Социокибернетика группообразующих социальных сетей сущностные к

Социокибернетика группообразующих социальных сетей: сущностные категории и модели

Сазанов В.М. ктн,

Люди описывают социальные процессы, и теории социальных систем, приведенные в действие, изменяют эти системы…

Никогда не сомневайтесь, что небольшая группа умных, преданных делу людей, может изменить мир. На самом деле, так оно и есть. <Маргарет Мит>

Аннотация. Анализ группообразующих социальных сетей общественно-политической направленности, формирование нового интеллектуального направления – социально-ориентированных сетевых технологий, способных содействовать решению актуальных задач общественного развития, консолидации общества, постепенному изменению его структуры, формированию общественного мнения, политических и законодательных инициатив.

Рассматриваются возможности, категории, принципы построения и функционирования группообразующих социальных сетей, проистекающие в них процессы и модели для прогнозирования. Намечаются пути практической реализации социально-ориентированных проектов.

Развитие идей социального Интернета — HYPERLINK «http://v-school.narod.ru/PAPERS/new-internet.pdf» http://v-school.narod.ru/PAPERS/new-internet.pdf

ОГЛАВЛЕНИЕ

TOC \O «1-3» \H \Z HYPERLINK \L «_TOC318797856» Социокибернетика группообразующих социальных сетей: сущностные категории и модели PAGEREF _TOC318797856 \H 1

HYPERLINK \L «_TOC318797857» Цели — Терминология – Классы – Принципы PAGEREF _TOC318797857 \H 2

HYPERLINK \l «_Toc318797858» Терминология социального Интернета PAGEREF _Toc318797858 \h 2

HYPERLINK \l «_Toc318797859» Немного истории, ограничения и критика существующего PAGEREF _Toc318797859 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc318797860» Смена парадигмы – социально-ориентированные проекты PAGEREF _Toc318797860 \h 5

HYPERLINK \L «_TOC318797861» Сущностные категории и пояснительные модели PAGEREF _TOC318797861 \H 6

HYPERLINK \l «_Toc318797862» Неизменные ценности и новые социокибернетические категории PAGEREF _Toc318797862 \h 6

HYPERLINK \l «_Toc318797863» Модель светско-духовного управления PAGEREF _Toc318797863 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc318797864» Общественное благо и кооперативные стратегии PAGEREF _Toc318797864 \h 8

HYPERLINK \l «_Toc318797865» Новые качества сети — «интеллект» и «пассионарность» PAGEREF _Toc318797865 \h 9

HYPERLINK \L «_TOC318797866» Модели эволюции и предсказания PAGEREF _TOC318797866 \H 10

HYPERLINK \l «_Toc318797867» Эволюция социальной сети PAGEREF _Toc318797867 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc318797868» Модели групповой динамики Трофимовой PAGEREF _Toc318797868 \h 11

HYPERLINK \l «_Toc318797869» Диффузия нововведений и трехуровневая модель коммуникации PAGEREF _Toc318797869 \h 13

HYPERLINK \l «_Toc318797870» Модель влияния Сообщество – Группа — Спутник PAGEREF _Toc318797870 \h 15

HYPERLINK \L «_TOC318797871» Заключение. К практике социальных сетевых проектов PAGEREF _TOC318797871 \H 16

HYPERLINK \L «_TOC318797872» ЛИТЕРАТУРА PAGEREF _TOC318797872 \H 18

HYPERLINK \L «_TOC318797873» Резюме PAGEREF _TOC318797873 \H 19

HYPERLINK \L «_TOC318797874» Summary PAGEREF _TOC318797874 \H 20

HYPERLINK \L «_TOC318797875» Презентация PAGEREF _TOC318797875 \H 21

Ключевые слова. Социальные сети, модернизация, консолидация, группообразование, кооперация, модели эволюции и возникновения.

Цели — Терминология – Классы – Принципы

Текущее положение дел в области в сфере коммуникации – это общение в «ностальгических» массовых сетях, нарастание мощи и интеллекта в сетях практиков и отдельные попытки построения «умных» и социально-ориентированных проектов.

Цель данной статьи – исследование одного из классов социальных сетей, а именно ориентированных на общественно-политические преобразования.

Терминология социального Интернета

Начнем с толкования основных и близких по ассоциациям терминов и понятий.

Интернет – коммуникационная среда на основе компьютерных технологий.

Социальное – синоним общественного или раскрывая, следуя [Филатова], относящееся к структурам общества, его элементам, условиям существования и социальным процессам, протекающим в этих структурах. Или, определяя не совсем строго от противного – непроизводственное, некоммерческое.

Социальный интернет, называемый также Web 2.0 – часть коммуникационных Интернет взаимодействий, направленных на получение информации, выработку и верификацию идей через виртуальные контакты, социальные (непроизводственные или горизонтальные) связи, отдых и времяпрепровождение. Которые, по словам О Рейли «становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [Губанов]. Также особенностью Web 2.0 является принцип привлечения многих пользователей к наполнению и многократной выверке содержания (контента).

Близкое по смыслу понятие – «киберпространство» или «виртуальная реальность», которое возникло в фантастическом романе-техноутопии «Neuromancer» У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенных через компьютерную сеть друг с другом.

Диалектически, можно выделить текущее и будущее или новое. Для построения новой виртуальной реальности выдвигаются два принципиальных отличительных качества – пассионарность и интеллектуальность.

Следует в данном месте уточнить и оговориться по поводу понятий «новая» и «социальная сеть». Термин «социальная сеть», перенесен в компьютерную сферу из социологии классических (не онлайновых) социальных сетей. По-видимому, как противовес техническим сетям из связанных компьютеров (локальным, корпоративным, глобальным). Однако, «сидят» в сетях общающиеся индивидуумы, которые не всегда преследуют общественные (социальные) цели, а скорее, по факту текущего положения дел, коммерческие и профессиональные. С этих позиций, можно предложить разделение всех существующих виртуальных сетей и проектов на коммерческие, профессиональные и социально-ориентированные. Также необходимо заметить, что и само понятие «social» сильно «замылено», и применяется часто в силу моды и не всегда «академически» правильно. Какие только проекты в сети не называются социальными.

Более правильным для компьютерных коммуникаций в Интернет-среде автору представляется термин «виртуальные сети».

Отличительным качеством социально-ориентированных проектов представляется их интеллектуальность и пассионарность.

Понятие «интеллект», трактуется как «ум, рассудок, мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения реальности, совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни». [Еремин].

Пассионарность по Льву Николаевичу Гумилеву – признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью к напряжениям, концентрации на себя некоторого количества излишней «энергии» — физической, психической, интеллектуальной [Гумилев].

Понятие социокибернетика – междиспиплинарная дисциплина, применение методов кибернетики к общественным наукам, часть теории социальных систем, которая [Фурсов] – естественный результат послекапиталистического, постмодернисткого развития триады общественных наук: политология – философия – социология.

Гипотетически, социальный интернет можно трактовать как одно из направлений развития технологий человеческих коммуникаций, вовлеченность в которые, вспоминая Facebook с сотнями миллионов участников, сравнима с населением крупнейший государств нашей планеты. Или, согласно Интернет-шутке о странах с наибольшей численностью населения: «Китай, Индия, Facebook, Google…».

Конечно, основная цель для коммерческого проекта – это извлечение прибыли. Вместе с тем, в Англии, Michael Birch основатель сети Bebo, запустил социальную сеть HYPERLINK «https://jolitics.com/p/index/» \t «_blank» Jolitics.com, ориентированную на содействие деятельности парламента. Заработали ряд социально-ориентированных проектов социальной направленности и в нашей стране, объединяющих людей по национальному признаку — это «Все русские», или, например – мусульмане.

Возвращаясь в русло последовательного изложения материала, к активно используемым социальным Интернет-технологиям, представляющим интерес, можно отнести сетевые дневники – блоги, новостные ресурсы и RRS ленты, социальные сети.

?

Новый социальный Интернет

Пассионарность

Интеллектуальность

«Солнечное виртуальное общество»

Сеть Пассионариев

Виртуальное вече

2010

Web 2.0

Социальные сети

Блоги Новостные ресурсы

Социально-ориентированные

Профессиональные

Массовые

2002

Социальный Интернет

1970

Интернет

Web 1.0

Сайты, электронная почта, поисковые системы

1982

Персональный ПК

1948

Компьютер

Военные приложения

Бизнес-ориентация

Бизнес и социальная среда

ИТ-Коммерция

ОБЩЕСТВО

Рис.1. Этапы развития компьютерных и социальных технологий

Сетевые дневники или блоги позволяют размещать и комментировать записи с разделением участников на группы и разграничением доступа (Все – Друзья – Личное). При постепенном создании и разворачивании социальносетевого ресурса данная отработанная технология может быть использована в виде готовых модульных внешних решений. Пример – сетевой дневник сообщества «Социальные сети и технологии» в рамках национальной сети Mail.ru и его лента – HYPERLINK «http://blogs.mail.ru/community/it-school/?rss=1» http://blogs.mail.ru/community/it-school/?rss=1

Принципиальное отличие социальной сети от близкого по сути и смыслу форума Интернет-технологий первой волны и блогов во второй – масштаб числа участников (миллионы) и качество сети с позиций человеческого капитала.

Новостные ресурсы и ленты новостей – реально существующая Web2-технология, позволяющая исследовать общественное мнение и проверять возможности технологий.

Социальную сеть определяют как совокупность сетевых агентов, вступающих во взаимодействие друг с другом и связи между которыми преимущественно социальные, такие как дружественные отношения, совместная работа или обмен информацией [Бобровский]. Данная социальная технология может быть использована для самореализации и развития духа. Как предельный случай, при количестве участников в десятки и сотни тысяч – изменения социальной структуры общества, решения политических и цивилизационных задач.

На настоящий момент оформились 3 группы социальных сетей – массовые коммерческие, профессиональные и социально-ориентированные. Интерес для дальнейшего изложения представляет класс социально-ориентированных проектов.

Немного истории, ограничения и критика существующего

Один из первых примеров социальных сетей – это 40 млн. одноклассников, однокурсников и сослуживцев в сети HYPERLINK «http://www.Classmates.com» www.Classmates.com, объединившей жителей Америки и Канады более 10 лет назад. Впечатляют цифры сети знакомств HYPERLINK «http://www.mamba.ru/» www.Mamba.ru, в которой более 10 млн. «жаждущих» осуществляют около 1 млн. попыток найти друг друга каждый день.

Лидеры российского сегмента – сети Одноклассники.РУ и ВКонтакте.РУ, а среди сетей мирового значения – Facebook, созданная Марком Цукербергом в 2004 году. HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/» \l «cite_note-1»

Следует вспомнить и помянуть добрым словом сеть личных и деловых контактов HYPERLINK «http://www.moikrug.ru/» www.MoiKrug.ru, созданную в 2005-2006 годах командой во главе с Ильей Широковым и Дмитрием Котеровым, и в которой на период расцвета было до 3 млн. участников.

Общение в данной сети происходило по немодерируемой схеме, на основе свободно предоставленных анкетных данных (учебные заведения, работа, личные интересы, любимые книги и сайты). Схема общения такова. Кроме обычного блога, участник мог заявить для обсуждения тему, сделать «затравку» новой или проблемной информацией, сообщать и обсуждать с другими участниками новости. Действовала схема голосования или рейтингования тем и новостей. Участие в данной социальной сети показало ее молодежную направленность и полезность в плане изучения психологии и поведения виртуального общения, которое отличается от обычного.

Наблюдение процессов социальной сети МойКруг во многом подтвердило критерии успешности формирования социальной группы, зависимость от величины и разнообразия популяции участников, рассматривавшейся в модели Трофимовой И.Н.

К сожалению, данная сеть после смены команды и продажи ее поисковой системе Yandex прекратила дискуссионные обсуждения и переориентирована на подбор персонала.

С большой долей уверенности можно утверждать, что не все спокойно в социально-сетевом королевстве. Массовые социальные сети, возникшие первыми, такие как Одноклассники – стабилизировались как ностальгирующие группы одноклассников. Более молодежная, и как мне кажется, контролируемая Властью, среда ВКонтакте – использовалась как коммуникационная для проведения массовых акций. Профессиональные сети – встали на стезю своей ниши и должны планомерно ее пахать, сеять и «окучивать» и собирать урожай, несомненно.

В русском сегменте социальной сети Facebook более 5 млн. зарегистрированных участников или около 30% сетевого русскоязычного населения, что и по числу и в процентном отношении существенно меньше, чем у нишевых конкурентов. Вместе с тем, по показателю суточной аудитории, если верить Максиму Белоусу из PC Magazine все совсем наоборот. 300 млн. ежедневной аудитории Facebook против 23 млн. ВКонтакте. Но оставим арифметику в покое. Важнее – внутренние процессы кластеризации, которые в сети Facebook явно происходят, а ВКонтакте – уже прошли…

Подливая ложку критики, текущее положение дел в русскоязычном сегменте, можно описать ярким высказыванием Ю.Н.Тынянова: «Не нравится эпоха – охай!».

Господствующие массовые социальные сети (Файсбук, ВКонтакте, Одноклассиники) функционируют на коммерческих принципах, подконтрольных Владельцу или Национальной редакции – и из Сетевого общения исключен общественный социальный контекст. Максимум – используются для организации протестного движения.

Как это достигнуто?

Доминированием в Сети ограниченного спектра Лидеров общественного мнения – это по старому блоггеры – тысячники.

Присутствием в Сети представительств СМИ с определенной редакционной политикой.

Слабой связностью, рыхлостью сети, отсутствием групп общественной социальной направленности и ярких личностей – Носителей Знаний и Общественных Принципов.

Сети структурно, функционально и интерфейсом построены так, что практически исключена самоорганизация и кооперация участников общения, что является одним из ключевых моментов организации социума.

Поэтому задачей является анализ и практическая реализация социально-ориентированных проектов для решения общественных задач.

Смена парадигмы – социально-ориентированные проекты

Принципиальная и важная социальная возможность класса социально-ориентированных проектов – это консолидация и образование групп единомышленников, более сложных социальных агрегатов, изменение действующих социальных институтов.

В основе консолидации – очень большая топологическая мощность полносвязной сети, пропорциональная 2 в степени числа участников. Естественным путем, в такой однородной структуре, ввиду разных интересов и активности участников — образуются кластеры, группы или сообщества. Что, однако, должно быть поддержано и обеспечено технически построением интерфейса взаимодействия сетевого общения.

При взаимодействии внутри больших конгломератов социально-ориентированного проекта возможны синергетические эффекты, лавинные переходы из одного состояния в другое, появление новых качеств, «интеллекта роя», для которого [Рейнгольдом] отмечены следующие характерные признаки:

отсутствие централизованного управления;

самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц;

паутинная нелинейная обусловленность взаимовоздействия.

Процессы группообразования в социальной среде рассматривались в работах И.Н. Трофимовой и объясняют, в частности, формирование кластеров различного размера.

Построение социальной сети – непростая управленческая, научно-техническая и организационная и общественная задача. Способы построения программной оболочки включают такие решения как классический программисткий; конструкторский, на основе, скажем решений Битрикс; на основе стандартных интерфейсов и решений-шаблонов, (например Facebook); на основе открытых решений (социальный граф Google).

Проанализировав технические возможности, можно утверждать, что имеются аппаратно-технические и программные средства для реализации некоей гипотетической социально-ориентированной саморазвивающейся виртуальной сети с нарастающей интеллектуальностью и пассионарностью, которую назовем Солнечное виртуальное общество или Сеть Пассионариев.

То есть создать такую социально-ориентированную сеть – сложно, но решаемо.

Сложнее – с социальным заказом, определяющим функционал сети.

Не менее интересная технологическая задача – реализация функционала самодостаточной и развиваемой внутренним мотивами социальной сети.

Попробуем поискать эти мотивы чуть повыше уровня технологий.

Сущностные категории и пояснительные модели

Конечной целью социоестественных исследований являются представления больших групп людей о мире и о себе.

Сужая область исследований до социокибернетических моделей и категорий, можно сказать, что конструирование ценностей некоего идеального «Виртуального солнечного общества», за которыми могут пойти «сетевые народные массы», наверное, самая актуальная и сложная задача в данном гипотетическом проекте, ориентированном на поиск технологий и сетевых инструментов поддержки социальных преобразований.

Неизменные ценности и новые социокибернетические категории

Систему ценностей, следуя [Кульпин] обычно разделяют на неизменные, относящиеся к «коллективному бессознательному» и изменяющиеся, сдвиги в сознании, которые могут меняться по городам и весям.

Таблица 1. Ценности – Сущности — Универсалии

Традиционные общества

«Солнечное виртуальное общество»

Запад

Китай

Япония

Неизменные Сущности

Изменяемые категории

Ценность объект

ЛИЧНОСТЬ

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

ЗНАНИЕ

РАЗВИТИЕ

СОТРУДНИЧЕСТВО

Добродетель

Природное равенство людей

публичная сфера и социальный капитал

когнитивный капитал и интеллекту-альность

пассионарность

Ценности 2-го уровня

СВОБОДАРАВЕНСТВОБРАТСТВО

МИРПОРЯДОКТРАДИЦИИ

ЗНАНИЕПОРЯДОКМИР

Ценности 3-го уровня

ТРУДЭКВИВАЛЕНТСОБСТВЕННОСТЬ

ИЕРАРХИЯРИТУАЛПРОШЛОЕ

СЛУЖЕНИЕЗАКОН, ПРАВОТРАДИЦИИ

Вектор

РАЗВИТИЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ

Использовано: Кульпин Э.С. Становление системы основных ценностей Российской цивилизации.

СЕТЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ

Электронная демократия

Виртуальное народное вече

Группообразование

Консолидация

Важнейшая категория для идеального солнечного виртуального общества – публичная или общественная сфера.

Понятие публичной или общественной сферы, принадлежит к категориям римского происхождения [Черных]. В развитом греческом городе-государстве все свободные граждане участвовали в жизни государства, которая строго отделялась от частной сферы как привилегии отдельного гражданина. Общественная жизнь — bios politicos – разыгрывалась на рыночной площади (горе), но не была ограничена только этим местоположением. Общественная жизнь существовала и воспроизводилась у греков в обсуждениях, беседах (lexis), принимала совещательную форму и форму суда, а также совместного действия – praxis.

Относительно недавно, то есть в 1962 году для обозначения «грамотного буржуазного общества», Юргеном  Хабермасом было вновь введено в научный оборот понятие «публичной сферы» — public sphere. Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы. Публичная общественная сфера возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.

Еще один популярный термин, который имеет смысл упомянуть – теледемократия (tele – удаленная, demos – народ, cratos – власть), смысловую нагрузку которого можно трактовать как содействующую росту непосредственного участия граждан в политическом процессе и продвижении структурных реформ на базе технических возможностей коммуникации.

Категория «развития» — в социологической литературе — понятие модернизация используется, как правило, для обозначения превращения традиционного общества в индустриальное. В современной европейской классической модели модернизация понимается как инновационный процесс на основе традиции и устойчивой основы общества.

В современной России трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды и коренной ломкой общественно-политической формации, происходящим социальными изменениями. Подразумевая  под социальными изменениями происходящие с течением времени изменения в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов.

Модель светско-духовного управления

Приступая к социальному проектированию, следуя законам системотехники, полезно сформулировать смысловую пояснительную модель. С кибернетических позиций, возможно представить 2 модели общества – иерархическую и двухконтурную гомеостатическую.

ОБЩЕСТВО

Духовная сфера

ГОСУДАРСТВО

Правительство

ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО

Церковь

Образование и наука

Производство и Бизнес

СМИ

Светская сфера

Иерархическая модель

Двухконтурная гомеостатическая

Рис. 2. Модели общественного обустройства

Приведенная модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания.

Иерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту». Уместно привести социологическое толкования понятия «власть», олицетворяющее собой насилие и действие «заставить» в рамках негативистского подхода. В позитивистском подходе власть трактуется как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, ассоциируемое с гармонией интересов и групповой солидарностью. Основной метод позитивистского понимания власти – «убедить».

Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы и привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу, но и поиск новой идеологии, философской схемы жития.

Данная модель также может оказаться полезной при поиске и формировании системы ценностей русской цивилизации, понимаемой по [Хантингтон \ Столкновение цивилизаций].

От властного императива Канта к гармоничному Сетянину

В философском ключе социальные сетевые технологии могут повлиять на смену парадигмы – перехода от властного императива Канта к гармоничному человеку и обществу в идеальной двухконтурной гомеостатической модели, представленной далее.

В социопсихологическом аспекте – «сетянин» в рамках социально-ориентированного проекта ощущает себя субъектом, «не стриженым лохом», на котором делают деньги. Ощущается сопричастность к решению сетевых и общественных проблем, которые ставятся и решаются при помощи Сообщества по мере сил и возможностей. Обретение «места под солнцем» и нужного этажа в сетевой иерархии – аналог социального лифта – почти полностью зависит от активности «пассажира».

Концептуально, следуя [Гуц], полезно напомнить идею «психоистории» Айзека Айзимова и трактовку социоистории как психоисторического движения. Энергия которого, H(t) допускает разложение в гармонический ряд Фурье:

H (t) = Sum H n (t)

Периоды биологической волны — миллионы лет, этносфера – тысячи, социосфера с порядками 100 лет, а гармоники социально психических явлений имеют период от 5 до 20 лет.

Последнее позволяет надеяться на получение плодов взращиваемого сада — достижение результатов преобразований средствами социальных сетевых технологий.

Еще один интересный аспект – социальная сеть как место общения постепенно социализируется – то есть участники общения учатся общаться, создают новые связи и структуры. Что приводит к более активному сетевому и внесетевому взаимодействию — таким путем возможно формирование сообществ единомышленников.

Меняется сама структура сети – связи становятся все более прочными и качественными. Растет человеческий капитал – с ним и мощность и сплоченность сети, способность к согласованным коллективным действиям, называемая иногда асабией [Турчин].

Возможно постепенное изменение, а скорее просто формирование новой структуры общества, изменение его политической ориентации.

В мировом масштабе и глобально – «мечтать не вредно, вредно не мечтать» – можно поднимать вопросы цивилизационного характера, отхода от либеральной идеологии «золотого миллиарда», в которую так или иначе мы втянуты.

Но это – уже на гранью возможного…

Общественное благо и кооперативные стратегии



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст