Содержание программы курса пк «Соматическая патология детей и по

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ курса ПК «Соматическая патология детей и подростков»

Общий раздел

Основы идеологии белорусского государства

Мировоззренческая основа белорусской государственной идеологии. Система идеологической работы. Роль и значение идеологии в государстве и обществе. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Модель социально-экономического развития Беларуси. Сущностные характеристики социально ориентированной многоукладной рыночной экономики. Здоровье и здравоохранение в системе ценностей и приоритетов белорусского общества и государства. Цель государственной политики в области здравоохранения.

Антикоррупционное законодательство. Закон Республики Беларусь « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10500060» \o «Текст документа» \t «_blank» Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005 г. № 60-З. Закон Республики Беларусь « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10500075» \o «Текст документа» \t «_blank» О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию» от 26 декабря 2005 г. № 75-З. Закон Республики Беларусь « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10600165» \o «Текст документа» \t «_blank» О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г. № 165-З. Закон Республики Беларусь « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=h10700264» \o «Текст документа» \t «_blank» О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Беларусь по вопросу усиления ответственности за преступления, связанные с коррупцией» от 18 июля 2007 г. № 264-З. Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=p00600002» \o «Текст документа» \t «_blank» О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 220 « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=p30700220» \o «Текст документа» \t «_blank» Об утверждении Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2007 г. № 729 « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=c20700729» \o «Текст документа» \t «_blank» О мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2007 г. № 188 « HYPERLINK «http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=c20700188» \o «Текст документа» \t «_blank» О плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об упорядочении работы по выполнению требований статей 8 и 9 Закона Республики Беларусь «О мерах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией» от 26 июня 1997 г. № 47-З, статей 22 и 23 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» от 14 июня 2003 г. № 204-З» от 12 декабря 2005 г. № 736. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении положения о комиссии по предупреждению коррупционных проявлений в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь» от 13 декабря 2005 г. № 740.

Профильный раздел

2.1. Педиатрия

2.1.1.Вскармливание грудных детей

Современная концепция сбалансированного питания. Питательные вещества и их функции в организме человека. Источники, качественная и количественная характеристика основных нутриентов (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды). Преимущества грудного вскармливания. Важнейшие факторы становления полноценной лактации. Алгоритм поддержки грудного вскармливания. Правильная техника кормления грудью. Примерный суточный набор продуктов для кормящих матерей, рекомендуемый в домашних условиях.

Практическое занятие. Клинический разбор больных грудного возраста с различными инфекционными заболеваниями. Назначение им питания. Преимущества грудного вскармливания. Обсуждение режима питания с матерями. Адаптированные смеси. Подбор смесей для каждого ребенка. Назначение прикорма. Назначение индивидуального стола детям с аллергическими проявлениями. Лечебное питание при гипотрофии, целиакии, лактазной недостаточности.Гипогалактия (первичная и вторичная), причины. Достоверные признаки недостаточного получения ребенком молока матери (малая весовая прибавка, симптом «сухих пеленок», результаты контрольного взвешивания). Ликвидация гипогалактии. Понятия смешанного и искусственного вскармливания. Современные адаптированные смеси. Характеристика заменителей грудного молока. Виды и сроки введения продуктов прикорма у детей первого года жизни. Последующие смеси.

2.1.2. Хронические расстройства питания

Этиопатогенез хронических расстройств питания, уделяется внимание клинике, течению, диагностике, проводится дифференциальный диагноз между различными типами дистрофий. Диетотерапия с хроническими расстройствами питания: гипотрофии различной степени, дистрофии с избыточной массой, медикаментозная терапия, диспансеризация детей с дистрофиями.

Практическое занятие. . Клинический разбор больных грудного возраста с хроническими расстройствами питания. Акцент на анамнестические особенности развития детей, клиническую характеристику разбираемых больных. Назначение (расчет) им питания, этапность диетотерапии. Обсуждение с матерями режима питания детей в условиях пребывания дома после выписки из стационара.

2.1.3. Комплексная оценка состояния здоровья детей

Тематическая дискуссия. Определение здоровья (по ВОЗ). Группы здоровья у детей. Основные разделы профилактических и лечебно-профилактических мероприятий для детей раннего возраста I и II групп здоровья. Закаливание детей раннего возраста. Группа риска по «внутриутробному инфицированию». Группа риска по возникновению анемии. Группа социального риска. Принципы и меры профилактических мероприятий для детей I группы здоровья старших возрастов. Принципы и меры лечебно-профилактической тактики для детей II группы здоровья. Определение и общая характеристика часто и длительно болеющих детей (ЧДБ). Факторы, способствующие формированию группы ЧДБ. Общие принципы оздоровления и лечения ЧДБ.

2.1.4. Рахит и рахитоподобные состояния

Причины развития заболевания и роль нутриентов (микроэлементы, белки и др.). Метаболизм витамина D в организме. Регуляция фосфорно-кальциевого обмена. Причины развития рахита. Предрасполагающие факторы. Классификация рахита. Клинические проявления рахита. Диагностика. Дифференциальный диагноз. Лечение и профилактика.

Практическое занятие. . Клинический разбор больных с различными клиническими проявлениями рахита. Дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями. Лечение и профилактика рахита: антенатальная и постнатальная, специфическая и неспецифическая. Методы контроля адекватной профилактической и лечебной дозы витамина Д. Осмотр больных с тубулопатиями. Ведение детей с тубулопатиями. План диспансерного наблюдения.

Тематическая дискуссия. Рахитоподобные заболевания: фосфат-диабет, почечный канальциевый ацидоз, болезнь де Тони-Дебре-Фанкони. Особенности клинической картины, генетика патологии, дифференциальная диагностика. Современные подходы к лечению рахитоподобных заболеваний. Диспансерное наблюдение.

2.1.5. Иммунодефицитные состояния

Понятие об иммунной системе в целом. Достижения в клинической иммунологии за последние десятилетия. Характеристика специфических клеточных (Т- и В-лимфоцитов) факторов иммунной системы. Механизмы развития и становления иммунного ответа организма. Характеристика пяти классов иммуноглобулинов. Особенности развития иммунной системы у детей различного возраста. Представление и характеристика иммунодиатезов в детском возрасте.

Практическое занятие. . Клинический разбор больных с различной иммунопатологией. Интерпретация иммунограмм, определение дисбаланса в иммунной системе. Обоснование диагноза. Назначение иммунокорригирующей терапии. Составление плана диспансеризации больных.

Тематическая дискуссия. Иммунодефицитные состояния у детей (первичные и вторичные). Классификация. Клинические проявления. Диагностические критерии. Методики проведения иммунологического обследования и анализ результатов. Современные подходы и методы иммунокорригирующей терапии.

2.1.6. Внутриутробные инфекции

Характеристика TORCH (токсоплазмоза, краснухи цитомегаловирусной и герпетической инфекций), хламидийной и микоплазменной инфекций у беременных как фактора развития перинатальной патологии. Пути передачи инфекций в системе мать-плод-новорожденный. Влияние пути родоразрешения на инфицирование плода и новорожденного. Патоморфоз перинатальных инфекций. Лабораторная диагностика ВУИ. Клиническая интерпретация результатов ПЦР и ИФА диагностики.

Практическое занятие. Клинический разбор новорожденных с внутриутробными (врожденными) инфекциями. Клиническая, лабораторная диагностика. Интерпретация изменений общего анализа крови, биохимического анализа крови, спинномозговой жидкости, иммунограммы. Вирусологическая, микробиологическая диагностика. Интерпретация данных. Формулировка диагноза. Дифференциальная диагностика. Терапия.

2.1.7. Бронхолегочная дисплазия

Современное понятие о бронхолегочной дисплазии (БЛД), значимость данной проблемы в педиатрии, этиологические факторы, патогенез. Клиническая характеристика, степени тяжести, рентгенологические и лабораторные данные. Дифференциальная диагностика, патогенетическая терапия, диспансерное наблюдение и профилактика.

Практическое занятие. . Клинический разбор больного с бронхолегочной дисплазией. Анализ перинатальных факторов, приведших к заболеванию. Обоснование диагноза, чтение рентгенограмм, учет лабораторных данных. Составление плана лечения, схемы лечения, роль респираторной поддержки. Диспансерное наблюдение.

2.1.8. Острые респираторные инфекции

Тематическая дискуссия. Распространенность ОРИ в детском возрасте (особо выделяя ОРВИ). Этиология ОРИ, сезонность и пути передачи ОРИ (ОРВИ). Клинические формы ОРИ (о.ринит, фарингит, тонзиллит, острый ларингит, трахеит, эпиглоттит) с учетом этиологического фактора. Диагностика. Лечение неосложненных форм. Клинические синдромы и неотложные состояния при ОРИ, диагностика и лечение: 1) лихорадка (гипертермический синдром); 2) фебрильные судороги; 3) токсический синдром; 4) стеноз гортани (круп); 5) острая дыхательная недостаточность; 6) синдром гиперреактивности бронхов. Бактериальные осложнения ОРВИ. Осложнения со стороны ЛОР-органов. Этиотропная терапия (антибактериальные и противовирусные препараты), симптоматическая (жаропонижающие, мукоактивные, противокашлевые средства), иммунотерапия, немедикаментозные методы (физиотерапия, ЛФК, фитотерапия). Профилактика ОРИ (ОРВИ). Определение и общая характеристика группы часто болеющих детей.

Практическое занятие. . Клинический разбор больных с ОРИ, имеющих различия в характере и степени выраженности респираторного синдрома и токсикоза. Проведение дифференциальной диагностики: внутри группы ОРВИ и гриппа; с патологией ЛОР-органов, другими инфекционными заболеваниями. План обследования пациентов для постановки диагноза. Разработка лечебной тактики (базисная, этиотропная, посиндромная терапия). Целесообразность назначения антибактериальных препаратов больным при ОРВИ.

2.1.9. Бронхиты у детей и подростков

Определение понятий «бронхит», «бронхиолит». Распространенность этой патологии в детском и подростковом возрасте. Клиническая классификация и по МКБ-10. Варианты течения бронхитов. Характеристика возбудителей бронхитов. Клиническая характеристика отдельных форм (острый простой бронхит, рецидивирующий бронхит, острый обструктивный бронхит, рецидивирующий обструктивный бронхит, острый бронхиолит, острый облитерирующий бронхиолит, хронический облитерирующий бронхиолит, хронический бронхит). Дифференциальная диагностика. Лечение с учетом клинического варианта бронхита: медикаментозные препараты, физические методы лечения. Профилактика. Реабилитация.

Практическое занятие. Клинический разбор больных с различными клиническими вариантами бронхита. Проведение дифференциального диагноза рецидивирующих и хронических бронхитов с ВПС, патологией ЖКТ, наследственными аномалиями обмена, туберкулезом, гельминтозами и т.д. Разработка лечебной тактики. Алгоритм лечения обструктивного бронхита у детей раннего возраста. Небулайзерная терапия. Мукоактивные препараты с различной направленностью действия, противокашлевые и комбинированные препараты. Целесообразность назначения физических методов лечения. Массаж, ЛФК. Реабилитация детей с бронхитами и бронхиолитами.

2.1.10. Острая пневмония

Определение понятия «пневмония». Классификация пневмоний по форме, течению. Этиология современных пневмоний (типичная, атипичная флора) с учетом возраста больных. Чувствительность основных возбудителей к антибактериальным препаратам. Основные звенья патогенеза, клинические проявления. Показания к госпитализации. Алгоритм антибиотикотерапии в зависимости от возбудителя, формы, характера течения заболевания. Посиндромная терапия. Профилактика пневмоний.

Практическое занятие. Клинический разбор больных различного возраста с острой пневмонией, определение степени дыхательной недостаточности, ведущего синдрома. Интерпретация данных клинических и параклинических обследований больных с острой пневмонией, проведение дифференциального диагноза, обоснование терапии, плана диспансерного наблюдения.

Тематическая дискуссия. Разбираются осложнения пневмонии: ателектаз, плеврит, деструкция легочной ткани. Подчеркиваются клинические особенности осложненных пневмоний. Вероятный этиологический фактор и возможная причина осложнений. Риск развития хронической пневмонии. Тактика лечения, профилактика, диспансерное наблюдение.

2.1.11. Аллергический ринит

Тематическая дискуссия. Современное определение аллергического ринита. Распространенность аллергического ринита у детей и подростков. Основные группы аллергенов при аллергическом рините. Основные звенья патогенеза и современная классификация аллергического ринита. Клинические проявления, диагностика и дифференциальный диагноз аллергического ринита. Подходы к лечению: элиминационные мероприятия, медикаментозная терапия, ступенчатый подход к лечению, прочие методы терапии. Первичная, вторичная и третичная профилактика аллергического ринита. Поллиноз. Определение. Характеристика пыльцевых аллергенов в условиях климата Беларуси. Основные клинические проявления. Диагностика и дифференциальная диагностика поллиноза. Особенности терапии аллергических заболеваний пыльцевой этиологии. Роль иммунотерапии аллергенами в лечении детей с поллинозом.

2.1.12. Бронхиальная астма

Определение понятия бронхиальная астма ( согласно МКБ-10). Распространенность, этиология, патогенез, клиническая картина, особенности течения у детей различного возраста. Классификация. Дифференциальная диагностика. Лечение согласно Клинического протокола Министерства здравоохранения Республики Беларусь (организация гипоаллергенного быта и питания, противовоспалительная базисная терапия, немедикаментозные методы лечения).

Практическое занятие. Клинический разбор больных разного возраста с разной степенью тяжести бронхиальной астмы. Проведение дифференциального диагноза, составление плана обследования и лечения. Освоение алгоритма неотложной помощи при приступе астмы. Освоение техники ингаляционной терапии с помощью современных средств доставки лекарственных средств. Назначение базисной противовоспалительной терапии бронхиальной астмы.

Тематическая дискуссия. Составление плана реабилитации и противорецидивного лечения. Составление плана действий при астме. Участие в работе «астма-школы».

2.1.13. Атопический дерматит

Современное определение понятий “атопический дерматит и пищевая аллергия”, «аллергического марша». Распространенность атопического дерматита у детей и подростков. Основные звенья патогенеза. Вклад аллергической и неаллергической гиперчувствительности в развитие атопического дерматита. Возрастная эволюция клинических проявлений. Дифференциальный диагноз атопического дерматита. Атопический дерматит и инфекции кожи. Прогноз атопического дерматита. Основные направления терапии атопического дерматита (клинический протокол Министерства здравоохранения Республики Беларусь): элиминационные мероприятия, уход за кожей, системная фармакотерапия, местная противовоспалительная терапия, немедикамнтозные методы лечения. Первичная, вторичная и третичная профилактика атопического дерматита.

Практическое занятие. Клинический разбор больных с различными вариантами атопического дерматита и пищевой аллергии. Интерпретация результатов исследований (лабораторных, аллергических проб). Оценка общего состояния, обоснование диагноза, составление плана терапии, профилактики и диспансеризации. Пищевая непереносимость. Пищевая аллергия. Характеристика пищевых аллергенов. Основные клинические проявления пищевой аллергии: острые аллергические реакции, хронические аллергические заболевания кожи, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, редкие клинические проявления.

Тематическая дискуссия. Алгоритм диагностики пищевой аллергии. Элиминационная диета. Основные направления фармакотерапии.

2.1.14. Нарушение сердечного ритма и проводимости

Этиология и механизмы возникновения нарушений сердечного ритма у детей и подростков. Классификация нарушений ритма. Характеристика клиническая и ЭКГ- диагностика различных аритмий. Группа эктопических нарушений ритма: экстрасистолия, парасистолия, пароксизмальная тахикардия, ускоренный эктопический ритм, мерцание и трепетание предсердий. Современные антиаритмические средства, применяемые в детском и подростковом возрасте. Принципы терапии, профилактика аритмий сердца. Диспансеризация пациентов с нарушениями ритма сердца.

Практическое занятие. . Клинический разбор пациентов с различными нарушениями ритма — экстрасистолией, пароксизмальной тахикардией, мерцанием, трепетанием предсердий. ЭКГ- диагностика различных нарушений ритма, план терапии, профилактики, дальнейшей диспансеризации. Используются ЭКГ пациентов, данные УЗИ сердца, КИГ, РЭГ. Кроме того, врачи-слушатели изучают альбомы с ЭКГ, демонстрирующие различные нарушения ритма у детей разного возраста. Нарушения функции проводимости: синоатриальные и атриовентрикулярные блокады, блокады ножек пучка Гиса. Этиология и механизмы возникновения. Современные антиаритмические средства, применяемые в детском и подростковом возрасте. Принципы терапии, профилактика аритмий сердца. Диспансеризация пациентов с нарушениями ритма сердца

Тематическая дискуссия. Этиология и механизмы возникновения нарушений проводимости у детей. Классификация, клиническая характеристика и ЭКГ – диагностика различных степеней нарушений проводимости. Современные средства, применяемые при нарушении проводимости. Принципы терапии, диспансерное наблюдение, профилактики.

2.1.15. Артериальная гипертензия

Понятие “артериальная гипертензия». Регуляция артериального давления (АД) у детей и подростков. Нормативы АД у детей разного возраста. Этиология и патогенез артериальной гипертензии. Классификация. Первичная артериальная гипертензия (ПАГ), новые взгляды на этиопатогенез, клинические варианты течения с учетом клинического, лабораторного и инструментального методов обследования. Дифференциальная диагностика, рациональная патогенетическая терапия. Диспансеризация.

Тематическая дискуссия. Вторичные артериальные гипертензии, этиология, диагностика дифференциальная диагностика. Почечные гипертензии, методы диагностики. Болезнь Конна. Феохромоцитома. Методы обследования надпочечников. Обследование щитовидной железы. Проявления гипертироза. Лечение вторичных артериальных гипертензий. Метаболический синдром. Диагностика. Принципы терапии. Диспансеризация.

2.1.16. Миокардиты

Основные причины возникновения миокардита в детском возрасте. Классификация миокардитов. Врожденные миокардиты, приобретенные миокардиты. Особенности клинического течения врожденных и приобретенных миокардитов. Дифференциальный диагноз. Лечение, тактика ведения на амбулаторном этапе и принципы диспансерного наблюдения.

Практическое занятие. Клинический разбор больных с разным течением инфекционного миокардита. Подбираются пациенты с врожденным и приобретенными миокардитами, с острым течением и хроническим. Обсуждается диагноз на основе данных анамнеза, клинической картины, ЭКГ в динамике, данных УЗИ сердца. Назначается терапия каждому пациенту с обоснованием необходимости тех или иных препаратов. Вопросы диспансеризации.

2.1.17. Острая ревматическая лихорадка и хроническая ревматическая болезнь сердца

Тематическая дискуссия. Частота, распространенность ревматической болезни среди детей и подростков. Острая ревматическая лихорадка (ОРЛ), понятие, диагностика. Роль стрептококковой инфекции в развитии ОРЛ. Формирование иммунопатологических реакций. Современные представления о стрептоаллергическом диатезе у детей и подростков. Классификация ОРЛ. Клинические проявления ОРЛ (миокардит, эндокардит, полиартрит). Факторы риска развития порока сердца при ревматизме. Особенности течения ревматизма у подростков. Принципы терапии ревматизма. Первичная и вторичная профилактика ОРЛ. Тактика диспансерного наблюдения за пациентами, перенесшими ОРЛ.

Практическое занятие. Клинический разбор детей с ОРЛ и хронической ревматической болезнью сердца. Разбираются особенности диагностики поражения сердца по данным ЭКГ, УЗИ сердца, рентгенографии грудной клетки. Уделяется внимание внесердечным поражениям ревматизма (кожа, суставы, почки, печень, нервная система). Современное этапное лечение ревматизма, профилактика рецидивов, двигательный режим, диетотерапия.

2.1.18. Сердечная недостаточность

Тематическая дискуссия. Основные причины развития сердечной недостаточности у детей разных возрастов. Клинические формы сердечной недостаточности. Признаки левожелудочковой и правожелудочковой сердечной недостаточности. Клиническая характеристика различных стадий сердечной недостаточности. Особенности клинической картины сердечной недостаточности у детей грудного возраста. Тактика лечения детей разных возрастов с сердечной недостаточностью. Принципы назначения сердечных гликозидов, диуретиков, и АПФ детям с разными вариантами сердечной недостаточности. Тактика ведения детей с сердечной недостаточностью на амбулаторном этапе. Реабилитация.

Практическое занятие. Клинический разбор детей раннего и старшего возраста с клиническими проявлениями сердечной недостаточности. Составления плана лечения. Расчет доз сердечных гликозидов. Назначение диуретиков и кардиотропных препаратов. Составление плана диспансеризации больных с сердечной недостаточностью.

2.1.19. Ревматоидный артрит у детей и подростков

Определение термина «ювенильный ревматоидный артрит» (ЮРА). Факторы риска и роль инфекций в развитии ЮРА. Современные представления о механизмах патогенеза ЮРА. Роль иммуногенетических факторов в развитии ЮРА. Классификация ЮРА. Клиническая характеристика различных форм ЮРА. Диагностические критерии ЮРА. Дифференциальная диагностика ЮРА с другими болезнями суставов (ревматизм, СКВ, реактивные артропатии, остеохондропатии). Принципы лечения ЮРА. Клиническая характеристика современных нестероидных противовоспалительных средств.

Практическое занятие. Клинический разбор пациентов с ЮРА, уделить внимание следующим вопросам: критерии диагностики, обоснование диагноза, определение степени активности процесса. Современные принципы терапии детей с ЮРА. Внутрисуставное введение лекарственных средств. Диспансерное наблюдение. Реабилитация.

Тематическая дискуссия. Проблема реактивных артритов у детей и подростков. Роль кишечной инфекции, хламидиально-микоплазменных патогенов. Трудности дифференциального диагноза реактивных артритов. Лечение, реабилитация, принципы диспансерного наблюдения детей и подростков с заболеваниями суставов.

2.1.20. Системные заболевания соединительной ткани

Тематическая дискуссия. Обсуждаются вопросы редких системных заболеваний соединительной ткани у детей, современные взгляды на этиопатогенез, критерии диагностики и дифференциального диагноза. Принципы этапного лечения, диспансерного наблюдения и реабилитации. Частота и распространенность СКВ у детей и подростков. Факторы предрасположенности. Роль эндокринной системы и факторов внешней среды в развитии СКВ. Патогенез СКВ. Клинические проявления СКВ. Диагностические критерии СКВ. СКВ и беременность. Лекарственная СКВ. Тактика лечения детей с СКВ. Базисные препараты. Поддерживающая терапия. Системный склероз и ювенильная склеродермия. Частота и распространенность в детском и подростковом возрасте. Классификация. Этиология, патогенез заболевания. Диагностические критерии, клиническая картина. Современные методы терапии, диспансерное наблюдение, реабилитация.

2.1.21. Болезни пищевода

Анатомо-физиологические особенности детского пищевода. Классификация заболеваний пищевода. Врожденные пороки пищевода. Формы. Клинические проявления. Диагностика. Функциональные заболевания пищевода. Дискинезии. Халазия и ахалазия кардии. ГЭР. Гастроэзофагеально-рефлюксная болезнь (ГЭРБ), кислотный и щелочной варианты. Клинические проявления (эзофагеальные и экстраэзофагеальные признаки). Диагностика. Дифференциально-диагностические критерии заболеваний пищевода. Современная терапия болезней пищевода. Диспансеризация.

2.1.22. Хронический гастродуоденит, язвенная болезнь

Физиология, морфология, патоморфология желудка и 12-перстной кишки. Эпидемиология хронического гастрита (гастродуоденита), язвенной болезни желудка. Этиология и патогенез хронического гастродуоденита. Роль Helicobacter pilori в развитии гастродуоденальной патологии у детей. Международная классификация хронического гастрита (Сидней, Хьюстон, Маастрих). Дифференциальные критерии различных вариантов гастрита (гастродуоденита) у детей и подростков. Схемы лечения. Характеристика современных препаратов, используемых при лечении пациентов с данной патологией. Диспансерное наблюдение детей и подростков с хроническими гастродуоденитами.

Практическое занятие.Клинический разбор больных с гастритом (гастродуоденитом), язвенной болезнью желудка и 12-ти перстной кишки. Работа в кабинете эндоскопии. Методика проведения гастрофиброскопии. Анализ результатов обследования больных. Дифференциальная диагностика, анализ болевого, диспептического синдромов, астено-вегетативного синдрома (синдрома общей интоксикации). Формулировка диагноза. Обсуждение принципов комплексной терапии. Алгоритм назначения базисной терапии при различных вариантах гастродуоденальной патологии у детей. План диспансерного наблюдения.

Тематическая дискуссия. Этиологические факторы, патогенез, классификация язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки. Клинические особенности течения заболевания у детей различного возраста. Современные патогенетические подходы к лечению язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки. Различные эрадикационные схемы терапии Helicobacter pilori. Этапное динамическое наблюдение за данным контингентом больных, комплексная реабилитация.

2.1.23. Болезни кишечника у детей и подростков

Этиология, патогенез, диагностика заболеваний кишечника у детей и подростков. Хронические колиты. Дисбактериоз кишечника. Неспецифический язвенный колит (частота и распространенность в детском возрасте, этиология, патогенез и патоморфология; клиническая характеристика, диагностические критерии). Болезнь Крона: этиология, патогенез, клиническая характеристика, диагностические критерии. Дифференциальная диагностика перечисленных заболеваний кишечника. Современные методы лечения заболеваний кишечника. Профилактика. Диспансерное наблюдение и реабилитация детей с заболеваниями кишечника.

Практическое занятие. Клинический разбор больных с различными заболеваниями кишечника. Обсуждение вопросов этиологии патогенеза, дифференциальной диагностики заболеваний кишечника у детей. Интерпретация данных лабораторного и инструментального обследования, обоснование клинического диагноза. Дифференциальный диагноз. План лечения, диспансеризации, профилактических мероприятий и реабилитации.

Тематическая дискуссия. Понятие о синдроме раздраженного кишечника у детей и подростков. Этиология. Механизмы развития. Клиническая характеристика. Критерии диагностики. Методы исследования кишечника. Дифференциальный диагноз. Тактика лечения детей с синдромом раздраженного кишечника. Диспансеризация. Реабилитация.

2.1.24. Синдром мальабсорбции

Тематическая дискуссия. Причины его развития, клинические проявления основных форм синдрома мальабсорбции: 1) лактазной (дисахаридазной) недостаточности, 2) целиакии, 3) муковисцидоза, 4) экссудативной энтеропатии. Патогенез указанных заболеваний. Генетика синдрома мальабсорбции. Важность анамнеза — характер вскармливания, сроки введения прикормов и корригируюших добавок и их связь с появлением первых симптомов, непереносимость продуктов. Интерпретация полученных лабораторных исследований: концентрация углеводородов в кале, лактозотолерантный тест, глюкозотолерантный тест, копрологического — наличие крахмала в кале при сниженном РН, нейтрального жира, кожных проб со стандартными аллергенами, реакции лизиса лейкоцитов и агломерации лейкоцитов. Дифференциальная диагностика основных форм синдрома мальабсорбции. Умение составить план лечения, диспансерного наблюдения и мероприятий по реабилитации. Важность диететики, ферментной терапии, коррекции синдрома избыточного бактериального роста в кишечнике.

2.1.25. Гельминтозы

Тематическая дискуссия. Характеристика основных видов гельминтозов у детей и подростков, вызванных различными классами гельминтов (круглые черви, сосальщики, ленточные черви). Биология гельминтов, клиническая диагностика основных гельминтозов. Клиническая значимость токсокароза, дифференциальный диагноз токсокароза и аллергических заболеваний кожи. Дифференциальный диагноз миграционной стадии аскаридоза, обструктивного бронхита и бронхиальной астмы. Анализ современных схем антигельминтной терапии. Профилактика гельминтозов.

2.1.26. Пиелонефрит у детей и подростков

Современное понятие о пиелонефрите и так называемой «инфекции мочевыводящих путей». Частота и распространенность микробно-воспалительных заболеваний у детей и подростков. Этиология. Ведущие механизмы патогенеза. Факторы риска развития пиелонефрита. . Клинические особенности течения пиелонефрита у детей раннего и старшего возраста. Обоснование диагноза с учетом ультразвукового и рентгеноурологического обследования. Этиотропная терапия, профилактика и диспансеризация.

Практическое занятие. Клинический разбор больных разного возраста с пиелонефритом. Оценка состояния больных, интерпретация показателей биохимического и общего анализа крови, проб очищения и Зимницкого, лейкоурограммы, эхоскопии, радиоизотопной ренографии, экскреторной урографии. Обсуждение диагноза, проведение дифференциального диагноза, назначение этиопатогенетической терапии и составление плана профилактических мероприятий.

2.1.27. Интерстициальный нефрит

Тематическая дискуссия. Этиология, патогенез. Классификация. Клинические проявления заболевания. Дифференциальный диагноз. Лабораторные и инструментальные методы диагностики интерстициального нефрита. Лечение. Диспансерное наблюдение.

2.1.28. Острый гломерулонефрит

Частота и распространенность острого гломерулонефрита (ОГН). Факторы риска развития ОГН. Современный взгляд на этиологию. Роль наследственного фактора и ведущие механизмы патогенеза. Острый постстрептококковый гломерулонефрит. Клиника, диагностика. Дифференциальный диагноз, лечение.

Практическое занятие. Клинический разбор больных с острым гломерулонефритом. Анализ данных клинического и лабораторного исследования пациентов. Формулировка диагноза у пациента. Проведение дифференциального диагноза между пиелонефритом, интерстициальным нефритом, гломерулонефритом. Составление плана лечения и плана диспансерного наблюдения за детьми с острым гломерулонефритом.

2.1.29. Хронический гломерулонефрит

Тематическая дискуссия. Роль наследственного фактора и ведущие механизмы патогенеза различных форм хронических гломерулонефритов (первичных и вторичных). Современная классификация с позиций рекомендаций ВОЗ (клиническая и морфологическая характеристика форм и вариантов ХГН). Клинические признаки нефротического синдрома. Ведущие клинико-диагностические признаки наиболее распространенных вариантов болезни (НСМИ, ФСГС, МГГН и др.). Дифференциальный диагноз. Показания к нефробиопсии. Лечение. Профилактика ХГН. Диспансеризация и реабилитация.

Практическое занятие.Клинический разбор больных с различными клиническими вариантами хронического гломерулонефрита. Анализ данных клинического и лабораторного исследования пациентов. Формулировка диагноза у пациента. Проведение дифференциального диагноза между пиелонефритом, интерстициальным нефритом, гломерулонефритом. Составление плана лечения и плана диспансерного наблюдения за детьми с острыми гломерулонефритами Показания к проведению гемодиализа. Показания к проведению нефробиопсии.

2.1.30. Почечная недостаточность

Тематическая дискуссия. Причины острой почечной недостаточности (ОПН). Механизм развития. Характеристика стадии течения по клиническим, метаболическим, водно-электролитным нарушениям. Показания к гемодиализу. Тактика медикаментозного лечения в различные периоды течения ОПН.

Причины развития хронической почечной недостаточности (ХПН). Механизмы развития ХПН. Роль своевременной нефробиопсии в определении тактика лечения ХПН, особенно на ранних её стадиях течения. Классификация ХПН по стадиям течения. Диспансеризация, реабилитация. Возможности хронического гемодиализа, других методов эстракорпорального диализа. Возможности фармакотерапии.

2.1.31. Фитотерапия в педиатрии

Тематическая дискуссия. Общие сведения о фитотерапии. Терапевтическое действие растений. Краткая характеристика основных химических групп биологически активных веществ лекарственных растений: алкалоиды, гликозиды, витамины, танины, органические кислоты, пектины, микроэлементы, флавоны, слизи, фитонциды, эфирные масла и др. Приготовление и применение препаратов из лекарственных растений. Особенности фитотерапии у детей. Фитотерапия при заболеваниях органов дыхания: острые респираторные заболевания, трахеиты, бронхиты, пневмонии. Фитотерапия при заболеваниях ЖКТ: гастрит, язвенная болезнь, дискинезии желчных путей. Фитотерапия при заболеваниях мочевой системы: инфекция мочевой системы, дисметаболические нефропатии, гломерулонефриты. Фитотерапия при заболеваниях сердечно-сосудистой системы: вегетативная дисфункция.

2.1.32. Лихорадка и субфебрилитеты

Тематическая дискуссия. Возрастные особенности терморегуляции. Механизмы терморегуляции. Лихорадка, биологическое значение, клинические варианты. Гипертермический синдром, особенности течения, диагностические критерии. Жаропонижающие препараты, механизм их действия, патогенетическое обоснование и критерии выбора жаропонижающих препаратов. Определение понятия «длительный субфебрилитет». Причины субфебрилитета. Понятия о циркадных ритмах. Методика проведения аспиринового теста. Формулировка диагноза. Дифференциальный диагноз неинфекционных и инфекционных субфебрилитетов. Тактика ведения пациентов с длительным субфебрилитетом.

2.1.33. Судорожный синдром у детей

Тематическая дискуссия. Судорожный синдром нередко является жизнеугрожающим состоянием, требующим быстрого, активного вмешательства врача. Этот синдром – одно из частых проявлений нейротоксикоза, грозный признак повышения внутричерепного давления и отека мозга. Причины судорог, их характеристика (тонические, клонические, клонико-тонические, локальные или генерализованные, кратковременные или длительные). Условное деление – 1) истинные судорожные состояния (эпилептические); 2) неэплептические (неспецифические, вторичные. симптоматические). Чаще наблюдаются симптоматические судороги. Дифференциальный диагноз, программа обследования. Тактика неотложной и курсовой терапии.

Практическое занятие. Клинический разбор детей с различной патологией, сопровождающейся судорожным состоянием. Определение биологических факторов риска, этиологии и патогенеза судорог. Вопросы классификации, клинические проявления, дифференциальный диагноз, патогенетическая терапия. Диспансерное наблюдение и профилактика.

2.1.34. Острые отравления

Тематическая дискуссия. Клинические особенности острых отравлений у детей. Оценка общего состояния, основные критерии диагностики, важность сбора анамнеза и осмотра места происшествия. Важность уточнения времени и пути попадания яда в организм, количество принятого вещества и его характер, возраст ребенка, наличие сопутствующих заболеваний, особенно печени, почек, желудочно-кишечного тракта. Классификация отравлений, дифференциальный диагноз.. Составление плана неотложных мероприятий в зависимости от вида отравления.

2.1.35. Вегетативная дисфункция у детей и подростков

Тематическая дискуссия. Анатомо-физиологические особенности вегетативной нервной системы. Этиология и патогенез синдрома вегетативной дисфункции (СВД) у детей и подростков. Клинические проявления СВД. Понятие о нейроциркуляторной дистонии (НЦД). Диагностика СВД и НЦД. Не медикаментозные и медикаментозные методы лечения СВД и НЦД. Вопросы диспансерного наблюдения.

PAGE

PAGE 14

PAGE 10