Специальная программа для экономик центральной азии (спека) Втор

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЭКОНОМИК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (СПЕКА)

Вторая сессия проектная рабочая группа по торговле

Берлин, Германия, 12 ноябрь 2007

SPECA/PWG-Trade/2007/RU/4

Модернизация посредством региональной торговой интеграции cтран Центральной Азии в целях привлечения инвестиций и новых технологий

Правительства стран Центральной Азии определяют свои внешнеторговые политики по-разному, но они имеют как минимум две общие цели: модернизация и быстрое развитие. Правительство одной страны может выбрать путь либерализации, а другой развитие новых отраслей промышленности, но их основной целью является привлечение инвестиций, направленных на развитие промышленности, технологий и подготовку кадров – также как и Китай прошел путь модернизации. Привлечение иностранных инвестиций, в свою очередь, зависит от правильного выбора внешнеторговой политики, т.е. от того, увидят ли инвесторы возможность прибыльного сбыта своей продукции. Для этого правительства должны учитывать целый ряд вопросов экономической и торговой политики, в том числе развитие региональной торговой интеграции. Семь стран, не имеющих выхода к морю Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, которые относятся к Центральной Азии, получат возможность привлечения иностранных инвестиций и технологий, если объединят свои ресурсы, усилия и рынки.

Центральная Азия обладает огромным потенциалом для улучшения благосостояния населения: изобилие природных ресурсов, квалифицированная рабочая сила, и ненасыщенный рынок. Однако для полноценного использования этого потенциала необходимо еще очень многое сделать, в особенности в области регионального сотрудничества, которое будет способствовать интеграции рынков и сократит экономическое расстояние между основными торговыми и экономическими центрами. Также региональное экономическое сотрудничество поможет сократить риск политической неустойчивости и давления, что является основным сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов. Региональное сотрудничество или интеграция создадут возможности для эффективного разделения труда, наряду с иностранными инвестициями в каждой стране, направленными на производство определённых видов товаров, которые впоследствии будут распространяться в регионе.

Как ни странно, потоки капитала в настоящее время идут из быстрорастущих, но менее развитых экономик Китая, России, Индии и некоторых других регионов, таких как Центральная Азия, в старые индустриальные страны с более развитыми экономиками. Поэтому для привлечения иностранных инвестиций и технологий необходима изобретательность и хорошо разработанная стратегия развития. Все страны, которые продемонстрировали значительный экономический рост за последние 20-30 лет (Китай, Ирландия, Южная Корея и др.), активно развивали региональную и международную торговлю. В связи с этим, странам Центральной Азии необходимо определить свои стратегии по региональному сотрудничеству и интеграции, которые будут способствовать эффективному использованию существующих ресурсов. Усиление регионального сотрудничества и более эффективное использования имеющихся возможностей, увеличит экспортный потенциал в странах, являщимихся ведущими торговыми партнерами, таких как Европейский Союз и Россия (см. Рис. 1).

По сравнению с Европой и Россией регион имеет ряд значительных преимуществ: низкооплачиваемая, но квалифицированная рабочая сила, низкий уровень насыщенности рынка, который можно «насытить» посредством вложения инвестиции в местное производство.

EMBED Excel.Chart.8 \s

Рис.1. Торговые партнеры стран Центральной Азии, Азербайджана и Афганистана (2005) (Источник: база данных ООН «UN COMTRADE»)

Сотрудничество и торговля с промышленно развитыми странами является очень важным. В то же время, открытие местных рынков для крупных стран-производителей потребительских товаров несет в себе угрозу снижения объемов местного промышленного производства и еще большей ориентации экономик на экспорт сырья и энергоносителей. Однако, интенсивная добыча природных ресурсов не приводит к увеличению рабочих мест и развитию профессиональных навыков в регионе, а, напротив, создает “серьезный риск” долгосрочного развития и модернизации. Что уже создаёт проблемы экологического, социального и другого характера в странах Центральной Азии.

В данной работе мы видим два пути развития для достижения региональной торговой интеграции: согласование, а также возможная гармонизация существующих торговых соглашений и применение мер по упрощению процедур торговли на региональном уровне. Нашим аргументом является то, что региональное сотрудничество и упрощение транспортных операций должно быть первостепенным в ликвидации существующих барьеров в движении товаров с сопроводительной информацией и документацией. Более того, необходима разработка правовой основы (международных соглашений) для свободной торговли на региональном уровне, а также объединение общих усилия по вступлению в ВТО, и продвижения общих интересов на международный рынок.

Упрощение процедур торговли и транспорта в Центральной Азии

Для повышения прибыли от торговли и привлечения инвестиций, странам региона необходимо сократить стоимость экспортных и импортных операций, которые являются одними из самых высоких в мире (см. таблицу 2). В особенности, необходимо уделить внимание согласованию и упрощению процедур торговли и вопросам транспорта на региональном уровне, посредством применения международных стандартов и наилучшей практики. Также необходимо улучшить поток торговой информации, процесс прохождения границ и инфраструктуру. Согласно специалистам, основными барьерами, препятствующими торговле, являются: неэффективность и плохое состояние торговых путей; затягивание таможенных процедур; недостаточная координация между таможнями стран и между различными контролирующими органами внутри каждой отдельной страны; отсутствие современной системы, обеспечивающей эффективный обмен информацией; высокая стоимость таможенной очистки и транзитных сборов; неофициальные платежи; недостаточно развитая транспортная инфраструктура. Все это является причиной того, что стоимость экспортных и импортных операций в странах Центральной Азии одна из самых высоких в мире (см. таблицу 2). Стоимость экспорта в 6-11 раз выше, чем в Сингапуре и в 2,5-7 раза выше, в то время как стоимость импорта выше в 6-12 и в 2-4 раза с указанными странами.

Таблица 2: Стоимость экспортно-импортных операций в 2006г.

Экспорт

Импорт

количество документов

время

(в днях)

стоимость (US$ за контейнер)

количество документов

время

(в днях)

Стоимость (US$ за контейнер)

Афганистан

7

66

2500

11

88

2100

Азербайджан

7

69

2275

18

79

2575

Казахстан

14

93

2780

18

87

2880

Кыргызстан

18

127

3032

Таджикистан

14

72

4300

10

44

3550

Узбекистан

10

44

2550

18

139

3970

ЕС в среднем

5

12

940

7

15

999

США

6

9

625

5

9

625

Сингапур

5

6

382

6

3

333

В среднем в мире

7

28

1192

10

34

1408

(Источник: база данных «Doing Business» Всемирного банка)

Существуют объективные причины данной ситуации: страны Центральной Азии не имеют выхода к морю, что в свою очередь, повышает фрахтовую стоимость торговых операций. Основной причиной является неэффективность торговых процедур. Применение международных норм, стандартов и наилучшей практики является необходимым. Нужно также создать общие пункты для пересечения границ, что должно быть чётко согласовано, а также продолжать работу по установлению органов упрощения процедур национальной торговли и транспорта на основе сотрудничества между государством и частным сектором. Существуют чрезмерные требования по документации, наряду со сложными и длительными процедурами сбора информации и очистки грузов (см. таблицу 2). Это задерживает процесс торговых операций и повышает их стоимость, что препятствует торговле и наносит ущерб обществу. Для сокращения этих издержек странам Центральной Азии необходимо предпринять меры по упрощению процедур торговли.

Значительные барьеры для торговли до сих пор существуют и согласно информации предоставленной торговцами и экспертами, работающими в данном регионе, эти барьеры включают в себя следующее:

Более длинные торговые маршруты: в связи с закрытием границ грузоперевозчики вынуждены использовать менее эффективные маршруты перевозок;

Недостаточная транспортная инфраструктура: автомобильные и железные дороги находятся в плохом состоянии и явно нуждаются не только в ремонте, но и в реструктуризации и переориентации, поскольку их основная часть была унаследована от бывшего Советского Союза и не отражает текущих торговых потребностей. Нынешние же уровни финансирования являются недостаточными для покрытия даже самых необходимых эксплуатационных затрат и затрат на техническое обслуживание. Необходимо применение международных правовых инструментов, таких как Конвенция МДП (1975), а также Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границе, которые до сих пор не оптимизированы. Также существуют организационные проблемы, связанные с транспортировкой, а именно: трудности в составлении расписания железнодорожной транспортировки контейнеров; оптимальное использование оборудования, а также перегруженность портов и отсутствие автоматизированного маршрута для поездов, проходящих через страны транзита.

Таможенная очистка и транзитные сборы: несмотря на широкомасштабные реформы, в сфере торговли по-прежнему сохраняются избирательные барьеры. В ряде стран транзитные грузы подлежат обязательному сопровождению таможенным конвоем, что является довольно дорогостоящим;

Отсутствие доверия между регулирующими органами и деловым сообществом: Торговцы, а в особенности челночники, до сих пор рассматриваются как потенциальные перевозчики контрабанды, а не как экономические субъекты, нуждающиеся в поддержке.

Затянутые и неэффективные таможенные процедуры: несмотря на недавно проведенные реформы, для прохождения таможенной очистки по-прежнему требуется целый набор различных документов и разрешений. Отсутствие унифицированной процедуры и единого документа, разъясняющего все необходимые шаги и требующиеся платежи, дополнительно усугубляет существующие трудности и расширяет возможности для вымогательства неофициальных платежей; Таможенный досмотр во многих странах представляет собой многошаговый контроль, осуществляемый несколькими официальными органами и состоит из: проверки документов; таможенной оценки; определения стоимости и оплаты таможенных пошлин; обмена иностранной валюты; инспекции и пропуска продукции. Эта система таможенного контроля создает заторы на границах. Также субъективность в контроле и пропуске продукции приводит к отсутствию прозрачности в регионе.

Сложная система получения лицензий Системы для выдачи разрешений и лицензий в странах региона часто основаны на нескольких не связанных друг с другом этапах, осложняя процедуры, и тем самым, повышая стоимость и задерживая процесс таможенного контроля. Существует разделения в интересах департаментов, и данный вопрос адресован концепцией Единого Окна.

Неофициальные платежи: перевозка груза до пункта его назначения требует многочисленных неофициальных платежей, которые могут достигать одной трети общей стоимости перевозки;

Потребность в современной информационной системе: Компьютеризированные системы таможенной очистки, включающие в себя не только электронный обмен данными (ЭОД) между различными таможнями, а также использование Интернета, применяется некоторыми странами, например Азербайджаном; различные донор институты, такие как Азиатский Банк Развития (АБР), разрабатывают проекты модернизации таможенных процедур и безбумажной торговли. Тем не менее, электронный обмен информацией (включая электронные таможенные декларации) до сих пор является редким явлением. И его введение не поддерживается национальным законодательством, не имеет системы поддержки (например, органов по Сертификации электронных подписей) в Центральной Азии.

Недавнее исследование торговых процедур в Кыргызстане, которое финансировало Германское агентство по технической помощи ГТЗ, подвело некоторые итоги, касающиеся страны с самым высоким уровнем либерализации торговли в регионе. Но, к сожалению, страна медленно продвигается в проведении реформ по улучшению бизнес климата. Большие затраты из-за регулирования экспорта и импорта имеют прямое воздействие на конкурентоспособность страны в сравнении с соседними странами. Для того, чтобы импортировать продукцию в Кыргызстан, требуется получить 18 видов документов, 27 подписей, и эта процедура может занимать около 127 дней. Для сравнения, 8 и 11 видов документов, а также 10 и 9 подписей требуются в России и Китае, такая процедура занимает 35 дней в России и 24 дня в Китае. Уровень затрат на логистику в Кыргызстане является одной из самых высоких в мире. Только затраты на транспортировку составляют 13% от объёма экспорта и 10% от объёма импорта (в Центральной Азии, только у Таджикистана показатели выше).

Упрощение процедур торговли начинается с выбора оптимальных процедур по сбору данных по торговле и формуляров. Анализ показывает, что значительную часть времени экспортно-импортных процедур составляет подготовка документации и формуляров (Рис.3). При том, что в общей стоимости операционных издержек доля затрат на сбор торговых документов невелика, но много времени уходит именно на их сбор.

Дешевая рабочая сила не компенсирует потери из-за данной неэффективности системы. Улучшение организации заполнения различных форм, а также уменьшение фактора субъективности в процессе контроля потока информации является необходимым для процветания торговли в регионе. Основной целью ЕЭК ООН является разработка стандартов и проектов по упрощению процедур торговли, включая продвижение концепции Единого Окна в международной торговле, которая приобретает широкую известность по всему миру. Недавно Кыргызстан, с существенной поддержкой со стороны ГТЗ, начал проект по установлению Единого Окна. Целью данного проекта является не только сокращение количества документов необходимых для разрешения международных торговых операций, но и, что особенно важно, уменьшение периода времени, которое требуется потратить на предоставление тех же данных для различных регулирующих официальных органов и деловых партнёров.

а) Экспортб) Импорт

EMBED Excel.Chart.8 \s Рис. 3. Длительность и стоимость экспортно-импортных операций в среднем по странам Центральной Азии, Азербайджану и Афганистану

(Источник: база данных «Doing Business» Всемирного банка)

Значительную часть стоимости экспортно-импортных процедур составляет перевозка и погрузочно-разгрузочные работы (Рис.3). Требуется обновление транспортного сектора, а также необходимость устранить и предотвратить незаконные действия, препятствующие эффективному функционированию транспортного сектора. Необходимо разработать общие правила для упрощения транзита через соседние страны. В этом случае, региональное сотрудничество и применение конвенции ЕЭК ООН по транспорту; применение норм, стандартов и механизмов, разработанных Центром Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям, будет содействовать региональной интеграции и привлечению инвестиций.

Стандарты по электронному бизнесу обеспечат большую прозрачность, безопасность и эффективность торговых потоков. Меры по упрощению торговых процедур повысят эффективность, как самой торговли, так и контроля грузопотоков, а это является очень важным в сложившихся условиях. Особенно это становится важным из-за возрастающих угроз, связанных с наркоторговлей и терроризмом (экспорт наркотических веществ из Афганистана и транзит через соседние страны) возрос в несколько раз с 2001 г. Конвенция МДП, которая предоставила практическую систему по транзитной торговле в Европе, начиная со Второй Мировой Войны до сих пор, не активно используется в странах Центральной Азии.

Её применение могло бы превратить недостаток стран, не имеющих выхода к морю в преимущество “стран транзита”. Одним из глобальных решений является Конвенция МДП, которая имеет большое преимущество над системами по региональному транзиту, предлагаемыми время от времени в регионе. Конвенция о согласовании условий контроля грузов на границе является еще одной Конвенцией, членами которой являются страны Центральной Азии. Данная конвенция предоставляет основу для построения «Интегрированного Управления на границе» для новых границ в регионе. В этом случае страны Центральной Азии столкнутся с двойной задачей, первая — это установление своих границ и органов для их контроля, вторая задача заключается в приведении мер по контролю границ, а также процедур, соответствующих современным требованиям.

Региональные и двусторонние соглашения о свободной торговле в странах Центральной Азии.

Уже существует база для региональной торговой интеграции. После краха плановой советской экономики, предпринимались попытки по установлению общего рынка в Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстана, Таджикистан), такие как: соглашения о свободной торговле в странах Евразийского экономического сообщества, ряд двусторонних соглашений стран СНГ (Приложение I). Поскольку эти соглашения знаменуют собой правильную тенденцию, они должны быть реализованы на всех уровнях, начиная от центрального правительства до пограничников, более четкие и согласованные правила и режимы торговли в регионе должны быть зафиксированы в соглашениях, эта информация может оказаться полезной для иностранных инвесторов, большое количество двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле должно быть систематизировано или, по возможности, объединено в один общий документ.

В 1994 году 11 стран СНГ подписали Соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое предусматривало отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле. Вместе с тем была оставлена возможность для установления изъятий, которые должны были быть разработаны в форме общего перечня и дополнены протоколом об их поэтапной отмене.

В 1999 году, не сумев достичь согласия, 11 стран подписали Протокол о «внесении изменений и дополнений» в Соглашение 1994 года. Данный протокол определял изъятия из режима свободной торговли, носящие временный характер, которые могут применяться на основе двусторонних документов. С момента вступления в силу Протокола 1999 года «не будут вводиться новые, дополнительно к ранее зафиксированным в двусторонних соглашениях, количественные и тарифные ограничения импорта и (или) экспорта и меры, имеющие эквивалентное действие». Это положение сделало двусторонние соглашения прочно укоренившимся и важным элементом структуры режимов торговли бывших советских республик (за исключением стран Балтийских стран).

Параллельно с этим был подписан ряд субрегиональных соглашений между группами стран, стремящихся к дальнейшей либерализации своих торговых отношений. Наиболее важным из этих субрегиональных соглашений является Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, цель которого заключается в формировании таможенного союза, следовательно, и установлении единого внешнего тарифа (ЕВТ).

В настоящее время не существует никаких изъятий из режима свободной торговли между партнерами Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Кроме того, действуют следующие двусторонние договоренности: Азербайджан не применяет таможенные пошлины к товарам, ввозимым из Казахстана; и на основании данных ВТО, Кыргызстан не имеет изъятий из каких бы то ни было двусторонних ССТ, которые он подписал с Узбекистаном, Казахстаном.

Сравнительный анализ имеющихся текстов соглашений о зоне свободной торговли в Центральной Азии является доказательством того, что основной текст двусторонних соглашений у всех стран похож и, очевидно, взят из одного источника. Практически нет ограничения по преференциям и изъятиям, они включены в дополнительные соглашения (приложения). Несмотря на это, многие торговцы и должностные лица плохо осведомлены об условиях соглашений и дополнений, также к этим соглашениям не всегда имеют доступ международные исследователи и инвесторы. В данной ситуации вопрос соответствия является основной проблемой для двусторонних ССТ.

Основой региональных соглашений, указанной в Приложении № 1, является двусторонняя торговая либерализация с внедрением различных пунктов (приложений), исключений, и положений для нетарифных барьеров. Они очень похожи — сложные и малоэффективные. Поэтому это приводит в заблуждение торговых агентов и представителей таможни и создает предпосылки для нелегальных операций и коррупции.

Доклад о развитии людских ресурсов Программы развития ООН по Центральной Азии (2005) рекомендует передать контроль за региональной торговлей одной из региональных организаций в Центральной Азии, что поможет решить вопрос ССТ в данном регионе. Особенно это поможет определить, какая организация обладает наибольшими полномочиями для проведения диалога на региональном уровне, обмена информацией, сотрудничества в области торговли, транспорта, инвестиций, и скоординирует текущие и будущие активности различных региональных организаций (ЦАС, ЭКО, ЕврАзЭС, Шанхайская организация сотрудничества).

Основной вопрос состоит в том, стоит ли приводить к согласию все ССТ или же нужно создать новую организацию на региональном уровне? Какая из региональных организаций сможет стать лидером, принимая в расчет, что во главе этих организаций стоят государства-соседи со своими определенными интересами (Россия, Китай, Иран, Турция). Деятельность ЭКО основана на идее широкого сотрудничества между мусульманскими странами Западной, Южной, Центральной Азии, в этом есть разумное основание, но с точки зрение политических интересов, могут возникнуть проблемы, если брать в расчет текущую ситуацию в Иране и Пакистане. Должна ли Центральная Азия развиваться под эгидой ЕврАзЭС, которая будет все больше интегрировать Узбекистан и пополнит свои ряды за счет Азербайджана, Афганистана, Туркменистана, что будет верным признаком открытости? Сможет ли Шанхайская организация сотрудничества, во главе которой стоит союз России и Китая, основным руководствующим принципом которого стала безопасность, сыграть объединяющую роль в Центральной Азии?

Эти показатели в существующих региональных соглашениях очень разные и зависят от игроков в регионе. Они ограничили ассигнования и объем для осуществления соответствия с определенным режимом и правилами происхождения товара. Отсутствие политической воли сотрудничать на региональном уровне мешает экономическому развитию стран без выхода на море.

Соглашения о свободной торговли в Центральной Азии должны фокусироваться на ликвидации нетарифных барьеров. Таможенные пошлины в сравнении с остальными странами уже не так высоки. В Казахстане и Афганистане они даже ниже чем в Кыргызстане, который является членом ВТО. На сегодняшний день нетарифные барьеры остаются серьезной проблемой. Лицензирование, отличающиеся технические стандарты и нормы, отсутствие взаимного признания стандартов и лабораторных испытаний, также как и незаконные налоги, все это приводит к тому, что низкие тарифы и соглашения о свободной торговле не имеют экономического эффекта

Таблица 4: Общий уровень тарифов (ad valorem, %t)

страна

Тарифы/год

Общий уровень тарифов

Афганистан

2004

4,1

Азербайджан

2005

9,1

Казахстан

2004

2,8

Киргизия

2003

5,1

Таджикистан

2002

8,3

Туркменистан

2002

5,1

Узбекистан

2001

11,0

В мире (средний показатель)

2006

10,5

СНГ (средний показатель)

2006

6,8

Страны с низкими/средними доходами

2006

11,2

Source: UNCTAD, TRAINS database.

Помимо тарифов существует еще и другие трудности торговли между странами Центральной Азии, которым уделяют недостаточно внимания в существующих ССТ. Для нормального функционирования ССТ недостаточна только отмена таможенных пошлин. Например, в то время, как происходит постепенное снижение таможенных пошлин в Узбекистане и ликвидация пошлин на импорт из стран СНГ (за исключением Армении), правительство проводит эффективную политику по замене экспорта, используя различные методы, включая высокие налоги, акцизные сборы, продолжительные процедуры по очистке от таможенных пошлин, отсутсвие конвертируемости национальной валюты, транзитные пошлины, сокращение числа пунктов пересечения границ.

Не имеет смысла сохранять позицию необъединенных рынков в Центральной Азии. Для стран, стремящихся к модернизации, необходим интегрированный рынок. Но даже если они создадут интегрированный рынок, его размер всё равно будет небольшим, составляющим 140% рынка Украины (Таблица 5).

Применяя оба показателя, курс валюты на рынке и паритет покупательной способности, мы видим, что даже при полной интеграции рынки семи стран Центральной Азии будут не велики с точки зрения потенциальных иностранных инвесторов, поэтому для ускорения региональной интеграции в Центральной Азии необходимо довести уровень торговых барьеров до уровня остальных стран мира. В особенности, это является доказательством того, что вступление в ВТО является в интересах стран, даже если оно и было задержано. Более того, странам следует принять эффективную политику по региональному сотрудничеству с учётом совместного контроля над задачами по развитию.

Таблица SEQ Figure \* ARABIC 1: Основные Экономические показатели стран Центральной Азии и некоторых соседних стран, но 2006 год.

Страна

ВВП

По текущему курсу (в млн долларов США)

Рост ВВП в ценах за 2000г. в процентах

Международная торговля

ВВП на душу населения по текущему курсу (доллар США)

Население

(в млн.)

Экспорт

(в млн долл. США)

Импорт

(в млн долл. США)

Афганистан

8,399

8.0

187

2,602

335

25.1

Азербайджан

19,817

34.5

6,372

5,268

2,336

8.5

Казахстан

77,237

10.6

38,244



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст