, военным и др., причем разные субъекты могут преследовать разные цели, задачи, быть носителями разных ценностей. Личность выступает как творческое и активное образование, которое формирует свою среду в зависимости от собственных представлений об окружающих вещах, уточняет свою социальную идентичность по мере конструирования непротиворечивого мира вокруг себя. В связи с этим на первый план для социального воспитания выступает проблема обучения личности самоопределению и самореализации в тех условиях, в которых ей предстоит быть. И именно социальное воспитание выступает как мост, соединяющий социально-психологический мир субъективных интерпретаций, самооценок и притязаний с миром объективной социальной реальности.

Использование общенаучного принципа дополнительности позволяет преодолеть ограниченность эвристических возможностей нормативного и интерпретативного подходов и избежать односторонности в понимании педагогических феноменов, дополнив структурно-функциональное осмысление воспитания интерпретативно-понимающим (что с успехом реализовано в педагогических концепциях В. П. Вахтерова, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, Х. Лийметса, А. В. Мудрика, Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, Н. Л. Селивановой, И. Д. Демаковой и др.). Дуальный характер человеческой природы и социальности с необходимостью предполагает реализацию в социальном воспитании разнообразных стратегий, ориентирующих человека на безусловный учет как требований и норм окружающего социума (нормативный план социального воспитания), так и – по возможности – на бесконфликтное осуществление субъективных желаний и потребностей конкретного человека в реальной социальной ситуации (интерпретативный план социального воспитания).

Таким образом, сущность социального воспитания раскрывается в диалектической взаимосвязи нормативных (формирование знаний, умений, навыков социально одобряемого поведения, приобретение опыта такого поведения, помощь в решении задач социального функционирования в системе социально приемлемых структур) и интерпретативных (актуализация активности человека, формирование субъектной позиции, навыков социального взаимодействия, самореализация своей индивидуальности в социальных условиях, помощь в обретении индивидуального социального самоопределения) характеристик, направленных на достижение человеком социальности как реализованной цели социального воспитания.

Говоря о социальном воспитании в детских оздоровительных лагерях, очевидно его соответствие методологии подобного нормативно-интерпретативного подхода. Во-первых, это отвечает специфике современного воспитания как фрагмента социальной реальности: многомерной, противоречивой, неоднозначной в ценностном и смысловом отношениях (интерпретативный аспект). Во-вторых, не отменяет значимости целенаправленной деятельности детского оздоровительного лагеря как воспитательной организации (нормативный аспект). В-третьих, не выходит за рамки тех возможностей, которые детский оздоровительный лагерь может актуализировать в решении воспитательных задач.

Рассмотрение социального воспитания в детских оздоровительных лагерях через призму представлений о «социальной реальности» (А. Шюц) предполагает признание значимости в воспитании всего широчайшего круга реальных педагогических сюжетов, с которыми сталкивается растущий человек в процессе развития, социализации ежеминутно со всей совокупностью мира, отношений, предметов, событий, культуры и природы. Под термином «социальная реальность» А. Шюц понимает «всю совокупность объектов и событий внутри социокультурного мира как опыта обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции» [1, с. 530] (выделено нами – Т.Р.). Для социального воспитания это означает, во-первых, существенность всего обыденного, происходящего с ребенком и взрослым в лагере в том виде, как оно есть. Все наполнено воспитательным смыслом. В связи с чем возникает задача, как этот воспитательный ресурс использовать. Во-вторых, целеполагание социального воспитания связано с формированием установки на имеющийся опыт и отношения. Причем отношения к миру и с миром строятся на принципах целостности человека и мира, общности всех со всеми. В-третьих, на первый план содержания социального воспитания выдвигается задача установления коммуникации с реальным миром через его восприятие, познание, преобразование.

На уровне методологии для социального воспитания в детском оздоровительном лагере актуальными становятся положения антропологического подхода (В. Беннинг, О. Больнов, В. Максакова, А. В. Мудрик, И. А. Колесникова, Л. А. Степашко и др.), которые обращаются к пониманию сущности человека в совокупности индивидной, субъектной, индивидуальной и личностной проекциях. При понимании цели и задач воспитания речь должна идти не столько о развитии личности, сколько о развитии человека, что меняет смыслы цели и содержания деятельности. Второе положение, имеющее для социального воспитания значение методологического, связано с признанием обеспечения прав и интересов ребенка как субъективного фактора развития (К. Д. Радина). Ответ на вопрос: каковы потребности и особенности детства в разном возрасте – должен быть определяющим для реализации вышеозначенного права на развитие.

На уровне содержания социальное воспитание в детских оздоровительных лагерях актуализирует такое поле и пространство повседневности, которое позволяет ребенку и взрослому как представителям мира людей во всей своей совокупности (на физическом, психическом духовно-нравственном, социальном уровнях) реализовать свои права на развитие. В условиях детского оздоровительного лагеря такое содержание может быть связано, во-первых, с освоением экологического, исторического, культурологического краеведения; во-вторых, с поддержанием своего здоровья; в-третьих, с развитием социальности как способности социального самовыражения.

На организационно-методическом уровне в социальном воспитании в детских оздоровительных лагерях чрезвычайно актуализируются проблемы планирования (с учетом включения детей и вожатых в целеполагание своей повседневной жизни), проектирования, диагностики. Детские оздоровительные лагеря представляют широкие возможности для обучения взаимодействию как формированию и развитию у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоению им способов практической реализации этой готовности. Специфика детских оздоровительных лагерей в том, что обучение взаимодействию осуществляется непосредственно в процессе организации жизнедеятельности (используя технологии КТД, проектной деятельности, технологии принятия групповых решений, разрешений конфликтов). Особую роль в решении задач социального воспитания в детском оздоровительном лагере приобретают традиции, которые находят свое выражение в прямых и косвенных формах: девизы, лозунги, заповеди, кодексы, летописи, символы, ритуалы, церемонии, программные документы, форма. Все это формирует быт детского оздоровительного лагеря, который является достаточно информативным каналом передачи социального опыта. Детские оздоровительные лагеря выступают как институт неформального образования, как воспитательная организация со своей культурой, укладом, особенностями отношений и деятельности. Таким образом, детский оздоровительный лагерь создает систему средств и мер, обеспечивающих самореализацию детей и подростков в различных видах деятельности по развитию социальной компетентности, социальной активности, социальной инициативности, социальному самоопределению, выступая институтом социального воспитания.

Список литературы

1. Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках / А. Шюц //Американская социологическая мысль: Тексты. – М. : Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.

УДК 374

Н. П. Аникеева, Н. Н. Киселев

Новосибирский государственный педагогический университет

Информационный процесс в условиях детского лагеря в аспекте волнового подхода

В статье кратко освещаются основные теоретические положения волнового подхода и их реализация в работе летнего лагеря.

Человеческое взаимодействие всегда происходит как обмен психической энергией. В современной экоэтике это называется информационно-энергетическим обменом. При этом учитывается не только феномен сознания, но и интуитивный канал восприятия.

В физике известны четыре вида фундаментального взаимодействия: гравитационное, электромагнитное и два квантовых (сильное и слабое). Однако они не объясняют феномены сознания. Выдвинутые в двадцатом веке рядом авторов гипотезы позволяют говорить о достаточной реальности пятого вида фундаментального взаимодействия. Исследователь В. Н. Волченко в своем исследовании рассматривает эти гипотезы [1]. К примеру, Н. А. Козырев объясняет работу нейронной сети головного мозга, где психоны (сверхлегкий газ), обладая значительной длиной «фазовой волны», воспринимают поток информации раньше, чем собственные клетки.

Интересно рассмотреть волновой механизм в аспекте распространения информации. При характеристике волновых процессов прежде всего выделяются такие явления, как дифракция и интерференция. Дифракция (разложение) – огибание препятствия, приводящее к образованию максимумов и минимумов. Такое явление мы наблюдаем при преднамеренном искажении информации, распространении слухов, передаче информации тому человеку (группе), которые ее модифицируют или девальвируют.

Интерференции («интер» – между) – сложение волн, усиление в одних точках пространства и ослабление в других, в зависимости от разности фаз интерферирующих волн. Такой процесс можно зафиксировать, когда однотипная информация трансформируется через разные каналы («фазы»): СМИ, на лекциях, с плакатов, через фильмы и т. д.

Как первый, так и второй волновой процесс могут вызвать как положительное, так и отрицательное отношение личности и группы к полученной информации, т. к. отношение определяется прежде всего возникающими эмоциями. П. В. Симонов в своей информационной теории эмоций показал их зависимость от того, какой уровень информации получен человеком: необходимом и недостаточном. Чем больше недостаток необходимой информации, тем выше уровень полученной информации (по сравнению с необходимой), тем выше вероятность переживания позитивных эмоций.

Б. Ф. Поршнев ввел категории «Мы» и «Они» для характеристики отношений личности и группы к источнику информации. «Мы» он рассматривает как фильтр доверия. Информация, исходящая от «наших», воспринимается как истинная, в отличие от известий, поступающих от «них» [4].

В условиях воспитательного пространства создание атмосферы «Мы» («наш» лагерь, «наши» традиции) – главное условие создания позитивных установок получаемой информации. В этой атмосфере достаточно легко пользоваться как механизмом дифракции (создание «препятствий»), так интерференции (усиление) информационных волн.

В воспитательном процессе не оказывает педагогического воздействия прямолинейная «лобовая» информация. В противовес ей можно использовать «обходную» (дифракция) методику – игровую. Признанные лидеры современной игровой педагогики в условиях детского летнего досуга С. А. Шмаков и О. С. Газман максимально использовали игровые «дифракционные фильтры». В игре ребенок не чувствует себя объектом воспитания, он – субъект деятельности в различных позициях: градостроитель в «Городе мастеров», акробат в цирке «Арена смелых и умелых», улан в «Бородинском сражении» и т. д. Игра – лучшее средство, скрывающее педагогические воспитательные подтексты, а потому всегда эффективное. Не надо призывать детей: «Будьте самостоятельными! Будьте инициативными!» и т. д. Игровая ситуация, подкрепленная соответствующей ролью, позволит ребенку самому прожить и принять эту информацию. П. В. Симонов, выделяя в психике человека такие подструктуры, как сознание, подсознание и сверхсознание, подчеркивал, что учение ориентировано на сознание, воспитание – на подсознание, а игра – на сверхсознание [5]. Именно последнее обеспечивает творческий подъем. Недаром Л. С. Выготский утверждал, что в игре ребенок на голову выше самого себя [2].

Мастерски организованная игровая атмосфера создает чувство «Мы», особое эмоциональное поле с положительным зарядом. Если такой атмосферы нет, то никакие игровые ухищрения руководителя не вызывают доверия. Пример тому – сюжет блестящего фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», где «лобовой» призыв начальника пионерского лагеря: «Главное – дисциплина!», скандируемый по его повелению всеми детьми на линейке, приводит к обратному результату. Информационные волновые «максимумы» отражаются в сознании как активный поиск путем преодоления запретов администрации.

Информационный процесс, с точки зрения волнового подхода, важно учитывать в оценочных ситуациях в детском коллективе. Источниками оценочной информации являются обычно администрация, педагоги и вожатые, и сами ребята; имеется в виду, что объектами оценивания являются конкретные дети, и сама оценка (положительная) достается одним и тем же детям. Ситуация успеха как важнейшее условие коррекции поведения «трудных» детей предусматривает обязательное дозированное присутствие позитивного оценивания. При этом необходимо включение ряда источников позитивной оценивающей информации. В дозированном виде, т. к. информационный максимум может вызвать подозрение, особенно у подростков, в преднамеренном воспитательном воздействии. При этом немаловажен и разноплановый «посыл» информационных оценочных волн: от администрации к вожатым и родителям, от вожатых – к родителям и членам отряда (как бы помимо самого объекта оценивания). Получая прямую и сраженную позитивную информацию, ребенок испытывает переживание эмоционального благополучия. Особенно это эффективно срабатывает, если учитывается прием А. С. Макаренко – «авансирование личности».

Успешное позитивное оценивание возможно в условиях сплоченного педагогического коллектива детского лагеря, который инициирует и здоровый психологический климат в детском коллективе. Н. Н. Киселев ввел понятие «волны отношений» как технологии создания стиля взаимоотношений в летнем лагере [3].

Суть данной технологии заключается в том, что необходимый для воспитания оптимистический стиль жизни, стиль отношений создается с помощью особых приемов, посредством расширяющегося круга личностно значимых коллективных взаимоотношений, распространяющихся от центра к периферии, захватывая все большее количество людей. «Импульсом», запускающим «волну отношений», становится команда, группа единомышленников, находящаяся в «эпицентре» коллектива. Часто они являются просто близкими друзьями. Эту команду можно охарактеризовать как инициатора создания в лагере психолого-педагогического эффекта «Мы». Обозначим этапы технологии:

1. Олицетворение «Мы» в лагере динамично: вначале это ядро круга, команда единомышленников, далее, в организационном плане, – это отряд вожатых. Ничего особо не объясняя, команда демонстрирует всем окружающим желаемый стиль отношений и поведения, присущий данному ядру и желательный в лагере, а именно: раскованность, творчество, игра, общность ценностей, в число которых входит и данный лагерь как самостоятельная ценность и др. Тем самым создается модель «идеальных» отношений, модель жизнедеятельности, что является особо важной идеей педагогики отношений. Так, если взять проблему в предельно обобщенном виде, осуществляется управление процессом распространения «волны отношений».

2. Следующий круг отношений захватывает вожатский отряд, который, как правило, в значительной степени обновляется каждое лето в большинстве лагерей. Происходит увеличение, разрастание эффекта «Мы». Для того чтобы «волна пошла», здесь уже недостаточно только демонстрации «идеальных» отношений: как правило, нужна еще и особым образом сориентированная на эту задачу деятельность. Такая деятельность должна базироваться на поддержке со стороны административного руководства и ядра коллектива: эмоциональной и методической.

Первая включает создание эмоциональной защищенности для каждого конкретного члена педагогического коллектива, когда руководством ставится задача добиться того, чтобы каждому вожатому было хорошо в лагере, чтобы он получал эмоциональное удовлетворение от своей работы. Вожатый, находящийся по каким-либо причинам в неблагоприятной эмоционально-психологической ситуации, сразу же попадает в «зону особого внимания» руководителей коллектива, которые стараются создать условия для быстрого и безболезненного выхода из кризиса.

И здесь принципиально важен второй уровень поддержки – методический, на котором осуществляется все, чтобы вожатый чувствовал себя уверенно в деятельности (оказывается помощь в освоении основ деятельности, ее форм, особенностей и т. п.).

Важнейшую роль в формировании вожатского отряда играют вожатские «огоньки», где у вожатых имеется возможность снять эмоциональное напряжение, расслабиться и одновременно, косвенно, исподволь, усвоить определенные нормы отношений в коллективе, получить практические навыки и модели организации творческой деятельности.

3. Задача вожатых – создать единую общность с детьми, т. е. из «Мы» и «Они» создать единое «Мы». Только при условии создания этого обобщенного «Мы» образуется действующая модель «желаемых» человеческих отношений, действительно имеющих высокий воспитательный потенциал.

Таким образом, третий круг выстраиваемой «волны отношений» распространяется на детей. Срастание детского и взрослого «Мы» происходит через совместную деятельность, в том числе игровую, коллективно-творческую, через традиции лагеря.

Одна из значимых традиций в лагерях, курируемых кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного, социального образования – творческие дела. В каждом сезоне предполагается своя «изюминка» – новое творческое дело. Создание новых идей и их трансляцию также можно рассмотреть в аспекте волнового процесса, условно выделив следующие этапы создания идей. На первом этапе – идеи конструируют вузовские педагоги и информируют вожатский отряд. Однако по прошествии нескольких сезонов студенты (вожатский отряд) сами выдают идеи, сценарии и транслируют их педагогам. Идет смена источников волн. Затем, на втором этапе, уже обобщенная идея объединенными усилиями (интерференция информационных волн) передается детям. Третий этап, когда идеи созревают в детском коллективе с помощью вожатых – это новый источник «волнового творчества», результат содержательной педагогической работы, грамотного конструирования волновых информационных векторов.

Список литературы

1. Волченко, В. Н. Миропонимание и экоэтика XXI века / В. Н. Волченко. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001.

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 12–25.

3. Киселев, Н. Н. Волна отношений в детском оздоровительном лагере / Н. Н. Киселев, Е. В. Киселева // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2002. – № 2. – С. 28–30.

4. Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история / Б. Ф. Поршнев. – М. : Наука, 1979.

5. Симонов, П. В. Мотивированный мозг / П. В. Симонов. – М. : Наука, 1987.

УДК 374 + 37.0

С. Г. Дехаль

Всероссийский детский центр «Океан», г. Владивосток

Временный детский коллектив: признаки, функции,педагогические механизмы

Автор представляет историю научных исследований, связанных с теорией временного детского коллектива. Раскрываются признаки временного коллектива, функции и педагогические механизмы воздействия коллектива на личность.

В педагогической литературе «временный детский коллектив» понимается как общество детей и педагогов кратковременного автономного существования, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью. Этот термин используется для обозначения коллективов кружков, клубов по интересам, выездных сборов, отрядов в летних лагерях.

Установлено, что временный коллектив, как всякий воспитательный коллектив, существует и развивается в соответствии с основными законами жизнедеятельности коллектива (О. С. Газман, П. Н. Дербенев, А. Г. Кирпичник, Л. К. Кленевская, К. Н. Травинин); перед ним стоит строго определенная цель; он обладает содержанием жизнедеятельности, структурой формализованных и неформализованных отношений (О. С. Газман, Т. В. Говорун); ему свойственны определенные этапы и закономерности процесса коллективообразования (О. С. Газман, А. Г. Кирпичник); в нем могут осуществляться идеи дополнительного образования (О. С. Газман), он имеет возможности социализации и социальной реабилитации (Л. В. Ершова, З. И. Лаврентьева).

Ряд ученых – К. Н. Волков, О. С. Газман, П. Н. Дербенев, К. Н. Травинин, К. Д. Радина, С. А. Шмаков – считают, что факт скоростного созревания временного коллектива в летнем лагере позволяет рассматривать его как своеобразную модель детского коллектива вообще. Более того, изучение отношений в коллективе (Б. Я. Гиндис) показало: кратковременные коллективы по уровню достигаемого в них развития коллективистских отношений не уступают постоянным; за короткий период лагерной смены можно создать детский коллектив, отвечающий самым высоким требованиям.

Данный процесс разворачивается на фоне особенностей временного детского коллектива, выделенных и изученных в психолого-педагогических исследованиях и в определенной степени оказывающих влияние на этот процесс. Различные авторы отмечают существенные особенности временного детского коллектива.

Кратковременность существования (Ю. В. Бураков, О. С. Газман, Б. Я. Гиндис, А. Г. Кирпичник). Срок существования ограничен относительно небольшим временным периодом. Психологическое содержание кратковременности коллектива заключается в том, что за такую длительность существования коллектива не происходит существенных возрастных изменений (Б. Я. Гиндис). Несмотря на это, при педагогическом сопровождении, как свидетельствуют специальные исследования, при наличии значимой цели, насыщенной общественно полезной деятельности, а также ряда других условий, кратковременное общество способно приобрести характеристики относительно зрелого, действующего как единое целое коллектива. Кроме того, кратковременность имеет влияние на многие процессы, характеристики и состояния временного детского коллектива.

Динамичность, интенсивность процессов жизнедеятельности (О. С. Газман, В. П. Ижицкий). Кратковременность является «объективной предпосылкой особого динамизма деятельности и общения». Происходит своеобразное «сжатие» во времени тех процессов общения, взаимопознания и групповой дифференциации, которые в постоянных коллективах идут на протяжении больших временных промежутков, то есть получение результатов, достижение цели – за более сжатые сроки.

Сборность состава (учащиеся разных классов, школ, районов, регионов). Этот фактор имеет влияние на поведение подростков, организацию жизни коллектива, его функций и воспитательных возможностей (Ю. В. Бураков, О. С. Газман, А. Г. Кирпичник). Психологический смысл (Б. Я. Гиндис) заключается в том, что актуализируется потребность в «узнавании» окружающих, активизируются социально-перцептивные процессы. Этим обосновывается внутренняя потребность в деятельности, утоляющей «информационный голод», исходя из которой вытекает высокая интенсивность значимого общения, его эмоциональный и интеллектуальный характер в процессе деятельности (Б. Я. Гиндис, В. Д. Иванов).

Автономность существования (ослабление влияния семьи, класса, друзей), «отрыв от прежних связей, зависимостей и концентрация различных форм деятельности и общения внутри относительно изолированной от привычного окружения среды». Создает благоприятные условия для проведения единого педагогического воздействия и способствует интенсификации воспитательного процесса (О. С. Газман), а также оптимальные условия для педагогического управления, круглосуточный контроль воспитателей.

Четко обозначенное пространство жизнедеятельности, социально-педагогическая среда (О. С. Газман, Т. В. Говорун, В. Д. Иванов, А. Г. Кирпичник, Л. Н. Кленевская, А. И. Рябинин): культурно-средовый комплекс, обеспечивающий комплексность педагогического влияния (материально-предметная среда, содержание воспитательной деятельности, единый педагогический коллектив как организатор социально-педагогического пространства, направленного на развитие личности). Особенностью социально-педагогической среды является ее воспитывающий, настраивающий характер; все элементы ее объединены общей идеей.

Коллективный характер жизнедеятельности (О. С. Газман, Г. С. Голиневич, В. П. Ижицкий, А. Г. Кирпичник, К. И. Травинин и др.): значимость коллектива для формирования жизненных планов старшеклассников (К. В. Вербова) и целей их деятельности, влияние направленности коллектива, его ценностей на жизненные устремления и формирование интересов старшеклассников; на признание в социозначимых сферах деятельности и т. д. Доказано, что особенностью временного детского коллектива являются самостоятельность и самоуправление. Дети становятся организаторами собственной жизнедеятельности, что способствует инициированию, рождению целей и последовательной их реализации (В. П. Бедерханова, Ю. В. Бураков, К. Н. Волков, О. С. Газман, В. Д. Иванов). Основные принципы коммунарской методики: «сами планируем, сами придумываем, сами проводим, сами анализируем», – являют собой алгоритм коллективной деятельности.

Более насыщенная эмоционально-психологическая атмосфера (Б. Я. Гиндис, С. В. Ерохин, В. П. Ижицкий): новизна ощущений, высокая контактность, разнообразная деятельность, динамизм событий свидетельствуют и о насыщенности эмоциональной сферы. Этим объясняются особенности восприятия происходящего в разные периоды смены. Так, более положительный настрой вначале способствует более высоким оценкам себя и коллектива (Б. Я. Гиндис), что становится причиной конфликтности. Высокий уровень эмоционального накала приводит к кризисным явлениям в коллективных отношениях. Следовательно, учет состояний участников смены и их корректировка требуют особых знаний для того, чтобы негативные последствия не стали помехами, рисками в достижении педагогических результатов. Более того, С. В. Ерохин доказал, что эмоциональную сферу подростков, включающую эмоции, чувства, самооценку и тревожность, можно развивать в условиях временного детского коллектива при создании специальных социально-педагогических условий. Цели данного процесса заключаются в актуализации положительных эмоциональных состояний (удовлетворение интеллектуальной, познавательной потребности, удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, чувство радости от открытия нового и т. д.). Преодоление подростком страхов, неуверенности в себе способствует повышению самостоятельности, большей включенности в разнообразные виды деятельности.

Четко обозначенная функциональность (Ю. В. Бураков, В. Д. Иванов). Обобщенный анализ научных работ по проблемам временного детского коллектива позволил выделить свойственные ему функции, а именно:

а) развивающая функция проявляется в реализации потенциальных возможностей старшеклассника, способствующих расширению диапазона способностей, раскрытию многообразия проявлений «Я», личностном росте;

б) социализирующая функция проявлена в приобретении социального опыта в процессе общения, деятельности, проживания в особо организованном социуме, предполагающем многообразие социальных ролей, функций, социального опыта. Особую роль играют временные детские объединения профильного типа, которые предоставляют старшеклассникам большие возможности для жизненного самоопределения в целенаправленном профессионально ориентированном ценностном пространстве;

в) реабилитационная функция как предоставление возможностей социального развития, социального поведения, социальных отношений. Предполагает укрепление веры в себя, пробы новых моделей поведения, утверждение социально активной позиции, реабилитацию себя в собственных глазах. Кроме того, временный детский коллектив является сферой социальной реабилитации для детей, имеющих предыдущий негативный опыт социального общения;

г) воспитательная функция, которая реализуется за счет автономности существования и погружения в социально-педагогическое пространство с единым аксиологическим основанием. Ограниченный контакт с окружающим миром позволяет создать педагогически управляемую микросреду, в которой есть все возможности для актуализации положительного личностного и социального опыта;

д) компенсаторная функция. Во временном коллективе, в условиях многовариантности выборов деятельности, школьники могут максимально выразить себя во взаимодействии со сверстниками, компенсируя не удавшиеся ранее возможности самопроявления.

Педагогическая поддержка в условиях временного детского коллектива рассматривается как деятельность, предполагающая помощь старшекласснику в осознании ценностей, целей и перспектив саморазвития, в организации личностно-значимой деятельности, в отборе форм и средств достижения результата, в создании условий для включения в деятельность, в обучении навыкам саморегуляции, положительного настроя на самоактуализацию (О. С. Газман, И. Г. Доценко, Н. Е. Коробкина и др.). Поддерживающую функцию имеет и фасилитирующая роль педагога в воспитании личных и коллективных устремлений, определении целей деятельности. От педагога зависит, по А. С. Макаренко, «мажор в коллективе – проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и в своем будущем»; по О. С. Газману: «совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».

Временный детский коллектив априори имеет педагогический смысл, но особенности его существования обостряют значение педагогической поддержки для получения желаемого результата.

Организация педагогической (воспитывающей) среды (Б. Б. Гусев, А. В. Джеус, А. И. Рябинин), направленной на усиление непосредственного и опосредованного воспитательного влияния на объект воспитания, является одним из важных педагогических механизмов временного детского коллектива. Важным для нас является то, что воспитывающая среда обеспечивает «культурные условия» развития личности, создает «культурную стимуляцию» социального поведения и самоопределения старшеклассников (А. И. Рябинин). Следовательно, создает предпосылки для эффективного достижения результата коллективного воспитания.

В числе важных факторов успешности функционирования временного детского коллектива стоит целенаправленная подготовка педагогических кадров и управленческой команды. По мнению И. Г. Доценко, для того чтобы стимулировать и организовать стремление личности к самосовершенствованию, воспитательная деятельность педагогов должна стать тождественной деятельности управленческой. С. И. Панченко выделил в структуре деятельности отрядного вожатого гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный компоненты. Предварительная профессиональная подготовка вожатых – необходимое условие успешности кратковременного педагогического процесса и значимый фактор формирования временного детского коллектива.

Дополнительно мы проанализировали взгляды ученых на риски временного детского коллектива. Г. Н. Прозументова, анализируя «силу» и «слабость» временности коллектива, пришла к выводу, что, наряду с положительным значением (замкнутая педагогическая технология от задачи до результата, вдохновляемая «духом» коллектива), он имеет отрицательное влияние. Эта модель/образец находится в известной изоляции, противопоставлении «нормальной», обычной жизни, не только окружающей, но и жизни каждого из коммунаров. Модель новых отношений соотносится с определенной ситуацией (педагогической, социальной), с определенными условиями, в этом ее сила: в конкретности воплощения идеала, и именно поэтому данный «образец» не жизнеспособен в других условиях. Она утверждает, что формирование личностной определенности возможно в том случае, когда коллективное взаимодействие становится способом осуществления, способом реализации личных целей, ведущих жизненных стремлений личности.

В контексте заявленного, удерживая во внимании то, что в современных условиях временный детский коллектив становится средством для самореализации и самоосуществления личности, мы сделали следующий вывод: процессы временного коллектива могут быть воспроизведены в других условиях, если будут основываться не на репродуктивном переносе, а на вычленении и личностном усвоении технологии целеполагания, апробированной на собственном опыте при погружении, включении в коллективную целеполагающую деятельность (включенное наблюдение), аналитическом осмыслении ее на предмет использования в качестве инструмента собственного целеполагания.

Педагогические потенциалы временного детского коллектива актуализируются, если учреждение, на базе которого развивается временный детский коллектив, целенаправленно использует их и наполняет ценностными основаниями, то есть, является интегратором ценностей и педагогически организованной цели.

УДК 374 + 37.0

А. А. Маслов

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

Социально-педагогические технологии в организации досуга детей и подростков

Автор раскрывает воспитательные возможности таких технологий досуговой деятельности детей и подростков, как коллективно-творческая деятельность и игра.

До сих пор в обществе распространено представление о досуге как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» в противоположность учению, общественной работе, труду. Однако досуг всегда деятельностен. Досуговая деятельность отличается абсолютной добровольностью. Заставить детей заниматься досугом невозможно. Возможно приохотить к нему. Досуг опирается на принцип удовольствия, на чувственную основу приятных ощущений, переживаний, мыслей. Досуг это удовлетворение личных интересов и притязаний детей. Закон досуговой деятельности сублимация, то есть процесс преобразования и переключения энергии аффективных (душевных, страстных, эмоциональных) влечений, волнений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Детям свойственно все опробовать: собирательство, коллекционирование, спорт, мир музыки, книги, туризма, технического творчества. Оценка того или иного досугового явления зависит у детей от системы ценностей. Каждый ребенок субъект свободного времени, он «сам по себе», и этого не надо бояться. Досуговая практика опыт самоценной личности. Нетерпимость к детским увлечениям делает их жизнь тоскливой. У многих детей нет способа заявить о своих предпочтениях. Школьная и государственная системы сами «знают»^ что нужно детям и кому конкретно. Так появляется «болото» досуга, а то и просто «антидосуг» или досуг подворотен.

Общество переходит в новое состояние. Процесс этот болезненный, порою трагичный. Нестабильность привносит шатания и в сферу воспитания. Для ребенка общество это то, что рядом с ним: его семья, соседи, друзья, учителя. И в этом общественном окружении достаточно стабильным остается досуг. Он, досуг, мост в большой мир, обеспечивающий дополнительное образование и развитие. Он пронизан, переполнен образами жизни. Суть досуга поддержать ребенка как человека и как деятеля. Громадный опыт развития цивилизации случайностей не допускает. «Досуг ребенку друг», «Живи не скупись, досугом делись», «Умей дело делать, умей и позабавиться», «У нашего молодца нет забавам конца», «Что кого веселит, тот про то и говорит», «Хороший досуг мудрости круг», наконец, «Приобретешь на досуге пригодится в жизни», так говорит народная мудрость.

Понятием «досуг» следует обозначать пространство, время, содержание творческих интересов и занятий детей, выходящих за пределы их учебной деятельности. В науке эту сферу, где пересекаются пространство, время и содержание независимой деятельности, называют рекреативной, то есть сферой активного отдыха, восстановления физических, психических и духовных сил, а также удовлетворения и развития творческих способностей и интересов.

Досуг это сфера антиконформного творчества. Известный американский этолог (этология – наука о врожденных формах поведения) Д. Морисе пишет: «Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых… Если бы процессы, с которыми они связаны, – чувство удивления и любопытства, тягу к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от возрастного увядания, если бы можно было добиться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество».



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст