Сценарий урока для 7 класса по теме «Публицистический стиль»

Сценарий урока для 7 класса по теме: «Публицистический стиль»

Г.Г. Кужакова, учитель русского языка и литературы,МОУ Имекская средняя общеобразовательная школа, Таштыпский район

Н.А. Мамышева, методист по русскому языку и литературе,кафедра поликультурного образования, ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК»

Тип урока: урок развития речи.

Цель: повторение стилей речи, ознакомление с понятием публицистический стиль и углубление знаний учащихся о публицистическом стиле и его особенностях.

Задачи: формировать умения опознавать высказывание публицистического стиля и создавать текст публицистического стиля.

Оборудование и материалы: тесты, тексты, таблица.

Ход урока

Повторение темы «Стили речи»

Вопросы и задания: Какие стили речи знаете? Какие стили относятся к книжному стилю? Заполните таблицы. Определите стили речи данных текстов: Внезапно налетел ветер. Кай оглянулся. Со стороны Уйбата наползала тяжелая туча, закрывшая уже полнеба. Он знал: если туча приходит из — за горы Саар, дождя, может быть, и не быть, ну, а если с той стороны – добра не жди. Ветер дул все сильнее. Он с воем налетал на тучу, трепал ее края, а она все больше разбухала и, обрывая выхваченные ветром лохмотья, двигалась вперед. (Г. Казачинова «Ребята нашего аала»).

Этимологический (исторический) анализ слова раскрывает не только интересные, но очень полезные сведения о нем. Например. Почему нужно писать букву е в слове «сметана»? исторический анализ помогает разобраться в этом вопросе. Оказывается, имя существительное сметана образовано от слова смётанная и первоначально обозначала «смётанная», собранная в кучку часть сквашенного молока».

Объявление

Завтра, то есть 7 марта 2011 года, собраться всем (7 классу) в актовом зале на репетицию, посвященную празднику 8 марта

Организатор Беседина Ира

Лингвистическая разминка «Найти лишнее»: А) разговорный, публицистический, научный, деловой (не книжный стиль); Б) обращения, эмоционально – окрашенные слова, эпитеты, научные термины (остальные не используются в научном стиле); В) параллельный, последовательный, симметричный (нет такого способа связи); Г) развязка, тема, кульминация, развитие действия (не относится к композиции).

Изучение нового материала

Лексическая работа. С.21 учебника Е.А. Быстровой. 1.Публицистика (от лат. публикус – общественный) – вид литературы, в котором освещаются актуальные темы общественно – политической жизни. 2.Образование однокоренных слов и пояснение значений, выделение орфограмм. Упражнение 35. Публицистика – публицист, публицистический.

Работа по учебнику. С. 20. 1.Ответы по плану: а) Цель публицистического стиля; б) Лексика публицистического стиля (книжная лексика и разговорная, обращения); в) Особенности публицистического стиля (эмоциональность, оценочность (одобрение или неодобрение), логичность); г) Приемы построения текста и языковые средства: параллелизм, повторы, риторический вопрос.

Упражнение 37. Что такое родина для человека? Отрывок из статьи В. Пескова

Выполнение заданий устно: А) Определение способа построения текста; В) Слова, содержащие оценку; Г) Повторы; Д) Сравнения.

Составление текста публицистического стиля учащимися. Темы по выбору. Что значит любить Родину? Природа и человек. Моя родословная.

Сочинения учащихся

Что значит любить Родину?

Это значит относиться с любовью ко всему, что в ней есть. Это может быть цветок, дерево, животные и птицы. Как же можно любить цветок или дерево? А это просто: не рвать цветов, не рубить деревья в большом количестве и на одном месте.

Но ведь это же природа, а не Родина! А как Родина без природы? Широкие поля с цветами, густые зеленые леса, чистые полноводные реки…Красиво? А ели это вдруг исчезнет?

В жизни все взаимосвязано: и маленький цветок, и большой лес, и большая река и даже одно дерево ведь не зря слова «природа» и «родина» имеют общую часть.

Ребята, любите природу и Родину! (Кудрина Ангелина, ученица 7 класса)

Как живется деревьям в лесу?

Однажды я ходила в зимний лес. Передо мной открылась необыкновенная картина. Под маленькими, но разнообразными хрусталиками стояли бело – черные березы и зеленые пушистые елки.

Мне казалось, что в тех местах, где больше было вырубленных берез, они толстые и крепкие. А там, где больше вырубленных деревьев, они тонкие и слабые и невзрачные. Казалось, что они дрожали от холода, а рядом с тонкими березами — старые пеньки. Глядя на них, мне хотелось плакать. Даже падающие с неба хрусталики с сожалением смотрели на них. Старались сесть на них и помочь им скрыться от злобного сурового мороза. Но их помощи недостаточно, потому чтобы рядом с ними росли и защищали деревья. Они их будут согревать своим дыханием. Тогда деревья вырастут толстыми и могучими, крепкими

Люди, не уничтожайте деревья! Ведь они созданы не только для украшения земли, но и для того, чтобы вырабатывать кислород, который нам необходим. Без них погибнут звери и птицы, цветы и грибы. И нам без них не прожить. (Кичеева Катя, ученица 7 класса)

Как живется птицам зимой?

Когда мне исполнилось шесть лет, мама отпустила играть с мальчиками в рощу. Я, поцеловав маму в щечку, побежала с мальчиками.

В лесу пели птицы, и я обрадовалась их пению, как будто они знали, что я приду, и подготовили песню в честь моего дня рождения.

Мы на красивой поляне устроились для отдыха. А птицы не умолкали, они весело чирикали. Мне было интересно узнать, как они живут зимой.

Во дворе я стала наблюдать за этими прекрасными существами и стала кормить из рук зерном и крошками хлеба.

Прошло два года. Я многое узнала, но еще многого не понимала. Большая часть птиц улетала на юг, а некоторые оставались ждать и зимовать. Конечно, я им помогала переносить суровую зиму. Сделала кормушку и насыпала корм. Привязывала на ниточку кусочек сала. Один за другим подлетали птицы к кормушке и с удовольствием угощались.

Не обойтись им без нашей помощи.

Ребята, кормите птиц зимой и любите их! Они — наши верные друзья и помощники. Нам они приносят радость. (Абатурова Катя, ученица 7 класса)