Среднего профессионального образования Республики Коми

Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Коми

“Коми республиканский агропромышленный техникум”

Инновационный проект

на 2011-2013 годы

Разработка системы активизирующих методов профессиональной ориентации в

ГАОУСПО РК “Коми республиканский агропромышленный техникум”

Руководитель проекта:

Савинова Светлана Стефановна

директор,

конт.тел (882130) 7-15-75

Исполнители:

Муравьев Андрей Александрович,

зам.директора по УВР

Мухина Галина Сергеевна,

методист,

Точилов Вячеслав Анатольевич,

зам.директора по ПО

Ковалева Елена Георгиевна,

зав.кабинетом профессионального

самоопределения молодежи,

конт.тел. (882130)7-13-94

Бубнова Валентина Николаевна,

Зам.директора по УР

конт.тел. (882130)7-15-75

Республика Коми

2012

Содержание

инновационного проекта

на 2011-2013 годы

Разработка системы активизирующих методов профессиональной ориентации в

ГАОУСПО РК “Коми республиканский агропромышленный техникум”

Введение3

Направление 1.5

Повышение привлекательности учреждения профессионального образования для социального окружения5

Направление 2.11

Разработка и внедрение системы профессиональной работы с абитуриентами11

Направление 3.19

Разработка и внедрение системы адаптации первокурсников19

Направление 4.25

Развитие службы профориентации и мониторинг результативности её работы25

Заключение31

Введение

Настоящий инновационный проект составлен для участия в конкурсном отборе инновационных проектов “Разработка системы активизирующих методов профессиональной ориентации в образовательных учреждениях профессионального образования” в целях реализации долгосрочной республиканской целевой программы “Модернизация системы профессионального образования в Республики Коми (2012-2015 годы)”.

Инновационный проект техникума включает Введение и Программу действий по реализации основных направлений проекта:

— повышение привлекательности учреждения профессионального образования для социального окружения;

— разработка и внедрение системы профессиональной работы с абитуриентами;

— разработка и внедрение системы адаптации первокурсников;

— развитие служб профориентации и мониторинг результативности её работы.

В разработке инновационного проекта участвовали:

Савинова С.С. – директор ГАОУСПО РК “КРАПТ,”

Точилов В.А. – заместитель директора по производственному обучению,

Муравьев А.А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

Мухина Г.С. – методист,

Короткова Л.В. – заведующая отделением,

Каликова Т. В. – методист,

общая редакция — Бубнова В.Н., заместитель директора по учебной работе,

Хазиева Ю.А., секретарь.

Программа деятельности

ГАОУСПО РК “Коми республиканский агропромышленный техникум”

по реализации основных

направлений инновационного проекта

Направление 1.

Повышение привлекательности учреждения профессионального образования для социального окружения

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми “Коми республиканский агропромышленный техникум” является крупнейшим и единственным образовательным учреждением среднего профессионального образования агропромышленного профиля в Республике Коми.

Техникум расположен на живописной левобережной террасе реки Сысолы в административном центре – селе Выльгорт Сыктывдинского района в 5 км от города Сыктывкара. Сельское расположение техникума вносит особый колорит в восприятие любого человека, приходящего в техникум.

В 2012 году ГАОУСПО РК “КРАПТ” отмечает 90-летие со дня образования. Сегодня образовательное учреждение стремительно развивается, обновляя свой внешний и внутренний облик, пополняя содержание образовательных программ, научно-методического и материально-технического оснащения. Техникум входит в состав участников Национального реестра “Ведущие образовательные учреждения России,” в 2011 году вошел в сотню лучших ССУЗов России и награжден золотой медалью “Европейское качество,” второй год подряд является лауреатом республиканского конкурса “Лучшее образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Коми”. Значимыми являются победы в следующих конкурсах: серебряная медаль на Всероссийском конкурсе “Мир молодости,” III место в III Открытом Всероссийском конкурсе творческих работ “Байконур-Земля-Вселенная”, диплом Всероссийского конкурса “Лучший урок письма в номинации “Письмо на космическую орбиту,” студенческая компания “Эмбур” победила в Х ярмарке студенческих компаний Республики Коми, две премии общественного признания “Золотая птица”.

В соответствии с мониторингом востребованности специалистов на рынке труда Республики Коми анализ ситуации показывает, что:

— специальности и профессии, по которым техникум организует образовательную деятельность, — востребованы на предприятиях и в хозяйствах Республики Коми;

— значительное количество выпускников техникума занимают должности главных специалистов и руководителей среднего звена, предприятия агропромышленного комплекса и более чем наполовину, укомплектованы рабочими кадрами из числа выпускников ГАОУСПО РК “КРАПТ”;

— представители ряда крупных сельскохозяйственных предприятий, предприятий среднего и малого бизнеса бывают не вполне удовлетворены уровнем профессиональной и социальной компетентности выпускников;

— сельскохозяйственное производство не является привлекательным для абитуриентов ввиду низкой зарплаты на селе, тяжелых условий труда и сложностей проживания в сельской местности;

— имеется большая потребность в переподготовке рабочих кадров в связи с переходом предприятий АПК на современные технологии производства сельскохозяйственной продукции с использованием новой современной высокотехнологичной техники и оборудования.

В этих условиях привлечение внимания к специальностям и профессиям техникума осуществляется через программу профессиональной ориентации молодежи.

В техникуме разработана и успешно действует система социального партнерства, которая позволяет наиболее полно учитывать интересы, склонности и способности выпускников в соответствии с их профессиональными интересами, а также способствует приведению образовательных программ техникума в соответствие с потребностями рынка труда и запросами работодателей.

Для получения практических знаний, умений и навыков на производственных практиках заключены договоры с базовыми предприятиями по каждой специальности и профессии.

На квалификационные преддипломные практики обучающиеся направляются по более чем 120 договорам на предприятия Республики Коми с возможностью дальнейшего трудоустройства на этих предприятиях. В период производственных практик специалисты и руководители хозяйств имеют возможность непосредственно оценить как профессиональные, так и личностные качества обучаемого.

Такая система позволила техникуму добиться хороших показателей в трудоустройстве выпускников. Так, в 2011 году 97% выпускников техникума трудоустроились в течении первых трех месяцев после выпуска. Большая численность предприятий, сотрудничающих с техникумом в практической подготовке обучающихся, влияет на имидж техникума у работодателей.

В укреплении положительного имиджа техникума большую роль играет участие самих работодателей в жизни техникума. Так, работодатели включены в состав Наблюдательного совета. Это позволяет им участвовать в решении вопросов приобретения техники, внедрения новых технологий, проведения ремонта лабораторий, кабинетов и мастерских, а также в промежуточной и итоговой аттестациях и своевременно вносить корректировки в рабочие программы и учебные планы обучения с учетом замечаний и предложений работодателей. При проведении конкурсов профессионального мастерства на базе производственных предприятий работодатели принимают участие в качестве судей, входят в состав жюри и оценивают подготовленность обучающихся – участников профессиональных конкурсов.

Важную роль в создании положительного имиджа техникума имеет информационный аспект, который представлен следующим образом:

1. Использование телевидения и интернет-ресурсов:

Выпуск видеороликов о техникуме на республиканском телевидении;

— Размещение информации об условиях приема на сайте техникума;

— Размещение и систематическое обновление информации о жизни техникума (проведении мероприятий, соревнований, конкурсов и т.п.) на сайте техникума;

— Использование социальных сетей для информирования о техникуме.

2. Реклама техникума в печатных средствах массовой информации:

— Объявления о новом приеме;

— Опубликование статей о преподавателях и студентах, достигших побед на Республиканских, Всероссийских смотрах-конкурсах;

— Опубликование статей о ветеранах техникума.

— Распространение внутритехникумовской газеты “Вербум” по школам Сыктывдинского района.

3. Реклама техникума в социальном окружении:

— Участие в ярмарках учебных мест;

— Организация встреч с выпускниками школ;

— Организация встреч с родителями выпускников школ;

— Оказание услуг населению (образовательных, реализация продукции, производимой в техникуме, услуги ветеринарной клиники и т.п.).

— Проведение Дней открытых дверей техникума;

— Проведение совместных мероприятий со школами с.Выльгорт;

— Приглашение школьников города и районов на культурно-массовые мероприятия, проводимые в техникуме;

— Проведение на базе техникума республиканских спортивных мероприятий, научно-практических конференций, форумов;

— Участие во Всероссийских, Республиканских, районных и сельских мероприятиях;

— Проведение волонтерских акций в населенных пунктах;

4. Экскурсии, организуемые в музеи техникума – боевой и трудовой славы, патологоанатомические и этнографический, для ознакомления с историей и своеобразием техникума.

На протяжении десятка лет организуется профильное обучение школьников на базе школ и техникума в селе Выльгорт Сыктывдинского района по договору с районным отделам образования. Учащиеся старших классов школ выбирают профильный класс и обучаются по выбранному курсу преподавателями и мастерами производственного обучения с использованием материально-технической базы производственного обучения техникума.

Участие профессиональных династий в профориентационной работе – еще одно из интересных направлений в совместной деятельности. Связь с родителями обучающихся – бывшими выпускниками техникума, с передовыми производственниками, встречи с ними, акцент на их производственных достижениях, является возможностью полнее раскрывать значимость профессий и специальностей.

Важным нововведением в формировании положительного имиджа техникума для подготовки кадров, удовлетворяющих потребности инновационно-развивающейся экономики Республики Коми, является создание Учебного ресурсного центра, основное значение которого состоит в системной работе по профильному обучению и профессионально-производственной подготовке кадров для агропромышленного комплекса Республики Коми. Создание Учебного ресурсного центра включено в республиканскую программу “Модернизация системы профессионального образования в Республике Коми (2012-2015 годы)” в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 30.09.2011 № 434.

Задачи Учебного ресурсного центра (УРЦ):

1.Организация сетевого взаимодействия профессиональной подготовки агропромышленного направления по подготовке рабочих профессий, использующих высокопроизводительные технологии в растениеводстве, животноводстве, механизации сельского хозяйства.

2.Расширение спектра основных и дополнительных образовательных услуг обучающимся техникума.

3.Налаживание тесных связей с предприятиями агропромышленного комплекса Республики Коми и привлечение социальных партнеров к подготовке кадров с учетом потребностей экономики Республики Коми.

4.Концентрация профессиональных технологий в области производственного обучения.

5.Системная и поэтапная работа с образовательными учреждениями по профильному обучению, создание творческой экспериментальной площадки профильного обучения, формирование пред профильных компетенций выпускников школ.

6.Подготовка и переподготовка мастеров производственного обучения профильных образовательных учреждений, работников предприятий АПК РК в УРЦ как ста жировочной площадке по обучению, подготовке и переподготовке кадров.

7.Разработка и апробирование инновационных моделей хозяйствования и производства сельскохозяйственной продукции.

8.Увеличение финансовых потоков, развитие многоканальности финансирования для расширения и модернизации материально-технической базы образовательного учреждения.

Учебный ресурсный центр и его создание позволят:

— оптимально сочетать базовое и профильное образовании;

— внедрять принцип выборности ряда профильных курсов;

— предоставлять выпускникам общеобразовательных школ информацию о востребовательности кадров различных профилей для агропромышленного комплекса Республики Коми.

Таблица 1

Индикаторы оценки эффективности и результативности деятельности техникума

№ п/п

Индикатор

Факт (по годам)

2011 год

2012 год

2013 год

1

2

3

4

5

1.

Трудоустройство выпускников

97%

>90%

>90%

2.

Средства, вложенные в укрепление учебно-материальной базы техникума

2 500 000

5 000 000

6 000 000

3.

Средства на выполнение программы рекламной компании

70 000

90 000

100 000

4.

Участие во всероссийских, республиканских смотрах-конкурсах, конференциях

Количество участников – 210, в 52 конкурсах, из которых 37 – победители

Количество > 200

Количество > 200

Таблица 2

Инструктивно-методические документы учреждения профессионального образования

№ п/п

Наименование документа

Краткое содержание документа (аннотация)

Сроки

разработки

введения в действие

1

2

3

4

5

1.

Положение об Учебном ресурсном центре

Цель создания Учебного ресурсного центра, его задачи. Основные направления деятельности.

I квартал 2012 года

II квартал 2012 года



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст