Стратегическое прогнозирование потоков нефтегрузов на участках с

На правах рукописи

Замковой Алексей Анатольевич

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТОКОВ НЕФТЕГРУЗОВ НА УЧАСТКАХ СЕТИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством:

экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами – транспорт

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Ростов-на-Дону – 2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МИИТ).

Научный руководитель:Левицкая Лиана Павловна

доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика, организация производства

и менеджмент» ФГБОУ ВПО «Московский

государственный университет путей сообщения (МИИТ)»

Официальные оппоненты:Метелкин Павел Владимирович

доктор экономических наук, профессор кафедры «Управление на транспорте» ФГБОУ ВПО

«Государственный университет управления

(ГУУ)»

Троилин Владимир Всеволодович

доктор экономических наук, профессор

кафедры «Коммерция и логистика»

ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

Ведущая организация:Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН)»

Защита состоится 26 июня 2013 г. в 12.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.209.04 при Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 315).

Отзывы на автореферат в 2-х экземплярах, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 231, объединенный диссертационный совет ДМ 212.209.04 по экономическим наукам.

Автореферат разослан 24 мая 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

д.э.н., профессор Е.С. Акопова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема стратегического прогнозирования потоков нефтепродуктов на участках сети железных дорог России приобрела дополнительную остроту в контексте вступления России в ВТО. Перед железнодорожным транспортом встает задача способствовать обеспечению в новых экономических условиях эффективного функционирования как единой транспортной системы, так и народного хозяйства в целом.

Устойчивое развитие железнодорожной транспортной системы страны должно быть нацелено не только на удовлетворение запросов потребителей транспортных услуг, на свободное перемещение продукции, конкуренцию и свободу экономической деятельности, но и на обеспечение территориальной целостности России, единства ее экономического пространства и повышение уровня жизни населения.

Железные дороги ОАО «РЖД» играют важную роль в функционировании и развитии нефтяного рынка страны, и хотя трубопровод, основной вид транспортировки в нефтяной отрасли, превосходит железнодорожный транспорт по стоимости перевозок и скорости, однако при этом уступает ему по мобильности и гибкости поставок. Железные дороги успешно обеспечивают доставку нефтяных грузов в те районы, где инфраструктура других видов транспорта менее развита.

Сложность и многоаспектность решаемых задач в условиях растущей на рынке транспортных услуг конкуренции определяют важность разработки и внедрения современных методов стратегического прогнозирования, основанного на комплексном и многофакторном стратегическом анализе рыночной ситуации. Грамотный прогноз и принятие на его основе управленческих решений существенно повышают шансы на укрепление позиций народного хозяйства.

Недостаточная теоретическая проработка концептуальных подходов и методического инструментария стратегического прогнозирования с учетом транспортной специфики и происходящих на железнодорожном транспорте трансформаций определила актуальность диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Рассмотрению теоретических аспектов стратегического управления, планирования и прогнозирования посвятили свои труды такие зарубежные и отечественные ученые, как: А.П. Абрамов, А.У. Альбеков, И. Ансофф, А.В. Болотин, Г.В. Бубнова, Б.А. Волков, В.Г. Галабурда, Н.Н. Громова, О.В. Ефимова, Н.Д. Кондратьев, Ф. Котлер, А.П. Кузнецов, П.В. Куренков, Б.М. Лапидус, Л.П. Левицкая, В.А. Макеев, Э.А. Мамаев, Д.А. Мачерет, П.В. Метелкин, А.В. Орлов, В.Н. Парахина, В.А. Персианов, С.М. Резер, П.Э. Самуэльсон, А.А. Смехов, Н.П. Терешина, М.М. Толкачева, М.Ф. Трихунков, В.В. Троилин, Н.С. Усков, С.Г. Шагинян, У. Шарп и другие.

Тем не менее динамичное развитие современной информационной среды, стимулированное усложнением и развитием технологий индустриализации, актуализирует необходимость дальнейшей адаптации методических аспектов анализа, планирования и прогнозирования к нынешним условиям стратегического управления железнодорожным транспортом. Проблемные аспекты последнего в современный период представляются не до конца исследованными и нуждающимися в соответствующей научной проработке, что предопределило цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка методического обеспечения стратегического прогнозирования потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог России.

Реализация поставленной цели определила необходимость решения следующих исследовательских задач:

— комплексное исследование проблем адаптации основных методов анализа, планирования и прогнозирования к специфике стратегического управления грузовыми железнодорожными перевозками;

— разработка методических аспектов стратегического прогнозирования как основной компетенции процесса перспективного планирования на железнодорожном транспорте;

— выбор и обоснование эффективного подхода к стратегическому прогнозированию перспектив развития грузовых перевозок;

— адаптация матричных моделей стратегического планирования к процессу прогнозирования потоков нефтегрузов на участках сети;

— экономическое обоснование перспективных объемов перевозок нефтегрузов по участкам сети железных дорог России.

Объектом исследования являются железные дороги России.

Предметом исследования являются методы прогнозирования объемов перевозок нефтегрузов.

Область исследования. Диссертационная работа соответствует требованиям Паспорта научной специальности ВАК России специальности 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством, п. 1.4 «Транспорт»: 1.4.88 «Методы прогнозирования и стратегического планирования грузовых и пассажирских перевозок», 1.4.92 «Организация управления на транспорте».

Теоретико-методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные работы, определяющие теоретический потенциал и прикладные возможности современного стратегического управления, анализа, планирования и прогнозирования в части взаимодействия с целевыми транспортными сегментами в сочетании с инструментарием количественных и качественных маркетинговых исследований при изучении особенностей транспортировки нефтегрузов по участкам сети железных дорог.

Инструментарно-методический аппарат исследования представлен широким аналитико-исследовательским арсеналом методов и научных подходов: стратегического анализа и прогнозирования, логического и ситуационного анализа, маркетинговых исследований, экспертных оценок особенностей транспортировки нефтегрузов по участкам сети железных дорог в национальных условиях, анализа, синтеза, группировки и сравнения, табличных и графических приемов интерпретации эмпирико-фактологической информации и др.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические, информационные и аналитические данные отечественных и зарубежных научных институтов, материалы научно-практических конференций, семинаров по проблемам применения современных инструментов стратегического управления, планирования и прогнозирования, информационные материалы интернет-ресурсов, научные публикации и периодические издания, а также данные собственных исследований автора.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основывается на теоретических положениях и научной позиции автора, согласно которым стратегическое прогнозирование потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог может быть обеспечено с помощью использования предлагаемого автором методического инструментария стратегического прогнозирования, реализующихся посредством сочетания модифицированных автором матричных методов стратегического планирования и предложенных им экономико-статистических подходов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в концептуальном и эмпирическом обосновании практических направлений стратегического прогнозирования потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог.

К конкретным результатам исследования, обладающим научной новизной, относятся следующие положения:

1. Адаптировано к специфике железнодорожного транспорта понятие стратегического прогнозирования как важнейшей компетенции процесса управления, основанного на анализе и адекватном реагировании на сильные и слабые сигналы о возможных конъюнктурных трансформациях.

2. Сформирована концептуальная схема стратегического прогнозирования, направленная на повышение качества прогнозов объемов перевозок для принятия своевременных решений по развитию железнодорожной инфраструктуры в условиях экономической нестабильности и с учетом стратегического соответствия между перспективными объемами перевозок нефтегрузов и потребностями в них мировой и национальной экономики.

3. Разработана алгоритмизированная методика стратегического прогнозирования потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог России на основе предложенной концептуальной схемы и даны методические рекомендации по учету стратегических изменений, влияющих на перспективные объемы перевозок.

4. Выполнена модификация индексного метода, направленная на определение коэффициентов верификации для принятия сбалансированного решения по увязке прогнозных объемов перевозок нефтегрузов отдельных грузоотправителей/грузополучателей с перспективными объемами перевозок, определенными на основе макроэкономических показателей.

5. Определены прогнозные объемы перевозок нефтегрузов по участкам железнодорожной сети России, в том числе в сообщении с морскими портами, на основе предложенной методики с учетом информации об инвестиционных проектах, планов компаний-грузовладельцев и баланса объемов производства и потребления сырой нефти и нефтепродуктов на российском и зарубежном рынках.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы диссертации расширяют и систематизируют знания в области применения методов стратегического управления, анализа, планирования и прогнозирования на железнодорожном транспорте. Научные положения, сформированные в диссертационном исследовании, могут составить основу для дальнейших научно-практических разработок, направленных на решение актуальных задач, связанных с использованием стратегического инструментария модифицированных матричных моделей.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты позволяют проводить стратегический анализ сильных и слабых сигналов, поступающих из рыночной среды и обусловливающих влияние конъюнктуры рынка на железнодорожные перевозки с учетом специфики отрасли; на основе предложенного алгоритма и методики прогнозирования учитывать влияние основных макроэкономических показателей на прогнозные объемы перевозок нефтегрузов; выполнять обоснование прогнозных сценариев развития макроэкономической конъюнктуры и ее возможного влияния на потоки нефтегрузов на участках сети железных дорог России; на основе разработанного по предложенному алгоритму и методике стратегического прогноза грузовых потоков на участках сети железных дорог обоснованно рассчитывать перспективные потребности в развитии инфраструктуры и обновлении подвижного состава.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях автора на российских и международных научно-практических конференциях, на заседаниях семинаров Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», а также в ряде статей в научных журналах. Некоторые идеи, положения и выводы диссертации получили практическое применение в процессе разработки ряда стратегических документов по развитию железнодорожного транспорта в России, в том числе «Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» до 2020 года», одобренной на заседании научно-технического совета ОАО «РЖД» 26.03.2011, и «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008. № 877-р.

Публикации. Результаты работы нашли отражение в 7 публикациях объемом 2,3 п.л., в том числе 3 статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в три главы, заключения и библиографического списка. Основной текст работы изложен на 137 машинописных страницах и содержит 22 рисунка и 44 таблицы. Библиографический список включает 108 наименований.

Диссертация имеет следующую структуру.

Введение

Глава 1. Формирование концептуальной схемы стратегического прогнозирования на железнодорожном транспорте

1.1. Анализ теоретических подходов к прогнозированию объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте

1.2. Методы прогнозирования в условиях неопределенности и риска

1.3. Развитие общей концепции стратегического прогнозирования грузовых железнодорожных перевозок

Глава 2. Разработка методики стратегического прогнозирования грузопотоков на железнодорожном транспорте

2.1. Построение алгоритма стратегического прогнозирования грузопотоков на железнодорожном транспорте

2.2. Разработка методики расчета коэффициента верификации планируемых грузоотправителями и грузополучателями перспективных объемов перевозок

2.3. Обоснование системы поддержки стратегического прогнозирования потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог

Глава 3. Прогнозирование перспективных объемов перевозок нефтегрузов по участкам сети железных дорог

3.1. Оценка влияния мировой конъюнктуры на динамику перевозок нефтегрузов

3.2. Прогнозирование экспортных грузопотоков нефтегрузов в сообщении с морскими портами

3.3. Прогнозирование перспективных грузопотоков нефтегрузов на участках железнодорожной сети

HYPERLINK \l «_Toc348299958» Заключение

HYPERLINK \l «_Toc348299959» Библиографический список

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Адаптировано к специфике железнодорожного транспорта понятие стратегического прогнозирования как важнейшей компетенции процесса управления, основанного на анализе и адекватном реагировании на сильные и слабые сигналы о возможных конъюнктурных трансформациях.

Адаптирование понятия стратегического прогнозирования применительно к железнодорожным грузовым перевозкам позволило автору проанализировать процесс подготовки прогноза и планов на основе поступающих из рыночной среды слабых и сильных сигналов о вероятных конъюнктурных трансформациях.

В частности, при стратегическом прогнозировании динамики железнодорожных перевозок нефтегрузов автором был учтен не только возможный рост объемов добычи нефти как важнейшего энергоресурса (рис. 1), но и различные варианты влияния мировой конъюнктуры на темпы роста мирового ВВП (рис. 2).

Рисунок 1 – Прогнозная оценка возможного влияния циклов мировой конъюнктуры на динамику железнодорожных перевозок нефтегрузов

Рисунок 2 – Изменение прироста мирового ВВП,

связанное с циклами Кондратьева

Успешность прогнозирования зависит главным образом от таких условий, как объем и качество информации о прогнозируемом процессе и объекте управления, об обоснованности выбора методов ее решения и наличии необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом. Эта информация о прогнозируемом объекте (процессе) черпается из результатов контроля деятельности, а также статистики. Выполненный автором анализ изменений в железнодорожной отрасли (табл. 1) отражает их влияние на характер прогнозирования, что дает возможность выбора адекватного метода прогнозирования.

2. Сформирована концептуальная схема стратегического прогнозирования, направленная на повышение качества прогнозов объемов перевозок для принятия своевременных решений по развитию железнодорожной инфраструктуры в условиях экономической нестабильности и с учетом стратегического соответствия между перспективными объемами перевозок нефтегрузов и потребностями в них мировой и национальной экономики.

Таблица 1 – Анализ динамики систем планирования и прогнозирования в железнодорожной отрасли

1945-1950

1950-1965

1965-1985

1985-2000

После 2000

Производственно-рыночные отношения

Восстановление подвижного состава и инфраструктуры после войны

Дифференцированный спрос на продукцию железнодорожного транспорта

Нестабильность технологий, насыщение спроса и развитие международных рынков

Стратегические неожиданности, потеря контроля над внешней средой, воздействие общества и рыночных сил на развитие отрасли, ограничение роста, ограниченность ресурсов

Критерии эффективности производства

Производственно-технологические критерии эффективности

Производственно-экономические критерии эффективности

Рыночные критерии

Мотивация

Игнорирование мотивации работников

Честный труд за справедливую плату

Применение системы моральных и материальных стимулов

Изменение отношения к собственности; приватизация

Дифференциация мотивации

Характер управления

Авторитарное управление

Директивное управление с привлечением работников

Демократизация управления

Самоуправление

Профессионализм

Социальная среда

Протекционизм со стороны государства

Нехватка рабочей силы

Ослабление льгот и престижа отрасли

Непрестижность труда

Заполнение вакансий в условиях безработицы

Потенциал

Развивающийся; восстанавливаемый

Незначительное нарастание

Стабилизация; старение

Старение; стабилизация, переходящая в спад

Стабилизация

Характер прогнозирования

Бюджетирование, контроль отклонений и комплексное управление

Долгосрочное планирование на основе экстраполяции

Долгосрочное планирование с исследованием появляющихся новых тенденций

Стратегическое планирование и управление на основе комплексного многофакторного анализа

Стратегическое прогнозирование, предвосхищение тенденций

Информационная основа, поддержка прогнозирования

Ретроспективный анализ хозяйственной деятельности транспортной отрасли, планирование от достигнутого

Ретроспективный анализ, обследование районов тяготения железных дорог. «Основные направления развития народного хозяйства СССР»

Экономические обследования районов тяготения различных масштабов и уровней. Анализ технической и технологической базы отрасли. Контрольные цифры

Маркетинговое обследование районов тяготения, ситуационный анализ транспортного производства, рынка и конкурентной среды. Вариантные расчеты

Стратегический анализ межотраслевых балансов, стратегия развития отраслей. Ситуационный индексный анализ, сценарный подход и разработка альтернатив

В условиях экономической нестабильности важной задачей является решение проблемы адаптации существующей стратегии к происходящим изменениям и прогнозирования возможных конъюнктурных трансформаций. Важным условием формирования стратегических прогнозов является соблюдение требования стратегического соответствия.

Взаимосвязи стратегического соответствия анализируются как между объектами соседних уровней, так и между объектами, отстоящими друг от друга на два и более уровня. Выполняется установление четких взаимосвязей между задачами развития процесса перевозок нефтегрузов и потребностями в них национальной экономики, а также между задачами развития процесса перевозок и основными направлениями развития транспорта.

В ходе решения проблемы стратегического прогнозирования автором разработана концептуальная схема стратегического прогнозирования объемов грузовых перевозок в условиях экономической нестабильности (рис. 3), в основу которой положено восприятие поступающих из окружающей среды информационных сигналов. Учитывая различный характер этих сигналов, задача сводится к разграничению и оценке информационных потоков по нескольким уровням. Если поступающие сигналы являются «сильными», то руководство в состоянии дать оценку их значимости и принять соответствующие меры. В случае «слабых» сигналов такой уверенности нет.

Примером слабых сигналов в контексте работы железнодорожного транспорта является наблюдаемое снижение темпов роста производства, например, в сырьевой сфере, что свидетельствует о возможном скором снижении объемов грузовых перевозок сырья. Изменяясь во времени, слабые сигналы могут превращаться в сильные, поэтому важной задачей исследования является определение критериев оценки уровня сигнала, а также показателя уровня нестабильности для вычисления временного лага, которым располагает руководство для принятия соответствующих управленческих решений.

Рисунок 3 – Концептуальная схема стратегического прогнозирования

объемов грузовых перевозок в условиях экономической нестабильности

Для стратегического прогнозирования объемов перевозок нефтегрузов по участкам сети железных дорог сильными сигналами могут быть публикуемые государственными органами власти и авторитетными аналитическими организациями прогностические показатели.

3. Разработана алгоритмизированная методика стратегического прогнозирования потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог России на основе предложенной концептуальной схемы и даны методические рекомендации по учету стратегических изменений, влияющих на перспективные объемы перевозок.

В данном исследовании предлагается авторская модификация комплексной системы стратегического прогнозирования потоков нефтегрузов на железнодорожном транспорте, состоящая из укрупненных блоков:

1) блок приема информации, основанный на получении, обработке и интерпретации сильных и слабых сигналов с использованием таких наиболее распространенных методов оценки параметров зависимостей, как метод наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания;

2) блок стратегического анализа и прогнозирования, позволяющий на основе экспертно-аналитической составляющей учитывать специфику грузовых перевозок на железнодорожном транспорте, в первую очередь специфику процесса транспортировки нефтегрузов;

3) блок проверки параметров прогнозирования, предполагающий использование вычисляемых с применением факторного и корреляционно-регрессионного методов корректирующих коэффициентов, учитываемых с помощью модифицированного индексного метода.

Предложенная автором в работе схема комплексной системы определения общих прогнозных объемов перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом включает связанные на основе принципа стратегического соответствия расчетно-практический прогнозный и стратегический прогнозный блоки (рис. 4). В основу системы, состоящей из последовательных этапов разработки перспективных объемов перевозок нефтегрузов с формированием матрицы прогнозных на расчетные годы межстанционных корреспонденций, положены статистические и проектные данные о развитии нефтяной промышленности страны в целом и отдельных предприятий отрасли.

В ходе первого этапа матрица корреспонденций заполняется из информационной базы со сведениями об исполненных перевозках грузов для расчета и построения прогнозных моделей за отчетные годы (табл. 2).

На втором этапе составляется база заявок, которая содержит информацию по перспективным межстанционным корреспонденциям (табл. 3).

Рисунок 4 – Комплексная система стратегического прогнозирования

объемов перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом

Таблица 2 – Матрица корреспонденций

В ходе третьего этапа заносится информация на расчетные годы из базы заявок. Общий вид и пример заполнения базы заявок приведен в таблице 3.

Таблица 3 – База заявок

На четвертом этапе рассмотрена возможность заполнения матрицы корреспонденций в случаях, когда отсутствует информация в базе заявок. В данном случае объем перевозок нефтегрузов на перспективу определяется на основе ретроспективных данных. По умолчанию объемы по корреспонденциям распределяются по последнему отчетному году, также возможно распределение объемов по выбору пользователя по другим отчетным годам.

На пятом этапе заполняется итоговая сводная таблица, куда заносятся данные по объемам перевозок нефтегрузов за отчетные и на расчетные годы разбивкой по видам перевозок и подгруппой груза с переводом данных (в млн т путем деления тыс. т на 1000) (табл. 4).

В рамках шестого этапа осуществляется разработка прогноза общих уровней объемов перевозок в увязке с основными макроэкономическими показателями. На основе прогнозов развития экономики страны, применимых в разрабатываемом в исследовании алгоритме – добычи нефти, экспорта и внутреннего потребления (переработки), – заполняется таблица 5.

Таблица 4 — Итоговая сводная таблица

В ходе седьмого этапа выполняется увязка матрицы корреспонденций с основными макроэкономическими показателями. Разработанные в исследовании в трех вариантах прогнозные объемы перевозок сырой нефти и нефтепродуктов являются лимитирующими объемами в зависимости от выбранного варианта развития отрасли. При учете всех заявок компаний на перевозки нефтегрузов суммарные объемы отправления в целом по сети превышают объемы отправления, разработанные на основе макроэкономических показателей. Следовательно, требуется корректировка объемов отправления ряда подгрупп, полученных «по заявкам компаний».

Таблица 5 – Прогноз общих уровней объемов перевозок нефтегрузов, млн т

Используемую при прогнозировании информацию условно разбиваем на две части – обучающую и контрольную. В процессе работы с обучающей информацией выполняется спецификация модели по конкретным числовым параметрам. После этого применяется контрольная информация, которая, как правило, должна соответствовать наиболее актуальному временному интервалу (год, квартал), что позволит установить качество прогноза и определить допустимую величину расчетного отклонения от целевого параметра. В случае если расчетное отклонение находится в интервале 3–5%, что является критерием качества прогноза, делается заключение в отношении пригодности специфицированной модели для перспективного прогнозирования.

4. Выполнена модификация индексного метода, направленная на определение коэффициентов верификации для принятия сбалансированного решения по увязке прогнозных объемов перевозок нефтегрузов отдельных грузоотправителей/грузополучателей с перспективными объемами перевозок, определенными на основе макроэкономических показателей.

Для стратегического прогнозирования потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог выполним модификацию индексного метода, основанного на приведении с помощью индексов перспективных изменений объекта настоящих показателей к будущему.

EMBED Equation.3 ,

где EMBED Equation.3 – прогноз объемов производства;

EMBED Equation.3 – базисный (исходный) объем производства.

В индексном методе процесс прогнозирования спроса на продукцию предприятия осуществляется путем:

— определения доли рынка по объему продаж данной продукции в перспективе ( EMBED Equation.3 );

— установления динамики спроса на основе анкетного опроса потребителей ( EMBED Equation.3 );

— изучения уровня конкуренции и тенденции развития производства у конкурентов ( EMBED Equation.3 );

— анализа качества товара и динамики перспектив его повышения ( EMBED Equation.3 );

— анализа динамики цен на аналогичную продукцию и ее заменители ( EMBED Equation.3 );

— изучения тенденций экономической конъюнктуры на внутреннем и международных рынках в области производства и потребления товара ( EMBED Equation.3 ).

Таким образом, для определения прогнозных объемов перевозок нефтегрузов в каждой корреспонденции в увязке с основными макроэкономическими показателями используется следующая формула:

EMBED Equation.3 ,

где kвериф.макроэк. коэффициент верификации заявляемых грузоотправителями и грузополучателями перспективных объемов перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом в увязке с основными перспективными показателями социально-экономического развития Российской Федерации и других стран;

kсмежн.тр-та – коэффициент влияния перспективных уровней развития смежных (альтернативных) видов транспорта на перспективные объемы перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом;

kвериф.г.о.,г.п. – коэффициент верификации при взаимных расхождениях планируемых грузоотправителями и грузополучателями перспективных объемов перевозок основных нефтегрузов железнодорожным транспортом;

kтопол.разв.сети – коэффициент влияния перспективной топологии развития сети железных дорог на перспективные объемы перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом;

kтариф. – коэффициент влияния перспективных уровней изменения тарифов железнодорожного и смежных (альтернативных) видов транспорта на перспективные уровни объемов перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом;

kтерм.лог.центр. – коэффициент влияния реализации проектов строительства терминально-логистических центров на сети железных дорог на перспективные уровни объемов перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом;

kтов.рынков. – коэффициент влияния конъюнктуры мировых и российских товарных рынков на перспективные объемы перевозок нефтегрузов железнодорожным транспортом.

5. Определены прогнозные объемы перевозок нефтегрузов по участкам железнодорожной сети России, в том числе в сообщении с морскими портами, на основе предложенной методики с учетом информации об инвестиционных проектах, планов компаний-грузовладельцев и баланса объемов производства и потребления сырой нефти и нефтепродуктов на российском и зарубежном рынках.

В таблице 6 представлен выполненный автором расчет первичных коэффициентов верификации на примере компании ОАО «Орскнефтеоргсинтез».

Таблица 6 – Расчет первичных коэффициентов верификации



Страницы: 1 | 2 | Весь текст