Содержание программы по литературе 7 класс 2 часа в неделю, 68 ч

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС

2 часа в неделю, 68 часов в год. Контрольных работ – 5 (2 – классных сочинения; 2 – домашних сочинения; 1 – тест). Региональный компонент – 7 часов.

Тема

Содержание

Количество часов

Знания, умения, навыки

Виды контроля

Региональный компонент

Количество часов

1

Введение.

* Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Знать об изображении человека как важнейшей идейно-нравственной проблеме литературы. Уметь пересказывать статью учебника.

2

Устное народное творчество.

* Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа.* Микула – носитель лучших человеческих качеств.* Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.* Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины.* Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

5

Знать тексты произведений; жанровые особенности; основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; знать отличие пословиц от поговорок.

* Пословицы и поговорки коми народа.

1

3

Древнерусская литература.

* «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.* «Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения к книге.

2

Знать тексты произведений; жанровые особенности; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении. Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение.

4

Русская литература ХVIII века.

* Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого».* Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.

2

Знать тексты произведения; жанровые особенности. Уметь выразительно читать; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение.

5

Русская литература Х1Х века.

* Василий Андреевич Жуковский. «Лесной царь» — перевод баллады И.В.Гете.

* Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы.* «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца.* «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».* Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».* Особенности сюжета. Картины быта ХVI века.* Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».* Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности жанра повести, изображение героев.* Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство.* Судьба двух братьев.* Трагедия Тараса Бульбы.* Классное сочинение.

* Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа.* «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.* Стихотворения в прозе. Особенности жанра.* Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.* «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.* Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика.* «Дикий помещик». Обличение социальных пороков. * Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни.* Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.* Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.* «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.* Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Смысл названия.* «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе.* «Край ты мой, родимый край».Стихотворения о родной природе. Чтение и анализ стихотворений И.А.Бунина, В.А.Жуковского, А.К.Толстого.

26

_____________________

_______

_______

______________

_______

_____________________

Знать тексты художественных произведений; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В.Г.Белинского; основные признаки понятий: художественный образ, литературный характер, литературный тип.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть; составлять план собственного устного и письменного высказывания; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; создавать конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение.

Контрольная работа № 1 (классное сочинение).

Контрольная работа № 2 (домашнее сочинение).

* В родном краю. А.Мишарина. Родине.* В.Попов. В Брыкаланске жива еще мама…

2

6

Русская литература ХХ века.

* Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе.* Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основы вражды.* Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.* Сочинение-характеристика литературного героя.* Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.* «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.* Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.* Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.* На дорогах войны… Стихотворения поэтов – участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).* Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.* Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.* Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.* Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

* «Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе (С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого).* Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «Братья».* Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

17

_____________________________________________________________________________

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

Контрольная работа № 3 (классное сочинение).

Контрольная работа № 4 (домашнее сочинение).

* Великая Отечественная война в произведениях коми писателей.Г.Юшков. Сверстникам. Минное поле.* В.Попов. День войны. Г.Юшков. Поединок.

* В родном краю. Н.Куратова. Воспоминания о детстве.* Ю.Васютов. Выход на охоту. В лесу.

2

2

7

Зарубежная литература.

* Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.* Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.* Японские хокку. Особенности жанра.* Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. * Луиджи Пиранделло. «Черепаха». Чувство любви и преданности.

6

__________________________________________

Знать тексты произведений; жанровые особенности; важнейшие биографические сведения о писателях; характерные особенности эпохи, отраженной в произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов.

Уметь определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; обосновывать свое мнение; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов.

8

Итоговый контрольный тест.

2

Тест.

9

Итого:

61

7

PAGE

PAGE 1