Спрос и предложение, равновесие и эластичность на индивидуальных

Раздаточный материал к теме «Спрос и предложение, равновесие и эластичность на индивидуальных рынках» по дисциплине «Экономика»

Рисунок 1. Спрос на индивидуальном рынке. Действие ценовых и неценовых факторов.

Рисунок 2. Предложение на индивидуальных рынках. Действие ценовых и неценовых факторов.

Рисунок 3. Равновесие на индивидуальных рынках.

Эластичность как экономическая категория. Виды эластичности.

Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение спроса на товар при изменении его цены. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах к относительному изменению цены:

EMBED Equation.3

Поскольку объем спроса при увеличении цены снижается, то ΔQ/ΔP<0,поэтому обычно перед правой частью вводят знак минус.

Различают точечную и дуговую эластичность. Точечная эластичность (или эластичность в точке) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены.

EMBED Equation.3

если кривая спроса задана линейной функцией, т.е. Q=а-bp. То ее наклон будет -b. Подставив значение -b в вышеприведенную формулу получим, что

EMBED Equation.3

Это означает, что коэффициент эластичности принимает различные значения в разных точках на кривой спроса, несмотря на один и тот же наклон.

Дуговая эластичность определяется как средняя эластичность, или эластичность хорды, соединяющей две точки кривой спроса.

EMBED Equation.3

Значение коэффициента эластичности

Характер спроса

е=∞,

совершенно эластичен малое изменение цены ведет к бесконечно большому изменению объема спроса.

е=1

имеет единичную эластичность, изменение цены на 1% ведет к изменению объема спроса также на 1%.

0<е<1

спрос неэластичен, изменение цены на 1% сопровождается изменением объема спроса менее чем на 1%.

1>е>∞

спрос является эластичным поскольку имение цены на 1% приводит к изменению объема спроса более чем на 1%.

Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого. Коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения спроса на i-товар к относительному изменению цены j- товара.

EMBED Equation.3

Коэффициент перекрестной эластичности может быть положительным, отрицательным и нулевым.

Значение коэффициента

Тип товаров

е>0

товары i и j называют взаимозаменяемыми товарами или товарами субститутами. Например, чай, кофе.

е<0

товары называются взаимодополняемыми. Например, фотоаппарат и пленка.

е=0

такие товары называются независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса, на другой товар. Продукты питания и техника.

Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя. Коэффициентом эластичности спроса по доходу называют отношение относительного изменения объема спроса на i-товар к относительному изменению дохода потребителя:

EMBED Equation.3

Значение коэффициента

Тип товаров

е<0

товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

е>0

товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спроса на этот товар. Среди нормальных товаров можно выделить три группы.

0<е<1

Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов и потому имеет предел насыщения.

е>1

Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов и потому не имеет предела насыщения.

е=1

Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов, называют товарами второй необходимости.

НЕКОТОРЫЕ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА

По цене

По доходу

Бытовое электричество

для краткосрочного периода (SR)

для долгосрочного периода (LR)

Сигареты

Кофе

Посуда

для краткосрочного периода (SR)

для долгосрочного периода (LR)

Радио-, телеприемники (SR)

Автомобили (LR)

Медицинские услуги

Жилье

-0,06

-0,52

-0,3

-0,15

-1,2

-1,3

-1,2

-0,2

-0,6

-0,4

+0,06

+0,88

+0,5

+0,29

Источник: Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. – М.: БИНОМ, 1998. – С. 14.

Тема 2. Предприятие как главный субъект микроэкономики.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ФИРМЫ

ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ

ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ

СТРУКТУРА ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА

Q3

P

0

D2

D1

Q4

Q1

P2

P1

Q2

0

D

D

Q2

Q1

P2

P1

P

Q

Q

P1

P2

P

S1

Q2

Q1

0

P1

P2

S2

S

P

Qe

Q2

Q

P2

Pe

P1

P

Q1

Q1

Q2

E=0

E=1

E

P

Q

E=∝

e>1

e<

0

M

B

A

P1

P

P2

Q2

Q

Q1

Проблема

НАЙТИ ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ФАКТОРОВ

ОПРЕДЕЛИТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ МАСШТАБ ПРОИЗВОДСТВА

РЕШЕНИЕ

Как влияет изменение объема факторов на объем выпуска

Как влияют технология и цены факторов на издержки производства

Выбор технологии

Выбор объема выпуска

Максимальные издержки при данном объеме выпуска

Максимальный объем выпуска при данных ресурсах

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА

Задача производителя

Поведение производителя

Предмет анализа

Формирование кривой предложения

Объект анализа

ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Описывает определенную технологию

Описывает альтернативные варианты использования факторов

Отражает границы рационального использования ресурсов «экономической области» от цены



Страницы: 1 | 2 | Весь текст