Совершенствование управления денежными потоками в дорожно-строит

На правах рукописи

Болотова Алла Владимировна

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ В ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит

08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Орёл — 2011

Работа выполнена на кафедре в автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Белгородский университет кооперации, экономики и права»

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор

Сергеев Иван Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Закиров Ахнаф Исрафилович

кандидат экономических наук, доцент Дедкова Елена Геннадьевна

Ведущая организация

Воронежский государственный университет

Защита состоится 12 ноября 2011 г. в 12 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д.212.182.04 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» по адресу: 302020, г.Орел, Наугорское шоссе, д. 29, аудитория 212.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» по адресу: 302020, г.Орел, Наугорское шоссе, д. 29, аудитория 184.

Автореферат разослан 11 октября 2011 г. Объявление о защите диссертации и автореферат диссертации 11 октября 2011 г. размещены на официальном сайте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»: HYPERLINK «http://www.gu-unpk.ru»www.gu-unpk.ru и направлены для размещения в сети Интернет Министерством образования и науки Российской Федерации по адресу: HYPERLINK «mailto:[email protected]»[email protected]

Ученый секретарь совета Д 212.182.04

кандидат экономических наук, доцент И.А. Коростелкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Экономика любого государства не может эффективно развиваться без развитой сферы дорожного хозяйства страны. Для обеспечения устойчивого роста в стране необходимо взаимоувязанное развитие экономики и транспортно-дорожного комплекса. От уровня развития сети автомобильных дорог зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественных производителей и улучшения качества жизни населения, повышение инвестиционной привлекательности регионов, укрепления национальной безопасности государства, интеграции транспортного комплекса России в международную транспортную систему. Учитывая высокий вклад транспортно-дорожного комплекса в формирование ВВП Российской Федерации, развитие данного сектора экономики становится одним из ключевых факторов роста экономики страны. В то же время развитие предполагает потребность в привлечении значительных капиталовложений в модернизацию и развитие автодорожной сети, но низкая инвестиционная привлекательностью дорожной отрасли из-за высокой капиталоемкости дорожных объектов и длительного срока их окупаемости, сдерживает приток частных инвестиций. Это первая проблема. Вторая проблема связана с очень большими затратами на 1 км дорожного полотна в РФ по сравнению с развитыми странами мира. Данная проблема может быть решена не только за счет применения при строительстве автомобильных дорог современных технологий с использованием передового дорожно-строительного оборудования, но и за счет совершенствования менеджмента в организациях дорожно-строительного комплекса, в том числе и в области управления денежными потоками.

Все это, на наш взгляд, обуславливает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Проблемой управления денежными потоками занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Необходимо отметить работы И.Т. Балабанова, В. Баумола, М. Бертонеш, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, Ю. Бригхема, В.В. Володина, Л. Гапенски, И.Н. Герчикова, А.А. Гончарук, Г.В., Е.Г. Дедковой, А.И. Закирова, Б. Коласа, Н.В. Колчиной, В.Е. Леонтьева, А.И. Медведева, М. Миллера, Ф. Модильяни, Р. Найт, Л.Н. Павловой, Д. Орра, М.В. Романовского, К.И. Рэдхеда, Г.В. Савицкой, Г.А. Салтыкова, В.П. Семенова, Е.М. Сорокиной, Е.С. Стояновой, В.И. Шеина, А.Д. Шеремета и др., каждый из которых внес определенный вклад для решения данной проблемы в теоретическом и прикладном аспекте.

Однако, при всем многообразии научных разработок в области управления денежными потоками до сих пор отсутствуют общепринятые стандарты в терминологии, уделяется мало внимания внешним и внутренним факторам, оказывающим влияние на объем и состав денежных потоков. Кроме того, многие вопросы методического характера управления денежными потоками нуждаются в уточнении и корректировке. До сих пор не разработана единая система показателей, позволяющая проводить анализ, учет и планирование денежных потоков, а также оценить эффективность управления денежными потоками на предприятии исходя из отраслевой специфики (в частности дорожно-строительной отрасли) для обеспечения его платежеспособности и максимизации благосостояния собственников.

Следует отметить, что в экономической литературе не встречается работ, посвященных управлению денежными потоками в дорожно-строительных организациях, что еще раз доказывает актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию управления денежными потоками в организациях дорожно-строительного сектора.

Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— исследование теоретических основ, связанных с раскрытием понятийного аппарата в области исследуемой проблемы;

— проведение анализа экономического содержания и классификации денежных потоков на микроуровне;

— выявление особенностей формирования денежных потоков в дорожно-строительных организациях;

— разработка методических подходов по оценке эффективности управления денежными потоками на микроуровне;

— выявление внутрисистемных резервов по повышению эффективности управления денежными средствами в дорожно-строительных организациях;

— анализ эффективности управления денежными средствами дорожно-строительными организациями.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются денежные потоки, особенности их формирования и методы управления ими в коммерческих организациях. Объектом исследования выступают дорожно-строительные организации Белгородской области.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили фундаментальные положения экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления денежными потоками, законодательные и нормативные акты (Постановления Правительства РФ и Белгородской области) по вопросам развития и регулирования дорожного строительства в Российской Федерации и Белгородской области.

В качестве информационной базы исследования использованы материалы Госкомстата России, бухгалтерская отчетность дорожно-строительных организаций Белгородской области.

В процессе обобщения и анализа информации использовались общенаучные знания (абстракция, анализ, индукция, дедукция), статистические методы (экспертных оценок, экстраполяции трендов, системный и ситуационный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, и др.), а также методы финансово-экономического анализа. Обработка статистической информации, выполнение расчетов осуществлялось с использованием современных компьютерных технологий и программных продуктов.

Область исследования. Тема диссертации соответствует п. 8.6 «Формирование и регулирование денежных потоков в экономике» специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит» паспорта специальностей ВАК России и п. 1.3.58 «Развитие теории, методологии и методов оценки эффективности деятельности строительных организаций» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» паспорта специальностей ВАК России.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методических предложений, направленных на повышение эффективности управления денежными потоками в дорожно-строительных организациях.

В работе получены и выносятся на защиту следующие результаты исследования, имеющие научную новизну:

1) по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»:

— раскрыт и уточнен понятийный аппарат в области исследуемой проблемы. В частности уточнены такие понятия, как «денежный поток», «основная цель управления денежными потоками» (п. 8.6 паспорта специальности 08.00.10);

— расширена классификация денежных потоков по новым признакам с учетом особенностей дорожно-строительных организаций: по возможности обеспечения платежеспособности, по операционным сегментам, по применению в производственном и технологическом процессе, по административно-территориальному делению, по сезонности генерирования денежных потоков в дорожном строительстве (п. 8.6 паспорта специальности 08.00.10);

— выявлены особенности функционирования денежных потоков в дорожно-строительных организациях (основным источником финансирования дорожно-строительных работ является бюджетные средства, выполнение дорожно-строительных работ, в основном, собственными силами без привлечения сторонних организаций; низкая инвестиционная привлекательность отрасли и др.) (п. 8.6 паспорта специальности 08.00.10);

— определено влияние фактора сезонности на формирование денежных потоков в дорожно-строительных организациях. Для наиболее эффективного способа выявления основной тенденции сезонной волны применено аналитическое выравнивание исследуемого ряда динамики по прямой (п. 8.6 паспорта специальности 08.00.10);

2) по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»:

— предложена методика рейтинговой оценки эффективности управления денежными средствами в дорожно-строительных организациях (1.3.58 паспорта специальности 08.00.05);

— разработаны предложения и рекомендации по повышению эффективности управления денежными потоками в дорожно-строительных организациях, в частности применение автоматизации бюджетирования денежных средств; в рамках постановки управленческого учета предложен автоматизированный учет движения денежных средств на основе классификации статей движения денежных средств (1.3.58 паспорта специальности 08.00.05).

Теоретическое значение диссертационного исследования заключается в разработке методики рейтинговой оценки эффективности управления денежными средствами в дорожно-строительных организациях.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложенные автором теоретические разработки и практические рекомендации позволят не только более рационально управлять денежными потоками в дорожно-строительных организаций, но и на предприятиях других отраслей экономики. Использование научно-методических подходов к оценке эффективности управления денежными потоками позволит принимать объективные решения, что будет способствовать повышению платежеспособности, конкурентоспособности и экономической эффективности функционирования дорожно-строительных организаций. Самостоятельное практическое значение имеют методика анализа денежных потоков коммерческой организации, аналитический показатель денежных потоков – коэффициент денежного покрытия дорожно-строительных работ по основному виду деятельности, методика рейтинговой оценки эффективности управления денежными потоками дорожно-строительных организаций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты, сформулированные в диссертации, обсуждались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Белгородского университета потребительской кооперации (г. Белгород, 2008-2010), Ставропольского кооперативного института Белгородского университета потребительской кооперации (г. Ставрополь, 2009), Курского филиала Белгородского университета потребительской кооперации (г. Курск, 2009), Международной научно-практической конференции «Молодежь и наука: реальность и будущее» (г. Невинномысск, 2009), на Всероссийской научно-практической конференции «Управление и экономика в современных системах (г. Волгоград, 2009), на Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы экономики и права в современных условиях» и «Актуальные проблемы экономики и совершенствования правового регулирования в экономике» (г. Пятигорск, 2009), на Международной научно-практической конференции «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (г. Саратов, 2010).

Ряд рекомендаций и предложений принят к внедрению в практическую деятельность дорожно-строительных организаций Белгородской области.

Публикации. В результате проведенных исследовательских работ опубликовано 14 статей общим объёмом 4,3 п.л., в т.ч. 3 статьи из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, определенных ВАК.

Структура и содержание диссертации. Логика и последовательность изложения материала диссертации, ее структурное построение определены целью и задачами исследования и отражают характер исследуемой проблемы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников, включающего 145 наименований. Работа содержит 20 рисунков, 20 таблиц, 14 приложений. Общий объем работы 219 стр.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Теоретические основы управления финансами и денежными потоками на микроуровне» рассмотрены теоретические основы управления финансами и денежными потоками, их взаимосвязь, раскрыто экономическое содержание и классификация денежных потоков, приведена система показателей, характеризующих эффективность управления денежными потоками на микроуровне.

Во второй главе «Анализ денежных потоков и особенности их формирования в дорожно-строительных организациях» дана краткая характеристика дорожного строительства, раскрыта его роль и значение в развитии национальной экономики, выявлены особенности управления денежными потоками в дорожно-строительных организациях, проведен анализ движения денежных средств и дана оценка эффективности управления денежными потоками в дорожно-строительных организациях.

В третьей главе «Разработка практических рекомендаций по управлению денежными потоками в дорожно-строительных организациях» выявлены критерии эффективности управления денежными потоками в дорожно-строительных организациях; предложены рекомендации в части планирования, оптимизации и автоматизации, направленные на повышение эффективности управления денежными потоками в дорожно-строительных организациях.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам диссертационного исследования.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Раскрыт и уточнен понятийный аппарат в области исследуемой проблемы. В частности уточнены такие понятия, как «денежный поток», «основная цель управления денежными потоками».

Обобщив взгляды ученых на сущность и содержание понятия «денежный поток», в работе представлена следующая формулировка данного понятия. Под денежным потоком любой коммерческой организации следует понимать совокупность поступлений (притоков) и расходований денежных средств (оттоков) от её финансово-хозяйственной деятельности за определенный момент времени, упорядоченных по времени, объемам и направлениям, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности, а также отраслевыми особенностями предприятия.

В диссертации определено, что управление денежными потоками является важным направлением управления экономикой предприятия и его финансами (рис. 1).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 1 — Место управления денежными потоками в системе управления предприятием

Очевидно, что цель управления денежными потоками подчинена и вытекает из общей цели управления предприятием. Автор предлагает следующую формулировку основной цели управления денежными потоками – достижение стратегических целей, финансового результата, а также обеспечение оптимального остатка денежных средств, находящихся на счетах предприятия в процессе его развития путем сбалансирования объёмов поступлений и расходований денежных средств и их синхронизации во времени.

2. Расширена классификация денежных потоков по новым признакам с учетом особенностей дорожно-строительных организаций: по возможности обеспечения платежеспособности, по операционным сегментам, по применению в производственном и технологическом процессе, по административно-территориальному делению, по сезонности генерирования денежных потоков в дорожном строительстве.

Понятие «денежный поток» агрегированное, оно включает разнообразные виды денежных потоков, обслуживающих финансово-хозяйственную деятельность, поэтому все их многообразие можно классифицировать по ряду признаков: по масштабам обслуживания хозяйственного процесса; по виду хозяйственной деятельности; по форме осуществления; по уровню достаточности объема; по методу оценки во времени; по возможности регулирования в процессе управления; по виду валюты; по направленности движения; по продолжительности во времени и др. Однако для более глубокого понимания экономической категории «денежный поток» мы предлагаем дополнить общепринятую классификацию денежных потоков коммерческой организации следующими признаками:

1. По возможности обеспечения платежеспособности (ликвидный денежный поток по текущей деятельности; неликвидный денежный поток по текущей деятельности; ликвидный денежный поток по финансовой деятельности; неликвидный денежный поток по финансовой деятельности; ликвидный денежный поток по инвестиционной деятельности; неликвидный денежный поток по инвестиционной деятельности);

2. По направлениям деятельности (денежные потоки, генерируемые в результате содержания автомобильных дорог; капитального ремонта; среднего ремонта; безопасности дорожного движения; строительства автомобильных дорог);

3. По административно-территориальному делению для дорожно-строительных организаций: (денежные потоки, обусловленные выполнением дорожно-строительных работ на федеральном рынке сбыта, региональном рынке сбыта и местном рынке сбыта);

4. По сезонности генерирования денежных потоков: (сезонные денежные потоки и несезонные денежные потоки).

Предложенная классификация позволяет целенаправленно осуществлять учет, анализ и прогнозирование различных видов денежных потоков хозяйствующего субъекта для обеспечения его финансового субъекта для обеспечения его платежеспособности, реализации стратегических целей и максимизации благосостояния собственников. Эффективность формирования денежных потоков характеризуется наличием и приростом денежных средств на счетах предприятия, что показывает коэффициент эффективности денежного потока. На наш взгляд, для более глубокого анализа денежных потоков, данный показатель следует рассматривать в разрезе видов деятельности. Данные показатели дают возможность оценить эффективность управления денежными потоками по видам деятельности. Автором систематизированы показатели, позволяющие оценить эффективность управления денежными потоками на микроуровне (табл. 1).

Таблица 1 — Система показателей оценки эффективности управления денежными потоками коммерческих организаций

Показатель

Алгоритм расчета

Обозначения

Показатели ликвидности денежных потоков

Коэффициент манев-ренности собственных оборотных средств, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – остаток денежных средств;

EMBED Equation.3 – совокупный капитал

Коэффициент платежеспособности за период, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 остаток денежных средств на начало периода;

EMBED Equation.3 –положительный денежный поток;

EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток

Коэффициент абсолютной ликвидности, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – денежные средства;

EMBED Equation.3 – краткосрочные финансовые вложения;

EMBED Equation.3 – краткосрочные обязательства

Коэффициент ликвидности денежного потока, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 –положительный денежный поток;

EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток

Коэффициент ликвидности денежного потока по видам деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой), EMBED Equation.3 , EMBED Equation.3 , EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 , EMBED Equation.3 , EMBED Equation.3 – положительный денежный поток от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности соответственно;

EMBED Equation.3 , EMBED Equation.3 , EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток от текущей, инвестиционной и финансовой деятельности соответственно

Коэффициент реинвести-рования чистых денежных потоков, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток;

EMBED Equation.3 – дивиденды, выплаченные акционерам;

EMBED Equation.3 – прирост внеоборотных активов

Показатели, характеризующие уровень эффективности денежных потоков

Коэффициент оседания денежного потока, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток;

EMBED Equation.3 – положительный денежный поток

Коэффициент эффектив-ности денежного потока, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток;

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток

Коэффициент достаточности чистого денежного потока, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток;

EMBED Equation.3 – прирост запасов;

EMBED Equation.3 – сумма выплат основного долга по долгосрочным и краткосрочным кредитам и заимам;

EMBED Equation.3 – дивиденды, выплаченные акционерам

Коэффициент рентабельности положительного денежного потока, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистая прибыль;

EMBED Equation.3 – положительный денежный поток

Коэффициент рентабельности отрицательного денежного потока (окупаемость денежных затрат), EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистая прибыль;

EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток

Коэффициент рентабельности чистого денежного потока, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистая прибыль;

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток

Предложенные показатели, характеризующие эффективность формирования денежных потоков

Коэффициент эффективности денежного потока по текущей деятельности, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток от текущей деятельности соответственно;

EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток от текущей деятельности

Коэффициент эффективности денежного потока по инвестиционной, деятельности,

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток от инвестиционной деятельности;

EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток от инвестиционной деятельности

Коэффициент эффективности денежного потока по финансовой деятельности, EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3 – чистый денежный поток от финансовой деятельности;

EMBED Equation.3 – отрицательный денежный поток от финансовой деятельности

Интерпретация каждого отдельного показателя может и не дать определенного ответа, а только послужить указанием для дальнейшего исследования, однако комплексный анализ предложенной системы показателей позволит с достаточной степенью наглядности и информативности проводить мониторинг денежных потоков, выявляя причины неудовлетворительного состояния и резервы улучшения, т.е. оценить уровень финансовой работы на предприятии.

3. Выявлены особенности функционирования денежных потоков в дорожно-строительных организациях (основным источником финансирования дорожно-строительных работ является бюджетные средства, выполнение дорожно-строительных работ, в основном, собственными силами без привлечения сторонних организаций; низкая инвестиционная привлекательность отрасли и др.).

Выявлено, что дорожно-строительные организации имеют характерные отличительные особенности (рис. 2.):

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 2 — Основные особенности финансово-хозяйственной деятельности дорожно-строительных организаций, оказывающих влияние на формирование денежных потоков

Кроме особенностей, необходимо знать факторы, влияющие на объём и характер формирования денежных потоков дорожно-строительных организаций во времени с учетом их специфики (таблица 2). Рассмотренные нами особенности и факторы, влияющие на организацию системы управления денежными потоками, не является исчерпывающим, но, тем не менее, достаточными, чтобы определять слабые и сильные стороны в процессе учёта, анализа и планирования денежных потоков, тем самым повышать уровень управляемости денежными потоками и эффективность деятельности самого предприятия.

Таблица 2 — Факторы, влияющие на объём и характер формирования денежных потоков дорожно-строительных организаций

Фактор

Особенности воздействия

Конъюнктура дорожно-строительного рынка

Формирование величины положительного денежного потока от основной деятельности происходит под влиянием текущего спроса и предложения на дорожно-строительные работы и уровня инвестиционной привлекательности в регионе и стране в целом. Поэтому повышение спроса на выполнение дорожно-строительных работ приводит к росту объёма положительного денежного потока от текущей деятельности, и наоборот

Сложившаяся практика кредитования поставщиков и покупателей продукции

Для дорожно-строительных организаций наиболее распространенной формой расчета является система расчетов на условиях предоплаты поставщикам при закупке строительных материалов (металла, цемента, щебня и т.д.) и горючего, которые можно получить, как правило, после оплаты. В отношении же заказчиков строительных объектов ситуация выглядит следующим образом: расчеты могут осуществляться в форме авансов, либо после завершения всех работ. Зачет аванса может производиться при выставлении первого счета за выполненные работы; равными частями или пропорционально стоимости выполненных и предъявляемых к оплате работ; при завершении работ, подписании приемо-сдаточного акта и проведении взаиморасчетов. Т.е. влияние данного фактора проявляется на формировании как положительного денежного потока, связанного с получением оплаты за выполненные работы и оказанные услуги, так и отрицательного денежного потока, связанного с платежами поставщикам сырья, материалов и др.

Возможность привлечения средств безвозмездного

целевого финансирования

Нередко государственные дорожно-строительные организации имеют преимущества, т.к. часть их расходов берет на себя бюджет. Так, за счёт средств бюджета им предоставляются на безвозмездной основе дорожная техника и табельный инструмент. А это, в свою очередь, позволяет экономить собственные денежные средства и направлять их на другие цели.

Конъюнктура рынка финансовых ресурсов

Данный фактор определяет возможность и условия формирования финансовых ресурсов. Дорожно-строительные организации имеют возможность получения кредитов, что, с одной стороны способствует формированию притока денежных средств, а с другой стороны, их оттоку (оплата процентов за пользование кредитом).

Система осущест-вления расчётных операций хозяйст-вующих субъектов

Расчетные операции осуществляются в основном в безналичной форме, что отражается на скорости движения денежных потоков, а именно: безналичные расчёты ускоряют движение денежных средств.

Продолжительность операционного

цикла

Продолжительность строительства любого объекта дорожного строительства исчисляется не только днями, неделями, но иногда, особенно при строительстве крупных объектов, — месяцами. Это вызывает отвлечение капитала из оборота на длительное время, т.е. способствует увеличению потребности в денежных средствах, инвестированных в оборотные активы.

Сезонность производства и реализации продукции

Для выполнения дорожно-строительных работ данный фактор является существенным, так как строительство автомобильных дорог носит сезонный характер (в основном летнее время года). Расхождение сроков поступлений от выполненных работ и платежей по счетам заказчиков приводит либо к отсутствию средств для осуществления расчётов по своим обязательствам (разрыв ликвидности, когда существенно ощущается нехватка денежных средств и необходимо прибегать к привлечению кредитов), либо к избытку денежных средств (проблема эффективного использования денежных средств)

Длительность финансового цикла

В среднем длительность финансового цикла по анализируемым предприятиям составляет 35 дней. Более 1 месяца денежные средства отвлечены из оборота, что приводит к уменьшению объёма денежных потоков, способствует увеличению потребности в них.

Количественное и качественное состояние основных фондов

Характеризуя уровень механизации труда, а также состояние и эффективность использования основных фондов дорожно-строительной организации, данный фактор оказывает влияние на формирование денежного потока. Так, приобретение новых основных средств способствует отвлечению денежных средств, т.е. формированию отрицательного денежного потока. Новое, более усовершенствованное оборудование позволяет увеличить производительность труда, сократить переменные расходы, увеличить прибыль, а значит, в конечном итоге, увеличить объём положительного денежного потока.

Амортизационная политика

Для дорожного строительства амортизация составляет 1-3% в себестоимости продукции. Начисление амортизации не влияет на отток денежных средств. Вместе с тем избранный организацией метод начисления амортизации основных средств создаёт различную интенсивность амортизационных потоков, которые, в свою очередь, являются самостоятельным элементом формирования цены продукции, выполненных работ, оказываемых услуг и оказывают существенное влияние на объём положительного денежного потока организации.

Исходя из выявленных особенностей, автором разработана схема движения денежных потоков дорожно-строительных организаций (рис. 3.).

SHAPE \* MERGEFORMAT

Рисунок 3 — Схема движения денежных потоков дорожно-строительных организаций по текущей деятельности

На рисунке 4 отражена динамика прогнозных денежных потоков ЗАО «Прогрессдорстрой» на 2010 год.

SHAPE \* MERGEFORMAT

SHAPE \* MERGEFORMAT Рисунок 4 — Динамика прогнозных денежных потоков ЗАО «Прогрессдорстрой» на 2010 год

Бюджетирование позволяет экономить денежные ресурсы, оперативно управлять денежными потоками, снижать непроизводительные расходы, что в конечном итоге, направлено на обеспечение оптимизации денежных потоков путем сбалансированности их притоков и оттоков. Кроме того, оно создает условия для проведения контроля и анализа исполнения запланированных показателей.

4. Определено влияние фактора сезонности на формирование денежных потоков в дорожно-строительных организациях. Для наиболее эффективного способа выявления основной тенденции сезонной волны применено аналитическое выравнивание исследуемого ряда динамики по прямой

Анализ бюджетов движения денежных средств дорожно-строительных организаций показал неравномерность распределения поступлений и выплат денежных средств внутри планируемого периода. Объясняется это тем, что у анализируемых предприятий процесс работ не стабилен, большую роль играет фактор сезонности. Существенные объемы поступлений и расходований денежных средств начинаются с мая (с наступлением основного сезона работ). Сезонность движения денежных средств в дорожно-строительных организациях представлена в таблице 3.

Таблица 3 — Сезонность движения денежных средств в дорожно-строительных организациях Белгородской области в 2006-2009 гг.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст