Стимулирование экономического роста на основе бюджетно-налоговог

На правах рукописи

БАТРАКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА НА ОСНОВЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Специальность: 08.00.01 – экономическая теория

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата экономических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре экономической теории Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского.

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Скворцова Валентина Алексеевна

Официальные оппоненты:доктор экономических наук, профессор

Прокофьева Татьяна Юрьевна

кандидат экономических наук

Миренская Мария Владимировна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский институт электроники и математики (технический университет)»

Защита состоится «28» января 2011 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам Д 212.198.01 при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, г. Москва, Миусская пл., 6.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет».

Автореферат диссертации разослан «24» декабря 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Меркулов В.Н.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса довольно остро встает вопрос выработки приоритетов экономической политики государства, способствующих обеспечению устойчивого экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Благоприятные условия для стабильного экономического роста возникают лишь при оптимальном соотношении между рыночным и государственным механизмами регулирования экономики. Разработка и реализация эффективной схемы государственного воздействия на экономическую сферу весьма затруднительна, так как механизмы денежно-кредитного регулирования экономики в большей мере ориентированы на обеспечение экономического роста и сглаживание циклических колебаний в краткосрочном периоде, а бюджетно-налоговое регулирование позволяет решать эти задачи в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Поэтому в настоящее время остается открытым вопрос о выработке рекомендаций по формированию эффективной политики государства в области регулирования экономических отношений. На наш взгляд, бюджетно-налоговое регулирование экономики должно стать основополагающим звеном в комплексе мероприятий государственного воздействия на экономику.

На сегодняшний день органами государственной власти бюджетно-налоговому регулированию отводится роль ключевого инструмента, воздействующего на факторы экономического роста. Однако отсутствие комплекса взаимосвязанных механизмов бюджетно-налогового стимулирования развития экономики страны и системы эффективного управления данным комплексом не только ставит под угрозу обеспечение устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде, но и может стать одним из основных факторов кризисной ситуации. Поэтому в современных российских условиях формирование научно обоснованного комплекса мероприятий бюджетно-налогового регулирования, влияющих на экономический рост, является первостепенной задачей, как для экономической науки, так и для органов государственной власти.

Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования и требует совершенствования концептуальных основ бюджетно-налогового регулирования как инструмента обеспечения устойчивого экономического роста.

Степень научной разработанности темы. Отечественными и зарубежными исследователями проведен разносторонний анализ проблем экономического роста, факторов его определяющих, современных тенденций, предпосылок и условий его устойчивости в долгосрочном периоде, роли государственного, в том числе и бюджетно-налогового регулирования, в стимулировании экономического роста.

Взгляды представителей зарубежной экономической мысли, касающиеся различных аспектов экономического роста, роли и функций государства в его регулировании, отражены в работах Дж. Гэлбрейта, Е. Домара, Р. Дорнбуша, Дж. М. Кейнса, С. Кузнеца, Ф. Ларрена, В. Леонтьева, Г. Линвуда, Р. Лукаса, А. Маршалла, Р. Манделла, Г. Мэнкью, У. Ростоу, Д. Сакса, П. Самуэльсона, Т. Сарджента, А. Смита, Р. Солоу, Дж. Стиглица, Я. Тинбергена, С. Фишера, М. Флеминга, М. Фридмена, Ф. Хайека, Р. Харрода, Дж. Хикса, Й. А. Шумпетера, Л. Эрхарда.

В работах данных экономистов обосновывается необходимость государственного регулирования экономического роста, пути сокращения, либо расширения государственного вмешательства в рыночные отношения, роль бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства в этом процессе.

Научные разработки советской и российской экономической школы, касающиеся проблем государственного стимулирования экономического роста посредством бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства, представлены в работах Л. И. Абалкина, Т. А. Агаповой, А. В. Бузгалина, Е. Т. Гайдара, А. Г. Зельднера, В. Д. Камаева, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Кузнецовой, Д. С. Львова, В. А. Мау, Л. Я. Мищенко, Г. Б. Новосельцевой, В. К. Сенчагова, В. А. Сидорова, И. В. Шевченко, Е. Г. Ясина.

Несмотря на то, что вопросы стимулирования экономического роста посредством бюджетно-налогового и денежно-кредитного регулирования, рассматривались многими экономистами, данная тема не теряет своей актуальности и в настоящее время. До сих пор в отечественной экономической школе не выработан единый, универсальный подход в формировании стратегических направлений развития экономики страны и комплекса мероприятий бюджетно-налогового регулирования, стимулирующих данное развитие. Нуждаются в научной доработке и обосновании теоретические и практические проблемы обеспечения стабильного экономического роста посредством эффективной бюджетно-налоговой политики государства.

Сложность проблемы, многообразие существующих точек зрения и наличие большого количества вариантов решений данного вопроса стали одним из факторов при выборе темы диссертационного исследования.

Предметом исследования является бюджетно-налоговое регулирование экономики как один из инструментов количественного и качественного воздействия на экономический рост в долгосрочном периоде.

Объект диссертационного исследования – процесс стимулирования экономического роста с помощью бюджетно-налоговых механизмов.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в определении перспективности использования бюджетно-налогового регулирования для стимулирования экономического роста, выработке комплексного подхода к формированию системы мероприятий бюджетно-налогового регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:

– обосновать особенность бюджетно-налогового регулирования, как инструмента обеспечения устойчивого экономического роста;

– проанализировать направления оптимизации системы взаимодействия государства и бизнеса с использованием бюджетно-налогового регулирования в качестве связующего звена между административными и денежно-кредитными методами регулирования экономики и оценкой эффективности государственного воздействия;

– раскрыть роль бюджетно-налогового регулирования в обеспечении конкурентных преимуществ страны в рамках межстрановой конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов в условиях глобализации;

– выявить направления совершенствования налоговой политики государства для обеспечения перехода от количественного к качественному экономическому росту;

– определить мероприятия по повышению эффективности государственных расходов в целях получения наибольшего экономического эффекта.

Методологическую основу диссертационного исследования составили теории государственного регулирования экономики, в частности, гипотеза А.Вагнера о том, что по мере промышленного развития увеличивается доля государства в национальном продукте, модели экономического роста Харрода-Домара, Солоу, Калдора, современные модели экономического роста, современные концепции государственного стимулирования экономического роста.

Диссертационное исследование подготовлено на основе методов научного познания, которые включают в себя анализ и синтез, метод диалектического материализма, эмпирического исследования и методы теоретического исследования (от абстрактного к конкретному). Решение задачи эффективного перераспределения расходов бюджета для активизации реального сектора экономики страны осуществляется посредством методов индукции, когда причины низкой эффективности государственных инвестиций анализируются по принципу «от частного к общему». Для решения задачи определения основных направлений совершенствования системы бюджетно-налоговых инструментов стимулирования экономики используются методы дедукции (от общих рассуждений к частным выводам).

Теоретической основой диссертационного исследования выступает обобщение как теоретической, так и практической сторон формирования комплекса бюджетно-налоговых мероприятий, конечной целью которых является обеспечение устойчивого роста экономики в условиях кризиса.

Информационную базу исследования составили федеральные бюджеты Российской Федерации 2002 – 2008 гг., информационно-статистические материалы и доклады Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, аналитические сведения и прогнозы Министерства экономического развития и Министерства регионального развития Российской Федерации.

Гипотеза научного исследования основывается на следующих теоретико-методологических положениях, выдвигаемых автором:

— разновидностью моделей государственного регулирования экономики, направленных на обеспечение устойчивого качественного экономического роста, на современном этапе развития может стать российский вариант синтеза неоклассической и кейнсианской моделей с акцентом на бюджетно-налоговые механизмы регулирования и их определении в качестве связующего звена между административными и денежно-кредитными механизмами воздействия на экономику;

— в условиях разразившегося в 2009 году мирового финансово-экономического кризиса вместе с необходимостью развития новых, не сырьевых источников экономического роста у России появилась возможность параллельного решения проблем спада производства и роста уровня безработицы, с одной стороны, и осуществления структурных изменений экономики, – с другой, с помощью комплексной целенаправленной бюджетно-налоговой политики, ориентированной на качественный экономический рост путем совершенствования системы налогообложения инновационных производств и доходов экономических субъектов, целевого бюджетного финансирования приоритетных направлений развития и повышения эффективности государственных инвестиций.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в выработке комплексного подхода к формированию системы бюджетно-налоговых механизмов регулирования экономики с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста. В рамках проводимого исследования лично автором получены следующие научные результаты:

обоснована особенность бюджетно-налогового регулирования с точки зрения обеспечения роста экономики, которая заключается в возможности воздействия на основные факторы экономического роста (капитал и труд) как с количественной, так и с качественной стороны.

предложены направления оптимизации системы взаимодействия государства и бизнеса с использованием бюджетно-налогового регулирования в роли связующего звена между административными и денежно-кредитными методами, оценкой эффективности государственного воздействия на экономику посредством индикативных показателей и независимой экспертной оценки. Реализация предложенной схемы позволит сформировать взаимосвязанный комплекс мероприятий стимулирования экономического роста в долгосрочной перспективе с возможностью оценки достижения конечных результатов.

на основе систематизации российских налоговых льгот, предоставляемых организациям, осуществляющим НИОКР, раскрыта ключевая роль бюджетно-налогового регулирования (в сравнении с денежно-кредитной политикой) в обеспечении конкурентных преимуществ в рамках межстрановой конкуренции в условиях глобализации по привлечению и размещению на территории страны бизнеса посредством снижения общей налоговой нагрузки.

выявлены направления совершенствования системы мероприятий налоговой политики государства, реализация которых позволит перейти от количественного экономического роста к качественному.

Во-первых, оценивается возможность формирования системы стимулирования производства инновационной продукции с помощью бюджетно-налоговых инструментов. Основной акцент в вопросе расширения предложения предлагается сделать на переходе от монетарного стимулирования производства инновационной продукции к налоговым методам воздействия, а соответствующую активизацию спроса – путем использования налоговых льгот для потребителей отечественной наукоемкой продукции (льготы по налогу на имущество организаций). Данный подход позволит обеспечить сбалансированное развитие рынка инновационных товаров в долгосрочном периоде за счет налогового стимулирования платежеспособного спроса и обеспечения соответствующего предложения.

Во-вторых, с помощью системы налоговых механизмов обеспечить более высокую доходность прямых и снизить привлекательность портфельных инвестиций путем повышения налоговой ставки на доходы, полученные в виде дивидендов, выше уровня ставки по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, что может стать действенным шагом в вопросе перераспределения средств в пользу прямых инвестиций и косвенным ограничителем спекулятивного развития фондового рынка.

обоснована необходимость реформирования межбюджетных отношений и широкого внедрения программно-целевого метода в процесс формирования бюджетов разных уровней в целях повышения эффективности государственных капитальных расходов.

определены направления совершенствования и расширения использования механизмов государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивого развития экономики страны и повышения эффективности государственных инвестиций, заключающиеся в необходимости разработки и утверждения стратегии развития государственно-частного партнерства, создании институциональной и правовой среды, особенно в части четкого законодательно закрепления механизма реализации проектов и разграничении собственности на построенные объекты, а также подготовка соответствующих специалистов в области реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.

На защиту выносятся следующие результаты исследования:

1) формирующийся российский вариант модели государственного воздействия на экономический рост в условиях мирового финансово-экономического кризиса с акцентом на бюджетно-налоговые механизмы регулирования на основе сочетания в нем стимулирующей и фискальной функций и возможности разностороннего количественного и качественного воздействия на основные факторы экономического роста;

2) уточненная схема системы государственного регулирования экономики, ориентированной на стимулирование экономического роста, предусматривающая возможность оценки эффективности государственного воздействия на экономику посредством индикативных показателей и независимой экспертной оценки;

3) модель влияния налоговой нагрузки на добавленную стоимость НИОКР в ВВП страны, обосновывающая необходимость использования в сложившейся в мировой экономике ситуации бюджетно-налогового регулирования в качестве основного инструмента обеспечения конкурентных преимуществ в рамках межстрановой конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов путем снижения общей налоговой нагрузки на организации, осуществляющие НИОКР;

4) прогнозная модель увеличения доли добавленной стоимости производства электроники и оказания IT-услуг в ВВП страны при осуществлении государственных и частных инвестиций в инвестиционные проекты по развитию информационных технологий как основа устойчивого качественного экономического роста и структурных изменений экономики России;

5) комплекс мероприятий по корректировке налоговой системы страны, направленных на стимулирование качественного экономического роста посредством ограничения спекулятивного развития фондового рынка, стимулирования привлечения прямых инвестиций (в том числе иностранных) и развития системы производства и потребления инновационной продукции с помощью изменения налоговых ставок и льготного налогообложения;

6) механизм повышения эффективности государственных капитальных расходов на основе совершенствования и широкого распространения программно-целевого метода формирования бюджетов разных уровней и государственно-частного партнерства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные в данной работе выводы и рекомендации могут служить теоретической основой для дальнейших исследований взаимосвязи бюджетно-налогового регулирования и экономического роста. Кроме того, выводы, полученные в диссертации, могут быть использованы в качестве учебного и аналитического материала в учебном процессе при изучении курсов «Экономика» и «Макроэкономика». На основе полученных результатов исследования может быть разработан спецкурс по теме «Стимулирование экономического роста на основе бюджетно-налогового регулирования».

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и органами местного самоуправления при формировании нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы реализации бюджетно-налоговой политики, направленные на формирование условий для обеспечения качественного экономического роста и повышения эффективности расходов бюджетов всех уровней.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались на международных и общероссийских конференциях: Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке: Всероссийская научно-практическая конференция (г. Пенза, 2004 г., 2006 г.), Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе: Всероссийская научно-практическая конференция (г. Пенза, 2004 г.), VI Международный Российско-Китайский симпозиум «Государство и рынок» (Екатеринбург, 2005 г.), V международная научно-практическая конференция «Новости научной мысли – 2009» (г. Прага (Чехия), 2009 г.).

Соответствие темы диссертационного исследования требованиям паспорта специальности ВАК РФ. Диссертация по своему содержанию соответствует специальности 08.00.01 – Экономическая теория и выполнена в соответствии с п. 1.3. «Макроэкономическая теория: теория экономического роста; теория деловых циклов и кризисов; теория денег; теория инфляции; теория национального счетоводства; теория управления экономическими системами. Экономические аспекты научно-технического прогресса и его влияние на макроэкономические процессы.» паспорта специальностей.

Публикации по теме. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в десяти работах общим объемом 2,57 п.л. (в том числе авторских 2,47 п.л.).

Структура диссертации определяется общей концепцией, целью, задачами, логикой исследования и последовательно раскрывается во введении, двух главах, содержащих 8 параграфов, заключении; имеется библиографический список.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Представляется, что в условиях экономического кризиса основную ставку в формировании комплекса мероприятий государственного регулирования экономики необходимо делать на бюджетно-налоговые механизмы, которые в сочетании с административными и денежно-кредитными механизмами могут позволить решить проблему обеспечения устойчивого роста экономики в долгосрочном периоде и перехода к качественному экономическому росту. Сочетание в бюджетно-налоговом регулировании стимулирующих и фискальных механизмов воздействия на экономику может стать основополагающим фактором выхода из международного финансово-экономического кризиса.

Бюджетно-налоговое регулирование является одним из эффективных инструментов ускорения темпов роста ВВП страны, при этом оказывая воздействие и на величину совокупного спроса, и на величину совокупного предложения. Основными механизмами стимулирования экономического роста являются инвестиционные государственные расходы (определяются политикой расходов) и налоговая нагрузка (определяется политикой доходов).

В условиях финансово-экономического кризиса необходимо обеспечить оптимальное сочетание политики расходов и политики доходов. В краткосрочном периоде более эффективны инвестиционные государственные расходы, а в долгосрочном определяющей для темпов развития экономики, как правило, является величина налоговой нагрузки. Поэтому основной задачей государства является определение приоритетов развития и запуск таких механизмов бюджетно-налоговой политики, которые позволят сгладить противоречия фискальной и стимулирующей функций государственного регулирования экономики.

Ведущая роль бюджетно-налогового регулирования экономики в обеспечении устойчивого экономического роста заключается в том, что ее механизмы могут одновременно оказывать воздействие, как на количественную, так и качественную составляющие основных факторов экономического роста: капитала и труда.

Инвестиционные капитальные расходы бюджетов разных уровней создают государственный капитал, изменение величины которого оказывает воздействие на развитие экономики. Это количественная составляющая обеспечения роста экономики за счет увеличения капитальных вложений. Но не стоит делать акцент исключительно на количественном факторе и уделять недостаточно внимания эффективному использованию существующих объектов инфраструктуры. Если существующий государственный капитал используется неэффективно, дополнительные объемы капитальных вложений бюджета не окажут позитивного воздействия на темпы экономического роста.

Другой составляющей воздействия государственных капитальных расходов на экономический рост является позитивное влияние на труд. Государственный капитал оказывает позитивное долгосрочное влияние на занятость. Поскольку в долгосрочном периоде безработица зависит от темпов накопления частного капитала, увеличение государственных капиталовложений оказывает косвенный эффект на занятость. Также рост государственных капитальных расходов увеличивает производительность труда. Прямое воздействие изменения государственного капитала на производительность труда частного сектора — одно из наибольших среди всех факторов экономического роста.

Налоговая составляющая бюджетно-налоговой политики оказывает косвенное воздействие на труд и капитал. От величины налоговой нагрузки зависит, как величина, так и структура частного капитала, стимулирующего экономический рост. Влияние налоговой нагрузки на динамику занятости и производительности труда в долгосрочном периоде опосредованно и определяется степенью развития экономики страны.

Максимальный эффект при стимулировании экономического роста может быть достигнут лишь при использовании комплекса взаимосвязанных механизмов государственного регулирования. Недостатком существующей схемы государственного воздействия на экономические процессы является отсутствие комплексного подхода в реализации мероприятий государственного регулирования. Очень часто административные, бюджетно-налоговые и денежно-кредитные механизмы применяются в отрыве друг от друга, в результате государственное регулирование экономики приобретает противоречивый характер, снижается эффективность проводимых мероприятий, что в конечном итоге отражается на динамике экономического роста. Поэтому, на наш взгляд, необходимо уточнение существующей системы государственного регулирования экономики. Для этого на основе анализа доходов и расходов федерального бюджета, стимулирующих и сдерживающих развитие экономики за период с 2002 по 2008 годы выявлены основные тенденции развития бюджетно-налоговых отношений с точки зрения их влияния на экономический рост.

При рассмотрении поступлений налоговых доходов федерального бюджета, стимулирующих и не оказывающих значительное воздействие на экономический рост, и темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП), можно выявить основные взаимосвязи данных показателей (рисунок 1).

EMBED Excel.Sheet.8

На протяжении всего периода с 2002 по 2008 год наблюдается положительная динамика темпов роста валового внутреннего продукта. В 2008 году в сравнении с 2002 годом объем ВВП страны в номинальном выражении вырос в 1,8 раза. На данном фоне интересна динамика налоговых доходов федерального бюджета. Налоговые доходы, не оказывающие значительного воздействия на экономический рост, за рассматриваемый период времени возрастали пропорционально темпам прироста номинального ВВП, что может свидетельствовать об их минимальном воздействии на экономический рост. В этом случае темпами роста ВВП определяется темп роста данных налоговых доходов федерального бюджета. Объясняется данная зависимость довольно просто: в основном налогами, не оказывающими значительного воздействия на темпы экономического роста, являются косвенные налоги, поэтому приростом ВВП обеспечивается прямопропорциональное расширение налогооблагаемой базы. Иная ситуация с налогами, оказывающими воздействие на экономический рост.

Согласно графику (рисунок 1), динамика темпов роста налоговых доходов бюджета, оказывающих воздействие на экономический рост, в рассматриваемом периоде носит несколько иной характер и характеризуется относительной неравномерностью. Так в 2003 и 2004 годах можно наблюдать, что темпы роста поступлений данных налогов в федеральный бюджет стабильно возрастают, однако в 2005 году происходит их снижение, а затем снова наблюдается рост. Темпы прироста налоговых платежей, оказывающих воздействия на экономический рост, уступают динамике темпов роста ВВП страны, что обусловлено снижением в рассматриваемом периоде налоговых ставок по данной группе налогов. Данная налоговая политика оказала влияние на экономический рост.

Динамика инвестиционных и потребительских расходов федерального бюджета в 2002 – 2008 годах также имеет свою специфику (рисунок 2).

EMBED Excel.Sheet.8

За рассматриваемый период инвестиционные расходы бюджета росли опережающими темпами в сравнении с ростом ВВП страны, что стало одним из факторов высоких темпов экономического роста.

Потребительские расходы федерального бюджета в 2003 году в сравнении с 2002 годом сократились практически на 50%, что обусловлено перераспределением полномочий и переносом социальных расходов на региональные и муниципальные бюджеты. Дальнейший рост потребительских расходов федерального бюджета был незначительным и связан в большей мере с инфляционными факторами. В 2008 году в абсолютном выражении расходы данной группы не достигли уровня 2002 года.

На наш взгляд, в целях обеспечения стабильных темпов экономического роста в стране необходимо реализовывать политику государственного регулирования с учетом «обратной связи» от бизнеса в соответствии со следующей схемой (Рисунок 3).

Рисунок 3. Перспективная схема государственного регулирования экономики

Данная схема взаимодействия государства и экономической сферы представляет собой целостную, замкнутую систему взаимоотношений между органами государственной власти и субъектами экономики. Отличительной чертой такой формы взаимоотношений является наличие обратной связи между экономикой и государством, посредством индикативных показателей и независимой экспертной оценки эффективности государственного регулирования. На наш взгляд, данные инструменты позволят органам государственной власти оперативно принимать решения о необходимых мерах воздействия на экономику в сложившейся ситуации, а также вносить коррективы в уже реализуемые мероприятия с целью повышения их эффективности.

Помимо всего прочего можно отметить, что в последние годы серьезное воздействие на бюджетно-налоговую политику государства оказывают не внутренние, а внешние факторы, обусловленные процессом глобализации.

В настоящее время происходят процессы смещения акцентов в макроэкономической политике ведущих мировых держав и развивающихся стран, в том числе и в России. Особенно важные перемены в условиях глобализации экономики связаны с кардинальной перестройкой механизмов макроэкономического регулирования. Если раньше выбор целей и методов регулирования определялся национальными интересами страны, то теперь он все больше зависит также и от интересов глобального развития. А это требует большего единообразия и согласованности в использовании инструментов и методов государственного регулирования экономики.

В современном мире одним из самых действенных инструментов для усиления притока иностранного капитала стала межстрановая налоговая конкуренция, выражаемая в основном в создании различных зон экономического благоприятствования, в предоставлении неоправданных налоговых льгот, в глобальном снижении налоговых ставок. Кардинально этот вопрос решается в оффшорных зонах, где налоговые ставки могут быть снижены до нуля или иметь незначительную величину по сравнению с развитыми странами.

Глобализация экономики воздействует на описанные процессы как мощнейший катализатор. Между странами обострилась борьба за налоговые поступления в национальные бюджеты. Это все сильнее подстегивает желание государств стать налогопривлекательными путем очередного снижения налогового бремени.

В настоящее время страны с открытой экономикой вынуждены при разработке своей налоговой системы учитывать изменения в налоговых законодательствах других государств, как правило, связанных с уменьшением налогового бремени на налогоплательщиков. Как показывает практика, снижение корпоративных налогов, проявляющееся в последние годы в Европе и в России, не остановило процесс утечки капиталов. Сегодня в мире существует множество территорий с гораздо более высокой инвестиционной привлекательностью, в которых налоги намного ниже или отсутствуют полностью. Однако, снижение налоговых ставок для всех категорий налогоплательщиков может способствовать притоку в страну экологически «грязных» производств. Поэтому в условиях межстрановой налоговой конкуренции, на наш взгляд, акцент необходимо сделать на стимулировании привлечения и развития в России инновационной сферы экономики.

В мировой практике используются различные подходы к налоговому стимулированию расходов частного сектора на НИОКР, различающиеся по целям (снижение себестоимости наукоемкой продукции, привлечение в бизнес квалифицированного исследовательского персонала, амортизация научного оборудования, стимулирование инновационной деятельности в приоритетных направлениях и пр.), формам (уменьшение налогооблагаемой базы, снижение налога на исчисленную прибыль корпораций), временным рамкам (возможности переноса налоговых льгот на прошлые или будущие налоговые периоды). Для каждой страны характерно свое сочетание этих механизмов (Таблица 1).

Практически во всех странах работающие с прибылью предприятия могут уменьшать свою налогооблагаемую базу на величину произведенных в текущем году квалифицированных (т.е. отвечающих установленным государством критериям) расходов на проведение исследований и разработок.

В дополнение к этому в ряде стран существуют особые льготы, которые позволяют фирмам вычитать из налогооблагаемой базы более 100% средств, израсходованных на научные исследования и разработки.

Таблица 1.  Налоговые льготы в сфере НИОКР

Страна

Наименование налоговой льготы

Размер ставки

Канада

Налоговый кредит

Крупные фирмы – 20%,

Национальный малый бизнес – 35%

США

Налоговый кредит

20% от прироста объема расходов на инновационное развитие

Франция

Налоговый кредит

40% от прироста объема расходов на инновационное развитие

Италия

Налоговый кредит

Малый бизнес – 30% расходов на инновационное развитие

Япония

Налоговый кредит

Крупные компании – 10-12% расходов на инновационное развитие, малый бизнес – 15%.

Великобритания

Налоговый вычет

Крупные компании – 125%, малый бизнес – 150%.

Австралия

Налоговый вычет

125% от объема + 175% прироста расходов на инновационное развитие

Австрия

Налоговый вычет

125% от объема + 35% прироста расходов на инновационное развитие

Корея

Налоговый кредит

15 или 50% прироста расходов на инновационное развитие.

Во многих странах устанавливаются льготные нормы для амортизации капитальных расходов на научное оборудование. Они бывают более благоприятными по сравнению с амортизацией других видов оборудования. Помимо стимулирующего значения указанные нормы способствуют поддержанию конкурентоспособности самих научных исследований и разработок.

Накопленный за рубежом опыт представляет непосредственный интерес для совершенствования российского налогового законодательства в сфере НИОКР. На сегодняшний день Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен ряд льгот для организаций, осуществляющих НИОКР (таблица 2).

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, что в технико- внедренческих особых экономических зонах на протяжении нескольких лет предоставлялись существенные налоговые льготы для организаций, осуществляющих НИОКР, тем не менее эти территории не стали центрами инноваций нашей страны. Этим обусловлено создание иннограда «Сколково» с беспрецедентной как для России, так и для мировой экономики системой налогового стимулирования развития инновационных технологий, что, безусловно, станет важным конкурентным преимуществом нашей страны в привлечении внутренних и внешних инвестиций в НИОКР.

Таблица 2. Налоговые льготы для организаций, осуществляющих НИОКР в России

№ п/п

Наименование

Вся территория Российской Федерации

Технико-внедренческие особые экономические зоны

Инноград «Сколково»

1.

НДС

18%, 10%, 0%

Полное освобождение от налога.

Освобождение от налога при реализации НИОКР и реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности.

2.

Налог на прибыль

20%

13,5%

Полное освобождение от налога.

Льготы при учете расходов на определенные виды НИОКР исходя из фактических расходов с коэффициентом 1,5

Единовременный учет расходов на приобретение ЭВМ

Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности

Освобождение от налога средств целевого финансирования.

Инвестиционный налоговый кредит.

3.

Налог на имущество организаций

2,2 %

Полное освобождение от налога.

Полное освобождение от налога.

4.

Земельный налог

0,3 – 1,5%

Полное освобождение от налога.

Полное освобождение от налога.

5.

Страховые взносы

— общие

— образовательные учреждения высшего профессионального образования

— российские организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий.

2010 г. — 26%

С 2011 г. – 34%

2010– 2017 гг. – 14%

2018 г. –21%

2019 г. – 28%

2010– 2017 гг. – 14%

2018 г. –21%

2019 г. – 28%

В течение 10 лет – 14%.

Однако, на наш взгляд, все перечисленные меры налогового стимулирования направлены на расширение предложения инновационных технологий, в то же время не осуществляется стимулирование спроса на данные технологии со стороны крупных компаний.

Для достижения наибольшего экономического эффекта в стимулировании качественного экономического роста на основе инновационных технологий наряду с предоставляемыми налоговыми льготами необходимо использовать и вторую составляющую бюджетно-налогового регулирования – государственные расходы на развитие сферы НИОКР.

В целях выявления механизмов воздействия налоговых льгот и государственных расходов в НИОКР на экономический рост рассмотрим пример реализации резидентами иннограда «Сколково» проекта в сфере создания на всей территории России сети высокоскоростной передачи данных с общим объемом инвестиций 40 млрд. рублей, из которых 12 млрд. рублей (30%) – средства федерального бюджета, 28 млрд. рублей (70%) – привлеченные средства, период реализации проекта – с 2011 по 2020 годы (таблица 3).

В результате реализации проекта с использованием государственных и привлечением частных инвестиций будет обеспечен высокоскоростной доступ к сети Интернет на территории всей страны и инвесторами может быть получена прибыль в размере 29 млрд. рублей. При этом государство, инвестируя 12 млрд. рублей, благодаря взиманию страховых взносов получает 4,38 млрд. рублей в Пенсионный фонд и около 4 млрд. рублей в бюджеты разных уровней в виде поступлений налога на доходы физических лиц.

Таблица 3. Основные показатели проекта создания сети высокоскоростной передачи данных на территории России (млрд. рублей)

№ п/п

Наимено-вание

Год

ИТОГО

2011201220132014201520162017201820192020123456789101112131.Инвести-ции, в т.ч.14,1815,0610,760000000401.1.Бюджет 8310000000121.2.Привле-ченные6,1812,069,760000000282.Поступле-ния денежных средств.0006,88,169,7911,7514,116,9220,387,833.Расходы, в т.ч.14,1815,0610,761,461,752,102,513,023,624,3558,813.1.Заработная плата9,88,254,40,680,820,981,181,411,692,0331,243.2.Налоги1,371,160,620,100,110,140,160,200,240,284,38Продолжение таблицы 3.

123456789101112133.3.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст