Сценарий классного часа

Государственная символика России

Цели:

•изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории;

•воспитание патриотизма и гражданственности у детей.

Ожидаемый результат в субъекте:

•расширение исторических знаний и представлений;

•популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;

•осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;

•развитие творческих способностей.

Предварительная работа:

•работа со словарями;

•работа с научной литературой.

Оформление полученной информации:

•тематический уголок;

•сценарий классного часа.

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Он проходит в кабинете информатики.

Как вы уже догадались, наше сегодняшнее мероприятие посвящено символике российской государственности. Я — учитель и гражданин РФ, а вы ученики 7 класса Урадинской СОШ и тоже являетесь гражданами РФ.

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю.

Ребята, когда мы произносим с вами громкое, звучное слово – Родина, задумываемся ли о том, что такое Родина? (высказывания детей)

Давайте подметим что, наши российские талантливые люди: поэты, художники, композиторы – старались запечатлеть красоту родных мест в своих произведениях. (Дети рассматривают репродукции картин И.И. Шишкина и др., фотографии.). Нужно быть очень добрым, тонким, любящим свою Родину человеком, чтобы так передать увиденное, чтобы подобрать нужные слова.

У меня в руках документ «Свидетельство о рождении». Как вы думаете, что в нем записано? (Дети высказывают свои предположения).

Этот важный документ говорит не только о факте вашего появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны. Скажите, гражданами какой страны, какого государства вы являетесь? (Выслушиваются ответы детей) (слайд 13)

Игра начинается

•У вас на столе лист со словом ГОСУДАРСТВО. Придумайте из данных букв слова. За минуту постарайтесь записать как можно больше слов. (Суд, дар, товар, досуг, удар, рота, ров, роса, руда и т.д) – подсчитывается число слов.

•Выберите из списка 1 слово и докажите, что то, что оно обозначает – необходимо в государстве. (Например: Руда – полезное ископаемое, необходимое для добычи металлов, а из них делают машины, станки, трубы и тд.).

Учитель. На протяжении всемирной истории любое государство имело свои символы. Что мы понимаем под словом символы?

Ученик. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Учитель. Символы вызывают у нас определённые представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы или небоскрёбы.

 Символы Родины, а что это такое для нас?

Ученик. Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. Медведь, матрешка, самовар – это тоже символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила неизвестного солдата в Москве или другом городе – это тоже символы России, Российской Федерации. Эти два наименования равнозначны.

Учитель. А что же такое «федерация»?

Ученик. Слово «федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа. Есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы, её населяющие.

Учитель. Зачем государству нужна символика?

Ученик. Прежде всего, символы страны вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязании слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну. Символы говорят о величии нашей страны. Каждый человек гордиться символикой своей страны.

Учитель. Дорогие ребята, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России и Дагестана.

Поговорим о каждом из них подробнее.

Флаг

Ученик. Государственный флаг – важный символ страны. Он подлежит защите. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг – это святыня. Государственный флаг постоянно поднят на зданиях органов власти страны. (слайд 14) Он вывешивается в дни государственных праздников и торжественных церемоний, поднимается на зданиях дипломатических представительств России за рубежом. В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа, – День Государственного флага РФ.

Учитель. На листке, лежащем на вашем столе изображен прямоугольник. На нем обозначена длина прямоугольника. Обозначьте ширину так, чтобы получилось такое же соответствие сторон, как у Государственного флага Российской Федерации. (3 : 2) .

Раскрасьте прямоугольник цветами Государственного флага Российской Федерации.

(слайд 15)

Учитель. Что обозначают цвета флага России?

Ученик. Есть предположение, что Пётр Первый позаимствовал эти три цвета у древнего герба Москвы. Белый конь, синий плащ Георгия Победоносца, красный щит герба – основные цвета этого древнего символа Москвы. 2. Три цвета флага имеют и такое значение: красный – прекрасный мир, синий – синие небеса, белый – душевная чистота. 3. Чередующиеся полосы появились во времена правления отца Петра Первого – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными многочисленными народами являлись белорусы (белый цвет), украинцы (синий цвет), русские (красный цвет). Общность и единство этих национальностей и отражает флаг. 4. Ученые геральдисты (ученые – изучающие государственную символику) считают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает откровенность, благородство, синий – верность и честность. А красный цвет символизирует мужество, отвагу, героизм.

Учитель. Сколько лет государственному флагу и кто его утвердил? (300 лет, его утвердил царь Пётр 1)

Ученик. Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона (Конституционные законы о гербе, гимне и флаге были подписаны В.Путиным 25 декабря 2000 г.), а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Герб

Учитель. Государственный герб России – это официальная эмблема государства. С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб. Современный государственный герб был принят в декабре 2000г. Что он собой представляет? (Ученик рассказывает о гербе) (слайд 16)

Государственный герб России – красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы орла увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами. В правой лапе орла – скипетр, а левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Под ногами коня – опрокинутый на спину чёрный дракон. В руке всадника – серебряное копьё, которым он поражает дракона.

Учитель. Российский герб изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, на аттестате об окончании школы, правительственных наградах и т.д. (Детям представляются документы с гербом России и СССР (слайд 17). С 1991 года СССР перестал существовать как государство, Россия стала самостоятельным государством. Герб СССР также перестал существовать, возродился герб России.

Учитель. Расскажите мне о гербе СССР.

Ученик. Государственный герб СССР – официальная эмблема СССР, один из первых социалистических гербов. Герб СССР был установлен Конституцией СССР и представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком.

Учитель. Перед вами «Черный ящик». В маленькой коробочке лежит предмет, на котором тоже есть изображение двуглавого орла. Что это за предмет? Подсказка: Это государственный знак, вы его видите каждый день, он есть в каждом доме.(Монета)

Учитель. 30 лет назад я окончила школу и получила аттестат о среднем образовании. Подумайте и скажите, есть ли на моем аттестате изображение герба России. (Нет, есть изображение герба СССР).

Гимн

Ученик. Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.

Учитель. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Назовите автора слов и музыки гимна России?

Ученик. Мелодия гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею.

Учитель. На листке записан припев из гимна, пропущены слова.

Вставьте пропущенные слова:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой.

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

А теперь прозвучит гимн России. (Звучит гимн) 

Сегодня мы с вами расширили исторические знания и представления о государственной символике Российской Федерации. Следующий шаг в нашей исследовательской работе — знакомство с символикой нашей Республики Дагестан.

Наша Республика тоже имеет свою символику: флаг, герб и гимн.

Учитель. Государственный флаг Республики Дагестан является официальным государственным символом Республики Дагестан. Что из себя представляет государственный флаг Дагестана?

Ученик. Государственный флаг Республики Дагестан представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — зеленого, средней -синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Учитель. Раскрасьте прямоугольник цветами государственного флага Республики Дагестан.

Что обозначают цвета нашего флага?

Ученик. Зеленый олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли и одновременно выступает как традиционный цвет ислама (верующие дагестанцы — мусульмане-сунниты). Голубой (синий) — цвет моря (восточную часть республики омывает Каспийское море), символизирует красоту и величие дагестанского народа. Красный — означает демократию, просветительскую силу человеческого разума в процессе созидания жизни, мужество и храбрость населения Страны гор (Дагестана)

Учитель. Дата принятия?

Ученик. Принят Законом Республики Дагестан «О Государственном флаге Республики Дагестан» от 19 ноября 2003 г.

Герб

Учитель. Герб Дагестана отражает политическое, историко-культурное единство более 30 родственных этносов, сформировавшихся на относительно небольшой территории на Северном Кавказе. Что представляет собой герб Дагестан?

Ученик.. Государственный герб Республики Дагестан представляет собой круглый белого цвета геральдический щит, в центральной части которого изображен золотой орел. Над ним помещено изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита расположены бело-золотого цвета снежные вершины гор, равнина, море и в картуше — рукопожатие, с обеих сторон которых проходит зеленая геральдическая лента с надписью белыми буквами: «Республика Дагестан». В верхней половине щит обрамлен золотой полосой, в нижней — двумя орнаментальными кантами: слева — синим, справа — красным. )

Учитель. Дата принятия?

Ученик. Принят Законом Республики Дагестан «О Государственном гербе Республики Дагестан» от 19 ноября 2003 г.

Гимн

Учитель. Государственный гимн Республики Дагестан является официальным государственным символом Республики Дагестан.

Что еще можете дополнить о гимне?

Ученик. Государственный гимн Республики Дагестан представляет собой музыкальное произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Законом о государственном гимне Республики

Государственный гимн Республики Дагестан может исполняться в оркестровом либо ином инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Государственный гимн Республики Дагестан должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией.

Учитель. Назовите автора слов и музыки гимна нашей Республики?

Ученик.

Учитель. Дата принятия?

Ученик. Принят Законом Республики Дагестан «О Государственном гимне Республики Дагестан» от 19 ноября 2003 г.

Заключительное слово. Каждый гражданин своей страны хочет видеть свою Родину сильной, процветающей. А будущее нашего государства зависит от ее подрастающих граждан. А чтобы стать настоящим гражданином необходимо стараться хорошо учиться, быть воспитанным, культурным, образованным человеком. Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России и Дагестана. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. 

Спасибо за внимание!

Звучит государственный гимн Республики Дагестан.