Становление личностного пространства ученика в образовательном п

На правах рукописи

Мальцева Ольга Александровна

СТАНОВЛЕНИЕ

ЛИЧНОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА УЧЕНИКА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита – 2013

Работа выполнена на кафедре педагогики

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

Научный руководитель: 

Рогова Антонина Викторовна,

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», профессор кафедры педагогики

Официальные оппоненты: 

Косогова Анастасия Самсоновна,

доктор педагогических наук, профессор      

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», профессор кафедры педагогики

Судакова Альбина Абросимовна,

кандидат педагогических наук

ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»,

доцент кафедры педагогики

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный

педагогический университет имени Козьмы Минина»

Защита состоится «26» апреля 2013 г. в 09.30 на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.299.05 при Забайкальском государственном университете по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.

Автореферат разослан «25» марта 2013 года.

Автореферат размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»: http//www.zabgu.ru «25» марта 2013 года.

Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http//www: HYPERLINK «mailto:[email protected]» vak. ed.gov.ru «25» марта 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических

наук, доцент

Марина Викторовна Семина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Развитие современного общества происходит в русле противоречивых тенденций, которые отражают сложность социально-экономических и политических явлений страны, что обусловливает необходимость становления идеала человека, способного к созиданию собственного индивидуального образа, ответственного за выбор жизненного пути, готового к постоянному самоизменению и самопреодолению. Становление такого человека реализуется, в первую очередь, через изменение смысловых акцентов образования. Особого внимания заслуживает проблема обновления школьного образования. Её решение предусматривается в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, в основу которых положен системно-деятельностный подход, обусловливающий понимание личности ребенка как многогранной системы, включающей внутриличностные и внешнезаданные компоненты. Системная интерпретация личности обозначена в государственных нормативных документах категорией «личностное пространство», которая выступает предметом рассмотрения философских, психологических, социологических и других наук. В этом понятии обнаруживаются основы различных способов и форм взаимоотношений с собственным «Я», между людьми, с окружающей средой, отражаются отношенческие реакции человека на разнообразные стороны его существования.

В конце двадцатого столетия в рамках психологии среды и средового поведения появляются дефиниции, характеризующие различные стороны сосуществования человека и среды. В работах А.В. Бурмистровой, Е. В. Клочко, К.Левина, Н.Н. Мозговой, С.К. Нартовой-Бочавер, Е.Н. Паниной, В.А. Писачкина, З.И. Рябикиной и других мы находим ряд понятий, которые отражают многоаспектность и интегративность методологических подходов рассмотрения проблемы гармоничного взаимодействия человека и среды, определяющего индивидуальное и общественное в структуре личности, характеризующего особенности вызревания индивидуального образа человека. В педагогической науке проблема взаимодействия среды и личности раскрывается в рамках организации образовательной деятельности, влияние которой обеспечивает эффективную социализацию подрастающего человека, способного легко адаптироваться к меняющимся условиям, осваивать и присваивать ценностно-смысловое содержание той культуры, где осуществляется его жизнедеятельность. Взаимодействие личности и среды раскрывает основные характеристики становления личностного пространства.

До настоящего времени понятие «личностное пространство» являлось одним из малоразработанных и чаще всего использовалось в социологических учениях как категория, определяющая дистанцию между людьми. Между тем, в философско-психологической литературе указывается на явную узость данной интерпретации. Вместе с тем анализ педагогической литературы позволяет говорить о наличии определенных наработок, характерных для генезиса феноменов педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, В.И. Максакова и др.), способных выступить теоретическим основанием рассмотрения личностного пространства как педагогической категории. Новизна и неразработанность педагогических аспектов понятия «личностное пространство» обусловливают актуальность исследования проблемы становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы, на что указано в ФГОС начального общего образования.

Теоретические основания выявления педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы обнаруживаются в идеях Т.А. Малых, Л.А. Медниковой, Г.П. Новиковой, А.П. Тряпицыной, С.Б. Цымбаленко, И.Г. Шендрика, Л.В. Шибаевой и др. Возможные направления опытно-экспериментального исследования раскрыты в трудах по дидактике школы и профессионального педагогического образования (А.В. Былков, А.С. Косогова, Ю.В. Сенько, Я.Б. Санжиева, В.И. Слободчиков, А.А. Судакова, В.А. Сухомлинский, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской и др.).

Анализ практики работы общеобразовательных школ показывает необходимость включения термина «личностное пространство» в педагогический понятийный арсенал учительского сообщества как ориентира для осуществления профессиональной деятельности. Максимально актуализируют важность исследования проблемы становления личностного пространства ученика в образовательном процессе выявленные противоречия между:

потребностью современной реальности в становлении человека, способного к самостроительству личностного пространства на основе ценностно-смысловых позиций, и нарастающими тенденциями влияния массовой культуры на современное общество, нивелирующими и деформирующими личность;

наличием значительного количества психологических и социологических исследований понятия личностного пространства, близкого по значению к педагогическим аспектам, и недостаточным освещением механизмов и условий становления личностного пространства в педагогической науке;

осознанием важности интегративного понимания внутреннего мира личности младшего школьника как целостной структуры, как личностного пространства, и отсутствием четких ориентиров, определяющих педагогические условия становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Отмеченные противоречия указывают на проблему нашего исследования, которая состоит в определении педагогических условий организации образовательного процесса в начальной школе, способных обеспечить становление личностного пространства учащегося. Постановка этой проблемы и обусловила выбор темы: «Становление личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы».

Объект исследования — образовательный процесс начальной школы.

Предмет исследования — педагогические условия становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Цель исследования — теоретическая разработка, обоснование, реализация и проверка педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Ведущая идея исследования состоит в разработке и апробации совокупности педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы, отражающих целостную систему деятельности субъектов образовательного процесса.

В основу исследования положена гипотеза:

Личностное пространство представляет собой сложное субъектное образование, которое выполняет роль регулятора границ бытия, выступает показателем психологического благополучия человека, способствует вызреванию индивидуальности. Содержание и ракурс личностного пространства зависит от многочисленных факторов и подчиняется законам возрастного развития. В отношении младшего школьника важнейшее значение приобретает создание такой совокупности педагогических условий становления его личностного пространства, которые обеспечиваются значимыми взрослыми — учителями и родителями. В связи с этим, становление личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы будет происходить успешнее, если выполняется ряд условий:

обеспечивается целенаправленная работа по формированию системы базовых знаний у учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его становления;

осуществляется ценностно-смысловая наполняемость компонентов личностного пространства ученика через обогащение содержания учебно-воспитательной деятельности и развитие субъектной позиции младшего школьника посредством организации политехнологичного образовательного процесса начальной школы;

реализуется постоянное взаимодействие семьи и школы как основы формирования педагогической культуры родителей.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами сформулированы следующие задачи исследования:

Раскрыть теоретические основы становления личностного пространства человека, уточнить педагогический аспект сущности понятия «личностное пространство», охарактеризовать его значение, виды, компоненты на основе анализа философско-педагогической и социолого-психологической литературы.

Выявить совокупность ведущих теоретических идей исследования, определяющих характеристики процесса становления личностного пространства ученика начальной школы.

Обосновать совокупность педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Выявить критерии и показатели становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Проверить опытно-экспериментальным путем результативность реализации педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Методологической основой диссертационного исследования являются идеи подходов: системно-деятельностного (П.К.Анохин, А.Г. Асмолов, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.Г.Кузнецова, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Б.Г. Юдин и др.), предполагающего рассмотрение сущности личностного пространства как целостного образования, включающего в свою структуру взаимосвязанные компоненты, становление которого зависит от характера жизнедеятельности личности; средового (Л.С.Выготский, А.С. Макаренко, Ю.С. Мануйлов, С.Т. Шацкий и др.), который способствует осмыслению различных способов взаимодействия личности и среды; культурологического (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, П.С. Гуревич, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Ю. М Лотман, А.В. Рогова и др.), обосновывающего выделение различных видов личностного пространства, исходя из характера ценностно-смыслового отношения человека к окружающей действительности.

Теоретической основой для разработки проблемы исследования стали научные теории, раскрывающие: философские идеи, рассматривающие сущность понятий «пространство», «личность», их взаимосвязь (Н.Аббаньяно, Г.С.Батищев, В.В.Зеньковский, Х.Ортега-И-Гассет, Ж. Сартр, В.Франкл, М. Хайдеггер); сущность субъектности как интегральной характеристики личности (А.В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков и др.); теории личности (Б.С. Братусь, У.Джемс, Д. Н. Узнадзе, З. Фрейд, Э.Фромм, К. Юнг и др.); сущность становления «Я-концепции» (Р. Бернс, Н.И. Виноградова, В.В. Столин, К.Г. Эрдынеева и др.); сущность феномена «детство», характеристики возрастных особенностей личности (Л. И Божович, Л.С. Выготский, Л. Колберг, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейн, Э.Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.); положения психологии среды и средового поведения (У. Бронфенбреннер, Д.В. Ольшанский, М. Черноушек и др.); содержательные, технологические и процессуальные характеристики современного образовательного процесса (М.Н. Ахметова, Л.А. Бордонская, В.И. Ваганова, В.П. Горлачев, С.И. Десненко, Н.Ж. Дагбаева, Д.Ц. Дугарова, С.Е. Каплина, Т.К. Клименко, В.П. Клочков, В.С. Самсонов, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Л.В. Черепанова, М.Ю. Швецов и др.); идеи феноменологического подхода о значении личностного опыта в становлении внутреннего мира человека (М. Гуссерль, Г.П. Звенигородская, Л.Н. Куликова, М.Н. Фроловская, В.Д. Шадриков и др.); сущность пространственных категорий, характеризующих особенности субъективного проживания бытия (К.Левин, С.К. Нартова-Бочавер, Н.Н. Мозговая, Н.Б. Шкопоров и др.); ведущие положения концепций профессионального развития педагогов (Т.С. Базарова, В.В. Гузеев, С.И. Змеев, А.К. Маркова, И.Д. Чечель и др.); концепции современного школьного образования (И.Ф. Исаев, Т.Г. Русакова, Н.В. Седова, Н.В. Семенова, О.Ю. Солопанова, А.П. Тряпицына, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург и др.); идеи, отражающие особенности взаимодействия школы и семьи (Е.П. Денисова, И.Ю. Кульчицкая, М.Н. Недвецкая, Т.А. Савченко и др.).

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы: теоретические (междисциплинарный анализ научных категорий, образующих предмет исследования; обобщение, сравнение, сопоставление взглядов ученых на взаимодействие личности и среды; контент-анализ); эмпирические (анализ учебной и методической документации начальной школы; анализ продуктов деятельности младших школьников; прямое наблюдение за деятельностью младших школьников, учителей и родителей; анализ и самоанализ учебных и других занятий; анкетирование учащихся, педагогов, родителей; тестирование школьников, родителей; беседы с учителями и другими работниками образования, родителями; педагогический эксперимент); методы математической статистики (ранжирование; регистрация полученных данных; качественный анализ количественных параметров).

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа № 2», МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1». Всего в исследовании было задействовано 12 учителей начальных классов, 240 учащихся, 300 родителей школьников начальных классов, 20 педагогических работников ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Сретенска», 5 представителей управления образованием муниципального района «Сретенский район», 4 работника учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.

Исследование проходило в три этапа: первый этап (2007-2009гг.) – изучение научной литературы по теме, методологии и методике проведения исследований; формулировка проблемы и поиск основных направлений исследования; уточнение объекта, предмета, цели исследования, его гипотезы; выявление совокупности педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы; второй этап (2009-2010 гг.) – проведение констатирующего этапа работы; определение экспериментальной и контрольной групп; уточнение программы опытно-экспериментальной работы; третий этап (2010-2012 гг.) – организация преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы, направленного на реализацию педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы; обобщение и теоретическое осмысление полученных данных; подготовка программ, пособий; определение перспектив дальнейшей разработки проблемы; оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

разработана идея становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы с учетом основных положений методологических подходов (системно-деятельностного, средового, культурологического), что расширяет педагогические представления о данном феномене;

предложена характеристика совокупности факторов, обусловливающих процесс становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы: объективных, объективно-субъективных, субъективных;

доказаны закономерности о том, что продуктивность педагогических условий становления личностного пространства ученика начальной школы зависит от целостной системы деятельности всех субъектов образовательного процесса;

введены новые уточняющие трактовки: видов личностного пространства — гармоничное и деформированное; компонентов личностного пространства — телесно-организменный, вещественно-территориальный, социально-ролевой, индивидуально-психологический, когнитивно-познавательный, морально-нравственный.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: изучена взаимосвязь понятия «личностное пространство» с другими, близкими по содержанию понятиями, раскрыто проблемное поле данного понятия; изложены подходы к рассмотрению понятия «личностное пространство» в русле генезиса феноменов педагогической антропологии, подтверждающих его педагогическое содержание; раскрыта обобщенная психолого-педагогическая характеристика личностного пространства младшего школьника, основанная на рассмотрении содержания компонентов личностного пространства; доказана идея о том, что организация условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы влияет на изменение степени деформированности личностного пространства младшего школьника, способствует личностно-профессиональному росту педагогов, повышению педагогической культуры родителей, в соответствии с чем выделены основные и дополнительные критерии и показатели; применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс теоретических, эмпирических методов и методов математической обработки исследования, что способствовало обоснованию основных теоретических положений и эффективности опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследования подтверждается тем, что:

разработаны и внедрены в работу общеобразовательной школы: концепция воспитания младших школьников, программы работы с родителями;

разработаны и внедрены в деятельность педагогического колледжа: программа спецкурса для учителей начальной школы «Личностное пространство субъектов образовательного процесса», авторская воспитательная программа «Становление личностного пространства студентов педколледжа в системе воспитательной работы»;

определены перспективы применения полученных результатов исследования в практике, которые могут быть использованы: при дальнейшей разработке проблемы становления гармоничного личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе современной школы; как теоретическая база для исследования проблем становления личностного пространства подростков, старшеклассников, педагогов, родителей и других субъектов образовательной деятельности;

— созданы возможности для организации политехнологичного образовательного процесса начальной школы, формирования социокультурного комплекса;

представлены диагностические материалы для изучения личностного пространства младшего школьника, изучения уровня педагогической культуры родителей; периодические школьные издания для родителей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями, их соответствием современным тенденциям развития начального образования; использованием комплекса методов, соответствующих научному аппарату и логике исследования; достаточно длительным характером опытно-экспериментальной работы, результаты которой подтверждают эффективность теоретических выводов и проделанной практической работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные направления, результаты исследования докладывались и обсуждались на таких международных научно-практических конференциях как: «Гуманитарные науки как ресурс развития человеческого потенциала в условиях динамично меняющегося мира» (Чита, 2011), «Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты» (Тамбов, 2012 г.), «Современное образовательное пространство: пути модернизации» (Чебоксары, 2012 г.), «Современная педагогика: методология, теории, практика» (Чебоксары, 2012 г.). Результаты исследования представлялись на региональных научно-практических конференциях работников образования (2010-2012 г.г.), на заседаниях кафедры педагогики Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета (2012 г.).

Материалы исследования опубликованы в различных изданиях г.Читы, г.Тамбова, г.Красноярска, г.Чебоксары, г. Улан-Удэ и используются в образовательном процессе общеобразовательных школ Сретенского, Шилкинского, Нерчинского, Чернышевского, Шелопугинского районов Забайкальского края, общеобразовательных школах г. Хабаровска.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностное пространство – это сложное субъектное образование, включающее в свою структуру внутриличностные и внешнезаданные компоненты (телесно-организменный, вещественно-территориальный, социально-ролевой, индивидуально-психологический, когнитивно-познавательный, морально-нравственный); отражающее характер взаимодействий человека с окружающей действительностью и самим собой на данном этапе возрастного развития и в данной среде, которое способствует развитию ценностно-смыслового отношения личности. Характер ценностно-смыслового отношения определяет различные виды личностного пространства: гармоничное и деформированное.

2. Личностное пространство младшего школьника выполняет роль регулятора границ его взаимодействия с окружающими, обеспечивает становление его субъектной позиции. В качестве ведущих теоретических идей мы выделяем следующие: личностное пространство – становящееся явление, ведущее значение для которого имеют процессы саморазвития и самовоспитания; становление личностного пространства ученика в образовательном процессе отражается в положительной динамике изменения степени деформированности личностного пространства; становление личностного пространства ученика начальной школы зависит от реализации совокупности педагогических условий, которые представляют целостную систему деятельности субъектов образовательного процесса; для становления личностного пространства младшего школьника необходимо учитывать содержание каждого компонента личностного пространства и особенности влияния объективных, объективно-субъективных, субъективных факторов.

3. Основными условиями становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы являются: целенаправленная работа по формированию системы базовых знаний у учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его становления; ценностно-смысловая наполняемость компонентов личностного пространства ученика через обогащение содержания учебно-воспитательной деятельности и развитие субъектной позиции младшего школьника посредством организации политехнологичного образовательного процесса начальной школы; усиление взаимодействия семьи и школы как основы формирования педагогической культуры родителей.

4. В качестве критериев становления личностного пространства младшего школьника в образовательном процессе начальной школы мы выделяем: мотивационно-ценностный (система позитивных установок к содержанию компонентов личностного пространства; адекватная самооценка; высокая мотивация к учебной деятельности; ориентация на духовные ценности в ситуации оценивания отношений между людьми, с объектами окружающего мира); когнитивно-деятельностный (усвоение способов позитивного изменения личностного пространства через самостоятельную, творческую, исследовательскую деятельность, способность к самостоятельному планированию деятельности и прогнозированию результатов); личностно-преобразующий (сформированная субъектная позиция школьников, проявление индивидуальности, стремление к саморазвитию). Выделенные критерии характеризуют новообразования в личностной сфере учащихся начальной школы. Поскольку становление личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы зависит от деятельности значимых взрослых, мы выделяем дополнительные критерии и показатели, характеризующие личностные преобразования в сфере учителей и родителей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 308 наименований, приложений. Текст иллюстрирован таблицами и схемами, общий объем диссертации 173 с.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяется научный аппарат исследования; характеризуются методологическая и теоретическая основы; формулируются основные положения, выносимые на защиту; обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; содержатся сведения об апробации, достоверности и внедрении результатов исследования в практику.

В первой главе «Теоретические основы становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы» проводится теоретический анализ рассматриваемой проблемы, анализируются сущность, функции, значение личностного пространства как междисциплинарной категории. Во взаимосвязи представлены философско-педагогические и социолого-психологические основы исследуемого процесса, феноменологические особенности личностного пространства детей младшего школьного возраста и педагогические основы становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

В первом параграфе «Философско-педагогические и социолого-психологические основы становления личностного пространства человека» представлен теоретический анализ источников, раскрывающих сущность, характеристики, функции, виды, структуру феномена «личностное пространство». На основе анализа философской, психологической, социологической литературы, свидетельствующей о наличии значительных наработок, свойственных генезису феноменов педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, В.И. Максакова и др.), обосновано включение термина «личностное пространство» в тезаурус педагогического знания.

В рамках социолого-психологических исследований дефиниция «пространство» нашла свое отражение в различных вариационных понятиях: «жизненное пространство» (К.Левин, В.А.Писачкин), «психологическое пространство» (С.К. Нартова-Бочавер) «бытийное пространство личности» (А.В. Бурмистрова), «внутриличностное пространство» (Э. Исаева), «личностное пространство» (Н.Н. Мозговая), «внутренний мир личности» (В.Д. Шадриков). Анализ данных понятий позволяет сделать вывод о том, что между ними существует достаточно прозрачная взаимосвязь и тождественность, выражающаяся в идентичности сущностных характеристик, функций, структуры. Изучение трудов вышеуказанных ученых позволило нам выстроить в русле педагогики обобщенный, интегральный образ личностного пространства на основе общих характеристик проанализированных понятий.

Личностное пространство мы определяем как субъектное образование, отражающее характер взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Специфика такого взаимодействия человека во многом предопределяет становление ценностно-смыслового отношения человека к различным аспектам бытия. В методологическом плане данная проблема нашла отражение в идеях системно-деятельностного, культурологического, средового подходов. Личностное пространство изменяется в течение онтогенетического развития человека и для каждого возрастного этапа характерно его особое содержание.

Анализ работ Н.Н. Мозговой, С.К. Нартовой-Бочавер позволяет выделить ряд компонентов личностного пространства, которые характеризуют внутриличностные и внешнезаданные составляющие: телесно-организменный, вещественно-территориальный, социально-ролевой, индивидуально-психологический, когнитивно-познавательный, морально-нравственный компоненты.

Среди факторов, влияющих на становление личностного пространства, мы выделяем такие, как: объективные, объективно-субъективные, субъективные. Наполняемость компонентов, характер воздействия факторов отражается на различном содержании личностного пространства. Мы полагаем, что личностное пространство может быть гармоничным и деформированным. Гармоничное личностное пространство позволяет, благодаря преимущественно внутренним ресурсам, достичь равновесия и точки оптимума синтеза полярных свойств и качеств и на этой основе выстроить максимально позитивную картину бытия и реальности. Деформированное личностное пространство характеризуется нарушением границ индивидуального бытия, которое не позволяет человеку сохранять своеобразие личности, проявляется в различного рода девиациях поведения. В связи с этим особого внимания заслуживает сам процесс становления личностного пространства как основа развития ценностно-смыслового отношения к действительности, что позволяет определять его как духовно-практическую работу над собой, над характером взаимодействия с окружающим миром, способствующую сохранению собственной суверенности и индивидуальности, изменению степени деформированности личностного пространства.

Во втором параграфе «Характеристика личностного пространства младшего школьника» рассматриваются особенности компонентов личностного пространства детей младшего школьного возраста.

В данном параграфе раскрывается специфика становления компонентов личностного пространства младшего школьника (телесно-организменного, вещественно-территориального, социально-ролевого, когнитивно-познавательного, индивидуально-психологического, морально-нравственного); акцентируется особое внимание на значении социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста, позволяющей ребенку осознать себя личностью, осмыслить свои отношения, интересы, ценности, склонности, социальный статус в общении со сверстниками и взрослыми. Важнейшей особенностью социальной ситуации развития младшего школьника является смена референтной группы и значимая роль взрослых (учителей, родителей). В зависимости от того, как взрослые организуют жизнедеятельность ребенка, учитывая влияние разнообразных факторов, его личностное пространство может быть гармоничным или деформированным.

Гармоничное личностное пространство младшего школьника характеризует первоначальную способность ребенка выстраивать продуктивное взаимодействие с окружающими, на основе которого проявляются очертания индивидуальности ребенка, происходит развитие субъектной позиции, формируются базовые ценностно-смысловые представления, система позитивных отношений к образу «Я», содержанию компонентов личностного пространства. Деформированное личностное пространство младшего школьника может быть наполнено следующим содержанием: ориентация на ошибку; обесценивающее отношение к себе; сокращенная жизненная перспектива; ограниченный языковой код; неудовлетворенность учебной деятельностью, снижающая мотивацию ребенка на образование; повышенная невротизация; психологический дискомфорт ребенка; проявление различных форм девиантного поведения. Таким образом, становление личностного пространства младшего школьника зависит от создания взрослыми условий для продуктивного взаимодействия с окружающими; проявления субъектной позиции ребенка; формирования системы позитивных отношений к своему образу «Я», содержанию компонентов личностного пространства.

В третьем параграфе «Педагогические условия становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы» рассмотрены и выявлены педагогические условия и критерии становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Анализ документов, регламентирующих деятельность образования (закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12. 2012 г.), национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и др.), опора на положения методологических подходов исследования, изучение современного опыта организации образовательного процесса начальной школы позволили выделить ведущие педагогические условия становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы:

— целенаправленная работа по формированию системы базовых знаний у учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его становления;

— ценностно-смысловая наполняемость компонентов личностного пространства ученика через обогащение содержания учебно-воспитательной деятельности и развитие субъектной позиции младшего школьника посредством организации политехнологичного образовательного процесса начальной школы;

— усиление взаимодействия семьи и школы как основы формирования педагогической культуры родителей.

Опираясь на идеи о структурности личностного пространства, взаимосвязи личностного пространства и социокультурных условий, роли педагога в становлении личностного пространства младшего школьника, мы выделяем следующие критерии и показатели: мотивационно-ценностный — система позитивных установок к содержанию компонентов личностного пространства; адекватная самооценка; высокая мотивация к учебной деятельности; ориентация на духовные ценности в ситуации оценивания отношений между людьми, с объектами окружающего мира; когнитивно-деятельностный — усвоение способов позитивного изменения личностного пространства через самостоятельную, творческую, исследовательскую деятельность, способность к самостоятельному планированию деятельности и прогнозированию результатов; личностно-преобразующий — сформированная субъектная позиция школьников, проявление индивидуальности, стремление к саморазвитию. Становление личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы направлено на достижение идеального результата (гармоничность личностного пространства) и отражается на изменении степени деформированности личностного пространства. В соответствии с обозначенными критериями и показателями мы выделяем низкий, средний, высокий и эталонный уровни становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы.

Критерии становления личностного пространства младших школьников мы называем главными. Однако, принимая во внимание то, что процесс становления личностного пространства учащихся зависит от деятельности значимых взрослых, мы также считаем обоснованным выделение одноименных дополнительных критериев, характеризующих личностные преобразования учителей и родителей.

Осуществление выявленных условий позволит обновить содержательно-деятельностные стороны образовательного процесса начальной школы, что отразится на положительной динамике становления личностного пространства младшего школьника, успешной реализации стандартов нового поколения, позитивно повлияет на личностно-профессиональный рост педагогов (рефлексия собственной деятельности; мотивация к саморазвитию и самообразованию; понимание сущности, условий становления личностного пространства; овладение современными методами и технологиями обучения и воспитания), педагогическую культуру родителей (мотивация к изменению стратегий воспитания детей; расширение представлений о личностном пространстве; ориентация на достижение совместного успеха со школой в процессе воспитания ребенка; рефлексия собственной позиции к воспитанию детей).

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы» раскрывается содержание опытно-экспериментальной работы и представляются ее результаты.

В первом параграфе «Анализ состояния проблемы становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы» описана логика и содержание констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, который предполагал разностороннее изучение различных аспектов, отражающих состояние личностного пространства младшего школьника, а именно: изучение уровня сформированности знаний учителей начальных классов о личностном пространстве, диагностика личностных особенностей младших школьников с целью выявления степени деформированности пространства, изучение уровня педагогической культуры родителей школьников.

На основе результатов констатирующего этапа эксперимента были определены контрольная и экспериментальная группы. В качестве экспериментальной группы выступили начальные классы (6 классов) МОУ «Основная общеобразовательная школа № 2 г. Сретенска» (6 учителей, 119 учащихся, 154 родителя), в качестве контрольной — начальные классы (6 классов) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Сретенска» (6 учителей, 121 ученик, 146 родителей).

Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показал, что у большинства педагогов практически отсутствует сформированность знаний о понятии «личностное пространство» (68 % респондентов экспериментальной группы, 52% — контрольной группы). Часть респондентов имеют общее представление о личностном пространстве, но затрудняются определить условия его становления (16% — экспериментальная группа, 32 % — контрольная группа). Незначительное количество испытуемых достаточно полно и правильно определили данное понятие, имеют представления о компонентах и значении личностного пространства, раскрывают возможные условия становления личностного пространства (16% респондентов в экспериментальной и контрольной группах).

Итоги диагностики личностных особенностей младших школьников с целью определения степени деформированности личностного пространства показывают тождественные результаты, характерные для экспериментальной и контрольной групп и отражают преобладание низкого (40%) и среднего (38%) уровней становления личностного пространства учеников начальной школы. Высокий уровень становления личностного пространства характерен для 22 %. Эталонный уровень становления гармоничного личностного пространства не выявлен, что оправдано положением о том, что гармоничное личностное пространство – идеальный результат, для достижения которого требуется больший, чем у младшего школьника, жизненный опыт.

Выявление уровня педагогической культуры показывает, что большинство родителей экспериментальной группы обладают низким (39 %) и средним (43 %) уровнем педагогической культуры, что отражается на воспитательном потенциале семьи в целом. Высокий уровень сформированности педагогической культуры характерен для 18 % испытуемых. Данные изучения уровня педагогической культуры родителей контрольной группы показывают подобные результаты: низкий уровень характерен для 34 % респондентов, средний — для 46 %, высокий — для 20 %.

Таким образом, результаты проведенного нами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по реализации педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы показывают актуальность исследуемой проблемы, определяют направление и содержание преобразующего этапа эксперимента.

Во втором параграфе «Реализация педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы» представлены содержательные и организационные линии преобразующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Реализация первого условия — целенаправленная работа по формированию системы базовых знаний у учителей начальных классов о личностном пространстве и условиях его становления — предполагала проведение обучающей работы с педагогами посредством разработанного нами спецкурса «Личностное пространство субъектов образовательного процесса». В содержание спецкурса были включены вопросы, раскрывающие сущность личностного пространства, его структуру, функции, значение, особенности изменения в соответствии с этапами возрастного развития, условия становления личностного пространства младших школьников в образовательном процессе современной школы. Изучение теории дополнялось разнообразными практическими заданиями: анализ личностного пространства самого педагога, анализ личностного пространства школьников, диагностика семьи школьника и условий семейного воспитания.

Для осуществления второго условия (ценностно-смысловая наполняемость компонентов личностного пространства ученика через обогащение содержания и развитие субъектной позиции младшего школьника посредством организации политехнологичного образовательного процесса начальной школы) были проделаны следующие виды работ: усилена ценностно-смысловая направленность содержания начального общего образования; создана и реализована культуроцентрированная концепция воспитания; осуществлена организация политехнологичного образовательного процесса, способствующая развитию субъектной позиции младших школьников. Все это позволило сориентировать педагогов в выборе ведущих методов и технологий организации работы с детьми, способных выступить основой для развития самостоятельности, творческих и исследовательских способностей школьников, что содействовало становлению личностного пространства ученика начальной школы.

Преобразующая деятельность в ходе воплощения в практику третьего условия становления личностного пространства ученика начальной школы предполагала включение в образовательный процесс родителей школьников. При этом мы учитывали, что при организации работы с родителями следует использовать сочетание различных форм взаимодействия с ними, особое внимание акцентировать на групповых формах работы, привлекая к сотрудничеству родителей-мужчин и усиливая информационное обеспечение родительского сообщества о жизнедеятельности школы, об инновациях в педагогической науке и практике.

Реализация выдвинутых условий носила последовательно-параллельный характер, что обусловило логику деятельности: вначале преобразующая деятельность проводилась среди учителей начальных классов, поскольку именно педагог является организатором всей последующей деятельности, затем была проведена работа по обновлению содержания, технологического обеспечения образовательной деятельности и повышению педагогической культуры родителей. Таким образом, в качестве субъектов образовательного процесса, содействующих становлению личностного пространства ученика начальной школы, являлись школьники, педагоги, родители.

В третьем параграфе «Оценка результатов реализации педагогических условий становления личностного пространства ученика в образовательном процессе начальной школы» представлены обобщенные итоги проведенной опытно-экспериментальной работы, которые показывают позитивные изменения в личностных особенностях ребенка, отражающихся на качестве его личностного пространства (Таблица 1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ результатов изучения уровня становления личностного пространства младшего школьника

Критерии

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Мотивационно-ценностный

Низкий

42 %

32 %

45 %

43 %

Средний

36 %

38 %

37 %

39 %

Высокий

22 %

30 %

18 %

18 %

Эталонный

0 %

0 %

0 %

0 %

Когнитивно-деятельностный

Низкий

38 %

30 %

37 %

36 %

Средний

39%

40 %

40 %

40 %

Высокий

23 %

30 %

23%

24 %

Эталонный

0 %

0 %

0 %

0 %

Личностно-преобразующий

Низкий

39 %

22 %

38 %

38 %

Средний

41 %

40 %

44 %

42 %

Высокий

20 %

38 %

18 %

20 %



Страницы: 1 | 2 | Весь текст