Сценарий и хореография Булата Аюханова

Величие и триумф Русского балета принадлежит творчеству выдающегося балетмейстера XIXвека Мариуса Петипа и всемирно признанным звёздам императорского балета: Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной, Агриппины Вагановой, Павла Гердта, Михаила Фокина, Вацлава Нижинского.

Имя великого танцовщика и педагога итальянца Энрико Чеккети прочно связано с Русским балетом.

Балет – фантазия «Анна Павлова – лебедь Русского Балета» отражает избранные страницы искусства великих балерин и танцовщиков, утвердивших приоритетное право Русского Императорского Балета во время «Русских сезонов» в Париже в 1909 году занять яркое место на мировой сцене.

Симфонизм и развёрнутая драматургия музыки П.И. Чайковского балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» повлияли на классический балет всего мира.

Хореографическое наследие Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского до сих пор является ценным достоянием академического содержания и формы балета.

Эстетические принципы классического балета вдохновляют балетмейстеров на создание новых уникальных произведений искусства.

Балет – Фантазия должен напомнить о непреходящем значении достижений Русского балета ХХ века.

АННА ПАВЛОВА — ЛЕБЕДЬ РУССКОГО БАЛЕТА

Сценарий и хореография Булата Аюханова

Костюмы выполнены Ларисой Красильниковой.

1 часть – Репетиционный зал.

2 часть – Сцена Мариинского театра

Действующие лица и исполнители:

Анна Павлова – Лауреат Международных конкурсов молодых

исполнителей Юлия Моисеева.

Матильда Кшесинская – Лауреат Государственной Молодёжной премии

«Серпер», Кавалер Ордена «Кұрмет» АйтолкынТургинбаева, Жанар Кушербаева.

Тамара Карсавина – Айнур Мукашева, Гульнар Камалова.

Агриппина Ваганова, «Царица вариаций» – Жанар Кушербаева.

Мария Суровщикова – Петипа– Заслуженный деятель Республики

Казахстан Светлана Кокшинова.

Михаил Мордкин — Данияр Азимов.

Павел Гердт –Лауреат Государственной Молодёжной премии «Серпер»

Ерик Оспанов, Юрий Шакиров.

Энрико Чекетти – Заслуженный артист Казахской ССР Сергей Тихонов.

Михаил Фокин – Лауреат Международных конкурсов молодых исполнителей Дияр Акенев, Ерик Оспанов, Алимурат Салихов.

Вацлав Нижинский – ИльзатАухадиев, МадиКасымов, Газиз Рыскулов.

Лаврентий Новиков – Бекзат Тулебаев, Ерик Оспанов.

Церемониймейстер – ГабитДанабаев.

Купидон – ГульназТлекеева, АйжанКарымбаева.

Виктор Дандре, муж Анны Павловой – Алимурат Салихов.

АННА ПАВЛОВА — ЛЕБЕДЬ РУССКОГО БАЛЕТА

ЧАСТЬ — I

1. Вступление на музыку 3-й части вариации из балета «Пахита» Л. Минкуса.

2. Дуэт Анны Павловой и Вацлава Нижинского на музыку Н. Черепнина из балета «Павильон Армиды».

3. Чекетти и Анна Павлова (сцена репетиции) на музыку вариации Авроры из «Спящей красавицы» («Видение Принца Дезире»).

4. Ф. Шопен. Вариация Юноши и фрагмент VIIвальса из балета «Шопениана».

(Михаил Фокин, Вацлав Нижинский, Анна Павлова).

5. Лео Делиб. «Вальс» из балета «Коппелия». Хореография по А. Сен Леону.

( 6 девушек и солистка — Анна Павлова.

6. А. Адан. Вариация солиста (Па-де-скляв) и вариации 3-х одалисок из балета «Корсар» Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

7. П. Чайковский. «Русский танец» из балета «Лебединое озеро». Анна Павлова и

Михаил Мордкин.

8. А. Адан. Сцена: Граф Альбер, выход Жизели из 2-го акта балета «Жизель» —

Павел Гердт и Анна Павлова.

9. Эсмеральда (Агриппина Ваганова)

10. Солистыв Дивертисменте из балета «Пахита» Л. Минкуса. — Михаил Фокин, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина. Финал — ЗТМ (затемнение).

12. Михаил Фокин сочиняет для Анны Павловой хореографию «Лебедя» на музыку К. Сен-Санса.

ЧАСТЬ — II

1. П. Чайковский. На музыку Феи Драже — интермедия «Спектакля —

фантазии».

2. А. Рубинштейн. «Ночь». ( Анна Павлова размышляет о своей жизни).

3. А. Рубинштейн. «Вальс-каприс». (Вацлав Нижинский — Тамара Карсавина;

Михаил Фокин — Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова).

4. А. Рубинштейн. «Тореадор и Андалузка» (Анна Павлова и Павел Гердт).

5. Ф. Крейслер. Вальс «Радость любви».(Танец цветов и Стрекозы (Анна Павлова).

6. П. Чайковский. Вариация Феи Сирени.

7. П. Чайковский. Вариация Феи Смелости.

8. П. Чайковский. Па-де-де Принцессы Флорины и Голубой Птицы. (Вацлав

Нижинский — Тамара Карсавина).

9. П. Чайковский. Выход знатных кавалеров, появление Авроры.

10. П. Чайковский. Выход Фей Золота, Серебра, Сапфиров и Бриллиантов.

11. П. Чайковский. Аллегро Фей драгоценностей и вариация Феи Бриллиантов

(Агриппина Ваганова).

12. Гран па на музыку финала адажио Авроры и 4-х кавалеров (все участники).

13. С. Рахманинов. Фантазия на финальную часть большого адажио из I-го акта.

Все участники.

Булат Аюханов (выпускник ГИТИСа, 1964 г.) обращается к неожиданным сюжетам, смелым хореографическим и режиссёрским решения.

За 45 лет выступления труппы отражены в многочисленной прессе: «На крыльях танца» («Советская культура»), «Им аплодировали, их вызывали на «бис» («Московская правда»), «Заслуженный успех» («Советская Армения»), «Выверенный до миллиметра балет!» («Нувель Республик» г. Пуатье,22.10.75), «Народные танцы, исполненные с чисто восточной грацией, незамедлительно заставляли нас мечтать о «тысяче и одной ночи» («Ла нувель Республик дюСатр-Уест», г. Норон, 20.10.75), «Концерт-спектакль большого класса… Это была блестящая демонстрация народной хореографии, а также и классической. Состязаясь в быстроте и грации, горячности, молодости и точности исполнения, танцоры и танцовщицы, все в роскошных костюмах, пленили нас своими танцами», — отметил Ральф Парро в газете «Эстрада» (г. Лорнен, 23.10.75). На фестивале искусств в Джераше (Иордания) газета «Аль-дустур» писала: «На спектакле казахского классического танца было достигнуто советско-американское соглашение!». «Молодой балет Алма-Аты» участвовал в совместном концерте-спектакле с группой «Дети как миротворцы» (США).

Воплощая жемчужины казахского эпоса в балетах «Кыз-Жибек» на музыку Е. Брусиловского, «Батыры» на музыку А. Исаковой, «Трагедия любви» на музыку П. Чайковского, Булат Аюханов взял твёрдый курс на создание в Алма-Ате стационарного театра «Камерный балет Алма-Аты». Действительно, в репертуарной афише коллектива более 30 названий балетов и несколько развёрнутых тематических концертных программ, которые необходимо показывать на современной сценической площадке, дающей возможность представить все программы театра в полном художественном, звуковом, сценическом и световом оформлениях, а главное сохранить её.

Развивая традиции русского, советского балета, Б. Аюханов как художественный руководитель, балетмейстер и педагог создал высокопрофессиональный коллектив, интересный своим творческим многообразием существующих и планируемых постановок. Достаточно отметить, что каждая созданная постановка прочно входит в репертуар, на котором растёт как старшее, так и младшее поколения артистов балета.

Репертуар коллектива стабильно отвечает самым высоким требованиям современного зрителя. В освоении лучших традиций искусства балета В. Аюханов видит дальнейший рост исполнительского мастерства балетной труппы. Примером тому могут служить состоявшиеся премьеры новых балетов: «Гак — ку» (клич лебедя) на музыку А. Исаковой, «Лебединое озеро» П. Чайковского в сценической редакции Б. Аюханова, «Премия жизни» на музыку казахстанских и европейских композиторов.

Большую творческую работу художественного руководителя оказывают мастера балета, педагоги-репетиторы: Р. Унгарова, Г. Михалёва, С. Тихонов.