Стратегия интеграции и диверсификации в территориально-отраслево

На правах рукописи

НИКИТИН ВИКТОР АНАТОЛЬЕВИЧ

Стратегия интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени доктора

экономических наук

Санкт-Петербург — 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Официальные оппоненты:доктор экономических наук, профессор

Кроливецкий Эдуард Николаевич

доктор экономических наук, профессор

Жильцов Евгений Николаевич

доктор экономических наук, профессор

Смирнов Сергей Борисович

Ведущая организация –Федеральное государственное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования «Санкт-

Петербургский государственный

университет»

Защита состоится «_24__» июня 2010 г. в _____ часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, улица Садовая, дом 21, ауд. _____.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов».

Автореферат разослан «____» 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного советаСигов В.И.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В XXI веке общественное воспроизводство в России будет осуществляться в условиях становления постиндустриального общества на основе инновационного развития национальной экономики и ее более активной интеграции в мировую экономическую систему. Этот процесс требует формирования нового типа современного работника с большим разнообразием интегрированных знаний и высокой долей интеллектуальной составляющей в человеческом капитале индивида, что обуславливает необходимость многоаспектной модернизации системы общего и профессионального образования, включая усиление ее интеграции с наукой, производством и корпоративными обучающими структурами, а также внутрисистемной интеграции, в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов и ужесточения требований рынка труда к качеству подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Исторически в России получили свое развитие различные организационные формы интеграции образования, науки и производства: наукограды, технопарки, заводы-втузы, кафедры на предприятиях, интегрированные образовательные и научно-образовательные комплексы типа национальных и исследовательских университетов, университетских комплексов, образовательных округов и т.д.

Однако, несмотря на многочисленные исследования и публикации, связанные с интеграцией в сфере оказания профессиональных образовательных услуг, теоретико-методологические основы формирования стратегии интеграции образовательных, а также корпоративных обучающих структур мало исследованы. И в частности, не систематизирован категорийный аппарат исследования, фактически не разработаны теоретические основы формирования модели «интегрированного человека» как более широкого понятия по сравнению с понятием «экономического» или «социального человека». Кроме того, большинство исследований проблемы интеграции в образовании замыкаются на региональных образовательных системах, в то время как имеют место и активно развиваются корпоративные системы профессионального обучения, осуществляющие переподготовку и повышение квалификации работников с учетом требований «своего» производства, которые, однако, используют, как правило, местные ресурсы экономически активного населения. В то же время эти корпоративные обучающие структуры выпадают из региональной системы управления образованием, также как и обучающие структуры федеральной службы занятости населения и ее региональных органов. Указанная разобщенность негативно сказывается на состоянии региональных рынков труда и образовательных услуг, на проведении единой региональной, отраслевой и федеральной политики кадрового обеспечения развивающейся экономики, освоении новых производств и инновационных технологий. Как следствие этого, возникает необходимость формирования территориально-отраслевой системы оказания профессиональных образовательных услуг с ассоциироваными органами управления всеми образовательными и обучающими структурами, расположенными в регионе, что создает условия для более высокой степени сбалансированности спроса и предложения на указанных выше рынках.

Следует отметить, что образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, также как и корпоративные обучающие структуры, функционируют в рыночной среде с различными экономическими результатами своей учебно-хозяйственной деятельности, в том числе по таким критериальным показателям, как рост масштабов оказания образовательных услуг, трудоустройство своих выпускников, эффективность использования ресурсного потенциала, наращивание доходной части своего бюджета. Можно с уверенностью сказать, что на региональных рынках товаров и услуг работают рентабельные и нерентабельные образовательные учреждения профессиональной школы, что создает организационно-экономические предпосылки для их интеграции путем слияния (поглощения) или в других более мягких, но менее эффективных, по мнению автора, формах интеграции – договорной или ассоциированной.

Еще в меньшей степени экономической наукой изучена проблема диверсификации в системе профессионального образования и обучения населения, а также условия ее активизации под влиянием внешней среды экономического, научно-технического и институционального характера. При этом важным элементом исследования проблем интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг является определение инновационной составляющей этих двух взаимосвязанных процессов, а также рассмотрение институциональной автономности образовательных учреждений как необходимое условие для ускорения процессов интеграции и диверсификации в этой системе. Наконец, требует своего совершенствования и методология стратегического планирования формирования и развития интегрированного образовательного или научно-образовательного комплекса, в основу которой в отличие от оперативного, текущего и среднесрочного планирования должна быть положена новая идея, новая парадигма или новая концепция развития объекта планирования.

Степень изученности и разработанности проблемы.

Исследованию теоретико-методологических основ развития системы образования и формированию человеческого капитала посвящены работы многих известных ученых и специалистов, прежде всего классиков экономической мысли: Д. Кейнса, К. Маркса, А. Маршалла, В.Петти, Д.Рикардо, А.Смита, а также отечественных и зарубежных авторов: Л.Абалкина, Г.Беккера, Ф.Белла, М.Блауга, М.Вебера, С.Дятлова, В.Иноземцева, В.Онушкина, П.Самуэльсона, Г.Струмилина, А.Субетто, М.Фридмана, В.Чекмарева, Т.Шульца и др.

Более широкий круг внутрисистемных проблем развития образования, его планирования, интеграции и диверсификации, в том числе в условиях движения нашей страны к постиндустриальному обществу, рассматривается в работах зарубежных и отечественных авторов И.Ансоффа, Р.Авербуха Б.Вейзберга, Е.Бутко, Н.Горелова, В.Ерошина, Н.Жильцова, В.Жураковского, В. Жамина, ГЗеммеля, В.Зуева, С.Костаняна, Э.Кроливецкого, Э.Кумбса, Л.Куракова, Н.Литвиновой, Г.Лукина, В.Марцинкевича, Дж.Минцера, А.Медисона А.Новикова, А.Петрова, А.Румянцева, В.Скворцова, В.Сигова и др.

В то же время в этих работах, по нашему мнению, в недостаточной степени исследованы проблемы, связанные с разработкой теоретико-методологических основ интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг, а также со стратегическим планированием развития этих процессов, что предопределило цель, задачи, предмет и объект данного диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методологических основ интеграции и диверсификации образовательных и обучающих структур и стратегии их развития в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

– осуществить анализ и систематизацию категорийного аппарата исследования;

– оценить зарубежный и отечественный опыт развития интеграционных процессов в профессиональном образовании;

– исследовать теоретические основы формирования модели интегрированного человека в условиях становления постиндустриального общества;

– определить экономические предпосылки интеграции и диверсификации;

– разработать концепцию формирования стратегии интеграции и диверсификации;

– разработать информационно-технологическую модель интеграции и методику сравнительной оценки экономической результативности функционирования локальных образовательных структур;

– выделить инновационную составляющую организационно-экономического механизма интегрированного образовательного комплекса;

– исследовать институциональную автономность государственных образовательных учреждений как условие инновационного развития интегрированного образовательного комплекса;

– определить общее и особенное в воспроизводстве квалифицированных работников в отрасли морского флота;

– определить особенности формирования Перечня интегрированных профессий для подготовки кадров в отрасли морского флота;

– разработать методические положения стратегического планирования развития интегрированного образовательного комплекса;

– разработать стратегический план создания интегрированного образовательного комплекса: Санкт-Петербургский морской технический колледж.

В качестве предмета исследования выступают организационно-экономические формы и методы формирования стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг.

Объектом исследования является интеграция и диверсификация образовательных и обучающих структур в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг.

Методологической и информационной основой диссертационного исследования являются общенаучные принципы и методы познания и модели сложных социально-экономических явлений и процессов, системный подход к объекту и предмету исследования, новейшие научные разработки в области управления, регулирования, прогнозирования и стратегического планирования развития социально-экономических систем. В процессе проведения исследования автор опирался на работы отечественных и зарубежных экономистов, в которых представлены основополагающие положения развития образования, его регионализации, диверсификации, интеграции, планирования и финансирования, включая диверсификацию организационно-правовых форм в системе профессионального образования.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты государственных органов Российской Федерации, федеральные и региональные программы развития образования и занятости населения; Национальная доктрина образования в Российской Федерации, доклад Государственного совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (от 24.03.2006 г.), Федеральная целевая программа развития российского образования на 2006-2010 годы, Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года, Конвенция ООН по морскому праву 1982г., методические и инструктивные материалы Министерства образования и науки РФ, международных организаций по вопросам развития системы образования.

В работе использованы результаты научных исследований и практической деятельности автора, в том числе полученные в период с 1997 по 2009 гг.

Структура работы. Цель и задачи исследования предопределили структуру диссертации, которая формировалась с учетом соблюдения логической последовательности перехода от теоретико-методологических основ исследования проблем интеграции и диверсификации до прикладных разработок. Диссертация состоит из введения, четырех глав (двенадцати параграфов), заключения, приложения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности и разработанности проблемы, методологические и информационные основы исследования, теоретическая и практическая значимость выполненной работы.

В первой главе «Теоретические предпосылки интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг» осуществлена систематизация категорийного аппарата, исследованы процессы развития интеграции в образовании в России и за рубежом, а также теоретические основы построения модели интегрированного человека в условиях становления постиндустриального общества.

Во второй главе «Методологические основы формирования стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг» обоснована необходимость формирования территориально-отраслевой системы оказания профессиональных образовательных услуг и определены экономические предпосылки интеграции и диверсификации в этой системе, разработаны концепция формирования стратегии интеграции и диверсификации, информационно-технологическая модель интеграции и методика сравнительной оценки экономической результативности функционирования локальных образовательных структур.

В третьей главе диссертации «Организационно-экономический механизм управления интегрированным образовательным комплексом в статусе автономного учреждения» исследован организационно-экономический механизм интеграции и выделена его инновационная составляющая, осуществлено исследование институциональной автономности государственных образовательных учреждений как условия инновационного развития интегрированного образовательного комплекса, а также определены особенности формирования Перечня интегрированных профессий для подготовки кадров в отрасли морского флота.

В четвертой главе диссертации «Стратегия формирования интегрированного комплекса в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг (на примере отрасли морского флота) определены общие и специфические характеристики воспроизводства квалифицированных работников в отрасли морского флота; разработаны методические положения стратегического планирования становления развития интегрированного образовательного комплекса в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг и стратегический план развития Санкт-Петербургского морского технического колледжа как интегрированного образовательного комплекса.

II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Регион и входящие в него муниципальные образования представляют собой административные единицы, наделенные властными полномочиями, которые, используя административные и экономические рычаги, влияют на структурные изменения в территориально-отраслевой системе общественного воспроизводства с выходом на объемы ВРП. В то же время эффективность функционирования предприятий отраслей материального производств и социальной сферы, расположенных в регионах Российской Федерации, во многом зависит от отраслевой политики и стратегии, а также отраслевых стандартов производства продуктов и услуг. Именно в таком двуедином понимании проблемы следует рассматривать территориально-отраслевые системы общественного воспроизводства, включая воспроизводство квалифицированной рабочей силы, и именно в такой территориально-отраслевой системе реализуются объективные процессы общего, частного и индивидуального разделения труда. В соответствии с выдвинутым положением о соотношении понятий регион – территориально-отраслевая система общественного воспроизводства автором обосновывается необходимость введения в научный и хозяйственный оборот понятия «территориально-отраслевая система оказания профессиональных образовательных услуг», которая включает все формальные и неформальные образовательные и обучающие структуры профессиональной школы, расположенные в регионе – субъекте РФ, независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы, типов и уровней подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Эти структуры выходят на региональные и местные рынки труда и образовательных услуг, предлагая свои учебные программы, вовлекая, в основном, местные ресурсы молодежи и взрослого населения.

Известно, что любая социально-экономическая система и входящие в нее подсистемы должны иметь свою институционально определенную структуру управления. В качестве такой структуры в территориально-отраслевой системы оказания профессиональных образовательных услуг (ТОСПОУ) автор предлагает ассоциации, дифференцированные по отраслевому признаку, членами которых могут быть не только учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального образования, но и корпоративные обучающие структуры соответствующего отраслевого профиля, расположенные в различных регионах страны. Отметим особо, что отраслевой признак ТОСПОУ позволяет расширить границы интеграции образовательных учреждений до международных масштабов. Одной из главных функций данной системы является выработка стратегии интеграции и диверсификации деятельности входящих в них образовательных и обучающих структур, что позволит снизить негативные последствия нерегулируемой конкуренции на региональных рынках образовательных услуг и усилит интеграционные процессы в этой системе.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, повышение эффективности учебно-хозяйственной деятельности образовательных структур тесно связано с активизацией процессов их интеграции и диверсификации, которые позволяют получить различные положительные эффекты, большие по сравнению с локально функционирующими структурами. Содержание указанных категорий в отдельности и в их взаимосвязи исследуется в работах авторов различных научных направлений с разнообразной интерпретацией понятийного аппарата. В связи с этим в работе анализируется содержание указанных выше понятий с их уточнением и систематизацией категорийного аппарата исследования. Например, в дидактической литературе различают два понятия интеграции: интеграция содержания образования (междисциплинарная интеграция – синтез знаний) и интеграция как упорядоченное взаимодействие всех элементов образовательного процесса (гармонизации) (Т. Ломакина и др.). Интеграцию рассматривают не только как процесс, но и как результат взаимодействия обособленных структурных элементов какой-либо совокупности, приводящий к оптимизации связей между ними и к их объединению в одно целое, т.е. в единую систему, обладающую новым качеством и новыми потенциальными возможностями (В.Онушкин и Е.Огарев). По мнению автора, интеграцию в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг, прежде всего, необходимо рассматривать как добровольное объединение или поглощение, слияние (на административной или экономической основе) локально функционирующих образовательных и обучающих структур в более масштабную целостную интегрированную образовательную или научно-образовательную структуру, которая может включать как одноуровневые, так и разноуровневые образовательные учреждения, а также отраслевые или корпоративные обучающие структуры. В более широком плане интеграция в профессиональном образовании и обучении может осуществляться с различной степенью глубины (договорная, ассоциированная, поглощающая формы) во взаимодействии с научными и производственными структурами.

Что касается диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг, то ее цель, по мнению автора, – обеспечить большее разнообразие различных сторон образовательной или научно-образовательной деятельности и, прежде всего, расширение ассортимента предлагаемых образовательных услуг, появление новых типов образовательных учреждений (национальные университеты, корпоративные университеты, виртуальные университеты и т.д.), новых организационно-правовых форм учебно-хозяйственной деятельности, включая переход государственных образовательных учреждений в статус автономных образовательных учреждений и др.

В работе определены основные направления диверсификации в ТОСПОУ, к которым отнесены:

– гибкое реагирование на изменение спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг путем диверсификации программ обучения, профилей подготовки и переобучения кадров. При этом маркетинг рынка образовательных услуг позволяет определить ценовую политику на соответствующие платные услуги, а маркетинг изменений спроса на рынке труда – определить необходимую диверсификацию профилей подготовки кадров;

– повышение качества образовательных услуг за счет роста ресурсного потенциала образовательных и обучающих структур, прежде всего, интеллектуального и информационного, а также инновационных методов обучения и выделения оценки качества подготовки кадров в самостоятельную функцию;

– предложение прямым потребителям профессиональных образовательных услуг – учащимся – различных маршрутов движения по уровням профессионального образования;

– разработка новых образовательных программ при появлении новых областей деятельности на основе принципа опережающей подготовки;

– использование новых организационно-правовых форм и новых методов управления образовательным процессом.

Образовательным учреждениям диверсификация позволяет обеспечить свою финансовую устойчивость при неблагоприятной экономической конъюнктуре, поддерживать малодоходные или убыточные, но социально значимые направления образовательной деятельности за счет других, экономически эффективных, маневрировать ресурсами в рамках организации в ответ на изменение спроса на тот или иной вид образовательных услуг.

Интеграция и диверсификация – взаимообусловленные и взаимодополняющие процессы. В частности, интеграцию можно также отнести к процессу диверсификации, если рассматривать интеграцию как динамично развивающийся процесс, ибо диверсификация – это любые структурные и ассортиментные изменения в социально-экономических системах. Поэтому оба процесса должны реализовываться в их диалектическом единстве, однако основной акцент в нашем исследовании сделан на первом из них – интеграции, поскольку она дает толчок к ускоренной и многовидовой диверсификации.

В ТОСПОУ интеграция и диверсификация образовательных и обучающих структур различных типов являются базовой основой ее реструктуризации. В самом общем виде под реструктуризацией территориально-отраслевой системы оказания профессиональных образовательных услуг понимается объективно необходимые структурно-функциональные преобразования в государственных, частных и корпоративных учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с целью получения различных положительных эффектов, больших по сравнению с их локальным функционированием и развитием.

В условиях становления постиндустриального общества процессы интеграции имеют место не только в вещественном факторе производства, но и при формировании его личного фактора, самого человека. НТП и информатизация производства, как составляющие постиндустриального общества, кардинально меняют соотношение экономической и социальной составляющей современного производства, которое остается «рыночным фоном становления человека» (В. Иноземцев). В свое время экономическая теория создала свою модель человека «homo economicus», включающую в себя, прежде всего, мотивы его экономического поведения и экономической активности для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Однако, человек в процессе свой трудовой деятельности не ограничивается только экономическими интересами, поскольку результаты его труда позволяют реализовать также его духовные и социальные интересы, которые однако не могут самовоспроизводиться в отрыве от корпоративных и общественных интересов. В такой постановке вопроса речь должна идти об интегрированном человеке, в котором воплощается гармонизация его естественных и духовных потребностей, эгоистических устремлений и осознания приносить пользу не только своей семье, но и своему производственному коллективу, своей стране. Формирование новой модели человека должно включать три основные составляющие: цели человека (не только экономические, материальные, но и духовные, социальные), средства для их достижения и информацию о внешней среде. Следует подчеркнуть, что в данном случае имеет место причинно-следственная связь между экономическими результатами деятельности человека и возрастанием его материальных и духовных потребностей, социальных устремлений: чем выше экономический результат, тем выше духовные потребности. По мнению автора, эта закономерность особенно ярко проявляется в сфере интеллектуального труда.

В работе отмечается, что в отличие от экономического человека, который действует в рамках эгоистического стремления к своей выгоде, интегрированный человек действует в рамках общечеловеческих ценностей, определяемых нормами морали и справедливости. Эти ценности в сочетании с его экономической, правовой, профессиональной и социальной компетентностью должны формироваться, прежде всего, в системе непрерывного образования. На основе выдвинутых положений об интегрированном человеке автором построена соответствующая модель, представленная на рис.1

Развитие процессов интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг, по мнению автора, связано с целым рядом закономерностей развития современной глобализированной экономики, прежде всего, таких как:

возрастание роли знания и человеческого капитала как основы формирования информационного общества;

превращение качества товаров и услуг, в том числе образовательных, в главный аргумент в конкуренции на национальном и мировом рынках товаров и услуг по принципу «качество– выше цены»;

переход к управлению на основе сетевого взаимодействия;

диверсификация экономико-правовых форм в системе профессионального образования, включая переход государственных образовательных учреждений в автономные образовательные учреждения (АОУ)

стремление за счет интеграции и диверсификации повысить эффективность и качество результатов учебно-хозяйственной и научной деятельности, в том числе на основе аккумуляции финансовых средств.

Создание уже сегодня сети интегрированных образовательных, научно-образовательных, учебно-научно- производственных комплексов позволяет решать проблемы широкого обмена кадрами между вузами, колледжами и предприятиями, целевой подготовки и переподготовки специалистов при частичном возмещении затрат за счет работодателей.

Рис. 1. Замкнутая логическая модель формирования интегрированного человека

Указанные закономерности должны учитываться при разработке концепции формирования стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг. Концепция должна, по мнению автора, базироваться на выдвинутой наукой парадигме развития исследуемого объекта. Эта парадигма означает, что «… признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения».(Ф.Кумбс). Однако, любая парадигма используется в научном сообществе лишь в течение определенного времени. Так, в педагогике на смену советской авторитарной императивной парадигме, которую можно определить как диктат педагога над учеником, пришла личностно-развивающая парадигма, в основе которой заложена педагогика сотрудничества между участниками педагогического процесса, ей на смену пришла информационная, а затем и когнитивная парадигма (О.Боксанский, Е. Кучер). Эта парадигма приемлема и в экономике образования, поскольку в интеграции с наукой образование воспроизводит интеллектуальную составляющую человеческого капитала. При разработке концепции формирования стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг автор в качестве ее базового элемента ввел выдвинутую научным сообществом когнитивно-синергетическую парадигму развития образования, которая выгодно отличается от педагогически узкой концепции лично-развивающей парадигмы, своей широтой, открытостью и компетентностным подходом к процессам общественного воспроизводства. Использование этой парадигмы требует, в частности, опережающего, минуя кризисное состояние, проектирования нового состояния непрерывного профессионального образования.

Одним из условий реализации новой парадигмы профессионального образования и обучения является научное обоснование соотношения фундаментальности и профессиональной специализации, а также переход от трансляции учащимся уже имеющихся знаний к освоению ими новых знаний, полученных наукой и востребованных производством, что может быть реализовано путем обучения навыкам самостоятельной аналитической работы с информацией, включения студентов в научные исследования и инновационные разработки. Иначе говоря, структура содержания профессионального образования и обучения должна включать в себя инновационную составляющую как фундаментального, так и прикладного характера. Первая создает предпосылки для интеллектуализации выпускников профессиональной школы как активной составляющей их человеческого капитала, вторая дает профессию и специальность, оснащенные новым теоретическим фундаментом, что делает их мобильными на рынке труда, открытым для перемены труда, освоения новых производств и инновационных технологий. Оба эти качества специалиста – выпускника профессиональной школы – соответствуют когнитивно-синергетической парадигме обучения.

При формировании стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг должны быть исследованы различные аспекты функционирования двух взаимосвязанных систем: профессионального образования и корпоративного обучения. В научном сообществе достаточно часто высказываются взгляды относительно усиления конкуренции между этими подсистемами. Так, Министр образования и науки А. Фурсенко, отмечает, что «…работодатели все активнее инвестируют в развитие альтернативных учебных заведений – корпоративных университетов, тренинговых компаний, систему внутрифирменной подготовки кадров, стремясь совместить процесс обучения и профессиональной деятельности». Автор считает, что корпоративные образовательные структуры: учебные и учебно-производственные центры, корпоративные университеты не являются альтернативой, как, например, негосударственные образовательные учреждения (НГОУ), которые конкурируют на рынке образовательных услуг с государственными и дают, как и последние, базовое профессиональное образование в соответствие с ГОСами и диплом государственного образца, а осуществляют послебазовое профессиональное обучение, повышение квалификации или переподготовку кадров, ориентированные на требования конкретного производства соответствующих компаний. Иначе говоря, по мнению автора, необходимо четко разграничивать два вида профессиональных образовательных услуг: базовых, дающих фундаментальную профессиональную подготовку и начальные производственные навыки и умения в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, и послебазовых услуг по профессиональному обучению кадров. Последнее направлено на адаптацию выпускников профессиональной школы к конкретным рабочим местам при их поступлении на предприятие в качестве дипломированных рабочих и специалистов, а также на непрерывное профессиональное обучение «своего» персонала в форме повышения квалификации или переподготовки при изменении условий производства, связанных, прежде всего, с его техническим перевооружением и внедрением новых методов управления этим производством. На основе выдвинутых положений автор определяет территориально-отраслевую систему оказания профессиональных образовательных услуг как сеть образовательных и обучающих организационных структур различных типов, уровней, отраслевой принадлежности и форм собственности, функционирование которой направлено на интеграцию и диверсификацию локальных образовательных и обучающих структур и получение за счет этого синергетического эффекта.

Интеграция в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг представляет собой сложный, внутренне структурированный и многофакторный процесс, обусловленный объективными социально-экономическими и научно-техническими факторами, что усиливает роль стратегического планирования этих процессов на более совершенной методологической основе. В частности в методологию стратегического планирования становления и развития интегрированного образовательного комплекса (ИОК), как считает автор, в качестве базовой составляющей должны быть включены новая парадигма, новая бизнес-идея или новая концепция становления и развития.

В работе исследована трансформация организационно-правовой формы государственного образовательного учреждения и автором был сделан вывод, что институциональная автономия образовательных учреждениях в ТОСПОУ является активной формой развития их экономической и правовой самостоятельности. Перевод государственных образовательных учреждений в статус автономных связан, по мнению автора, во-первых, с назревшей необходимостью модернизации базовых экономических отношений между государством в лице федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием и подведомственными государственными (муниципальными) образовательными учреждениями, прежде всего, в отношении собственности и финансирования. Во-вторых, новый правовой статус образовательного учреждения позволяет расширить его экономические отношения с внешней средой, в частности, с коммерческими банками, управляющими компаниями и предприятиями с различной формой собственности. В-третьих, появляется возможность более предметно развивать государственно-общественную форму управления образовательными учреждениями автономного типа путем создания наблюдательных советов, общественных организаций по независимой оценке качества подготовки специалистов.

Введение института автономного образовательного учреждения позволяет наиболее эффективно использовать два подхода к образовательной услуге – как общественному благу в рамках государственного (муниципального) задания, при этом ее стоимость полностью или частично возмещается государством, и, следовательно, она доступна для широких слоев населения, независимо от их доходов, а с другой –- как к товару, выносимому на рынок образовательных услуг. Автор отмечает, что образовательная услуга, как товар, «вписана» в систему международных счетов, участником которой является Россия, и в систему ВТО, в которую, начиная с 1991 г. она стремится вступить.

Переход в статус АОУ создает большие возможности для широкой вертикальной и горизонтальной интеграции в системе образования. При этом образовательные учреждения могут интегрироваться как с отраслевой, академической наукой, так и бизнес-структурами, что создает предпосылки для получения синергетического эффекта при условии четко выработанной стратегии функционирования ИОК или интегрированного научно-образовательного комплекса. Однако для реализации такой возможности, по мнению автора, необходимо разработать новую типологию образовательных учреждений, поскольку практика выдвинула различные модели интегрированных образовательных комплексов: университетские, научно-образовательные, научно-инновационно-образовательные, национальные, федеральные, исследовательские и виртуальные университеты. В частности, в состав научно-образовательного комплекса могут входить гимназия, профессиональный лицей, колледж, научные лаборатории, производственные участки, медицинский центр и др. Однако систематизация указанных интегрированных комплексов Минобрнауки РФ не произведена, а их типология законодательно не оформлена. Решение этой проблемы должно быть реализовано в рамках федерального закона об интеграции образования и науки, проект которого внесен на рассмотрение в Государственную Думу четвертого созыва. По мнению автора, этот закон должен быть дополнен институтом бизнес-сообществ и получить название Федеральный Закон «Об интеграции образования, науки и производства». Также в него должны быть включены статьи, определяющие права и обязанности бизнеса по отношению к образованию и науке, включая требования не только работодателей к выпускникам профессиональной школы, взаимосвязь этой школы с корпоративной системой профессионального обучения, но и механизм заинтересованности бизнеса во вложениях в сферу образования и науки, прежде всего, прикладной, ибо фундаментальная наука должна быть сосредоточена в РАН и отраслевых академиях наук и финансироваться, в основном, за счет государства.

Становление, функционирование и развитие интегрированного комплекса не может происходить без модернизации его организационно-экономического механизма управления (ОЭМ). Однако, при этом сохраняются присущие системе профессионального образования ее основополагающие цели по удовлетворению потребности отраслей народного хозяйства в кадрах и населения в получении профессии и квалификации на основе предоставления качественных образовательных услуг, а также внешняя инфраструктура жизнедеятельности интегрированного комплекса, прежде всего на региональном рынке труда и образовательных услуг. Автор с достаточной глубиной рассматривает само понятие ОЭМ, классифицируя его различные определения по двум моделям. Первая определяет экономический механизм как взаимосвязи и отношения между различными экономическими явлениями (И.Бернар, Ж.Копли). В этом определение фактически исключен человеческий фактор, человеческий интерес. Вторая модель основывается на экономических отношениях между людьми в процессе общественного воспроизводства в различных социально-экономических системах. Наиболее приемлемым для исследуемой проблемы, по мнению автора, является определение ОЭМ, предложенное Г.И. Лукиным, которое адаптировано к системе профессионального образования: «ОЭМ профессиональной школы представляет собой совокупность форм и методов управления, направленных на удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах и населения в образовательных услугах, а также стимулирование экономических интересов педагогических коллективов для постоянного совершенствования учебного процесса, повышения качества обучения, рационального использования имеющихся ресурсов и наращивания интеллектуального потенциала трудового коллектива». Отметим, что наращивание интеллектуального потенциала может осуществляться не только за счет инвестирования в человечески капитал и его активную составляющую – интеллектуальный капитал, но и за счет его интеграции с получением соответствующего синергетического эффекта, а также за счет франчайзинга, т.е. передачи передовых методов и технологий управленческой, хозяйственной и педагогической деятельности одного более продвинутого образовательного учреждения (ОУ) (франчайзера), который становится базовой структурой интеграции, менее продвинутому (франчайзи). Именно использование этого капитала позволит реализовать в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг два взаимосвязанных процесса – интеграцию и диверсификацию и адаптировать ОЭМ ИОК к меняющейся внешней среде.

Создание интегрированного образовательного комплекса, в котором осуществляется непрерывная двухуровневая ступенчатая подготовка морских кадров с начальным и средним профессиональным образованием обусловило необходимость разработки специального перечня интегрированных профессий в отрасли морского флота. Побудительной причиной формирования Перечня является также не соответствие структуры и качества подготовки морских кадров и требований отраслевого рынка труда. Так, например, обучение родственным и смежным профессиям, как правило, не включается в учебный план образовательного учреждения, в то время как анализ рынка труда показывает, что при приеме на работу наличие у наемного работника квалификации широкого профиля является его существенным преимуществом, которое, однако, не имеет правовой основы, как в сфере профессионального образования, так и в сфере труда. Для устранения данного противоречия в разработанном Перечне на основе интеграции частных профессий в группы родственных и смежных профессий созданы предпосылки для подготовки и переподготовки морских кадров широкого профиля, гарантирующие им мобильность и конкурентоспособность на отраслевом рынке труда.

Целью производства и основным видом деятельности отрасли морского и речного флота является перемещение пассажиров и грузов по воде с помощью плавсредств или рыболовство (рыболовецкий флот), а средствами такого производства являются суда различных типов, эксплуатация которых требует использования работников различных профессий и квалификаций. В связи с этим возникает необходимость классификации профессий с использование функционально-производственного признака. В соответствии с этим признаком все профессии морского и речного флота следует классифицировать, во-первых, на сквозные профессии межотраслевой применяемости (водители наземного транспорта, крановщики и т.д.), на сквозные профессии отраслевой применяемости (судоводитель, механик, моторист), на подотраслевые (гарнумер, раздельщики рыбы).

Кроме профессиональных производственно-отраслевых, общество предъявляет свои внеотраслевые требования к формированию личности работника для его приобщения к национальным и мировым ценностям, а также для активной мотивации его общественного самосознания и патриотизма.

В процессе исследования автором определены факторы внутриотраслевого и внеотраслевого характера, влияющие на процесс подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в ТОСПОУ (рис.2).

С учетом этих факторов осуществляется образовательный процесс в интегрированном образовательном комплексе в соответствии с интегрированными и дидактически взаимосвязанными программами обучения с их разбивкой на семестры и структуризацией учебных предметов по часам, выбором активных методов обучения при рациональном использовании планируемых бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов и кадровом обеспечении.

Создание и функционирование ИОК, как и любого социально-экономического объекта, осуществляется на плановой основе – диалектическом единстве стратегического, среднесрочного и текущего планирования. При этом основным принципом и условием стратегического планирования для ИОК является установление его стратегической предназначенности (миссии) и целей перспективного развития. Для ИОК «Санкт-Петербургский морской технический колледж» (СПбМТК) его предназначенность) должна отвечать отраслевым требованиям повышения качества подготовки квалифицированных работников морского флота, соответствовать федеральным образовательным стандартам, а также модели Европейского фонда управления качеством и Международной конвенции в подготовке и лицензировании моряков и несении вахты 1978 года.

Стратегический план создания и развития интегрированного образовательного комплекса был разработан на основе сравнительного анализа ресурсных потенциалов двух локальных ОУ, подлежащих интеграции: Морского лицея флота и Профессионального морского технического лицея, а также SWOT- анализа внутренней и внешней среды функционирования ИОК «Санкт-Петербургский морской технический колледж».

1. Процесс подготовки квалифицированных работников в системе начального и среднего профессионального образования отрасли морского флота

2. Общие положения, условия и факторы воспроизводства квалифицированных рабочих и специалистов

3. Факторы, характеризующие особенности воспроизводства квалифицированных работников в образовательном процессе профессиональных морских учебных заведений Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона

2.1. Соблюдение государственных и международных стандартов качества подготовки по морским специальностям и международных конвенций

3.1. Переориентация транспортных морских перевозок на действующие и создаваемые порты в Северо-Западном регионе

2.2. Разработка и реализация профессиональных образовательных программ для лиц, обучающихся морским профессиям

3.2. Увеличение пропускной способности действующих морских портов, введение в действие новых портов и терминалов

2.3. Лицензирование деятельности, аттестация и аккредитация профессиональных учебных заведений морского флота

3.3. Рост экспорта-импорта, объемов морских и речных перевозок и промысловой добычи рыбы

2.4. Осуществление деятельности в соответствии с типовым положением и уставом образовательного учреждения профессиональной школы

3.4. Интернационализация использования морских портов, кадровое и техническое обслуживание других морских государств

2.5. Воспроизводство квалифицированных работников в условиях экономического роста, развития предпринимательства в рамках образовательных учреждений, их интеграция

3.5. Развитие инфраструктурной сети по ремонту и профилактике судов, объектов морских и портовых сооружений с их кадровым обеспечением

Рис.2. Внутриотраслевые и внеотраслевые факторы, влияющие на процесс подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в ТОСПОУ

III. ВКЛАД АВТОРА В ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Личное участие автора состоит в определении цели и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Научные положения и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом теоретического осмысления практического опыта автора.

На основе анализа различных определений содержания базовых категорий исследования проблемы, имеющихся в отечественной и зарубежной литературе, в работе осуществлена их систематизация и классификация по иерархическому признаку. Взаимосвязь и иерархическое построение базовых понятий исследования отражены на рис.3.

Анализ и обобщение основных теоретических положений и выводов классической и современной экономической науки позволили автору сделать вывод, о том, что модель «экономического человека» вряд ли может быть использована для объяснения реальности его действий и весьма ограничена в своих возможностях как инструмент анализа его жизнедеятельности в постиндустриальном обществе. Таким образом, автором обоснована необходимость формирования в образовательной, производственной и социальной среде модели интегрированного человека и проведено исследование теоретических основ ее построения.

Модель интегрированного человека не исключает его базовой составляющей в лице экономического человека, который обладает мощным созидательным потенциалом. Сам экономический человек сформировался под воздействием законов развития общественного производства, использования опыта предыдущих поколений, что позволило ему выработать экономический рационализм, способы взаимодействия с природой и обществом.

Автором сделан вывод, согласно которому модели человека, созданные в рамках других дисциплин, обладают практически теми же недостатками, что и модель экономического человека – отсутствие междисциплинарных знаний, а, следовательно, и интегрированного взаимодействия между ними.

Выходом из «модельного тупика» может стать выработка комплексной модели человека, или модели интегрированного человека, учитывающей его склонности и интересы, чувствительной к воздействию внеэкономических факторов, использующей имеющийся опыт других общественных наук, в том числе социологии.

Поскольку в интегрированном человеке, как носителе человеческого капитала, значительную долю занимает умственный труд, то в работе на основе использования теории познания автором сделан вывод, согласно которому этот труд может быть не всегда творческим, в то время как творческий труд – всегда умственный. Так, например, если умственный труд преподавателя состоит из повторяющихся процедур, связанных с приемом зачетов и экзаменов, прочтением рефератов студентов, домашних заданий, то его, по мнению автора, нельзя отнести к творческому труду. В то время как разработка оригинальных методов обучения, инновационных технологий в образовательном и производственном процессе (для технических вузов) следует относить к труду творческому. Именно творческое начало в труде, по мнению диссертанта, позволяет производить научные знания, делать научные открытия и разрабатывать на этой основе наукоемкие технологии в различных областях производства – энергетике, машиностроении, авиакосмической и медицинской промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и т.д. В отличие от ряда авторов, относящих «интеллектуальную силу» ко всем человеческим ресурсам (В. Зинов и др.), автор считает, что только высококвалифицированный труд несет в себе интеллектуальную силу, способную производить новые знания и создавать инновационные продукты. На этой основе соискателем выдвинуто положение о необходимости выделения в составе человеческого капитала его активной составляющей – интеллектуального капитала. В соответствии с этим положением в работе уточнена структура капитала предприятия и его стоимости, которая используется при определении рыночной цены бизнеса. При этом автор считает, что в структурном и потребительском капитале заложены результаты интеллектуальной деятельности работников. На основе выдвинутых положений автором разработана модель формирования совокупного капитала предприятия, представленная на рис.4.

При формировании модели автор опирался на положение К.Марксом о том, что рабочая сила на рынке труда является товаром, который наемный работник предлагает работодателю, а человеческим капиталом она становится при ее использовании на производстве. Автор отмечает, что лауреаты Нобелевской премии, «основоположники» теории человеческого капитала Т. Шульц и Г.Беккер выхолостили само содержание понятия рабочей силы как товара, который приобретается работодателем на рынке труда и эксплуатируется в процессе производства с целью извлечения прибавочной стоимости. Такой подход был выгоден крупному капиталу, поскольку исключал эксплуатацию наемного труда.

В работе выявлены экономические предпосылки интеграции и диверсификации, происходящие в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг, обусловленные воздействием внешней среды, к важнейшим из которых автор относит:

Наемный работник

Рис.4 Модель формирования совокупного капитала предприятия

– движение страны к постиндустриальному обществу, в рамках которого должен работать интегрированный человек, и которое обуславливает переход от образования «на всю жизнь» к образованию на протяжении всей жизни через систему непрерывного профессионального образования и самообразования;

– глобализация экономики, которая происходит на основе интеграционных процессов в сфере производства, обмена продуктами и услугами, в т.ч. в сфере оказания профессиональных образовательных услуг;

– модернизация производства на базе использования наукоемких и энергосберегающих технологий и ИКТ, в первую очередь, в медицине, аэрокосмической отрасли, сельском хозяйстве и др.

– рост конкуренции на национальном и мировом рынках образовательных услуг;

– экономический кризис, который, по мнению автора, ускоряет процессы слияния и поглощения, как в сфере производства, так и в сфере услуг.

К основным внутрисистемным экономическим предпосылкам интеграции автор относит факторы, связанные с необходимостью:

– модернизации физически и морально устаревшей учебно-материальной базы;

– повышения интеллектуального потенциала и компетенций работников системы профессионального образования;

– приведения структуры и качества подготовки кадров в соответствие с требованиями рынка труда;

– усиления инвестиционной активности в деятельности образовательных учреждений профессиональной школы;

– перехода к непрерывному профессиональному образованию

В работе отмечается необходимость ориентации интегрированных образовательных и научно-образовательных комплексов на формирование стратегии, направленной на результаты подготовки и переобучения кадров для вновь освоения вводимых производств и наукоемких технологий, в том числе и в отрасли морского флота. При этом, как отмечает диссертант, в инвестиционных проектах должны быть заложены новые требования к содержанию труда и квалификации работников, что позволяет разрабатывать новые или модернизировать действующие программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Важным концептуальным положением формирования стратегии развития территориально-отраслевой системы оказания профессиональных образовательных услуг, по мнению автора, является соотношение фундаментальности и профессиональной специализации подготовки кадров в зависимости от сложности профессии и ее освоением на стадиях базовой и послебазовой подготовки кадров. На первой стадии в системе профессионального образования закладываются основополагающие фундаментальные знания, на базе которых должны строиться программы специальной профессиональной подготовки кадров с учетом требований конкретного производства, как в рамках системы профессионального образования, так и в корпоративной сети профессионального обучения. Признак фундаментальности положен автором в основу разделения понятий «профессиональное образование» и «профессиональное обучение» с предложением об их институализации. На этой основе диссертант определяет место и значение функционирования корпоративных обучающих структур в составе ТОСПОУ.

Автором исследованы различные формы интеграции, на основание чего он пришел к выводу, что поглощение, являясь наиболее углубленной формой, дает значительный синергетический эффект со значением: 2+2=5. На этой основе построена представленная на рис. 5 логическая модель интеграции двух ОУ в форме поглощения с определением таких эффектов, как устойчивость развития, рост масштабов подготовки кадров, рост качества обучения, снижение удельных расходов.

В диссертации отмечается, что интеграция в форме поглощения позволяет, не только используя франчайзинг, передавать инновационные педагогические технологии от ОУ-интегратора (базового ОУ) к интегрируемому ОУ, но и за счет аккумуляции их финансовых средств направлять эти средств на модернизацию учебно-материальной базы и увеличение информационных ресурсов.

.

.

Рис.5. Логическая модель интеграции в форме поглощения и ее синергетический результат

В рамках концепции формирования стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг автор определяет ее основные положительные эффекты, к которым отнесены:

– усиление сбалансированности личных потребностей в получении профессионального образовании и производственных потребностей в квалифицированных кадрах;

–повышение эффективности использования разрозненных федеральных, региональных и муниципальных ресурсов, выделяемых на развитие профессионального образования (инвестиционных, финансовых, материальных, информационных и других) за счет их объединения, что позволяет наилучшим образом маневрировать финансовыми потоками, концентрируя их в нужных направлениях, а также увеличить масштабность инвестиций и, в конечном счете, получить соответствующий синергетический эффект;

– рост кадрового потенциала и совершенствование материальной базы ИОК, что позволяет повысить качество оказания профессиональных образовательных услуг и осуществлять в нем многоуровневую подготовку кадров, включая первый уровень высшего профессионального образования – бакалавров. По мнению соискателя, бакалавр, подготовленный в колледже в рамках непрерывного профессионального образования по программам начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования, будет более востребован на рынке труда и понятен работодателям, особенно по техническому и инженерному профилям подготовки кадров.

Однако, для достижения этих эффектов требуется соответствующее правовое обеспечение, включая перевод государственных образовательных учреждений в статус автономных и создания новых органов управления или адаптацию под эти цели уже существующих с использованием сетевого управления.

Комплексный подход к созданию интегрированной образовательной структуры предполагает сравнительный экономический анализ результативности функционирования локальных образовательных структур для принятия научно-обоснованного решения об их интеграции и ее форме. Для осуществления такого анализа в работе предлагается использовать информационно-технологическую модель, которая представляет собой логическую последовательность операций по определению показателей, необходимых и достаточных для принятия решений по интеграции образовательных и обучающих структур в ТОСПОУ с учетом выдвинутых концептуальных положений, включая дифференциацию ОУ на рентабельные и нерентабельные по результатам своей учебно-хозяйственной деятельности (рис.6).

SHAPE \* MERGEFORMAT Использование модели позволяет принять научно обоснованное решение о выделении одного из образовательных учреждений в качестве интегратора двух и более образовательных учреждений. Значения критериальных показателей рассчитываются на конец базисного периода. При этом автор вводит условные пороговые значения критериальных показателей, за пределами которых качество подготовки не соответствует минимально необходимому уровню.

К числу критериальных показателей, позволяющих произвести такую дифференциацию, отнесены:

Соотношение спроса (С) и предложения (П) на региональном рынке профессиональных образовательных услуг для i-го ОУ. Коэффициент привлекательности учебного заведения (Кп) определяется по формуле Кп= QUOTE Для рентабельного ОУ Кп ≥1. Пороговый показатель для нерентабельного ОУ равен 0,50%.

Соотношение числа ученических мест (Чум ) и контингента учащихся (Куч) в i-ом ОУ. Коэффициент использования ученических мест определяется по формуле (Кум)= QUOTE . Для рентабельного ОУ Кум QUOTE . Пороговый показатель для нерентабельных ОУ равен 0,50%.

Соотношение трудоустроенных выпускников (Вт ) к их общему выпуску (Во ) из ОУ. Для рентабельных ОУ это соотношение в идеале должно иметь равенство Вто. Однако в действительности коэффициент трудоустройства выпускников Кт= EMBED Equation.3 можно принять на уровне от 0,90 до 0,75, а пороговый коэффициент для нерентабельных ОУ на уровне 0,50.

Соотношение бюджетных (Ддв) и внебюджетных доходов (Ддб). Коэффициент доходности (Кд) определяется по формуле: Кд = QUOTE .Для рентабельных ОУ Кд QUOTE .

Соотношение общего объема финансирования (Фо) и объема инвестиционного финансирования (Фи). Коэффициент инвестиционной активности ( QUOTE ) определяется по формуле: QUOTE = QUOTE .

Уровень рентабельности для каждого ОУ (Рi) – агрегированный показатель – используемый для определения интегратора рассчитывается по формуле:

где К1–коэффициент привлекательности учебного заведения (Кп);

К2 – коэффициент использования ученических мест (Кум);

К3 – коэффициент трудоустройства выпускников (Кт);

К4 – коэффициент доходности (Кд);

К5 – коэффициент инвестиционной активности ( QUOTE );

I1– I5 – весовые коэффициенты.

Выделение в региональной сети профессиональной школы, с использованием указанных показателей, рентабельных и нерентабельных ОУ позволяет сделать следующий шаг – принять решение о горизонтальной, вертикальной или смешанной (конгламеративной) интеграции ОУ в образовательные или научно-образовательные комплексы. При сравнительной оценке эффективности двух или более интегрируемых ОУ следует также исходить из противоположного понятия эффективности, а именно неэффективности использования ресурсов материальных, человеческих, информационных. Как справедливо отметил Ш. Майталь, «существует две причины неэффективности – положения, при которых действительный выпуск продукции может не дотягивать до полного потенциального выпуска. Вторая – просто излишние расходы. Ресурсы чрезмерно расходуются, также как если бы они просто выбрасывались…». Здесь следует отметить наличие причинно-следственной связи между потенциально возможным выпуском продукции и излишними расходами, ибо если налицо реальный выпуск продукции ниже ее потенциально выпуска, то это означает ни что иное, как неэффективное или неполное использование имеющихся ресурсов, включая неэффективное использование знаний, которые следует рассматривать как важный производственный ресурс. Роль этих факторов возрастает при освоении новой продукции, новых технологий производства.

При формировании организационно-экономического механизма управления интегрированным образовательным комплексом ведущую роль в этом процессе автор отводит структурно-функциональным нововведениям, а к основным направлениям формирования инновационной составляющей ОЭМ управления интегрированным комплексом относит:

1. Создание в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг субъекта управления системой в такой организационной форме, как научно-образовательный холдинг.

2. Замена затратной стратегии использования финансовых ресурсов в интегрируемых образовательных структурах на инвестиционную.

3. Классификация организационных структур, входящих в состав ИОК на товаропроизводящие и обеспечивающие.

4. Создание механизмов заинтересованности участников процесса интеграции.

5. Сохранение отраслевой специализации ИОК с одновременным развитием диверсификации профилей подготовки кадров для отраслевой инфраструктуры, например, отрасли морского флота.

6. Формирование внутрисистемных экономических моделей на бюджетно-рыночной основе.

7. Организация внутреннего правового поля функционирования ИОК.

8. Организация эффективного контроля и учета в ОЭМ ИОК.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст