Т. В. Кудрявцева Программа и учебно-методические материалы по ди

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГООРСАКОВА КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Т.В. Кудрявцева

ПРОГРАММА И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА (Ч. II)

САНКТЕТЕРБУРГ 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям музыкального искусства; она предназначена для студентов всех специальностей дневного отделения СПбГК. Содержание предлагаемой программы обусловлено целью и задачами курса «История Отечества. Часть II», а также его включенностью в систему курсов по гуманитарным и общественным наукам.

Содержание курса раскрывается в лекционных и практических (семинарских) занятиях. В лекционном курсе главное место отводится последовательному проблемному изложению основных этапов отечественной истории со второй четверти XIX по начало XXI в. Упор делается на политической истории, но при этом рассматриваются и иные стороны общественной жизни: экономика, культура, идеология. При изложении материала выделяются узловые и неоднозначные моменты в российской истории, «острые вопросы» и исторические проблемы, по которым ведется дискуссия и среди ученых, и в современном российском обществе. Таким образом, основные принципы программы: последовательность, многоаспектность и проблемность.

На семинарских занятиях обсуждаются вопросы и задания, предложенные для самостоятельной подготовки на основе прослушанных лекций и самостоятельного изучения учебной и научной литературы и первоисточников. Вопросы построены таким образом, чтобы побудить студентов к осмыслению услышанного/прочитанного, к критическому анализу материала, к выстраиванию собственного исторического рассказа, к выработке и аргументированному отстаиванию собственной точки зрения. Обсуждение и усвоение материала идет в виде диалога и свободной дискуссии; организуется работа студентов по группам. И на лекциях, и на семинарских занятиях используется метод интерактивный метод работы со студенческой аудиторией.

Для углубления полученных знаний, для большей наглядности изучаемого материала, что должно способствовать лучшему усвоению содержания программы, предусматривается организация учебных экскурсий в Государственный музей политической истории России в Санкт-Петербурге в количестве не менее двух. Примерные темы экскурсий: «Октябрьская революция и Гражданская война»; экскурсия по экспозиции «Советская эпоха: между утопией и реальностью».

В ходе изучения дисциплины решаются следующие цели:

развитие и углубление знаний по отечественной истории XIX – нач. XXI вв.; понимание сути и сложного характера исторических проблем;

прослеживание органической взаимосвязи отечественной и мировой истории; выделение особенностей российской цивилизации, определение её места и значения в современном мире;

развитие основных общенаучных, инструментальных и общекультурных компетенций студента на материале истории Отечества;

раскрытие креативного потенциала личности, активизация исследовательских и аналитических навыков и действий, особенно в связи с самостоятельной работой по переработке и интерпретации научно-исторической информации;

расширение общеисторического и культурного кругозора

Задачи и результаты изучения дисциплины. В результате изучения отечественной истории: прослушивания лекций, участия в различных видах семинарских занятий и самостоятельной внеаудиторной работы – исходя из поставленных целей – решаются конкретные задачи по развитию основных компетенций, выработке соответствующих практических навыков и умений с учетом специфики изучаемой дисциплины. Вырабатываемые в ходе изучения дисциплины компетенции отражены в таблице (см. ниже):

Общенаучные и инструментальные компетенции

Студент знает

Студент умеет

Студент владеет

– основные этапы исторического развития России в XIX – начале XXI вв., наиболее важные события отечественной истории;

– имеет представление об основных проблемах, дискуссионных, «острых» вопросах отечественной истории;

– принципы исследовательской работы с источниками и научной исторической литературой

– применять полученные знания в учебной деятельности и для самостоятельной научной работы;

– составлять собственный устный/письменный исторический рассказ;

– критически разбирать источники: анализировать, отделять достоверное от недостоверного, собирать и систематизировать материал с использованием эвристического метода

– соответствующим базовым понятийным аппаратом;

– навыками работы с научной литературой, навыками критического анализа текста; способен к самостоятельной деятельности по сбору, переработке и интерпретации научной информации;

Социально-личностные и общекультурные компетенции

Студент знает

Студент умеет

Студент способен

– позитивное значение таких ценностных концептов, как патриотизм, терпимость, ответственность, сострадание, социальное партнерство,

соблюдение законов государства и этических норм общества,

уважение к правам личности

– логически и аргументировано строить своё рассуждение/рассказ (в устной или письменной форме);

– участвовать в научной дискуссии/диспуте;

– толерантно относиться к различным культурным, религиозным ценностям;

– бережно относиться к великому культурному наследию, созданному народами России

– пользоваться полученными знаниями для расширения общеисторического и культурного кругозора;

– преодолевать стереотипы, связанные с узостью «исторического горизонта»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия (в часах)

Самостоятельная работа, час.

лекция

практич. занятия

1

Обзор событий отечественной истории в первой четверти XIX в

3

1

2

2

Общественно-политическое развитие России во второй четверти XIX в.

6

2

2

2

3

«Эпоха реформ» Александра II

9

3

2

4

4

Российская империя на рубеже XIX – XX веков

4

2

2

5

Россия вступает в революционную эпоху: первая русская революция и начало российского парламентаризма

8

2

2

4

6

П.А. Столыпин и попытки реформирования системы. Участие России в первой мировой войне.

4

2

2

7

Февральская революция. От февраля к октябрю

7

2

2

3

8

Октябрьская революция и Гражданская война

10

4

2

4

9

Советская Россия в 20-х гг.: от военного коммунизма к нэпу; борьба идей и борьба вождей

6

2

4

10

СССР в 30-ые гг.: коллективизация, индустриализация, «большой террор».

8

2

2

4

11

Внешняя политика СССР в 20-30-х гг.

3

1

2

12

Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. (обзор)

10

3

2

5

13

СССР во второй половине 40-х – начале 50-х гг.

4

2

2

14

«Хрущевская оттепель»

6

2

4

15

Советский Союз в середине 1960-х – начале 80-х гг. «Брежневский застой».

7

2

2

3

16

Перестройка и распад Советского союза

5

2

3

17

Проблемы современного политического развития России в 90-х гг. XX и начале XXI вв.

8

2

2

4

Всего часов:

108

36

18

54

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМЫ 1-3 (лекции 1-3).

Введение: обзор событий отечественной истории в первой четверти XIX в. (внутренняя политика Александра I: Отечественная война 1812 г.; декабристы и восшествие на престол Николая I).

Общественно-политическое развитие России во второй четверти XIX в. Внутренняя политика Николая I: ужесточение режима (цензура, борьба с вольнодумством, создание III Отделения); кодификация российского законодательства; утверждение государственной идеологии самодержавия – теория официальной народности (С.С. Уваров). Общественно-политическое движение 30-50-х гг. XIX в.: кружки вольнодумцев; петрашевцы; западники и славянофилы; революционно-демократическое течение (В.Г. Белинский, А.И. Герцен). Национальный вопрос: Царство Польское в составе Российской империи и польское восстание 1830/31 гг.; вхождение Кавказа и Закавказья в состав России; Кавказская война, Шамиль.

Внешняя политика: николаевская Россия и Европа (Россия – «жандарм Европы»). Крымская война: героическая оборона Севастополя; Парижский мирный договор – итоги войны; её значение.

«Эпоха реформ» Александра II: отмена крепостного права (1861) – подготовка, проведение, содержание реформы; земская реформа и реформа городского самоуправления; судебная реформа; военные преобразования 60-70-х гг.; реформа системы образования (школьная и университетская); итоги реформ; индустриальная модернизация России.

Внешняя политика Александра II: продажа Аляски; русско-турецкая война 1877/78 гг. и её итоги; завершение территориального формирования российской империи (присоединение Средней Азии и Туркестана).

Политическая борьба в 60-х гг.: теория русского (народнического) социализма; Н.Г. Чернышевский; «Земля и воля»; нигилизм; начало «революционного террора» (выстрел Д.В. Каракозова, деятельность С.Г. Нечаева). Народническое движение в 70-80-х гг.: три направления – пропагандистское (П.Л. Лавров), бунтарское, или анархическое (М.А. Бакунин), заговорщическое (П.Н. Ткачев); массовое «хождение в народ» и его результаты; «Народная воля» и «охота на царя»; убийство Александра II 1 марта 1881 г.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(I блок)

Приведите примеры ужесточения политического режима в период правления Николая I. Чем оно, по вашему мнению, было вызвано? Некоторые историки говорят о «консервативном реформаторстве» Николая I? На чем основано данное мнение? Разделяете ли вы него? (ответ обоснуйте).

Сравните революционно-демократическое движение в 30-х– 50-х гг. и в 60-80-х гг. Что появилось нового, а что младшее поколение приверженцев данного направления унаследовало от старших? Каковы были тенденции развития и, как вы полагаете, чем они были обусловлены?

Каковы были условия освобождения крестьян? Охарактеризуйте каждую из «великих реформ» 60-х–70-х гг. Какая реформа была, по-вашему, самой насущной, какая самой либеральной?

Поставьте себя на место «простого» городского обывателя» – как реформы могли повлиять на его повседневную жизнь, изменить её? Что было бы неплохо позаимствовать современной России из александровских преобразований?

Какие три направления можно выделить в народническом движении? Какова динамика: существовали ли они одновременно, сменяли друг друга – каким образом, от чего это зависело?

Попробуйте описать день революционера-народника в разгар его народнической деятельности, нарисовав облик героя (происхождения, образование, интересы, друзья etc.), передав его идеи/планы/ощущения, а также реакцию на его деятельность окружающих.

Сравните Крымскую войну и русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Что общего и каковы отличия? Каковы были тенденции в развитии «восточного вопроса» в политике Росси на протяжении XIX в.?

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная (на выбор студента – 1 или 2):

Кириллов В.В. История России: учебное пособие. М., 2009. С. 294-367 (разделы: Правление Николая I, Россия во второй половине XIX века. Великие реформы Александра II).

История России с древнейших времен до наших дней. Том 2 (Россия в XIX – начале XXI вв.) / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2009. С. 51-178.

Дополнительная:

Великие реформы в России. 1856-1874 / Под ред. Л.Г. Захаровой, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. М., 1992.

Золотарев В.А. В грядущее глядим мы сквозь былое. Война 1877-1878 гг. – апофеоз Восточного кризиса. М., 1997.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993; 2004.

Российская империя: занимательная история (по материалам телепроекта НТВ). М., 2009. С. 191-363.

Щербакова Е.И. «Отщепенцы». Путь к терроризму (60-ые – 80-ые гг. XIX в.). 2008.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

ТЕМЫ 4-6 (лекции 4-6).

Российская империя на рубеже XIX – XX веков. Внутренняя политика Александра III. Экономическое развитие России в пореформенной период: деятельность С.Ю. Витте; «виттевская модернизация» и её последствия; особенности «русского капитализма». Власть и общество на рубеже веков: структура государственной власти; социально-иерархическое деление общества; последний российский царь – Николай II (характеристика).

Общественно-политическое и революционное движение рубежа веков: рабочие стачки и распространение марксизма (группа «Освобождения труда, марксистские кружки); возникновение социал-демократии; начало деятельности В.В. Ульянова-Ленина; I съезд РСДРП; газета «Искра» и II съезд РСДРП; раскол на большевиков и меньшевиков; либеральное движение («Союз Освобождения» и формирование партии конституционных демократов – кадетов); партия социалистов-революционеров (эсеров) и её Боевая организация.

Участие России в создании военно-политических блоков (Антанта). Русско-японская война 1904-1905 гг.: ход военных действий; Портсмутский договор; причины поражения.

Россия вступает в революционную эпоху: первая русская революция и начало российского парламентаризма. Революция 1905-1907 гг.: причины и основные задачи, характер. Ход революции: Кровавое воскресенье; нарастание революционного движения весной-летом 1905 г. – первые Советы, выступления в армии и флоте (броненосец «Потемкин»); Всероссийская октябрьская стачка; Манифест 17 октября; апогей революции – декабрьское вооруженное восстание в Москве; спад революционного движения в 1906 г. Начало российского парламентаризма: I и II Государственные думы. Третьиюньский государственный переворот – конец революции. III Государственная дума. Итоги революции.

П.А. Столыпин и попытки реформирования системы. Участие России в первой мировой войне. Деятельность П.А. Столыпина; аграрная реформа (содержание и реализация); гибель Столыпина. Россия перед Первой мировой войной: экономический подъем, рост стачечного движения «Ленский расстрел»); IV Дума. Участие России в Первой мировой войне: причины войны и повод к её началу; вступление России в войну и отношение к ней различных общественных сил; ход боевых действий на Восточном фронте в 1914-1916 гг.; падение авторитета царской семьи (Г. Распутин) и политический кризис 1916 г. – нарастание революционной ситуации.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

(II блок)

Какие «контрреформы» провел Александр III?

Основные положение «программы модернизации» С.Ю. Витте. В чем её значение? Каковы «плюсы» и «минусы» (с точки зрения последующего социально-экономического и политического развития России)? Как бы вы определили особенности «русского капитализма»? Чем они были обусловлены?

Основные политические партии/силы, действующие во времена первой русской революции. Когда произошло их организационное оформление? Сравните их программы (особенно по аграрному вопросу), а также тактику и способы борьбы.

Почему Россия проиграла русско-японскую войну? Повлияло ли данное поражение на развитие революционных событий в 1905 г.? Каким образом?

Какие задачи решала первая русская революция? Выделите её основные этапы. Каково историческое значение Манифеста 17 октября? Оцените итоги революции: можно ли говорить о её победе/поражении? (ответ обоснуйте).

Аграрная реформа П.А.Столыпина: в чем её суть? На какие сложности и почему натолкнулись при её реализации?

Что побудило Россию вступить в Первую мировую войну? Каковы были последствия для России того, что происходило на фронтах и в тылу в 1914-1916 гг.?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст