Справочник для подготовки к егэ. Часть С. Для ответа к заданию э

Справочник для подготовки к ЕГЭ. Часть С.

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

C1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерии оценки сочинения.

Критерии оценивания ответа на задание С1

1

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблемы исходного текста.

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована,

но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста

0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,

или

позиция автора исходного текста не сформулирована.

0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).

1

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

Или

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы

0

2

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли.

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

0

III

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм.

ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

0

К9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

2

допущена 1 ошибка

1

допущено более 1 ошибки

0

К10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2 – 3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К11

Соблюдение этических норм

Этических ошибок нет

1

Допущены этические ошибки (1 и более)

0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Этических ошибок нет

1

Допущены этические ошибки (1 и более)

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)

21

А вот что советует выпускница, сдавшая ЕГЭ по русскому на «5», в своём блоге:

«В этой теме я постараюсь рассказать о том, как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С) на 21 балл. Подробный план ЕГЭ сочинения.

Первое, что необходимо помнить при выполнении этого задания, — Вы пишете сочинение по конкретному тексту. Отвлечение от темы и отсутствие параллели с предложенным в задании текстом — самые распространенные ошибки выпускников.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Позиция автора

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения — не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.

Во введении Ваша главная задача — подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: «Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему …»

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема — это вопрос, которым задается автор.

Самый верный способ определить в тексте проблему — найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.

И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий — это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.

Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.

Рекомендую Вам обратить самое пристальное внимание именно на комментарий к проблеме, поскольку он хорошо получается у выпускников очень редко.

Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно, сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

Я полностью согласна с мнением автора данного текста о том, что речь человека играет чрезвычайно важную роль в формировании его целостного образа.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.

Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.

Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.

Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль».

Итак, начинаем работать над сочинением:

Что такое проблема?

1. Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной).

Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.

Выделяют различные категории (виды) проблем.

Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:

1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.

Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,

Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или

Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в …

Тебе поможет начать сочинения и такая фраза:

Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: …2.Можно указать № предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

2. Что значит «прокомментировать» проблему?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст