Стремление к сближению программы подготовки специалистов в облас

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственное (частное) образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный институт предпринимательства»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Кочегаров С.А.

«28» января 2011 г.

Программа производственной практики

Направление подготовки: 080200 Менеджмент

Профиль подготовки: Управление малым бизнесом

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очная

Архангельск

2011

Цели и задачи производственной практики

Производственная практика направлена на формирование у студента ориентированных умений по избранной профессии и обеспечение выработки соответствующих навыков на основе глубокого изучения и участия в процессе управления реальным производством.

Прохождение данной практики предусматривает нацеленность студента на высокий уровень профессиональной подготовки, заинтересованность в эффективном использовании её возможностей для овладения будущей специальностью.

Главными целями производственной практики являются:

— закрепить студентами знания, полученные в процессе обучения и приобрести навыки в работе по избранной специальности курсах по изученным дисциплинам учебной программы;

— стремление к сближению программы подготовки специалистов в области менеджмента и маркетинга с реальной деятельностью менеджера на производстве и сфере услуг;

— овладеть основами механизма личностного взаимодействия людей в процессе совместной трудовой и социальной деятельностью;

— развить способности и навыки к принятию адекватных управленческих решений в соответствии со стратегическими задачами предприятия (организации) и интересами каждого работника;

— способствовать развитию теории и практики российского менеджмента;

— продолжить сбор и систематизацию доступного материала с целью дальнейшего использования в учебном процессе, научно-исследовательской работе, разработке выпускной квалификационной работы;

— ознакомиться с деятельностью предприятий (организаций), их структурными подразделениями и службами, а также функциями, выполняемыми ими;

— закрепить знания, необходимые для выполнения административно-хозяйственной, планово-экономической и расчетно-аналитической работы в аппарате управления предприятием (организацией);

— освоить применяемые в реальных условиях механизмы управления и моделирования производственных, социально-экономических процессов;

— углубить знания и навыки экономического анализа, комплексного анализа и планирования производства;

— закрепить знания, полученные в процессе плановых учебных занятий и изучения рекомендованной и другой учебной и научной литературы:

владением культурой общения, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

готовностью кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

умением использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

способностью проводить анализ операционной деятельности организации (ПК-47);

Производственная практика является завершающей в образовательном процессе бакалавров, дающая возможность закрепить полученные теоретические знания и подготовиться к защите выпускной квалификационной работы. Она базируется на знаниях, полученных студентами в результате изучения дисциплин цикла Б1 (правоведение, экономическая теория), Б1.ДВ2 (культурология), Б2 (методы принятия управленческих решений, информационные технологии в менеджменте, теория игр и ее приложение в менеджменте), Б3 (менеджмент, маркетинг, учет и анализ, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, управление изменениями, производственный менеджмент, инновационный менеджмент) учебная практика.

К числу задач, стоящих перед студентами на практике, относятся:

Ознакомление и составление документов, описывающих основные параметры функционирования базы практики.

Название. Цель создания. Организационно-правовая форма и форма собственности. Основное содержание учредительных документов. Экономическая и социальная значимость, место и роль в структуре местного хозяйства, отрасли, национальной экономики.

Отраслевая принадлежность. Масштаб деятельности. Характер производственной кооперации и транспортных связей, исходя из географического положения и природно-климатических условий самого предприятия (организации) с органами местной власти, общественными объединениями.

Организационная структура управления. Соответствие действующей структуры управления предприятием (организацией) его форме собственности и организационно-правовой форме. Компоненты организационной структуры и характер организационных отношений между структурными подразделениями. Структура и функции аппарата управления предприятием (организацией), практика совершенствования организационных структур управления. Внутренняя структура имеющихся подразделений и регламентация их деятельности, а также связей и отношений с другими подразделениями и хозяйствующими субъектами.

Система управления персоналом. Профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров. Практика планирования и прогнозирования потребности специалистов. Функции персонала управления, требования к нему. Система материального и морального стимулирования. Процесс подбора и расстановки кадров специалистов и руководителей. Система работы с кадрами и метод повышения эффективности управленческого труда.

Организация и управление производством. Способы реализации производственной функции предприятия. Структуры организационной системы: планирования и прогнозирования производства продукции (услуг, работ); нормирования и организации оплаты труда; маркетинга; разработки новой техники и технологий и т.д. Построение системы показателей, характеризующих деятельность предприятия, эффективность управления им. Методы оценки недвижимости, машин и оборудования, предприятия (бизнеса), рисков, пополнения активов.

Информационное обеспечение систем управления. Отношение персонала управления к информационным технологиям. Владение руководителями и менеджерами необходимой и достоверной информацией при принятии управленческих решений.

Анализ состояния охраны труда и техники безопасности на предприятии. Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте, о возможном риске повреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.

Организационно-технические мероприятия по гражданской обороне.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия, включая финансовую и управленческую. Внешний финансовый анализ по данным публичной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Внутрихозяйственный финансовый анализ. Производственный анализ по данным управленческого учета. Провести оценку: состава и структуры баланса; финансовой устойчивости предприятия; ликвидности и платежеспособности предприятия; рентабельности; деловой активности.

Проведение исследований, включающих SWOT – анализ, анализ прессы и других источников, опросы сотрудников, клиентов, партнеров в системе сетевых отношений организации по развитию предприятия в соответствии с выбранной темой дипломного проекта. Оценка социально-психологического климата в коллективе. Оценка рыночной перспективы предприятия. Маркетинговый анализ развития отрасли и региона. Разработка стратегии и тактики развития предприятия. Разработка бизнес-плана какого-либо из мероприятий.

3. Место производственной практики в структуре ООП бакалавриата

Организация производственной практики предполагает успешное завершение учебной практики публичная защита ее итоговых результатов.

К моменту начала производственной практики студент обязан успешно освоить основные учебные циклы, разделы ООП и обрасти соответствующие навыки.

Он должен иметь отчетливое представление относительно области предстоящей профессиональной деятельности, сути процессов управления объектами различных форм собственности, видах профессиональной деятельности (организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской).

Кроме того, обладать основными компетенциями формируемыми в результате освоения ООП (изложенных в кодах УЦ ООП – В. 1,В. 2, В. 3, В. 4 1 ГОС ВПО по направлению подготовки 080200 менеджмент «система «бакалавр»)

4. Формы проведения учебной практики

Формой проведения учебной практики студента является его непосредственное участие в производственном и социальном процессе предприятия (учреждения, организации), с которым у института существуют договорные отношения, имея в виду её непрерывность в течении года, обусловленную цикличностью производственного процесса.

5. Место и время проведения производственной практики

Место и время учебной практики является предметом индивидуального договора института с соответствующей организационно-правовой структурой (предприятие, учреждение, организация). Для сопровождения конкретных индивидуальных договоров ведется отдельная папка № 2.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

— знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

— знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

— способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

— умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК-4);

— владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

— умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

— готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

— способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

— умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

— стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

— умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);

— осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

— способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

— владеть одним из иностранных языков на уровне, обеспечивающем эффективную профессиональную деятельность (ОК-14);

— владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

— пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

— владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

— способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

— способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

— способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20);

— владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);

— способностью придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22).

— организационно-управленческая деятельность:

— знанием основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1);

— способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

— готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

— способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

— способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

— владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

— способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

— способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

— способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

— способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

— способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

— способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);

— способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

— владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

— готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

— способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

— готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17);

— владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ПК-18);

— способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

— владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

— готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

— знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

— знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

— способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

— знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде (ПК-25);

— информационно-аналитическая деятельность:

способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);

способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

умением проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);

способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);

владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

пониманием роли финансовых рынков и институтов, способностью к анализу различных финансовых инструментов (ПК-46);

способностью проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

— предпринимательская деятельность:

умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

 

Структура и содержание учебной практики

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

1.

Общее инструктивно-методическое собрание с целью информирования студентов обо всех действующих в институте правилах организации практики, приказе ректора на предстоящий период и особенностях предстоящей практики.

2.

Разработка индивидуальной программы для каждого студента. При этом каждая программа в числе прочих заданий должна содержать следующие положения: нацеленность на долговременное сотрудничество с организацией, предполагающее дальнейшее трудоустройство как следствие конструктивного владения и внедрения научно – обоснованных инициатив.

3.

Знакомство каждого студента с его предстоящим рабочим местом и обеспечение прохождения всех обусловленных законодательством инструктажей по безопасности поведения и эксплуатации оборудования.

4.

Ведение хронологии практики в дневнике утвержденной формы с убедительным комментарием сути уяснения проблем, их осмысления и разработку вариаций решения.

5.

Постоянный систематический сбор фактологического, статистического, научно-технического, экспериментального материала, предполагающего его фактическое использование в решении конкретных инженерных проблем и сквозное использование в теоретических формах задач института (контрольные, курсовые, выпускная квалификационная работа).

6.

Характер темы предстоящего научного исследования (изыскания).

7.

Подготовка отчета о практике. Прилагаю 2 листа из нашего положения о практике.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст