Стратегический план развития Таразского технического института (

Министерство образования и науки

Республики Казахстан

Стратегический план

развития Таразского технического института (ТарТИ)

Составлен на основе:

Государственной программы развития образования РК на 2011-2015 гг.

и Стратегического плана МОН РК на 2011-2015 гг.

Рассмотрен и утвержден:

на заседании Ученого совета

протокол № 2 от 12 сентября 2011г.

Тараз – 2011г.

Стратегический план

развития Таразского технического института (ТарТИ)

Введение

В республике начался подъем экономики, который сдерживается некоторыми факторами, в том числе дефицитом кадров. Своевременный и глубокий анализ преодоления негативных фактов на путях развития экономики Казахстана дан в Послании Президента РК Назарбаева Н.А. народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира». В каждом из намеченных Президентом семи приоритетов красной строкой проходит мысль о необходимости иметь «деловых, перспективно-мыслящих, конкурентоспособных, высококвалифицированных» специалистов, а так же «современные научные центры и технологические парки для решения проблем производства, подготовки и переквалификации кадров».

С другой стороны, в условиях возрождающейся экономики региона и требований реализации «Программы индустриально-инновационного развития Жамбылской области» предполагается рост потребности в квалифицированных кадрах.

Таким образом, сегодняшнее развитие экономики нашего региона и Республики в целом, настоятельно требует от системы образования обеспечить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов технических профилей.

При этом высококвалифицированные инженеры, квалифицированные специалисты среднего звена и даже квалифицированные рабочие должны получить подготовку на современной технике и технологии и, желательно, на основе единой материально-технической и методической базы и стратегии подготовки. Такие требования можно обеспечить в учебно-научно-производственных комплексах, Центрах подготовки технических специалистов (ЦПТС), которые должны состоять из высшего технического учебного заведения (института), среднего технического учебного заведения (колледжа) с лицензией на право обучения молодежи рабочим профессиям. Этот комплекс должен работать по согласованным, интегрированным программам профессионального образования, предусматривающим возможность выпуска специалистов с разными уровнями квалификации. Комплекс сможет обеспечить интеграцию всех уровней подготовки специалистов технического направления: начального, среднего и высшего профессионального образования в рамках одной интегрированной образовательной программы.

Основа такого комплекса, центра (ЦПТС) в городе Таразе уже создается на базе Таразского технического института, готовящего инженеров-бакалавров, и Таразского гуманитарно-технического колледжа, готовящего квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Участники этого комплекса ТарТИ-ЦПТС уже имеют соответствующие государственные лицензии. В настоящее время задачей Таразского технического института является развитие и укрепление этого комплекс.

Принципы деятельности и структура ТарТИ — ЦПТС

Деятельность комплекса ТарТИ — ЦПТС должна соответствовать следующим основным принципам:

— набор специальностей и уровней подготовки молодежи должен соответствовать потребности в технических специалистах основных производств региона;

— сеть учреждений Центра должна охватывать все промышленно развитые районы Жамбылской области;

— многовекторное финансирование деятельности ТарТИ и Центра с обязательной государственной поддержкой ее фундаментальных проектов;

— целостность трехуровневых образовательных программ;

— полное соответствие и мобильность образовательных программ в соответствии с требованиями отраслей экономики;

— практическая направленность обучения;

— широкая тематика прикладных научных исследований;

— организация учебного процесса на базе единства с научными исследованиями;

— создание центров коммерциализации научных разработок.

Деятельность ЦПТС предполагает выполнение следующих основных требований:

Полифункциональность – способность генерировать и передавать современные знания, технологии и проекты;

Единая информационно-образовательная среда – для всех объектов и субъектов деятельности ЦПТС;

Вариантность и гибкость образовательных программ – способность оперативно реагировать на изменение требований производства;

Конкурсность и селективный принцип набора учащихся – тестирование на способность к техническому творчеству;

Практикоориентированность технологий обучения – использование способов обучения, приближенных к условиям производства;

Прикладные научные исследования – с привлечением студентов 3-го уровня подготовки;

Реализация международных программ – сотрудничество с зарубежными странами, в том числе СНГ;

Создание опытных производств – с целью внедрения итогов научных исследований, производственного испытания опытных образцов, и новых технологий;

Доводка специалистов на предприятиях – производственная работа, технологические и производственные практики, разработка реальных дипломных проектов и их защита на производстве.

Структуру комплекса ТарТИ — ЦПТС определяют изложенные основные принципы его деятельности и триединая задача обеспечения подготовки специалистов на основе интегрированных образовательных программ.

В связи с этим, структура ТарТИ — ЦПТС с задачами подготовки специалистов для предприятий Жамбылской области и прилегающих регионов, на начальном этапе, основывается на кадровой и материальной базе следующих существующих организаций:

— Жамбылский филиал Национальной инженерной академии РК – (высококвалифицированные кадры технических специалистов; ученых и инженеров);

— Жамбылский филиал Национальной академии естественных наук – (высококвалифицированные кадры ученых и специалистов);

— Таразский технический институт (ТарТИ) – (материально-техническая база и кадры ППС);

— Таразский гуманитарно-технический колледж (ТГТК) – (материально-техническая база и кадры преподавателей и обслуживающий технический персонал);

— создание при ТГТК профессионально-технической школы (центра) на основе государственного заказа и заказа промышленных предприятий на подготовку квалифицированных рабочих.

Направления и уровни подготовки

специалистов в комплексе ТарТИ — ЦПТС

Первый уровень: квалифицированные рабочие.

Технологический профиль: легкая, пищевая, нефтегазовая, химическая промышленность и промышленность стройматериалов.

— монтажники технологических установок;

— операторы технологических установок;

— монтажники и операторы средств механизации трудоемких процессов;

— оператор заправочных станций.

Строительный профиль: промышленное и гражданское строительство, гидротехническое строительство, строительство автомобильных дорог.

— монтажники строительных конструкций;

— плотники – бетонщики;

— арматурщики – сварщики;

— отделочники;

— слесари-монтажники по электросиловому, сантехническому и газовому оборудованию;

— газоэлектросварщики.

Энергетический профиль: электроснабжение, электросиловые установки, автоматика.

— монтажники-электрики систем электроснабжения;

— операторы- электрики систем электроснабжения;

— монтажники-электрики электросиловых установок;

— операторы- электрики электросиловых установок;

— монтажники-электрики средств контроля и автоматики;

— операторы- электрики средств контроля и автоматики;

Информационные технологии:

— оператор ЭВМ и оргтехники;

Автотранспорт и механизация работ:

— водитель автотранспортных средств (по категориям);

— водитель-автокрановщик;

— слесарь по ремонту и обслуживанию автотранспорта и средств механизации;

— оператор оборудования и станков по обработке металлов;

— оператор оборудования по диагностике и обслуживанию систем и агрегатов;

Землеустройство и охрана природы:

— механики-операторы мелиоративных машин;

— монтажники-операторы ирригационной техники и оборудования;

— механики-операторы землеройной техники.

Второй уровень: специалисты среднего звена.

Технологический профиль: легкая, пищевая, нефтегазовая, химическая промышленность и промышленность стройматериалов.

— техник-наладчик технологических установок;

— техник-технолог технологических установок;

— техник-мастер средств механизации трудоемких процессов;

Строительный профиль: промышленное и гражданское строительство, гидротехническое строительство, строительство автомобильных дорог.

— техник-технолог строительно-монтажных работ;

— техник-технолог отделочных работ;

— техник по сантехническому и газовому оборудованию;

— экономист-бухгалтер строительных организаций.

Энергетический профиль: электроснабжение, электросиловые установки, автоматика.

— техник-электрик систем электроснабжения;

— техник-электрик электросиловых установок;

— техник-электрик средств контроля и автоматики;

— экономист-бухгалтер энергетических предприятий.

Информационные технологии:

— техник-программист;

— техник-системотехник.

Автотранспорт и механизация работ:

— техник-механик автотранспортных средств;

— техник-механик оборудования по обработке металлов;

— техник-механик оборудования по диагностике и обслуживанию систем и агрегатов;

— экономист-бухгалтер транспортных предприятий.

Землеустройство и охрана природы:

— техник-геодезист;

— техник-землеустроитель;

— экономист-бухгалтер

Третий уровень: специалисты с высшим техническим образованием.

Горное дело и геологоразведка:

— бакалавр геологии и разведки месторождений полезных ископаемых;

— бакалавр нефтегазового дела;

— бакалавр горного дела;

— бакалавр экономики.

Технологический профиль: легкая, пищевая, нефтегазовая, химическая промышленность и промышленность стройматериалов.

— бакалавр технологии;

— бакалавр технологии перерабатывающих производств;

— бакалавр технологических машин и оборудования;

— бакалавр экономики.

Строительный профиль: промышленное и гражданское строительство, гидротехническое строительство, строительство автомобильных дорог, водоснабжение и водоотведение.

— бакалавр строительства;

— бакалавр экономики.

Энергетический профиль: электроснабжение, электросиловые установки, автоматика.

— бакалавр электроэнергетики;

— бакалавр экономики.

Информационные технологии:

— бакалавр информационных систем;

— бакалавр вычислительной техники и программного обеспечения;

Автотранспорт и механизация работ:

— бакалавр транспорта;

— бакалавр экономики.

Землеустройство и охрана природы:

— бакалавр землеустройства;

— бакалавр экономики землепользования.

Прием в ТарТИ — ЦПТС

Прием на первый уровень (подготовка рабочих) в ЦПТС (в колледж) может осуществляться на базе основного среднего образования (после окончания 9 классов, или 10 классов при 12-летнем обучении). План и условия приема определяется муниципальным органом и утверждается Министерством образования и науки РК. Прием должен проводиться на конкурсной основе с условием объективного тестирования уровня знаний и склонности к выбранной профессии.

Прием-перевод на второй уровень осуществляется по конкурсу из выпускников первого уровня и выпускников средних общеобразовательных и профессиональных школ по итогам ЕНТ с дополнительным тестированием склонности к техническим профессиям.

Набор на третий уровень производится из выпускников средних общеобразовательных школ (по итогам ЕНТ) и колледжей, а так же на конкурсной основе из выпускников второго уровня, проявивших склонность к инженерной и исследовательской деятельности.

Планы приема на второй и третий уровни определяются и корректируются в зависимости от нужд производства и потребностей рынка труда.

Образовательные программы

ТарТИ — ЦПТС реализует интегрированные образовательные программы технического образования трех уровней:

1. Первый уровень. База – основное среднее образование. Реализуются комплексные программы общего среднего образования с акцентом на естественные дисциплины и обучение рабочим профессиям. По завершении учащимся присваивается рабочая квалификация (разряд) с выдачей свидетельства.

2. Второй уровень. База – подготовка на первом уровне и общее среднее образование. Реализуются программы среднего профессионально-технического обучения (колледжа) с акцентом на общепрофессиональные и специальные дисциплины. По завершении учащимся присваивается профессиональная квалификация по конкретной специальности (техник-технолог, техник-механик, техник-строитель и т.д.) с вручением диплома.

3. Третий уровень. База – общее среднее образование или подготовка на втором уровне. Реализуются программы высшего технического образования с акцентом на углубленное изучение специальных дисциплин и самостоятельность студентов. По завершении студентам вручается диплом о высшем техническом образовании (с присвоением академической степени – бакалавр).

Интегрированные трехуровневые образовательные программы ЦПТС должны отвечать следующим требованиям:

— периодическое обновление содержательной базы;

— опережающий вид обучения;

— согласование учебных курсов с нуждами производства;

— формирование профессионального инженерного мышления;

— развитие интеллекта и культуры обучающихся.

По завершении каждого уровня комплексной программы выпускник может продолжить обучение на следующем уровне либо выйти на рынок труда и реализовать себя на производстве.

Принцип управления и финансирования ТарТИ — ЦПТС

Управление комплексом ТарТИ — ЦПТС будет осуществляться исходя из следующих принципов:

Коллективный централизм – коллективная выработка целей, задач, образовательных программ, с централизованным контролем их реализации;

Использование корпоративной (холдинговой) структуры – автономность объектов ЦПТС в вопросах собственности, в финансовых и кадровых вопросах;

Наличие Президента во главе Совета директоров – обязательность их решения для всех подразделений школы;

Наличие коллегиальных органов – Ученый совет, Педагогический совет, Попечительский совет и др.;

Конкурсный (контрактный) принцип замещения должностей исполнительных работников – начальники отделов, преподаватели, методисты и др.

Финансирования ТарТИ — ЦПТС предположительно может состоять из следующих компонентов:

1. Государственное финансирование обучения рабочим профессиям (республиканский и местный бюджет), образовательные гранты и кредиты (согласно Конституции Республики Казахстан и Закона РК «Об образовании» статья 8, пункт 2 об обязанности Государства обеспечить получение среднего образования);

— 1-ый уровень (обучение рабочим профессиям) — государственное финансирование (госзаказ) и заказы предприятий все 100% плана приема;

2. Поступление средств от хозрасчета:

2.1. Предоставление образовательных услуг по заказам юридических и физических лиц;

— 1-ый уровень – до 20% приема сверх плана;

— 2-ой и 3-ий уровень – 100% контингента студентов.

2.2. Научно-исследовательские работы прикладного назначения по заказам государства, юридических и физических лиц и внедрение в производство новых проектов и технологий.

3. Поступление средств от спонсоров (в том числе зарубежных).

4. Доход от учебно-опытных производств.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст