Тарификация работ с учетом требований единого тарифно-квалификац

ЛЕКЦИЯ № 4

ТАРИФИКАЦИЯ РАБОТ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ,

А ТАКЖЕ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ПО ДОЛЖНОСТЯМ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

Зайцева Л. В.

Канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права

Института государства и права Тюменского государственного университета

Тарификация работ — отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда. Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Разряды работ и рабочих используются при организации оплаты их труда в организациях.

Системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Кроме того, для бюджетных организаций всех уровней Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению систем оплаты труда.

В организациях с бюджетным финансированием применяется тарифная система оплаты труда.

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда — системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Правительством РФ могут устанавливаться базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, под которым понимаются минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работника государственного учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Такие группы утверждаются федеральным органом, исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

Основой тарифной системы является тарифная сетка — совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов (ст. 143 ТК РФ). До декабря 2008 года заработная плата работников бюджетной сферы определялась Единой тарифной сеткой, порядок ее применения регулировался постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки». В связи с внедрением отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы, ЕТС в настоящее время отменена. Вместе с тем, определение размеров оплаты труда бюджетников, в том числе и базовых окладов и тарифных ставок, осуществляется на прежней основе тарификации работ и тарификации работников.

На основе ЕТКС тарифицируются рабочие, занятые в различных отраслях, производствах и видах работ, предусмотренных структурой Единого справочника.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированы в разделы по производствам и видам работ.

По ЕТКС не тарифицируются рабочие, права и обязанности которых регламентируются уставами и специальными положениями, такие, как рабочие локомотивных бригад, работники летного состава, плавсостава, служб МЧС и др.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих установлены применительно к шестиразрядной тарифной сетке, за исключением отдельных случаев, указанных в соответствующих характеристиках. Разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учета условий труда.

Тарифно-квалификационные характеристики, приведенные в справочнике, содержат описание основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих. Конкретное содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями или другими документами.

В тех случаях, когда для той или иной профессии в справочнике предусматривается несколько разрядов, а следовательно, и тарифно-квалификационных характеристик, рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного ему разряда, должен обладать знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации этой же профессии. Поэтому те работы, которые приведены в тарифно-квалификационных характеристиках более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не указываются.

Тарификация работ на предприятиях проводится на основе тарифно-квалификационных характеристик ЕТКС путем сопоставления или приравнивания содержания тарифицируемой работы с соответствующими работами-аналогами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках.

Вопрос о присвоении или повышении рабочему квалификационного разряда непосредственно связан со сложностью самостоятельно выполняемых им работ и уровнем его профессиональной подготовки, полученным непосредственно на производстве или в учебных заведениях профессионального образования.

Квалификационные разряды молодым рабочим — выпускникам профессиональных образовательных учреждений по соответствующим профессиям, определяемым централизованно, присваиваются государственными квалификационными (аттестационными) комиссиями образовательных учреждений в соответствии с уровнем теоретической и профессиональной подготовки учащихся и результатами квалификационных экзаменов.

Присвоение разрядов рабочим, получившим профессиональную подготовку непосредственно на производстве через образовательные подразделения предприятия, а также повышение разрядов рабочих в процессе их трудовой деятельности осуществляется общезаводскими или цеховыми квалификационными комиссиями, создаваемыми на предприятиях.

Рабочий при сдаче квалификационной комиссии экзамена по той или иной профессии должен в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики определенного разряда ответить на вопросы из раздела характеристики «Должен знать», самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделах «Характеристика работ» или «Примеры работ» устанавливаемого разряда из числа имеющихся на данном предприятии. Кроме того, на экзамене проверяется знание рабочих инструкций, технологических карт, регламентирующих выполнение соответствующих работ, знание технологических процессов выполняемой работы, правил технической эксплуатации и ухода за оборудованием, правил охраны труда и т.д.

На основании заключения квалификационной комиссии рабочему присваивается разряд по соответствующей профессии, что оформляется документально и заносится в его трудовую книжку.

Квалификационный разряд рабочего, установленный общезаводской или цеховой квалификационной комиссией предприятия, действителен на данном предприятии. При переходе рабочего на другое предприятие вопрос о необходимости или нецелесообразности подтверждения его разряда на новом месте работы через квалификационную комиссию решается администрацией предприятия.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37. Квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, регламентирующим содержание выполняемых функций работников, способствующим обеспечению оптимальной технологии трудовой деятельности, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.

Справочник классифицирует служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наименования должностей служащих, квалификационные характеристики которых включены в Справочник, установлены в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 года.

Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

Квалификационные характеристики на предприятиях, в учреждениях и организациях могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов — должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также их прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

В характеристиках должностей специалистов предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Квалификационные категории по оплате труда специалистов устанавливаются руководителем предприятия, учреждения, организации. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности, и др.

В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей руководителей предприятий, учреждений и организаций решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

Применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование «старший» не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.

Должностные обязанности «ведущих» устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2 — 3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.

Квалификационные характеристики должностей начальников (заведующих) отделов служат основой при определении должностных обязанностей, требований к знаниям и квалификации руководителей соответствующих бюро, когда они создаются вместо функциональных отделов (с учетом отраслевых особенностей).

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации. При этом особое внимание уделяется качественному и эффективному выполнению работ.

Аттестация служащих — процедура установления соответствия работника занимаемой должности, а также его тарификации, т.е. определения разряда (размера) оплаты. Аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие всех отраслей.

Основными критериями, подлежащими оценке при проведении аттестации, служат квалификация работника, его деловые качества, результаты, достигнутые работником при выполнении должностных обязанностей.

Аттестация служащих проводится в соответствии с отраслевыми положениями об аттестации, в которых предусмотрены количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке деловых качеств и квалификации работников и решении вопроса об установлении им разрядов оплаты.

В ходе аттестации учитываются как показатели и характеристики, общие для всех категорий работников, — уровень образования, объем специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должностях, — так и специфические показатели для каждой отрасли либо профессионально-квалификационной группы служащих. К этим по­казателям относится, например, самостоятельность и качество выполнения должностных обязанностей, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем, а также умение оценивать труд подчиненных, обеспечивать руководство их работой, реально осуществляемый масштаб руководства и т.д.

Аттестация предусматривает определенный порядок ее подготовки и проведения. Подготовка к аттестации организуется администрацией учреждения, предприятия при участии профсоюзных организаций и включает следующие мероприятия: подготовку необходимых документов на аттестуемых, разработку графиков проведения аттестации, определение состава аттестационных комиссий, а также организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

На каждого аттестуемого его непосредственным начальником или руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку работника: соответствие профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; профессиональную компетентность; отно­шение к работе и выполнению должностных обязанностей; показатели результатов работы за прошедший период.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. В первую очередь аттестуются руководители подразделений учреждения, организации, предприятия, затем подчиненные им работники. В состав аттестационной комиссии в качестве ее председателя входит, как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия, а в качестве членов комиссии — руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзной организации.

Оценка деятельности работника и рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием членов комиссии в отсутствие аттестуемого. Результаты аттестации, т.е. оценка работника и рекомендации комиссии, заносятся в аттестационный лист работника, который наряду с представлением на работника хранится в его личном деле.

По результатам аттестации комиссия выносит рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты. Результаты аттестации утверждаются приказом по предприятию (организации), о чем делается запись в трудовой книжке работника.

При введении в организации новой системы оплаты труда могут создаваться тарификационные комиссии для проведения работы по определению должностных окладов (окладов) работников. Решения о порядке формирования и деятельности таких комиссий в государственных учреждениях принимаются соответствующими органами государственной исполнительной власти (Российской Федерации или субъектов Российской Федерации), в муниципальных учреждениях – органами местного самоуправления, в остальных организациях – по решению работодателя (его представителя).

Контрольные вопросы

Что такое тарификация работ и тарификация работников?

Каковы цели тарификации?

Каков порядок утверждения квалификационных справочников и квалификационных характеристик?

Назовите элементы квалификационных характеристик по рабочим профессиям.

Как осуществляется тарификация рабочих?

Какова структура квалификационных характеристик по должностям служащих?

Каков порядок тарификации служащих?

Назовите основные правила проведения аттестации служащих.

Рекомендуемая литература

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ – По сост. на 30 декабря 2008 г.

О порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. №787

Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек: Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69 // Российская газета. – 19.11.2003. — № 235.

Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: Постановление Госкомстата РФ от 06.04.2004 г. № 26 // Бюллетень Минтруда. – 2004. — № 5.

Об утверждении «Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР»; раздела «профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1: Постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 31 января 1985 г. №31/3-30Г (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 31.07.2007 №497, от 20.10.2008 № 577)

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 1. Раздел: «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» (в ред. Приказов Минздравсоцразвития РФ от 31.07.2007 №497, от 20.10.2008 №577)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих: Утв. Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. №37 (в ред. Постановлений Минтруда РФ от 21.01.2000 №7, от 04.08.2000 №57, от 20.04.2001 №35, от 31.05.2002 №38, от 20.06.2002 №44, от 28.07.2003 № 59, от 12.11.2003 №75, Приказов Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2005 №461, от 07.11.2006 №749, от 17.09.2007 №605, от 29.04.2008 №200)

Об утверждении порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 9 февраля 2004 г. N 9.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. №367) (с изменениями №№ 1/96, 2/99, 3/2002, 4/2003, 5/2004) //Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, ОК 016-94, Минтруд России, 1995.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/В.В. Глазырин, Т.С. Духовная, В.В. Глазырин, Т.С. Духовная, Н.М. Исаева и др.; под ред. В.И. Шкатуллы. — 5-ое изд., перераб. – М.: Норма, 2007. — 721 с.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации/ О.В. Абрамова, М.А. Бочарникова, З.Д. Виноградова и др.; под ред. Ю.П. Орловского.- 4-ое изд., испр., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 628 с.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / О.М. Буянова, К.Н. Гусов, М.Л. Захаров, Ю.Н. Полетаев и др.; под ред. К.Н. Гусова. – 7-ое изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 414 с.

PAGE

PAGE 1