Состав основной образовательной программы 7 Приложение 1 Форма т

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

(ТУСУР)

ПОЛОЖЕНИЕ

по разработке ООП ВПО для ФГОС 3 поколения

в ТУСУРе

ТОМСК 2013

Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение по разработке ООП ВПО для ФГОС 3 поколения в ТУСУРе (перераб. и дополн.) . Томск: Изд-во ТУСУР, 2013. PAGEREF Конец_документа \h 8 с

В положении рассмотрены подходы и даны рекомендации по разработке основных образовательных программ по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специалитета в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения и других нормативных требований.

Положение существенно переработано и дополнено с целью устранения имевшихся ранее неоднозначностей и неточностей. Учтены возможности, обеспечиваемые при использовании программного пакета г. Шахты.

Содержание

TOC \o «1-3» \h \z \u HYPERLINK \l «_Toc340268927» 1Общие положения и определения PAGEREF _Toc340268927 \h 4

HYPERLINK \l «_Toc340268929» 2Используемые сокращения PAGEREF _Toc340268929 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc340268930» 3Структура основной образовательной программы PAGEREF _Toc340268930 \h 5

HYPERLINK \l «_Toc340268931» 4Состав основной образовательной программы PAGEREF _Toc340268931 \h 7

HYPERLINK \l «_Toc340268932» Приложение 1 Форма титульного листа и листа согласований PAGEREF _Toc340268932 \h 25

HYPERLINK \l «_Toc340268933» Приложение 2 Формы-шаблоны пунктов ООП ВПО PAGEREF _Toc340268933 \h 27

HYPERLINK \l «_Toc340268934» Приложение 3 Матрица соответствия компетенций и составных частей ООП PAGEREF _Toc340268934 \h 50

HYPERLINK \l «_Toc340268935» Приложение 4 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ для учебного плана PAGEREF _Toc340268935 \h 52

HYPERLINK \l «_Toc340268936» Приложение 5 СПРАВОЧНИК КОМПЕТЕНЦИЙ для учебного плана PAGEREF _Toc340268936 \h 54

HYPERLINK \l «_Toc340268937» Список использованной литературы PAGEREF _Toc340268937 \h 55

Общие положения и определения

Федеральным законом ФЗ-232 от 24 октября 2007 года был определен переход системы образования, в том числе высшего профессионального образования (ВПО), на подготовку по уровням образования. Для обеспечения этого процесса были разработаны и введены Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО 3 поколения.

При обеспечении учебного процесса для любого направления (специальности) подготовки и любой формы обучения необходима разработка соответствующей основной образовательной программы ВПО.

Введение нового поколения ФГОС ВПО потребовало разработки основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО), обеспечивающих инфраструктуру перехода к новой, компетентностной модели высшего профессионального образования.

Структура ООП вуза определяется в /1/ в пункте 5 статьи 5:

«…5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии».

Таким образом, законодатель достаточно четко определяет ключевые позиции ООП ВПО, но с другой стороны дает вузу возможность самостоятельно совершенствовать и дополнять структуру и содержание основных образовательных программ ВПО, в зависимости от заявленных вузом целей и обеспечения качества реализации образовательных программ ВПО.

С 2011 года ТУСУР перешел на обучение по ФГОС ВПО 3. Данное положение определяет порядок разработки и введения в учебный процесс ТУСУР основных образовательных программ направлений подготовки бакалавриата, магистратуры и специалитета всех форм обучения.

Используемые сокращения

В тексте положения используются различные сокращения, расшифрованные ниже:

ФГОС – Федеральный гос. образовательный стандарт 3 поколения.

ООП – основная образовательная программа;

ВПО– высшее профессиональное образование;

ПрООП – примерная основная образовательная программа;

ЗЕТ – зачетная единица трудоемкости;

РУП – рабочий учебный план;

ОК – общекультурная компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПСК– профессионально-специализированная компетенция

Структура основной образовательной программы

Основная образовательная программа для всех направлений (специальностей) подготовки всех форм обучения представляет собой сведенную в один документ систему документов, разработанную и утвержденную вузом на основе соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта с учетом требований рынка труда по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и должна состоять из следующих пунктов:

Титульный лист и лист согласований.

Оглавление

Общие положения

Основная образовательная программа (определение).

Нормативные документы для разработки ООП.

Общая характеристика ООП.

Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП.

Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП

Область профессиональной деятельности выпускника.

Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Виды профессиональной деятельности выпускника.

Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы.

Общекультурные компетенции

Общепрофессиональные компетенции

Профессионально-специализированные компетенции

Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП

Календарный учебный график.

Рабочий учебный план.

Аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей.

Аннотации программ практик и организации научно-исследовательской работы студентов

Ресурсное обеспечение ООП.

Кадровое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение.

Информационно-библиотечное обеспечение.

Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие социально-личностных компетенций выпускников.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения знаний обучающимися.

Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Итоговая государственная аттестация выпускников ООП.

Дополнительные нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Состав основной образовательной программы

В ООП должны присутствовать все пункты.

Курсивом в тексте положения даны рекомендуемые формулировки пунктов ООП.

Формат лицевой стороны титульного листа и листа согласований приведены в приложении 1.

Оглавление позволяет читателю легко ориентироваться в тексте ООП и имеет стандартный формат.

Пункт 1. Общие положения.

Пункт 1.1. Основная образовательная программа (определение)

В данном пункте необходимо дать определение основной образовательной программы. Рекомендуется следующая формулировка:

«Основная образовательная программа, реализуемая ТУСУРом

бакалавриата, магистратуры, специалитета

по направлению подготовки и

наименование направления ( специальности) подготовки

подготовки,

профилю, специализацииназвание профиля или специализации

представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя:

Рабочий учебный план;

Аннотации рабочих программ дисциплин (модулей), учебных курсов, предметов;

Аннотации программ учебной и производственной практики;

График учебного процесса;

Методические материалы по реализации соответствующей образовательной технологии и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.»

Пункт 1.2. Нормативные документы для разработки ООП.

В пункте необходимо перечислить основные нормативные документы, являющиеся базовыми при разработке основной образовательной программы. Рекомендуется вариант базового нормативного обеспечения.

«Нормативную базу разработки ООП составляют:

бакалавриата, магистратуры, специалитета

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее — Типовое положение о вузе);

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по направлению подготовки__________________________________ высшего профессионального образования (ВПО), квалификация (степень)___________________ , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «___» ________ 200 г. № ______;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) по направлению подготовки, утвержденная (носит рекомендательный характер); (дата утверждения)

Устав ТУСУРа;

Положение о разработке ООП ВПО по ФГОС 3 поколения в ТУСУРе»

Пункт 1.3. Общая характеристика основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Пункт 1.3.1. Цель (миссия) ООП ____________________.

бакалавриата, магистратуры, специалитета

В данном пункте указывается, что ООП __________________ имеет своей

бакалавриата, магистратуры, специалитета

целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению (специальности) подготовки и рекомендациями ПрООП ВПО.

При этом формулировка целей ООП, как в области воспитания, так и в области обучения, даётся с учетом специфики конкретной ООП, характеристики групп обучающихся, а также особенностей научной школы вуза и потребностей рынка труда.

Пункт 1.3.2. Нормативный срок освоения ООП по _______________ форме

очной, очно-заочной (вечерней), заочной

обучения составляет .

бакалавриата, магистратуры, специалитетаколичество лет

Срок освоения ООП в годах указывается вузом для конкретной формы обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению.

Пункт 1.3.3. Трудоемкость ООП ________________составляет .

бакалавриата, магистратуры, специалитетаколичество ЗЕТ

Трудоемкость освоения студентом ООП указывается в зачетных единицах за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП. Это значение должно соответствовать значению, указанному во ФГОС. К этому значению допустимо указать число дополнительных ЗЕТ на разрешенные виды учебной работы, например «На факультативы дополнительно выделено 7 ЗЕТ»

Пункт 1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП.

В данном пункте необходимо перечислить входные требования к уровню подготовки поступающих на данную программу подготовки.

Для направлений подготовки, зарегистрированных в Перечне направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам бакалавриата могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности (утвержденным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации), в данном разделе ООП могут быть указаны дополнительные требования к абитуриенту~ наличие определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств.

Для бакалавриата и специалитета рекомендуется указанная ниже формулировка, которая может быть расширена за счет разрешенных Правительством РФ дополнительные требования к абитуриенту:

«Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании».

Для магистратуры указывается перечень формулировок только необходимых ключевых компетенций бакалавра. Для этих компетенций не указываются никакие номера, поскольку их нумерация не универсальна. Количество указываемых компетенций, как правило, незначительно и нет смысла переписывать все формулировки компетенций из аналогичного ФГОС для бакалавров, поскольку в магистратуру принимают выпускников-бакалавров и с других направлений подготовки. Рекомендуется следующая формулировка:

Лица, имеющие диплом бакалавра и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций:

________________________________________________________________________

перечень формулировок ключевых компетенций бакалавра, необходимых для освоения

_________________________________________________________________________

магистерских программ по данному направлению и профилю подготовки.

Пункт 2.Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП.

Пункт 2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

Приводится характеристика области профессиональной деятельности, для которой ведется подготовка бакалавров, магистров или специалистов, в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра, магистра или специалиста с учетом профиля (специализации) его подготовки, указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник по данному направлению и профилю подготовки ВПО.

Пункт 2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускника.

Указываются объекты профессиональной деятельности бакалавров, магистров или специалистов в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению (специальности) подготовки, в случае необходимости описывается специфика объектов профессиональной деятельности выпускника с учетом профиля (специализации) его подготовки. При характеристике объектов необходимо подчеркнуть те объекты профессиональной деятельности, на которые указывает работодатель, которые являются наиболее востребованными на данном рынке труда.

Пункт 2.3.Виды профессиональной деятельности выпускника.

Указываются виды профессиональной деятельности бакалавра, магистра или специалиста в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению (специальности) подготовки. Например; производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная, педагогическая и др. Виды профессиональной деятельности дополняются вузом совместно с заинтересованными работодателями.

При характеристике видов деятельности необходимо подчеркнуть те виды профессиональной деятельности, на которые указывает работодатель, которые являются наиболее востребованными на данном рынке труда.

Пункт 2.4.Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Задачи профессиональной деятельности выпускника формулируются для каждого вида профессиональной деятельности по данному направлению и профилю подготовки ВПО на основе соответствующих ФГОС ВПО и ПрООП ВПО и дополняются с учетом традиций вуза и потребностей заинтересованных работодателей.

Пункт 3.Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения программы.

В пункте программы перечисляются компетенции выпускника, формируемые в процессе освоения данной ООП ВПО. Перечень компетенций определяется на основе ФГОС ВПО по соответствующему направлению (специальности) подготовки с использованием рекомендаций ПрООП по данному профилю подготовки и дополняются профессионально-специализированными и иными компетенциями в соответствии с целями основной образовательной программы.

Если ООП разрабатывается для направления (специальности) подготовки с указанием профиля (специализации) подготовки необходимо дополнять перечень общекультурных и профессиональных компетенций профессионально-специализированными компетенциями.

Разработчик ООП обязан разработать матрицу соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП.

Вид матрицы соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП по направлению подготовки приведен в приложении 3.

Указанный формат матрицы соответствия компетенций и составных частей ООП может быть заменен сгенерированной в РУП из Шахтинского пакета матрицей «Распределение компетенций учебного плана» (см. приложение 4) и таблицей «Справочник компетенций учебного плана» (см. приложение 5). Данная матрица совместно с указанной таблицей содержит всю необходимую информацию по компетенциям, но генерируется программно из РУП.

В данном пункте рекомендуется следующая формулировка:

«Результаты освоения ООП определяются приобретаемыми

бакалавриата, магистратуры, специалитета

выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП вьпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурные компетенции:

__________________________________________________________________

Перечень формулировок и кодов общекультурных компетенций

Общепрофессиональные компетенции:

__________________________________________________________________

Перечень формулировок и кодов общепрофессиональных компетенций

Профессионально-специализированные компетенции (связанные с профилированием, специализацией):

__________________________________________________________________

Перечень формулировок и кодов профессионально-специализированных компетенций:

Матрица соответствия требуемых компетенций и формирующих их составных частей ООП приведена в приложении .

ИЛИ Распределение компетенций учебного плана» приведено в приложении . Справочник компетенций учебного плана приведен в приложении »

Пункт 4.Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по направлению подготовки

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

«п.39. …Основная образовательная программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, которая разрабатывается и утверждается высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. При этом примерные образовательные программы имеют рекомендательный характер».

В данном пункте приводится утвержденный рабочий учебный план по направлению подготовки, в котором обязательно присутствуют указанные ниже пункты:

4.1.Календарный учебный график.

Указывается последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, практики, каникулы, промежуточные и итоговую аттестации, баланс времени.

4.2.Рабочий учебный план.

Приводится полный текст утвержденного и подписанного рабочего учебного плана по направлению подготовки (специальности). Рабочий учебный план должен быть разработан в полном соответствии с требованиями соответствующего ФГОС ВПО, иметь подписи и печать.

Пункт 4.3.Аннотации рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин и модулей.

В виду значительного объема материалов, в ООП приводятся аннотации рабочих программы всех учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента.

Аннотации рабочих программ дисциплин имеют следующие подпункты:

Заголовок

Трудоемкость дисциплины;

Цели и задачи дисциплины;

Место дисциплины в структуре ООП;

Требования к уровню освоения дисциплины;

Содержание дисциплины. Основные разделы;

Виды учебной работы;

Форма аттестации по дисциплине.

В заголовке дисциплины дополнительно рекомендуется указывать обозначение цикла и раздела из РУП, (например Б3.В2 или Б2.ДВ6). Выполнение данной рекомендации существенно снижает вероятность пропуска или ошибочного расположения аннотации дисциплины.

Подпункты «Цели и задачи дисциплины», «Место дисциплины в структуре ООП», «Требования к уровню освоения дисциплины» соответствуют одноименным пунктам, введенным приказом ректора от 27.12.2010 № 14506 «Методических указаний по составлению рабочей программы учебной дисциплины в ТУСУРе». Подпункт «Содержание дисциплины» соответствует колонке «Наименование раздела дисциплины» таблицы 5.1. методических указаний.

В подпункте «Виды учебной работы» перечисляются все виды учебной работы по дисциплине: лекции, лабораторные работы, практические занятия, …

В подпункте «Форма аттестации по дисциплине» указывается: экзамен, зачет или дифференцированный зачет.

Рекомендуется следующий формат аннотации по дисциплине:

«Аннотация дисциплины _____________________________________

Точное название дисциплины из РУП (+цикл и часть в цикле)

1. Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ ЗЕТ (____ час.)

2. Цели и задачи дисциплины: _____________________________________________

3. Место дисциплины в структуре ООП:____________________________________

4. Требования к результатам освоения дисциплины:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст