Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания

Приложение №5

Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания.

ЗНАНИЯ

«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица). Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.

Темы этических бесед в 1-4 классах.

Как жить? К чему стремиться?

Почему одно поведение одобряется обществом, а другое – осуждается?

Кто создал правила человеческого поведения?

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Зачем быть вежливым?

Неразлучные друзья – взрослые и дети.

Дружба – это…

Как выбирать друзей?

Отзывчивость и доброта.

Спешите делать добро.

Что значит быть откровенным.

Как мы выглядим.

О лени и лентяях.

Причины обид.

Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке?

Кто такие эгоисты?

Правда и ложь – какие они?

Что такое характер?

Душевность и бездушность.

Что значит быть счастливым?

Мир без улыбки. Какой он?

Кем и каким я хочу быть?

Достоинства и недостатки.

Маленький, да удаленький.

Человек в природе и его здоровье.

Дом, в котором ты живешь.

Прогулки в лес.

У природы нет плохой погоды

Изречения великих людей о нравственности.

Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание ЧЕЛОВЕК.

К.Г.Паустовский

Совесть – высшее богатство, главный стержень человеческой души, на который нанизываются все остальные человеческие качества. Мустай Карим

Любовь к своей отчизне – это истинная вера,

Духовная сила – только в ней. Абельманих Каргалы

Все осушаем мы сами! Истребляем! Губим! Заметим дичь – палим из ружья. Увидим лес – рубим под корень! Цветок встретим – срываем! Нужно, не нужно. Лес – древесина, медведи – мясо, цветок – украшение. Не ждем милости у природы и не милуем ее. Землю матерью называем, но сколько мук она терпит от нас – детей своих. Мустай Карим

Честность, самоотверженность

Спутники настоящего мужчины… Абельманих Габдессалямова

Вы обладаете смелостью. Ведь главное – вера в себя. Каждый боится опасности, и смелость в том, чтобы победить боязнь» —

волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Правда – значит победа совести в человеке. А.С.Пушкин

Лжет только тот, кто боится. Г. Сенкевич.

Тля ест траву, ржа – железо, а ложь – душу. А.П.Чехов

Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных. А.В.Суворов

Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше плохого, чем хорошего. М. Горький

Обсуживая поступки других людей, вспоминай свои. Л.Н. Толстой

Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную. Учись прощать ошибки других, никогда не прощай собственных. А.В.Суворов

Будь ты хоть сыном султана или богача,

Но не ставь себя выше других. Хибатулла Салихов

«Чудеса происходят не только в сказках, когда есть желание подарить радость другим» — волшебник из сказки В. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Друг мне тот, кому все могу говорить. В.Г. Белинский

Настоящая дружба правдива и отважна. Ф. Шиллер

Друг – это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас. Э. Хаббард

Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

Д.И. Менделеев

Не люблю болтливых бездельников и ленивых мечтателей. Мне нравятся такие люди, которые задумывают то, что могут совершить, и совершают то, что задумали. Мустай Карим

Лучшая школа дисциплины есть семья. С. Смайлс

Пока жива моя мать, я не боюсь ни времени, ни дорого, не боюсь, что они со мной поступят худо. Мустай Карим

Приказ отца не терпит промедленья. Мустай Карим

Люди, братья мои, берегите своих матерей! С. Островой

Наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво. Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо. Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная. Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и недерзновенно отвечать. Царь Петр I в 1717 г. издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению»

Живут лишь те, кто творит добро. Л.Н. Толстой

Доброе дело совершается с усилием, но когда усилие повторено несколько раз, то же дело становится привычкой. А.Н. Толстой

Велико ли, мало ли зло, его не надо делать. Эзоп

Правильно ли отвечать добром на зло? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром. Конфуций

Сколько не хули, добро добром прибудет.

Как не мажь навозом злато, — не убудет.

Лишь от грязи слов и злобных наговоров

Остается горечь, боль и накипь в людях. Мифтахетдин Акмулла

Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом – значит самому стать безнравственным человеком. В.А. Сухомлинский

УМЕНИЯ, НАВЫКИ

знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;

демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

добросовестно выполнять поручения актива класса, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; регулярно выполнять домашние задания; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;

действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;

выглядеть опрятно и аккуратно;

осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать и гордиться символами Государства и Республики Башкортостан; культурой и традициями своей Родины.

ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков. Приведем примерный перечень сюжетно-ролевых игр для младших школьников:

1 класс: «Как правильно поздороваться?»; «Мимика и жесты»; «Подбери к словам «хорошо» и «плохо» подходящую картинку»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и школы» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день. Нарисуй, расскажи о них»; «Помоги ребятам в классе составить «Словарь вежливых слов»; «К тебе пришли гости. Игра «Гость – хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме…)»; «На Дне рождения»; «Если другу плохо?»; «Учимся общаться» (Закончи фразу).

2 класс: «Я и другие люди»; «Ученик за невыученный урок получил «2» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения с позиции: 1 группа – ученика, получившего «2», 2 гр. – другого ученика класса, 3 гр. – учителя, который поставил «2», 4 гр. – родителей ученика, получившего «2»); конкурс и защита рисунков «Чему тебя научили сказки?»; деловая игра «Ситуации о правилах поведения в отношениях со старшими, учителем»; «Вежливые слова»; деловая игра «Как тебя зовут друзья?» (дети в группах обсуждают и высказывают мнения о том, как они относятся к кличкам, прозвищам, обращению по фамилии, дают советы).

3 класс: «Опиши своего одноклассника» (назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы: а) считаться твоим другом; б) заслужить твое доверие; в) вызвать симпатию); деловая игра «Верность слову»; деловая игра «Умение общаться»; решение этических задач; коллективно-групповая работа обсуждения ситуаций: «В музее», «После спектакля», «В театре», «В кино»; деловая игра «Культура поведения человека».

4 класс: «Подумай, как поступить»: Если я понимаю настроение другого, то я: а) смогу ему помочь, б) не обижу его, в) поддержу его, г) улучшу его настроение, д) буду доволен, е) свой вариант; написать сочинение «Мой характер и мои поступки»; расскажи, как ты помогаешь маме, папе…

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта. Воспитывает и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Уже в период обучения грамоте, используя беседы по картинкам, иллюстрации, содержание текстов, главным образом сказок, учитель имеет возможность раскрыть перед детьми внутреннее содержание таких понятий, как взаимопомощь, забота, внимание, доброжелательность, щедрость, аккуратность, дружные ребята, дружная семья, а так же отрицательных понятий, характеризующих отрицательные черты человека: хитрость, жадность, нежелание помочь товарищу, неряшливость и др. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности и патриотизме, помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Эта работа способствует коллективному переживанию, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания, дает возможность поделиться друг с другом радостью пережитого, узнать, что волнует и интересует других детей. Большие воспитательные возможности заложены в творческих работах детей, сочинениях, которые требуют выражения личного отношения ребенка к героям произведений и их поступкам.

Школой нравственного воспитания являются: туризм, экскурсии по городу, на производство, в природу, которые воспитывают у школьников

интерес к богатствам родного края, бережного отношения к природе.

Знания школьников о нравственных нормах нередко бывают разрозненными и неполными. Для их обобщения используется рассказ учителя, этическая беседа, главное назначение которой – помочь школьникам разобраться в опросах морали, сформировать нравственную позицию, помочь осознать личный нравственный опыт поведения, прививать умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе бесед ребята активно обсуждают нравственные проблемы, приходят к определенным выводам, учатся отстаивать личное мнение, убеждать в нем товарищей. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Для нравственного формирования школьников важное значение имеет и организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, так, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа включает два основных блока:

I блок – направления развития духовно-нравственного воспитания детей.

II блок – система программных мероприятий.

Направления развития духовно-нравственного воспитания обучающихс

Я – гражданин России. Я – патриот Донского края

Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России; пробудить интерес к прошлому своего народа. Знакомить с национальной культурой, развивать духовно-нравственный мир личности на основе применения в практике (семьи, школы) традиций этнопедагогики. Воспитывать патриотические чувства.

Содержание раздела предусматривает: развитие у детей эмоционально-нравственного отношения к «малой Родине» Уважения к истории, гордости социально-культурными достижениями Дончан, бережного отношения к окружающей среде; изучение российской символики и законов страны, Донского края; знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями и художниками, с национально-прикладным искусством; разучивание забытых народных игр; ознакомление с историей возникновения народных праздников. Развитие любви и бережного отношения к родному языку.

Я, моя семья, мои друзья.

Задачи раздела: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье. Ознакомить с правилами совместной деятельности. Воспитывать миролюбие, терпимость, уважения к нормам гражданского согласия. Воспитывать готовность следовать в жизни, общении и поведении нормам уважения к достоинству человека, старшему поколению. Привлекать родителей к воспитательной работе с детским коллективом, внедрять в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Содержание раздела: ребенок должен знать, кто он сам, почему его так назвали, что означает его фамилия, чем занимались его бабушка и дедушка, где они жили, семейные традиции. Он должен осознавать свой статус в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник и т.д.»). Вовлечение учащихся в деятельность школьных органов самоуправления.

Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

Задачи раздела: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать учащихся к достижениям духовной и материальной культуры народов, проживающих в Республике Башкортостан; воспитывать детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу; реализовывать воспитательный потенциал уроков технологии в процессе воспитания у детей стремления к профессионализму в будущей трудовой деятельности; развивать потребность в творческом труде; воспитывать культуру труда.

Содержание раздела предусматривает развитие трудовых ориентаций личности в системе духовно-нравственного воспитания; вовлечение детей в работу органов дополнительного образования, развитие творческого отношения к работе; создание условий для творческого самовыражения личности детей.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.

Содержание раздела помогает понять, как нужно заботиться о свом организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит и от самого человека. Приобщать к занятиям физической культурой и спортом. Познакомить с правилами ЗОЖ: гигиена тела и жилища, правильное, режим труда и отдыха. Научить заботиться о душевном здоровье и хорошем настроении.

Система мероприятий по реализации программы

Я, моя семья, мои друзья.

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»

Дискуссия «зачем я хожу в школу?»

Час общения «Что в школе хорошо, а что мне не нравится?»

Час откровения

«Хорошо ли мне в школе, школе от меня?»

«Как правильно отдыхать?»

«Заливается звонок – начинается урок» (права и обязанности учащегося)

«Это теперь моя школа!»

Беседа «Что я знаю о своей школе?»

Конкурс рисунков «Моя школа»

Конкурс сочинений о школе.

Родительское собрание «А дети – это яркие кометы»

Родительское собрание «Не тревожиться, а удивляться».

Семинар для родителей «Всегда ли мы в ответе за то, что делают наши дети?»

Азбука вежливости

Об истории хороших манер.

Тест для себя.

Несколько известных истин.

Твой внешний вид.

К тебе гости.

Наши праздники.

Культура речи.

Домашняя библиотека.

Откуда взялись правила поведения?

Ты хочешь быть красивым.

Разговор о разговоре.

После третьего звонка.

Чувство времени.

Каким я себя вижу?

Я и другие.

Прислушайся. Как ты разговариваешь?

Когда вам люди говорят спасибо?

«Я человек, но какой?»

Экслибрис «Портрет друга»

Этическая грамматика «До дружбы надо вырасти».

Традиции воспитания в России.

Праздник «Будьте добры»

Дискуссионный клуб

«Идеальный друг»

«Все легче, если вместе»

«Не останься в стороне, если кто-то в беде»

Выставочный зал «У Тюбика». Конкурс рисунков

«Всякое дело вдвоем веселей»

«Доброе братство лучше богатства»

Откровенно

Конкурс рецептов «Как вылечиться от лени?»

«Смеемся, грустим, задумываемся».

«Какое слово самое крепкое?»

«Кого называют вежливым?»

Я работаю над собой

Тренинг «Учусь быть послушным и терпеливым».

Пословицы о нравственных качествах.

Вежливый ли ты?

Тайны хорошей памяти.

Поиграем – порешаем.

«Кого можно назвать вежливым человеком?»

Наука отдыхать. Остановись, подумай.

Тест-бюро «Познай себя».

Учение на каждый день.

Организация коммуникативных тренингов и игр «Школа общения»

Родительское собрание «Развитие у детей общественной активности».

Поговорим о семейных традициях:

Разговор «Я – надежда семьи».

Сбор пословиц о мамах.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст