Тактическая подготовка начинающих дзюдоистов с применением компь

На правах рукописи

Шахов Артем Александрович

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НАЧИНАЮЩИХ

ДЗЮДОИСТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ

КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

13.00.04 — Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва — 2006

Работа выполнена на кафедре

теории и методики борьбы и восточных единоборств

ФГОУ ВПО «Российский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма»

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент Табаков Сергей Евгеньевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Попов Олег Игоревич

доктор педагогических наук, профессор Левицкий Алексей Григорьевич

Ведущая организация:

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта

Защита состоится «___»________2006 г. в ____часов на заседании диссертационного совета К.311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105 122 г. Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Автореферат разослан «___»_________2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцентИ.В.Чеботарева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Значение тактики и тактической подготовки в современном спорте огромно. Особенно велика роль тактики в таких видах спорта, как спортивные игры и единоборства, недаром их называют «тактическими видами спорта» (Л.П. Матвеев, 1978).

При современном уровне развития дзюдо трудно переоценить важность тактической подготовки. Поэтому одной из основных составляющих подготовки дзюдоиста является тактическая подготовка. Однако в теории и практике обучения тактике есть множество пробелов, наиболее отчетливо это проявляется на этапе начальной подготовки (Г.П. Пархомович, 1993).

На сегодняшний день подавляющее большинство начинающих дзюдоистов – дети 10-12 лет, занимающиеся в группах начальной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. Также к группе начинающих можно отнести детей, приступивших к занятиям в учебно-тренировочных группах; людей, занимающихся дзюдо в целях оздоровления; студентов спортивно-педагогических и нефизкультурных вузов, изучающих дзюдо как дополнительный вид спорта; школьников, осваивающих элементы спортивной борьбы на основе дзюдо.

Многие специалисты спортивной борьбы отмечают, что тактическая подготовка, наряду с другими видами подготовки, должна вестись с самых первых занятий (А.П. Купцов, 1978; Р.А. Пилоян, Х.К. Курбанов, 1985; Г.П. Пархомович, 1993; О.А. Сиротин, В.М. Семенов, 1995; О.Б. Малков, В.Л. Дементьев, 2003 и др.). Тем не менее, у большинства ученых нет единого мнения о том, как обучать тактике начинающих дзюдоистов, нет целостной и единой методики обучения по всем разделам тактики (тактика проведения технического действия, тактика схватки, тактика участия в соревнованиях). Они дают лишь примерное направление в обучении, зачастую рассматривая отдельные стороны тактики, практически все свое внимание уделяя группе начинающих спортсменов 10-12 лет, несправедливо забывая другие группы.

Как отмечает Л.П. Матвеев (1978), в процессе тактической подготовки спортсменов должны решаться три основные задачи: передача тактических знаний, формирование тактических умений и навыков, развитие тактического мышления. Наиболее проблемной в тактической подготовке начинающих дзюдоистов остается задача, связанная с передачей им тактических знаний. Акцент в основном делается на развитие двигательных (тактических) умений и навыков, в меньшей степени на развитие тактического мышления, хотя повышение уровня тактических знаний начинающих дзюдоистов является первостепенной задачей всей тактической подготовки. Знания должны опережать практические умения и навыки (Н.Г. Озолин, 1988).

В повышении уровня тактической образованности начинающих дзюдоистов может оказать помощь компьютерное обучение, которое имеет ряд преимуществ перед традиционными способами формирования тактического мышления, таких, как занятия лекционного и семинарского типа, чтение специальной литературы, беседы, просмотр киноматериалов. Основными аргументами в пользу компьютерных технологий обучения являются индивидуализация, наглядность, интерактивность, возможность использования комбинированных форм представления информации и реализация самостоятельного обучения, что в конечном итоге сказывается на скорости и качестве усвоения материала (И.Г. Захарова, 2003; М.В. Трофимова, 2004 и др.).

Объект исследования: тактическая подготовка начинающих единоборцев.

Предмет исследования: процесс формирования тактических знаний и умений у начинающих дзюдоистов.

Рабочая гипотеза: внедрение специализированной мультимедиа программы в процесс тактической подготовки начинающих дзюдоистов позволит качественно повысить уровень их тактических знаний.

Цель работы: разработка теоретико-методических основ тактической подготовки начинающих дзюдоистов.

В процессе исследования решались следующие научные задачи:

1. Анализ данных научно-методической литературы по проблеме тактической подготовки начинающих дзюдоистов.

2. Обобщение опыта работы ведущих тренеров по тактической подготовке начинающих дзюдоистов.

3. Изучение тактической составляющей соревновательной деятельности начинающих дзюдоистов.

4. Разработка моделей тактической подготовки и апробация технологии их реализации в различных группах начинающих дзюдоистов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: деятельностный подход в рассмотрении теории и методики тактики спортивной борьбы (Р.А. Пилоян, Г.С. Туманян, Е.М. Чумаков и др.); подход, рассматривающий тактику с позиции теории конфликтной деятельности (В.Л. Дементьев, О.Б. Малков и др.); психологические работы по тактике спортивной деятельности (Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов, А.В. Родионов); работы по обоснованию применения компьютерных технологий в педагогическом процессе (И.Г. Захарова, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, М.В. Трофимова и др.); работы рассматривающие специфику физического развития и особенности спортивной подготовки юных спортсменов (М.Я. Набатникова, В.П. Филин, Н.А. Фомин); теория научных исследований (Б.А. Ашмарин, Ю.Д Железняк, П.К. Петров); теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки (Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие научные методы: анализ научно-методической литературы, анкетирование, видеоанализ, интервью, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования. Исследования проводились с 2003 по 2006 гг. в пять этапов.

На первом этапе на основе изучения научной и научно-методической литературы была выявлена проблема, предпосылки ее решения, а также определены цель и задачи исследования.

На втором этапе проводилось анкетирование тренеров для анализа опыта тактической подготовки начинающих дзюдоистов. Всего было опрошено 50 тренеров из 12-ти регионов России.

На третьем этапе с целью уточнения структуры содержания тактической подготовки начинающих дзюдоистов был проведен сравнительный технико-тактический видеоанализ соревновательных схваток дзюдоистов мужчин и юношей 10-12 лет. Всего было проанализировано 200 соревновательных схваток: 100 — у мужчин и 100 — у юношей.

На четвертом этапе были разработаны модели тактической подготовки различных групп начинающих дзюдоистов, а также технология их реализации в учебно-спортивной практике. В частности, было разработано компьютерное обучающее пособие для начинающих дзюдоистов на основе анализа современных компьютерных обучающих программ.

На пятом этапе были проведены педагогические эксперименты, обобщены полученные результаты и сформированы выводы и практические рекомендации.

Научная новизна заключается в том, что автором впервые:

— разработаны модели тактической подготовки и технология их реализации у различных групп начинающих дзюдоистов;

— разработаны технико-тактические показатели, которые могут использоваться в качественном анализе тактической подготовленности дзюдоистов;

— создана и экспериментально проверена обучающая компьютерная программа, позволяющая повысить уровень тактических знаний начинающих дзюдоистов;

— разработаны тесты, в том числе компьютерные, позволяющие оценить уровень тактической подготовленности начинающих дзюдоистов.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты диссертационного исследования расширяют и углубляют теорию и методику тактической подготовки в спортивных единоборствах.

Практическая значимость заключается в разработке мультимедийных технологий тактической подготовки начинающих дзюдоистов.

Личный вклад автора в разрабатываемую проблему. Автором разработаны: модели тактической подготовки различных групп начинающих дзюдоистов; показатели и тесты технико-тактической подготовленности дзюдоистов; мультимедиа пособие по тактической подготовки начинающих дзюдоистов.

Основные положения, выдвигаемые автором при защите диссертации:

1. Модели тактической подготовки различных групп начинающих дзюдоистов.

2. Тесты, позволяющие оценить уровень тактической подготовленности начинающих дзюдоистов.

3. Специализированная мультимедиа программа как средство повышения уровня тактических знаний начинающих дзюдоистов.

Объем и структура диссертации. Работа содержит 156 страниц, состоит из 5 глав, выводов и практических рекомендаций. Она иллюстрирована 13 рисунками, имеет 6 таблиц и 8 приложений. Библиографический указатель включает 194 наименования, из них 8 — зарубежных авторов. К работе прилагаются 2 акта внедрения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

К начинающим дзюдоистам можно отнести несколько различных групп занимающихся или учащихся (рис. 1).

Большинство авторов рассмотренных нами научных и научно-методических работ, а также большинство опрошенных тренеров (60,4%) выступают в поддержку целенаправленной тактической подготовки с самых первых занятий дзюдо.

Рис. 1. Классификация начинающих дзюдоистов

Вместе с тем в рассмотренных работах и по мнению опрошенных тренеров нет единой позиции в том, чему и как обучать начинающих дзюдоистов, нет целостной и единой методики обучения по всем разделам тактики. Практически все свое внимание большинство специалистов уделяют группе начинающих спортсменов ДЮСШ и СДЮШОР.

Основной акцент в тактической подготовке начинающих дзюдоистов в рассмотренных нами работах и рекомендациях респондентов делается на развитие практических (тактических) умений и навыков, в меньшей степени — на формирование тактического мышления. Наименее разработанным остается вопрос, связанный с передачей начинающим дзюдоистам тактических знаний, хотя многие специалисты указывают на огромную важность этой работы.

Для уточнения и дополнения полученных выкладок по тактической подготовке начинающих дзюдоистов нами был проведен технико-тактический анализ ста схваток мужчин и ста схваток юношей 10-12 лет. Основные показатели технико-тактической подготовленности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Технико-тактическая подготовленность дзюдоистов

юношей (10-12 лет) и мужчин

Технико-тактические

показатели

А

Na (%)

P

K(%)

F (%)

G(%)

Юноши

3,0

39,0

7,3

12,9

11,0

26,4

Мужчины

2,4

24,5

7,4

9,8

10,8

26,5

Примечание:

А – технико-тактический показатель «Активность»,

Na – технико-тактический показатель «Надежность атакующих действий»,

P – технико-тактический показатель «Результативность»,

K – технико-тактический показатель «Комбинационность»,

F – технико-тактический показатель «Соотношение атак и контратак»,

G – технико-тактический показатель «Тактическая подготовленность атак» (Е.М. Чумаков, 1976; А.Г. Левицкий, 2000; Г.С. Туманян, 2000; А.А. Шахов, 2006 и др.).

Ниже представлены диаграммы распределения тактических действий, зарегистрированных в проанализированных нами поединках (рис. 2), тактическая направленность схваток (рис. 3), структура стилей ведения схваток (рис. 4) у мужчин и юношей.

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы:

По многим технико-тактическим показателям у мужчин и юношей немало общего, поэтому уже в группах начальной подготовки можно больше времени уделять технико-тактической составляющей.

При этом на начальном этапе обучения следует прививать навыки атакующего стиля ведения схватки, но не забывать о контратаках и об усилении защитных действий, в достаточной мере тренировать технические действия в комбинациях.

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

Рис. 2. Распределение тактических действий у юношей и мужчин

(1 – угроза, 2 — маневрирование, 3 — подавление, 4 — вызов, 5 — повторная атака)

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

Рис. 3. Направленность схваток у юношей и мужчин

(1 – атакующая, 2 – защитная, 3 – контратакующая, 4 – комбинированная)

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

Рис. 4. Стиль применения единиц техники у юношей и мужчин

(1 – силовой, 2 – скоростной, 3 – игровой, 4 – смешанный)

Опираясь на результаты исследований, были разработаны модели тактической подготовки начинающих дзюдоистов различных групп. Для примера на рис. 5 приведена обобщенная модель тактической подготовки начинающих дзюдоистов.

SHAPE \* MERGEFORMAT

Максимальный объем учебного материала имеет место в учебно-тренировочных группах. Конкретные модели тактической подготовки для разных групп начинающих дзюдоистов будут отличаться от данной модели преимущественно объемом учебного материала.

Для спортсменов 10-12 лет групп начальной подготовки учебный материал будет менее содержательным, а для студентов, изучающих дзюдо как учебную дисциплину, школьников, изучающих элементы дзюдо на уроках физической культуры, и людей, занимающихся дзюдо преимущественно в целях оздоровления, он будет минимальным.

Исходя из этого, модель тактической подготовки начинающих дзюдоистов 10-12 лет групп начальной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР вобрала в себя следующее. По разделу «Тактика проведения технических действий»: элементарные тактические действия; тактические действия — выведения из равновесия, маневрирование, угроза; базовые комбинации, связки, контратаки; благоприятные ситуации для проведения приемов. По разделу «Тактика ведения схватки»: атакующий стиль борьбы; работа на краю татами; тактическое использование основных положений и правил дзюдо; построение плана предстоящей схватки и его реализация; анализ проведенного поединка. По разделу «Тактика участия в соревнованиях»: планирование соревновательного дня; анализ прошедших соревнований.

С данной группой начинающих дзюдоистов нерационально использовать следующие методы тактического обучения: стенографирование схваток, ведение спортсменами спортивного дневника, моделирование соревновательного дня.

В модели тактической подготовки начинающих дзюдоистов, таких, как студентов, изучающих дзюдо как дополнительный вид спорта, школьников, изучающих элементы дзюдо на уроках физической культуры, и людей, занимающихся дзюдо преимущественно в целях оздоровления, учебный материал должен быть еще меньше. Из него вообще целесообразно исключить раздел, связанный с тактикой участия в соревнованиях, а по другим разделам оставить следующее.

По разделу «Тактика проведения технических действий»: элементарные тактические действия; тактические действия – выведение из равновесия, маневрирование, угроза; базовые комбинации, связки, благоприятные ситуации для проведения приемов.

По разделу «Тактика ведения схватки»: атакующий стиль ведения схватки; построение плана предстоящей схватки и его реализация; анализ проведенного поединка. Исключаются такие методы обучения, как стенографирование схваток, ведение спортсменами спортивного дневника, моделирование соревновательного дня, проведение соревновательных схваток, просмотр соревнований, обсуждение в группе тактических моментов соревнований.

Раскроем обобщенную методику тактической подготовки начинающих дзюдоистов.

1-й шаг – обучение базовым рывкам, толчкам, вращениям – элементарным тактическим действиям, которые будут способствовать более быстрому и грамотному овладению техническими действиями, а в дальнейшем помогут применять их в схватке. Основными методами обучения можно считать традиционные методы обучения двигательным действиям (упражнения сопряженного воздействия, целостно-конструктивные, расчлененно-конструктивные) и игровой.

2-й шаг – обучение тактическим действиям выведения из равновесия, маневрированию, угрозе. С помощью данных тактических действий или параллельно с ними можно изучать базовые броски. Вызов, повторную атаку и другие подготовительные тактические действия можно освоить позднее. Основными методами обучения можно считать традиционные методы обучения двигательным действиям, выполнение Ката и игровой.

3-й шаг – изучение базовых комбинаций (атакующих). Традиционные методы обучения двигательным действиям и игровой методы – это основные методы на этом этапе.

4-й шаг – отработка технико-тактических действий в связках в целях формирования целостного представления противоборства. Методы обучения применяются те же.

5-й шаг – изучение тактики передвижений и тактики работы в захватах. Методы – игровой с помощью игр-заданий (в касание, в атакующие и блокирующие захваты, в теснения, «дебюты»).

6-й шаг – формирование атакующего стиля ведения схватки. Методы – словесные и игры-задания.

7-й шаг – развитие умений и навыков использования благоприятных ситуаций, возникающих в ходе схваток, для проведения технических действий. Методы – простейшие формы борьбы, методы заданий, отработка Ката и традиционные методы обучения двигательным действиям. Данные умения и навыки послужат первым шагом на пути овладения контрдействиями, после чего можно приступать к изучению базовых контратак.

8-й шаг – обучение защитным техническим действиям. Проводят на завершающем этапе, когда сформируется атакующий стиль ведения схватки и будет завершено обучение базовым контратакующим действиям; предпочтение следует отдавать активным защитам.

9-й шаг – обучение спортсменов умению использовать край татами. Методы – игры «в теснения», простейшие формы единоборств, метод заданий, традиционные методы.

10-й шаг – совершенствование технико-тактических действий на партнерах разного типа (высокий, низкий, более тяжелый или легкий и т. д.), а также в процессе единоборства с ними.

11-й шаг – обучение борцов строить план схватки и добиваться его реализации. Методы – словесные, метод заданий и схватки (учебные, контрольные, соревновательные).

12-й шаг – обучение умениям и навыкам сбора и анализа информации о своих противниках. Методы – просмотр и стенографирование схваток, ведение спортсменами спортивного дневника, в котором, помимо всего прочего, содержатся данные об основных противниках.

13-й шаг – обучение тактике использования основных правил и положений дзюдо. Методы — словесные, наглядные и игровые.

14-й шаг – формирование необходимых тактических действий для решения основных тактических задач, возникающих в схватке, таких, как атака, контратака, защита, удержание преимущества, восстановление сил и другие. Основным методом обучения можно считать метод заданий в схватке.

15-й шаг – обучение умениям и навыкам сбора и анализа информации о предстоящем соревновании. Для этого необходимо разъяснить спортсмену функции «Положения о соревновании» и показать пример использования содержащейся в нем информации для правильного построения соревновательного дня.

16-й шаг – обучение тактике участия в соревнованиях (умению планировать соревновательный день, восстанавливать силы в ходе соревнования и отвлекаться от него). Методы – словесные (беседа, рассказ, описание и др.), а также моделирование соревновательного дня.

17-й шаг – развитие умений дзюдоистов анализировать проведенные ими схватки и прошедшие соревнования. Методы – обсуждение в группе тактических удач и ошибок схваток и соревнований для команды и каждого борца в отдельности, ведение дневника, в котором должен содержаться анализ удач и просчетов проведенных схваток и прошедших соревнований.

На всем протяжении тактической подготовки начинающих дзюдоистов с целью повышения их тактических знаний можно использовать краткие беседы, рассказы и т.д., проводимые на практическом урочном занятии, и специально проводимые теоретические урочные занятия. В процессе самостоятельной подготовки спортсменов можно рекомендовать для них чтение специально подобранной литературы и работу со специально разработанной мультимедиа программой.

Методика тактической подготовки начинающих дзюдоистов других групп может несколько изменяться (упрощаться).

В целях экспериментальной проверки методики реализации приведенной модели в учебно-спортивной практике нами было разработано мультимедийное пособие, в основу которого легли результаты анализа современных компьютерных обучающих технологий.

Программа разбита на два блока, первый блок содержит учебную информацию, второй – тестирующие материалы.

Вся учебная информация систематизирована по трем разделам тактики дзюдо.

Настоящая программа содержит большое количество учебной информации как в текстовом формате (около 30 страниц), так и в видеорежиме (более 120 видеороликов).

После изучения темы обучаемый может проверить степень закрепления учебного материала с помощью тестирования (настоящая программа содержит более 150 тестов). Тесты представляют собой задачи (вопросы) как в текстовой форме, так и видеовопросы, на которые дается несколько вариантов ответов (от двух до трех, в зависимости от вопроса). По желанию пользователя можно выбрать несколько режимов тестирования: ручное тестирование по каждой теме, автоматическое тестирование по каждому разделу и всему учебному материалу программы. При завершении тестирования в автоматическом режиме компьютер выставляет пользователю соответствующую оценку по пятибалльной системе и указывает на те темы, которые необходимо повторить заново.

К разработке некоторых (спорных) видеотестов были привлечены специалисты, которые являлись тренерами высшей категории по дзюдо. Им были показаны ранее отобранные видеофрагменты соревновательных схваток дзюдоистов, содержащие технико-тактические действия. Необходимо было определить, какое тактическое действие (угроза, маневрирование, повторная атака, вызов) было применено в конкретном фрагменте. Наименование тактического действия определялось совещанием данных специалистов. SHAPE \* MERGEFORMAT

Для проверки эффективности разработанной нами мультимедийной обучающей программы был проведен последовательный педагогический эксперимент в мае 2005 г. В эксперименте приняли участие 15 дзюдоистов группы начальной подготовки МУ ДОССШОР «Спартак» г. Ельца.

Суть данного эксперимента заключалась в сравнении уровня тактических знаний начинающих дзюдоистов до внедрения в процесс подготовки обучающей мультимедийной программы с уровнем знаний этих же дзюдоистов, показанным ими после прохождения курса обучения.

Для выявления исходного уровня тактических знаний юных дзюдоистов нами была разработана анкета, которая содержала вопросы об исследуемом и базовые вопросы по тактике дзюдо (27 вопросов). Выбор вопросов по тактике дзюдо был продиктован результатами ранее проведенных исследований. Вопросы задавались в форме интервьюирования. Полученные ответы на вопросы касательно тактики дзюдо классифицировались нами как правильные и неправильные. Подсчитывалось относительное количество правильных ответов (отношение правильных ответов на вопросы к общему числу вопросов).

Дзюдоисты проходили обучение на базе компьютерной лаборатории Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, где тем, кто не умел пользоваться компьютером, были даны необходимые знания, и в дальнейшем все дзюдоисты самостоятельно работали с обучающей компьютерной программой. На базе Елецкого университета было проведено шесть занятий продолжительностью от 45 минут до 1 часа.

С целью повышения мотивации обучения юных дзюдоистов при их успешном прохождении курса присваивался следующий по цвету пояс.

После прохождения курса обучения с использованием обучающей мультимедийной программы были проведены повторные исследования уровня тактических знаний. Данные исследования были проведены по той же методике, что и в первый раз, изменилась только «шапка» анкеты, в которую были добавлены следующие вопросы: «Понравилась ли Вам данная программа?», «Узнали ли Вы что-то новое из этой программы?».

Данные, полученные в результате эксперимента, обрабатывались с помощью метода сравнения двух выборок по t-критерию Стьюдента (Б.А. Ашмарин, 1978; Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, 2002).

Результаты проведенного педагогического эксперимента выглядят следующим образом.

Средний возраст исследуемых 11,5 лет, со средним стажем занятий дзюдо 2,6 лет. Первоначальный уровень тактических знаний юных дзюдоистов был достаточно низок, хотя многие из них занимались дзюдо не один год и имели неплохие спортивные успехи (табл. 2).

Лишь двое из 15 исследуемых ни разу не участвовали в соревнованиях, а остальные имели соревновательный опыт: от призеров и победителей первенств школ, области, Всероссийских турниров до призеров первенства страны.

После прохождения курса обучения с использованием мультимедийного пособия уровень тактических знаний достоверно вырос (см. табл. 2).

На вопросы анкеты: «Понравилась ли Вам данная программа?», «Узнали ли Вы что-то новое из этой программы?» — были получены утвердительные ответы всех исследуемых.

Также мы предположили, что процесс самостоятельной подготовки студентов по теме «Тактика дзюдо» будет более эффективным, если обучающиеся в совокупности с традиционными способами обучения (изучение материалов лекций, научно-методической литературы и т.д.) будут вести работу, используя специально разработанную мультимедиа программу.

Таблица 2

Уровень тактических знаний начинающих дзюдоистов

до внедрения мультимедийной программы и после

Уровень знаний

n

Относительное количество правильных ответов

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

m

t

p

Начальный150 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 0,2370,1710,0467,377<0,001Итоговый15 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 EMBED Equation.3 0,8050,2450,065

Для проверки данного предположения мы провели сравнительный педагогический эксперимент.

Эксперимент проводился с ноября по декабрь 2005 года на базе Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина со студентами пятого курса спортивного факультета дневной формы обучения, изучающими дисциплину «Единоборства» и получающими квалификацию «Педагог по физической культуре».

Учебная группа студентов состояла из 30 человек, у всех у них были одни и те же совместные урочные формы учебных занятий (2 пары лекций и 8 практических занятий), разница в их обучении состояла в самостоятельных занятиях. Учебная группа была поделена поровну, то есть по 15 человек. Деление было произведено примерно на равнозначные группы по следующим критериям: полу, уровню физической подготовленности, успеваемости в учебе. Первая группа, которая вела самостоятельные занятия с помощью традиционных форм, таких, как изучение лекций, рекомендованной научно-методической литературы и т.д., составила контрольную группу. А вторая группа, которая вела самостоятельные занятия, используя традиционные методы в совокупности с изучением разработанной нами специальной мультимедиа программы, составила экспериментальную группу.

Необходимо отметить, что у большинства студентов до начала изучения дисциплины «Единоборства» были смутные представления о спортивной борьбе, о чем свидетельствуют проведенные предварительные беседы с ними. Также отметим, что экспериментальная группа имела возможность работать с мультимедиа пособием на базе компьютерной лаборатории Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина.

В завершение изучения дисциплины проводился зачет. Для получения зачета студентам необходимо было выполнить два требования. Первое – ответить на случайно выбранный им вопрос, касающийся тактики спортивной борьбы (данный раздел был выбран в связи с интересами эксперимента), второе — продемонстрировать технико-тактическое мастерство (демонстрация технико-тактических действий). Например, выполнить бросок задней подножкой с предварительным тактическим действием — угроза.

Для оценки зачетных ответов и технико-тактических умений студентов были приглашены три специалиста, двое из которых имели высшую тренерскую категорию по дзюдо, а третий – первую. Данные специалисты имели опыт вузовской преподавательской деятельности.

За ответы студентов на вопросы и демонстрацию технико-тактических умений специалисты выставляли оценки отдельно по каждому пункту. За ответы на вопросы выставлялись оценки по пятибалльной шкале, так как это принято в вузовской системе обучения. Оценка демонстрации технико-тактических действий производилась по десятибалльной шкале, так как за малое количество практических занятий (их было 8) разница в сформированности двигательных умений может быть незначительна.

По итогам ответов и выполнения технико-тактических действий студентам выставлялась средняя оценка по каждому направлению.

Итоговые оценки студентов контрольной и экспериментальной групп, полученные по результатам их ответов на вопросы, а также ранги этих оценок представлены в таблице 3.

Итоговые оценки студентов контрольной и экспериментальной групп, полученные ими по результатам демонстрации технико-тактических действий, а также ранги этих оценок представлены в таблице 4.

Для проверки достоверности различий полученных оценок контрольной и экспериментальной групп мы пользовались Т – критерием Уайта (Б.А. Ашмарин, 1978; Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, 2002). Расчеты с использованием данного критерия показали, что полученные результаты достоверно различны при пятипроцентном уровне значимости (см. таблицы 3, 4).

Результаты проведенных педагогических экспериментов подтвердили выдвинутую нами ранее гипотезу о целесообразности и эффективности применения мультимедиа программы в процессе тактической подготовки начинающих дзюдоистов.

Таблица 3

Сравнительные результаты ответов на вопросы

студентов контрольной и экспериментальной групп

Группы

n

Средние оценки (баллы)

EMBED Equation.3

T

p



Страницы: 1 | 2 | Весь текст