Сценарий химико-биологического вечера «По следом трех мушкетеров

Сценарий химико-биологического вечера

«По следом трех мушкетеров»( На сцене занавес, украшенный знаками химических элементов. На нем таблица «Химическая лаборатория».

Звучит музыка, навстречу друг другу, оглядываясь по сторонам, выходят ведущие).

йведущий. Послушай, а куда это мы попали? Смотри, какая-то химическая лаборатория. Ты что-нибудь знаешь о химии?

йведущий. Ну, да! Это очень древняя наука. По свидетельству римского историка Плиния в его время было известно большое количество веществ, действующий на человеческий организм как расслабляющие, успокаивающие, возбуждающие и болеутоляющие лекарства, а также яды.

йведущий. Да, я читал, что в древности железный купорос использовался как рвотное средство, экстракт из семян мака — как снотворное, а сок цикуты — как яд.

йведущий. А что такое цикута?

йведущий. Это род многолетних водных и болотных растений семейство зонтичных, некоторые из них сильно ядовиты.

йведущий. Да, яды в древности были одним из наиболее распространенных средств борьбы с врагами. Это было несколько распространенным явлением, что многие знатные сановники имели даже специальных слуг, которые опробовали напитки и кушанья.

йведущий. Я знаю, что императрица Агриппина отравила своего мужа римского императора Клавдия, вероятно, соком аконита.

йведущий. Кстати в те времена молва гласила: кто пьет из глиняных кружек, тому не страшен сок аконита; Пусть его боится только тот, кто пьет из драгоценных кубков.

йведущий. Но почему?

йведущий. Потому что золото неактивный метал и реакция с ядом не происходит, а в глиняных сосудах идет реакция и яд свои свойства теряет.

йведущий. Здорово! Кстати, Сократ тоже был отравлен соком цикуты во исполнения смертного приговора, который вынес ему афинский суд.

йведущий. Да-а! Получается, что химия связана и с историей, и с биологией, и с медициной?!

йведущий. Конечно! И не только с ними!

йведущий. А с чем еще?

йведущий. Ну, например, с военной наукой, причем тоже с древности! Во времена военных действий сражающиеся забрасывали на укрепления или на корабли противника глиняные сосуды с ядовитыми змеями. Бывало, что это решало исход сражения, как в случае победы карфагенян под командованием Ганнибала над флотом пергамского царя.

йведущий. Да, я читала, что яды издавна широко использовались как на охоте, так и во время воин. Ими смазывали наконечники стрел или копий. Кроме того, их употребляли для борьбы с вредными насекомыми: Так, например, сосуды для приготовления и хранения вина предварительно «окуривали» серой.

йведущий. Да, удивительная наука! А давай-ка заглянем в эту лабораторию!

йведущий. Давай!

( Раздвигается занавес, на сцене за столом сидят два химика в белых халатах. На столе набор цветных реактивов, пузырьков с красками, лабораторный штатив с кольцами, на котором фарфоровая чашка с горящим спиртом, чуть поодаль художник рисует картину ).

1-й ведущий. А чем вы это здесь занимаетесь?

1-й химик. Пытаемся найти секрет приготовления красок.

1-й ведущий. Но зачем вам краски? Что здесь может быть интересного?

йхимик. Ошибаетесь, краски тоже имеют свою историю. Краски человек начал применять еще в седой древности. С помощью различных глин, сажи первобытные художники изображали на скалах животных, сцены боев и охоты, делали татуировки. В Древнем Египте для живописи употребляли сурик, киноварь, белило и даже минеральные краски.

йхимик. Секрет приготовления красок держали в тайне. К примеру, знаменитое цветное венецианское стекло в XIII веке итальянцы варили на уединенном острове Мурано. Для варки синего стекла употребляли кобальтовые краски.

Художник ( отвлекаясь от картины). Кстати, с этими красками связано чудо, которое показывал врач и химик Парацельс, живший в XVI веке. Он написал картину (обращается к картине, тихо звучит музыка): зимняя поляна с деревьями, покрытыми снегом. На глазах у зрителей Парацельс слегка подогревал картину и происходили чудеса: снег таял, деревья одевались зеленой листвой, на лугу зеленела трава (музыка затихает).

йведущий. Вот здорово! Так в чем же секрет?

Художник. Все очень просто! Эффект давали краски. Хлористый кобальт с добавлением хлористого никеля бесцветен, но при нагревании эти соли теряют кристаллизационную воду, и цвет их меняется.

йведущий. Да! Получается, что химия связана и с живописью?!

2-й химик. И это еще не все! Пурпуром окрашивали императоров Рима. Этот цвет считался символом власти, до сих пор бытует ворожение «царственный пурпур».Эту, изумительного цвета, краску — красную с фиолетовым оттенком — получали из маленьких морских улиток — багрянок. И тысячи рабов становились ловцами ракушек. Желтую краску добавляли из листков шафрана. Это была редкая краска. Недаром в Китае желтый цвет считался привилегией императора.

йхимик. А из корней марены получали краситель, дающий пунцовый цвет.

Художник. Кстати, с ним связана легенда об одном из сражений Александра, Македонского.

Это было в 330 году до нашей эры. Предстояла битва с персами, силы которых во много раз превосходили силы Александра Македонского. И тогда император пошел на хитрость: приказал приготовить отвар из корней марены и нанести на одежду красные пятна. Хитрость помогла Приникшие в стан Македонского персидские лазутчики донесли: у врагов большинство воинов истекают кровью. И персы бросились в атаку, позабыв об осторожности. А греки только того и ждали. Подпустив персов поближе, Александр нанес неожиданный контрудар и выиграл сражение.

йведущий. Ну, это, уж целый исторический роман!

1-й ведущий. Ты хочешь сказать, что химия связана и с литературой?!

Художник. Ну, конечно! Не верите?

Ведущие (вместе) Нет!

Художник. Ну тогда давайте посмотрим.На сцене бьют часы и звучат фанфары

ВедущийОтроки 10-А класса вашему вниманию химико-биологическую версию

бессмертного произведения А. Дюма.

Итак, представляем трех мушкетеров. Перед вами Портос — чрезвычайно увлечен биологией… в гастрономическом аспекте; химию знает исключительно на примере процессов пищеварения. Арамис — крупный специалист по тонкому анализу ароматических соединений. Атос — никак не может выбрать самую любимую науку из биологии, физики, химии и математики, но в душе-то он, конечно, больше всего увлечен литературой и искусством. И вообще он — большой эстет. А этого человека — Его Высокопреосвященство Кардинала — я бы охарактеризовал как блестяще образованного… интригана. А эти две темные личности рядом — не кто иные, как небезызвестные его гвардейцы: умом не блещут, но и глупостью не отличаются.

(Каждого участника представляют под специально подобранную музыку. Участники одеты в театральные костюмы)

В том памятный день, о котором мы хотим вам рассказать, произошла встреча вышеназванных господ. Как представители разных политических партий, они не могли не столкнуться убеждениями… и

Действие I

Каждый вопрос и ответ сопровождается ударамишпаги.

КардиналМсье, я вызываю вас на дуэль!

ПОРТОСМЫ К вашим услугам, Ваше Высокопреосвященство, но тогда уж на аонятную для нас тему!

КардиналИзвольте! Так к какому же классу или отряду относятся ежики?

ПортосЕжики? Какие ежики?

КардиналКолючие.

АрамисМот быть, к иглокожим?

КардиналАбсурд, мсье! Это беспозвоночные!

АрамисНо морские ежики…

КардиналОбычные!

АтосА все-таки алюминий растворяется в кислоте!

КардиналСогласен! А в щелочи?

АтосНадо подумать…

КардиналДумайте.

(Между рядами в зале появляется на «лошади» Д’Артаньян)

ВедущийОбращаю ваше внимание на появление еще одного персонажа. Д’Артаньян

из Гаскони! Приехал в Париж, чтобы завоевать его! Он — страстный любитель всяческих экспериментов. Ему, безусловно, есть чему научиться, но кое-что он уже знает и довольно прилично!

Д’Артанья н (подъехав на «коне»к сцене) Дерутся! Без меня! О чем спор, мсье

ПортосО ежиках.

АтосИ об алюминии.

Д’АртаньянНу, тогда я с вами, мсье. (Кардиналу) Получайте. Ежики — класс Маттаїіа,

отряд ІпзесїіЬога, семейство Егіпасесіае! (Кардинала оттаскивают его гвардейцы)

Д’АртаньянА алюминий растворяется и в кислоте, и в щелочи! И водород выделяется!

Вот такой процесс! А еси водород еще и взорвется! Шарман!

Портос Мы вам обязаны. Но мы с вами не знакомы.

Д’Артаньян Д’Артаньян из Гаскони, к вашим услугам.

Атос Друзья, мы опаздываем к Де Тревилю! А кто это?

Портос О, это известнейшая даже в Париже школа мушкетеров! Там собирается

самая изысканная публика.

Д’АртаньянА… (Мушкетеры переглядываются)

Портос Мы берем вас, юноша!

Атос Итак.

Д’Артаньян Один за всех…

мушкетеры И все за одного! Вперед!

Действие II (Школа де Тревилля)

На сцене три стола. За одним биологи, работающие с микроскопами и растворами. За другим пиротехники; на столе-, емкости. За третьим столом сидят Атос, Арамис; на столе цветные растворы, посуда для химических работ. Портос сидит на авансцене и жует булки, одну за другой.

ВедущийИтак, наши друзья в Школе де Тревиля. О, это не обычная мушкетерская

школа. «Здесь все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Представим, кстати, нового героя: мсье де Тревиль, капитан королевских мушкетеров. Учитель в полном смысле этого слова.

Де Тревиль (Д’Артаньяну)Ну что ж, молодой человек, структура нашей школы такова,

что каждый здесь занят соответственно своим делом. Вот там, например, наши биологи изучают структуру бактериальных клеток. А самые шустрые из них недавно взяли посев с руки самого Его преосвященства Кардинала! Изучают теперь, от микроскопа не оттащить. (Показывает чашки Петри с бактериальными посевами на агар-агаре, взятыми заранее с рук учителей)

Д’АртаньянА кто это вон там, такой перебинтованный весь? Ух ты, как увлеченно

химичит!

Де ТревильО-о-о! Это наши любители «дыма и огня». Ох, извините, уже один

любитель.

й’Ьртаньян(Пиоотехнику)Разрешите полюбопытствовать? Здесь, несомненно, следует

добавить вот этого красного порошка…

ПиротехникВы думаете?

Д’АртаньянУверен!

(К де Тревилю подходит Констанция, тихо разговаривает и уходит. Ошеломленный Д’Артаньян, опомнившись бежит за ней)

Де ТревильНу вот, выпал в осадок!

Де Тоевиль(Пиротехнику)Что это он вам посоветовал?

ПиротехникОн порекомендовал добавить сюда красного порошка и ударить по готовой

смеси молоточком. Вы на всякий случай откройте рот…

Ударяет по палочке с нанесенной смесью бертолетовой соли и красного фосфора, а затем кидает вверх специально подготовленные палочки с горючей смесью, которые воспламеняются с образованием белого дыма (для опыта готовят кашицу из бертолетовой соли с очень небольшим количеством воды и добавляют порошок красного фосфора(по объему 1:3). Осторожно (надеть очки) перемешивают. Влажную смесь наносят на конец лучинки и оставляют сушить на 2л на стеклянной емкости (аквариуме), накрытой стеклом во избежание воспламенения смеси.

Де Тревиль (откашлявшись)Фи, мсье, опять… Я ведь организовал для королевских

мушкетеров углубленные курсы по математике, чтобы не было ошибок при расчете компонентов горючих смесей. Все свободны (Биологи и пиротехник уходят). А вы мсье, доделывайте свою практическую.(Обращаясь к Портосу рапирой вынимает булку из руки Портоса) — А вы, мсье? Вы так же далеки от химии, как я от оперы?

ПортосА я подожгу! (Выносит из-за кулис подготовленный к опыту кирпич). Ну

вот, говорил подожгу, и поджег. А хорошо горит… Никогда не думал, что наши кирпичи так замечательно горят. А где капитан?

Для опыта красный кирпич вымыть и в течении нескольких 2-3 дней перед представлением сушить на теплой электроплитке или батарее. За 3 мин. До проведения опыта (за кулисами выполняет лаборант-помощник) на кирпич вылить спирт или борноэтиловый эфир. Положить кирпич на эмалированный поднос с асбестом. Поджечь с помощью лучинки.

АрамисОн ушел. Он не доверяет вашим химическим изысканиям, Портос.

ПортосА где наш юный друг?

АтосОн испарился вслед за прекрасной служанкой королевы. А вот, кстати, и он.

Д’Артаньян(гоорол/щео входя)Простите, друзья, но я должен вас покинуть. Не

поминайте лихом и помолитесь за меня!

ПОРТОСМолодой человек, не порите горячку, куда вы собрались?

Д’АртаньянВ Англию, к герцогу Бэкингему.

ПортосО, Англия… Господи, зачем вам туда, ведь там же говорят по-английски…

АтосПортос, каждый уважающий себя мушкетер должен владеть английским. А

зачем вам туда, друг мой?

Д’АртаньянДело государственной важности, но вам, друзья, я доверюсь. Королева в

беде!

ПортосНеужели?

Д’АртаньянЭто происки кардинала! Необходимо срочно разыскать алмазные подвески.

Они исчезли…

Арамис^отвлекаясь от опыта).Это какие алмазные подвески? Крупные, очень

правильной октаэдрической формы, в золотой оправе?

Д’АртаньянДа, да! Но откуда вы знаете?

АрамисКак раз такие я вчера использовал для получения графита…

ВсеЧто-о-о?

АрамисАх, вам не понять! Мне нужен был особо чистый графит.

АтосВы неисправимы, Арамис.

ПортосА что вы сделали с золотом?

АрамисРастворил в царской водке.

Д’АртаньянЯ… Я… Я вызову вас на дуэль!

ПортосБросьте, юноша, надо думать, как выбраться из ситуации.

Д’Артаньян^после паузы)Стойте, мсье, я, кажется, знаю. Я тут видел книгу, и там был

подробный рассказ, как из графита сделать алмаз (нашел на столе книгу, читает). Вот, нашел. Да, да, Арамис, графит!

АрамисНо…

АтосБез всяких «но»! Несите!

Д’АртаньянТак, так… Нужнго давление, сколько?_(Свистит). Шестьдесят тысяч

атмосфер! Ну, ладно. Портос, идите сюда!

ПОРТОСЯ здесь!

Д’АртаньянДавите сильнее.

ПОРТОСЯ шараюсь.

Д’АртаньянМне все равно кажется, что маловато (листает книгу). Ну, ладно. О! Но

еще и температура 2000 градусов…

ПОРТОСНу, уж этого я не выдержу! (Возмущенный, встати)

Д’АртаньянОх, ну что же делать?

АтосНе отчаивайтесь, друзья, думайте о золоте. Алмазы я достану.

Д’АртаньянНо каким образом?

АтосЭто мои личные дела…

Д’АртаньянВы к Миледи? (Атос, уходя, красноречиво смотрит на нею). Но что же с

золотом?

АрамисА это позвольте мне (достает колбу с бесцветной жидкостью, на дне

которой на ходятся кристаллы РШг, встряхиваете и достает показывает в лучах света). Ну вот оно.

Атос (Входя)А вот и алмазы, причем именно октаэдрической формы (Показывает

заранее выращенные два монокристалла алюмокалиевых квасцов).

ВсеВот здорово!

АрамисОтнесем все это на улицу Пигаль, к ювелиру. Это наш человек.

(Уходят)

Действие III

Городской пейзаж. Мушкетеры разговаривают с Д’Артаньяном.

ВедущийАлмазные подвески были найдены, королева спасена. Она не могла не

отблагодарить верных подданных.

(Входит констанция)

КонстанцияТихо, сейчас сюда придет королева!

(Под музыку входит королева)

КонстанцияВаше Величество, вот те храбрые и ученые мушкетеры, верные слуги

короля и Франции, которые так самоотверженно помогли вам!

КоролеваЯ благодарю вас, мсье! Надеюсь теперь вы не будете страдать от

недостатка внимания и средств.

(Дает листочки с деньгами и уходит. Констанция идет вслед за королевой. Д’Артаньян догоняет ее и приглашает на вальс. Мушкетеры с восторгом наблюдают за танцующими Д’Артаньяном и Констанцией)

Действие IV

Таверна. На столе свечи в подсвечниках, пивные кружки, фрукты. В креслах мушкетеры и Д’Артаньян.

ВедущийКоролева щедро наградила мушкетеров. А что нужно сделать молодым

людям после такого экзамена по химии? Конечно, отдохнуть! А где? Конечно, в таверне.

Ахос(приглашая Риторика за стол, где сидят мушкетеры)Есть ли у вас что-то

новенькое?

РиторикДа, я под впечатлением вашей лаборатории. Разрешите прочитать

несколько строчек.

Гляжу в таблицу, ряд, период и группы элементов в нем,

И днем, и ночью цинк ученый все ходит с кислотой кругом.

Пойдем направо, рядом галлий, налево — медь пред ним стоит.

Там чудеса, там кремний бродит и углерод над ним сидит.

Там на неведомых оксидах следы несбыточных вещей.

И Менделеев над таблицей сидит, задумавшись над ней.

А кислород там, мимоходом, пленяет углерод — царя,

А аммиак перед народом летает в небе, травит зря.

В темнице той аргон уж тужит, а хмурый фтор верно служит.

Там лантаноиды грядой идут — бредут сами собой.

Там цезий — царь над златом чахнет, там водород, и хлором пахнет.

И я там был, растворы пил, таблицу видел всю зеленой,

Я видел химиков ученых, и этот стих им подарил.

(Мушкетеры благодарят Риторика. Риторик уходит)

ПортосДуховная птица — это, конечно, хорошо… Но если к боку Беруиз еіаріуз (Атос.

Олень благородный, добавить немного филе $из зкгоуа (Атос. Кабан лесной), и температуру поднять градусов эдак до 300, а NaCl добавить не так, чтобы уж очень, рірег пі§гипл (Атос.

Перец черный), а к этому еще АІііит сера (Атос. Лук репчатый нарезанный кольцами, да обложить все это Боїапит ІиЬегозит (Атос. Картофель)… Ах, это мое самое любимое.

АрамисАх, что вы понимаете в любви, Портос! Вы грубы и невежественны.

ПортосДа я самый пылкий и страстный влюбленный во всей Франции! (Поет)

Констанция(вбегает)Мсье! Королеве опять грозит беда! Надежда только на вас!

АтосГотовы ли вы, друзья, к новым приключениям? Тогда вперед!

ВедущийО них мы расскажем в следующий раз.