Сценарий урока чтения класс 3 Тема Урок-обобщение «Сказки Алекс

СЦЕНАРИЙ УРОКА ЧТЕНИЯ

Класс 3

Тема: Урок-обобщение «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»

Форма урока: Урок-презентация с элементами театрализации.

Цель: Через театральную деятельность повысить мотивацию обучения, у слабых учащихся, выявить качество овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках.

Задачи занятия:

Образовательные:

-закрепить знание творчества А. С. Пушкина и формировать навыки создания спектаклей по его сказкам.

— формировать навыки анализа сказок, умение решать поставленную задачу, делать выводы и обобщения;

Развивающие:

— развивать выразительности и эмоциональности речи, через изучение сказок А. С. Пушкина;

-развивать образное и логическое мышление, речь, память и сенсомоторику; Воспитательные:

— воспитывать эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать.

— повышать творческую активность учащихся на уроке;

Ожидаемый результат:

-формирование навыков самостоятельного подбора информации по заданной теме;

— формирование коммуникативных навыков и умения вести диалог и обосновывать свое мнение, для решения поставленной задачи;

-воспитание бережного отношения к литературному наследию.

Оборудование:

1. Презентация «Сказки А,С. Пушкина».

2. Компьютер

3. Проектор

4. Выставка рисунков и поделок учащихся по сказкам Пушкина.

5.Настольные театры по фрагментам из сказок А. С. Пушкина. Домашнее задание ребята выполняют в творческих группах. Самостоятельно выбирают фрагмент, пишут сценарий, создают декорации и кукол.

9. Кукольный театр «Сказка о рыбаке и рыбке» (перчаточные куклы)

10.Цветные фишки, для оценки ответов.

Форма работы на уроке — групповая.

Ход урока:

1.Организационный момент. (Слайд №1 А. С. Пушкин) открывается по щелчку.

-Сегодня у нас завершающий урок по сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Мы читали их в 1.2.3 классе, на уроках и во внеурочное время. Писали по ним сценарии, ставили спектакли с разными куклами, придумывали костюмы и декорации. Мы подведем итог нашей работы, посмотрим, как научились вы работать над сказками, анализировать и понимать их, передавать состояние героев в своих творческих работах.

Наш урок будет проходить в форме устного журнала. На каждой страничке мы будем говорить о чем-то новом.

2. «Вспоминалочка». (Слайд №2. Иллюстрация к сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

1.Герой сказки, к которому обращаются со словами: «Не гонялся бы ты за дешевизной!»2.Сказочное дерево, у которого «и днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом».3.Герой сказки, что жил у славного царя Додона и «стерег границы его царства».4.К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»5.Герой сказки, который произносит слова:»Ты волна моя, волна! Ты гульлива и вольна!..

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»6. Героиня-злодейка в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

3. «Читалочка» (Слайд №3.Иллюстрация к сказке «Сказка о Царе Салтане»)

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава…

-Прочитайте «жужжащим» чтением 1 ряд

-С вопросительной интонацией. 2 ряд

-Прочитайте с восхищением. 3 ряд

4. «Размышлялочка». (Слайд №4 иллюстрация к сказке «Сказка о Царе Салтане…»)

Отрывок, из какой сказки А. С. Пушкина вы читали?

-Кто скажет полное ее название?

-Подумайте и скажите: можно ли по названию сказать, что это сказка волшебная? Докажите. (Дети называют чудеса.) (Князь Гвидон- богатырь, Царевна Лебедь- все это бывает только в сказках.)

-Вспомните сказку и назовите все чудеса, какие в ней происходят.

(Чудесное спасение царевны и Гвидона. Лебедь разговаривает Чудесное превращение пустого острова в город. Коршун-чародей, богатыри, белочка песенки поет, превращения Гвидона, превращение Лебеди в царевну…)

-Подумайте, какова задача жанра этой волшебной сказки? ( Раскрыть характеры героев, оценить их)

-Я приглашаю первую группу показать свое домашнее задание. А, внимательно следите за их работой. Вы будете давать оценку их творческой работе.

(Показывается первый фрагмент спектакля, по сказке «Сказка о Царе Салтане…»)

После просмотра, учитель благодарит ребят и задает вопросы зрителям:

— Сколько картинок вы увидели в этом фрагменте? ( Три)

— Что понравилось в работе ребят? Сумели они передать состояние героев? (Учащиеся отвечают)

-Спасибо, ребята! Приглашаю вторую группу показать нам свою работу.

Показывает фрагмент 2 из сказки « О Царе Салтане…»

После просмотра учитель задает вопрос:

— Вспомните, как построена речь Лебеди, чем она отличается от предыдущего текста? (Речь ее волшебная, волшебные слова, речь плавная, певучая)

-Сумели актеры передать настроение Лебеди и Гвидона, их характеры? Спасибо всем.

5. «Музыкальная» (Слайд № 5. ) Стихи Пушкина очень музыкальны и по ним написаны не только картины, поставлены спектакли и сняты мультфильмы, русские композиторы написали оперы. Послушайте фрагмент одной из них.

Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

-Что напомнил вам данный музыкальный фрагмент?

-Знаете ли вы автора оперы, из которой взят этот фрагмент?

-Может кто-то вспомнит, как называется опера?

6. «Тревожная». (Слайд № 6. На слайде иллюстрация к сказке «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Учитель просит прочитать вопросы и дать ответы.

Назовите сказку.

-Вспомните эпизод, к которому подходит иллюстрация.

— Подумайте и скажите: о чем просят братья свою гостью.

Учащиеся узнают сказку и называют. А учитель приглашает следующую группу ребят показать свою творческую работу по этой сказке.

После просмотра учитель задает вопрос:

— Кем вы работали, создавая сценарий? Что помогало вам в работе?

Группа рассказывает о работе сценаристов. Отмечают, что у А.С. Пушкина каждая сказка- это готовый сценарий. Говорит о том, что А.С. Пушкин, очень точно описал характеры и поступки героев, их действия, речь, поэтому особых трудностей написание сценария не вызвало. Им помогал сам Пушкин, поэтому писать сценарий было легко.

Учитель спрашивает у зрителей-одноклассников о том, что им понравилось в работе этой группы? Дети высказывают свое мнение, дают положительную оценку работе этих ребят.

-За кого в сказке вы тревожились, переживали?

-Назовите положительных и отрицательных героев этой сказки. Перечислите основные черты их характера.

-Удалось ли ребятам передать характер и чувства Елисея? Дети дают оценку работе товарищей. Учитель благодарит ребят.

7. «Отдыхай-ка» (Слайд №7) На экране иллюстрация к «Сказке о Царе Салтане…», «Богатыри».

Учитель просит ребят посмотреть на иллюстрацию и догадаться какую физминутку они будут выполнять. Выполняется физминутка «Богатыри».

Физминутка.

Дружно встали — раз, два, три.

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

8. «Веселая» (Слайд №8). На экране рисунок- анимация зайца. Дети отгадывают: «Сказка о попе и о работнике его Балде».

-Посмотрите и скажите, в какой сказке заяц помогает герою?

-Как вы думаете, почему эта страничка «Веселая»? («Сказка о попе и о работнике его Балде» самая веселая, легкая сказка.)

(Слайд №9)

-Почему А.С.Пушкин назвал своего героя Балда?

-Назовите положительные качества Балды.

-Что помогло Балде взять оброк с чертей?

Учащиеся отвечают. Учитель благодарит ребят и продолжает урок.

Затем учитель приглашает следующую группу показать свою творческую работу. После просмотра, спрашивает:

— Ребята, почему вы выбрали этот фрагмент?

Они рассказывают, примерно, о том, что Балда совсем не глупый, а умный и находчивый, смекалистый. Таким его видел Пушкин. А.С. Пушкин хорошо описал поступки, действия и характер каждого персонажа сказки. Это помогало нам в работе над созданием спектакля …

Учитель обращается к классу:

-Что вам понравилось в работе ребят? Дети высказывают мнение, отмечают успехи одноклассников.

(Слайд № 10)

-Вспомните, чем заканчивается сказка.

-Чему она нас учит?

11. «Блиц турнир». «Из какой сказки?». (Слайд №11).

1: «Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит» «Сказка о царе Салтане…»

2: «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь, стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе…» «Сказка о мертвой царевне…»

3: «В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни…

На ногах красные сапожки». «Сказка о рыбаке и рыбке»

4: «Ты, бесенок, еще молоденок,

Со мною тягаться слабенок;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата».

«Сказка о попе и работнике его Балде»

5: «Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется…

«Сказка о золотом петушке».

После выполнения каждого задания учитель хвалит ребят, подбадривает, создает благоприятную атмосферу.

12. «Художественная» (Слайд №12)Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина

«Сказка о золотом петушке»

Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Вспомните, кто автор этой иллюстрации?

-Догадайся, кто правит в этом царстве.

-Царь Салтан;

-Старуха- царица;

-Королевич Елисей;

-Царь Дадон;

Правильно. Я приглашаю следующую группу ребят показать свой фрагмент из этой сказки. После просмотра учитель спрашивает ребят, о том, чем понравился им этот фрагмент. Просит ребят оценить работу группы. А затем спрашивает класс:

-Какой момент в сказке можно назвать самым захватывающим?

-Вспомните, чем заканчивается эта сказка. Чему она нас учит?

13. «Мудрая» (Слайд№13)Иллюстрация к сказке» Сказка о рыбаке и рыбке».

-Назовите сказку, иллюстрацией к которой, является данная картина.

-Вспомните диалог старика и старухи.

Учащиеся узнают сказку, и следующая группа показывает кукольный спектакль по мотивам этой сказки, с применением перчаточных кукол. После спектакля, учитель спрашивает творческую группу:

— Почему, при работе над сценарием и спектаклем, вы оставили слова автора?

На этот вопрос, ребята могут дать, примерно такой ответ: По режиссерскому замыслу, слова автора помогают передать динамику развития сюжета, характеры персонажей. Автор, Пушкин незримо присутствует в сказке и комментирует или оценивает дела и поступки, характеры своих героев. Это помогает в работе над спектаклем. Если б мы оставили только слова героев, спектакль не получился бы такой яркий. Учитель дополняет:

— Я могу сказать, что вы были не только актерами, но и режиссерами. Затем, обращается к классу:

— Скажите, пожалуйста, сумели ребята передать сюжет сказки и характер ее героев? Одноклассники высказывают свое мнение, делятся впечатлениями.

(Слайд №14) Иллюстрация к этой же сказке.

-Что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

-Определите жанр сказки.

15. «Заключительная». (Слайд№15)

Учитель подвести итог урока.

-Творчество А.С.Пушкина пробуждает в человеке высокие мысли и чувства. Поэтому к его творчеству обращаются художники, композиторы, режиссеры», с его творчеством мы встретимся еще много раз. Я очень рада, что вы хорошо поняли и запомнили сказки Александра Сергеевича. Сегодня показали хорошие знания, умение писать сценарии и работать творчески над созданием спектаклей, умение чувствовать и передавать чувства героев сказок. Ваша речь была яркой и выразительной. А это очень важно в жизни.

— Чем запомнится вам наш урок? Заслушиваются высказывания учащихся.

-С каким настроением вы присутствовали на уроке? Заслушиваются высказывания учащихся.

Спасибо вам, ребята, за работу! Вы молодцы!