Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании

Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г.,

специалисты по социальной работе с молодежью

МУ Городской центр психолого-медико-социального

сопровождения «ИНДИГО», ул. Шафиева, д. 12/2

 

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

ВОЗ принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы.

Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную зависимость. Это работа с популяцией условно здоровых людей, а также с так называемой группой риска наркотизации. К этой группе относятся молодые люди, в ближайшем окружении которых есть потребители наркотиков. Также в группу риска входят экспериментирующие с психоактивными веществами; имеющие генетическую предрасположенность к психическим и наркологическим заболеваниям, находящиеся в неблагоприятных семейных или социальных условиях люди.

Ввиду опасности формирования зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у детей и подростков), первичная профилактика приобретает приоритетное значение. При этом важно отметить, что, согласно современному пониманию природы наркотической зависимости, «воротами» приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и табака.

Вторичная профилактика злоупотребления психотропными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ и предполагает работу с людьми, употребляющими ПАВ, но не обнаруживающимипризнаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости.

Третичная профилактика злоупотребления ПАВ (или реабилитация наркозависимых) проводится среди больных наркоманиями и токсикоманиями и направлена на предотвращение рецидивов заболевания. То есть, реабилитация предполагает проведение комплекса мероприятий, способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного наркоманиями, включая алкоголизм, и возвращение его в семью, в ОУ, к общественно полезной деятельности.

При первичной профилактике эффективность воздействия составляет 60-70%, при вторичной – 30-40%, при третичной – 3-5%.

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия. В самом начале проведения первичной профилактики химической зависимости необходимо выяснить степень информированности о наркотиках у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скрининг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. Взгляды молодежи на злоупотребление психоактивными веществами и его профилактику заслуживают особого внимания. Говоря о профилактической работе с учащимися образовательных учреждений можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ.

Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

— распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

— формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

— предоставление альтернативы наркотизации;- коррекция социально-психологических особенностей личности;

— целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

— тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

1.      Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2.      Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

3.      В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

4.      Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

5.      Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

6.      Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

7.      Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

В антинаркогенной работе следует избегать:

— использования тактики запугивания;

— искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;

— разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам;

— ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;- упоминаний о культурных предпосылках употребления наркотиков;

— оправдания употребления наркотиков.

При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.

Подготовительный этап является чрезвычайно важным, так как дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий.

Общая логика построения профилактической программы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.

Подготовка специалистов к ведению профилактической работы должна быть направлена на решение двух групп задач: воспитательных (осознание педагогами личной ответственности за здоровье и безопасность воспитанников, формирование готовности к непосредственному участию в процессе педагогической профилактики) и образовательных (формирование представления о различных аспектах наркотизма несовершеннолетних).

Специфические задачи подготовки педагогов к профилактической работе предполагают расширение информированности участников о различных аспектах наркотизма, осознание и коррекцию (при необходимости) личностного отношения к наркотическим веществам, освоение основных приемов организации профилактической работы в детском коллективе.

При анализе аспектов наркотизма понятие «зависимость» должно рассматриваться в широком значении: в круг традиционных объектов зависимости (лекарства, табак, алкоголь, наркотики) вводят такие компоненты как пища, телевизор, компьютер. Поэтому профилактику наркотизма нужно рассматривать как комплексную проблему, связанную с предупреждением возникновения универсальных личностных детерминант отклоняющегося поведения.

Без поддержки и активного сотрудничества родителей невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Поэтому следующим шагом подготовительного этапа должна стать работа с родителями: собрания, посвященные проблеме распространения наркомании среди подростков, раскрывающие важность профилактической работы, которая будет проводиться с учащимися. Следует создать инициативную группу и среди родителей, имеющих возможность непосредственно участвовать в профилактических мероприятиях.

Исследование проблемы – эта часть подготовительного этапа, которая дает возможность определить стратегию профилактической работы в данном ОУ и выбрать наиболее подходящие методы психолого-педагогической профилактики с учетом различных средовых факторов.

С целью изучения наркологической ситуации в районе, выявлении степени распространенности наркотических средств, «популярности» тех или иных наркотиков среди несовершеннолетних, особенностей их распространения и употребления, работникам образовательного учреждения необходимо провести сбор информации в учреждениях здравоохранения и органах внутренних дел. Эти данные помогут при организации специального антинаркотического контроля в ОУ. Подобный контроль призван исключить как возможность использования несовершеннолетними в ОУ наркотических веществ, так и приобщения к наркотизации своих сверстников.

В самом образовательном учреждении должен быть проведен мониторинг наркологической ситуации, направленный на выявление групп риска, с которыми в дальнейшем будет проводится дифференцированная профилактическая работа.

Этап реализации программы. В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних в ОУ должен реализовываться комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную и третичную профилактику (Таблица 1).

 

Таблица 1

Схема реализации программы профилактики в ОУ

Структурные компоненты программы

 

Содержание работы

1. Работа со школьной средой

 

— общее признание правил и норм неприятия наркотиков;

— чувствительность к сигналам опасности;

— образование и информация;

— тренинги активного отрицания;

— убеждение в доступности помощи;

— выявление «групп риска».

2. Работа с несовершеннолетними

группы риска

— разработка индивидуальных программ помощи в зависимости от факторов риска;

— оказание помощи в преодолении проблем.

3. Работа с несовершеннолетними, употребляющими наркотические вещества

— создание мотивации для обращения за помощью к специалистам;

— адресная помощь наркозависимым несовершеннолетним;

— помощь в семье в решении проблем, связанных с наркозависимостью несовершеннолетнего;

— создание благоприятных условий для несовершеннолетних, прошедших реабилитацию.

То есть, в программу следует включать следующие группы структурных компонентов:

—         действия, направленные на школьную среду в целом;

—         действия, направленные на детей «группы риска»;

         действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков. 

 

Литература

1.      Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии.- СПб.,1999.

2.      Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. — М. — СПб., 2000.

3.      Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. — 2004. № 1.

4.      Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. — М., 2000.

5.      Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. — СПб., 2003.