Справочник тверь 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Институт непрерывного образования

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Справочник

ТВЕРЬ 2011

УДК 378.147

ББК Ч480.245

С56

Автор — составитель О. Н. Хохлова

С 56 Современные образовательные технологии в вузе: справочник/ автор — составитель канд. ист. наук, доц. О.Н. Хохлова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. – 44с.

Справочник содержит 30 небольших статей, раскрывающих основные направления совершенствования образовательного процесса и интерактивные технологии обучения в высшей профессиональной школе.

Предназначен для преподавателей, не имеющих педагогического образования, магистрантов и студентов педагогических направлений подготовки.

УДК 378.147

ББК Ч480.245

© Тверской государственный

университет, 2011

© О.Н. Хохлова, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………4

Раздел 1. Современные методологические подходы………………….5

Педагогическая технология………………………………………………5

Детерминанты эффективной педагогической деятельности…………….7

Дидактика…………………………………………………………………7

Дистанционное обучение…………………………………………………7

Дифференцированное обучение…………………………………………9

Интерактивное обучение…………………………………………………9

Инновационные методы обучения……………………………………..10

Модульное обучение………………………………………………………13

Разноуровневое (дифференцированное) обучение……………………..14

Технология инновационного образовательного процесса……………..15

Личностно-ориентированное обучение………………………………..17

Проблемное обучение……………………………………………………18

Программированное обучение………………………………………….20

Концентрированное обучение………………………………………….20

Поисковые и исследовательские технологии………………………….21

Раздел 2. Современные методы обучения…………………………..22

Активное слушание……………………………………………………..22

Дискуссии………………………………………………………………..22

Игровые методы обучения………………………………………………24

Занятия с применением затрудняющих условий………………………26

Методы активизации традиционных лекционных занятий…………..27

Проблемная лекция………………………………………………………27

Лекция-визуализация……………………………………………………..29

Лекция вдвоем……………………………………………………………29

Лекция-консультация……………………………………………………31

Лекция с запланированными ошибками……………………………….31

Методы группового решения творческих задач………………………..32

Метод case-study…………………………………………………………..33

Метод проектов………………………………………………………….34

Портфолио……………………………………………………………….36

Тренинг…………………………………………………………………..38

Технологии контроля степени сформированности компетенций……..39

Список использованной литературы………………………………..42

Предисловие

Государственные образовательные стандарты нового поколения, с одной стороны, расширяют возможности вузов в разработке рабочих программ, с другой – значительно повышают ответственность преподавателя и вуза в целом за качество обучения. Главными характеристиками выпускника являются мобильность и компетентность. В связи с этим акценты при изучении дисциплин переносятся на сам процесс познания. Успешность достижения этой цели зависит от познавательной активности самого студента. Главной задачей преподавателя является создание условий для превращения студента в активного участника процесса профессионального становления, что подразумевает:

создание новых учебных и учебно-методических пособий;

организацию продуктивного взаимодействия в ходе аудиторных занятий;

организацию самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

придание всему процессу обучения поисково-творческого характера.

Происходит изменение характера преподавательской деятельности. Педагог вуза не только сообщает студентам учебную информацию, но помогает определить им пути, формы, способы приобретения знаний, направляет их самостоятельный поиск в нужное русло, выявляет и помогает преодолевать проблемы, дает советы по использованию научных знаний в решении прикладных задач, организует процедуру оценки и самооценки уровня сформированности необходимых умений и навыков. Иначе говоря, преподаватель все больше выступает не только как специалист в той или иной области науки, но и как профессионал в деле организации образовательного процесса.

Особое внимание в ФГОС уделяется использованию инновационных, активных и интерактивных методов обучения. В этих условиях на первое место выходит профессионализм преподавателя, его компетентность в теории педагогики высшей школы и методики обучения.

Настоящий справочник адресован в первую очередь преподавателям, не имеющим базового педагогического образования. Он состоит из двух разделов. Первый посвящен наиболее актуальным теоретико-методоло-гическим аспектам образовательных технологий. Во втором дается краткая характеристика активных и интерактивных технологий, способов и приемов, используемых при формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов высших учебных заведений.