Совершенствование механизма продюсирования на телевидении

На правах рукописи

ТЮТРЮМОВ АЛЕКСАНДР АРКАДЬЕВИЧ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРОДЮСИРОВАНИЯ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Санкт-Петербург

2013

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»

Научный руководитель —

Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор

Евменов Александр Дмитриевич

Официальные оппоненты:

Воронцова Маргарита Гурьевна,

доктор экономических наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств», заведующая кафедрой менеджмента

Лаврова Татьяна Анатольевна,

доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кафедра управления и планирования социально-экономических процессов имени з.д.н. РФ Лаврикова Ю.А., профессор

Ведущая организация –

ФГБОУ ВППО «Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова»

Защита состоится «22» мая 2013 г. в 17-30 часов на заседании диссертационного совета Д 210.021.02 при ФГБОУ ВПО «Санкт- Петербургский государственный университет кино и телевидения» по адресу: 191119, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 13, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения».

Автореферат разослан «22» апреля 2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного советаД.П. Барсуков1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. Современное телевидение, являясь одним из самых массовых и доступных средств массовой информации, выполняет ряд важных социальных функций, оказывает существенное влияние на важнейшие общественные процессы. Поэтому повышение эффективности текущей деятельности и перспективного развития хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и трансляцию телевизионных программ и передач должно осуществляться на основе рациональных управленческих воздействий органов федеральной и региональной исполнительной власти, обеспечивающих не только условия для долгосрочного экономического роста, но и наиболее полного раскрытия социально-культурного потенциала отрасли.

Решение данной задачи с помощью совершенствования механизма продюсирования на телевидении позволит сформулировать методические рекомендации, ориентирующие организационно-правовые структуры на рационализацию потребления всех видов ресурсов, используемых в продюсерской деятельности, гармонизацию отношений между основными участниками телевизионного процесса, органами государственного управления, частными инвесторами, элементами инфраструктуры и смежных отраслей с целью ускорения социально-экономического развития телевизионной индустрии, модернизации основных производственных фондов, с учетом требований научно-технического прогресса, обеспечения конкурентоспособности телевизионных продюсерских организаций.

Глобализационные интеграционные процессы, развитие альтернативных форм и платформ доставки телевизионных фильмов и программ до абонентов обусловливают повышение общего уровня конкурентности предпринимательской деятельности на телевидении, определяют уменьшение времени просмотра телепрограмм, сокращение удельной доли телеканалов в общем объеме вещания и рейтинга телепередач, что в целом способствует снижению экономической и социальной результативности предприятий, осуществляющих производство телевизионной продукции и ее распространение. В этой связи возникает настоятельная необходимость формирования и совершенствования на научной основе современного механизма телевизионного продюсирования, способствующего решению стратегических задач развития отрасли, противодействия сложившимся противоречиям на основе административных, нормативно-правовых, финансово-экономических и иных воздействий органов государственного управления, а также индивидуальных регулирующих решений, рекомендаций профессиональных некоммерческих саморегулируемых организаций.

Актуальность решения поставленных в диссертации проблем достижения телевизионными продюсерскими предпринимательскими структурами необходимых высоких экономических и социальных результатов в процессе своего функционирования возрастает в условиях высокой степени их зависимости от основных тенденций научно-технического прогресса, стоимости индивидуальных средств приема телевизионного сигнала, сложившихся традиций потребления телевизионных услуг и трудно прогнозируемых изменений зрительских предпочтений. Сложившаяся практика регулирования телевизионного сектора народного хозяйства требует повышения бюджетной эффективности расходования государственных финансовых средств для целей обеспечения нормального функционирования и развития такого средства массовой информации, как телевидение. Поэтому все более актуальными становятся методологические решения, направленные на экономико-организационное обоснование повышения эффективности механизма телевизионного продюсирования, способствующие снижению финансовой нагрузки бюджетов всех уровней.

В современных условиях хозяйствования роль продюсера, как субъекта инициирующего производство телевизионных программ, оделяющего его основные социальные и экономические характеристики, привлекающего необходимые объемы инвестиционных вложений, формирующего проектные группы, организующего процессы создания, продвижения, сбыта и распространения телевизионной продукции, является ключевой, что также обусловливает значимость и актуальность управленческих решений, направленных на повышение эффективности процесса продюсирования в рассматриваемом секторе национальной экономики.

Актуальность диссертационного исследования, таким образом, обусловлена необходимостью решения таких важных социально-экономических задач, как научное обоснование теоретических подходов к продюсированию на телевидении; разработка и совершенствование механизма продюсирования создания и распространения телевизионной продукции; формирование методических рекомендаций, ориентирующих субъектов продюсерской деятельности на достижение в процессе своей деятельности необходимых высоких экономических и социальных результатов, раскрытие социально-экономического потенциала отрасли, продвижение отечественных телефильмов и телепрограмм за рубеж в текущем и перспективном периодах времени.

Актуальность темы диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по формированию и совершенствованию механизма продюсирования на телевидении в условиях изменений форм и методов государственного регулирования развития отрасли, незавершенной трансформации макроэкономической системы, усиления влияния научно-технического прогресса на телевизионные организации, ускорения процесса интеграции национальной экономики в мировую экономическую систему определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель настоящего исследования состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений совершенствования механизма продюсирования на телевидении.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

раскрыть сущностные основы функционирования телевидения как инструмента решения социально-экономических задач в современных условиях рыночной трансформации общественной системы;

определить и развить теоретические подходы к механизму продюсирования на телевидении;

исследовать нормативно-правовые и программно-целевые подходы к развитию продюсерской деятельности на телевидении;

провести анализ результатов продюсерской деятельности на телевидении;

сформировать и обосновать перспективные направления рационализации механизма продюсирования на телевидении;

разработать методические рекомендации по совершенствованию механизма продюсирования на телевидении.

Объектом исследования выступает процесс продюсирования на телевидении.

Предметом диссертационного исследования являются методологические и методические проблемы формирования и совершенствования механизма продюсирования на телевидении.

Выбор данных объектов диссертационного исследования продиктован необходимостью системного, сравнительного и социально-экономического анализа функционирования телевидения, его структурных составляющих, телевизионного продюсирования, роста эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов рассматриваемого сектора народного хозяйства с прочими участниками телевизионного процесса, органами государственного управления, элементами инфраструктуры, смежными отраслями, использования при этом методов, способов и процедур организационной, социально-экономической и нормативно-правовой направленности.

Методологической основой диссертационной работы, исследуемых в ней проблем явились новейшие исследования зарубежных и российских ученых в области продюсирования, управления телевидением, социально-культурной сферой в целом, законы Российской Федерации, указы президента России, постановления правительства страны, регламентирующие отношения в телевизионной индустрии и средствах массовой информации.

В диссертации использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, статистический анализ, методы сравнений, структурно-логического и экономико-математического моделирования, экспертных оценок, регрессионный анализ. В диссертационной работе использованы результаты исследований и практической деятельности автора, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов о динамике развития телевидения в Российской Федерации и за рубежом.

Выводы диссертации:

Телевидение представляет собой, во-первых, сложную техническую систему, в виде трансляторов, ретрансляторов и аппаратов приема и воспроизведения движущегося изображения и звука на расстоянии; во-вторых, самостоятельный вид аудиовизуального искусства; в-третьих, социально значимое средство массовых коммуникаций (с достаточно высоким уровнем охвата реципиентов); и, в-четвертых, отрасль народного хозяйства в виде совокупности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, осуществляющих организационно-экономическую деятельность на коммерческой или бесприбыльной основе.

В настоящее время используются четыре основные общественно-экономические формы функционирования телевидения. Первая модель – общественное телевидение, доходы которого составляют благотворительные пожертвования граждан, органов местного самоуправления и крупных коммерческих предприятий. Вторая – эфирное коммерческое телевидение, доходы которого формируются за счет реализации времени для демонстрации рекламы. Третья – кабельное телевидение, доходы которого поступают за счет абонентской платы. Четвертая – государственное телевидение, все расходы которого покрываются государственным бюджетом.

Современное телевидение является сложным объектом управления, в рамках которого осуществляется разносторонняя и узконаправленная деятельность по производству и трансляции аудиовизуального материала. Ключевым элементом данного процесса выступает продюсер. Под телевизионным продюсером следует понимать лицо, которое инициирует, развивает, управляет процессами производства, продвижения и сбыта телевизионного продукта, берет ответственность за финансовое обеспечение проекта, а также доверенное лицо телеканала/ телестудии, осуществляющее идейный и/или финансовый контроль за этими процессами. В настоящее время можно выделить три основных направления функционирования телепродюсерских организаций: производство телевизионных фильмов (одно и многосерийных, телесериалов); создание телепрограмм (информационно-аналитические передачи, развлекательные, научно-популярные, спортивные и т.п.); трансляция телеконтента через различные системы связи (неземные ретрансляторы, спутники, кабельные узлы, Интернет, операторы мобильной связи и др.).

Процесс продюсирования на телевидении разделяется на ряд этапов: предподготовки, предусматривающий поиск и генерацию идей и формата аудиовизуального произведения, сценария или сценарного плана, предварительную подготовку правового поля (очистка прав), поиск источников финансирования и направлений сбыта; подготовки, включающего в себя разработку необходимой документации (сметы, календарно-постановочный план, режиссерский сценарий или творческой экспликации телепрограммы, вопросы участникам и пр.), заключение договоров с основным и вспомогательным персоналом, поставщиками товаров и услуг (как правило, для разовых или пилотных проектов), прочими контрагентами; съемки, включающей в себя организацию самого производственного процесса в режиме записи или прямого эфира; постпроизводства, предусматривающего монтаж и переозвучивание (по мере необходимости), утверждение у генерального продюсера телеканала и передачу готового аудиовизуального произведения в службу телетрансляции (кроме случаев прямого эфира); продвижения в виде анонсов на телеканалах, реализации плана рекламной кампании, участие на внутренних и международных телевизионных или кино-, телерынках; премьерной и повторной трансляции на телеканалах (до 4 показов); сбыта на вторичных рынках, в том числе реализация авторских и смежных прав в виде заключения лицензионных соглашений или договоров отчуждения.

В целом, по результатам анализа продюсерской деятельности на телевидении, необходимо сделать вывод о постепенном смещении зрительского интереса от традиционного телепотребления к использованию систем нелинейного телевизионного просмотра и старении зрительской аудитории эфирных телеканалов. Высокий уровень конкуренции снижает результативность функционирования отдельных телевизионных хозяйствующих субъектов. При этом существует высокий уровень спроса на просмотр отечественной телевизионной продукции, что обусловливает значительный потенциал перспективного развития телевизионных продюсерских организаций.

Рационализация механизма продюсирования должна осуществляться по двум основным направлениям: управление инновационной деятельностью и творческими процессами. Кроме этого, так как продюсерские организации являются субъектами предпринимательской деятельности, то для повышения уровня их доходности необходимо совершенствование производственных процессов. Важными направлениями совершенствования продюсерской деятельности является развитие инфраструктурных элементов отрасли, а также активизация маркетинговой активности продвижения телевизионной продукции для профессиональных участников рыночных отношений и конечных пользователей телевизионных услуг – зрителей.

Рационализация сочетания различных подходов к регулированию экономической деятельности профессиональных участников рыночных отношений на телевидении будет способствовать совершенствованию механизма продюсирования и должна осуществляться на основе ряда последовательно выполняемых этапов: исследование сформировавшихся принципов предпринимательской деятельности в телевизионном сегменте народного хозяйства; анализ сложившихся тенденций инвестирования денежных средств в проекты телевизионных продюсерских организаций, уровня их доходности и конкурентоспособности; прогнозирование состояния наиболее вероятных факторов внешней и внутренней сред функционирования организаций телевидения, оказывающих существенное влияние на процесс продюсирования на телевидении; изучение динамики изменений зрительских предпочтений и привычек потребления телевизионного контента связанных с научно-техническим прогрессом; моделирование основных финансово-экономических трендов развития смежных с телевидением отраслей, инфраструктурном комплексе, административно-территориальных образованиях, национальной экономики в целом; определение целевой ориентации продюсирования производства и вещания телевизионных программ; разработка системы плановых основных и вспомогательных мероприятий с определением источников их финансирования, увязанных друг с другом; подготовка нормативно-правовой базы реформирования отрасли при активном участии саморегулируемых профессиональных некоммерческих структур; организация исполнения и контроль исполнения целенаправленных управленческих воздействий на хозяйствующие субъекты телевизионной сферы, осуществляющие продюсерскую деятельность.

2. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Личное участие автора состоит в определении цели и задач диссертационного исследования, поиске источников информации, выборе объекта и предмета исследования. Теоретические и методические положения, практические рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, являются результатом многолетних исследований и практической деятельности автора по проблемам продюсирования на телевидении.

В основе современного телевизионного процесса находится производство телевизионной продукции, которая впоследствии будет доставляться потребителям с помощью специализированных технических средств (рис. 1). В качестве таких производственных единиц выступают телестудии, как структурные подразделения телевизионных каналов, независимые от телеканалов продюсерские центры или отдельные продюсеры. При этом реализация телевизионных фильмов и программ, а также лицензий на их адаптацию осуществляется или напрямую или через систему посредников – дистрибьюторов и агентов по продажам. Развитию посреднической деятельности в значительной мере способствует функционирование специализированных инфраструктурных элементов – кино- телерынков, а также фестивалей и премий телевизионной продукции.

Рис. 1. Телевизионный процесс и влияние на него факторов внешней среды

Ключевым элементом телевизионного процесса выступает продюсер, который осуществляет поиск или генерацию идей, творческо-экономическую переработку материала в готовый продукт, заполняющий досуг граждан. В конечном итоге качество телевизионного контента обусловливает экономическую результативность функционирования отдельных хозяйствующих субъектов и отрасли в целом, определяет духовно-нравственное состояние общества.

Процесс продюсирования должен осуществляться на основе ряда принципов, к которым относятся: эффективность, предусматривающую формирование определенного положительного экономического и/или социального эффектов; экономичность, обусловливающую необходимость оптимизации производственных и рекламных бюджетов для максимизации экономической эффективности; технологичность, определяющую использование технологий и оборудования, существенно сокращающих временные затраты на производство и обеспечивающего необходимые высокие квалиметрические характеристики выходного сигнала; простота раскрытия сюжета и легкость его усвоения (понимания), способствующие расширению зрительского потенциала проекта, увеличению зрительской аудитории; острота и динамизм повествования, формирующие высокую зрительскую заинтересованность и способствующие трансформации единицы телеконтента в рубрику, цикл, сериал; соответствие зрительским запросам, как фактора формирующего рейтинг телепрограммы, долю телеканала и, в конечном итоге, валовый доход телевизионной организации.

Задачи, решаемые продюсерами в рамках осуществления ими своей деятельности, будут различаться от иерархической ступени, объекта управления, этапа производственного цикла, специализации, выполняемых работ и специфики производимого телевизионного продукта.

В настоящее время федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы» выполнена на 33,14% (табл. 1). Так, в 2010 году фактические значения исполнения ФЦП из средств федерального бюджета составили 99,62%. При этом финансирование капитальных вложений составило 99,91% от запланированного, а по прочим нуждам на 99,47%. В 2011 выделение бюджетных средств по всем направлениям программы составили 100%. В настоящее время уже сформирован первый мультиплекс телевизионного вещания, который включил в себя «Первый канал», «Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», «НТВ», «Петербург – Пятый канал», «Карусель».

Особенность предпринимательской деятельности в телевизионной сфере определяет два основных типа продюсерских систем, функционирующих в ее рамках: производство и трансляция (ретрансляция) контента. В этой связи анализ результатов продюсерской деятельности на телевидении необходимо осуществлять по двум основным направлениям, которые должны детализироваться в зависимости от вида и жанра

Таблица 1

Структура плановых и фактических объемов финансирования ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2008-2015 годы» из федерального бюджета

Структура расходов федерального бюджета на ФЦП

2010-2012 годы

В том числе

2010 год2011 год2012 год (фактические — первый квартал)2013201420151

2

3

4

5

6

7

8

Плановые расходы, млн. руб.

76366

10829,2

11665

17041,5

16590

10765

9475

в том числе

Капитальные вложения, млн. руб.

44151

3562

4099

14392

12337

5857

3904

Прочие нужды, млн. руб.

32215

7267,2

7566

2649,5

4253

4908

5571

Фактические расходы, млн. руб.

25306,25

10787,8

11665

2853,44

Выполнение плана, %

33,14

99,62

100,00

16,74

в том числе

Капитальные вложения, млн. руб.

10075,21

3558,94

4098,97

2417,31

Выполнение плана, %

22,82

99,91

100,00

16,80

Прочие нужды, млн. руб.

15231,04

7228,90

7566,00

436,14

Выполнение плана, %

47,28

99,47

100,00

16,46

Примечание. Таблица составлена автором.

создаваемой аудиовизуальной продукции (телефильм, многосерийный телефильм, теленовелла, сериал, ситком, телепередача, цикл или серия телепередач), а также экономической модели, используемой телеканалом (рекламная, абонентская плата, видео по запросу, гранты, государственное финансирование, смешанная). При этом в соответствии с представлениями автора, основными критериями экономической результативности продюсирования на телевидении вне зависимости от специфики деятельности будут выступать: валовый доход, прибыль и рентабельность, а также ряд других общих показателей. В процессе управления эфирными телеканалами необходим дополнительный анализ: рыночной стоимости единицы времени рекламного сообщения. Для систем кабельного, спутникового и Интернет вещания высокое значение имеют такие показатели как: абонентская база, её стоимость, объем услуг, оказываемых в рамках реализуемых пакетных предложений. Для Интернет-вещателей, предоставляющих услуги видео по запросу, а также ряд сопутствующих сервисов, особое значение имеют: объем и структура библиотеки смежных прав, стоимость услуг (или комплект услуги – средней стоимости запросов на ряд просмотров по всем сервисам), количество запросов (общее и оплаченное). В свою очередь продюсеры – производители телевизионного контента, в процессе своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на рейтинг аудиовизуальных произведений, закупочную стоимость единицы телепродукции, количества и времени (имеет значение, как протяженность программы, общая суммарная длительность передач, так и время их начала в сетке телевещания) премьерных и повторных показов телепрограмм.

В период 2007-2011 годы наблюдается устойчивая тенденция уменьшения уровня потребления зрителями телевизионных услуг. Так, если в 2007 году среднесуточная доля телеканалов составляла 73%, то в 2011 году только – 69%. Наблюдается также и сокращение средненедельного охвата эфирными телеканалами зрительской аудитории с 94% в 2007 году до 91% в 2011 году. Среднесуточное время телепросмотра контента эфирных каналов также характеризуется сокращением. Так, если в 2009 году значение этого показателя составляло 228 минут, то в 2011 году оно уменьшилось на 3% и составило 220 минут. Наибольшее снижение зрительского интереса наблюдалось в группах женщин (-10%) и мужчин (-8%) в возрасте от 15 до 24 лет. Единственная половозрастная группа, которая продемонстрировала увеличение объемов телепотребления, – это женщины в возрасте от 55 лет (с 330 минут в 2009 году до 333 минут в 2011).

Среди производителей телеконтента для эфирных каналов наилучшие показатели телевизионного рейтинга в 2011 году были продемонстрированы продюсерскими организациями, реализующими свою продукцию на телеканалах «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ». В 2011 году более половины эфира занимали кинопрограммы, из них 38,2% (20,3% от общего времени вещания) – это кинофильмы, 36,2% (19,3%) – телесериалы; 9,4% (5,0%) – мультипликационные сериалы, 8,6% (4,6%) – документальные сериалы, 4,0% (2,1%) – документальные фильмы, 3,4% (1,8%) – анимационные работы, 0,3% (0,1%) – прочее. 14,8 эфирного вещания составляют новости, 14,5% – развлекательные передачи, 5% – музыкальный контент, 4,1% – социально-политические программы, 4,0 – познавательные, 3,7% – спорт, 0,3% – детские программы, 0,4% – прочее.

В то же время нельзя не отметить, что повышение конкурентности внутреннего рынка телесериалов вызывает сокращение объемов производства конкретных телепродюсерских организаций. Так в 2011 году, среди крупнейших каналов-производителей сериалов только «Россия 1» и «Рен ТВ» увеличили объемы телепроизводства на 92 и 138 часов соответственно. Объемы сериального производства «Первого канала» в 2011 году выросли относительно 2010 года и составили 28 часов, что меньше аналогичного показателя 2009 года (46 часов).

В целом, факторами, определяющими эффективность продюсерской деятельности в сложившихся условиях хозяйствования выступают: научно-технический прогресс, определяющий новые формы индивидуальных средств телепросмотра (смартфоны и планшетные компьютеры, телевизоры и игровые приставки, интегрированные в сеть Интернет и т.д.) и трансляции (потоковое вещание и различные вариации видео по запросу); зрительские предпочтения, обусловливающие необходимость жанрового разнообразия транслируемого контента, а также новизну производимого материала.

Таким образом, для обеспечения своего конкурентного преимущества в перспективном периоде времени телевизионным продюсерам необходимо, во-первых, использовать в своей профессиональной деятельности прогрессивные средства производства, во-вторых, ориентироваться в процессе продюсирования на изменения зрительских предпочтений. По мнению автора в наибольшей степени этому будет соответствовать механизм совершенствования продюсерской деятельности на телевидении (рис. 2), в рамках которого необходимо формирование мероприятий способствующих повышению эффективности продюсирования в процессе осуществления вещания (блок 1 на рис. 2) и производства (блок 2 на рис. 2) телевизионных программ.

Инновационная ориентация хозяйствующих субъектов, осуществляющих создание и трансляцию телевизионных программ, должна способствовать решению таких важных задач, как модернизация материально-технической базы и диверсификации оказываемых телевизионных услуг (блок 3 на рис. 2). Рационализация творческих процессов (блок 4 на рис. 2), в соответствии с представлениями автора, должна выражаться, прежде всего, в расширении источников формирования концептуальной основы будущей телепередачи. Совершенствование производственных процессов (блок 5 на рис. 2), в соответствии с авторскими представлениями может способствовать субъектам продюсерской деятельности рационализировать: организацию производства; использование финансовых ресурсов; решение кадровых вопросов.

Важным направлением расширения источников финансирования продюсерской деятельности является активизация продвижения

Рис. 2. Элементные составляющие механизма совершенствования продюсерской деятельности на телевидении

телевизионной продукции (блок 6 на рис. 2). В рамках данного направления необходима реализация, во-первых, мероприятий, способствующих развитию вторичных рынков сбыта продукции, и, во-вторых, позволяющих выйти отечественным телевизионным компаниям на международный рынок. При этом на протяжении всего жизненного цикла конкретной телевизионной программы необходимо осуществлять мероприятия рекламного и стимулирующего характера.

Следующим элементом механизма рационализации продюсерской деятельности является развитие инфраструктуры телевидения в виде комплекса предприятий, оказывающих специализированные услуги, общественных объединений, регулирующих принципы рыночного взаимодействия между контрагентами, а также учреждений профессионального образования (блок 7 на рис 2).

Как нам представляется, решение этих задач должно способствовать формированию на выходе процесса рационализации продюсерской деятельности на телевидении трех видов разнородных эффектов: экономического, социального и технического (блоки 9, 10, 11 на рис. 2). Отметим, что смена технической парадигмы должна сопровождаться также технологическим сдвигом в смежной отрасли – приборостроение устройств бытового назначения, ускоренным развитием альтернативных, цифровых платформ телевизионного вещания. Экономический эффект будет выражаться в повышении прибыльности телевизионных хозяйствующих субъектов, что в целом должно способствовать долгосрочному экономическому росту исследуемого нами элемента народного хозяйства, смежных отраслей, экономики страны в целом. Тогда социальная эффективность, проявляемая в виде всестороннего развития отдельных граждан, должна сопровождаться повышением качества производимого и транслируемого телевизионного контента.

Повышению эффективности продюсерской деятельности на телевидении, в соответствии с представлениями автора, должны способствовать следующие процедуры: фондирование, налоговое и административное регулирование (таблица 2).

Таблица 2

Процедуры стимулирования повышения эффективности продюсерской деятельности на телевидении

Процедуры

Содержание

Результаты

1

2

3

Фондирование

Формирование Фонда развития телевидения;

Совершенствование деятельности Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии

Рост телепроизводства социально значимых проектов;

Поддержка профессионального образования,

конкурсов, премий

Ужесточение налогового режима

Введение налога на демонстрацию иностранной кино- и телепродукции



Страницы: 1 | 2 | Весь текст