Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по на

EMBED Word.Picture.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

HSP

EMBED Word.Picture.8 UN-HABITAT

Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам

Distr.

GENERAL

HSP/GC/19/BD.3

11 April 2003

RUSSIAN

Original: ENGLISH

Девятнадцатая сессия*

Найроби, 5-9 мая 2003 года

Пункт 10 с) предварительной повестки дня**

Вопросы координации: вопросы, вытекающие из резолюций главных директивных органов Организации Объединенных Наций и других межправительственных органов, на которые обращено внимание Совета управляющих

ОСНОВНЫЕ РЕЗОЛЮЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕЙ НА ЕЕ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ И ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМОЙ СЕССИЯХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ СОВЕТА УПРАВЛЯЮЩИХ

Записка секретариата

В настоящей записке содержатся полные тексты резолюций, упомянутых в документе HSP/GC/19/13, озаглавленном «Вопросы, вытекающие из резолюций главных директивных органов Организации Объединенных Наций и других межправительственных органов, на которые обращено внимание Совета управляющих».

I. ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ СЕССИЯ

Перечень решений

56/95Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия

56/205Специальная сессия Генеральной Ассамблеи для всестороннего обзора и оценки осуществления решений Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II)

56/206Укрепление мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и статуса, роли и деятельности Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат)

56/207Проведение первого Десятилетия Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997–2006 годы), включая предложение об учреждении всемирного фонда солидарности в целях борьбы за ликвидацию нищеты

II. ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ СЕССИЯ

Перечень решений

57/7Окончательный обзор и оценка хода осуществления Новой программы Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африке в 90‑е годы и поддержка Нового партнерства в интересах развития Африки

57/144Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия

57/253Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию

57/266Проведение первого Десятилетия Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997–2006 годы)

57/270Комплексное и скоординированное осуществление решений крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической и социальной областях и последующая деятельность в связи с ними

57/272Рассмотрение на высоком международном межправительственном уровне вопроса о финансировании развития

57/275Специальная сессия Генеральной Ассамблеи для всестороннего обзора и оценки осуществления решений Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) и укрепление Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН‑Хабитат)

С. ДВАДЦАТЬ ПЯТАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕССИЯ

Перечень решений

S-25/2Декларация о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии

I. ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТАЯ СЕССИЯ

56/95.Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия

Генеральная Ассамблея,

ссылаясь на свою резолюцию 55/2 от 8 сентября 2000 года, в которой она приняла Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций по итогам Саммита тысячелетия Организации Объединенных Наций, проходившего в Центральных учреждениях 6-8 сентября 2000 года,

ссылаясь также на свою резолюцию 55/162 от 14 декабря 2000 года, в которой она, в частности, просила Генерального секретаря разработать долгосрочный план осуществления Декларации тысячелетия в рамках системы Организации Объединенных Наций и представить его Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят шестой сессии,

вновь подтверждая необходимость сохранения воли и динамики Саммита тысячелетия, а также важность всеобъемлющего и сбалансированного подхода к осуществлению Декларации тысячелетия и последующим мерам в связи с ней,

1.с удовлетворением принимает к сведению доклад Генерального секретаря, озаглавленный «План осуществления Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций»;

2.рекомендует рассматривать этот план в качестве полезного подспорья в осуществлении Декларации тысячелетия системой Организации Объединенных Наций и предлагает государствам-членам, а также бреттон-вудским учреждениям, Всемирной торговой организации и другим заинтересованным сторонам учитывать этот план при разработке планов достижения целей, связанных с Декларацией;

3.просит Генерального секретаря на основе плана осуществления и в соответствии с резолюцией 55/162 составлять ежегодные доклады и каждые пять лет — всеобъемлющий доклад с обзором прогресса, достигнутого системой Организации Объединенных Наций и государствами-членами в деле осуществления Декларации тысячелетия, и просит, чтобы в ежегодных докладах освещались общесистемные и межсекторальные вопросы, а также основные области, определенные в плане осуществления, а в пятилетних всеобъемлющих докладах — прогресс в выполнении всех обязательств, принятых в Декларации;

4.предлагает системе Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с государствами-членами принять конкретные меры для широкого освещения Декларации тысячелетия и более активного распространения информации о Декларации;

5.постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят седьмой сессии пункт, озаглавленный «Последующие меры по итогам Саммита тысячелетия».

86-е пленарное заседание,14 декабря 2001 года

56/205.Специальная сессия Генеральной Ассамблеи для всестороннего обзораи оценки осуществления решений Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II)

Генеральная Ассамблея,

ссылаясь на Повестку дня Хабитат1 и Стамбульскую декларацию по населенным пунктам2, принятые в Стамбуле в 1996 году,

ссылаясь также на доклад Специального комитета полного состава состоявшейся в Нью‑Йорке 6‑8 июня 2001 года двадцать пятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи для всестороннего обзора и оценки осуществления решений Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II)3,

подчеркивая важность Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии4, которая была принята Генеральной Ассамблеей на ее двадцать пятой специальной сессии,

признавая необходимость подтверждения политической воли и мобилизации и выделения новых и дополнительных ресурсов на национальном и международном уровнях в целях полного и ускоренного осуществления Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии,

вновь заявляя о том, что одним из существенно важных элементов для эффективного осуществления Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии является укрепление международного сотрудничества,

напоминая о поставленной в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций5 цели обеспечить к 2020 году существенное улучшение жизни как минимум 100 миллионов обитателей трущоб, как это предусмотрено инициативой «Города без трущоб»,

1.принимает к сведению доклад Генерального секретаря6;

2.вновь подтверждает важность полного осуществления всех обязательств, принятых в Повестке дня Хабитат1;

3.обращает особое внимание на важность того, чтобы осуществлению Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии4, включая достижение целей обеспечения надлежащего жилья для всех и устойчивого развития населенных пунктов в урбанизирующемся мире, особенно в развивающихся странах, уделялось приоритетное внимание при разработке политики на всех уровнях и в контексте устойчивого развития;

4.признает, что общая направленность новой стратегической концепции Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН‑Хабитат)7 и сделанный в ней упор на проведение двух глобальных кампаний по вопросам гарантий владения жильем и управления городским хозяйством являются стратегическими исходными предпосылками эффективного осуществления Повестки дня Хабитат, особенно в том, что касается организации международного сотрудничества в вопросах надлежащего жилья для всех и устойчивого развития населенных пунктов;

5.признает также, что правительства несут главную ответственность за осуществление Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии, и подчеркивает, что международное сообщество должно полностью выполнить свои обязательства по поддержке усилий правительств развивающихся стран и стран с переходной экономикой путем предоставления необходимых средств для их осуществления и создания благоприятных международных условий;

6.просит соответствующие органы системы Организации Объединенных Наций, включая специализированные учреждения, программы, фонды и региональные комиссии, а также Всемирный банк и региональные банки развития, действуя согласно их соответствующим мандатам, оказывать всемерное содействие эффективному осуществлению Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии на всех уровнях;

7.предлагает местным органам власти и другим партнерам по осуществлению Повестки дня Хабитат вносить вклад в осуществление Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии и рекомендует им принять надлежащее участие в работе Форума по вопросам городов и Консультативного комитета местных органов власти в качестве органов, консультирующих Директора-исполнителя Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН‑Хабитат), с учетом решений Комиссии по населенным пунктам об учреждении этих двух органов;

8.настоятельно призывает Директора-исполнителя Программы оценить роль и положение с финансированием центров региональной программной деятельности Программы, с тем чтобы оказывать правительствам более эффективные услуги в области технического сотрудничества в целях осуществления Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии на всех уровнях;

9.предлагает правительствам и партнерам по осуществлению Повестки дня Хабитат, включая местные органы власти, содействовать распространению информации о Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии;

10.предлагает Директору-исполнителю Программы довести итоговые документы соответствующих межправительственных форумов, касающихся устойчивого развития населенных пунктов, до сведения участников мероприятий по подготовке Международной конференции по финансированию развития и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию с учетом соответствующих решений, принятых в ходе подготовки обеих конференций;

11.постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят седьмой сессии пункт, озаглавленный «Осуществление решений Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) и двадцать пятой специальной сессии Генеральной Ассамблеи», и просит Генерального секретаря представить Ассамблее на ее пятьдесят седьмой сессии доклад об осуществлении настоящей резолюции.

90-е пленарное заседание,21 декабря 2001 года

56/206.Укрепление мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и статуса, роли и деятельности Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат)

Генеральная Ассамблея,

ссылаясь на соответствующие резолюции по населенным пунктам, в частности на свои резолюции 3327 (XXIX) от 16 декабря 1974 года, 32/162 от 19 декабря 1977 года и 34/115 от 14 декабря 1979 года,

ссылаясь также на Повестку дня Хабитат1 и Стамбульскую декларацию по населенным пунктам2,

учитывая стремительные тенденции к быстрой урбанизации в развивающихся странах и связанные с этим трудные задачи в области обеспечения жильем, искоренения нищеты и устойчивого развития населенных пунктов,

будучи убеждена в необходимости срочных действий по повышению качества жизни всех жителей городов и других населенных пунктов,

сознавая необходимость обеспечить более последовательное и эффективное осуществление Повестки дня Хабитат в рамках системы Организации Объединенных Наций,

признавая, что следует принять срочные меры по обеспечению более эффективной мобилизации финансовых ресурсов на всех уровнях для активизации осуществления Повестки дня Хабитат, особенно в развивающихся странах, в целях улучшения состояния населенных пунктов,

ссылаясь на обязательства правительств, предусматривающие, в частности, содействие расширению доступа к надлежащим источникам финансирования жилья, увеличение предложения доступного жилья и создание благоприятных условий для устойчивого развития, которые будут способствовать привлечению инвестиций,

ссылаясь также на свою резолюцию 51/177 от 16 декабря 1996 года, в которой она, в частности, назначила Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) координатором деятельности по осуществлению Повестки дня Хабитат и призвала провести всеобъемлющую и углубленную оценку функций Центра в целях активизации его деятельности,

ссылаясь далее на свои резолюции 52/220 от 22 декабря 1997 года, 53/242 от 28 июля 1999 года и 55/195 от 20 декабря 2000 года, в которых она просила Генерального секретаря рассмотреть вопрос о дальнейшем укреплении Центра путем предоставления необходимой поддержки и достаточных финансовых ресурсов на стабильной и предсказуемой основе, включая дополнительные ресурсы из регулярного бюджета и людские ресурсы,

ссылаясь на согласованные выводы 2000/1 Экономического и Социального Совета, принятые на этапе координации основной сессии Совета 2000 года3, и принимая к сведению выводы Совета на его основной сессии 2001 года относительно улучшения межучрежденческой координации в деятельности по осуществлению Повестки дня Хабитат,

принимая во внимание функции Центра, определенные в пункте 228 Повестки дня Хабитат, и создание системы координаторов Хабитат,

ссылаясь на Декларацию о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии4, в частности на ее пункт 67, в котором Генеральному секретарю предложено представить Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят шестой сессии доклад о вариантах проведения обзора и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и статуса, роли и деятельности Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) согласно соответствующим решениям Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II),

будучи воодушевлена возобновлением внесения несколькими государствами-членами добровольных взносов в Фонд Организации Объединенных Наций для Хабитат и населенных пунктов в качестве реакции на работу, проделанную руководством Центра с целью оживить деятельность Центра и придать ей новый импульс, с тем чтобы активизировать осуществление Повестки дня Хабитат,

принимая к сведению доклад Генерального секретаря о вариантах проведения обзора и укрепления мандата и статуса Комиссии по населенным пунктам и статуса, роли и деятельности Центра Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат)5, включая их финансовые последствия,

I

Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам

постановляет преобразовать с 1 января 2002 года Комиссию по населенным пунктам и ее секретариат, Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат), включая Фонд Организации Объединенных Наций для Хабитат и населенных пунктов, в Программу Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, которая будет именоваться ООН-Хабитат и будет включать элементы, описанные ниже:

A. Руководящий орган

Статус, состав, цели, функции и обязанности

1.постановляет преобразовать с 1 января 2002 года Комиссию по населенным пунктам в Совет управляющих Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам, которая будет именоваться ООН‑Хабитат и являться вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи;

2.постановляет также, что Совет управляющих предложит свои правила процедуры на основе правил процедуры Комиссии по населенным пунктам с учетом положений настоящей резолюции для рассмотрения Генеральной Ассамблеей6;

3.постановляет далее, что практика в отношении участия партнеров по осуществлению Повестки дня Хабитат будет сообразной соответствующим правилам Экономического и Социального Совета в отношении участия и аккредитации, что будет применяться сложившаяся практика Комиссии по населенным пунктам и что такая практика никоим образом не создаст прецедента для других руководящих органов вспомогательных органов Генеральной Ассамблеи;

4.постановляет, что в состав Совета управляющих войдут пятьдесят восемь членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на четырехгодичный срок на следующей основе7:

a)шестнадцать мест для государств Африки;

b)тринадцать мест для государств Азии и Тихого океана;

c)шесть мест для государств Восточной Европы;

d)десять мест для государств Латинской Америки и Карибского бассейна;

e)тринадцать мест для государств Западной Европы и других государств;

5.подтверждает, что на Совет управляющих возлагаются задачи, функции и обязанности, определенные в резолюции 32/162 и в пункте 222 Повестки дня Хабитат;

6.постановляет, что Совет управляющих будет являться межправительственным директивным органом для Программы;

7.постановляет также, что Совет управляющих будет проводить сессии раз в два года и представлять доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет;

8.постановляет далее, что Комитет постоянных представителей при ООН‑Хабитат будет выполнять функции вспомогательного органа Совета управляющих в межсессионный период;

B. Секретариат Программы

1.постановляет преобразовать с 1 января 2002 года Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат) в секретариат Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН‑Хабитат) и подтверждает, что на секретариат Программы, руководимый Директором-исполнителем, возлагаются обязанности, определенные в пункте 228 Повестки дня Хабитат и в резолюции 32/162. Секретариат ООН‑Хабитат будет обслуживать Совет управляющих и выполнять функции координационного центра по населенным пунктам и координатора деятельности в области населенных пунктов в рамках системы Организации Объединенных Наций;

2.постановляет также с учетом резолюции 54/249 Генеральной Ассамблеи от 23 декабря 1999 года, что секретариат ООН‑Хабитат возглавит Директор-исполнитель в ранге заместителя Генерального секретаря, избираемый Генеральной Ассамблеей на четырехгодичный срок по предложению Генерального секретаря после консультаций с государствами-членами8;

3.подтверждает, что Форум по проблемам городов является недирективным техническим форумом, на котором эксперты могут обмениваться мнениями в те годы, когда сессия Совета управляющих не проводится, и что Консультативный комитет местных органов власти является консультативным органом при Директоре-исполнителе;

4.постановляет, что ресурсы для управления Программой будут состоять из кадровых и бюджетных ресурсов Центра без ущерба для дополнительных ресурсов по регулярному бюджету или внебюджетных ресурсов, которые могут быть выделены;

II

Финансирование населенных пунктов

1.подтверждает, что Директор-исполнитель Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН‑Хабитат) будет отвечать за управление Фондом Организации Объединенных Наций для Хабитат и населенных пунктов с должным учетом круга полномочий Фонда, предусмотренного в резолюции 3327 (XXIX) Генеральной Ассамблеи;

2.рекомендует Директору-исполнителю укрепить Фонд, с тем чтобы добиться выполнения его главной оперативной задачи, определенной в резолюции 3327 (XXIX) и заключающейся в поддержке осуществления Повестки дня Хабитат, включая оказание поддержки программам обеспечения жильем, связанным с ними программам развития инфраструктуры и учреждениям и механизмам по финансированию жилищного строительства, особенно в развивающихся странах;

3.предлагает всем правительствам увеличить размер их взносов в Фонд в целях укрепления потенциала Программы в плане поддержки осуществления Повестки дня Хабитат и Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии4;

4.рекомендует Директору-исполнителю Программы продолжать выступать с призывами и инициативами по мобилизации средств в целях существенного увеличения объема ресурсов Фонда;

5.призывает организации и органы в рамках системы Организации Объединенных Наций и вне ее, включая Всемирный банк и региональные банки развития, к активному участию и сотрудничеству в деятельности Программы и ее Фонда, особенно в том, что касается предоставления начального капитала и финансирования оперативных проектов и программ в области населенных пунктов, а также выработки надлежащих и новаторских подходов к финансированию ее проектов и программ;

6.просит Генерального секретаря продолжать поддерживать Программу посредством предоставления адекватных ресурсов из регулярного бюджета;

III

Координация политики

1.подтверждает, что Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет, руководствуясь соответствующими положениями Устава Организации Объединенных Наций и соответствующими резолюциями, включая резолюции Генеральной Ассамблеи 48/162 от 20 декабря 1993 года и 50/227 от 24 мая 1996 года, вместе с Советом управляющих Программы Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН‑Хабитат) образуют трехступенчатый межправительственный механизм для надзора за координацией деятельности по осуществлению Повестки дня Хабитат;

2.обращает особое внимание на роль и важность осуществления Повестки дня Хабитат, в частности достижения целей обеспечения надлежащего жилья для всех и устойчивого развития населенных пунктов, в рамках деятельности и программ системы Организации Объединенных Наций, особенно в контексте общего анализа по странам и Рамочной программы Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в целях развития, а также процесса подготовки документов с изложением стратегий борьбы с нищетой под эгидой Всемирного банка и Международного валютного фонда;

3.приветствует тот факт, что Программа как координационный центр Организации Объединенных Наций по осуществлению Повестки дня Хабитат будет участвовать в работе Координационного совета старших руководителей системы Организации Объединенных Наций9 на всех уровнях его механизма;

4.постановляет, что Программе следует укрепить свое сотрудничество с Комиссией по устойчивому развитию и другими соответствующими органами в деле осуществления Повестки дня Хабитат в ее части, касающейся устойчивого развития;

5.просит Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят седьмой сессии доклад об осуществлении настоящей резолюции.

90-е пленарное заседание,21 декабря 2001 года

56/207.Проведение первого Десятилетия Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997–2006 годы), включая предложениеоб учреждении всемирного фонда солидарности в целях борьбы за ликвидацию нищеты

Генеральная Ассамблея,

ссылаясь на свою резолюцию 47/196 от 22 декабря 1992 года, в которой она объявила о проведении Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты, а также на свою резолюцию 48/183 от 21 декабря 1993 года, в которой она провозгласила 1996 год Международным годом борьбы за ликвидацию нищеты,

ссылаясь также на свою резолюцию 50/107 от 20 декабря 1995 года о проведении Международного года борьбы за ликвидацию нищеты и провозглашении первого Десятилетия Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997–2006 годы), а также на декларации и программы действий крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций и напоминая о последующей деятельности по их реализации и необходимости их выполнения, в той их части, которая касается ликвидации нищеты,

ссылаясь далее на Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций1, принятую главами государств и правительств по случаю Саммита тысячелетия,

ссылаясь на свою резолюцию 55/210 от 20 декабря 2000 года, озаглавленную «Проведение первого Десятилетия Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997‑2006 годы), включая инициативу по учреждению всемирного фонда солидарности в целях борьбы за ликвидацию нищеты»,

выражая свою глубокую озабоченность тем, что число людей, живущих в условиях крайней нищеты во многих странах, продолжает увеличиваться, причем женщины и дети составляют большинство и являются наиболее страдающей группой, особенно в странах Африки и в наименее развитых странах,

признавая, что, несмотря на снижение уровня нищеты в некоторых странах, происходит маргинализация некоторых развивающихся стран и обездоленных групп населения и к тому же существует опасность маргинализации других стран и групп населения и фактического лишения их возможности пользоваться благами глобализации, в результате чего усиливается неравенство в доходах между странами и внутри стран, что затрудняет усилия по искоренению нищеты,

признавая также, что для обеспечения действенности стратегии по искоренению нищеты необходимо, чтобы развивающиеся страны были интегрированы в мировую экономику и в равной степени пользовались благами глобализации,

напоминая о принятом главами государств и правительств на Саммите тысячелетия обязательстве искоренить крайнюю нищету, в частности об обязательстве сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и долю населения, страдающего от голода,

учитывая Копенгагенскую декларацию о социальном развитии2, Программу действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития3 и Политическую декларацию, принятую Генеральной Ассамблеей на ее двадцать четвертой специальной сессии, озаглавленной «Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития и достижения других целей: обеспечение социального развития для всех в условиях глобализации во всем мире», которая состоялась в Женеве 26 июня — 1 июля 2000 года4, а также цели Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия, проходившей в Риме 13-17 ноября 1996 года,

признавая, что, хотя главную ответственность за обеспечение экономического и социального развития и достижение целей в области развития и искоренения нищеты, поставленных в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, несут сами государства, международному сообществу следует поддерживать усилия развивающихся стран по ликвидации нищеты и обеспечению базовой социальной защиты и по созданию благоприятных международных условий,

выражая озабоченность в связи с наблюдаемым в последнее время снижением темпов экономического роста, особенно его негативным воздействием на экономику развивающихся стран, что может затруднить реализацию согласованных целей в области развития, в частности искоренение нищеты,

принимая к сведению доклад Генерального секретаря о первом Десятилетии Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997-2006 годы)5,

1.подчеркивает, что Десятилетие Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997-2006 годы) должно содействовать достижению целей сокращения вдвое к 2015 году доли населения земного шара, имеющего доход менее одного доллара в день, и доли населения, страдающего от голода, благодаря принятию решительных национальных мер и укреплению международного сотрудничества;

2.вновь подтверждает, как определено в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций1, что успех в достижении целей в области развития и искоренения нищеты зависит от благого управления в каждой стране и что он также зависит от благого управления на международном уровне, от транспарентности финансовой, валютной и торговой систем и от приверженности делу создания открытой, справедливой, основанной на правилах, предсказуемой и недискриминационной многосторонней торговой и финансовой системы;

3.признает, что для успешного достижения целей в области искоренения нищеты необходимо наличие благоприятных условий, способствующих, в частности, устойчивому развитию, включая экономический рост, отвечающий интересам малоимущих слоев населения, и соблюдению прав человека, в том числе права на развитие, демократических принципов и верховенства закона на всех уровнях;

4.признает также ответственность правительств за проведение политики, направленной на предотвращение коррупции и борьбу с ней на национальном и международном уровнях;

5.призывает все страны разработать и осуществить ориентированные на конкретные результаты национальные стратегии и программы, содержащие целевые показатели сокращения масштабов нищеты с конкретными сроками выполнения, включая цель сокращения вдвое к 2015 году доли населения земного шара, живущего в условиях крайней нищеты, для чего необходимо активизировать действия на национальном уровне и международное сотрудничество;

6.призывает активизировать усилия на всех уровнях для полного и эффективного осуществления Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, а также соответствующих резолюций и решений Организации Объединенных Наций и всех соглашений и обязательств, принятых на крупных конференциях и встречах на высшем уровне Организации Объединенных Наций и в ходе последующей деятельности по их итогам, в той их части, которая касается ликвидации нищеты, в целях достижения ощутимых результатов;

7.подчеркивает важность борьбы с коренными причинами нищеты и необходимость удовлетворения элементарных потребностей всех и в связи с этим обращает особое внимание на основополагающую роль в ликвидации нищеты активного и поступательного экономического роста, отвечающего интересам малоимущих слоев населения, обеспечивающего существенное расширение возможностей производительного труда и занятости, увеличивающего доходы, содействующего справедливому распределению доходов и сводящего к минимуму ухудшение состояния окружающей среды;

8.подчеркивает также важность расширения доступа бедных слоев населения, особенно женщин, к ресурсам, включая землю, навыки, знания, капитал и социальные связи, и их контроля над такими ресурсами, а также важность улучшения доступа к базовым социальным услугам для всех;

9.признает важность принятия надлежащих мер в области политики для решения связанных с глобализацией задач на национальном уровне, особенно посредством проведения продуманной и стабильной внутренней политики, включая обоснованную макроэкономическую и социальную политику, направленную, в частности, на повышение доходов бедных слоев населения, в интересах достижения цели искоренения нищеты;

10.настоятельно призывает расширять международную помощь развивающимся странам в их усилиях по смягчению остроты проблемы нищеты, в том числе посредством создания благоприятных условий, которые способствовали бы интеграции развивающихся стран в мировую экономику, расширения их доступа на рынки, содействия притоку финансовых ресурсов и полного и эффективного осуществления всех уже начатых инициатив по облегчению долгового бремени развивающихся стран, и обращает особое внимание на то, что международному сообществу следует рассмотреть возможность принятия дальнейших мер, которые привели бы к выработке действенных, справедливых, ориентированных на развитие и долговременных решений проблем развивающихся стран в области внешней задолженности и обслуживания долга, с тем чтобы они могли в равной мере пользоваться благами глобализации, справляться с ее негативными последствиями, избегать маргинализации в процессе глобализации и добиваться полной интеграции в мировую экономику;

11.вновь подтверждает, что в контексте общей деятельности по искоренению нищеты особое внимание следует уделять многостороннему характеру нищеты и национальным и международным условиям и политике, способствующим ее искоренению, путем содействия, в частности, социальной и экономической интеграции групп населения, живущих в условиях нищеты, что дает им возможность участвовать в принятии затрагивающих их решений по вопросам политики, поощрению и защите всех прав человека и основных свобод для всех, включая право на развитие, с учетом взаимосвязи между всеми правами человека и развитием, а также созданию эффективной, транспарентной и подотчетной государственной службы и администрации;

12.признает, что искоренение нищеты и обеспечение и сохранение мира подкрепляют друг друга;

13.вновь подтверждает, что причинами нищеты следует заниматься на комплексной основе, принимая во внимание важность расширения возможностей женщин и секторальных стратегий в таких областях, как образование, развитие людских ресурсов, здравоохранение, населенные пункты, развитие сельских районов, производительная занятость, народонаселение, окружающая среда, запасы пресной воды, продовольственная безопасность и миграция, а также конкретные потребности обездоленных и уязвимых групп, таким образом, чтобы расширить имеющиеся у людей, живущих в условиях нищеты, практические возможности и возможности выбора и позволить им улучшать и укреплять свое материальное положение для достижения социально-экономического развития; и в связи с этим призывает страны разрабатывать свою национальную политику по сокращению масштабов нищеты в соответствии с национальными приоритетами, в том числе, где это уместно, на основе документов о стратегиях сокращения масштабов нищеты;

14.приветствует усилия системы Организации Объединенных Наций, направленные на уделение первоочередного внимания искоренению нищеты и укреплению координации, и в связи с этим рекомендует организациям системы Организации Объединенных Наций, включая бреттон-вудские учреждения, и другим партнерам по процессу развития продолжать оказывать поддержку всем государствам-членам, членам специализированных учреждений и наблюдателям при Организации Объединенных Наций в осуществлении ими своих собственных стратегий по достижению целей Десятилетия;

15.приветствует также проведение в Монтеррее, Мексика, 18-22 марта 2002 года Международной конференции по финансированию развития и призывает правительства и заинтересованные стороны предпринять конкретные инициативы и шаги в поддержку процесса финансирования развития;

16.приветствует далее созыв Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, которая состоится в Йоханнесбурге, Южная Африка, 26 августа — 4 сентября 2002 года, как еще одну важную возможность подтвердить нашу приверженность делу обеспечения устойчивого развития, реализации международных целей в области развития, Повестки дня на XXI век6 и принципов, содержащихся в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию7;

17.отмечает итоги четвертой сессии Конференции министров Всемирной торговой организации, которая проходила в Дохе 9-13 ноября 2001 года8;

18.признает важность расширения международной торговли как двигателя роста и развития и в связи с этим необходимость скорейшей и полной интеграции развивающихся стран и стран с переходной экономикой в международную торговую систему при полном учете возможностей и проблем, связанных с глобализацией и либерализацией, а также положения отдельных стран, в частности торговых интересов развивающихся стран и их потребностей в области развития;

19.признает также крайнюю необходимость осуществления странами экономических, институциональных и законодательных реформ в поддержку широкой либерализации торговли и создания благоприятных условий, в которых торговля могла бы действительно выполнять роль двигателя экономического роста и развития, и в связи с этим призывает международное сообщество продолжать оказывать содействие усилиям развивающихся стран по укреплению потенциала с учетом их национальных условий;

20.вновь подтверждает, что правительствам всех стран и системе Организации Объединенных Наций следует содействовать проведению в жизнь активной и зримой политики учета гендерной проблематики в рамках всех стратегий и программ, направленных на искоренение нищеты как на национальном, так и на международном уровне, и рекомендует использовать гендерный анализ в качестве метода обеспечения учета гендерных аспектов при планировании осуществления политики, стратегий и программ, направленных на ликвидацию нищеты;

21.выражает свою признательность развитым странам, которые согласовали целевой показатель совокупного объема официальной помощи в целях развития в размере 0,7 процента от их валового национального продукта и достигли этого показателя, и призывает развитые страны, которые еще не сделали этого, активизировать свои усилия по достижению в кратчайшие сроки согласованного целевого показателя и, в тех случаях, когда это согласовано, выделять в рамках этого целевого показателя 0,15–0,20 процента от их валового национального продукта на помощь наименее развитым странам;

22.подчеркивает важную роль, которую официальная помощь в целях развития играет в дополнении национальных усилий по удовлетворению потребностей развивающихся стран, особенно наименее развитых стран, в области развития, и в связи с этим выражает признательность за оказание официальной помощи в целях развития развивающимся странам и усилия, которые прилагают развивающиеся страны в целях ликвидации нищеты;

23.призывает к полному, оперативному и эффективному осуществлению расширенной Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью и в связи с этим подчеркивает необходимость выделения сообществом доноров дополнительных ресурсов, необходимых для удовлетворения будущих финансовых потребностей в связи с Инициативой, приветствует договоренность о том, что вопрос о финансировании бедных стран с крупной задолженностью требует анализа и должен рассматриваться отдельно от требований о пополнении ресурсов Международной ассоциации развития, но сразу же по завершении заседаний, посвященных тринадцатому пополнению ресурсов Ассоциации, и призывает всех доноров всесторонне участвовать в этом процессе;

24.призывает бедные страны с крупной задолженностью как можно скорее принять необходимые меры на уровне политики, с тем чтобы удовлетворять критериям применения расширенной Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью и достичь момента принятия решения;

25.приветствует признание Объединенным министерским комитетом советов управляющих Всемирного банка и Международного валютного фонда по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам необходимости учета ухудшения глобальных перспектив роста и условий торговли при повторном анализе в рамках Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью приемлемости уровня задолженности на момент завершения процесса9;

26.признает трудности, с которыми сталкиваются развивающиеся страны — крупные должники со средним уровнем дохода при выполнении своих обязательств по погашению внешней задолженности и обслуживанию долга, и отмечает ухудшение положения в некоторых из этих стран в контексте, в частности, усугубления нехватки ликвидных средств, в связи с чем могут потребоваться меры по облегчению бремени задолженности, в том числе различные национальные и международные меры по оказанию этим странам содействия в деле доведения их задолженности до приемлемого в долгосрочной перспективе уровня и эффективной борьбы с нищетой;

27.призывает развитые страны посредством более активного и эффективного сотрудничества с развивающимися странами способствовать укреплению потенциала и облегчать доступ к технологиям и соответствующим знаниям и их передачу, в особенности развивающимся странам, на благоприятных условиях, в том числе на взаимосогласованных льготных и преференциальных условиях, с учетом необходимости охраны прав интеллектуальной собственности, а также особых нужд развивающихся стран путем определения и осуществления практических шагов по обеспечению достижения прогресса в этой области и оказывать развивающимся странам помощь в их усилиях по ликвидации нищеты в эпоху, которая во многом определяется техническим прогрессом;

28.подчеркивает, что задача сокращения наполовину к 2015 году численности населения, живущего в условиях крайней нищеты, не может быть решена в отсутствие серьезных усилий по удовлетворению потребностей наименее развитых стран в области развития и оказанию содействия их усилиям, направленным на улучшение уровня жизни их населения, и в связи с этим приветствует принятие Брюссельской декларации10 и Программы действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001–2010 годов11 на третьей Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам, состоявшейся в Брюсселе 14–20 мая 2001 года, и призывает национальные правительства наименее развитых стран и их партнеров по процессу развития в полном объеме выполнить обязательства, принятые в Брюсселе;

29.обращает особое внимание на роль микрокредитов как одного из важных средств борьбы с нищетой, способствующего производству и обеспечению самостоятельной занятости и расширяющего возможности людей, живущих в нищете, особенно женщин, и в связи с этим рекомендует правительствам проводить политику поддержки механизмов микрокредитования и развития учреждений микрофинансирования и наращивания их потенциала и призывает международное сообщество, в частности соответствующие органы, организации и учреждения системы Организации Объединенных Наций, а также международные и региональные финансовые учреждения, участвующие в деятельности по ликвидации нищеты, поддерживать и изучать включение механизмов микрокредитования в их программы и дальнейшее совершенствование надлежащим образом других инструментов микрофинансирования;

30.приветствует инициативу «Новое партнерство в интересах развития Африки», принятую в Абудже в октябре 2001 года, в которой, в частности, поставлены задачи содействия поступательному экономическому росту и развитию, включая развитие человеческого потенциала, в целях ликвидации нищеты в Африке на основе руководящей роли Африки и расширения партнерских связей с международным сообществом, и призывает развитые страны и систему Организации Объединенных Наций содействовать этим партнерским отношениям и дополнять усилия, предпринимаемые Африкой для решения проблем, с которыми она сталкивается;

31.обращает особое внимание на важнейшую роль формального и неформального образования, в частности базового образования и профессиональной подготовки, особенно для девочек, в расширении возможностей людей, живущих в нищете, и в связи с этим приветствует Дакарскую программу действий, принятую на Всемирном форуме по вопросам образования12, а также стратегию Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в целях ликвидации нищеты13 и призывает органы и учреждения системы Организации Объединенных Наций, в частности Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Детский фонд Организации Объединенных Наций, содействовать включению образования в стратегии борьбы с нищетой;

32.напоминает об обязательствах, принятых на проведенных Организацией Объединенных Наций конференциях и встречах на высшем уровне, в отношении ликвидации гендерного неравенства в области начального и среднего образования к 2005 году, а также содействия достижению всеобщего начального образования во всех странах к 2015 году и в связи с этим настоятельно призывает государства-члены принять незамедлительные меры по устранению препятствий на пути обучения девочек в школах и сокращению процента учащихся, прекращающих учебу;

33.вновь подтверждает роль фондов и программ Организации Объединенных Наций, особенно Программы развития Организации Объединенных Наций, в поддержке национальных усилий развивающихся стран, в частности в деле ликвидации нищеты, и необходимость их финансирования во исполнение соответствующих резолюций Организации Объединенных Наций;

34.вновь подтверждает также важность достижения договоренностей в отношении взаимного обязательства заинтересованных развитых и развивающихся стран-партнеров выделять, соответственно, в среднем 20 процентов средств по линии официальной помощи в целях развития и 20 процентов средств государственного бюджета на осуществление основных социальных программ и приветствует усилия по осуществлению инициативы 20/20, в рамках которой особо подчеркивается, что содействие всеобщему доступу к основным социальным услугам необходимо для обеспечения устойчивого и справедливого развития и является составной частью стратегии ликвидации нищеты;

35.признает разрушительное воздействие эпидемии вируса иммунодефицита человека/синдрома приобретенного иммунодефицита (ВИЧ/СПИД) на деятельность по развитию человеческого потенциала, обеспечению экономического роста и сокращению масштабов нищеты во многих странах, особенно в странах Африки к югу от Сахары, и настоятельно призывает правительства и международное сообщество уделить первоочередное внимание кризису ВИЧ/СПИДа, в частности удовлетворению особых потребностей развивающихся стран посредством расширения сотрудничества и помощи, а также путем выполнения принятых обязательств, как было решено в Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом, принятой Генеральной Ассамблеей на ее двадцать шестой специальной сессии в июне 2001 года14;

36.призывает государства-члены и международное сообщество оказывать поддержку глобальным усилиям по ликвидации нищеты и участвовать в этой деятельности на глобальном, региональном и национальном уровнях, с тем чтобы добиться достижения целей в области развития и сокращения масштабов нищеты, закрепленных в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, и призывает также международное сообщество оказывать поддержку этим усилиям и увеличивать объем ресурсов, имеющихся в распоряжении Организации Объединенных Наций, с тем чтобы расширить ее возможности по поддержке и координации всех соответствующих инициатив в этой связи и выполнению ею посреднической и пропагандистской функции;

37.рекомендует продолжать рассматривать на всех соответствующих межправительственных форумах пути и средства учета целей и стратегий в области сокращения масштабов нищеты при обсуждении международных финансовых вопросов и вопросов развития;

38.положительно отмечает предложение учредить всемирный фонд солидарности в целях борьбы за ликвидацию нищеты и поощрения развития человеческого потенциала и социального развития в развивающихся странах, особенно среди беднейших слоев населения этих стран;

39.просит Генерального секретаря в целях учреждения этого фонда представить Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят седьмой сессии доклад, содержащий его рекомендации в отношении механизмов, процедур, круга ведения, мандатов и управления в отношении практической деятельности Фонда, принимая во внимание добровольный характер взносов государств-членов, международных организаций, частного сектора, соответствующих учреждений, фондов и физических лиц и необходимость недопущения дублирования деятельности существующих фондов Организации Объединенных Наций;

40.просит также Генерального секретаря в контексте осуществления положений Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций представить Генеральной Ассамблее на ее пятьдесят седьмой сессии всеобъемлющий доклад, содержащий оценку прогресса в деле достижения целей Десятилетия, в том числе передового опыта, извлеченных уроков и препятствий, а также намеченных на 2015 год целевых показателей сокращения масштабов нищеты и рекомендации в отношении дальнейших мер по достижению намеченных на 2015 год целевых показателей, включая информацию об установленных потребностях в ресурсах и возможных источниках финансирования;

41.постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят седьмой сессии пункт, озаглавленный «Проведение первого Десятилетия Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты (1997–2006 годы)».

90-е пленарное заседание,21 декабря 2001 года

II. ПЯТЬДЕСЯТ СЕДЬМАЯ СЕССИЯ

57/7.Окончательный обзор и оценка хода осуществления Новой программы Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африкев 90‑е годы и поддержка Нового партнерства в интересах развития Африки

Генеральная Ассамблея,

ссылаясь на свою резолюцию 46/151 от 18 декабря 1991 года, в приложении к которой содержится Новая программа Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африке в 90‑е годы,

ссылаясь также на свои резолюции 48/214 от 23 декабря 1993 года и 49/142 от 23 декабря 1994 года, посвященные Новой программе, резолюцию 51/32 от 6 декабря 1996 года о среднесрочном обзоре осуществления Новой программы и резолюцию 55/216 от 21 декабря 2000 года, в которой она подтвердила свое решение о проведении в 2002 году окончательного обзора и оценки Новой программы,

ссылаясь далее на свою резолюцию 56/218 от 21 декабря 2001 года, в которой она учредила Специальный комитет полного состава Генеральной Ассамблеи по окончательному обзору и оценке осуществления Новой программы Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африке в 90‑е годы для проведения в ходе пятьдесят седьмой сессии Ассамблеи окончательного обзора и оценки осуществления Новой программы и связанных с ней инициатив на основе доклада Генерального секретаря о независимой высококачественной оценке, проведенной на высоком уровне, а также предложений Генерального секретаря о формах будущего участия Организации Объединенных Наций в осуществлении Нового партнерства в интересах развития Африки, и резолюцию 56/508 от 27 июня 2002 года, в которой она постановила, что Специальный комитет проведет основную сессию в течение трех рабочих дней — с 24 по 26 сентября 2002 года,

памятуя о своей резолюции 56/511 от 15 августа 2002 года, в которой она приняла решение об организации пленарного заседания Генеральной Ассамблеи высокого уровня для рассмотрения вопроса о поддержке Нового партнерства в интересах развития Африки1,

принимая во внимание декларацию министров о роли системы Организации Объединенных Наций в поддержке усилий африканских стран по обеспечению устойчивого развития, принятую на этапе заседаний высокого уровня основной сессии Экономического и Социального Совета 2001 года2,

учитывая связь между приоритетами Нового партнерства в интересах развития Африки и Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций3, в которой международное сообщество взяло на себя обязательство в отношении удовлетворения особых потребностей Африки, и необходимость достижения согласованных на международном уровне целей в области развития, включая те из них, которые, содержатся в Декларации тысячелетия,

памятуя о Брюссельской программе действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001–2010 годов4, Декларации о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом5, Декларации министров, принятой в Дохе6, Монтеррейском консенсусе Международной конференции по финансированию развития7 и Йоханнесбургском плане осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию8,

рассмотрев доклад Специального комитета полного состава Генеральной Ассамблеи по окончательному обзору и оценке осуществления Новой программы Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африке в 90‑е годы9,

с удовлетворением отмечая вклад, внесенный правительствами отдельных стран и межправительственными и неправительственными организациями в работу Специального комитета,

с удовлетворением отмечая также, что Группа восьми в ходе состоявшейся в июне 2002 года в Кананаскисе, Канада, своей встречи на высшем уровне посвятила часть своих обсуждений Новому партнерству в интересах развития Африки, что завершилось принятием Плана действий Группы восьми в интересах Африки,

I

Окончательный обзор и оценка хода осуществления Новой программы Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африке в 90‑е годы

1.приветствует доклад Генерального секретаря об окончательном обзоре и оценке хода осуществления Новой программы Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африке в 90‑е годы10, в частности уроки, извлеченные из осуществления Новой программы, а также рекомендации и предложения о формах будущего участия Организации Объединенных Наций в осуществлении Нового партнерства в интересах развития Африки;

2.принимает к сведению доклад о независимой оценке осуществления Новой программы11;

3.выражает свое разочарование ограниченным прогрессом в достижении целей Новой программы;

4.постановляет завершить осуществление Новой программы Организации Объединенных Наций по обеспечению развития в Африке в 90‑е годы и одобряет рекомендацию Генерального секретаря о том, чтобы Новое партнерство в интересах развития Африки, как это было решено Ассамблеей глав государств и правительств Организации африканского единства на ее тридцать седьмой очередной сессии, состоявшейся в Лусаке 9–11 июля 2001 года, было рамками в которых должны быть сосредоточены усилия международного сообщества, включая систему Организации Объединенных Наций, направленные на развитие Африки;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст