Сумский государственный университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

3325 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ

(аннотирование, реферирование)

для студентов-иностранцев продвинутого этапа обучения

Сумы

Сумский государственный университет

2012

Методические указания по обучению профессиональной речи (аннотирование, реферирование) / сост.  О. П. Конек. – Сумы : Сумский государственный университет, 2012. – 107 с.

Кафедра языковой подготовки иностранных граждан

Введение

Учебные материалы по развитию профессиональной речи адресованы студентам-иностранцам продвинутого этапа обучения.

Основная цель данного издания – формирование у студентов-иностранцев коммуникативно-речевых умений и навыков в различных видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, аудировании.

Материалом для формирования этих умений и навыков являются тексты из учебных пособий дисциплин технического и экономического профиля, а также тексты публицистического стиля. Объем и сложность текстов обусловлены требованиями программы и уровнем подготовленности студентов.

В конце каждой части приводятся тексты для самостоятельной работы, которые могут быть также использованы как тексты для домашнего чтения.

ЧАСТЬ 1

ОБУЧЕНИЕ АННОТИРОВАНИЮ

Сущность и назначение аннотации. Виды аннотаций

Аннотация – это краткая характеристика статьи или книги с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Сущность аннотации заключается в том, что она дает сжатую характеристику текста и отвечает на вопрос, о чем говорится в тексте.

Различают такие виды аннотаций:

1) справочные – содержат информацию о тексте (о чем?), но не дают его критической оценки;

2) рекомендательные – характеризуют текст и дают его оценку (для кого?).

Аннотация может быть краткой и расширенной.

По структуре аннотация состоит из двух частей:

библиографического описания;

текста аннотации.

Текст аннотации может включать такие сведения:

сведения об авторе;

указание на область знания, к которой относится аннотируемый текст;

определение целей автора;

задачи, решаемые автором;

характеристику структуры текста;

основные положения, выводы автора;

характеристику результатов;

метод, которым пользовался автор;

характеристику вспомогательных и иллюстративных материалов;

сведения о том, кому адресуется текст и др.

Типичные языковые конструкции, используемые в аннотации

1 Тип и назначение:

Данная работа представляет собой … (монографию, аннотируемой работы сборник, научную статью, учебное пособие … ).

2 Сведения об авторе сведения об авторе:

Автор данной статьи работает в области … .

Ему принадлежат … .

3 Задачи, поставленные автором в работе:

В … автор решает следующие задачи: … .

Основное внимание в работе уделено … .

4 Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается … .

В книге изложены … .

Статья посвящена … .

В статье даются … .

В основу работы положено … .

Автор останавливается на следующих вопросах … .

Автор затрагивает проблемы … .

Цель статьи – показать … .

Цель автора – объяснить (раскрыть) … .

Целью статьи является изучение … .

Автор ставит своей целью проанализировать … .

5 Композиция работы:

Книга состоит из … глав (… частей) … .

Статья делится на … части.

В книге выделяются … главы.

6 Назначение текста:

Статья предназначена (для кого); рекомендуется (кому) … .

Сборник рассчитан на … .

Предназначается широкому кругу читателей … .

Книга рассчитана на … .

Работа заинтересует не только …, но и … .

ЗАДАНИЯ

Задание 1 Определите, к какому типу относятся приведенные ниже аннотации.

1 Батыгин Ю. В. Магнитно-импульсная обработка тонкостенных металлов / Батыгин Ю. В., Лавинскии В. И. – Х. : МОСТ-Торнадо, 2002. – 288 с.

Книга посвящена обработке тонкостенных металлов силами импульсного магнитного поля и, по существу, является продолжением монографии «Импульсные магнитные поля для прогрессивных технологий», написанной тем же авторским коллективом. Иллюстрация полученных результатов производится на примере нового прогрессивного производства печатных плат для электротехники, полностью соответствующего требованиям современности: экологическая чистота, энерго- и ресурсосбережение, низкая себестоимость изготовления.

Предлагаемая монография предназначена, в первую очередь, специалистам в области обработки металлов с помощью энергии импульсных магнитных полей. Изложенный материал будет также интересен разработчикам новых прогрессивных технологий, а также организаторам производств.

2 Алексеев А. Н. Дистанционное обучение инженерным специальностям : монография / А. Н. Алексеев. – Сумы : Университетская книга, 2005. – 305 с.

В монографии приведен краткий обзор современного состояния и тенденций развития дистанционного обучения в высших учебных заведениях Украины, дальнего и ближнего зарубежья. Рассмотрены некоторые педагогические и методические аспекты применения средств компьютерной техники при дистанционном обучении студентов инженерных специальностей. Особое внимание уделено проблемам повышения достоверности результатов компьютерного тестирования при контроле качества усвоения учебного материала. Даны рекомендации по применению современных программных средств для создания дистанционных курсов.

3 HYPERLINK «http://simulation.kiev.ua/index.php?menu=person&person_id=433&PHPSESSID=98dc0e75779610bf1617e80c3adad0b7» Варжапетян А. Г. HYPERLINK «http://simulation.kiev.ua/index.php?menu=book_view&book_id=2474&PHPSESSID=98dc0e75779610bf1617e80c3adad0b7» Имитационное моделирование на GPSS/H : учебное пособие / А. Г. HYPERLINK «http://simulation.kiev.ua/index.php?menu=person&person_id=433&PHPSESSID=98dc0e75779610bf1617e80c3adad0b7» Варжапетян . – СПб. : HYPERLINK «http://www.guap.ru» ГУАП, 2007. – 384 с.

В учебном пособии рассматриваются вопросы построения, логики действия и начал программирования на современной версии языка имитационного моделирования GPSS/H, который повышает эффективность первой версии Д. Гордона.

В пособии дается сравнение GPSS/H с другими языками имитационного моделирования, исследуются вопросы статистического оценивания результатов моделирования и сокращения числа реализаций. В отдельных главах подробно изучаются особенности работы мощного отладчика языка имитационного моделирования; рассматриваются вопросы повышения эффективности GPSS/H за счет анимации результатов и интеграции с языком более высокого уровня SLX. Описываемые принципы иллюстрируются большим числом примеров и упражнений, что позволяет освоить методы моделирования.

Предназначено для преподавателей основ имитационного моделирования; исследователей, желающих использовать методы языка имитационного моделирования в практической деятельности; студентов и аспирантов в качестве учебно-методического материала.

4 Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества / И. Г. Фролов // Философия и политика в современном мире. – М. : Наука, 2005. – С. 44–60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

5 Бочаров Л. Н. Полевые транзисторы / Л. Н. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Радио и связь, 1984. – 80 с.

Описаны устройство, принцип действия, основные характеристики в параметры полевых транзисторов отечественного производства. Рассмотрены вопросы, связанные с работой этих приборов в различных радиоэлектронных устройствах. Приведены таблицы параметров и усредненные статические характеристики основных типов полевых транзисторов, а также методика расчета различных элементов схем с числовыми примерами.

6 Мельник Л. Г. Информационная экономика : учебное пособие / Л. Г. Мельник. – Сумы : Университетская книга, 2003. – 288 с.

В книге характеризуются основные компоненты информационной экономики, изучаются основные виды социально-экономических трансформаций при переходе к информационному обществу и особенности управления трансформационными процессами. Учебное пособие снабжено глоссарием.

Для преподавателей, студентов вузов и аспирантов.

Задание 2 Прочитайте образцы аннотаций. Выделите структурные элементы этих аннотаций.

1 Попов В. С. Теоретическая электротехника : учебник для техникумов / В. С. Попов. – М. : Энергия, 1978. – 560 с.

В книге рассматриваются физические явления и процессы, происходящие в электрическом и магнитном полях. Производятся расчеты электрических цепей постоянного и переменного тока, электрических и магнитных полей. Описываются простейшие методы измерения основных электрических и магнитных величин.

Книга предназначена для учащихся техникумов электротехнических специальностей и может быть полезна для инженерно-технических работников.

2 Федотов В. И. Основы электроники : учебное пособие / В. И. Федотов. – М. : Высшая школа, 1990. – 288 с.

Книга соответствует второй части новой программы предмета «Общая электротехника с основами электроники». В ней изложен принцип действия электровакуумных, газоразрядных, полупроводниковых и фотоэлектронных элементов; рассмотрены электронные выпрямители, усилители, генераторы и измерительные приборы, интегральные схемы микроэлектроники, микропроцессоры и микроЭВМ.

3. Бушманов Б. Н. Физика твердого тела : учебное пособие / Бушманов Б. Н., Хромов Ю. А. – М. : Высш. шк., 1971. – 224 с.

Книга представляет собой учебное пособие по курсу общей физики для технических вузов. В нее входит систематическое изложение раздела «Физика твердого тела». Рассматривается состав твердых тел, их атомно-электронная структура и устанавливается зависимость между составом и структурой и различными физическими свойствами кристаллических материалов. Большое внимание уделяется классификации кристаллов по типам кристаллической решетки, тепловым свойствам твердых тел, элементам зонной теории твердых тел и ее применению к полупроводникам, металлам и диэлектрикам, а также магнитным свойствам твердых тел.

Пособие предназначено для студентов втузов.

4 Успенский В. А. Теория алгоритмов: Основные открытия и приложения / Успенский В. А., Семенов А. Л. – М., 1987.

Понятие алгоритма является одним из наиболее фундаментальных понятий информатики и математики. Систематическое изучение алгоритмов привело к созданию особой дисциплины, пограничной между математикой и информатикой, – теории алгоритмов.

В книге дается обзор важнейших достижений теории алгоритмов за последние полвека, т.е. с момента зарождения этой теории. Излагаются в систематизированном виде основные открытия, связанные с понятием алгоритма, приложения теории алгоритмов к математической логике, теории вероятностей, теории информации и др. Рассматривается влияние теории алгоритмов на практику.

Для специалистов по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.

5 Мельник Л. Г. Экономика и информация. Экономика информации и информация в экономике : энциклопедический словарь / Л. Г. Мельник. – Сумы : Университетская книга, 2005. – 384 с.

Словарь содержит систематизированную понятийную основу, характеризующую взаимосвязи двух основополагающих категорий современности экономики и информации. Представленные термины подобраны таким образом, чтобы относительно полно осветить картину рассматриваемой тематики по следующим направлениям: содержание информационной реальности, свойства и особенности информации как фактора экономической системы, информационная сущность процессов и явлений самой экономики, основные контуры экономической системы формируемого информационного общества. В словарь также включены статьи о людях, деятельность которых в той или иной степени связана с формированием информационно-экономической сферы.

Словарь предназначен для изучения дисциплин, связанных с экономикой информации и информационными системами предприятия. Рекомендуется преподавателям и студентам высших учебных заведений различных уровней аккредитации, а также научным работникам и специалистам предприятий и учреждений.

6 Балацкий О. Ф. Антология экономики чистой среды : монография / О. Ф. Балацкий. – Университетская книга, 2007. – 272 с.

В книге представлены избранные научные труды О. Ф. Балацкого, опубликованные в журналах и монографиях в течение тридцати лет (с 1972 по 2002 год), посвященные вопросам экономики охраны окружающей среды. В них дается системный анализ вопросов эффективности сохранения чистого воздуха, воды, качества окружающей среды и анализируется механизм его формирования. Особое внимание уделяется исследованию экономического ущерба. Приводятся методики экономической оценки общего ущерба, удельных ущербов.

Задание 3 Выделите в тексте аннотаций типичные языковые и речевые конструкции.

1 Мельник Л. Г. Экономика предприятия : краткий конспект лекций (карманный формат) / Мельник Л. Г., Каринцева А. И. – Сумы : Университетская книга, 2003. – 208 с.

В учебном пособии кратко рассмотрено влияние экономических законов на деятельность хозяйствующих субъектов, взаимосвязь факторов производства и реализации продукции; проанализирован инструментарий, обеспечивающий стоимостную оценку затрат и результатов деятельности, предложены пути поиска и реализации оптимальных направлений развития предприятия в условиях неопределенности.

Для преподавателей и студентов экономических, а также неэкономических специальностей.

2 Трескова С. И. Русский язык за 10 дней (для говорящих на английском языке) / С. И. Трескова, Т. Е. Акишина. – 5-е изд., перераб. – М. : Русский язык, 2006. – 208 с.

Пособие предназначено для краткосрочных курсов начального этапа изучения русского языка с преподавателем (10 дней по 5–6 часов ежедневно).

Настоящее издание состоит из трех частей: «Учимся читать и писать по-русски»; «Элементарный практический курс»; «Основы русской грамматики».

В пособии дается наиболее употребительная лексика и речевые конструкции с учетом различных коммуникативных ситуаций. Имеется словарь общим объемом около 500 лексических единиц.

Пособие может быть использовано иностранными гражданами для самостоятельных занятий: задания, конструкции и слова переведены на английский язык.

3 Караванова Н. Б. Говорите правильно! = Survival Russian! : Курс русской разговорной речи (для говорящих на английском языке) / Н. Б. Караванова. – 8-е изд. – М. : Русский язык, 2008. – 312 с.

Учебник предназначен для широкого круга лиц, изучающих русский язык на начальном и среднем этапах обучения.

Курс русской разговорной речи представлен в 16 уроках, охватывающих самые необходимые ситуации общения: знакомство, разговор по телефону, приглашение в гости и т. п.

Отличительной особенностью учебника является наличие культурологических комментариев на русском и английском языках, которые не только позволяют познакомиться с реалиями русской жизни, но и учат правильно использовать предлагаемую лексику и грамматику.

В конце каждого урока даются тесты, которые помогают учащимся проверить свои знания. В приложении содержатся краткие сведения по русской фонетике, грамматике, грамматические таблицы, ключи к упражнениям и тестам.

4 HYPERLINK «http://www.piter.com/e-shop/author/201786/A29161/» Лакман Макдауэлл Г. Карьера программиста. Как устроиться на работу в Google, Microsoft или другую ведущую IT-компанию / HYPERLINK «http://www.piter.com/e-shop/author/201786/A29161/» Лакман Макдауэлл Г. 5-е изд. – СПб. : Питер, 2012. – 416 с.

Пятое издание этого мирового бестселлера поможет вам наилучшим образом подготовиться к собеседованию при приеме на работу программистом или руководителем в крупную IT-организацию или перспективный стартап. Основную часть книги составляют ответы на технические вопросы и задания, которые обычно получают соискатели на собеседовании в таких компаниях, как Google, Microsoft, Apple, Amazon и других. Рассмотрены типичные ошибки, которые допускают кандидаты, а также эффективные методики поготовки к собеседованию. Используя материал этой книги, вы с легкостью подготовитесь к устройству на работу в Google, Microsoft или любую другую ведущую IT-компанию.

5 HYPERLINK «http://www.piter.com/e-shop/author/604576/A29308/» Барон Ю. М. Технология конструкционных материалов: учебник для вузов / Ю. М. HYPERLINK «http://www.piter.com/e-shop/author/604576/A29308/» Барон.– СПб. : Питер, 2012. – 512 с.

В учебнике изложены сведения о конструкционных материалах и технологических методах получения и обработки заготовок. Раскрыта сущность различных технологических методов (обработка резанием, химические, электрохимические и электрофизические, а также комбинированные методы обработки), приведены их технологические возможности, а также схемы обработки, сведения о соответствующем оборудовании и инструменте. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по университетскому политехническому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и специальностям в области техники и технологий.

Задание 4 Восстановите текст аннотации, расположив предложения согласно логике и согласовав фрагменты информации, приведенные в левой и правой колонках. Спрогнозируйте название аннотированного научного источника.

I

Статья посвящена…

1

… специалисты в отрасли права, научные работники и практики.

II

Автор статьи доказывает, что …

2

… актуальной проблеме – конституционным гарантиям прав и свобод человека в Украине.

IIІ

В заключительной части статьи отмечается, что…

3

… юридические гарантии (общеправовые и конституционные) – систему взаимосвязанных форм и средств, которая обеспечивает признание, защиту и реализацию определенных прав и соответствующих им обязанностей.

IV

В начале статьи автор всесторонне характеризует …

4

… в Украине остается проблематичной реализация ряда прав, предусмотренных Конституцией, и это связано главным образом с экономическим и политическим кризисом.

V

Адресат статьи

5

… конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены.

Этапы работы над аннотацией

Внимательно прочитайте текст. Разделите текст на относительно законченные смысловые части.

2. В каждой части найдите и подчеркните предложение, выражающее основную мысль (тезис).

Выделите в подчеркнутых предложениях ключевые слова.

4. Составьте план текста. На основе плана составьте текст аннотации.

Задание 5 Составьте аннотации приведенных ниже текстов.

Текст 1

КАК ПОЯВИЛАСЬ ГАЗЕТА

Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. В Венеции в ХVI веке за такую сводку платили мелкую серебряную монету – «газета», откуда и пошло название.

Самая древняя в мире сводка новостей возникла в Риме в 168 г. до н.э. Она называлась «Акта попули романи диурна», что в переводе с латинского означает «Ежедневные деяния римского народа». Эта газета напоминала современную школьную доску, но была деревянной, и на ней тоже писали мелом. Доска выставлялась на самых оживленных площадях Рима и знакомила читателей с событиями, произошедшими за день.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст