Тайна Демона в творчестве Лермонтова и Врубеля

Тайна Демона в творчестве Лермонтова и Врубеля.

Цели мероприятия: 1. Познакомить учеников с творчеством М. А.

Врубеля;

2. углубить знания поэмы М. Ю. Лермонтова

«Демон»;

3. способствовать нравственно-этическому и

эстетическому воспитанию школьников.

Форма проведения: заочная экскурсия в картинную галерею.

Оборудование: портрет М. А. Врубеля, портрет М. Ю. Лермонтова,

Репродукции картин М. А. Врубеля «Демон»,

«Демон поверженный», «Голова Демона» (иллюстра-

ция к поэме).

Класс оформлен в виде выставочного зала.

Экскурсию ведут два экскурсовода.

Содержание экскурсии:

1.Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Например, образ Демона. С наибольшей силой он ворвался в творчество Лермонтова. Он явился поэту ещё в ранней юности и не покидал его на протяжении всей творческой жизни.

Личная судьба поэта, его характер были близки образу изгнанника, ищущего «свободы и покоя».

2. Во второй половине 19-ого века Врубель сотворил новое чудо – своего Демона, конечно же, под сильным влиянием Лермонтова. Многие тогда увлекались сюжетами, уводящими за грань обыденности.

Каким же предстаёт Демон в поэме? Кто он и почему страдает? Мы знаем, что образ падшего ангела в данном случае восходит к библейскому мифу о прекрасном архангеле Деннице, восставшем против Бога и изгнанном из небесной обители. В Демоне живут не чувства, а страсти. Гнев, радость, любовь переполняют душу героя. И в то же время он спускается на землю, любит земную женщину и в земной любви ищет возрождения.

Как Лермонтов связан со своим образом? Поэт очень долго не расставался с ним. Он тоже в поисках гармонии с миром, с самим собой. Да, Демон в лучшем случае стремится к гармонии, но обречён на поражение, а, значит, не может обрести её. Его любовь эгоистична, он не способен на жертву во имя возлюбленной.

Возможно, приговор Демону да и всему страдающему человечеству в том, что, отвернувшись от Бога, мы полюбили красоту, которую сами и погубили.

Врубель искал своего Демона на протяжении многих лет. Черты таинственного образа проглядывают даже в автопортретах. В 1885-ом году мачеха Врубеля писала его сестре Анюте о новом замысле художника: «…сюжет Демон, Тамара, смерть Тамары, Христос у гроба Тамары». В течение пяти лет Врубель сроднился с Демоном как со своим духовным двойником.

А результатом всего этого явился «Демон сидящий» (1890). Он ничем, казалось бы, не отличается от обычного человека. У него даже нет крыльев. Но в нём таится титаническая мощь. Космическое и земное столкнулось в полотне. Демон смотрит в какую-то неведомую даль. Светлая мечта застыла в виде слезы на его щеке. Но для ангела спуститься на землю и очеловечиться и есть падение.

Художник Серов не одобрил «Демона сидящего», но привёл к Врубелю Петра Петровича Кончаловского, который с интересом рассматривал рисунки художника. Сильнейшее впечатление среди рисунков на Кончаловского произвёл эскиз «Головы Демона на фоне гор» (1894). Мы видим страдающий лик, в глазах – боль, губы сурово сжаты. Во всём облике демона такое внутреннее напряжение, что он кажется живым и пронзает нас горящими глазами, подобными бездне. Не удивительно, что такой Демон поразил Кончаловского. И Врубель принял участие в создании иллюстраций к юбилейному изданию Лермонтова под редакцией Кончаловского.

Врубель проник в душу произведений Лермонтова, пропустил их через себя и создал рисунки, самым тесным образом переплетающиеся с произведениями поэта. После работы над иллюстрациями Врубель не возвращался к Демону в течение 10 лет. И вот снова к художнику возвращается его образ-двойник. Врубель создаёт ряд работ, венцом которых становится «Демон поверженный» (1902). Демон явился как бы символом трагической красоты и антиподом обесцененному понятию добра.

Но чего стоил Врубелю такой Демон! Художник работал по 20 часов в сутки, искусственно возбуждал себя вином. Врубель никак не мог закончить Демона, не мог удовлетвориться тем, что видел на холсте. Даже когда картина была на выставке в Москве, Врубель на глазах у публики продолжал изменять что-то, особенно в лице Демона. Страшное лицо, гневное, гордое. Безумный взгляд устремлён в небеса. Пропорции лица несколько искажены; но на потемневшем, как старинная икона, лике светятся удивительно ясные глаза. Безжизненное тело распростёрто среди жёстких камней, покрытых странными крыльями, унизанными странными павлиными перьями.

Демоны Врубеля разные, но в них есть нечто общее. Трагизм – то, что их объединяет. В глазах Демона присутствует невыразимая мука, потому что он не может разрешить противоречий, раздирающих душу, потому что он «печальный Демон, дух изгнанья»…

Картины Врубеля обладают каким-то неземным очарованием. Глубокий синий цвет, загадочные цветы, мистический фон «Демона сидящего». Мрачный неуютный пейзаж «Демона поверженного». Врубель пользовался красками не как материалом, он одухотворял их, как и Лермонтов.

Демоны близки духовному миру своих авторов. И Лермонтов, и Врубель рано почувствовали свою избранность. При жизни их творчество не все принимали. Врубель никогда бы не написал своего Демона, если бы образ не был частью самого художника. Лермонтов не считал себя профессиональным писателем, поэтом, но его творения гениальны, потому что в них не только мастерство, но и вся душа поэта.

Очень важно, что образ Демона заставляет нас задуматься о судьбе человеческой души. Лермонтов и Врубель приоткрыли тайну. Есть, о чём подумать…

МОУ Погорельская СОШ

Разработка заочной экскурсии в выставочный зал на тему:

«Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля».

Выполнила: Оберемок Т. А.

Погорелка 2008

Список использованной литературы

1.Петрова Н. В. Демон в творчестве Лермонтова и Врубеля, — ж. Литература в школе, № 8, 2001

Погорелка 2008