Социолингвистика

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИ

КАФЕДРА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Ю.В. Казакова, Е.В. Харченко

СОЦИОЛИНГВИСТИКА

Программа и методические указания

по курсу для студентов специальностей

021800 «Теоретическая и прикладная лингвистика» и

040201 «Социология»

ЧЕЛЯБИНСК 2006ВВЕДЕНИЕ

Цель курса: познакомить с основными понятиями и сведениями о предмете и статусе социолингвистики, дать представление об основных социолингвистических методах обработки материала и основных подходах к решению социальных проблем с лингвистической точки зрения.

Задачи студентов:

Освоить основные понятия новой сферы применения их профессиональных знаний; овладеть базовыми знаниями по социальной лингвистике.

Научиться применять социолингвистические методы для анализа социально-языкового материала.

Знать виды взаимоотношений между языком и обществом (язык и культура, язык и история, язык и этнос, церковь, школа, политика, массовая коммуникация).

Изучить особенности языка разных социальных и возрастных групп говорящих.

Отчётность:

Составление библиографии по теме. Конспекты монографий, книг, статей, необходимых для выполнения проекта.

Участие в одном из проектов.

Выполнение письменных заданий и итоговой зачётной работы.

Подготовка и выступление с докладами по предложенным преподавателем темам.

Содержание разделов и тем дисциплины

1. Социологическая лингвистика как раздел науки о языке. Социолингвистический подход к предмету лингвистики.

Определение социолингвистики, ее истоки. Предмет и статус социолингвистики. Вариативность языка и ее связь с социальной вариативностью. Уровни языковой структуры и социолингвистика. Проблема предмета и границ социолингвистики. Место социолингвистики в ряду других дисциплин (интралингвистика, социология, семиотика, стилистика, психолингвистика, лингвокультурология и др.). Микро- и макросоциолингвистика.

2. История социолингвистики.

Социологизация отечественного языкознания. Разработка социологических проблем языка в Пражской лингвистической школе. Американская, японская, немецкая социолингвистика.

3. Основные понятия социолингвистики.

Социолингвистические категории, основные понятия и направления социолингвистики. Языковые и речевые коллективы и общности. Родной язык и смежные понятия. Языковой код. Коммуникативная ситуация. Стратификационная и ситуативная вариативность языка.

4. Функциональная классификация языковых образований. Языковая коммуникация и ее сферы. Членение континуума языковой коммуникации. Понятие функции. Функциональная дифференциация языков и языка. Функциональная классификация языковых образований. Членение сфер общения и распределение языковых образований.

5. Методы социолингвистических исследований.

Методы сбора социолингвистических данных. Разновидности выборки. Методы социолингвистического анализа.

6. Язык в межличностных отношениях. Социальные аспекты речевого поведения.

Социолингвистическая теория речевого поведения. Социальные детерминанты речевого поведения. Речевое поведение индивида. Коммуникативный репертуар индивида. Язык социального статуса. Индивидуальная диглоссия. Билингвизм индивида и его разновидности (координативный и смешанный, рецептивный и репродуктивный); переключение и смешение кодов; интерференция в речи и языке. Психо- и нейролингвистический взгляд на языковые контакты. Компонененты коммуникативной ситуации. Диглоссия билингва и монолингва. Стратификация языков по их использованию, значимости и престижу. Языковое поведение индивида, выбор кода. Коммуникативная компетенция и культурно-энциклопедическая компетенция как ее составляющая.

7. Социум и язык. Формы существования языка.

Территориальная и социальная дифференциация языка. Функциональные сферы языка в обществе. Формы существования языка. Стандарт и норма. Территориальный диалект. Некодифицированные наддиалектные формы речи. Койне. Просторечие. «Социальные диалекты»; проблема существования «классовых диалектов». Профессиональные, корпоративные и тайные подъязыки. Половозрастные противопоставления в языке. Письменность и литературные языки. Функциональные стили. Стилистические подсистемы литературного языка. Литературный язык и разговорная речь. Пуризм. Типологические различия литературных языков. Региональные варианты нормативного языка. Региональные стандарты. Множественность норм одного языка в пределах государства и в разных государствах. Разделенные языки. Иерархия социумов и функционирование языка. Язык в межэтнических контактах, язык-посредник, лингва-франка.

8. Подсистемы языка.

Принципы выделения и разграничения подсистем языка. Территориальные и социальные диалекты. Гендер и язык. Понятие социолекта. Пермская социолингвистическая школа, основные направления исследования.

9. Языковая ситуация. Билингвизм. Диглоссия.

Определение языковой ситуации. Типология языковых ситуаций (экзоглоссные сбалансированные языковые ситуации, экзоглоссные несбалансированные языковые ситуации, эндоглоссные сбалансированные языковые ситуации, эндоглоссные несбалансированные языковые ситуации). Билингвизм и диглоссия. Типология билингвизма и диглоссии. Функциональные типы билингвизма. Функциональные типы диглоссии. Некоторые типичные языковые ситуации в современном мире. Языковые ситуации в бывшем СССР; социолингвистические проблемы и этноязыковые конфликты России и ближнего зарубежья.

10. Языковой контакт. Вспомогательные международные языки и их типы

Языковые контакты и эволюция языков; социолингвистический подход к заимствованиям; субстрат и суперстрат, смена языка, конвергенция, языковые союзы. Взаимовлияние языков как главный фактор эволюции. Языковой контакт с точки зрения социолога, психолога и лингвиста. Языки- посредники естественного происхождения. Контактные языки как специфический результат языковых контактов. Социально-исторические предпосылки возникновения контактных языков. Жаргон, пиджин, креольский язык. Постконтактный континуум. Проблема генетической принадлежности контактных языков. Контактные языки в Атлантике и Меланезии. Руссенорск. Русско-китайский пиджин. Международные «плановые языки». Специализированные искусственные языки.

11. Язык и культура. Культурное и природное в языке. Своеобразие нормативно-стилистического уклада разных языков. Национально-культурная специфика речевого поведения.

12. Язык и религия. Народы и религии на карте мира в прошлом и настоящем. Функциональное двуязычие культового и народного языков. Конфессиональные факторы в социальной истории языков.

13. Национально- языковая политика.

Определения, смежные понятия, компоненты. Объекты и субъекты в языковой политике. Профили языковой политики в зависимости от типа социума. Уровни национально-языковой политики. Типы государственных стратегий в регулировании взаимоотношений этносов и языков. Индивидуальное и государственное языковой планирование. Последовательность шагов при языковом планировании. Типология языковой политики.

14. Язык и власть.

Язык как инструмент власти. Языковое варьирование как источник имплицитного воздействия на сознание. Язык советской эпохи. Тоталитарный дискурс. Государственные и официальные языки; использование языка в государственных институтах; языковая политика, языковое строительство. Язык и образование. Язык и идеология.

15. История языков. Социальные и психологические факторы.

Своеобразие языка на разных ступенях социальной истории народа. Язык в первобытном обществе. Языки ранних государств. Языковые ситуации феодальной поры. Языковое существование в послефеодальное время. История русского языка.

16. Общество и язык. Формы взаимодействия.

Пределы сознательной активности общества по отношению к языку. Язык как объект правовой регламентации и границы действия законов о языке. Законы о языках в разных странах. Юридический спектр подходов к миноритарным языкам: от наибольшего благоприятствования до запрещения. Социальные роли языков в условиях двуязычия (модели законодательного регулирования. Язык и школа в условиях двуязычия (типы административно-законодательных решений). Кодификация языка как инструмент языковой политики в условиях двуязычия. Финансово-экономические рычаги. Основные направления языковой политики. Реформы письменности, основные требования при выборе письменности. Создание терминологий.

17. Изменения в развитии языков.

Закономерности изменений в языках: истоки общности, факторы различий. Основные направления социальной эволюции языков. Языковой сдвиг. Языковая устойчивость. Социолингвистические универсалии.

Практические занятия

Планы практических занятий

Практическое занятие №1.

Социологическая лингвистика как раздел науки о языке

1) Различные трактовки статуса и предмета социолингвистики.

2) Социолингвистика и лингвистика.

3) Социолингвистика и социология.

4) Социолингвистика и психолингвистика.

Литература:

Беликов В.И. Социолингвистика: Учеб./ В.И. Беликов, Л.П. Крысин; – М.: РГГУ, 2001. – С.328-332.

Тарасов Е. Ф. Социолингвистика и психолингвистика // Теоретические проблемы социальной лингвистики. — М., 1981. С. 140 — 165.

Юсселер М. Социолингвистика. – Киев: Вища шк. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1987. – С.41-85.

Практическое занятие№2.

История социолингвистики

Отечественная социолингвистика.

Пражская лингвистическая школа.

Американская социолингвистика.

Социолингвистика в Японии.

Немецкая социолингвистика

Синхронная и диахроническая социолингвистика.

Составление обобщающей таблицы по теме.

Литература:

Беликов В.И. Социолингвистика: Учеб./ В.И. Беликов, Л.П. Крысин; – М.: РГГУ, 2001. – С.239-246

Проблемы зарубежной социолингвистики. – М., 1976.- С.7 -289.

Социолингвистика вчера и сегодня: Сб. науч. тр. – М.: ИНИОН РАН, 2004. – С. 8- 74.

Швейцер А. Д. Вопросы социологии языка в современной американской социолингвистике. — М., 1971.

Юсселер М. Социолингвистика. – Киев: Вища шк. Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1987. – С.57-65., 86- 141.

Практическое занятие №3.

Функциональная классификация языковых образований

Понятия «язык» и «речь», «языковой» и «речевой», «коллектив» и «общность».

Членение сфер общения.

Распределение языковых образований.

Самостоятельная работа. Классификация языковых общностей и коллективов по предложенным основаниям.

Литература:

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М.: Просвещение, 1987.- С. 87-96.

Д. Гамперц. Типы языковых обществ// Новое в лингвистике. Выпуск VII. Социолингвистика. – М.: Прогресс, 1975. — С.182-199.

Практическое занятие №4.

Методы социолингвистических исследований

Методы изучения отношения к языку.

Методы социолингвистического анализа.

Составление опросных листов для анкетирования определенной группы населения по социальным и языковым основаниям.

Доклад: Методы социолингвистического изучения массовой коммуникации.

Литература:

Беликов В.И. Социолингвистика: Учеб./ В.И. Беликов, Л.П. Крысин; – М.: РГГУ, 2001. – С.268- 328.

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М.: Просвещение, 1987.- С. 138-155.

Методология и методы социолингвистических исследований.// Теоретические проблемы социальной лингвистики. — М., 1981.- С.165- 209.

Принципы и методы социолингвистических исследований. — М., 1989. — С. 7 •- 30.

Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. — М., 1978.-С. 178-204.

Практическое занятие №5.

Социальные аспекты речевого поведения

Концепция речевого поведения К. Пайка.

Социальные детерминанты речевого поведения.

Гендерные различия в языке.

Социолингвистические модели речевого поведения.

Составление модели форм обращения в русском языке.

Литература:

Беликов В.И. Социолингвистика: Учеб./ В.И. Беликов, Л.П. Крысин; – М.: РГГУ, 2001. – 436 с.

О понятии «гендер» и гендерной лингвистике.// Социолингвистика вчера и сегодня: Сб. науч. тр. – М.: ИНИОН РАН, 2004. – С. 184- 203.

Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. — М., 1978. – С. 162-177.

Практическое занятие №6.

Формы существования языка

Территориальная и социальная дифференциация и формы существования общенародного языка

Природа языковых норм. Литературный язык как высшая форма существования языка.

Типологические различия литературных языков.

Дистанция между литературной и нелитературной речью.

Различия в социальных функциях литературных языков.

Факторы национально- исторического своеобразия литературных языков.

Литература:

Беликов В.И. Социолингвистика: Учеб./ В.И. Беликов, Л.П. Крысин; – М.: РГГУ, 2001. – 436 с

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 30 -48.

Практическое занятие №7.

Подсистемы языка

Принципы выделения и разграничения подсистем языка.

Территориальные диалекты.

Социальные диалекты. Городское просторечие.

Молодежный сленг.

Тайные языки.

Профессиональные языки.

Доклад: Причины возникновения компьютерного сленга в современном русском языке.

Составление словника социолекта (социальную группу выбирают студенты).

Литература:

Беликов В.И. Социолингвистика: Учеб./ В.И. Беликов, Л.П. Крысин; – М.: РГГУ, 2001. – 436 с

Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М.: Просвещение, 1987.- С. 66-77

Бондалетов В.Д. Социально- экономические предпосылки отмирания условно- профессиональных языков и основные закономерности этого процесса.// Вопросы социальной лингвистики. – Л.: Наука, 1969. – С.398-416.

Капанадзе Л.А. Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. М.: РАН, Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2005. – С. 238- 275.

Практическое занятие №8.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст