Социальная философия «Ихван ас-сафа» иНасира Хусрава (сравнитель

На правах рукописи

Назариев Рамазон Зибуджинович

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ «ИХВАН АС-САФА»

И НАСИРА ХУСРАВА

(СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.03 – История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Душанбе – 2011

Работа выполнена в Отделе истории таджикской философии и стран Востока Института философии, политологии и права имени академика А.М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан.

Научный консультант: доктор философских наук,

академик АН РТ Диноршоев Мусо

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Зиёев Хуршед Махшулович

доктор философских наук,

профессор Саидов Нуриддин Саидович

доктор философских наук,

профессор Ахмедов Саид Ахмедович

Ведущая организация: Таджикский технический университет

имени академика М. Осими,

кафедра общественных наук

Защита состоится « » _____________2011 года в « » часов на заседании Диссертационного совета Д.047.005.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Институте философии, политологии и права имени А.М. Богоутдинова Академии наук Республики Таджикистан (734025, Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки, 33).

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке им. Индиры Ганди Академии наук Республики Таджикистан (734025, Таджикистан, г.Душанбе, пр. Рудаки, 33).

Автореферат разослан « » _____________ 2011 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета,

доктор философских наук Н. Н. Садыкова

Актуальность исследования обуславливается несколькими обстоятельствами и факторами. Прежде всего, социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава до сих пор не изучена достаточно полно, и в востоковедческой литературе, за исключением отдельных работ, нет ни одного специального исследования, в котором была бы широко проанализирована эта тема. Изучение социальных взглядов «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава с позиции историко-философского анализа достаточно актуально.

Далее, крупнейшие востоковеды и известные ученые Запада склонны считать, что трактаты «Ихван ас-сафа» однозначно являются исмаилитскими. Они, как и их оппоненты, в этом вопросе исходят в основном из политических и идеологических соображений. На этом фоне сопоставление социально-исторических факторов происхождения организаций, подобных «Ихван ас-сафа», и исмаилизма в лице его истинного представителя Насира Хусрава будет способствовать более обоснованным заключениям относительно социальной философии и других мировоззренческих учений «Ихван ас-сафа».

Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава является той частью их философии, которая требует теоретического осмысления во всей своей полноте. В связи с этим сравнительное изучение социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава вызвано необходимостью определения и составления объективной картины и направленности их философии в целом и общественно-политических взглядов.

Актуальность изучения социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава обусловлена также следующими обстоятельствами и причинами:

— сохраняющаяся социальная напряженность в обществах Центрально-Азиатского региона, межэтнические и межконфессиональные конфликты, религиозно-экстремистские настроения являются прямыми угрозами национальной безопасности для стран этого региона, в том числе и для Таджикистана. Поэтому для них остро встал вопрос решения проблемы стабилизации новых социально-экономических отношений, достижения консенсуса различных общественных групп и национального возрождения через выработку стратегии общественного согласия и мира. Исследование социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в сравнительном ракурсе наравне с другими современными общественными и гуманитарными науками предоставляет значительный материал для разработки данной стратегии;

— исследование проблемы совершенного, зрелого общества (на примере «добродетельного города»), которая рассматривалась «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом, актуально в плане того, что дальнейшее поступательное развитие социума возможно только при условии преодоления дисбаланса между должным развитием общества, с одной стороны, и его действительным развитием, с другой, и воспитания в социуме зрелых, совершенных его членов. Это позволит такому обществу адекватно реагировать на вызовы истории и потребности повседневной жизни общественного человека, а в этом благополучие и общества, и человека;

— изучение вопроса о государстве как сложной системе, характеризующейся, с одной стороны, многообразием, с другой – единством и взаимосвязью составляющих ее элементов, не исчерпан нынешним состоянием и имеет особую актуальность для современного общества, в том числе и для Таджикистана. Обоснование понятий «государство» и «власть», по «Ихван ас-сафа» и Насиру Хусраву и структурно-функциональных аспектов государства, определение значимости между старыми и новыми формами государственности в их социальной философии достаточно актуально. Основные положения учения «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава о государстве имеют рациональное зерно, и обстоятельное их изучение могло бы в значительной мере помочь разработке новых подходов к данной проблеме;

— в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава особое внимание уделено вопросу о социальных группах, условиях их взаимодействия и взаимоотношений, а также профессиональной деятельности и творческим возможностям человека в этих группах. В существовании высокого ментального уровня членов групп они видят бесконфликтное их сосуществование в составе социума и условие развития общества;

— вопрос об индивиде и личности, роли личности в мобилизации людей вокруг себя, принятия ею решения за других и влияния на их действия и поведение особенно значим на нынешнем этапе развития общества. Актуальность приобретают исследования трансформаций в формировании личности. Проблема эта поставлена и обсуждена в трудах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава. Одним из центральных тезисов мыслителей в их социальном учении является утверждение, что индивид и личность формируются и развиваются в процессе своей жизнедеятельности через приобретение определенного социального опыта;

— вопрос о харизматическом лидерстве в социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава связан с религиозным, особым статусом лидера общества. Это отражено в их учении о пророчестве и имамате, что в наше время находит свое применение в мусульманских государствах шиитского уклона (Иран, Ирак, Азербайджан, Ливан) и способствовало формированию коллективного сознания их общества. Как исмаилитское учение, оно со средневековых времен оставило глубокий след в философии, литературе, искусстве, в образе жизни, ритуалах и традициях народов Памира, являющихся частью населения Таджикистана, что также определяет актуальность вопроса;

— исследование социально-этических вопросов добра и зла, справедливости, гуманизма и др., обозначение роли нравственных ценностей в жизни человека, обращение внимания на важность этического фактора в организации всего социального уклада, как представляется, особенно актуально для современного общества. Анализ социально-этических проблем «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава позволяет определить и сформулировать ценностно-целевые основания образования и воспитания человека, базирующиеся на принципах гуманизма, справедливости, гармоничного и всестороннего развития личности и общества как высшей ценности.

Степень разработанности темы. «Ихван ас-сафа» стали объектом изучения еще в средневековую эпоху развития мусульманской философии в трудах арабских и персидских авторов. Здесь можно назвать работы таких мусульманских историков и философов, как ат-Тибави, Мухаммад аль-Газали, Абу Хайан Тавхиди, ал-Кифти, аль-Багдади и др., упоминавших в своих трудах «Ихван ас-сафа» и их мировоззрение.

Исследования социальных проблем «Ихван ас-сафа» современными арабскими авторами незначительны и по объему, и по содержанию. Среди них выделяются работы Мирзы Галеба, Арефа Тамира, Фарруха Омара, Абду аш-Шамали, Джаббура Абд ан-Нура, Хусейна Мурувва и др. Здесь большая заслуга принадлежит Дж. Абду ан-Нуру. В его работе под названием «Ихван ас-сафа» наравне с другими философскими проблемами освещаются вопросы о человеке, его нравственности и др. Свой вклад в исследование деятельности «Ихван ас-сафа» и их философии внесли такие иранские ученые, как Саид Хусейн Наср, Ахмад Фаридуни (работа которого к моменту завершения диссертационной работы не была доступна диссертанту), Али Асгар Халаби, Мир Мухаммад Шариф, Фархад Дафтари и др.

Саид Хусейн Наср в своей монографии «Назаре мутафаккиране исломи дар борайе табиат» («Взгляд исламских мыслителей на вопрос о природе»)», исследуя мировоззрение ряда известных философов мусульманского Востока, отдельную главу посвящает «Ихван ас-сафа». Интерес вызывают те разделы, где ученый затрагивает вопрос о человеке и его сущности, микро- и макромире. В этом разделе некоторые аспекты социального значения автором рассматриваются сквозь призму анализа антропологического и психологического состояния человека.

На персидском языке существует перевод сокращенного текста Посланий – «Гузидайе Расойеле «Ихвон-ус-сафо» («Сборник Посланий «Ихван ас-сафа»)», выполненный Али Асгаром Халаби. Автор перевода также анализирует социально-политическое положение в халифате, отношение «Ихван ас-сафа» к исмаилитам, дает информацию о Посланиях, их авторах и др.

Научные работы западных исследователей посвящены изучению не столько философии «Ихван ас-сафа», сколько самой этой тайной философской школы. При этом внимание акцентировалось на аспектах социально-политической принадлежности авторов Посланий. Их также нельзя назвать трудами, специально посвященными исследованию трактатов «Ихван ас-сафа» вообще и их социальной философии в частности. К таким работам можно отнести труды Г.Э. фон Грюнебаума, И.М. Фильштинского, П.Казанова, Гольдциера, Л.Пауля, Л.Массиньона, В.Иванова, Р.Никольсона, М.Стерна, де Сасси, Ханны аль-Фахури, А.Корбэна, и др.

Ценными являются исследовательские работы советских исследователей и ученых постсоветского пространства А.Бертельса, А.К.Закуева, Х.Додихудоева, А.А.Игнатенко и др.

А.К.Закуев изучению наследия «Ихван ас-сафа» посвятил специальную работу — «Философия «Братьев чистоты». Наряду с анализом онтологических, гносеологических и этико-моральных проблем, в ней он затрагивает и социальные идеи «Ихван ас-сафа». В пятой главе – «Социально-политические и социологические взгляды «Братьев чистоты» – обзорно освещаются отдельные аспекты проблем общества, государства и социальных групп.

Интерес представляет монография Х.Додихудоева «Философия крестьянского бунта», в которой третья глава целиком посвящена политической и социальной философии исмаилизма. Автор дает анализ политической доктрины исмаилитов, их идей об обществе и его сущности, о политике и государстве, концепции справедливости и нравственных принципов исмаилитов, проблемы счастья и т.д. Автор к исмаилитским философам относит и «Братьев чистоты».

Не менее интересна и работа А.А.Игнатенко «В поисках счастья», где наряду с такими вопросами, как происхождение авторов «Ихван ас-сафа», их принадлежность к той или иной философской школе или религиозному течению, анализируются и их социальные взгляды. Здесь в общих чертах рассматриваются идеи «Ихван ас-сафа» относительно объединения людей, о предводителе, законоустановителе, составе общества и принципах различия людей по их достоинствам, приводится их обоснование необходимости создания Духовного Града и его структуры.

Что касается изучения социальных взглядов Насира Хусрава, то следует заметить, что какой-либо отдельной научной работы, посвященной данной теме, мы пока не имеем. Исследователи наследия этого философа анализировали социальные идеи Насира Хусрава в отдельных статьях или разделах и параграфах своих монографий эпизодически.

В Европе первые сведения о Насире Хусраве и его взглядах появились в трудах Э.Г. Брауна, В.А.Иванова, Г. Этте и др. В них преобладает филологическо-художественный анализ поэзии мыслителя и социально-историческое изучение его эпохи. Современный западный исследователь Насира Хусрава А. Хансбергер в своей книге «Насир Хусрав. Рубин Бадахшана» масштабно исследует жизненный путь и творческое наследие мыслителя, реконструирует некоторые его общие теологические и философские воззрения. Наиболее важными из них являются вопрос о знании и действии, концепции «захир» и «батин», о единстве Бога и о божественных именах, о разуме и душе и др.

Наиболее интересные работы по изучению философского наследия Насира Хусрава были выполнены советскими исследователями и учеными постсоветского пространства. Так, А.Е. Бертельс в своей монографии «Насир-и Хосров и исмаилизм» в частности рассматривает социально-философские взгляды этого мыслителя в отдельном параграфе книги. Особое внимание автор уделяет доктрине имамата и учению о роли исмаилитской общины и религии.

Философский анализ творчества Насира Хусрава на основе его произведения «Зад-ул-мусафирин» («Припасы путешественников») впервые был выполнен Г.А. Ашуровым. Автор в своем исследовании останавливается на ряде положений, связанных с онтологическими и гносеологическими концепциями мыслителя, подробно анализирует вопросы, изложенные в полемике между Насиром Хусравом и Абу Бакром ар-Рази.

Х.Додихудоев в «Философии крестьянского бунта», помимо многих важных вопросов, анализирует и отношение Насира Хусрава к правителям и халифам, к «элите» и «массе», исследует его взгляды относительно социального строя общества, его концепцию справедливости, нравственные принципы и т.д. Но автор не ставит перед собой цель раскрыть суть каждого социального вопроса, поставленного Насиром Хусравом.

Диссертационная работа Т.Муродовой охватывает большой круг затрагиваемых Н.Хусравом онтологических вопросов, таких как: субстанциональное и акцидентальное начало, идеальное и материальное, движение, пространство и время и т.д.

А.Шохуморов свою диссертационную работу посвящает исследованию концепции познания Насира Хусрава. Вместе с тем он анализирует связанные с этой концепцией вопросы отрицательной теологии и онтологии, человека и его творчески преобразующего воздействия на природу, духовного наслаждения человека, проблему свободы воли и условия спасения души.

Широкий спектр философских проблем анализируется в монографии Н.Арабзода «Мир идей и размышлений Насира Хусрава». Интерес вызывают анализ и заключения автора по таким вопросам этического характера, как философская дидактика, нравственные аспекты слова, смысл удовольствия и др.

М.Диноршоев во вступительной статье к «Зад ул-мусафирин» («Припасы путников») предназначение человека рассматривает через анализ его духовных и телесно-биологических способностей, где особое место отводится беконечности познавательной способности чувств, разума и говорящей человеческой души. Эти и другие силы позволяют человеку совершить действие, которое взаимосвязано с деятельностью других людей в обществе.

Существуют и другие работы, посвященные изучению жизни и деятельности Насира Хусрава и написанные в качестве предисловий к произведениям философа. К ним относятся статьи Л.Бузург-заде, К.Айни, А.Мухаммадходжаева и А. Шарипова, Дж. Назриева и А.Девонакулова, А.Алимардонова и Н.Амиршохи, С.Шохуморова, Т.Муродовой, иранских исследователей Махди Мухаккика, Али Асгара Халаби и др.

Отдельную группу составляют научные сборники, издававшиеся в разных странах, а также переводы и издания произведений Насира Хусрава на языках мира, которые содержат статьи, предисловия, примечания и комментарии философско-научного характера, в том числе социально-философской направленности. Самый весомый научный сборник – «Носир Хусрав. Дирўз, имрўз, фардо», – выпущенный в честь 1000-летия Насира Хусрава, включает в себя более 75 статьей ученых и исследователей разного уровня, где включены статьи, которые освещают разные аспекты философского мировоззрения Насира Хусрава. В них затрагиваются и некоторые вопросы его социальной философии.

Из вышеизложенного следует, что по социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава в современной философской литературе до сих пор нет специальной научной работы. Это и определило цель и задачи нашего исследования.

Цель и задачи исследования. Основная цель данной работы – выявление на основе сравнительного исследования основных положений социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и восполнение пробела, который существует в изучении их социальной философии.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

— выявление социально-политических факторов формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;

— исследование идейных источников формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и выделение общего и отдельного в их социальной философии;

— реконструкция социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава;

— анализ их концепций общества, природы власти, государства и социальных групп, нравственных и духовных основ человека в ракурсе общественной деятельности человека;

— оценка общности и различия взглядов «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава через анализ социальных проблем в их произведениях.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, предметом – их взгляды на общество, государство, власть, социальные группы, человека и его мораль.

Теоретико-методологическая основа исследования. В процессе диссертационного исследования были использованы парадигмальный, исторический, логический, системный и сравнительный методы, что способствовало комплексному изучению проблемы. В работе использованы положения и выводы, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями, которые занимались изучением рассматриваемых в работе проблем. Эмпирическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы авторов классических трудов по исламу и исмаилизму, а также работы, посвященные философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

Источники исследования. Основными источниками данного исследования являются 52 Послания «Ихван ас-сафа» и такие произведения Насира Хусрава, как «Джāме‘-ул-хикматайн» («Свод двух мудростей»), «Зāд-ул-мусāфирин» («Припасы путников»), «Кушāиш ва рахāиш» («Разрешение и освобождение»), «Ваджи дин» («Лицо веры»), «Хāн-ул-ихвāн» («Трапеза братьев»), «Диван стихов», «Сафарнаме» («Книга путешествий») и др.

Новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного сравнительного анализа социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

Новизну проведенного HYPERLINK «http://delist.ru/article/» исследования более конкретно отражают следующие результаты:

— выявлены общность и различие историко-политических предпосылок формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава на основе анализа реальных событий эпохи их жизни и деятельности;

— впервые предложена авторская концепция структуры учения «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава с фокусом на определении значимости социальных идей в этой структуре в рамках взаимосвязанных теорий эманации, тождества, микро- и макрокосма, двойственности явлений и событий, теории чисел (нумерологии), экзотерического и эзотерического принципов изложения их теорий;

— впервые реконструирован синкретизм учений «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, базировавшийся на разных социальных и философских концепциях древнегреческих философов, буддизма, христианства, иудаизма, доисламских и исламских философских и религиозных школ;

— дан анализ значимости человека от духовного смысла в сторону его социализации и философскому пониманию авторами Посланий и Насиром Хусравом;

— в сопоставительном плане изложен вопрос о формировании социальных концепций «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава об обществе и государстве. Дан обстоятельный сравнительный анализ социального значения общества и государства, их происхождения или образования, значения их структуры, функций государства, выявлены предпосылки и целевые интенции в развитии понимания власти и др.;

— по социальным идеям «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава определены принципы классификации социальных групп на основе отношения людей к освоению знаний, принадлежности к религиям, народностям и национальностям и их взаимоотношения в социуме;

— выявлены общность и различия в понимании и интерпретациии авторами Посланий и Насиром Хусравом таких понятий, как воля и свобода человека. Вскрыты общефилософские причины того, почему «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав воспринимали свободу воли в системном, ценностном и субстанциональном плане;

— выдвинута новая версия в вопросе о принадлежности «Ихван ас-сафа» к исмаилизму на основе анализа предположений основных исследователей «Ихван ас-сафа» по данному вопросу;

— исследованы этические взгляды «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, где особое внимание уделено значению этических норм, нравственности и морали в развитии человека во взаиммотношениях с другими людьми и общества в целом.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Истоки формирования социальных идей «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава показаны в контексте истории развития мусульманского общества при правлении Аббасидов и Сельджукидов. Авторы Посланий и Насир Хусрав одинаково критически относятся к узурпации власти и ее легитимации Аббасидами и Сельджукидами, что отражается в их философском мировоззрении и социальной философии.

2. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава как часть их философии имеет синкретический характер. Синтез древнегреческой, средневековой мусульманской философии, философских и теологических идей различных религий формирует рациональный подход к решению социальных проблем.

3. Общность социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава определяется ее системой и конструкцией. Она включает в себя парадигму соотношений и связь важнейших понятий, теорий, методов и принципов. К их числу относятся: «та’вил» — аллегорический метод интерпретации; конструкция метакатегории «захир–батин» – экзотерический и эзотерический смыслы; теория эманации и космогония вместе с некоторыми другими метафизическими идеями, объясняющими иерархическое построение мира в целом и общества людей; теория тождества микро- и макрокосма, где человек занимает основное место как главный образующий фактор общества; теория двойственности (дихотомности), которая создана на основе идеи синтеза духовного и светского в сущности человека, она касается и социальной жизни человека; математизация в порядке мира Вселенной и социального мира через теорию чисел, заимствованную у пифагорейцев.

4. Структура общества у «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава многомерна и представляет собой совокупность множества различных слоев со своими отличительными знаками. Общество также характеризируется единством своего организма через структурирование слоев социума в иерархию. Общественная же сбалансированность достигается путем развития элементов общества через самосовершенствование с помощью «‘акл» («разум») и «‘илм» («знание, науки»), которые являются главными критериями для определения статуса человека в обществе, из чего исходит и смысл «хасс» («элиты») и «‘амм» («массы»).

5. «Ихван ас-сафа» выделяют два вида государства: государство добродетельных людей и государство недобродетельных людей, которые, чередуясь во времени, сменяют друг друга. Насир Хусрав конкретно не рассматривает государство в подобных двух формах и в такой трактовке, но косвенно она нашла отражение в его произведениях через его отношение (хвала или критика) к правителям своего времени, которых он, как и государства, разделяет на «хороших» и «плохих». В утопической форме «мадина» рассматриваются и функции государства. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют три вида условных органов государственного управления: законодательный – «намус» и «конуни илохи» («божественный закон»); исполнительный – «хукумат» («правительство»); судебная власть – «казий». Все формы государственного устройства предназначены для достижения общего блага HYPERLINK «http://search.rambler.ru/srch?words=%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%E5+%E1%EB%E0%E3%EE+%E8+%E8%E4%E5%E0%EB%FC%ED%EE%E5+%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE+%EF%EE+%CF%EB%E0%F2%EE%ED%F3&hilite=800C7BDB» \l «82#82» HYPERLINK «http://search.rambler.ru/srch?words=%EE%E1%F9%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%E5+%E1%EB%E0%E3%EE+%E8+%E8%E4%E5%E0%EB%FC%ED%EE%E5+%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE+%EF%EE+%CF%EB%E0%F2%EE%ED%F3&hilite=800C7BDB» \l «84#84» , гармонично связанного с личными интересами граждан страны.

6. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав используют термины «табака», «мартаба» или «синф» в значениях общественного слоя, класса, разряда и категории населения. Они классифицируют социальные группы в соответствии с духовным принципом совершенствования души и степени способности каждой из них к восприятию материального мира. Индивиды, группы и общества — это три реальности, и они взаимосвязаны. Взаимоотношения групп в обществе «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав развивают через разъянение совокупности связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы.

7. При анализе проблемы индивида «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав выделяют аспекты, связанные с вопросом соотношения и взаимодействия духовного, биологического, социального и приобретенного и унаследованного в человеке. Тезис об индивиде обосновывается «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом в их концепции о пророке и имаме как харизматических личностях, играющих особую роль в мусульманском обществе. В работе со ссылкой на структуру учения исмаилизма и его социальной философии на примере Насира Хусрава обосновывается принадлежность авторов Посланий к исмаилитам.

8. «Ихван ас-сафа» делят власть и закон в соответствии с их происхождением на естественные и божественные. Проблемы власти и политики Насиром Хусравом рассматриваются в ракурсе возвышения и обоснования власти пророка и имама и как оппонентов властвующих, стоящих во главе государства. Подобный подход имеет место и во взглядах «Ихван ас-сафа», но только с той разницей, что они явно не склоняются в сторону утверждения власти конкретного имама. «Ихван ас-сафа» разделяют «сийаса» в общих чертах на телесную («ас-сийасат-ул-джисманийа») и духовную («ас-сийасат-ун-нафсанийа»). Насир Хусрав не классифицирует политику. Его трактовка проблем, связанных с политикой, вытекает из отношения мыслителя к правителям своего времени, с одной стороны, и к пророческой миссии, роли пророка и имама как харизматических лидеров в управлении обществом, с другой.

9. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав опираются на такие категориальные основы свободы человека, как предопределенность воли человека в рамках воли Бога и независимая воля человека. «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав волю Бога толкуют по кораническому Его повелению «кун» («будь!») для сотворения мира. Далее свою волю проявляет Всеобщая Душа, которую они приравнивают к природе, считают властелином материального мира, в том числе и людей. Ставится граница между божественной и человеческой волей, но открывается возможность свободных действий человека в реальной жизни.

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав в рамках закона общества настаивают на необходимости смирения человека, как и на его законопослушности и подчиненности. Они не призывают людей к пассивному образу жизни, а задачу человека видят в труде и добывании счастья собственными руками.

10. Понятия этики, морали и нравственности объединены в этических учениях «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава под общим понятием «хулк» (мн.ч. «ахлак»), что значит «характер, натура, нрав, нравственность, этика». В этических взглядах «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава почти отсутствуют традиционные указания на то, что надо вести себя нравственно, и на то, как стать благочестивым, а преобладает философское осмысление вопросов, связанных с нравственностью человека.

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав связывают нравственность с формированием и совершенствованием души человека. Этика и нравственность Насира Хусрава соприкасаются с практическим анализом вопроса о благе и счастье общественного человека. Добро и зло рассматриваются ими как ценностные категории, возвышающиеся над другими сферами освоения мира, как важнейшие элементы определения состояния жизни и деяний человека, с одной стороны, и норм его поведения, с другой.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты и содержащийся в работе материал существенно обогащают представление о социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, способствуют углубленному изучению социальной, антропологической и феноменологической основ существования человека в условиях социума. Разработанный диссертантом подход к изучению парадигм важнейших понятий, теорий, методов и принципов на основе социальной философии философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава позволяет создать концептуальную основу целостного философского исследования социальных проблем и разработать различные концепции по изучению взаимоотношений социальных и индивидуальных факторов, определяющих смысл человеческого существования.

Разработанные в диссертации положения и выводы могут быть использованы при написании учебных пособий по истории социальной философии, истории философии, философии религии, антропологии, культурологии, а также при чтении лекций по этим дисциплинам и на семинарских занятиях.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах, среди которых наиболее значимыми являются: международная конференция, посвященная 1000-летию Насира Хусрава (Душанбе–Хорог, июнь 2003), научно-практический семинар университетов Центральной Азии по проекту «Человековедение» (Бишкек, Кыргызстан, август 2003), XXXVII Международный конгресс азиатских и североафриканских исследований (ICANAS) (Москва, август 2004), международная конференция «Создание гражданского общества в горных районах Центральной Азии» (Душанбе, апрель 2007), республиканские конференции «Концепция современного исламоведения: проблемы и пути их решения» (Душанбе, июнь 2010), «Этика ислама и социально-экономическое развитие» (Душанбе, декабрь 2010).

Основные идеи исследования нашли своё отражение также в монографиях автора: «Аллегорическая интерпретация философских и религиозных проблем в исмаилизме» (Душанбе, 2008), «Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный анализ)» (Душанбе, 2011), в других публикациях автора (статьи, сообщения, тезисы докладов), в комментированных переводах фрагментов из Посланий «Ихван ас-сафа» для Проекта «Человековедение» (Душанбе, 2004, 2005).

Результаты исследования использовались диссертантом при чтении учебных курсов по философии и истории религии в Таджикском государственном педагогическом университете им. Садриддина Айни и по истории восточной и западной философии в Таджикском национальном университете.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отделов истории таджикской философии и стран ближнего зарубежья, онтологии и гносеологии Института философии, политологии АН РТ (протокол № 3 от 11 марта 2011 г.).

Структура исследования. Диссертация включает введение, три главы (11 параграфов), заключение и библиографию.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определена степень ее разработанности, указаны цели и задачи диссертационного исследования, его объект и предмет, методология исследования, основные источники исследования, охарактеризована научная новизна, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, показана научно-практическая значимость работы, приводятся данные о ее апробации.

Первая глава – «Исторические условия и идейно-теоретические предпосылки формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава», состоящая из 4-х параграфов, посвящена анализу особенностей социальных условий эпохи жизни и деятельности «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, степени влияния различных западных и восточных философских и религиозных воззрений и учений, способствовавших формированию их социальной философии.

В первом параграфе — «Историко-политические условия формирования социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава» – анализируется контекст той социальной среды, в который они жили и творили, выявляются общие корни и основные культурно-исторические феномены, которые способствовали формированию и развитию их социальных взглядов.

Кратко характеризируя философскую школу «Ихван ас-сафа», диссертант отмечает, что при определении идейных истоков воззрений авторов Посланий большое значение имеет выяснение их принадлежности к тому или иному религиозному направлению или философской школе. В диссертации анализируются позиции разных исследователей по этому вопросу.

Анализируя вопрос в историко-социальном контексте, диссертант отмечает, что с процессом постепенного распада Аббасидского халифата стали образовываться фактически самостоятельные государства, в которых правили местные династии. Чтобы противостоять росту сепаратизма феодальной знати в разных уголках халифата, Аббасиды окружили себя гвардией из тюркских невольников и фактически оказались в ее власти. Отмечается, что при этом Аббасиды вели борьбу против Фатимидов-исмаилитов, усиливавших свое влияние в регионе, а Сельджукиды под прикрытием ислама суннитского направления беспощадно вели войну против других сект и религиозных течений ислама, особенно против исмаилитов. Их жестокость не имели предела, и под страхом гибели некоторая часть интеллигенции пошла на службу Сельджукидам. Какое-то время при их дворе служил и Насир Хусрав. Другая же часть встала на путь тайной идейной борьбы против захватчиков (например, «Ихван ас-сафа»). Диссертант подчеркивает, что «Ихван ас-сафа» весьма негативно относились к Аббасидам. Также рассматривается отношение «Ихван ас-сафа» к Буидам, имевшим шиитские настроения. Буиды, как и другие завоеватели, вели политику притеснения, и объектом этой политики стала суннитская часть населения халифата. Аббасиды, почувствовав за своими спинами растущую мощь и авторитет фатимидско-исмаилитских шиитских имамов, возможно, натравили против них Буидов. В подполье ушли именно те группы, которые стали создавать свои тайные организации и пропагандировать идеи, направленные против существующих режимов. Среди них были и «Ихван ас-сафа».

Касаясь социально-политических предпосылок формирования философского мировоззрения Насира Хусрава, диссертант выделяет следующие основные моменты и этапы его жизни и деятельности:

1. На службе у Газневидов и Сельджукидов. И Газневиды, и Сельджукиды вели грабительские и варварские войны. К примеру, Махмуд предал казни карматов, му‘тазилитов, батинитов-исмаилитов, которых считал еретиками, и видных ученых и философов, также обвиненных в ереси. В души оставшихся в живых людей Сельджукиды вселили страх и вместе с ним – ненависть по отношению к правителям и их политике. Насир Хусрав видел, что против Сельджукидов, кроме исмаилитов и немногочисленных групп, в борьбу не вступила никакая другая группа, что, естественно, порождало в нем симпатию к исмаилизму.

2. Встречи с различными правителями в ходе его путешествий. В «Сафарнаме» упоминаются его встречи с разными везирами и эмирами и другими более или менее мелкими локальными правителями, которые не могли кардинально повлиять на взгляды Насира Хусрава. В беседах с правителями, имевших место во время путешествий, Насир Хусрав затрагивал самые «больные» вопросы социально-философского характера, соотнося их с той реальностью, которую лично созерцал во многих странах Востока, а также со своим накопленным опытом и знаниями, почерпнутыми в ходе семилетнего путешествия.

3. Влияние Фатимидских правителей. В диссертации раскрываются причины склонения Насира Хусрава в сторону аль-Мустансира – восьмого халифа Фатимидов, который впоследствии, сделав из него исмаилитского да‘и, назначил Насира Хусрава худжатом (один из высших иерархических рангов исмаилизма) Хорасана. В политике аль-Мустансира важное место занимала поддержка проповедческой деятельности Фатимидских миссионеров (ду‘ат), которые «смогли обратить в исмаилизм значительную массу населения Ирака, различных частей Персии. К этой политике примкнул и Насир Хусрав. Для Насира Хусрава политика Фатимидов была приемлема, ибо атмосфера была свободная, особенно для интеллектуальной части населения.

Какие же параллели можно провести между периодами жизни и деятельностью «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава? Какие факторы и причины повлияли на становление их социально-философских взглядов? Прежде всего, «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав жили в разные исторические периоды, но и Насир Хусрав, и «Ихван ас-сафа» стали жертвами политики агрессоров, которые, защищая собственные интересы, терроризировали и грабили своих подданных, всячески ущемляли их права и свободу действий.

По мнению диссертанта, причиной создания тайной организации «Ихван ас-сафа» могла стать такая политика Аббасидов, вынуждавшая авторов Посланий пойти по пути «такийа». Насир Хусрав, который служил при дворах Газневидов и Сельджукидов, страшась за свою жизнь (в начальный период), также не мог свободно высказывать свое мнение против политики существующих режимов. Отсюда, в их произведениях на первое место выходит использование метафор и метода аллегорической интерпретации вопросов. Кроме того, в деятельности «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава огромную роль сыграл их патриотический дух: в истории философии Среднего Востока редко можно найти мыслителей подобных «Ихван ас-сафа» и Насиру Хусраву, которые бы целиком посвятили себя защите общенациональных и общерелигиозных ценностей своего народа.

Во втором параграфе – «Влияние древнегреческой философии на формирование социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава» – выявляются особенности влияния древнегреческой философии на философию «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

«Ихван ас-сафа» посвящают отдельные трактаты и параграфы анализу идей Пифагора. Насир Хусрав же, несмотря на отсутствие в его трудах каких-либо отдельных глав или параграфов, посвященных идеям пифагорейцев, в решении некоторых онтологических вопросах, а через них и социальных вопросов, ощутимо находится под их влиянием. В основном эти вопросы связаны с теорией чисел, которые как модели доказательств использованы при рассмотрении вопроса о соотношении общего с Единым, гармонии духовного и материального миров, а также в вопросах натурфилософии, воспитания, религии, музыки и др.

При помощи нумерологии «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав стремились обосновать идеи о пропорциональном отношении микро- и макрокосма, соразмерности отдельных частей мира, общества, человеческого тела и гармоничности их взаимодействия.

В социологическом аспекте учения Платона, как известно, первая роль отводится корреспонденции личного и общественного начал, души человека и государственного порядка. Теория Платона о справедливости может служить определяющим принципом и личного поведения, и государственного порядка на примере «идеального» государства.

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав, как и Платон, считают, что государство (правление) может быть совершенным лишь в том случае, если оно основывается на добродетелях и особенно на справедливости. Это становится понятным еще и потому, что для Платона только справедливое государство может сделать людей счастливыми – ведь цель жизни в государстве определялась гражданами как возможность быть счастливыми. Отсюда следует вопрос о справедливом правителе и в итоге – об «идеальном государстве».

Велико влияние на взгляды «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава идей Аристотеля.

Учение о душе, по существу, занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа, по его представлению, связана, с одной стороны, с материальным миром, а с другой — с духовным. Эта душа по значению близка к Всеобщей Душе «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, однако Аристотель не называет ее эманацией от Разума. Кроме того, он различал три вида души: растительную, животную (ощущающую) и разумную. Таким образом, это понятие по своему смыслу из религиозного трансформировалось в понятие генетическо-биологическое. Какова связь вышеприведенного с социальной философией Аристотеля? Дело в том, что человеческая душа владеет умом, поэтому ее называют «разумной душой», а всепорождающий ум Аристотель называет деятельным, и отсюда – вся деятельность человека в реальной жизни, т.е. в обществе, зависит от него как определяющего начала. Этот тезис особенно ярко проявляется в этических взглядах Аристотеля, когда речь идет о правителе, индивиде и их достоинствах, о таких категориях, как справедливость, счастье, добродетель, другие моральные устои и т.п., напрямую связанных с принципами построения взаимоотношений людей в государстве и обществе.

«Ихван ас-сафа», совмещая платоновскую идею об «идеальном городе» с неоплатонической теорией эманации, рассуждают о частях души через постановку вопроса соотношения тела и души. Также проводится параллель между человеком и городом (государством): «…состояние тела уподобляется положению города, а дела души – деяниям его жителей». В «идеальном городе» стремление его населения нацелено на достижение счастья. «Ихван ас-сафа», как и Насир Хусрав, особенно не выделяют этическую категорию «счастье» в том значении, что есть у Аристотеля. В теологическом понимании для них «высшее благо» – это достижение душой своего первоисточника. Смысл «счастья», как у Насира Хусрава, частично заменяется значением понятия «наслаждение», а «частично» потому, что, как уже говорилось, полное счастье – это достижение душой своего первоисточника, а в конечном итоге – Разума. «Ихван ас-сафа» говорят: «Душа имеет наслаждение, которого достигает после удаления от тела». Насир Хусрав идеальное приравнивает к достижению совершенства самим человеком: «Благородство души состоит в том, что она приобщена к разуму. Разумное наслаждение беспредельно».

Неоплатонизм также оказал значительное воздействие на развитие философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, в наиболее яркой форме его идеи проявились в онтологических концепциях.

Плотин в своем онтологическом учении о структуре бытия пишет об эманации Единого Ума от переполненного Единого. Эманация – это переход идеального в материальное, а затем – обратный процесс восхождения от материального через последовательные ипостаси – Душа, Ум – к Единому, т.е. путь от единичного к всеобщему. Этот эманативный путь развития разума и души заимствован «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом, как показывает в своем анализе автор диссертации. Кроме того, Насир Хусрав, рассуждая о месте и роли человека в обществе, а также «с целью примирения сакрального и светского в натуре человека» называет положение человека «делом между двумя делами – и ни вынужденное, и ни свободное». Эта мысль раскрывается в Посланиях на примере вопроса о соотношении тела и души, телесного и духовного. Например: «Далее, знай, что существуют две формы управления – телесная и духовная. Примером телесного управления служит господство правителей и тиранов, не имеющих власти, кроме господства над телами и плотью путем принуждения, овладения, насилия и угнетения… а духовное управление – на примере власти основателей религиозных законов, которые управляют душами и духом справедливостью и благодеянием».

В структуре бытия Плотина особо можно выделить теорию тождества. О тождестве материального и духовного он рассуждает конкретно и категорично только в плане воображаемости с помощью логических понятий и связок: «Теперь еще вопрос: тождественна ли материя с инобытием? Нет, только с той частью инобытия, которая составляет противоположность истинному бытию, а именно понятиям…». Тем не менее, он утверждает наличие гармонии в этих началах, которая нужна для сохранения единства мира, а противоположности «представляют собой части одной организованной системы, поскольку вышли из единого источника».

В совокупности все эти теории неоплатоников создают основу для создания иерархического устройства не только мира, но и общества и общественных отношений (по принципу подчиненности низа верху), что адекватно отражено во взглядах исмаилитских авторов.

В третьем параграфе – «Мусульманская средневековая философия и ее влияние на «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава» – диссертант отмечает, что в Посланиях «Ихван ас-сафа» и произведениях Насира Хусрава достаточно много заочных полемик с представителями му‘тазилизма, калама, суфизма, с фаласифа и даже со своими «собратьями по идеям и перу».

Отношение Насира Хусрава к му‘тазилитам двоякое: иногда он очень резко выступает против их взглядов, а иногда встает на их сторону. «Ихван ас-сафа» же, вступая в полемику, чаще не называют имя своего оппонента или идейную школу, но по более конкретным вопросам прямо указывают на своих оппонентов из му‘тазилитов, например, джабаритов или кадаритов.

Позиция му‘тазилитов, утверждавших автономию человеческого действия, совпадает с учением кадаритов (араб. «кадариййа», от «кадар» – «судьба»). «Ихван ас-сафа» пишут: «Что касается [позиции] их соперников и противников (т.е. кадаритов. – Р.Н.)…они считали, что человек аргументирован ими, что он – причинно уходящий в них и что он не нуждается в ком-либо ни перед Богом, ни перед человеком по воле судьбы и знанием Бога о всем существующем». «Ихван ас-сафа» не могли согласиться с таким мнением, но и не могли его не отрицать. Дело в том, что, признавая наивысшую силу Бога, они признавали и человеческую силу, способную привести в действие Его желание, на примере силы, которая «обращает язык говорящего («мутакаллим») к произношению слова («калам»), и человек той же силой может молчать». Другими словами, когда речь идет о воле Бога, вполне обоснованно возникает вопрос о свободе воли человека, о ее соотношении с божественной волей и Законом.

У Насира Хусрава, в отличие от му‘тазилитов, отсутствует такая концептуальная интерпретация понятия «воля Бога», но о ней говорится в нескольких устойчивых выражениях, обозначающих божественную силу и могущество. В первую очередь, это касается божественного повеления «кун» («будь!») по сотворению мира, затем эманативно проявляющегося в дальнейшем развитии процесса миропорядка и общественно-государственного устройства. И Насир Хусрав, и «Ихван ас-сафа» раскрывают не столько суть воли Бога, сколько фиксируют собственно акт этой воли. Мысль о соотношении воли Бога и воли человека эксплицитно разъяснена Насиром Хусравом. Особенно когда речь идет о «джабр» («принуждении») и «ихтийар» («свободе воли»). Он резюмирует: «Добровольность более благородна, чем принужденность». Однако такое смелое утверждение вовсе нельзя отнести к такому предположению, что проблема подчиненности, скажем, по отношению к Богу, вообще игнорировалась бы во взглядах Насира Хусрава.

В Посланиях «Ихван ас-сафа» и произведениях Насира Хусрава «фаласифа» упоминаются весьма часто, при этом они подразумевают или философов Древней Греции, или мыслителей мусульманского Востока, в большей части из восточной школы перипатетизма — маша’иин.

Так, учение Фараби об идеальном, или добродетельном, городе, в котором сфокусированы некоторые основные положения социальной философии этого представителя маша’иин, оказало влияние на авторов Посланий и Насира Хусрава. В диссертации кратко описываются социально-политические взгляды Фараби. «Ихван ас-сафа» взамен добродетельного города Фараби используют понятие «духовный город» («аль-мадинат ар-руханийа»). Такой концепции добродетельного города и описания утопического государства, какое мы находим у Фараби, Насир Хусрав не создал. Но когда Насир Хусрав вступает в полемику с кем-либо из «фаласифа», он рассуждает об идее идеального города. Согласно его мнению, общество должно состоять из противоположностей, которые способствуют развитию данного общества, а противоположности в обществе существуют испокон веков, и такой порядок установлен Богом. Он пишет: «…Не существует и общества, в котором бы отсутствовало счастье или люди в котором были бы поголовно бедными, больными и покорными, а счастье на свете отсутствовало бы… И это предопределено Богом».

Тем не менее, он и «Ихван ас-сафа», говоря о социальном идеале общества, едины во мнении, что главой такого общества должен быть духовный человек, обладающий двенадцатью врожденными чертами. Фараби также предлагает в качестве этого руководителя такого человека, который обладал бы столькими же свойствами: «Это – имам, это первый глава добродетельного города, это – глава добродетельного народа и глава всей обитаемой части земли. Подобным человеком может стать только тот, кто соединяет в себе двенадцать врожденных природных качеств». «Ихван ас-сафа» также говорят: «И знай, о брат, что из существующих совершенных свойств человека установитель закона должен обладать двенадцатью врожденными свойствами». Насир Хусрав в роли установителя законов видит пророка, но, по сравнению с Фараби и «Ихван ас-сафа», точки зрения которых в определении числа свойств данного установителя совпадают, он характеризирует этого установителя иначе, хотя по смыслу он не противоречит им: «Логическое суждение приводит к тому, что каждый человек, который будет обладать теми восемью силами в совокупности, превзойдет по достоинству других живых существ. Люди в достоинстве — выше этих существ, а пророки, да благословит их Аллах и приветствует! – выше остальных людей».

Суфизм. Суфизм стал особенно популярным только в X – XI вв., т.е. тогда, когда стали появляться и развиваться идеи ранних исмаилитских учений. Поэтому, в целом, конечно, не исключается активное взаимовлияние суфизма и исмаилизма, в процессе которого ими были обоюдно заимствованы и использованы многие идеи и даже целые учения.

Прежде всего, это концепции «вахдат ал-вуджуд» («единство бытия»), «инсани комил» («совершенный человек»), а также отдельные суфийские понятия, термины и т.п. От значимости самосущего Бога в дальнейшем зависит и рассмотрение проблемы миропорядка, касающегося человека и общества. По этому поводу верно отмечает Е.А.Фролова, которая пишет: «Когда арабо-исламские «фаласифа» (философы) рассуждают таким образом о первоначале, они говорят не о том, кто сотворил мир, а об организации, структуре самого мира, о том, что лежит в его основе, что образует его сущность». Понятие «вахдат-ул-вуджуд» в произведениях Насира Хусрава иногда встречается. При этом он теорию суфиев о единстве бытия старается, несколько изменив, привести в соответствие с принципами своего учения. «Ихван ас-сафа», используя суфийские термины в вопросе о начальной стадии иерархизации мира, от чего потом будет исходить и иерархизация общества и государства, говорят в духе пифагореизма: «Поэтому мудрецы говорят, что человек – единен [в своем роде] среди всей множественности, подобно тому, как Бог — да возвеличат его могущество! — единен по отношению ко всей множественности».

Концепция совершенного человека, на взгляд диссертанта, также является результатом «вторжения» суфизма в учения исмаилитов. К примеру, «Ихван ас-сафа» говорят: «И знай, что цель существования людей, большинство из которых бедные, а в бедности – страх богатых, заключается в осознании стремления к приобретению ремесла и упрочению в нем, так же и в торговле… Также цель их использования на некоторое время состоит в совершенствовании души посредством истинного познания, доброго поведения, мысли и дела…».

Идея «вилайа» во взглядах всех исмаилитских мыслителей в основном применяется по отношению к обоснованию религиозной власти пророка. Насир Хусрав святость пророка и имама связывает с эманативным нисхождением потенции (или света) Всеобщего Разума и Всеобщей Души. Так, иерархическое построение и миропорядок Насир Хусрав и «Ихван ас-сафа» приводят в соответствие с социально-общественным положением людей, ставя на вершину этой пирамиды пророка и имама.

В четвертом параграфе – «Система философских знаний «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава и место в ней социальной философии» –реконструируется классификация наук и соотношение с ними социально-философских знаний в учениях «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

«Ихван ас-сафа» науку делят на три группы: философские, математические и религиозно-законоведческие. Философские науки делятся на четыре подгруппы: математические, логические, божественные и естественные. Математические науки также подразделяются на четыре вида: арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В диссертации приводится другая схема классификации наук по «Ихван ас-сафа», которая содержит некоторые логические несоответствия с первым вариантом по своей структуре и содержанию.

О суждениях же Насира Хусрава о науках можно говорить только по суммарной реконструкции классификации наук на основе их характеристики в его произведениях. В них не приводятся названия наук, которые даются в Посланиях, а анализируется общефилософская проблематика, начиная от онтологии до социальной философии и этики.

Социальную значимость геометрии «Ихван ас-сафа» дают в такой трактовке: «Геометрическое знание (наука), говорят, бывает двух видов: интеллигибельное (‘аклийа) и сенсибельное (хиссийа)». Далее они пишут: «Геометрическое знание примешивается во все виды производства, и в особенности в измерение площади. Это ремесло, в котором нуждаются рабочие, писари, крестьяне, владельцы поместий и недвижимой собственности при взимании налогов, земляных работах, почтовых услугах и тому подобном».

Насир Хусрав при рассмотрении онтологических вопросов для доказательства своих тезисов также обращается к геометрическим знаниям, и далее философ переводит свои метафизические взгляды в сторону социальной философии – обоснования иерархической структуры мира в целом и общества.

«Ихван ас-сафа» науке ‘илм-ус-сама ва-л-алам («наука о небе и Вселенной»), кроме разбросанных по всем частям Посланий фрагментов разъяснений, посвящают также отдельный трактат, который назван астрономией (ал-аструнумийа) и наукой о звездах и составе небесных сфер (‘илм ан-нуджум ва таркиб ал-афлак). «Ихван ас-сафа», проводя параллель между небесным и земным управлением, пишут, что «звезды в небесной сфере являются ангелами Бога и правителями небес. Бог создал их для построения Его мира, управления Его тварями, политики с Его подчиненными, и они есть халифы Бога в небесных сферах. Это подобно тому, что правители на Земле являются халифами Бога, которых Он назначил своими наместниками и правителями в странах… На примере этого и сопоставления [двух миров] происходит веление звезд по отношению ко всему существующему, находящемуся под сферой Луны».

Согласно Насиру Хусраву, «Солнце и Луна…имеют больше влияния на Землю, чем на другие планеты …и когда исчезает Солнце, Луна заменяет его, как халиф и визирь, переправляя свет Солнца живущим на Земле. Из-за такой их взаимосвязи Солнце называется королем дня, а Луна – королем ночи», а «пять других планет в этом сотворении подобны слугам этих двух королей. В итоге же получается, что конец этой [конструкции] составляет тело человека».

Другими словами, «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав в тождестве двух миров рассматривают единство и гармонию мира, которые востребованы также для бытия общества и государства. Бытие двух миров зависит от бытия небесных сфер, и оно принуждает человека, общество и государство быть такими, какие они есть. Поэтому его нельзя изменить, а только познать разумом и знанием (наукой).

Музыка занимает четвертое место среди математических знаний. Социальную значимость музыки, опять же аллегорически, «Ихван ас-сафа» описывают довольно широко и в разных трактовках. И использовать ее надо не в суетных целях. «Причина же, по которой в некоторых законоположениях пророков (мир да будет над ними!) на музыку наложен запрет, заключается в том, – полагают «Братья чистоты», – что люди прибегали к ней не с той целью, с какой ее использовали мудрецы, а ради развлечения и забавы, для разжигания страстей, связанных с наслаждениями и суетой дольнего мира».

К сожалению, в доступных нам произведениях Насира Хусрава не удалось найти что-либо, касающееся музыки и ее духовного и социального значения. Видимо, его рассуждения на эту тему были изложены философом в других его трудах, которые не дошли до нас.

Следующая наука – это логика. Связь логики с социальной философией заключается в том, что парадигма логических образований и размышлений позволяет человеку найти собственный путь в познании мира, природы, свое место в обществе и сделать правильный ход при решении разных социальных проблем. Тем самым, он сможет, опираясь на свой ум, определять свои общественные цели и жизненные ценности, а также интерпретировать их и дать теоретическое обоснование для регулирования своего поведения и в обществе.

По мнению «Ихван ас-сафа», из всех разделов логики наибольшую пользу люди извлекают из доказательства, потому что оно – «весы мудрецов, которыми они отличают правду от лжи при разговоре, правильность от ошибки во мнениях, истину от выхолащивания во взглядах и добро от зла в поведении». Насир Хусрав в «Джаме‘-ул-хикматайн» о значении логики пишет: «А цель же философа (Аристотеля. – Р.Н.) в сочинении книги «Логика» заключается в том, чтобы этим искусством отделять ложь от правды». А это, в свою очередь, поможет людям найти верный путь в решении собственных и социальных проблем.

Илм-ул-ма’адин (минералогия), ‘илм-ун-набат (ботаника), ‘илм-ул-хайван (зоология) в учении «Ихван ас-сафа» имеют непосредственное отношение к описанию сущности мира, человека, а через него и общества. В частности, «Ихван ас-сафа» пишут, что «течение дела мира в простых и общих телах, порождениях и составных универсалиях, их связи друг с другом… установление в нем минералов и различия их свойств, разновидности его растений и упрочение их основ [развития], передвижения в нем живых существ… подобны делам города» со всеми его атрибутами. В этом же городе протекает общественная жизнь, проявляются разные взаимоотношения людей и др. Насир Хусрав для доказательства своего тезиса очень часто обращается к естественным наукам. Мыслитель онтологическое начало и иерархическое построение мира и общества в фокусе минералогии разъясняет таким образом: «…Подобно тому, как количество субстанций семь – золото, серебро, железо, медь, алюминий и олово, в иерархии да‘вата также существует семь рангов – пророк, васи, имам, худжат, да‘и, ма‘зун и мустаджиб».

И, наконец, ‘улум-ул-илахийа («божественные науки»). В эту группу включена ‘илм-ус-сийаса («наука о политике»), подразделяющаяся на ас-сийасат-ун-набавийа («пророческая политика»), ас-сийасат-ул-мулукийа («королевская политика»), ас-сийасат-ул-‘аммийа («политика по отношению к массе»), ас-сийасат-ул-хассийа («политика по отношению к элите») и ас-сийасат-уз-затийа («политика по отношению к самому себе»). Эта группа наук непосредственно является объектом социальной философии, и их вопросы рассмотрены в соответствующих разделах диссертации.

Вторая глава«Общие проблемы социальной философии «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава» – состоит из четырех параграфов и посвящена анализу вопросов, связанных с различными проблемами общества и государства.

В первом параграфе – ««Об обществе, его возникновении и развитии» – отмечается, что представления «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава об обществе формировались на основе тех реалий, в которых протекала их жизнь, и на основе их собственного отношения к современному им обществу.

В диссертации рассматривается трактовка «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом таких понятий общества, как «мадина» («город») или «умма» («город»), «джама‘а» («объединение, община, общество»). Насир Хусрав также употребляет «мардум», «халк» («люди» и «тварь», «народ») как материально-физическое понятие, противополагаемое духовному (или обозначению существа иного порядка, нежели люди).

В диссертации рассматривается вопрос о причине возникновения общества, по мнению «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава.

По мнению Насира Хусрава, «поскольку сотворение «мардум» («людей») близко к созиданию Творца, постольку вопрос стоит двояко: либо человек есть произведение Создателя мира, либо его часть», т.е. человек как частица мира, а общество как совокупность человеческих деяний и отношений имеют сакральное происхождение. Вместе с тем, как справедливо отмечает иранский ученый Мухаммад Али Заки, «в ней («Сафарнаме» Насира Хусарава. – Р.Н.) достаточно четко рассмотрены и аспекты триединой основы формирования городов и городской жизни: политический фактор (местопребывание правителей и система государственного управления), экономический фактор (занятия населения, рынки и торговля) и религиозный фактор, который характеризуется личностями правителей, наличием мечетей». У «Ихван ас-сафа» положение о причине и необходимости образования общества, «приложимо и к Духовному Граду («аль-мадина ар-руханийа»)… особо организованному социуму». Далее, продолжая мысль о причинах возникновения этого общества, исследователь останавливается на необходимости организации человеческого объединения и приводит цитату из Посланий: «Ведь один человек способен в одиночестве не более чем на жизнь несчастную, а для счастливой жизни он нуждается в существовании самых разных ремесел. Но все их не может постигнуть один человек. Ведь жизнь коротка, а ремесел много. Поэтому в каждом городе или деревне объединяются многие люди для того, чтобы помогать друг другу».

Как пишет Насир Хусрав, сакральная часть общества должна быть иерархична, и религиозная власть должна принадлежать пророку. От него она передается васи, имаму, худжату и да‘и. Светская же часть общества должна быть такой: «Одна группа властвует, а другая подчиняется, одна – властитель, а другая – служитель». Это общество устроено аналогично мирозданию или строению души и тела человека, что напоминает государство Платона и Фараби. Исходя из принципа тождественности микро- и макромира, «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав видят в обществе продолжение или отражение всего того, что происходит в горнем и духовном мире.

Насир Хусрав разъясняет, что планеты и другие небесные тела находятся в постоянном движении и изменении, а между ними существует цепная связь – отношения и сближения. В изложении принципа тождественности двух миров вырисовывается и образ города («мадина»). Этот город частично обрисован Насиром Хусравом следующим образом: «Аналогию мира природных свойств в царстве Бога составляет дворец повелителя, куда никому из подданных нет доступа, а аналогию духовного мира, чьи сила и повеление протекают в мире натуральных свойств, составляют слуги и охранники правителя».

«Ихван ас-сафа» структуру общества определяют через положение и состояние жителей города следующим образом: во-первых, оно состоит из двух частей – сакрально-духовной и светской. Сакрально-духовную часть жителей города составляют пророки – как законоустановители, имамы и духовные служители, а люди, имеющие определенные профессии и занятия, составляют его светскую часть. На этом фоне общество, по «Ихван ас-сафа», подразделяется на девять слоев, которые в общем можно суммировать в четырех типах общественных отношений людей с учетом их профессионально-общественных достоинств. Первый тип – управляющие, которые, в свою очередь, подразделяются на светских (короли, султаны, правители) и духовных (пророки, имамы, халифы). Второй – интеллектуалы (ученые, литераторы, преподаватели). Третий – производители (строители, земледельцы, торговцы, казначеи) и слуги (пастухи, воспитатели, слуги). И последний – бедный и нищенствующий слой общества.

У Насира Хусрава в качестве приоритетного начала выступает «предшествие по достоинствам людей», т.е. «достоинство мудреца и его первенство по отношению к плотникам, или первенство правителя города по отношению к горожанам». Он, подобно «Ихван ас-сафа», смотрит на общество через призму теории о дихотомной сущности человека, что, в свою очередь, приводит к выводу о дихотомной природе общества – духовное и биологическое наследство, с одной стороны, и социальная сущность, с другой. Аналогично ряду телесных органов и их системы, которые применимы к живым организмам и образуют их единство, общество также характеризируется единством своего организма через его структурирование в иерархию слоев общества:

…Каждый твой орган чувства – земледелец, а сердце – как султан в теле,

Твои ноги подобны курьеру, а руки – придворный служитель.

Словом, твои уши – его помощники, а глаза – стражи на крыше.

Внутренность – сила органов тела, а внешняя мощь –

их рабы и слуги, находящиеся на службе у султана…

Насир Хусрав выделяет два типа иерархии – духовный и социальный. На этом же фоне, подобно «Ихван ас-сафа», наравне с общей религиозной иерархизацией общества он разделяет общество на «элиту» и «массу» в мирском их понимании. В этом смысле философ выдвигает такую теорию: «Одна группа должна быть руководящей, а другая – подчиненной, одна – владыкой, а другая – покорной. И если кто-нибудь считает, что несправедливо то, что существует один владыка, а ему подчиняются сто подчиненных, и говорит: «Весь народ должен быть в постоянном покое и счастье», то его мысли абсурдные и напрасные». Главными критериями для определения статуса человека в обществе «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав полагают «‘акл» и «‘илм», из чего исходит и смысл «элиты» и «массы».

Что касается несбалансированности, кризиса или разложения общества и порождающих их причин, то они, по «Ихван ас-сафа» и Насиру Хусраву, заложены в цикличности развития – и не только «пророческих миссий», но и общества. «Ихван ас-сафа» данную мысль подтверждают на примере естественного закона о существовании государства, где «каждое государство имеет свое исходное время, от которого начинается [его существование], доходит оно до апогея в своем развитии, где определяется предел истечения его срока [существования]». В более широком понимании вопроса цикличное развитие всех явлений и процессов, происходящих в мире, в комментариях Насира Хусрава выглядит следующим образом: «Поскольку бытие этого сложного тела, являющегося миром, зависит, как ранее мы сказали, от этого (кругового. – Р.Н.) движения, постольку с необходимостью вытекает, что когда исчезает его движение, то прекращается и влияние действующего на него. Когда устраняется влияние действующего на мир, он, разумеется, перестает существовать». По мнению Насира Хусрава, управление обществом или государством завершается их неизбежным падением.

Анализ теории о цикличном развитии общества «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава показывает, что она у них не сводится к таким результатам, как отрицание прогресса, движения или проявление инстинкта самосохранения на фоне борьбы за выживание.

Во втором параграфе – Социальные группы и их взаимоотношения в обществе»представлена реконструкция, выделяемых «Ихван ас-сафа» и Насиром Хусравом социальных групп и совокупность связей и отношений, в которые вступают между собой эти группы людей.

Согласно теории эманации, у «Ихван ас-сафа» такое распределение слоев общества идет от духовного к мирскому. При духовном определении социальных групп во главу угла ставится религиозный дух. Люди же в обществе или городе подразделяются «Ихван ас-сафа» на четыре группы в зависимости от достижения ими «счастья в мирской жизни». Развивая эту идею, «Ихван ас-сафа» постепенно сближают духовное с мирской жизнью и деятельностью человека через установление обязанностей и занятий и профессий людей. Они отмечают, что классов и слоев людей по степени выполнения мирских дел так много, что «никто их не может посчитать, кроме Бога». Несмотря на это, авторы Посланий разделяют людей на семь групп: 1) производители, ремесленники и предприниматели; 2) люди торговли, товарного оборота; 3) строители, архитекторы; 4) правители, султаны и люди политики; 5) слуги и прислуга, добывающие на жизнь ежедневно; 6) люди с физическими недостатками, безработные; 7) люди науки и религии, находящиеся на службе у закона.

По мнению Насира Хусрава распределение людей по рангам и разрядам зависит, прежде всего, от нисхождения божественной энергии в души людей. Последовательно, согласно эманативному развитию мысли, и происходит разделение людей на социальные группы. В результате складывается определенная иерархия общества. Во главе этой иерархии стоят «наилучшие и избранные» люди в лице пророков и имамов – как прообразы Всеобщего Разума и Всеобщей Души. В то же время мыслитель выделяет эти группы на основе определения их отношения к проблемам религии, исходя из коранической установки о существовании «в уммате 72 религиозных направлений». Насир Хусрав рассуждает и о социальных слоях мирского, светского общества. Во главе светского общества он видит правителя – шаха, эмира или короля, который для управления своим государством должен иметь помощника, советника или опору в лице визиря со здравым умом, интеллектом:

Ты установил прочную власть,

Благодаря визирю – осмотрительному устроителю,

Для ума эмира нет лучше довода,

чем посланий устроителя, ведущего по верному пути.

В своей «Сафарнаме» («Книга путешествий») он достаточно подробно освещает экономическое и социальное развитие Египта и вместе с тем, как отмечает иранский ученый Мухаммад Али Заки, «Насир Хосров приводит в своей книге описание быта людей, их различных занятий и профессий и наряду с этим анализирует их общественное положение».

Причины расслоения общества, по мнению «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава, могут быть самыми различными. Относительно «Ихван ас-сафа» А.А.Игнатенко пишет: «Все эти различия, включая и имущественные, Чистые братья истолковывают как результат воздействия четырех главных факторов: состава человеческих тел, построенных из четырех первоэлементов (земли, воды, воздуха и огня), и темперамента (мизадж), т.е. специфического соотношения смесей в организме человека; природных условий («почвы и воздуха»); воспитателей, учителей, которые прививают людям взгляды и представления, царящие в социальном окружении; астрологических воздействий звезд и небесных сфер в момент зачатия». Выводы данного автора вполне адекватно отражают взгляды авторов Посланий, однако, на наш взгляд, они требуют более детального анализа.

Согласно «Ихван ас-сафа», люди обладают достаточной энергией, поступающей от силы их души. Эта сила, по мнению «Ихван ас-сафа», в физико-психологическом отношении образует в человеке такие особые свойства, как темперамент, страсть и желание к достижению какой-либо цели: «Если тело питает склонность к сухости и эта натура преобладает в нем, то воля человека становится суровой и грубой; если тело склоняется к влаге, то [степень] мягкости [характера] становится меньше и ничтожней; если оно склонно к воздуху, то проницательность [преобразуется] в легкомыслие и слабоумие; если к холоду — крики и стоны в человеке становятся медленными и тупыми…». Далее говорится о наличии приобретенных свойств растений и животных в теле человека. Они классифицируются как силы притяжения, сцепления, пищеварения, насыщения, побудительные, развивающие и изображающие, силы ощущения и различения (например, определение шести направлений света), а также такие страсти, как влечение к совокуплению, мести, верховенству и др. Преимущество же все-таки отдается страсти человека к приобретению знания и способности познания.

«Ихван ас-сафа» особое внимание обращают на влияние климата различных местностей, где проживает человек, на изменение его анатомии, физиологических свойств, характера и на выбор профессии.

Насир Хусрав, в соответствии с принципом эманативного нисхождения души и ее развития, причины расслоения общества связывает, прежде всего, с сущностью конкретной души человека, где основная роль отводится психологическому состоянию человека. Это «я», на взгляд Насира Хусрава, есть та самая душа, которая характеризируется наличием силы, потенции и действия: «И мы знаем, что в нас вложен какой-то смысл, которым наделены только мы, и «я» каждого из нас исходит от него». Происхождение и развитие социальных групп, как следует у Насира Хусрава, проходит через автономизацию индивида, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам. Насир Хусрав обосновывает эту мысль через сопоставление соотношения «индивида» и «рода». Он говорит: «…Множество образуется от единицы посредством двух. Это есть ибдаистский довод разума в пользу того, что началом этого множества людей по необходимости был один мужчина, а его пара происходила от него». Эта гипотеза обосновывается на примере алавитского рода, исходящего от Али как индивида и его потомков, как рода, разделяющегося на хасанидов, хусейнитов, зейдитов, бакритов и др.

Согласно Насиру Хусраву, взаимоотношения в человеческом обществе осуществляются с учетом принадлежности людей к определенному типу верования, народности или нации, профессии, чину и рангу. Насир Хусрав во всех случаях считает людей равноправными по причине их единого рода в самом начале происхождения человека: «Множество людей происходит от той первой пары (т.е. Адама и Евы. – Р.Н.). А та пара по отношению к этим видам людей считается родом, где один вид – индус, другие – эфиоп, турок, еврей и т.д.». Все они равны перед Богом, хотя бы взять их права на божественную «поддержку» (та’йид). Что касается взаимоотношений людей в мусульманском обществе, то они должны формироваться и развиваться, в первую очередь, в рамках моральных норм человека. Насир Хусрав пишет: «…Взаимоотношение верующих должно складываться в пределах религии, а между собой – в рамках любви, благих дел, искренности и оказания друг другу взаимопомощи в ситуациях сакрального и светского характера с целью [обеспечения] благих средств жизни, знаний, мыслей и поступков».

В третьем параграфе – «Государство как политический орган и форма управления обществом» – исследуются вопросы, связанные с государством, которым внимание в работах исследователей уделяется эпизодически.

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав понятие «государство» в основном передают словами «давла(-т)», («государство, держава, господство»), а также «мулк» («царство, владение, государство»). Некоторый оттенок значения «государство» вложен ими в смысл понятия «страна» («кишвар» в таджикско-персидском языке; «балад» (мн. «билāд» и «булдāн») в значении «страна, область, город, местечко»; «вилайа(-т)» (араб. – «управление, область») и «мамлака(-т)» (араб.- «царство, страна»). Эти понятия в разных источниках и литературе часто употребляются и в значении «государство».

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав о причине возникновения государства косвенно предполагают, что государство является результатом причин и факторов человеческого бытия, экономики, культуры и системы социального общества. Кроме того, «Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав утверждают, что установление государства и правление правителей предопределены и установлены Богом.

«Ихван ас-сафа» и Насир Хусрав также считают государство результатом явного насилия сильных над слабыми. Победа одной группы над другой, одного племени над другим, могущество главы племени и группы победителя ведет к их правлению над побежденными. Но власть эта преходяща. Это утверждение метафорически интерпретируется и во взглядах «Ихван ас-сафа», и у Насира Хусрава. Насир Хусрав пишет:

Таковы сегодня дела после многих войн

У Александра и Дария…

Не обольщайся силой и мощью,

Ибо сильного в конце настигнет слабость.

Что касается «Ихван ас-сафа», то они убеждены, что под влиянием небесных сфер могут происходить войны и интриги, а это ведет к «…падению владения («мулк») и государства («давла») и переходу его от одного народа к другому».

«Ихван ас-сафа» выделяют два вида государства: государство добродетельных людей и государство недобродетельных людей, которые, чередуясь во времени, сменяют друг друга: во-первых, само время проявляется в двух формах – «половина его – светлый день… половина – ночь, чередующиеся в своем потоке и течении… Снижение начинается там, где кончается возрастание, и наоборот… Таково веление времени и по отношению к государствам добродетельных («давлат ахл ал-хайр») и недобродетельных людей («давлат ахл аш-шарр»): иногда в мире бывает государство, могущество и проявление активности для добрых, а иногда для злых людей».

Насир Хусрав конкретно не рассматривает государство в подобных двух формах и в такой трактовке. В его творчестве встречаются отдельные строки, свидетельствующие о его отношении (хвала или критика) к правителям своего времени, которых он, как и государства, разделяет на «хороших» и «плохих». Например, с горечью рассказывая о деяниях сельджукских правителей, Насир Хусрав выражает свою ностальгию по известному развитому государству Саманидов:

С тех пор как Хорасан остался без Саманидов,

Все положения и состояния [в нем] изменились [к худшему].

Выступая с критикой в адрес правителей-тиранов, совершающих насилие, творящих несправедливость, обман и т.п., Насир Хусрав напоминает им о том, что каждому правлению, построенному на насилии и захватнической политике, приходит конец и что оно не вечное:

Если [насилием] захватишь Византию подобно Александру,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст