Свободные экономические зоны как явление в экономике

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2

Глава 1. Свободные экономические зоны как явление в экономике…………………………………………………………………………4

1.1 История развития СЭЗ: мотивация и причины………………………..…….6

1.2 Классификация ОЭЗ……………………………………………………….….7

Глава 2. Мировой опыт создания СЭЗ…………………………………….…13

2.1 Различные типы СЭЗ в Китае……………………………………………….13

2.2 Свободная экономическая зона «Манаус» в Бразилии……………..…….14

2.3 Технополис – «Кремниевая долина» в США………………………………15

Глава 3. ОЭЗ в России…………………………………………………………17

3.1.Первые попытки создания СЭВ в России…….……………………………18

3.2.ОЭЗ как эффективный инструмент развития………….…………………..19

3.3. Российские ОЭЗ — целевые проекты…………………..……………..…….20

Заключение…………………………………………………………………..….23

Список литературы……………………………………………………………..24

Введение

Свободные экономические зоны как особые международные хозяйственные структуры не только прочно вошли в экономическую реальность XXI века, но и создали тенденцию их широкого практического применения в странах всех континентов. Со времени подписания в 1973 г. Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории, СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В 90-е годы в мире функционировало несколько тысяч разного рода свободных экономических зон. Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают свободные экономические зоны как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие транснациональные корпорации считают организацию собственного производства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своей экспансии. Особые экономические зоны приобрели глобальный характер, стали атрибутами национальных экономик всех широт. Уже сегодня через эти “островки” мировой системы хозяйства проходит около 1/3 мирового товарооборота, и эта цифра будет возрастать.

В настоящее в время в нашей стране идет процесс развития свободных экономических зон. В действующих увеличивается количество резидентов, объемы производств, расширяются экспортно-импортные потоки, создаются условия для привлечения инвестиций, совершенствуются нормативно-законодательные база, регулирующая их деятельность. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.

Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики государства, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики.

Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон, изучить международный опыт в создании СЭЗ. В связи с этим можно выделить следующие задачи: изучение теоретических основ свободных экономических зон; рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах (США, Китай, Бразилия); анализ деятельности свободных экономических зон на территории Российской Федерации.

В работе будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация, принципы свободных экономических зон и деятельность свободных экономических зон в России со всеми проблемами и недостатками.

Для написания данной курсовой работы использовались печатные периодические издания, книжные издания, интернет-ресурсы. Среди отечественных исследователей выделяются своими работами Друзик, Зименков, Смородинская. Их работы, вносят огромный теоретический вклад в развитие СЭЗ России.

. Глава 1. Свободные экономические зоны как явление в экономике.

До недавних пор в российском законодательстве понятие «особые экономические зоны» идентифицировалось с понятием «свободные экономические зоны». Так, в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятом в 1995 году, предусматривалось, что «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территории свободных экономических зон устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации». В принятом в декабре 2003 года Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дается определение свободной экономической зоны, в точности повторяя формулировку, данную в ст. 23 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Согласно ст. 42 Закона 2003 г. «особый режим хозяйственной, в том числе внешнеторговой, деятельности на территориях свободных экономических зон, устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах».

В учебной и научной литературе понятию «свободная экономическая зона» давалось более широкое толкование. По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий».

Что же считать «особой экономической зоной» — режим деятельности или территорию? На практике этот вопрос приобретал важное значение, так как законодательные органы испытывали достаточно сильное давление субъектов государства, желающих иметь федеральные законы, касающиеся конкретных экономических территорий с особым режимом хозяйственной деятельности.

22 июля 2005 года Президент подписал Федеральный закон за N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», где в ст. 2 дается понятие особой экономической зоны: «Особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности». Таким образом, законодательно было закреплено понятие особой экономической зоны.

Специальные экономические зоны представляют собой  один из методов  реализации региональной экономической политики, который используется для придания стимула  развитию определенной территории путем активизации внутренних факторов ее развития, а также привлечения в регион внешних источников: инвестиций, технологий, человеческого капитала и т.д. В основе создания специальных экономических зон лежат идеи  теории полюсов роста Специальные зоны являются  многофункциональными образованиями, их создание нацелено  на решение как региональных, так и общенациональных задач, в частности, развитие международного сотрудничества.

Под специальной экономической зоной понимается  компактная,  относительно локализованная территория, на которой экономическая деятельность субъектов хозяйствования  осуществляется на отличных от национальных условий, гарантированных государством законодательно. Специальная зона представляет собой  часть национального экономического пространства, где введен и применяется особый режим хозяйствования, не используемый в других частях страны.

      Создание специальных экономических зон – одна из форм реализации территориальных приоритетов, когда обнаруживается, что в данном географическом  месте  складываются наилучшие условия  для эффективного движения капитала и ускорения экономического роста.

     Специальные зоны создаются по единой логической схеме, включающей в себя поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности  путем их селективной поддержки. Принципы создания таких зон восходят к неконсервативному  варианту региональной политики развитых стран, которые в начале 80-х годов поставили задачу оживить мелкий и средний бизнес в депрессивных районах.

      Создание специальных экономических зон направлено на решение собственно региональных и общенациональных задач, поэтому целями создания специальных зон могут быть: придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций;         решение проблем занятости населения; рост экспортного потенциала территории и страны; организация производства и поставок на внутренний рынок высокачественных импортозамещающих товаров; освоения современного опыта организации и управления производством, подготовки кадров, функционирования субъектов хозяйства в рыночной среде, отработка моделей адаптации разных систем управления экономикой.

     В каждом конкретном случае каждая из них ориентируется либо на одну из этих целей, либо на комбинацию нескольких.

1.1.История развития СЭЗ: мотивация и причины.

СЭЗ получили широкое распространение во многих странах . В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон), сегодня эта цифра растёт в геометрической прогрессии. Изначально, международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Так и по сей день крупные международные корпорации считают организацию собственного производства в свободной экономической зоне важнейшим направлением своей экспансии. Россия начиная с 90- х годов тоже включилась в тенденции связанные с созданием СЭЗ, и только по прошествии 10-15 лет мы увидели реальные возможности в развитии данного сектора экономики.

Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире?

Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.

Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами: стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Большую роль СЭЗ играют в развитии экономики развивающихся стран, включая и те, которые совсем недавно завоевали независимость и с помощью зон стимулируют приток иностранных инвестиций на национальный рынок.

1.2.Классификация ОЭЗ.

В современных теоретических работах отечественных и зарубежных авторов нет единого мнения по определению и типологии особых экономических зон (СЭЗ). В мировой практике существует до двадцати пяти их разновидностей, среди которых наиболее распространенными являются: таможенные зоны; свободные таможенные зоны; свободные экономические зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; беспошлинные экспортно-производственные зоны; свободные экспортные зоны; свободные экспортно-производственные зоны; экспортно-производственные зоны; свободные производственные зоны; зоны экономического благоприятствования; промышленные экспортно-ориентированные зоны; свободные промышленные зоны; предпринимательские зоны; зоны совместного предпринимательства; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; технико-внедренческие зоны; научно-промышленные парки; оффшорные зоны; международный оффшорный финансовый центр; свободные банковские зоны; эколого-экономические регионы; открытые районы; туристские центры; эколого-экономические регионы.

Несмотря на различия в названиях и организационно-функциональном назначении, СЭЗ обладают рядом общих признаков, позволяющих сформулировать следующее определение: под СЭЗ следует понимать часть национальной территории, (иногда выделенной из общей таможенной черты государства), имеющую расширенную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предпринимателей.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по 4 основным критериям:

1. по характеру деятельности или функциональному предназначению;2. по степени интегрированности в мировую и национальную экономику;3. по отраслевому признаку;

4. по характеру собственности.

По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить 4 основных типа зон: зоны свободной торговли, экспортно-производственные зоны, научно-промышленные парки, оффшорные зоны.

К зоне свободной торговли (ЗСТ) относятся территории, функции которых в основном сводятся к ввозу, хранению, сортировке, упаковке и перевалке товаров без их дополнительной обработки.Предпосылками создания таких зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным путям, крупным промышленным центрам) и наличие развитой инфраструктуры (подъездные пути, складские помещения, грузовые терминалы и пр.). Они создаются в крупных транспортных и экономических центрах (международные аэропорты, морские порты), на пересечении крупных международных транспортных магистралей.

    Первые такие зоны были созданы в США в годы «великой депрессии». Сейчас такие зоны распространены по всему миру, классическим примером зоны свободной торговли считается зона Шеннон, созданная в Ирландии в 1959 г. В России специальная зона такого типа создана в аэропорту Шереметьево в Москве.

     В зависимости от выполняемых функций зоны свободной торговли подразделяются на: зоны свободного транзита; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

Зоны свободного транзита предназначены для обслуживания большого интернационального грузопотока, в зонах обеспечивается минимум формальных процедур при пересечении границы товарами. В свободных таможенных зонах устанавливается особый режим таможенного контроля, в торгово-производственных зонах торгово-коммерческая деятельность сочетается с промышленно-производственной.

Зоны свободной торговли создаются главным образом с целью увеличения экспорта и поощрения  иностранных инвестиций, а также стимулирования экономического развития в этих зонах. Преимущества этих зон заключается в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью.

Так как в современной мировой экономике основным фактором конкурентоспособности становится не цена товара, а его качество, новизна, наукоемкость, интеллектоемкость. Развитие этой тенденции отразилось и на характере деятельности экспортно-производственных зон, многие из которых начали трансформироваться в научно-промышленные парки (НПП). Кроме того, СЭЗ образуются в форме технополисов, высокоразвитых структур по организации разработки и выпуска конкурентоспособной продукции.

Экспортно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными фискальными и финансовыми льготами. По признаку преобладающих рынков сбыта промышленно-производственные зоны подразделяются на: зоны замещения импорта (внутренний рынок страны);     экспортные зоны (внешние рынкам); экспортно-замещающие зоны (смешанная сбытовая ориентация).

    Логика образования экспортно-производственных зон определяется необходимостью стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных инвестиций. С точки зрения теории сравнительных преимуществ  эта логика выглядит следующим образом. Если страна по каким-то причинам не в состоянии обеспечить широкое открытие экономики для иностранного предпринимательского капитала либо прибегнуть к   повсеместному стимулированию экспорта, то она может это сделать в рамках специальных экономических зон, где правительство имеет возможность проводить иную промышленную политику и создать специальный, более благоприятный  инвестиционный климат для зарубежных капиталов.  Соответственно своя логика образования присуща и  импортозамещающим зонам (зонам замещения импорта, интеграции ориентированных на экспорт структур в национальное хозяйство).

 Наибольшее распространение в мире получили зоны экспортно-производственной направленности. Создаваемый в зонах экспортно-производственной направленности экономический климат стимулирует те отечественные и иностранные инвестиции, которые ориентированы на производство экспортных товаров.

 Условиями эффективного функционирования таких зон являются:  дешевое и достаточное обеспечение сырьем; дешевая местная рабочая сила; комплекс других конкурентных преимуществ, позволяющих продукции зоны выйти на мировой рынок.

Распространенной схемой организации производственной деятельности в таких зонах является следующая: беспошлинный импорт сырья или комплектующих изделий – переработка сырья или сборка конечных продуктов  — экспорт.

     В зонах научно-промышленного или технико-внедренческого типа сконцентрированы национальные и (или) зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой финансовых и фискальных льгот. Наиболее близкими к данной модели зон являются технопарки и технополисы.

Принципы организации технопарков очень схожи с порядком образования экспортно-производственных зон (ЭПЗ) — те же территориальная и экономическая обособленность, государственная поддержка в виде валютных ассигнований, финансовых и налоговых льгот, экспортная ориентация. Основное отличие НПП от ЭПЗ в том, что в ЭПЗ создавалось в основном крупносерийное, трудоемкое производство, а в технополисах осуществляется разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В США насчитывается 100 технопарков, в Германии — 60, Китае — 52, Великобритании — 40, Франции — 30, России — 27, Японии — 20. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным относятся также оффшорные образования. Согласно терминологии, принятой в экономической литературе, под «оффшорной» (англ. – вне берега) понимается деятельность компании вне юрисдикции какого-либо государства (территории), а под «международными оффшорными центрами» подразумеваются центры, в которых участники кредитно-финансовых сделок не являются резидентами страны, на территории которой совершаются операции. При этом участники сделок пользуются особым правовым и налоговым режимом. Около 70% всех оффшорных центров созданы в развивающихся странах. Масштабы т.н. оффшорного бизнеса в последние годы растут весьма быстро. По некоторым оценкам, в середине 90-х годов до половины всего объема мировых валютных операций проходило через них.

По степени интегрированности в мировую и национальную экономику можно выделить два типа СЭЗ: экстравертивный — имеющий анклавный характер и ориентированный на внешний рынок, и интровертивный — интегрированный в национальную экономику. Анклавный характер имеют большинство СЭЗ в новых индустриальных странах Азии, в отдельных странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Интровертивный — наличие тесных экономических связей с внутренними районами страны (свободная зона Манаус в Бразилии).

          На практике специальная экономическая зона редко может быть четко отнесена к тому или иному типу, поскольку в ней могут сочетаться элементы разных типов.

Глава 2. Мировой опыт создания СЭЗ.

2.1 Различные типы СЭЗ в Китае.

Создание СЭЗ в Китае было инициировано ЦК КПК ещё в середине 1979 г. При этом официально им придавался статус реального механизма проведения открытой внешнеэкономической политики, рассчитанной на активное развертывание научно-технического сотрудничества, производственной кооперации и привлечение иностранных инвестиций.   По замыслу создателей свободные экономические зоны должны были стать «открытыми окнами во внешний мир». Предполагалось, что через них в страну будут поступать управленческий опыт, капиталы, передовая технология, знания, которые после адаптации в зонах смогут использоваться по всей стране. Кроме того СЭЗ должны были стать полигоном для отработки рыночного механизма с участием всех форм собственности и налаживания наиболее эффективных производственных связей с зарубежными фирмами. В течении 1980-90-х гг. государственная политика Китая в отношении СЭЗ прошла несколько этапов, начиная от создания специальных экономических зон и открытия приморских городов и районов, до расширения открытости внутриконтинентальных и приграничных районов. Организация зон различных типов заложила фундамент для создания необходимых условий по претворению в жизнь государственных реформ в XXI веке и открытости внешнему миру.

На первом этапе шёл процесс формирования договорно-правовой и организационной основы привлечения иностранного капитала с СЭЗ, был принят пакет законов, регламентирующих вопросы налогообложения, передачи финансового обеспечения; созданы органы, ответственные за привлечение иностранного капитала; на южном побережье страны были созданы свободные экономические зоны: «Шэньчжэнь», «Чжухай», «Шаньтоу» и «Сямэнь», а в начале XXI века была создана СЭЗ «Хайнань».

Второй этап характеризовался дальнейшим расширением территорий Китая, открытых для иностранного капитала, последовательным совершенствованием договорно-правовой базы сотрудничества с иностранными инвесторами и дальнейшей либерализацией государственной политики в области привлечения и использования иностранного капитала, активизации деятельности действующих СЭЗ и созданием их новых видов

На третьем современном этапе, китайское правительство предпринимает усилия по расширению привлечения прямых иностранных инвестиций в экспортные производства, но при этом наибольшие преференций предоставляет проектам с новыми передовыми технологиями, именно эти проекты получают налоговые и иные льготы. Одновременно применяться ограничительные меры по отношению к трудоёмким технологиям в обрабатывающей промышленности, использующим низко квалифицированную рабочую силу. Одновременно с этим страна, тки образом, способна стимулировать поступательное развитие собственной науки. На сегодняшний день Китай придерживается крайне высоких темпов роста ВВП и отличительной чертой его экономического развития являются: стабильность и позитивные долгосрочные перспективы.

2.2 Свободная экономическая зона «Манаус» в Бразилии.

Решение о создании свободной экономической зоны «Манаус» было принято Национальным конгрессом Бразилии в качестве экономической альтернативы развития и интеграции района Внутренней Амазонии в экономику всей страны. Закон от 6 июня 1957 г. N 3173 о создании СЭЗ «Манаус» предусматривал выполнение Программы регионального развития, направленной на экономическое возрождение региона. Фактически СЭЗ «Манаус» была создана через 10 лет Декретом от 28 февраля 1967 г. N 288/67, в котором, в частности, отмечается, что СЭЗ «Манаус» представляет собой зону свободной торговли и специальных налоговых льгот сроком на 30 лет.

Статьей 40 Акта временных конституционных постановлений действующей Конституции Бразилии от 5 октября 1988 г. налоговые льготы были продлены до 5 октября 2013 г., а единственным параграфом этого Акта определено, что только федеральные законы могут устанавливать или заменять критерии, согласно которым утверждается или нет реализация различных проектов в СЭЗ «Манаус».

С принятием Закона от 30 декабря 1991 г. N 8.587 в СЭЗ был образован режим свободной зоны; устранены глобальные годовые ограничения импорта, образован Международный торговый порт СЭЗ «Манаус».

На территории СЭЗ «Манаус» предприятиям предоставляются следующие налоговые и финансовые льготы: освобождение от уплаты налога на импорт импортных товаров, предназначенных для потребления внутри свободной зоны; снижение ставки налога на импорт на импортные товары, использующиеся для производства промышленных товаров в СЭЗ с последующей их реализацией в других районах страны; освобождение от налога на промышленную продукцию потребительских и промышленных товаров, произведенных в свободной зоне; освобождение предприятий от уплаты подоходного налога сроком на 10 лет; освобождение предприятий от уплаты налога на экспорт; освобождение от налога на оборот товаров и услуг товаров, происходящих из других бразильских штатов и предназначенных для потребления или производства промышленной продукции в СЭЗ «Манаус»; выделение финансовых ресурсов из специального инвестиционного фонда для Амазонии предприятиям для реализации особо важных проектов.

Помимо федеральных налоговых льгот, предприятиям, функционирующим в СЭЗ «Манаус», предоставляются также налоговые льготы штатом Амазонас и муниципалитетом г. Манауса.

2.3 Технополис – «Кремниевая долина» в США.

Кремниевая долина ( HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA» \o «Английский язык» англ. Silicon Valley) — регион в штате HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F» \o «Калифорния» Калифорния, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90» \o «США» США, отличающийся высокой плотностью высокотехнологичных компаний ( HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80» \o «Компьютер» компьютеры и их составляющие — особенно HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80» \o «Центральный процессор» микропроцессоры, — HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5» \o «Программное обеспечение» программное обеспечение, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D1%8C» \o «Мобильная радиосвязь» мобильная связь, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8» \o «Биотехнологии» биотехнологии и т. п.). В ней расположены основные офисы таких известных во всём мире компаний как:

Adobe Systems — Компания является ведущим производителем программного обеспечения для графического дизайна, публикации, веб и продукции печати с ежегодными доходами, приближающимися к 2 миллиардам долларов;

Apple — HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F» \o «Публичная компания» публичная компания, её акции торгуются на бирже HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/NASDAQ» \o «NASDAQ» NASDAQ и HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B6%D0%B0» \o «Лондонская фондовая биржа» Лондонской фондовой бирже. Капитализация на середину июля 2007 года — $115,3 млрд; настоящее время помимо компьютеров «Macintosh» (настольные модели HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=MacPro&action=edit» \o «MacPro» MacPro, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/IMac» \o «IMac» iMac и HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/Mac_mini» \o «Mac mini» Mac mini, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%83%D1%82%D0%B1%D1%83%D0%BA» \o «Ноутбук» ноутбуки: HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/MacBook» \o «MacBook» MacBook и HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=MacBook_Pro&action=edit» \o «MacBook Pro» MacBook Pro, серверы Xserve), а также программного обеспечения для них (операционная система HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/Mac_OS_X» \o «Mac OS X» Mac OS X, мультимедийный пакет HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=ILife&action=edit» \o «ILife» iLife, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Final_Cut&action=edit» \o «Final Cut» Final Cut, HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Aperture&action=edit» \o «Aperture» Aperture и прочее), Apple выпускает плейеры семейства HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/Ipod» \o «Ipod» iPod, а также продаёт цифровые аудио- и видеозаписи через онлайновый магазин HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/Itms» \o «Itms» iTunes и выпускает профессиональные компьютерные дисплеи ( HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/Apple_Cinema_Display» \o «Apple Cinema Display» Apple Cinema Display);

Yahoo! ( HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/NASDAQ» \o «NASDAQ» NASDAQ: HYPERLINK «http://quotes.nasdaq.com/asp/SummaryQuote.asp?symbol=YHOO&selected=YHOO» \o «http://quotes.nasdaq.com/asp/SummaryQuote.asp?symbol=YHOO&selected=YHOO» YHOO) — HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%A8%D0%90» \o «США» американская компания, предоставляющая ряд сервисов, объединённых HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB» \o «Интернет-портал» интернет-порталом Yahoo!; Согласно статистике HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/Alexa_Internet» \o «Alexa Internet» Alexa Internet и HYPERLINK «http://toolbar.netcraft.com/stats/topsites» \o «http://toolbar.netcraft.com/stats/topsites» Netcraft, на сегодняшний день Yahoo! — первый по посещаемости HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%B1-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82» \o «Веб-сайт» веб-сайт в сети HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82» \o «Интернет» Интернет

Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Валли» (Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. В начале XXI века в США функционировало около 150 технопарков, а родственных им образований, именуемых «инкубаторами бизнеса» насчитывалось более одной тысячи.

Глава 3. ОЭЗ в России.

Условия, необходимые для создания и развития специальных экономических зон, различаются в зависимости от типа создаваемой зоны.  Мы рассмотрим их более подробно на примере зон комплексного типа, называемых обычно свободными экономическим зонами. Зоны такого типа, нацеленные на привлечение преимущественно иностранного капитала получили широкое распространение в Китае, попытки их создания предпринимаются в России.

Что касается иностранных инвестиций в свободные экономические зоны в России, то наиболее удачным примером может служить зона «Янтарь», которая расположена в г. Калининграде и Калининградской области на берегу Балтийского моря.

В зоне создан особый режим хозяйственной деятельности, в том числе комплекс таможенных, налоговых, валютных, кредитно-финансовых и внешнеэкономических стимулов для предприятий с иностранными инвестициями, максимально упрощен порядок регистрации предприятий и банков. Экспорт произведенных в зоне товаров, а также импорт не подлежат квотированию и лицензированию. Экспортируемые товары, произведенные в зоне, и импортируемые товары, которые предназначены для производства продукции или для продажи на месте, освобождаются от уплаты таможенных пошлин (при импорте — также и налога на добавленную стоимость).

Предусмотрены льготы по налогу на прибыль. Часть прибыли, которая реинвестируется в зоне, вообще освобождается от налогов. Предприятия в сфере материального производства получают отсрочку в выплате налогов сроком на 10 лет с момента получения объявленной прибыли, другие предприятия — на 4—5 лет.

Часть средств от приватизации объектов в зоне идет не в центральный бюджет, а остается в зоне и используется для создания страховых, залоговых фондов, фондов развития.

3.1.Первые попытки создания СЭВ в России

Как уже говорилось выше, особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются государством с учетом его экономических задач в переходный период и предлагаются в качестве перспективной модели развития отдельных территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования центров роста.

До недавнего времени в российском законодательстве однозначного термина, характеризующего подобные территории, не существовало.

Появление зон офшорного типа в России приходится на середину 1990-х гг. Основными в то время являлись учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования «Ингушетия» и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позднее такие зоны были образованы в ряде других регионов.

Большинство из них так и не стали функционировать в полной степени, их деятельность во многом нарушала федеральное законодательство, по причине чего они и были ликвидированы.

Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон N 116-ФЗ), который закрепил их правовое определение. В соответствии с положениями Закона особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, создаваемая в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

В перспективе благодаря отечественным и иностранным инвестициям ОЭЗ должны стать основным стимулом развития наукоемких производств, внедрения передовых технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных на мировых рынках.

3.2.ОЭЗ как эффективный инструмент развития.

На протяжении последнего десятилетия в мире произошло коренное переосмысление понятия промышленного производства. Промышленная политика сегодня – это не раздача бюджетных средств и не поддержка неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Современная промышленная политика представляет собой комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности национальных компаний на внутреннем и внешнем рынках путем создания благоприятных условий для их динамичного развития и реализации их фактических и потенциальных конкурентных преимуществ.

Возможности, появляющиеся в результате создания СЭЗ многообразны: привлечение инвестиций для повышения конкурентоспособности отдельных производств, развитие экспорта, стимулирование инновационной активности национальных компаний.

В последние годы пришло осознание того, что общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России настолько неблагоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг, что отдельными мерами их поддержки обойтись нельзя. Необходимы комплексные улучшения в законодательной, административной и регуляторной сферах, которые на сегодняшний день могут быть в полном объеме реализованы только в рамках зон с особым экономическим режимом.

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров. Именно сочетание этих факторов делает режим особой экономической зоны достаточно привлекательным для инвесторов, хотя каждый из них в отдельности не так и велик.

На сегодняшний день в России созданы или планируются к созданию ОЭЗ почти всех основных типов, распространенных в мире: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

Такое разнообразие организационных форм позволяет оказывать государственную поддержку широкому спектру экономических субъектов. При этом акцент делается на отрасли с высокой добавленной стоимостью, инновационностью и мультипликативностью. Такой подход позволяет рассчитывать на то, что создание ОЭЗ приведет не только к финансовому благополучию предприятий-резидентов, но и будет активно стимулировать развитие смежных отраслей и сопредельных территорий. Это является значительным позитивным отличием от предыдущих попыток создания особых зон в России.

3.3. Российские ОЭЗ — целевые проекты.

В январе 2006 г. Правительство РФ и шесть субъектов Федерации — Москва, Санкт-Петербург, Томск, Липецкая область, Московская область и Республика Татарстан — подписали соглашения о создании особых экономических зон.

Постановлениями Правительства РФ в декабре 2005 г. особого статуса по результатам конкурса были удостоены разработчики микроэлектроники в Зеленограде (Москва), ядерные физики Дубны (Московская область), специалисты по информационным технологиям Санкт-Петербурга, создатели новых материалов в Томске. Кроме того, в Липецке будут производить бытовую технику, а в Елабуге (Республика Татарстан) — автокомпоненты и высокотехнологичные продукты нефтехимии.

Особые экономические зоны, создаваемые на территории нашего государства, подразделяются на промышленно-производственные, технико-внедренческие и рекреационные.

Под промышленно-производственной особой экономической зоной следует понимать участок территории площадью не более 20 кв. км, на котором ее резидент вправе осуществлять производство и (или) переработку товаров (продукции), а также их реализацию, за исключением добычи полезных ископаемых и металлургического производства; переработки полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов; производства и переработки подакцизных товаров (исключение составляют легковые автомобили и мотоциклы).

Такие зоны созданы на территории Липецка и Елабуги.

Технико-внедренческой особой экономической зоной признают участки территории (количеством не более двух) общей площадью не более 2 кв. км, на которых резиденты вправе осуществлять деятельность по созданию и реализации научно-технической продукции, доведению ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также по созданию программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанию услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Подобные зоны созданы в Дубне, Москве, Санкт-Петербурге и Томске.

Названные виды зон различаются по составу резидентов, которыми являются коммерческие предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в пределах муниципального образования, на территории которого функционирует ОЭЗ, и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В промышленно-производственных зонах резидентами могут быть только организации, а в технико-внедренческих — организации и предприниматели.

Однако созданием этих двух разновидностей особых экономических зон, дело не ограничилось, и уже в 2006 году, в подготовке законопроекта об особых экономических зонах туристско-рекреационного типа в течение года приняли участие Министерство экономического развития, Федеральное агентство по туризму, вновь созданное Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и представители регионов России. И вот 3 июня 2006 года Президент России подписал Федеральный закон N 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон ввел третий тип особых экономических зон — «туристско-рекреационные особые зоны». Новый Закон полностью опирается на принятый Закон об особых экономических зонах с учетом особенностей функционирования туристских зон. Неизменными остались общий порядок создания, механизм функционирования особых экономических зон и управления ими. Вновь принятый Закон определяет особенности создания и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон, а также условия осуществления предпринимательской деятельности на их территориях.

В соответствии с Законом особые экономические зоны создаются на 20 лет, что является большим стимулом для регионов страны. Ведь формирование туристско-рекреационных зон преследует разные цели. Прежде всего, создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение инвестиций в туристские, рекреационные и курортные центры России. Думается, это обеспечит им развитие в условиях рыночной экономики. Предполагается, что туристская отрасль страны сделает в своем развитии качественный рывок, а жители России и зарубежные гости получат возможность доступного и полноценного отдыха, лечения и оздоровления.

По оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видим, возможности и перспективы существенны.

Заключение

Мировой опыт создания свободных экономических зон говорит о том, что это один из эффективных способов привлечения инвестиций в регион, где эта зона находится. Так сказать, катализатор развития внешнеэкономических связей и экономики.

Критически оценивая мировой опыт создания и функционирования свободных зон, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии становления, определения своей тактики, выбора приоритетов и ориентации. Без существенной поддержки государства этот период может сильно затянуться, оставив многие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, отказом от самой идеи.

Свободные экономические зоны в России при использовании их государством как механизм селективной либерализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой «ловушки» для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

Организация свободных экономических зон в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство, как средство интенсификации ее международных экономических связей.

Список литературы

Постановление ВС РСФСР ОТ 24.10.90 г. «О создании в Приморском крае в районе г.Находка свободной экономической зоны».

Положение о свободной экономической зоне в районе г. Находки Приморского края. Утверждено постановлением СМ РСФСР от 23.11.90 г, N 540.

Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»), Утверждено постановлением СМ РСФСР от 25.09-91 г. N497.

Конституция Российской Федерации, 1993 г.

Васильев Л. СЭЗ: мифы и действительность. // Биржевые ведомости –2003 – № 1-2, с.8.

Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. N 1.

Добрынин А. И. — Экономическая теория. — М., 1999г.

Доронина Н.Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. 2004. N 6.

Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учеб.пособие. — М., 2000, — 298 с.

Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. — ЮНИТИ, 2005.

Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – Благовест-В, 2004.

Э.Костромичева, Л.Груша. Итоги и проблемы функционирования СЭЗ в 2003 г. // Российская экономика: анализ, прогноз, регулирование – 2004 — № 2, с. 13

Пирогова О.В. Рекреационные ресурсы как концепт в системе непрерывного профессионального туристского образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 34 с. В надзаг.: Российская международная академия туризма.

Савин ВА. Свободные экономические зоны в Китае. — Внешнеэкономический бюллетень, 1999, № 10, С. 7—10;

Смородинская П., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы. // Вопросы экономики – 2001 – № 12, с. 126-140.

Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. // Экономика и жизнь – 2002 – № 12, с.1.

Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. N 1.

Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – Благовест-В, 2004.

Савин ВА. Свободные экономические зоны в Китае. — Внешнеэкономический бюллетень, 1999, № 10, С. 7—10;

Пирогова О.В. Рекреационные ресурсы как концепт в системе непрерывного профессионального туристского образования: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 34 с. В надзаг.: Российская международная академия туризма.

PAGE

PAGE 25