Сценарий игры

Эффективность экологического образования и воспитания школьников зависит от ряда факторов. Среди них, прежде всего, следует отметить систематичность, последовательность, взаимосвязь учебной и внеучебной работы. Особую роль в воспитании у детей интереса к природе и проблемам ее охраны играет использование наряду с традиционными инновационных форм и методов, творческий подход к их применению. Проведение в процессе внеучебной работы таких форм, как беседы, лекции, диспуты, пресс-конференции, экологические вечера, классные часы, «заочные путешествия» и т.д. позволяет успешно формировать у школьников экологические знания и представления. Особенно эмоционально привлекательны для старшеклассников игры экологического содержания, построенные на основе популярных телевизионных программ («Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Брейн-ринг»), а также ролевые и имитационные игры. Они дают возможность привлечь ребят к проблемам сохранения и улучшения природной среды, углубить их интересы, выявить и расширить знания. Такие игры можно проводить и при изучении программного материала, и в качестве самостоятельных воспитательных мероприятий. Как правило, к участию в них привлекается значительное количество школьников. В процессе учебной работы игры могут быть использованы фрагментарно. В качестве примера предлагаем читателям журнала игру для учащихся Х-Х Ι классов.

Сценарий игры

Цель: выявление и формирование экологических знаний у школьников, глубины и широты их экологического мышления, интереса к проблемам охраны природы. Форма проведения: викторина «Счастливый случай». Участники: ведущий, 2 команды по 4-8 человек. Оборудование: секундомер или песочные часы; магнитофон; кассета с записью музыкальной заставки к телевизионной викторине «Счастливый случай».

Литература:

Абрамов Ф. Братья и сестры. Л., 1982. Астафьев В. Царь-рыба: повествование в рассказах. М., 1982.

Богданова Т. Биология: задания и упражнения: Пособие для поступающих в вузы. М., 1991.

Браун В . Настольная книга любителя природы. Л., 1985.

Васильев Б. Не стреляйте в белых лебедей. М., 1983.

Гане из ер Г. Тропами земли. М., 1975. Ефремов И. Таис Афинская. Воронеж, 1990.

Короткова Л.С, Краснова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 11 кл.: Пособие для учителей. М., 1990.

Правила игры

Вопросы викторины охватывают три области знаний:

I. Взаимосвязь природы и общества.

II. Биотические отношения.

III. Природа и ее охрана в произведениях художественной литературы.

За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Но команде может выпасть и «счастливый случай». Это означает, что за правильный ответ на вопрос, отмеченный значком «*», команда получает три очка вместо одного. Конкурс состоит из трех геймов.

Первый гейм. Команда выбирает область знаний, из которой ей задают вопросы. Ответ следует после обсуждения (1 мин). Номера вопросов (от 1 до 10) называет капитан команды. Всего предлагается 5 вопросов.

Второй гейм. Команды по очереди выбирают область знаний и отвечающих на вопросы команды соперников. Время обдумывания — 1 мин. Номера вопросов называют отвечающие.

Третий гейм. Ведущий задает каждой команде по одному вопросу из каждой области знаний. Время обсуждения — 1 мин.

Если команда отвечает неправильно, вопрос задается их соперникам. В том случае, если и они не отвечают, вопрос задают зрителям.

В конце игры ведущий подводит итоги, награждает победителей.

Вопросы

I. Взаимосвязь природы и общества.

1. Что называют памятниками природы?

(Ответ: памятники природы — уникальные или ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты.)

2. Что представляет собой национальный парк? (Национальный парк — территория, исключенная из промышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью охраны природных комплексов, которые имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.)

3. Что представляет собой заказник? (Заказник — участок территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов.)

4. Что представляет собой заповедник? (Заповедник — участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования.)

5. Что называют черным списком? (Черный список — международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты, тушки, рисунки, гербарии.)

6. Какие утечки нефти наносят больший вред экосистемам: небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся, или единичные, но большие? (Наибольший вред экосистемам наносят небольшие по объему, но постоянно повторяющиеся утечки нефти.)

7. Что такое «смог»? (Смог скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли.)

8. Какая известная вам овощная культура наиболее чувствительна к кислотным дождям? кислотным дождям наиболее чувствителен огурец.)

9.Учеными установлено, что листья деревьев, которые растут в пригородах, на единицу поверхности имеют в 10 раз больше устьиц, чем листья растений из сильно загрязненных промышленных районов. Какое это имеет значение для растительного организма? (При меньшем числе устьиц уменьшается масштаб отравления растений и увеличивается их выживаемость.)

10. Лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах. Почему? (Лишайники своего рода индикаторы чистого воздуха, а воздух городов загрязнен.)

ΙΙ. Биотические отношения.

1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? (Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.)

2- Какую экологическую опасность представляют кошки, лишенные человеческого крова? (Одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают насекомых-вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность сельскохозяйственных культур падает.)

3. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему? (Папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий обитания.)

4. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки, но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? (В результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении, Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков — это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.)

5. * После заселения озера всеядными рыбами численность дафний в нем возросла. Предложите возможные гипотезы для объяснения этого факта. (После заселения озера всеядными рыбами количество молоди, питающейся дафниями, уменьшилось и, как следствие, число дафний возросло.)

6. Почему на одних и тех же отмелях можно встретить разные виды цапель? (Разные виды цапель практически не конкурируют в борьбе за пищу, так как у каждого из них своя экологическая ниша.)

7. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер — хищник». Убедительны ли эти доводы? (Нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры здоровых.)

8. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогне-здники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.)

9. Люди часто убивают хищных птиц, считая, что делают доброе дело. Подумайте над словами из книги: «Сарыч был еще жив, только большие глаза его глядели гордо и в упор, и столько злобной ненависти к нам, убийцам и разорителям его гнезда чудилось мне в этом взгляде, что защемило сердце и было немного стыдно». Какую роль играет сарыч в природе? (Сарыч питается мышами, крысами, ловит гадюк, саранчу, лягушек. Иногда нападает и на полезных птиц, однако польза, которую он приносит, гораздо больше вреда.)

10. Почему березы называют пионерами леса, а березовый лес — временным? (Береза первой осваивает открытые пространства, вырубки, гари; ее сеянцы не боятся яркого солнца и заморозков. Под ее кроной поселяются молодые елочки, всходы которых погибают на открытых местах от солнечных ожогов и заморозков. Со временем ель вытесняет березу, которой среди разросшихся елей не хватает света.)

III. Природа и ее охрана в произведениях художественной литературы.

1. «И здесь нет зверей? — спросила Таис. — Можно не опасаться за коня?

— Кое-где в горах попадаются львы и пантеры, но они стали редкими из-за постоянной охоты на них. Несколько веков назад на равнинах и холмах Сирии водились слоны мелкой породы. На них охотились египтяне. Финикийцы добывали слоновую кость и окончательно истребили слонов». Из какого произведения взят этот отрывок? О какой эпохе идет речь в произведении? (Данный отрывок взят из романа И.Ефремова «Таис Афинская «. В произведении идет речь об эпохе завоевательных походов Александра Македонского.)

2. «Туристу, а особенно столичному, что надо? Природа ему нужна. По ней он среди асфальта да многоэтажек своих бетонных с осени тосковать начинает, потому что отрезан он от землицы камнем. А камень — он не просто душу холодит, он трясет ее без передыху, потому как не способен камень грохот уличный угасить. Это тебе не дерево — теплое, многотерпеливое. И грохот тот городской, шарахаясь от камней до бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает человеческое сердце». Из какого произведения этот отрывок? Как вы понимаете слова: «…не способен камень грохот уличный угасить»? (Это отрывок из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей «. Лиственные породы деревьев гораздо эффективнее, чем «бетон да камень», снижают шум благодаря различной ориентации листовых пластинок и из-за колебания листьев.)

3. «Каждое дерево, сынок, оно для пользы: бездельников природа не любит. Кто для человека растет, на его нужду, а кто для леса, для зверья всякого или для гриба, скажем. И потому, прежде чем топором махать, надо поглядеть, кого обидишь: лося или зайца, гриб или белку с ежиком. А их обидишь — себя накажешь: уйдут они из леса-то порубленного, и ничем их назад не заманишь». Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Что он имел в виду, произнося их? (Эти слова принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей «. Он подразумевал взаимосвязи организмов в природе.)

4. «Шмель? Шмели, сынок, все больше понизу стараются: тяжелы больно. В природе тоже свои этажи имеются. Скажем, трясогузка, она по земле шастает, а ястреб в поднебесье летает; каждому свой этаж отпущен, и поэтому никакой тебе суеты, никакой тебе толкотни. У каждого свое занятие и своя столовая. Природа — она никого не обижает, сынок, и все для нее равны». Герою, какого произведения принадлежат эти слова? Какое экологическое понятие они вам напоминают. (Слова эти принадлежат Егору Полушкину из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей «. Они напоминают определение понятия экологической ниши.)

5. * Герою, какого произведения принадлежат следующие стихи и для чего он написал их:

Граждане туристы!

Чтобы было чисто,

Не палите по лесу

Множество костров.

Вы найдите лучше,

Где дровишек куча,

И кострище сделано

Лесником.

Я — муравей.

Я житель лесной,

И дом мой стоит

Под высокой сосной.

Ты мимо пройди

И не трогай его,

Нам больше не надо от вас ничего(Стихи принадлежат Коле Полушкину, сыну главного героя романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей «. Он написал их для размещения на щитах, установленных в лесу.)

6. «— С одной стороны, вроде учат; природа — дом родной. А с другой стороны, что имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгони в гроб маменьку». Герою, какого произведения принадлежат эти слова и где они были произнесены им? (Слова эти Егор Палушкин из романа Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей » произнес на Всесоюзном совещании работников лесного хозяйства.)

7. «— Да, да, да. Покуда пахали на малосильном коняге, пашню бороздили только сверху, только верхний слой ее подымали. А появился трактор — начали наизнанку выворачивать. Дескать, чем глубже, тем лучше. Ан нет, не лучше. Верхний слой — живой у поля, почва родит, в ней сила, а под почвой-то песок-желтяк, глина мертвая. И вот мы почву-то зарыли на аршин в песок да сверху еще глиной, каменной плитой придавили». Герою какого произведения принадлежат эти рассуждения? О каком сельскохозяйственном процессе думает герой? (Мысли эти принадлежат герою романа Ф. Абрамова «Братья и сестры», который осуждает глубинную вспашку.)

8. «Каждую весну, каждое лето миллионы бревен сбрасывались в реку. Тащи, волоки, такая разэтакая. К устью, к буксирам. А силы? Какие у реки силы? Откуда, от кого подмога? От малых речек, от ручьев? Да они сами давно пересохли — все леса на берегах вырублены. Вот и мытарят, вот и мучают все лето бедную». Из какого произведения этот отрывок? Какую роль играют леса в сохранении рек? (Это отрывок из романа Ф.Абрамова «Братья и сестры». Леса укрепляют берега рек, защищают от ветров и уменьшают испарение.)

9. «По новому, еще не потемневшем)’ мосту он перешел на Сотюгу, поднялся в пригорок — и что такое? Где красный бор? Налево вырубки, направо вырубки. Нет, нет, не может быть. Это только по закрайку погулял чей-то шальной топор, а сам-то бор не тронут. В войну, в послевоенное лихолетье устоял старик, а ныне-то какая нужда сокрушать его? Сокрушили. Лесная пустошь, бесконечные, бескрайние заросли мелкого кустарника открылись ему, -когда он перебежал темный еловый ручей, в который упирались вырубки». Из какого произведения этот отрывок? Почем)’ на месте соснового бора вырос кустарник? (Этот отрывок из романа Ф.Абрамова «Братья и сестры». На месте соснового бора вырос кустарник, так как произошла смена сообществ в результате вырубки.)

10. В каком литературном произведении автор так говорит о единстве человека и природы: «Зверь и человек в мор и пожары, во все времена природных бед не раз и не два оставались один на один — медведь, волк, рысь — грудь в грудь, глаз в глаз, ожидая смерти иной раз много дней и ночей. Такие страсти, ужасы об этом сказывались, но чтобы повязались одной долей человек и рыба, холодная, туполобая, в панцире плащей, с желтенькими, восково плавящимися глазками, похожими на глаза не зверя; нет — у зверя глаза умные, а на поросячьи, бессмысленно-сытые глаза — такое-то на свете бывало ль?» (О единстве человека и природы говорит В.Астафьев в рассказах «Царь-рыба».)

«Цветочный этикет»

Учитель:

Цветы рядом с нами всю жизнь, о ни прекрасные дети природы. Дарить цветы — замечательная традиция.

Мальчики, сегодня я отдам вам цветы, а вы подарите их девочкам. Но, чтобы получить эти цветы, вы должны ответить на вопросы викторины.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

Как правильно срывать цветы? (их не срывают, а срезают)

Кому дарят цветы? (маме, папе, родным, учителям, друзь ям и т.д.)

Вы идете в гости. Какие цветы лучше преподнести? Собственного изготовления или купленный? (лучше свой, но можно и купленный)

Как должен выглядеть подарочный букет?

(его необходимо полностью завернуть в бумагу или целлофан)

5 . Вы вошли в квартиру. Ваши действия?

(снять бумагу с цветов или открыть букет наполовину)

6.Сколько цветков должно быть в букете?(Коли цветов до 10, то количество их

должно быть нечетным (1, 3, 5, 7, 9). При большем количестве произвольное)

7.В какой руке нужно держать букет?(сначала в левой руке, после приветствия букет берется в правую руку и вручается)

8.Покажите, как правильно держать букет?(стеблями вниз, цветками кверху)

і

9. Что должна сделать хозяйка (хозяин), получив в подарок цветы? (сказать «спасибо» и тут же поставить в вазу на видное место)

10 . На какие праздники дарят цветы? (8 марта, день рождения, новоселье, окончание школы, свадьба и т.д.)

Какие цветы лучше дарить мужчине, какие женщине? (мужчине лучше дарить крупные цветы с длинными стеблями, женщине любые)

С какими цветами лучше навещать больного? (лучше с нежными, без резкого запаха)

Какие правила нужно знать при составлении букета? (Головки цветов располагать в разных плоскостях, не допускать перекрещивания вверху; колючки, шипы, другие острые части уничтожить; крупные цветы не должны быть обращены головками друг к другу или вниз, а тем более свисать)

По какому случаю преподносят корзину с цветами? (уход на пенсию, свадьба, артистам на концерте)

Учитель:

Корзины с цветами; букеты преподносят не только во время торжества или концерта, их присылают домой. В букет вкладывается поздравительная открытка с именем поздравителя. Невесте на свадьбу чаще всего дарят розовые и белые розы, а также гвоздики, тюльпаны, ландыши. Букеты должны быть небольшими и соответствовать нар.

невесты. Букет для невесты в целлофан не заворачивают.

В день праздника вы опоздали преподнести цветы. Когда вы это сделаете? (не позднее полудня следующего дня)

ЗАГАДКИ:

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и прелью.

Под мохнатой лапой

Светят матовые лампы. (Ландыш)

Во лугах сестричка золотой глазок, Белые реснички. (Ромашка)

Голова на ножке,

В голове горошки. (Мак)

17. Как называется цветок, в котором женщине обнаружила Дюймовочку? (тюльпан)

Экскурсия в лес

Оборудование: складной метр, лупа, дневник наблюдений, простой карандаш, набор цветных карандашей.

Задания

1. Отметьте в дневнике дату наблюдения, время суток, длину светового дня, погодные условия и их изменения за период работы.

2. Наметьте для обследования два участка леса: рядом с постоянным источником загрязнения (оживленная дорога, завод, котельная) и на значительном удалении от него.

3. Осмотрите участки и наметьте для изучения старые или ослабленные деревья разных пород. Обследуйте стволы от основания до высоты своего роста и найдите эпифитные лишайники, по возможности определив их видовую или родовую принадлежность.

4. Определите примерный возраст деревьев. По густоте кроны оцените их общее состояние. Укажите причину ослабления деревьев. Отметьте направление преобладающих ветров. Составьте карту-схему участка с указанием сторон света, осмотренных деревьев. Укажите их породы и возраст, а также видовую принадлежность лишайников.

5. Опишите расположение лишайников на вертикальных и поваленных стволах деревьев. Определите размеры лишайников (у листоватых и накипных — площадь, у кустистых — длину и разветвленность), зарисуйте их, стараясь точнее передать цвет слоевища. Сравните освещенность, влажность и температурные условия, в которых находятся разные лишайники. Сопоставьте размеры лишайников на вертикальных и поваленных стволах.

6. Осмотрите при помощи лупы и сравните поверхность лишайников одного вида, находящихся на разных участках. Для этого выберите деревья одного вида, возраста и состояния. Отметьте, в чем проявляются признаки угнетения лишайников и как они изменяются по мере приближения к источнику загрязнения. Используя цветные карандаши, зарисуйте поврежденные слоевища.

7. Понаблюдайте за лишайниками разных видов в течение нескольких минут и отметьте, какие животные посетили их, обратите внимание на общую численность животных на участке. Отметьте связь между состоянием лишайников и присутствием животных на данном участке леса.

8. По результатам наблюдений сделайте вывод о состоянии леса и лишайникового сообщества, влиянии различных факторов среды на распространение лишайников, воздействии загрязнений на их распространение и жизнедеятельность, о роли лишайников в жизни лесного сообщества.

Жизнь обитателей леса. Напочвенные лишайники

Кладония: а — в нормальном состоянии, б — в угнетенном состоянии. Дальнейшее загрязнение атмосферы приводит к тому, что лопасти лишайников окрашиваются в беловатый, коричневатый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются и растение погибает.

Цетрария: а — в нормальном состоянии, б — в угнетенном состоянии. Беловатые слоевища лишайников в местах постоянных выбросов оксидов железа приобретают характерную бурую окраску.

Пельтигера: а — в нормальном состоянии, б — в угнетенном состоянии. Обычно по мере приближения к источнику загрязнения слоевища становятся толстыми и компактными.

Экскурсия в лес

ЦЕЛЬ: ВЫЯСНИТЬ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЕЙ СРЕДЫ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ, А ТАКЖЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТИХ ОРГАНИЗМОВ В ЖИЗНИ ЛЕНОГО СООБЩЕСТВА.

Оборудование: складной метр, лупа, копалка, дневник наблюдений, простой карандаш, набор цветных карандашей.

Задания

1. Отметьте в дневнике дату наблюдения, время суток, длину светового дня, погодные условия и их изменения за период работы.

2. Наметьте для обследования два участка леса: рядом с постоянным источником загрязнения (оживленная дорога, завод, котельная) и на значительном удалении от него.

3. Осмотрите участок леса, отметьте места, заселенные напочвенными лишайниками.

4. Составьте карту-схему участка с указанием сторон света и направления преобладающих ветров. Отметьте на карте места произрастания лишайников, а также расположение деревьев и кустарников, пни, углубления или возвышения грунта. Укажите направление стока вод.

5. Измерьте слоевища, а также площадь грунта, занятую лишайниками. Зарисуйте по одному экземпляру каждого вида, стараясь точнее передать цвет и форму слоевища. Сравните освещенность, влажность и температурные условия, в которых находятся разные экземпляры лишайников. Используя копалку и стараясь при этом не повредить слоевище, определите, на каком субстрате произрастают лишайники. Отметьте наличие другой растительности на грунте, покрытом лишайниками.

6. Осмотрите при помощи лупы и сравните поверхность лишайников одного вида, находящихся на разных участках, но примерно в одинаковых условиях. Отметьте признаки угнетения лишайников и их изменение по мере приближения к источнику загрязнения. Зарисуйте цветными карандашами поврежденные слоевища.

7. Понаблюдайте за лишайниками разных видов в течение нескольких минут и отметьте, какие животные посетили их. Обратите внимание на общую численность животных на участке. Отметьте связь между состоянием лишайников и присутствием животных на данном участке леса.

8. По результатам наблюдений сделайте вывод о состоянии леса и лишайникового сообщества, влиянии различных факторов среды на распространение лишайников, воздействии загрязнений на их распространение и жизнедеятельность, о роли лишайников в жизни лесного сообщества.

9. Обратить внимание:

А) Лишайники – пионеры местообитания( способность быстро впитывать влагу, долгожители – 10тыс. лет.; способность переживать неблагоприятные условия)

Б) Способность разрушать( даже гранит)

В) Деструктивное – кислоты и средообразование – они вовлекаются в биотехнический круговорот слагающие горную породу веществ.

Г) Роль лишайников в лесных сообществах; пища; конкурент; микроклимат; биоиндикация

10. Лихенолог — ученый, лишайниковед.

11. Почему русский ученый К.А.Тимирязев, посвятил одну из своих публичных лекций лишайникам, назвал её, « Растения – сфинкс»

12. Какими свойствами должны обладать растения – первопоселенцы

13. А.С.Фаллиницын и И.В.Баранецкий, поставили под сомнение общепринятое мнение и 1867году доказали, что эти зеленые не что иное, как одноклеточные водоросли. А чём идет речь?

Жизнь обитателей леса. Эпифитные лишайники.

1. Уснея: а — в нормальном состоянии, б — в угнетенном состоянии. Вблизи от источников загрязнения средняя длина «бородатых» лишайников обычно существенно уменьшается.

2. Пармелия: а — в нормальном состоянии, б — в угнетенном состоянии. Обычно, по мере приближения к источнику загрязнения слоевища лишайников становятся толстыми, компактными и почти совсем утрачивают плодовые тела.

3. Ксантория настенная (золотянка): а — в нормальном состоянии, б — в угнетенном состоянии. Колонии этих растений приобретают специфические очертания полумесяца, потому что центральные части их слоевищ отстают от субстрата и выпадают, хотя края лопастей скорости роста не снижают

(обещающий урок по теме «Клеточное строение растительного организма», Ботаника. 6-й класс)

Учитель Ребята! Продолжаем, наше знакомство с миром растений. Сегодня мы совершим путешествие назад в прошлое и познакомимся с историей создания увеличительных приборов, открытия и изучения клетки. Для этого нам понадобятся: дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаши и микроскоп. Сегодня нам предстоит:

1) узнать о том, как и для чего, создавались в прошлом увеличительные приборы;

2) познакомиться с историей открытия клеточного строения растений;

3) закрепить наши умения в пользовании световым микроскопом, поработать с тетрадью и сделать выводы. С давних времен человек стремился познать окружающий мир и его тайны. Из поколения в поколение люди накапливали, обобщали и передавали полученные знания. Сегодня мы познакомимся с теми учеными и исследователями, которые внесли вклад в изучение клетки. Тема урюка на доске запишите ее в тетради: «Тайны микроскопа».

Ваша задача — по ходу урока записывать в тетради, имена ученых и сведения о том, каков их вклад в науку. За столом сидит ученик, изображающий ученого Ле-венгука, он что-то рассматривает, на столе микроскоп, чернильница, гусиные перья, бумага.

Первый ведущий. Голландия, 1674 г. (прикрепляет карточку с этими словами на доску.) Более 300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Антони Левенгук. Но торговля кто мало интересовала. Он увлекался тем, что шлифовал осколки стекла, и делал линзы, через которые рассматривал все окружающие предметы: воду, мясо, конечности насекомых, растения и др. Свои открытия он описывал в письмах, которые посылал в Англию, в Лондонское королевское научное общество.

Входит сосед Левенгука.

Сосед. Здравствуй, сосед, а ты все со своей лупой?

Левенгук. Да, послал свои наблюдения и рисунки в Лондонское королевское общество. А завтра и сам туда еду.

Левенгук уходит, сосед встречает приятеля, разговаривают.

Приятель. Добрый день. Откуда ты в столь поздний час?

Сосед. Да от чудака Левенгука. Вместо того чтобы расширять торговлю и набивать карманы гульденами, он шлифует стекла и разглядывает всякую всячину. Пустое занятие, кому нужны эти его бегающие зверушки?

Приятель. Да как сказать. Ему передавал приветствие русский царь Петр, а вчера приезжала в гости сама королева Англии, чтобы посмотреть на его «зверушек».

Уходят.

Первый ведущий (объявляет). Лондонское королевское общество.

За столом сидят два секретаря, председатель, все в черных мантиях, шапочках, на столе толстые книги, перья и т.д. Слышится стук в дверь. Секретарь уходит и затем возвращается.

Первый секретарь (председателю). Сэр, Антони Ван Левенгук из Голландии просит принять его.

Председатель. Проси.

Левенгук заходит, кланяется.

Первый секретарь. Мы рады приветствовать вас. Более 300 писем вы прислали нам, рисунки и описания, содержащиеся в них, весьма интересны.

Второй секретарь. Многие из ваших наблюдений мы проверили у себя с помощью микроскопов.

Председатель. С чем вы прибыли сегодня?

Левенгук. Расскажу о последнем наблюдении. Я навел свою лупу на каплю воды, которую взял из кувшина, стоявшего во дворе. В ней я увидел огромное количество быстро движущихся существ разного вида. Я назвал их «анималькули».

Учитель. По-русски, значит, «зверьки». Кстати, художников, которые рисуют животных, называют анималистами.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст