Составитель Латус Т. Н., инструктор по физической культуре мбдоу

Приложение 1. Проект по созданию системы воспитания здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельность. Составитель Латус Т.Н., инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад «Малыш» г. Удомля

Анализ исходной ситуации до начала разработки проекта

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20–25% ослабленных детей, то сейчас число «физически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т.Я.Чертюк, З.С.Макаровой, М.Н.Беловой и др. ведущих ученых и педагогов, занимающихся проблемой здоровья).

Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии ребенка, так как в этот период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга, органов и систем организма.

Физиологические механизмы, обусловливающие различные формы взаимосвязи силы, скорости и выносливости в детском возрасте разнообразны. Так же в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

Не секрет, что в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопия, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во – первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во – вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые определяют уровень здоровья детей.

В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий и системы работы по физкультурно-оздоровительному направлению, в которой должны иметь отражение все аспекты оздоровления, укрепления здоровья воспитанников, воспитания осознанного отношения к здоровью с ранних лет. В МДОУ детский сад «Малыш» в 2007г. были следующие результаты физкультурно-оздоровительной работы:

Итоговая диагностика по развитию движений показала, что дети справляются с программными требованиями. , 42% продемонстрировали высокий результат (ниже, чем в прошлом году на 4%), 20%т – хороший, 22% (стал ниже на 1%) – средний, 16 % – низкий.

Наблюдается снижение соматических заболеваний:

Если в 2007-08 – 648 (в прошлом году был 491 случай).

Динамика заболеваемости была отрицательной по сравнению с прошлым учебным годом. Но Удомельский район всегда имел показатели по заболеваемости выше областных, о чём неоднократно говорилось на районном методическом объединении «Здоровье». Система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду давала положительный результат, однако существовали проблемы:

показатели заболеваемости удавалось снизить незначительно;

многие дети детского сада из неблагополучных семей, где отсутствует культура здоровья и спорта;

процент педагогов, мотивированных на совместную физкультурно-оздоровительную работу вне занятий, растёт не так быстро, как требуют имеющиеся проблемы;

только у 76% детей выработаны устойчивые предпочтения здорового образа жизни, занятий спортом;

родителей очень трудно вовлечь в физкультурно-оздоровительную работу, они не понимают важности взаимодействия семьи и детского сада с этой целью;

большая часть педагогов и родителей не проявляет интереса к разным видам спорта, спортивным и подвижным играм, упражнениям. Дети не могут получить образца здорового образа жизни. В совместной деятельности не отработана система досугов, праздников, активных форм познания здорового образа жизни.

Причины проблем:

отсутствие системы работы с использованием интеграции разных образовательных областей в физкультурно-оздоровительном направлении;

отсутствие в работе детского сада активных системных действий по воспитанию здорового образа жизни;

недостаточная развивающая среда;

репродуктивный подход в организации физкультурно-оздоровительной деятельности, деятельный подход остаётся невостребованным, совместной деятельности уделяется слабое внимание, отдаётся преимущество обучению;

отсутствие системы взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью сохранения здоровья дошкольников;

отсутствие заинтересованности и полезности такого взаимодействия и совместных спортивных увлечений в представлениях родителей и педагогов;

отсутствие использования ресурсов других институтов здоровья, социума в воспитании здорового образа жизни.

Цель проекта: Создать в ДОУ систему работы по воспитанию здорового образа жизни у дошкольников в совместной деятельности.

Задачи:

Систематизировать основные задачи, содержание физкультурно-оздоровительной работы с определением интеграции образовательных областей, которые усилят целевую направленность деятельности.

Отобрать наиболее эффективные формы и методы работы в совместной деятельности с детьми, предпочтение отдать деятельному подходу в воспитании здорового образа жизни.

Разработать перспективные планы активного отдыха, систему досугов, фестивалей, проектов для организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности, варианты проведения Месячников здоровья в ДОУ.

Активизировать педагогов и родителей, вовлекая во все досуги, праздники, фестивали, проекты, для объединения усилий всех участников образовательного процесса с целью формирования здорового образа жизни.

Обогатить развивающую среду материалами, играми, пропагандирующими здоровый образ жизни, разработать примерный перечень развивающей среды для каждой возрастной группы в помощь педагогам.

Разработать и реализовать консультационный материал для родителей и педагогов по формированию здорового образа жизни у детей в семье и детском саду.

Установить внешние связи ДОУ с другими социальными институтами здоровья и спорта для использования дополнительного потенциала в оздоровительной работе.

Актуальность проекта

Тема проекта актуальна, как для детского сада, так и для района, области и страны в целом.

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта – эффективное использование всех возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях. За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения.

В настоящее время спортом, физической культурой в стране занимается всего 8 – 10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 – 60%.

Самая острая и требующая срочного решения проблема – низкая физическая подготовленность и физическое развитие детей. Реальный объем двигательной активности детей не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся.

С 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

В настоящее время в стране принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в котором физическая культура и спорт рассматриваются, как одно из средств по профилактике заболеваний, укрепления здоровья.

В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р, в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751, в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта.

В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» отводится целое направление работе по сохранению здоровья детей, отмечается актуальность взаимодействия с семьёй с целью сохранения здоровья, физического развития и воспитания здорового образа жизни.

В проекте закона «Об образовании» подчёркивается важность взаимодействия с семьёй и воспитание здорового поколения.

Развитие массовой физической культуры и спорта отнесено к стратегическим целям социальной политики государства.

В таких условиях детскому саду отводится важная роль формирования здорового образа жизни, использование возможностей базы детского сада для конкретных мероприятий с детьми и семьями воспитанников для пропаганды здорового образа жизни.

В настоящее время, когда федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299), а примерные программы находятся в стадии разработки и апробации, важно определить единые подходы к построению образовательного процесса для сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ так, чтобы приоритет был отдан совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта будут найдены наиболее эффективные формы и методы работы в совместной деятельности с детьми. Будет использоваться интеграция с другими образовательными областями с целью усиления физкультурно-оздоровительной работы. Система досугов фестивалей, проектов и других деятельных форм для организации совместной физкультурно-оздоровительной деятельности с привлечением родителей и педагогов ДОУ позволит пропагандировать здоровый образ жизни, вовлечёт всех участников образовательного процесса в оздоровительную работу. Системное проведение Месячников здоровья в ДОУ выведет на снижение заболеваемости. Регулярное использование рекомендуемых педагогам подвижных игр и упражнений для организации двигательной активности в течение дня позволит поддерживать желание детей заниматься физической культурой. Развивающая среда, обогащенная материалами, играми, пропагандирующими здоровый образ жизни, положительно повлияет на мировоззрение детей и взрослых и отношение к своему здоровью. Консультации для педагогов и родителей позволят дать инструментарий для поддержания здоровья детей, что мотивирует взрослых на проведение оздоровительной работы и воспитание осознанного отношения к здоровью, повысит их активность. Участие родителей послужит стимулом к занятиям физкультурой и спортом у детей. Системная работа в ДОУ вне занятий создаст возможность и у детей из неблагополучных семей получать положительный пример здорового образа жизни в противовес к тому, что дети видят дома. Совместная интересная физкультурно-оздоровительная деятельность увлечёт и родителей, ранее не занимающихся спортом. Внешние связи ДОУ с другими социальными институтами здоровья и спорта будут дополнением к мероприятиям в детском саду по пропаганде здорового образа жизни.

Концепция

Для реализации поставленной цели будут использованы физкультурные досуги, праздники, фестивали, проекты, малые олимпиады, Месячники здоровья.

Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных форм активного отдыха.

Значение: повышает интерес к физической культуре и спорту, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Методика.

Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

• Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня.

• Предназначается для одной двух групп дошкольного учреждения.

• Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе.

• Длительность:

младшая и средняя группы – 20-30 мин;

старшая группа – 35-40минут;

подготовительная группа – 40-50 минут.

• В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет.

• Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.

• Используется музыкальное сопровождение.

• Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.

Физкультурные праздники, олимпиады будут добавлять хороший настрой на занятия физкультурой и спортом.

В состав физкультурных праздников обязательно вводится развлекательный момент, моменты сюрпризные, приход сказочных героев. Введена традиция – праздник ко Дню защитника Отечества проводится на спортивном материале. Папы имеют возможность показать свои спортивные и силовые качества. Традиционна – Масленица, праздник на воздухе.

Олимпиады выстаиваются следующим образом: один из дней отводится на отработку навыков прыжков, один посвящаю бегу, третий – метанию и т.д.

Месячники здоровья состоят из досугов, праздников, познавательных бесед на тему гигиены, валеологии, в рамках встреч с интересными людьми приглашаются представители профессионального спорта, обязательные спортивные традиции: различные вида гимнастик, закаливающие процедуры. Заканчивается месячник Днём здоровья, в котором участвуют все представители образовательного процесса. Обязательным условием является участие родителей во всех мероприятиях.

Значительное место отведётся фестивалям, детским проектам, неделям и Месячникам Здоровья, Олимпиадам, которые посвящаются подвижным и народным играм, видам спорта.

В совместной физкультурной деятельности необходимо соблюдать принципы:

системности – вся деятельность должна осуществлять регулярно, в системе и взаимосвязи с основными занятиями физкультурой. Исключено давать в досуговой или другой деятельности материала, не отработанного в обучении;

последовательности – весь проектный материал должен реализовываться в определённом планом порядке;

учёта возрастных возможностей и индивидуальных особенностей здоровья;

сохранения самоценности дошкольного детства.

Немаловажную роль в деятельном подходе играют детские проекты, направленные на расширение представлений детей о разных видах спорта.

Подходы взаимодействия с детьми в детском проектировании основаны на содействии взрослых активности детей в познании мира спорта и здоровья, создании ситуации проявления детской активности, поддержке инициативности, самостоятельности, успешности. Наиболее удачны в этом отношении среднесрочные проекты, позволяющие развернуть деятельность наиболее широко и в то же время не позволяет забыть поставленные детьми цели. Проектная деятельность полностью погружает нас в деятельный подход. Знания, полученные и добытые в поиске, остаются с ребенком надолго.

Для формирования и развития олимпийской культуры организуется целенаправленная педагогическая деятельность – олимпийское образование. В рамках проекта определяются пути включения олимпийского образования в систему спортивной работы с детьми дошкольного возраста.

Собственное описание проекта

Механизмы проектной деятельности

Собственное самообразование;

Мотивация педагогов для вовлечения в реализацию проекта;

Работа с родителями;

Реализация проектных мероприятий;

Анализ, рефлексия.

Предмет исследования:

Предметом исследования являются дети, взрослые участники проекта, влияние системной совместной физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни у детей.

Научно-методическая основа проектной деятельности

Содержательная сторона для решения задач проекта опирается на пособия для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми от 3 до 4 лет, от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет Н.В.Полтавцевой и Н.А.Гордовой «Физическая культура в дошкольном детстве» М., «Просвещение» 2005г. Пособие наиболее полно описывает виды движений (ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, отбивание, метание, ползание, лазание, упражнения в равновесии, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта. Эти пособия описывают умения и навыки, дают содержание занятий, дозировку, организационно-методические указания. Они описывают методику обследования уровня развития основных движений и обследования уровня развития физических качеств: силы и выносливости мышц спины, живота, рук и плечевого пояса, обследование быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, работоспособности, оценку функции равновесия, шкалу оценок темпов прироста физических качеств. Основой физкультурных занятий и организации двигательной активности являются пособия:

«Мир раннего детства» Т.Н.Доронова, М., «Просвещение» 2005г.;

Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет;

Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет;

Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет;

Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни.

Методические рекомендации для инструкторов по физической культуре, воспитателей и родителей. Рассматривается многоплановая работа по физической культуре. Показаны условия, способствующие благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем. Дается содержание и методика работы по развитию физических качеств и способностей, приобщению детей к систематическим занятиях физической культурой. Приводятся примерные конспекты занятий по физической культуре, включающей развитие основных движений, подвижных и спортивных игр. Раскрывается работа ДОУ и семьи по преемственности в формировании двигательных умений и навыков. При построении образовательного процесса проанализированы программы и технологии по оздоровительной работе в ДОУ.

Программа » Радуга» Т.Н.Дороновой ставят задачу сохранения здоровья и укрепление физического психического здоровья дошкольников. Особенно ценны рекомендации М.А. Руновой по организации двигательной активности детей в течение дня и дифференцированного подхода к организации физкультурных занятий.

Программа «Из детства в отрочество» не только ставит задачи сохранения и укрепления физического здоровья, но и раскрывает понятие психологического здоровья, дает полное методическое сопровождение образовательного процесса, нацеливает на физкультурно-оздоровительные задачи и семью, и детский сад. Авторы программы «Из детстсва в отрочество» дают комплексную оценку состояния здоровья ребенка, определяют критерии здоровья, комплекс закаливания, уделяют внимание режиму, питанию, гимнастике и массажу.

Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления вывели нас на рациональную организацию двигательной активности по Ю.Ф.Змановскому и М.Руновой.

Наиболее полно раскрывается организация адаптационного периода по рекомендациям Т.Н.Дороновой и Л.С.Голубевой (программа «Из детства в отрочество»)

Наиболее эффективной является диагностика и оценка нервно-психического развития по Ямпольской Р.В.

Диагностические методики, предложенных программой «Из детства в отрочество», наиболее доступны для работы педагогов.

Использование методических рекомендаций по контролю физического состояния детей Т.А.Тарасовой в практике используются давно.

Задача воспитания привычки к здоровому образу жизни – одна их важных задач, она с успехом решается через познавательные занятия и совместную деятельность по основам безопасности жизни в рамках программы «Из детства в отрочество».

Методические издания Шебеко В.Н.,Осокиной. Т.И., Р.В.Ямпольской помогли сформировать принципы и подходы к реализации коррекции стопы и осанки. Это тоже очень важный аспект оздоровительной работы.

В методическом пособии Картушиной.М.Ю, работа направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, а так же описаны различные виды самомассажа, комплексных общеразвивающих упражнений и корригирующей гимнастики, физкультминуток, пальчикового игротренинга.

Журналы «Дошкольное воспитание»:№2-1989, №9-1990, №2-1993,№6-1998,№1-2004,№6-2005 направлены на необходимость использования формирования у детей правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Все авторы говорят о необходимости дифференцированного подхода к подбору средств, методов и приемов обучения в зависимости не только от возраста, но и индивидуальных возможностей обучающихся.

Деятельность в рамках проекта направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Здоровье детей – это будущее страны, здоровье ее основных институтов. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранению и улучшению здоровья посвящено пособие «Растём здоровыми» авторов В. А. Доскина, Л. Г. Голубевой. Эта книга — «путеводитель» по здоровью ребенка, своеобразный ключ от того дома, который мы будем не строить, а достраивать, начиная с четырех лет, ориентируясь на уже заложенный фундамент. В детском учреждении, где ребенок «один из многих», нужно будет ориентироваться на те мероприятия, которые могут быть полезны всем и невредны каждому в отдельности, а дома, где ребенок «из многих один», можно больше ориентироваться на специальные, индивидуальные меры воздействия. Приводятся комплексная характеристика здоровья ребенка (физическое, нервно-психическое развитие, инфекционная устойчивость, функциональное состояние), раскрываются методы, позволяющие родителям и педагогам быстро и достаточно объективно провести оценку отдельных критериев здоровья. Даются рекомендации по организации в семье и ДОУ режима, питания, массажа, закаливания, обеспечение двигательной активности. В пособии приводятся некоторые способы, так называемые скрининг-тесты, позволяющие быстро и достаточно объективно провести оценку состояния здоровья, чтобы уловить отклонения от нормы. Таким образом, и воспитатели, и, что очень важно, сами родители могут подвести ребенка к очередному осмотру уже соответственно подготовленным. Пособие составлено с условием, что общая часть содержит сведения, в равной степени необходимые родителям и воспитателям. Вторая часть содержит информацию, обычно интересующую родителей, и информацию по тем же разделам, необходимую для воспитателей.

Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков раскрыты в программе «Из детства в отрочество» по формированию здоровья и развитию детей четвертого года жизни, в программе «Из детства в отрочество» по формированию здоровья и развитию детей пятого года жизни, в программе «Из детства в отрочество» по формированию здоровья и развитию детей шестого года жизни, «Мир раннего детства» от 2 до 3 лет.

Методической основой проекта являются следующие пособия:

Л.Г. Голубева, «Пути и способы оптимизации здоровья детей 4-7 лет», Москва – 1997 г.

Автор в пособии раскрывает новые подходы, основные задачи и направления работы по оздоровлению детей дошкольного возраста в оптимизации здоровья, показана роль семьи и ДОУ в выявлении и коррекции ранних отклонений в состоянии здоровья ребенка, даются рекомендации по проведению оздоровительных и физкультурных мероприятий.

А.П. Щербак, «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», Москва «Владос» 1999 г.

В данном методическом пособии даны рекомендации и правила проведения тематических физкультурных занятий и праздников, которые знакомят ребят с русскими народными играми, забавами и народными традициями. Игры-забавы, игры-задачи ориентированы не только на двигательное, но и на общее развитие детей, формирование речи, эмоций, воли, интеллекта, анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной), выработку саморегуляции поведения.

З.Ф.Аксенова, «Спортивные праздники в детском саду», Москва Т.Ц. «Сфера» 2003 г.

Автор в данном сборнике представил разнообразные формы работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, в том числе игровые упражнения, игры-шутки, сценарии.

В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, «Физкультурные праздники в детском саду», Москва «Просвещение» 2000 г.

В книгу вошли сценарии физкультурных праздников, описания подвижных игр и конспекты занятий для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Предполагаемая авторами методика направлена на развитие творчества в двигательной деятельности, укрепление физического и психического здоровья детей.

Т.И.Оськина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина, «Игры и развлечения детей на воздухе», Москва «Просвещение» 1983 г.

Авторы книги предлагают игры и развлечения на воздухе для детей дошкольного возраста. Игры даются в определенной системе с учетом возрастных особенностей детей, условий природного окружения и сезонных изменений. Методические рекомендации по организации и проведению игр детей во время прогулки привлекут внимание воспитателя к важным вопросам педагогически целесообразного руководства прогулкой, помогут усилить ее оздоровительное и развивающее действие.

Э.И.Адашкявичене, «Спортивные игры и упражнения в детском саду», Москва «Просвещение» 1992 г.

Автор данного пособия рассказывает об организации различных спортивных игр и упражнений в детском саду, даются советы по методике их проведения. Работники дошкольных учреждений узнают, как проводить столь популярные сегодня физкультурные праздники, дни здоровья, физкультурные досуги.

О.Н.Козак, «Зимние игры для больших и маленьких», Санкт-Петербург «Союз» 1999 г.

Автор собрал в данное пособие описание разнообразных зимних игр, предназначенных для проведения на свежем воздухе, на санках, на лыжах, на коньках.

Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова «Физическая культура в дошкольном детстве», Москва «Просвещение» 2007 г.

В данном пособии авторы представили развернутую систему занятий и методических рекомендаций, с помощью которых педагоги смогут организовать работу по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, работающих по программе «Из детства – в отрочество».

Н.В.Полтавцева, Н.А.Гордова, «Физическая культура в дошкольном детстве» Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет. Москва «Просвещение» 2005 г.

В данном пособии авторы представили развернутую систему занятий и методических рекомендаций, с помощью которых педагоги, работающие по программе «Из детства – в отрочество», смогут организовать работу по физическому воспитанию дошкольников, Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями.

Нормативная база:

Проект опирается на следующие нормативные документы:

Закон РФ «Об образовании»;

Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором»;

Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992г №186/272;

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14 марта1995г №60;

Приказ Минздрава России «Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях» от 21 декабря 1999г №13-16/42;

Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 14 апреля 2003г №139;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 г., регистрационный № 16299;

Устав МБДОУ детский сад «Малыш»;

Лицензия на образовательную деятельность.

Распределение проекта по этапам

Название этапа

Направление деятельности

Сроки

Аналитический этап

Анализ заболеваемости в ДОУ; анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; Изучение методической, нормативной базы. Постановка целей и задач

Май 2008

Организационный этап

Разработка системы реализации образовательных областей «Физкультура» и «Здоровье», «ОБЖ» с обозначением задач, содержания и интеграции с другими образовательными областями в соответствии с ФГТ;

Разработка перспективных планов активного отдыха, досугов, праздников, фестивалей, олимпиад, Месячников здоровья, проектов, информационно-познавательных рассказов и сказок.

Подготовка консультаций для педагогов и родителей;

Отбор диагностического инструментария;

Создание описания развивающей среды;

Создание развивающей среды в группах, зале, физкультурной площадке;

Составление системы использования всех разработанных средств;

Мотивация взрослых участников проекта

Сентябрь 2008

Внедренческий этап

Реализация всех видов работ по проекту:

с педагогами;

с родителями;

с детьми

2008-2011г.

Итоговый этап

Анализ результативности проекта, корректировка системы

Май2011г.

План реализации проекта

Этап проекта

Мероприятия для детей, родителей, педагогов, совместные мероприятия

Сроки

Ответственные

Отметка о выполнении

Аналитический

Анализ заболеваемости в ДОУ; анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ; Постановка целей и задач;

Отчёт на итоговом педсовете

25.05.2008г.

Латус Т.Н.

Организационный

Разработка:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст