Средневековые замки Западной Европы

ГБОУ гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Средневековые замки западной Европы

Автор работы – ученица 9 класса Б

Никитина Анна

Руководитель – Рогинский Е.О.

Москва 2013

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава I

Этапы развития и стили средневекового искусства………………………………………4

Глава II.

Особенности средневековой архитектуры в странах Западной Европы…….…………5

Глава III.

Описание конкретных замков разных стран, выбор одного замка от страны

в качестве примера………………………………………………………………………….6

Глава IV.

Различие средневековых замков стран Западной Европы………………………………12

Заключение………………………………………………………………………..……13

Список литературы…………………………………………………………………….14

Введение

Мое исследование посвящено изучению архитектуры средневековых замков западной Европы. Средние века – исторический период V-XVII веков. Он хранит в себе множество тайн, большинство из которых не разгадано учеными по причине отсутствия нужного количества исторических источников. Я бы хотела узнать об этом удивительном времени больше, поэтому постараюсь раскрыть культурную сторону тех времен, изучив архитектуру Средневековых Замков. Замки – одни из наиболее интересных объектов для исследования. Эти сооружения в начале эпохи строились с целью защиты и обороны, поэтому большая часть была разрушена во время войн. Довольно трудно охватить большие территории в изучении, я ограничусь территорией Западной Европы.

Мне интересна эта тема, поскольку о Средних веках нам известно крайне мало. В школе мы подробно проходим средневековую историю Руси, и почти не касаемся других стран. А архитектура остается как бы «за рамками» изучаемого материала. Эта тема актуальна, потому что Средневековые замки являются не только культурным наследием той эпохи, но и ее символом.

Итак, целью моей работы является изучение замков и сравнение средневековой архитектуры стран западной Европы. Мои задачи — рассказ об этапах развития и стилях средневекового искусства, описание особенностей средневековой архитектуры в странах западной Европы, изучение конкретных замков каждой из стран и сравнение архитектуры средневековых замков в разных странах западной Европы. Для изучения я выбрала страны: Германия, Франция, Австрия, Шотландия и Англия/Уэльс. Последние две страны я решила объединить, это объясняется историческими особенностями того времени.

В ходе работы я использую учебник Т.В.Ильиной “История Искусств”, энциклопедию “HYPERLINK «http://gym1505.ru/node/16701″Всеобщая История Архитектуры — Западная Европа — Средние Века”, книгу А.Ю.Низовского “Cредние Века”, альбомы: «The art of Gothic» и «The art of Romanesque» — «architecture, sculpture,  painting» Рольфа Томаса (изд. Konemann, на англ.языке), книгу HYPERLINK «http://gym1505.ru/node/20022″А.Лисицыной и В.Олейниченко – «Знаменитые замки Европы», несколько интернет порталов, а так же архитектурные изображения и планы замков. Графические источники позволяют мне, пользуясь полученными теоретическими знаниями, делать собственные выводы и помогают мне в поиске архитектурных особенностей замков.

Глава I. Этапы развития и стили средневекового искусства

V век принято считать началом новой эпохи – феодальной зависимости, названной эпохой Средних веков. Средневековье делится на три периода: Раннее VI-XI вв., Классическое или Высокое XII-ХV вв. и Позднее XVI-XVII вв. Для западной Европы это время начинается с появлением на этих землях переселившихся народов. Культура Западной Европы образуется при столкновении византийской и варварской культур.

Искусство Средневековья зависело в первую очередь от религии. Христианство вместе с культурой пришло из Рима. Об этом говорит даже название некоторых этапов развития.

Зарождением средневекового искусства является Раннехистианское искусство. Оно возникает еще в Византии и распространяется дальше, дойдя и до Европы. Основные сооружения в этот период – Храмы-базилики. Базилика – вытянутое по оси восток-запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной, разделенное рядом колонн на три или пять частей – нефов. Но этот период оказывается недолговечным, история Раннехристианского искусства заканчивается с падением Римской Империи. Тогда мир окунается в эпоху средневековья.

Первый этап развития средневекового искусства – Дороманский (VI-Xв). Новый архитектурный стиль возник в эпоху династии Меровингов VII-VIIIв на территории Галлии. В связи с приходом христианства в Европу, основными сооружениями стали церкви. После похода Карла Великого на Рим, Дороманское искусство все больше походит на Античное. Об этом периоде развития нам известно крайне мало. В X веке большое количество норманнских, венгерских и арабских племен наступали на западноевропейские территории. Тогда-то и стал появляться замок, каким мы его знаем. Изначально это были укрепленные монастыри, которые строились на холмах или других возвышениях. Позже эти строения перестали носить функцию монастыря и стали укрепленными оборонительными жилищами.

Следующий этап развития – Романский (XI-XIIIв). В эти века происходили знаменитые Крестовые Походы. Они очень сильно повлияли на развитие искусства, принеся в Европу культуру арабского востока. В этот период деревянные постройки заменяются каменными, складывается тип Феодального Замка. Он становится не только оборонительным сооружением, но и символом власти феодала над окрестными землями. В период Романики города стали обносить каменными стенами и укреплениями, делая Замок городским центром. В некоторых странах уже начинают зарождаться элементы готики – следующего этапа развития культуры Европы.

Готическое искусство (XIII-XVв) – наивысший расцвет Средневековой культуры. Термин «готика» возник в Италии в качестве выражения пренебрежения к готам – варварским германским племенам. Теперь главный объект строительства не церковь, а город. Основные постройки – здания городского назначения, городские ратуши и соборы. Замки в этот период перестают играть важную военную роль, а становятся увеселительными охотничьими резиденциями. Это происходит потому что к этому времени в большинстве стран очень сильно развивается военное дело: изобретается новое оружие, обмундирование, увеличивается количество населения и возрастает укрепление городов.

Глава II. Особенности средневековой архитектуры в странах западной Европы

Замки в западной Европе стали возникать во времена постоянных войн и набегов. Под ними подразумевались укрепленные жилища феодалов, возводившиеся в хорошо защищенных местах. Самым первым видом замка, в качестве военной постройки, являлся донжон – высокая прямоугольная башня, которая впоследствии стала главной башней замка.

Рассветом замкового строительства можно считать период Романики. К XIIв. возводились уже не одинокие строения, а целые замковые комплексы, состоящие из большого количества зданий, башен и укреплений, возведенных вокруг донжона. На территории замка есть один или несколько дворов, часовни, колодцы и прочие постройки. Часто укреплением служил подъемный мост, соединяющий две башни или два берега специально вырытого вокруг замка рва. Кроме того, было еще несколько ворот, окованных железом, обычно спускавшихся вниз на цепях. Таким образом, стоящий на возвышении укрепленный замок становился практически непреступным. 

Донжон, где проходила жизнь феодала, состоял из нескольких зал, расположенных одна над другой. Одна зала была главной — в ней проходили пиршества и встречи, остальные комнаты служили спальнями, кухней, оружейной и кладовыми. 

С началом Крестовых Походов замок становится сооружением для ведения активной тактики обороны: квадратные башни сменяются круглыми, для лучшего радиуса обстрела, и сгруппировываются в наиболее уязвимых местах; стены получают дополнительные внешние укрепления. Появление артиллерии делает стены замка хрупкими и уязвимыми. Это приводит к изменению значения замка, превращая его в увеселительные охотничьи резиденции феодала, более удобные для проживания. 

В период Готики основными постройками становятся городские здания. Замки превращаются в целый комплекс сооружений, а внешняя отделка башен приобретает декоративный характер. Что касается внутреннего убранства, оно становится все более роскошным: камины, окна и двери разукрашиваются резьбой, потолки и стены расписываются узорами. Кроме войны, игры в шахматы и охоты, в замках проводятся такие мероприятия, как турниры, свадьбы, посвящения в рыцари и прочие забавы. 

К концу XIV века замки становятся скорее дворцами, в которых протекает жизнь феодала. Это время многочисленных интриг, борьбы за власть, трагических событий и романтических историй, происходящих на фоне сказочно красивых замков, которых в XVII века вытесняют городскими постройками. 

Глава III. Описание конкретных замков разных стран

Изучая средневековую архитектуру западной Европы, можно составить общее представление о жизни Средних веков. Но этого не хватает, чтобы действительно понять все особенности и черты того времени. Необходимо окунуться в атмосферу жизни феодала, а это невозможно без изучения конкретных замковых построек. К тому же, западная Европа занимает довольно большую территорию и включает в себя большое количество разных стран. Поэтому я решила выбрать несколько стран, наиболее ярких с исторической точки зрения, и сравнить их средневековую архитектуру.

Итак, предметами моего исследования являются замки Германии, Франции, Австрии, Шотландии и Англии/Уэльса. Для меня наиболее интересным этапом развития средневековой архитектуры оказался период XII-XIVвв. В это время происходит переход от Романского искусства, наивысшего расцвета фортификационного строительства, к Готическому искусству, последнему их этапов развития средневековой культуры.

Я старалась выбирать замки, которые не были подвергнуты разрушениям и реставрациям и сохранились до наших дней такими, какими они были в момент их построек. Таким образом, выбрав по 5-6 замков каждой из стран, я исследовала их архитектуру и находила общие черты, которые и являются архитектурными особенностями этих стран. Я расскажу о них на примере замков.

Германия.

Замки Германии в разное время находились под властью не только немецких феодалов, но и правителей других стран. Поэтому их архитектура зависела в первую очередь от вкусов своего владельца. Тем не менее, у них есть общие черты, позволяющие нам отделить их от остальных средневековых замков западной Европы.

В период перехода от Романского искусства к Готическому архитектура Германии почти не испытывало древнеримского влияния, зато в ней явно чувствовалось кельтское воздействие. Основная особенность немецких замков – их расположение. Почти все они располагаются на вершинах скалистых гор, окруженных реками, что позволяет им быть более защищенными. Так же поддерживать высокий уровень обороны позволяет положение окон первого этажа, они находятся гораздо выше основания замка.

Я подробно расскажу об особенностях архитектуры Германии на примере замка Эльц. Он был построен в XIIв в долине небольшой реки и стал свидетелем интересных событий. Долгое время после его постройки замок был предметом противостояния между рыцарями Эльц (основатели замка) и архиепископом Люксембургским. Но, не смотря на эти события, вошедшие в историю как «Эльцская вражда», замок никогда не был серьезно поврежден.

Строительство замка длилось около 500 лет. Он состоит из 10 основных башен, самая высокая из них – 42 метра. Замок Эльц, как и большинство немецких замков, состоит из большого количества разных построек. Что бы попасть в замок, необходимо пройти через мост и внешние подъемные ворота. Это обеспечивало жителям замка безопасность.

С противоположной стороны замка находится еще один вход. Дорога от этой двери ведет к реке. После основных ворот идут хозяйственные постройки и внутренние ворота, за которыми находится внутренний двор. Чаще всего в замках находятся двое или даже трое дворов. Их количество зависит от размера территории замка и количества зданий.

Внутренний двор окружен несколькими домами. Сейчас они соединены четвертым этажом, но раньше они никак не были связаны между собой, у каждого дома был свой владелец. Дом Платэльц, также именуемый старым замком, — это романская старейшая его часть. Он был построен первым и когда-то был целым замком. Сейчас в замке Эльц четыре основных дома, принадлежащие древним германским родам вместе с некоторыми постройками. Дома Родендорфер и Рюбенахер принадлежат к готическому стилю, а Кемпенихер – к барокко.

Теперь стоит кратко рассказать о внутреннем убранстве этих домов. В каждом содержится стандартный комплекс помещений: несколько залов (обычно в замках их два: один для повседневных трапез, второй для торжественных), спальные помещения, погреба и кладовые, оружейные комнаты, туалеты, кухни, капеллы и т.д. Замок Эльц – один из самых комфортабельных средневековых замков Германии. Если в обычном замке насчитывалось два-три камина, то в Эльце их около четырех десятков, что связано с тем, что в нем жили несколько семей.

Одна из основных особенностей замков Германии заключается в том, что они треугольные в плане. Такое расположение очень удобно в условиях гористой местности: три стороны позволяют обхватывать больший обзор территорий и тратить гораздо меньше военных сил и оружий на оборону.

Франция.

Перед тем, как начать рассказ о французских средневековых замках, необходимо сказать о французском слове «шато», у которого нет точного перевода на русский язык. Под ним подразумевают и крепость, и форт, и дворец, и усадьбу. Поэтому, говоря о замках Франции, обычно рассматривается более широкий спектр значений. Я постараюсь выделить именно фортификационные сооружения. Французские замки можно разделить на три основные группы.

К первой относятся феодальные или королевские замки – крепости раннего Средневековья. Это массивные романские сооружения из грубо обработанного камня, возводившихся обычно на высотах для контроля окружающих земель и дорог. Такие замки, огромные по своему размеру и непригодные для жилья, впоследствии либо перестраивались, либо становились тюрьмами.

Вторую группу составляют укрепленные монастыри, которые постоянно перестраивались, расширялись и меняли свой архитектурный облик. Эти сооружения до нас практически не дошли в своем первоначальном виде.

К третьей группе относятся замки-дворцы – сооружения, которые были либо переходными зданиями от крепости к дворцу, либо дворцы, которые при всем своем величии и антураже напоминают крепости. Эти замки стоились на равнинах, стены были тонкими, а защитные сооружения носили декоративных характер, поскольку не предусматривалось их участие в активных боевых действиях.

Во Франции огромное количество замков сохранились со времен Средневековья. Меня интересует первая группа. Подробнее об архитектуре Франции я расскажу на примере замка Кастельно. Он был построен в XIIIв на скале у реки Дордонь и сохранился до нашего времени в своем изначальном виде. Издалека кажется, что замок вот-вот упадет со скалы на стоящую под ним деревню. Это одна из особенностей замков Франции – все они строятся на скалах. Замок был неоднократно захвачен, служил причиной частых войн между некоторыми французскими и английскими кланами. К XVI столетию он утратил свое военное значение и стал обычным загородным поместьем, а через некоторое время был заброшен. Но в конце XXв он был восстановлен, ему был присвоен статус исторического памятника.

Конечно же, с течением времени замок улучшался и достраивался. Все это происходило примерно с XIII по XVIвв. Началом постройки послужил толстый фундамент, на котором позже были выстроены стены донжона. Его окружал внутренний двор, жилые дома, в которых находились залы и спальные комнаты, хозяйственные постройки. Спустя некоторое время донжон был достроен, добавились сооружения и стены, например, барбакан — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость. Была так же пристроена артиллерийская башня. Не смотря на то, что весь замок образован из прямоугольных форм, эта башня – кругла. Почти в каждом французском замке присутствует хотя бы одна круглая башня, это одна из особенностей замковой архитектуры Франци. Наверху башни устроена площадка для орудий, вход в нее находится в маленькой потерне (бывшем потайном проходе) у основания башни. Раньше через него можно было организовать неожиданную вылазку и контратаковать осаждающие войска противника. Толщина стен башни доходит до 5 метров

Вход в сам замок находится с южной стороны. Чтобы попасть во внутренний двор и очутиться у донжона нужно обойти восточную стену по внешнему дворику, который был образован чуть позже артиллерийской башни. В плане Кастельно напоминает треугольник, но это не является особенностью французской архитектуры. Все замки Франции отличаются по форме.

Австрия.

Средневековые замки Австрии всегда поражали своим могуществом. Расположенные на возвышениях, они являлись не только военными сооружениями, но и символами городов. Многие австрийские замки являются одними из самых больших замков в мире. Их главной архитектурной особенностью можно назвать форму, в которой они построены. Почти все они вытянутые в плане. Не смотря на переход к готике в период, о котором пойдет речь, замковое строительство ограничивается романским стилем. Подробнее об фортификационных сооружениях Австрии я расскажу на примере замка Хоэнзальцбург.

Замок стоит на вершине горы Фестунсберг и является символом города Зальцбург. В переводе с немецкого языка название замка означает «высокая крепость Зальцбург».

Строительство замка началось в 1077 году. Первым этапом строительства крепости стала постройки жилого дома и крепости. К середине XIIIв внешнее кольцо замка было значительно укреплено и расширено. Вокруг замка появились стены с четырьмя башнями, с южной стороны к замку был пристроен бастион — специальное укрепление, возводившееся в углах крепостной ограды. Замок был неоднократно осажден, но ни разу не взят. В конце XIXв его отреставрировали, но внешний вид его почти не менялся с течением времени. 

На сегодняшний день замок Хоэнзальцбург является одним из крупнейших замков Средневековья в Европе: 250 метров в высоту и 150 метров в ширину. Изменения XVв не смогли скрыть от нас этапы строительства замка: стена в XII веке была намного ниже настоящей, остатки её можно видеть на отрезках между башнями. Разные периоды строительства можно увидеть и на самих башнях:  хорошо различимы зубцы старой стены. Замки Австрии строились исключительно на вершинах гор, поэтому одна из стен обязательно вырастала из склона горы. Двор замка XII века также был застроен меньше, чем сейчас и представлял собой скальный крутой склон. Восточная и западная стены остались со времен постройки замка. Основным зданием замка является зальная постройка, которая представляет собой прямоугольник. Двухэтажное здание имело подвал, высеченный в скале. Вход располагался с северной стороны на втором этаже. В данный момент он замурован. На втором этаже замка находился зал, на длинных сторонах которого были расположены шестиарочные окна. Арки, разделённые восьмиугольными колоннами, украшал геометрический узор. На восточной стороне замка раньше располагались два окна, которые в настоящее время полностью скрыты кладкой. К западной стороне замка раньше примыкало жилое здание, выступающее на юг, предположительно, на 8 метров. Шириной это здание было 12 метров и длиной около 20 метров. Большие части восточной и южной стен остались в сохранности. В плане замки Австрии напоминают вытянутый прямоугольник. 

Стоит упомянуть ещё одну конструкцию конца XIV века — подъёмник. Это было довольно редким явлением в средние века. С его помощью осуществлялась доставка грузов на верхний этаж. Груз поднимался на пеньковом канате, вагонетка приводилась в движение запряжёнными в ворота лошадьми или заключёнными.  Для беспрепятственного осуществления этого механизма была разработана сложная система ворот. Это одна из особенностей замков Австрии: ворот всегда было очень много, все они были расположены друг за другом по периметру замка и вели во внутренний двор, закручиваясь по спирали. 

Шотландия.

Шотландские замки можно условно разделить на три группы, в зависимости от времени их возникновения и их функции. К первой группе относятся замки-крепости, которые возводились на скалах, прилегающих к поселкам. Они обычно принадлежали к королевским родам и были не только крепостями, но и резиденциями. Вторая группа состоит из замков-поместий, появлявшихся на землях, дарованных королями Англии. Но меня интересует третья группа. К ней можно отнести фортификационные сооружения, построенные на рубеже тысячелетий. Чаще всего ими становились монастыри и древние часовни. Такие замки в плане представляют собой донжон, сложенный из дикого камня, вокруг которого располагались дополнительные постройки, стены и прочие укрепления, опирающиеся на естественный ландшафт. Я расскажу об архитектурных особенностях Шотландии на примере замка Эйлен-Донан.

Eilean Donan, в переводе означающий «Остров Донана», маленький остров в озере Лох Дьюих, расположенный на западе Шотланди. Эйлен Донан один из самых знаменитых замков в стране горцев. Он был сильно поврежден во время Якобитских восстаний в XVIIIв, но вновь возродился в XXв в своем первоначальном виде. Остров Эйлен Донан берет свое название от Св. Донана, известного также как Доннан из Эйга, который был кельтским священником и пытался проповедовать христианство в северо-западной Шотландии. Видимо уже в то время на островке была христианская община, которая в его честь и назвала остров. Так или иначе в начале XII века Александр II, король Шотландии, построил на этом месте замок для защиты от викингов.

После постройки Эйлен Донан постепенно увеличивался в размерах, до тех пор пока стены не стали подходит вплотную к воде. Однако к концу XIV века площадь замка уменьшилась, видимо из-за необходимости оборонять замок меньшим количеством людей. Несмотря на это Эйлен Донан постоянно достраивался, например в XVI веке к восточной стороне замка была добавлена платформа, для установления более современных и тяжелых пушек. Начинать путь к замку нужно еще с берега. Через украшенные ворота можно попасть на каменной дамбу, которая ведет к островку. В конце моста расположено семиугольное здание. Когда-то это был главный вход в Эйлен Донан (моста, построенного лишь в XX веке, еще не было). Считается, что это здание было сооружено где-то в XV веке для защиты колодца и для укрепления стен замка. В то время, пройдя по маленькому деревянному мостику над колодцем внутри ворот, гости попадали в воронкообразный дворик со стражниками на стенах и только затем могли пройти непосредственно за крепостные стены. Стража могла легко пресечь побег, стоило ей лишь убрать деревянный мостик над колодцем.

В настоящее время нет возможности попасть внутрь этих ворот, поэтому посетителям приходится идти левее вдоль стен до других ворот, построенных в XVII веке. Современный вход в замок находится в южной стене и над опускающейся решеткой есть надпись на гаэльском: «Пока внутри есть МакРи, Фразеры никогда не останутся снаружи».

МакРи — древний шотландский клан, который когда-то жил на земле клана Фразеров. Считается, что на замке Фразеров была надпись «Пока жив хоть один Фразер внутри, не стоять МакРи снаружи».

Шотландия очень рельефная страна. Мы можем найти много высоких гор и глубоких озер, и те, и другие являются удобным месторасположением для замка. Существует большое количество замков, которые так же, как и Эйлен Донан стоят на островах. Это обеспечивало определенную защиту, по крайней мере, до тех пор, пока в странах не началось активное строительство флота. 

Одной из архитектурных особенностей средневековой Шотландии является очень большая толщина стен. У  донжона она около 4 метров, а толщина стен самого замка иногда доходит до 14 метров. В замке три этажа. На первом этаже при стройки находится кухня. В нее можно попасть как из самого замка, так и снаружи. На втором этаже замка располагаются залы. Подъем на третий этаж идет по каменной спиральной лестнице. Здесь находятся шесть спален, каждая называется именем своего бывшего обитателя. Через деревянную дверь одной из спален можно попасть на стену замка, откуда можно попасть на кухню, спустившись вниз по лестнице. 

Англия/Уэльс.

Следует пояснить, почему я объединила эти две страны. Как было сказано вначале, для меня наиболее интересным этапом развития средневековой архитектуры оказался период перехода от Романского к Готическому искусству. А в это время Англия и Уэльс были объединены под правительством Короля Англии Эдуарда I, который был заменит строительством большого количества замков в Северном Уэльсе. Эти замки, наряду с английскими, вошли в сферу моего исследования.

Слово «замок» пришло в английский язык от нормандских завоевателей, которые принесли в Англию многочисленные замки. С помощью этих, тогда еще примитивных оборонительных построек, Вильгельм Завоеватель обеспечивал контроль над страной. Первые английские фортификации строились из земли и дерева, состояли из башни на вершине насыпного холма, вырытого вокруг нее рва и небольшого внутреннего двора, огороженного земляным валом или частоколом. Но довольно быстро эти сооружения стали заменяться масштабными каменными постройками. Замки Эдуарда I имеют свои определенные особенности, о которых я расскажу на примере замка Карнарвон.

Замок Карнарвон один из наиболее впечатляющих замков Уэльса и одна из величайших крепостей Европы. Его название в переводе с валлийского означает «замок напротив Англии». Он расположен на полуострове в проливе Менаи. Карнарвон является неизменным символом сопротивлению Уэльса против владычества Англии, а в настоящее время — это административный центр Великобритании. Замок отлично сохранился и стал одним из известнейших мест паломничества туристов в Уэльсе, а также местом проведения национальных фестивалей. Архитектором замка стал Мастер Джеймс из Сент-Джорджа.

Карнарвон был построен Эдуардом I на месте бывшего норманнского замка. Последний располагался в восточной части нынешнего замка, поэтому эта часть несколько выше. В целом план замка следует очертаниям скал, на которых он расположен. Главной особенностью этих замков является отсутствие донжона.

В замке девять многогранных башен, что отличает этот его от других замков Уэльса, построенных Эдуардом I, два дворика Верхний и Нижний, в которые можно попасть, пройдя через главные ворота и несколько построек. Стены города, на границе которого расположен замок, отстраивались параллельно со строительством самого замка. Во время первого этапа строительства был вырыт ров, который отделил будущий замок от города. Городские стены были закончены в первый два года вместе с частью крепостных стен. В 1294 году валлийцы восстали против английских завоевателей, и город был захвачен. Ров не был большим препятствием, и потому во время восстания замок пострадал.

После этого начался второй этап строительства. Во-первых, была сооружена северная стена, затем несколько препятствий, чтобы попасть в итоге в Нижний дворик. Среди них были: два моста через ров, пять дверных проемов и шесть опускающихся решеток. Окончательный вид, его мы можем видеть сейчас, замок приобрел в 1323 году. Замок так и не был завершен и до сих пор видны соединительные мостики к так и не построенным стенам.

Наиболее впечатляющая башня замка — Башня Орла, украшенная наверху тремя маленькими башенками. На западе через Башню Орла можно было получать припасы с моря. Наверху каждой из башенок видно изображение орла, а сами стены башен замка своей многогранной формой напоминают стены Константинополя. Эдуард I был ярым крестоносцем и, видимо, Римская империя не давала ему покоя. Замки этого периода до сих пор являются прекрасными примерами Дороманской и Романской архитектуры.

Глава IV. Различие средневековых замков стран Западной Европы.

Изучив большое количество замков разных стран западной Европы, я нашла в каждой стране свои архитектурные особенности, которые объединяют замки и позволяют определить, где расположен замок. Первая, самая заметная особенность – это расположение замка. Замки Австрии и Германии расположены в основном на вершинах гор, поскольку рельеф стран этому способствует. Французские замки чаще всего находятся в долине, английские – на возвышениях или насыпных холмах у границ городов, а группа замков Шотландии, о которой идет речь, располагается на островках и берегах многочисленных озер.

Следующая особенность, которую можно выделить – размер и форма замка в плане. В этом случаи Германия и Австрия снова похожи, замки этих стран, вместе и английскими, поражают нас своими громадными размерами. Только германские замки почти всегда имеют в плане форму треугольника, австрийские – вытянутого прямоугольника, а форма английских замков повторяет форму местности, на которой они находятся. Французские замки не такие большие, определенной формы у этих замков нет. А замки Шотландии небольшие, по сравнению с остальными, и повторяют форму острова или изгиб берега, на котором они располагаются.

Так же можно говорить о стенах замков. Первое место по толщине стен занимают шотландские замки. В некоторых замках они доходят до 20 метров. Замки Германии имеют высокие стены, вырастающие из скал. Нижние окна замка находятся очень высоко, что обеспечивает лучший уровень обороны замка. Стены австрийских замков не так высоки, но они тоже как будто врастают в горы. Замки Франции очень часто состоят непосредственно из здания самого замка, не имея ограждения вокруг него. Но там, где внешние стены есть, мы впервые можем наблюдать барбакан — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость. Что касается замков Эдуарда I, их стены обязательно имеют зубцы сверху и большое количество бойниц, что тоже говорит об уровне обороны станы.

Наряду с стенами, можно несколько слов сказать и о входах в замок. В Германии вход расположен в одной из вершин треугольника. Чаще всего для строительства замка выбирают гору, окруженную рекой, в таких замках обязательно существует как минимум два выхода к воде, обычно, оба тайных. Замки Уэльса имеют несколько входов. Это обусловлено в первую очередь тем, что замок располагается непосредственно у города. Шотландцы очень хорошо защищают свой вход. Чтобы войти в замок, необходимо пройти решетки, мостики и даже колодцы. В французских замках, как уже было сказано, существуют многочисленные барбаканы, что позволяет лучше защищать вход. А замки Австрии рекордсмены по количеству ворот, которые необходимо пройти для того, чтобы попасть на территорию замка. Эти ворота, расположенные друг за другом, располагаются вокруг стен замка. Самое большое количество ворот в мире имеет замок Гохостервиц. Их насчитывается 14, причем каждые ворота имеют свое название и интересную историю.

Пару слов можно сказать и о дворах замков. Германские замки, несмотря на свой громадный размер, имеют небольшие два или три двора. Это кардинально отличает их от австрийских, в которых двор занимает большую часть территории замка. Та же ситуация у английских замков, только у них дворов обычно два. В замках Франции дворы есть, но в них нет никакой определенной особенности, которая могла бы отличать их от замков других стран. А в шотландских замках дворы очень маленькие. Это зависит, конечно же, от небольшого размера замка.

Ну и наконец, последняя особенность, очень ярко отличающая замки Эдуарда I от всех остальных средневековых замков западной Европы. В этих замков нет основной части, из которой обычно и возникают сами замки. В замках Уэльса мы не находим донжона – основной башни замка, вокруг которой строятся стены и остальные постройки.

Заключение

Итак, целью моей работы являлось изучение замков и сравнение средневековой архитектуры стран западной Европы. Мои задачи — рассказ об этапах развития и стилях средневекового искусства, описание особенностей средневековой архитектуры в странах западной Европы, изучение конкретных замков каждой из стран и сравнение архитектуры средневековых замков в разных странах западной Европы. Проведя исследование, я выполнила все поставленные задачи и достигла своей цели – прикоснулась к культуре одной из самых загадочных эпох и действительно окунулась в атмосферу того времени. Нужно сказать, что это исследование позволило мне сделать выводы не только об архитектурных особенностях замков, но и об историях их строительства, исторических событиях, свидетелями которых они стали, о средневековой жизни феодала, о взаимоотношениях между странами Западной Европы и т.д. И все-таки Средние Века остаются большой загадкой для исследователей. Даже об архитектуре того времени мы знаем не так много. Большинство литературных источников, которые я изучала, дали мне представление об этой эпохе, но не помогли мне в изучении архитектуры. Поэтому эти выводы могут стать основой для продолжения исследовательской работы, для более углубленного изучения вопросов архитектуры.

Список литературы

Т.В. Ильина – «История искусств. Западноевропейское искусство»

Энциклопедия «HYPERLINK «http://gym1505.ru/node/16701″Всеобщая История Архитектуры — Западная Европа — Средние Века»

А.Ю. Низовский – «Средние века»

«The art of Gothic» и «The art of Romanesque» — «architecture, sculpture,  painting» Рольфа Томаса (изд. Konemann, на англ.языке)

Интернет портал — Замки и крепости средневековья. Электр. данные – 2007-2012. Режим доступа: HYPERLINK «http://www.allcastles.ru/»http://www.allcastles.ru/

HYPERLINK «http://gym1505.ru/node/20022″А.Лисицына, В.Олейниченко – «Знаменитые замки Европы»

Архитектурные планы и изображения конкретных замков

Т.В.Ильина. История Искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2000

Лисицына А.С., Олейниченко В.Р. Знаменитые Замки Европы. М.: Эксмо, 2012. С. 138

(Электронный ресурс) Замки и крепости средневековья. Электр. данные – 2007-2012. Режим доступа: HYPERLINK «http://www.allcastles.ru/»http://www.allcastles.ru/, свободный, данные соотв. 17.01.13

Лисицына А.С., Олейниченко В.Р. Знаменитые Замки Европы. М.: Эксмо, 2012. С. 182

(Электронный ресурс) Замки и крепости средневековья. Электр. данные – 2007-2012. Режим доступа: HYPERLINK «http://www.allcastles.ru/»http://www.allcastles.ru/, свободный, данные соотв. 07.02.13

(Электронный ресурс) тот же. Данные соотв. 09.02.13

Лисицына А.С.,указ.соч. С. 86

(Электронный ресурс) тот же. Данные соотв. 09.02.13

Лисицына А.С.,указ.соч. С. 6

(Электронный ресурс) тот же. Данные соотв. 11.02.13

PAGE \* MERGEFORMAT 14