Стратегия республики казахстан в отношении запада (национальные

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИД РОССИИ

На правах рукописи

ТОКАЕВ Тимур Касымжомартович

СТРАТЕГИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В ОТНОШЕНИИ ЗАПАДА

(НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ПРИОРИТЕТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Специальность: 23.00.04 –

политические проблемы международных отношений

и глобального развития

Москва

2009

Работа выполнена в Центре СНГ Дипломатической академии МИД России.

Научный руководитель: Бажанов Евгений Петрович

доктор исторических наук,

профессор,

Заслуженный деятель науки России

Официальные оппоненты: Митрофанова Анастасия Владимировна

доктор политических наук

Нанадзе Ираклий Олегович

кандидат политических наук

Ведущая организация: Российская академия

государственной службы

при Президенте РФ

Защита состоится « »___________2009 г. в______ часов на заседании Диссертационного совета Д 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г.Москва, Б.Козловский пер., д.4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России по адресу: Москва, ул.Остоженка, д.53/2.

Автореферат разослан « »___________2009 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

доктор политических наук

С.С.Жильцов

Актуальность диссертационной работы. Работа посвящена исследованию стратегии Республики Казахстан в отношении западных государств. Актуальность темы обусловливается важной ролью Казахстана в Центральной Азии и долгосрочными устремлениями Запада в отношении этого государства. От состояния экономического и военно-политического сотрудничества РК с ЕС и США во многом зависит геополитическая ситуация в Евразии.

Для внешней политики Казахстана характерны многовекторность, сбалансированность, миролюбие, настрой на компромисс без ущерба долгосрочным национальным интересам. С самого начала существования Казахстан заявил о своем стремлении развивать многостороннее и взаимовыгодное сотрудничество с соседними государствами, прежде всего с Россией и Китаем, что, несомненно, способствовало укреплению его позиций в мировом сообществе. В Астане не подвергают сомнению исключительную важность и приоритетность взаимоотношений с Россией, которая является естественным союзником Казахстана. В то же время в РК понимают значение развития связей и с Западом.

Сотрудничество Республики Казахстан с ЕС и США оказывает положительное влияние на формирование политической культуры граждан, что, в принципе, не противоречит национальным интересам страны. В дальнейшей перспективе контакты между Республикой Казахстан и государствами ЕС, а также США будут иметь тенденцию к усилению, взаимоотношения поднимутся на новый уровень. Отсюда возникает объективная потребность в продолжении изучения всех аспектов сотрудничества РК с ЕС и США.

Необходимость комплексного анализа экономического и военно-политического факторов в становлении и развитии взаимоотношений Казахстана со странами Запада определяется также тем, что такой анализ позволяет полнее выявить позитивные и негативные последствия данного процесса, представить конкретные рекомендации государственным ведомствам и министерствам по совершенствованию сотрудничества и принятию в этих целях конкретных мер.

Актуальность исследования темы возрастает в контексте текущего глобального финансово-экономического кризиса и политической нестабильности в ряде крупных государств и целых регионов мира. Механизмы урегулирования конфликтов и контроля над процессами незаконного распространения вооружений и наркотиков стали давать сбои. В игру пытаются вступить новые силы, в том числе нелегальные структуры, которые хотели бы использовать фактор мировой политической и экономической нестабильности для решения собственных, подчас деструктивных, задач.

Вызовы, исходящие от международного экстремизма и терроризма, повышают значимость изучения военно-политических аспектов сотрудничества Республики Казахстан с ЕС и США. Казахстан стал важным геополитическим актором в системе глобальных внешнеполитических координат, играя при этом ключевую роль в Центральной Азии. К данному региону приковано внимание всех основных держав. По сути дела, в ЦА началась «большая политическая игра», обусловленная её геостратегической важностью, наличием там огромных запасов природных ресурсов. В то же время Центральная Азия – регион, в котором присутствуют весомые факторы нестабильности и рисков: нехватка водных ресурсов, нелегальная миграция, религиозный экстремизм, наркоторговля, незаконная торговля оружием, безработица, бедность и другие.

При этом неоспоримым фактом является взаимозависимость стран мирового сообщества. На планете практически не осталось государств, существующих в изоляции. Доминантой нынешнего времени выступают развитие, сотрудничество, интеграция и глобализация. Мир уже ощутил плоды глобализации, когда кризис в одной стране или регионе отрицательно влияет на экономическую ситуацию во всем мире. Ипотечный, финансовый кризис в США – наглядный пример этому.

Глобализация привела к осознанию того, что ни одна страна, какой бы мощной в военном и экономическом отношении она ни была, не может в отрыве от других стран справиться с острейшими проблемами современности. Противостоять им можно только в рамках тесного международного сотрудничества. Вместе с тем пока не существует целостного понимания глобализации в контексте международного сотрудничества. Все это усиливает актуальность данного исследования, посвященного взаимоотношениям Казахстана со странами Запада.

Степень научной разработанности проблемы. Научному анализу внешнеполитических проблем, в том числе различных аспектов становления и развития сотрудничества Республики Казахстан с ЕС и США, в настоящее время уделяется серьезное внимание. Об этом свидетельствует появление интересных исследований казахстанских и зарубежных авторов. Данной теме посвящены статьи и выступления казахстанских руководителей.

Концептуальные положения, имеющие отношение к теме диссертации, содержатся в работах Президента РК Н. Назарбаева: «Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации»; «Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана»; «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства»; «В потоке истории»; «Мы строим новое государство: труды и речи»; «Эпицентр мира»; «Критическое десятилетие» и другие.

С самого начала становления суверенитета и независимости Казахстана Н. Назарбаев играет ключевую роль в формировании основных принципов и компонентов внешней политики Казахстана. В книге «На пороге ХХ века» он признает, что «…история так распорядилась, что Казахстан в период распада биполярного мира оказался в эпицентре мировой политики. На месте сверхдержавы появились новые государства, и в их ряду особое внимание уделялось именно нашей стране…».

Важное значение при разработке темы диссертации имели ежегодные Послания Президента Н.Назарбаева народу Казахстана. В посланиях содержатся концептуальные моменты, касающиеся внешней политики РК в целом, задач в области политического, инвестиционного и торгового сотрудничества с ЕС и США. В диссертационной работе использовались Послания Н.Назарбаева: «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев»; «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» .

Учитывались и труды экс-министра иностранных дел Республики Казахстан, спикера Сената К. Токаева: «Дипломатия Республики Казахстан»; «Внешняя политика Республики Казахстан в условиях глобализации»; «Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана»; «Преодоление. Дипломатические очерки», «Международная жизнь» «Казахстан в мировом сообществе».

Различным аспектам внешней политики Казахстана посвящены работы М. Олкотт, Г. Киссинджера, Х. Маккиндера, З. Бжезинского и других.

Диссертантом были изучены труды сотрудников Дипломатической академии МИД России А.Н. Панова, Е.П. Бажанова, А.В. Бурсова, И.А. Василенко, С.С. Жильцова, А.Г. Задохина, Т.А. Закаурцевой, Г.Г. Кадымова, К.Н. Кулматова, Т.Н. Мозель, Г.А. Рудова, В.М. Татаринцева, А.Д. Шутова, а также ряда других российских ученых-международников — А.Д. Воскресенского, А.А. Громыко, А.С. Капто, С.Г. Лузянина, В.С. Мясникова, Я.А. Пляйса, М.Л. Титаренко, А.В. Торкунова, Г.С. Яскиной и др. В этих трудах содержится объективный анализ нашей эпохи, актуальных проблем современности, в том числе связанных с Центральной Азией.

Некоторым важным направлениям внешней политики Казахстана на современном этапе посвящены книги казахстанских ученых: С.И. Абдулпатаева, А.К. Бакаева Е.К. Ертысбаева, А.Ш. Ишмухамедова, Д.Б. Кыдырбекулы, Е.А. Кузнецова, М. Лаумулина; А.В. Ретивых и других.

По мнению доктора политических наук Е.К. Ертысбаева: «Казахстан ныне стремительно вошел в мировое сообщество, признан в мире, имеет свой вес, располагает солидным внешнеполитическим ресурсом – внутренней стабильностью и экономическим ростом. Казахстанской дипломатии приходится действовать в один из переломных моментов истории, на фоне уникального и подвижного геополитического ландшафта. Но ориентиры внешней политики, определенные Нурсултаном Назарбаевым, ясны: последовательно отстаивать свои национальные интересы, продолжать линию на конструктивное взаимодействие с другими государствами, содействовать упрочению международной стабильности и безопасности, демократических основ казахстанской государственности» .

Доктор политических наук К.К Токаев. считает: «Геополитическое расположение Республики Казахстан на стыке Азии и Европы, экономические и военно-политические цели и интересы определили место Казахстана в системе международных отношений как крупного регионального государства, заинтересованного в создании в своем окружении зоны добрососедства на принципах взаимной безопасности, уважения суверенитета и территориальной целостности. В этих целях перед казахстанской дипломатической службой ставятся задачи включения страны в мировые и региональные структуры экономического и политического взаимодействия» .

Профессор А.Ш. Ишмухамедов полагает, что современная парадигма развития суверенных государств, включая Казахстан, предполагает учет трёх главных взаимосвязанных компонентов, включающих общемировой, региональный и национальный уровень развития. Пути развития Запада и Востока имеют различия между собой, корни которых уходят вглубь истории. Существуют расхождения в понимании жизненных ценностей, в социальном поведении и т. д. В то же время между ними есть много общего.

Открытость экономики, интеграция, по мнению казахстанского учёного А.В. Ретивых, достигаются в Казахстане именно за счет взвешенной, многовекторной внешней политики. Факты свидетельствуют, что «многовекторность по-казахстански» — не прихоть лидера страны, а насущная необходимость, игнорировать которую такое государство как Казахстан, имеющее срединное материковое положение, еще не окрепшее, нуждающееся в зарубежных инвестициях и в рынках сбыта, не имело и не имеет права.

Необходимо отметить и фундаментальную монографию С. Акимбекова «Афганский узел и проблемы безопасности в Центральной Азии». Казахстанский ученый всесторонне рассмотрел геополитические проблемы, касающиеся новых независимых государств Центральной Азии.

Выделим также работу «Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии», посвященную политологическому анализу современного терроризма (истокам, причинам, мировоззренческим корням), месту и роли терроризма в системе международных отношений, различным способам борьбы с этим опасным явлением. В работе изучены причины религиозного экстремизма и терроризма в государствах Центральной Азии, в том числе в Республике Казахстан, рассмотрены потенциальные сценарии негативного развития событий в центральноазиатском регионе.

Казахстанский ученый М. Лаумулин в книге «The Security, Foreign Policy and International Record of Kazakhstan after Independence: 1991-2001» дает концептуальное освещение развития внешней политики Казахстана за годы независимости. Кроме того, автор дает описание геополитических процессов с учетом резких изменений ситуации в регионе. Нельзя не согласиться с ученым, что существует множество противоречий между основными геополитическими и региональными игроками. Так называемая «большая игра» в Центральной Азии вступила в новую фазу после 11 сентября 2001 г. В свою очередь отметим, что страны Центральной Азии занимают в этой игре далеко не последнее место.

Изучению геополитической ситуации посвящена книга «Центральная Азия до и после событий 11 сентября: геополитика и безопасность». Особенно важным аспектом работы является то, что она основана на проблемном, а не на хронологическом принципе. Это расширяет возможность концептуального видения рассматриваемых проблем .

А.К. Бакаев и Д. Едилова в статье «Безопасность Казахстана в современных условиях» рассмотрели конкретные аспекты обеспечения безопасности Казахстана. По спорному мнению политологов, независимость Казахстана придется защищать не только политическими или экономическими, но и, возможно, военными средствами. В будущем может возникнуть региональное противостояние зон влияния: США, Европа, Россия, Япония, Индия, Китай, исламские страны. Выход из тупика – в тесной интеграции стран.

Проблемам взаимоотношений Республики Казахстан со странами мирового сообщества посвящены работы Е. М. Абенова, Е. М. Арынова, Р. С. Арыновой, Р. Б. Абсаттарова, Л.А. Байдельдинова, К. Н. Бурханова, А.М. Джунусова, Ж. Х. Джунусовой, Р. К. Кадыржанова, А.С. Калмырзаева, Е. Т. Карина, М. С. Машана, С. З. Нарматова, А.Н. Нысанбаева, Н.В. Романовой, Т.С. Садыкова, Т.С. Сарсенбаева, К.Л. Сыроежкина, Д.А. Сатпаева, А.В. Соловьева, И.Н. Тасмагамбетова, М. Б. Татимова, А.Ж. Шоманова и др.

В работах казахстанских исследователей содержатся политологические обобщения относительно различных аспектов формирования, функционирования и развития внешнеполитических процессов, которые учтены соискателем при написании диссертации. Однако в Республике Казахстан отсутствуют фундаментальные труды, которые отличались бы комплексным и системным подходом к исследуемой проблеме.

Объект исследования – стратегия Республики Казахстан в отношении ЕС и США на современном этапе.

Предмет исследования – анализ роли военно-политического и экономического факторов в стратегии Республики Казахстан в отношении западных государств.

Цель и задачи исследования. В диссертации ставится цель – выявить основные факторы, влияющие на стратегию Республики Казахстан в отношении ЕС и США в условиях изменения глобального политического порядка в результате мирового финансово-экономического кризиса.

В этой связи сформулированы следующие задачи исследования:

— дать научную характеристику основных этапов становления и развития внешней политики Республики Казахстан в постсоветский период;

— обосновать приоритетную роль России во внешней политике РК;

— определить место и значение ЕС и США в многовекторной внешней политике Казахстана;

— осуществить комплексный анализ политико-правовой базы сотрудничества РК с ЕС и США;

— изучить главные направления военно-политического и экономического взаимодействия Казахстана с ЕС и США;

— проанализировать потенциал экономического и военно-политического сотрудничества между Республикой Казахстан и ЕС-США;

— рассмотреть связи Казахстана с НАТО;

— выявить потенциальные риски, угрожающие обеспечению политической безопасности центральноазиатского региона.

Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции и положения, сформированные путем синтеза идей, принципов и научных подходов политологических и философских учений, а также других научных общественно-политических дисциплин. Исследуемая комплексная проблема – стратегия Республики Казахстан в отношении Запада – может быть изучена лишь за счет применения различных теоретико-методологических парадигм.

В работе использованы логический, сравнительный, системный анализ, интегрирующие исследовательские возможности методов политологии и социологии. Кроме того, предпринята попытка интегрировать теоретико-методологические подходы системного функционализма и рационального выбора.

Теоретико-эмпирическую базу исследования составили концепция внешней политики РК, законодательные акты и международно-правовые документы ООН, регулирующие взаимоотношения как двустороннего, так и многостороннего характера, в том числе сотрудничество в различных международных организациях, а также информационно-справочные издания, материалы научно-практических конференций, информационные и аналитические выступления СМИ.

Научная новизна диссертации:

— на историко-политическом, социологическом и политико-философском материале выявлены национальные интересы, приоритеты и направления внешней политики РК;

— обоснована теоретическая и практическая необходимость развития взаимоотношений между РК и Западом в сферах, представляющих взаимный интерес;

— проанализирована договорно-правовая база сотрудничества Казахстана с ЕС и США;

— определена степень влияния экономического фактора на политические отношения РК с ЕС и США;

— проанализирован потенциал военно-политических связей Казахстана с ЕС и США в контексте роли РК в Центральной Азии;

— выявлены проблемные моменты в отношениях РК с ЕС и США;

— определены место и роль взаимоотношений Казахстана с Западом в рамках многовекторной политики РК и ее союзнических отношений с Россией и добрососедского партнерства с Китаем.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Внешняя политика Республики Казахстан на современном этапе носит ярко выраженный экономический характер и направлена на активное содействие осуществлению курса реформ, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики. На практике это означает создание условий для выхода страны на мировые рынки товаров, услуг и капиталов, развитие собственного экспортно-импортного потенциала, привлечение инвестиций и технологий в производственную сферу, реализацию проектов новых транспортных путей.

2. Процесс налаживания и укрепления связей Казахстана с ЕС и США основывается на национальных целях и приоритетах, направленных на обеспечение внутренней политической стабильности и конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства, торговли, транзитной инфраструктуры страны.

3. Нефтегазовое сотрудничество Казахстана с ЕС является наиболее перспективным направлением. В условиях экономической взаимозависимости заметно снижается давление на Казахстан со стороны Запада по вопросам демократии и прав человека.

4. Налицо развитие новой тенденции, увеличение казахстанских инвестиций в европейские страны. Это проявилось в отношении проектов строительства нефтегазовых трубопроводов на территории ЕС.

5. Оценка последних данных показала, что происходит отток американских инвестиций из Казахстана. Это связано с ухудшением экономической конъюнктуры в США. Кроме того, в последнее время в РК резко сократилось количество крупных, высокоприбыльных инвестиционных проектов в строительном и сырьевом секторах, а также в торговой области. Наращивание присутствия казахстанских государственных компаний в нефтегазовой сфере уменьшило возможности инвестирования со стороны частных американских компаний. Причиной торможения экономического сотрудничества между Казахстаном и США становится и коррупция в государственных органах, скромные результаты административной реформы в РК.

6. Вместе с тем открываются перспективы экономического сотрудничества РК с США в Афганистане:

— поддержка частных и государственных инвестиций Казахстана в традиционные объекты промышленности Афганистана;

— использование транспортной инфраструктуры страны в рамках программ США по восстановлению экономики Афганистана;

-участие Казахстана в ресурсных проектах на территории Афганистана, в частности в строительстве трубопроводов для экспорта нефтегазовых ресурсов на мировые рынки.

7. Сохранение высоких темпов экономического партнерства РК и США зависит от обеспечения безопасности капиталов, имущества и объектов американских компаний на казахстанской территории. Американская сторона заинтересована в постепенном вовлечении Казахстана, как самого крупного и мощного государства Центральной Азии, в сферу собственных военно-политических интересов, что само по себе является дополнительной гарантией защиты экономических интересов США в РК и в регионе в целом.

В последнее время произошли важные события:

— ратификация парламентом Казахстана соглашений между РК и США в военной сфере, которые ожидали своего принятия более 6-7 лет. В ноябре 2008 года парламент Казахстана одобрил законопроект «О ратификации меморандума о взаимопонимании между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенных Штатов Америки» от 15 декабря 2001 года, а также «О ратификации меморандума о взаимопонимании между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенных Штатов Америки» от 10 июля 2002 года. Ратификация позволяет военно-транспортным самолетам и инженерным силам США использовать воздушное пространство, инфраструктуру аэропортов РК для транзита.

— активизация военно-политического сотрудничества Казахстана и США происходит на фоне решения Кыргызстана о закрытии военно-воздушной базы США в аэропорту «Манас». Данное решение кыргызских властей побудило Вашингтон вести поиск путей дальнейшего сближения с Казахстаном в оборонной сфере.

8. Вышеизложенные обстоятельства и доводы нашли свое подтверждение в выступлениях нового президента США Б. Обамы, заявившего о продолжении стратегического курса в отношении Афганистана (посылка туда дополнительного контингента ВС США).

9. Казахстан заявил об отсутствии намерений дать разрешение на размещение американских военных баз на своей территории. Это серьезно усложняет реализацию стратегических планов США в отношении не только Казахстана, но и всей Центральной Азии. Казахстанское руководство учитывает весь спектр геополитической ситуации в регионе и за его пределами. В этом контексте важнейшее значение имеет тяготение Казахстана к тесному сотрудничеству с Россией, включая военно-политическую сферу.

Научно-практическая значимость исследования. Данное исследование является по-существу первой попыткой в политической науке всесторонне проанализировать стратегию Республики Казахстан в отношении ЕС и США с учетом последних геополитических изменений в мировом сообществе и глобального финансово-экономического кризиса. Диссертация является вкладом в изучение ситуации в таком стратегически важном регионе, как Центральная Азия.

Результаты проведенного исследования могут иметь практическое значение для внешнеполитических ведомств не только Казахстана, но и России, а также других заинтересованных стран, международных организаций. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по политологии в высших учебных заведениях.

Структура диссертации. Структура связана с поставленной научной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обоснованы выбор темы, ее научно-практическая значимость, сформулированы цель и задачи работы.

В первой главе «Формирование внешней политики Казахстана» проведен анализ внутреннего развития РК в тесной взаимосвязи с задачами страны на мировой арене, исследованы концептуальные основы внешней политики РК. Показаны роль и место Запада в стратегии Казахстана, политико-правовые основы взаимоотношений РК с ЕС и США.

Во второй главе «Основные направления взаимоотношений Казахстана с Западом» исследовано значение экономического фактора в партнерстве РК и ЕС, влияние этого фактора на политический диалог между странами. Аналогичным образом проанализированы казахстанско-американские отношения, включая контакты в военно-политической области. Отдельно рассмотрены связи Казахстана с НАТО.

В заключении сформулированы выводы диссертации:

1. Становление и развитие внешней политики Республики Казахстан происходило на фоне разрушительных последствий крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века – распада СССР.

Казахстан не имел собственной концепции внешней политики, не располагал договорно-правовой базой международных связей, испытывал дефицит специалистов-международников. В то же время над Казахстаном тяжелым прессом нависали такие серьезные проблемы, как отсутствие опыта жизнедеятельности в качестве суверенного государства и субъекта международного права, юридическая неурегулированность границ, сложная экономическая и внутриполитическая ситуация, отсутствие политических институтов, присущих суверенным государствам, вставшим на путь демократии и рыночных реформ. Серьезным препятствием на пути к дальнейшему развитию нового государства стало отсутствие определенности во взаимоотношениях с ближайшими соседними государствами – Россией и Китаем, а также с такой державой, как США. Нерешенным оставался вопрос о ядерном статусе Казахстана.

2. Республика Казахстан начала свой путь в новый мир с установления дипломатических отношений с заинтересованными странами, разработки концептуальных основ внешней политики. Было определено, что Казахстан проводит миролюбивую внешнюю политику, направленную на развитие взаимовыгодного и равноправного сотрудничества как с соседними государствами, прежде всего с Россией и Китаем, так и со всеми заинтересованными странами, а также с международными политическими и финансовыми организациями. Уже в мае 1992 года Казахстан принял историческое решение об отказе от ядерного статуса и присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия. В обмен на это решение все члены «ядерного клуба» – Россия, США, Великобритания, Китай и Франция – дали гарантии безопасности РК.

В 1995 году президент Казахстана утвердил концепцию (состоявшую из публичной и конфиденциальной частей) внешней политики страны. В этом документе впервые были сформулированы приоритетные направления внешнеполитической стратегии, говорилось о важности разностороннего сотрудничества не только с соседними странами, но и с Западом. Именно с концепции 1995 года берет свое начало многовекторная, многосторонняя дипломатия Республики Казахстан.

В 2000 и 2005 годах концепция внешней политики дополнялась и изменялась сообразно новым нюансам в мировой ситуации, но многовекторный характер казахстанской дипломатии не подвергался корректировке.

3. Большое значение для понимания сути и целей внешнеполитической деятельности страны имела президентская Стратегия «Казахстан – 2030», опубликованная в 1997 году. Приоритетом №1 было объявлено обеспечение национальной безопасности. Решение данной задачи увязывалось с осуществлением прагматичной, рациональной внешней политики, направленной на развитие взаимовыгодных, стабильных и партнерских отношений с внешним миром.

Перед дипломатической службой была поставлена задача всемерного содействия экономическому росту и укреплению международного авторитета Казахстана как крупного евразийского государства. Значительное внимание Стратегия «Казахстан – 2030» уделила энергетическому сотрудничеству, а также развитию связей в транспортно-коммуникационной сфере с США и Европейским Союзом. Национальные интересы Казахстана в ходе экономического сотрудничества с западными партнерами должны были обеспечиваться дипломатическими средствами, базирующимися на основных принципах и нормах международного права.

В 2005 году внешнеполитическая стратегия приобрела еще более ярко выраженный экономический характер. Дипломатия становилась инструментом активного привлечения инвестиций в экономику Казахстана. В документе были четко обозначены приоритеты: на первое место поставлена Россия как союзник и стратегический партнер, далее речь шла о Китае. Говорилось также о большой важности развития партнерства с США и Европейским Союзом.

4. Основные аспекты внешнеполитической стратегии РК получили дальнейшее развитие в ежегодных Посланиях Президента Н.Назарбаева. В Послании 2006 года «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» политика в отношении США и ЕС получила статус государственной стратегии. В то же время прежняя практика объединения США и ЕС в единый западный блок уступила место четкой дифференциации, конкретизации и разграничению с точки зрения задач. Каждое из двух направлений приобрело самостоятельность, что способствовало приданию внешнеполитической стратегии Казахстана большей прагматичности и маневренности в условиях глобализации.

5. Основные задачи внешней политики Казахстана на западном направлении свелись к следующему:

— формирование прочной правовой основы экономического сотрудничества с крупнейшими государствами, их энергетическими и индустриальными компаниями и банками;

— активное взаимодействие с энергетическими компаниями ЕС и США, предоставление им надлежащих условий для дальнейшего привлечения инвестиций в сырьевые сектора экономики;

— стимулирование американских и европейских инвестиций в передовые отрасли с целью диверсификации экономики;

— интенсивный обмен идеями для консолидации усилий, направленных на преодоление мирового финансово-экономического кризиса;

— поиск реалистичных инвестиционных проектов в Европе и США;

— развитие связей с НАТО в рамках Индивидуального Плана Партнерства, но без ущерба стабильному сотрудничеству с государствами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности;

— взаимодействие с США и их союзниками по НАТО в реконструкции экономики и государственной инфраструктуры Афганистана при условии, что на территории Казахстана не будет размещаться военная база коалиционных сил;

— углубление партнерства с Западом по вопросам ядерного нераспространения и разоружения, борьбы с незаконной торговлей оружием, наркотрафиком и международным терроризмом;

— обеспечение поддержки Западом в вопросах председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2010 году;

— продолжение переговорного процесса по вопросу вступления РК в ВТО.

6. Западное направление будет развиваться не в ущерб союзническим отношениям с Россией. В результате интенсивных усилий казахстанской дипломатии в Вашингтоне и Брюсселе уже осознают этот ключевой момент внешнеполитической доктрины РК. Сотрудничество не носит характера «улицы с односторонним движением», в его развитии в равной степени заинтересованы Казахстан и Запад.

7. Экономические и военно-политические аспекты взаимодействия Казахстана с Западом взаимозависимы. Как один из крупнейших в мире производителей и экспортеров энергоресурсов, Казахстан привлекает к себе повышенное внимание со стороны западных партнеров. Они заинтересованы в устойчивом экономическом развитии страны и сохранении в ней внутриполитической стабильности. Поэтому в Вашингтоне и Брюсселе придают большое значение укреплению политических контактов с Астаной, вовлечению Казахстана в различные программы, преследующие военно-политические и гуманитарные цели. О важности экономического аспекта свидетельствует тот факт, что в последние годы наблюдается заметное ослабление западной критики в отношении внутриполитических процессов в Казахстане. США и ЕС уже не прибегают к открытому политическому давлению на РК по вопросам демократии и открытости общества.

8. Казахстан имеет развитую договорно-правовую базу сотрудничества с Европейским Союзом. Главный документ – это Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейскими Сообществами и их государствами-членами (СПС) от 1 июля 1999 года.

В ходе визита президента Н. Назарбаева в Брюссель в декабре 2006 года впервые в истории сотрудничества Казахстана с ЕС было принято Совместное заявление. В данном документе отмечается высокий уровень партнерства между ЕС и Казахстаном «на основе общих ценностей, высокой динамики торгового и экономического сотрудничества, совместных действий в ответ на новые глобальные вызовы, в обеспечении энергетической безопасности и эффективного диалога цивилизаций». ЕС поддержал стремление Казахстана войти в число 50 развитых государств мира, высоко оценил усилия его руководства по обеспечению глобальной и региональной безопасности. Таким образом Брюссель продемонстрировал готовность рассматривать Казахстан в качестве особого партнера, играющего важную роль в центральноазиатском и каспийском регионах.

Показательно, что Европейский союз занимает первое место в списке торговых партнеров Казахстана. По итогам 2008 года торговля вышла на рекордный уровень – 39,1 млрд. долларов. Для сравнения объем казахстанско-российской торговли в 2008 году составил 20 млрд. долларов.

9. Придавая большое значение продолжению взаимовыгодного сотрудничества с ЕС, Н.Назарбаев в августе 2008 года утвердил Государственную программу «Путь в Европу» на 2009-2011 годы. Заявлено, что главная цель программы – выйти на уровень стратегического партнерства с ЕС. Программа включает в себя все основные направления сотрудничества с европейскими странами, начиная от политического диалога и заканчивая связями в энергетической, инвестиционной, финансовой, торговой, транспортно-коммуникационной и гуманитарной сферах. Европейском союзу отводится роль ключевого партнера в переговорах по вступлению Казахстана в ВТО. Предусматривается также активное взаимодействие по обеспечению успешного председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2010 г.

10. Казахстанское руководство уделяет большое внимание развитию отношений с США. Показательно, что за 17-летнюю историю дипломатических отношений между двумя странами Н.Назарбаев шесть раз посетил США с официальными визитами. Первый визит казахстанского руководителя в Вашингтон состоялся уже через две недели после подписания первого в постсоветской истории Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией (15 мая 1992 года). С одной стороны, это свидетельствовало о намерении Казахстана проводить многовекторную, сбалансированную дипломатию, с другой – о повышенной дипломатической активности Вашингтона, выделившего именно Казахстан в качестве перспективного партнера в центральноазиатском регионе.

Стержень договорно-правовой основы казахстанско-американского сотрудничества – Хартия о демократическом партнерстве, подписанная Н.Назарбаевым и Б.Клинтоном в феврале 1994 года в Вашингтоне. Для РК в тот момент было важно, что в Хартии заявлено: США поддерживают безопасность, независимость, суверенитет и территориальную целостность Казахстана и берут на себя обязательство оказать ему помощь, если он подвергнется нападению, в том числе с применением ядерного оружия. Но и Казахстан был вынужден взять на себя серьезные обязательства по вопросам демократии. Эти вопросы впоследствии стали предметом острых дискуссий на высоком политическом уровне. Сотрудничество двух стран, особенно на начальном этапе, носило взаимовыгодный характер: Вашингтон обрел в лице Казахстана надежного партнера в сфере торговли, инвестиций, энергетики и нераспространения ядерного оружия, Казахстан же заручился поддержкой США в проведении рыночных реформ.

Большую роль в развитии двустороннего сотрудничества сыграли такие документы, как Программа действий по экономическому партнерству, подписанная президентами Казахстана и США в ноябре 1997 года, а также Совместное заявление «Новые взаимоотношения», подписанное Н.Назарбаевым и Дж. Бушем в декабре 2001 года. В этом документе впервые было сказано о намерении сторон развивать «стратегическое партнерство».

После террористических актов 11 сентября 2001 года Н.Назарбаев незамедлительно выступил с резким заявлением, осуждающим это преступление, в поддержку антитеррористических действий США и всего международного сообщества. Было принято решение об открытии воздушного пространства Казахстана для пролета военных самолетов международной коалиции в Афганистан, подписано соглашение о предоставлении Алмаатинского аэропорта для экстренных посадок военных самолетов США. Продолжалось интенсивное сотрудничество и по вопросам уменьшения ядерной угрозы. Казахстан принял также решение о поддержке военной операции США и их союзников в Ираке, направив в эту страну батальон саперов. Обе стороны проводили консультации по вопросу восстановления экономики Афганистана.

Казахстанско-американское сотрудничество осуществлялось на фоне развития союзнических взаимоотношений Казахстана и России. Принципиальная позиция Астаны состояла в том, чтобы не предпринимать никаких действий в ущерб России. Результатом такой политики стало заявление бывшего Государственного секретаря К.Райс в 2005 году: «Америка не имеет ничего против прекрасных отношений Казахстана с Россией». Эту же позицию подтвердил президент Дж. Буш в сентябре 2006 года во время переговоров с Н. Назарбаевым. Американский руководитель подчеркнул, что «главное в сотрудничестве двух стран – это не нефть, а общность целей и позиций», в том числе того, что касается ядерного разоружения и борьбы с международным терроризмом. Показательно, что Вашингтон заметно ослабил протестную риторику по поводу «нехватки» демократии и медленных темпов политических реформ в Казахстане. Важное значение имела поддержка США по вопросу председательствования РК в ОБСЕ в 2010 году.

Для понимания сути казахстанско-американских отношений следует иметь в виду тот факт, что США – самый крупный инвестор в экономику Казахстана, главным образом в сферу энергетики. Объем американских инвестиций достиг 47 млрд. долларов. В Вашингтоне заинтересованы в том, чтобы экономическое присутствие в Казахстане подкреплялось военно-политическими факторами. В Астане придерживаются мнения, что такой ход развития двусторонних связей не противоречит стратегическим интересам Казахстана, поскольку укрепляет его статус как регионального лидера.

11. В отношениях РК с Западом на первый план выходит трубопроводная тематика, особенно с учетом трудностей с доставкой энергоресурсов в Европу из России.

Стратегия Запада направлена на то, чтобы уменьшить влияние России как ключевого звена в торговле энергоресурсами. Американские и европейские политики и экономисты обсуждают возможность прокладки трубопроводов в обход России, в первую очередь по дну Каспийского моря (т.н. «транскаспийский проект»). При этом большое внимание уделяется Казахстану как государству, способному производить и транспортировать энергоресурсы.

Стратегия Казахстана имеет сбалансированный и рациональный характер. Она направлена на создание альтернативных вариантов доставки нефти на международные рынки: «чем больше трубопроводов, тем лучше». Исходя из такой позиции, Казахстан принял решение присоединиться к нефтепроводной магистрали «Баку-Тбилиси-Джейхан». Одновременно Казахстан стал акционером (19 процентов) действующего проекта «Каспийский трубопроводный консорциум», который позволил ему транспортировать нефть из мест добычи в западном регионе в российский порт Новороссийск. Астана уделяет большое внимание нефтегазовому сотрудничеству с Россией и на двусторонней основе. Только по трубопроводу Атырау-Самара ежегодно транспортируется около 15 млн. тонн нефти. Достигнута договоренность о поставках сжиженного газа с месторождения Карачаганак на Оренбургский перерабатывающий завод с последующей транспортировкой газа по российской территории вплоть до европейских рынков.

Вместе с тем РК негативно настроена в отношении проекта «Набукко», активно продвигаемого Европейским союзом и поддерживаемого США. Правильность казахстанской позиции подтверждается сообщениями о том, что проект строительства газопровода «Набукко» уже утратил свою приоритетность для Европейского союза.

Казахстан занял прагматичную и принципиальную позицию по вопросу освоения месторождения Кашаган на шельфе Каспийского моря. Консорциум крупнейших международных компаний во главе с итальянской «Eni» по разным причинам не выполнил контрактных условий и не приступил к добыче в 2008 году, заявив, что данный цикл переносится на 2010 год. Казахстан встал перед угрозой потери десятков миллиардов долларов в виде налоговой выручки. Поэтому казахстанское правительство постановило прекратить всю операционную деятельность консорциума, приступило к переговорам и добилось следующих результатов: доля национальной нефтегазовой компании была увеличена с 8,33 процентов до 16,81 процентов, «Eni» согласилась выплатить компенсацию до 4 млрд. долларов.

Данный пример показывает, что наметилась эволюция в сторону более жесткого и принципиального отстаивания Казахстаном собственных национальных интересов. Период излишней толерантности завершился, наступила эпоха «ресурсного национализма». Это стало возможным, поскольку Казахстан экономически и политически окреп, стал играть заметную роль на международной арене, обрел авторитет как ответственный партнер, способный защищать свои национальные интересы. Правительство Казахстана внесло поправки в законодательство, уравнявшие в правах зарубежных и отечественных инвесторов и ужесточившие контроль за выполнением обязательств по защите окружающей среды.

12. Несмотря на некоторые пессимистические прогнозы в отношении США как сверхдержавы, приходится констатировать, что в обозримой перспективе эта страна сумеет сохранить свое военно-стратегическое и экономическое превосходство. Доллар удержит за собой роль международной резервной валюты. Немаловажную роль в этом вопросе играет Китай, претендующий на вторую позицию в мировой экономике. Правительство КНР приобрело американские ценные бумаги на сумму 800 млрд. долларов и не заинтересовано в падении этой валюты. Американцы теперь вынуждены признать, что «сидят в одной лодке» с китайцами. Во время визита в Пекин в феврале 2009 года Государственный секретарь Х. Клинтон произнесла многозначительную фразу: «Америка и Китай взаимозависимы».

Прибегая к миролюбивой риторике, американская администрация во главе с президентом Б.Обамой дает понять, что США не отказываются от стремления сохранить за собой глобальное лидерство. Но в отличие от республиканцев нынешняя администрация будет прибегать к приемам «мягкой силы», в том числе к активной дипломатии убеждения, а не принуждения. В отношении Центральной Азии американская дипломатия будет, очевидно, преследовать следующие цели:

— Поддержка американского бизнеса, особенно в энергетической сфере (разработка проектов на Каспийском море, обеспечение стабильных поставок углеводородов на мировые рынки).

— Сдерживание России (поощрение сотрудничества государств региона с западными странами, реализация гуманитарных проектов, поддержка оппозиции).

— Недопущение создания китайско-российского «тандема» в регионе, в том числе в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества.

— Поддержка движений в защиту прав человека, западных ценностей, демократических реформ, гражданского общества.

— Привлечение государств региона к борьбе против исламского экстремизма и международного терроризма, в том числе путем совместных действий с целью восстановления Афганистана.

— Сдерживание Ирана как растущей региональной державы.

13. Достижение указанных целей возможно через сотрудничество с государствами Центральной Азии, прежде всего с РК. Президент Б.Обама заявил о намерении придать новый импульс сотрудничеству с РК во всех сферах. Американские дипломаты утверждают, что стратегия США в Центральной Азии будет носить дифференцированный характер, но Казахстану будет уделяться повышенное внимание, поскольку это государство обладает солидным экономическим потенциалом, демонстрирует приверженность либеральным реформам в экономике и, в целом, терпимо относится к политическому плюрализму.

Значение Казахстана возрастает в связи с решением Кыргызстана закрыть военную базу США. Не исключено, что Вашингтон попытается начать переговоры об открытии военной базы на казахстанской территории. Но позиция Астаны по этому вопросу отрицательная.

В то же время в Белом доме проявляют обеспокоенность по поводу стремительной активизации отношений между Казахстаном и Россией, что особенно ярко проявилось во время военного конфликта на Кавказе. Президент Н.Назарбаев выступил в поддержку России, обвинив грузинское руководство в вооруженном нападении на Южную Осетию. По инициативе казахстанского руководителя в рамках Организации Договора о коллективной безопасности создаются Коллективные силы оперативного реагирования. По мнению Вашингтона, такая политика Казахстана может нарушить традиционный баланс сил в центральноазиатском регионе. В США хотели бы видеть равноудаленность Казахстана от основных держав. Но Астана, особенно в течение последних трех лет, демонстрирует готовность к более тесному политическому и экономическому партнерству с Москвой. Н.Назарбаев заявляет о приверженности Казахстана ЕврАзЭС, где главенствующую роль играет Россия.

Тем не менее, Казахстан не откажется от разносторонних связей с США. Курс в отношении этой державы будет осуществляться в рамках многовекторной стратегии. Немаловажным фактором является то, что существует обоюдная заинтересованность в развитии экономического и военно-политического сотрудничества.

14. В Астане исходят из того, что Европа в силу своего экономического, политического, человеческого потенциала по-прежнему занимает важное место в общем потоке глобального развития. Поэтому Казахстан стремится к сотрудничеству с Европейским союзом, пытается заимствовать не только современные технологии, но и интеграционный опыт, а также фундаментальные ценности демократии. С этой целью в РК была принята государственная программа «Путь в Европу», которая предусматривает более широкое взаимодействие с ЕС в области энергетики, транспорта, образования и трансферта технологий.

В Астане считают, что европейский путь Казахстана – стратегическая задача концептуального характера. Современная Европа (как и весь мир) меняется. Это касается государственных и общественных институтов, психологии людей. Меняется сама философия интеграции, особенно в условиях мирового кризиса. Европейские страны выступают за принятие консолидированных решений и проведение скоординированной финансово-экономической политики, но проявляют эгоизм в том, что касается предоставления помощи некоторым «новоевропейским» государствам, терпящим настоящее бедствие, стоящим на грани полного банкротства.

Программа «Путь в Европу» предусматривает сотрудничество с Европейским союзом на основе близости стратегических интересов. Казахстан не нуждается в финансовой помощи, но стремится к увеличению товарооборота, привлечению инвестиций, разработке технологических проектов, развитию малого и среднего бизнеса, использованию инновационных разработок. Другими словами, программа преследует цель сближения казахстанских стандартов с европейскими.

Казахстанский путь в Европу – это не отход от азиатских ценностей, а, напротив, попытка совместить два направления внешнеполитической стратегии. Казахстан добился заметных успехов в продвижении идеи о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а также активно содействует укреплению потенциала Шанхайской Организации Сотрудничества. В то же время Казахстан взял на себя ответственность за председательствование в ОБСЕ.

Следовательно, партнерство и сотрудничество с ЕС – это важное направление политики страны, которая позиционирует себя как крупное евразийское государство, играющее большую роль в обеспечении глобальной и региональной безопасности. Экономический и военно-политический факторы в стратегии Казахстана в отношении ЕС дополняют друг друга, они взаимосвязаны и взаимозависимы.

15. Решающий фактор превращения РК в важного партнера западных государств – активное и всестороннее сотрудничество с Россией. Без поддержки российского государства Казахстан не стал бы тем, кем он признан мировым сообществом. Казахстан обрел статус регионального лидера, ответственно относящегося к своим обязательствам.

В долгосрочных национальных интересах РК – укрепление союзнических отношений с Россией, основанных на взаимном доверии и близости стратегических интересов. Нет сомнений в том, что это не станет препятствием к дальнейшему экономическому и военно-политическому сотрудничеству Казахстана с Западом в пределах, продиктованных обоюдными интересами, и не в ущерб геополитическим целям традиционного союзника – России.

Апробация диссертации. Основные результаты исследования обсуждались на методологических семинарах, конференциях, проводившихся в Дипломатической академии МИД России, МГИМО, ведущих научных и учебных центрах Казахстана, США, Великобритании, Швейцарии, Франции. Основные положения и выводы работы раскрыты в следующих публикациях:

Издания из списка рекомендованного ВАК:

1.Токаев Т.К. Нефтегазовое сотрудничество Казахстана с Европейским Союзом // Обозреватель-Observer. 2009, №5. – 1 п.л.

2. Токаев Т.К. Сотрудничество Республики Казахстан с Европейским Союзом // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения», М., 2009, №3. – 1 п.л.

3. Токаев Т.К. Казахстан в условиях глобализации // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения», М., 2009, №4. – 1 п.л.

Монографии:

1.Токаев Т.К. Казахстан и Запад в условиях глобализации, М: Восток-Запад, 2009. – 12 п.л.

Другие научные статьи, доклады, исследования:

1.Токаев Т.К. Казахстан и НАТО // Шутов А.Д. (отв. ред.) Ежегодник СНГ — 2007. М.: Восток-Запад, 2007. — 2 п.л.

2.Токаев Т.К. Казахстан и Европейский Союз // Бажанов Е.П. (отв. ред.) Актуальные проблемы международных отношений в начале XXI века. М.: Научная книга, 2007. — 1 п.л.

3.Токаев Т.К. Kazakhstan: a Partner of the West // Occasional Papers. Geneva: Center for Security Policy, 2007. – 1 п.л.

4. Токаев Т.К. Многовекторность внешней политики Казахстана. – Ученые записки Дипакадемии МИД России. М.:Восток-Запад, 2008. – 1,5 п.л.

5.Токаев Т.К. Kazakhstan′s Multidirectional Foreign Policy // Occasional Papers № 3. Stanford University. Palo Alto (USA). July 2008 – 2 п.л.

Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. Алматы: Атамура, 2003.

Назарбаев Н.А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алматы: Дәуiр, 1992. 567 с.

Назарбаев Н.А. Новые приоритеты и задачи внешней политики Казахстана // Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. М.: Раритет, 1999. С. 11-15.

Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации М.: Экономика, 2000. 544 с.

Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы: Жеты жаргы, 1999. 244 с.

Назарбаев Н.А. Мы строим новое государство: труды и речи. М., 2000. 350 с.

Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. Алматы: Атамура, 2001. 249 с.

Назарбаев Н.А. Критическое десятилетие. Алматы: Атамура, 2003. 240 с.

Назарбаев Н. А.. На пороге ХХI века. Алматы: Онер, 1996.288 с.

Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев // Казахстанская правда. 1997. 13 октября.

Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» // Казахстанская правда. 2006. 2-3 марта.

Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: Елорда, 2001. 520 с.

Токаев К.К. Внешняя политика Республики Казахстан в условиях глобализации. Алматы: АО «САК», 2000. 584 с.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст